Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-декор» (3–5 класс)
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Карасукского района» Новосибирской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества Карасукского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета 31.08.2020 г. Протокол № | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО ДДТ |
_____________ Л.Д. Зайцева | |
Приказ № от 31.08. 2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Эко-декор»
(с применением дистанционных технологий)
Возраст обучающихся: 9-13 лет
Срок реализации программы: 2 месяца
Автор-составитель программы:
Белоус Елена Робертовна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Карасук, 2020
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи программы | 4 |
1.3. Содержание программы. Учебный план | 5 |
1.4. Планируемые результаты | 9 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | 10 |
2.1. Календарный учебный график | 10 |
2.2. Условия реализации программы | 10 |
2.3. Формы аттестации | 11 |
2.4. Оценочные материалы | 14 |
2.5 Методические материалы | 14 |
2.6. Описание учебно-методического электронного кейса к курсу «Эко - декор» | 15 |
2.7. Список литературы | 20 |
Приложение 1. Календарный учебный график | 22 |
Приложение 2. Итоговый тест | 25 |
Приложение к модулю 1 | 27 |
Приложение к модулю 2 | 30 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко - декор» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Актуальность обусловлена практической значимостью программы. Дети могут применять полученные знания и умения в реальной жизни – выполнять изделия для украшения интерьера своего дома или в подарок, что отвечает запросам родителей и детей.
Сегодня во всем мире стало необычайно модным украшать свой дом и себя всевозможными аксессуарами из природного материала. Набирает популярность такой тренд, как «Эко - декор» (единение с природой). Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков.
Возвращаясь с прогулки, дети часто приносят желуди, шишки, ветки. С экскурсии к водоему — красивые камешки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Занятия с детьми по программе «Эко - декор» позволяют расширить возможности всестороннего развития детей.
Новизна
Программа адаптирована для реализации в условиях отдалённого поселения и в условиях временных ограничительных мер. Состоит из отдельных модулей, после освоения каждого дети получают готовое изделие. На образовательной платформе Moodle создан дистанционный курс «Эко-декор».
Отличительные особенности программы
Программа «Эко - декор» разработана самим педагогом и отличается от уже существующих тем, что включает в себя креативные техники с использованием разнообразных доступных природных материалов (древесные спилы, сухоцветы, береста, семена и др.)
Программа предполагает взаимодействие с родителями (законными представителями), включая их в совместную деятельность - мастер- классы, творческие мастерские.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 9-13 лет.
Данный период возраста – это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения. Возраст 10–12-лет характеризуется большой впечатлительностью, эмоциональной отзывчивостью на всё яркое, выразительное, красочное. Дети одного возраста могут находиться на разных уровнях творчества, что связано с особенностями становления личности каждого из них.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 месяца обучения
Общее количество учебных часов – 16ч.
Количество модулей – 2 (по 8 часов каждый).
Форма обучения – очная, дистанционная.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Эко-декор» состоит из двух модулей. Используется интеграция очного и дистанционного обучения. Модуль «Флористика» более облегченный, нежели «Ошибана», поэтому в курсе он расположен первым.
Продолжительность занятий: 45 минут; перемена 10 минут, работа за компьютером не более 20-25 минут (согласно рекомендациям СанПиН).
Режим, периодичность занятий
Общее количество часов: 16 часов.
Количество часов и занятий в неделю: 1 раз по 2 часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – создание условий для творческой самореализации детей, посредством обучения креативным техникам эко-декора.
Задачи
Личностные:
- формировать бережное отношение к природе;
Метапредметные:
- развивать мотивацию к изучению креативных техник эко-декора (флористический декор, ошибана) через просмотр мастер-классов, галерей авторских работ;
- развивать личностные качества (целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность).
Образовательные (предметные):
ознакомить обучающихся с техниками декора (ошибана, флористика)
- развивать умение работать дистанционно, выполнять задание самостоятельно, бесконтактно, используя онлайн доски Миро, Linoit , сервис Learning Apps.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название модуля, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Модуль 1 «Флористика» | 8 | 2 | 6 | Упражнение, самоконтроль, фотоотчёт | ||||
2 | Модуль 2 «Ошибана» | 8 | 2 | 6 | Самоконтроль, тестирование фотоотчёт | ||||
Итого: | 16 | 4 | 12 |
№ п/п | Название модуля, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
Модуль 1. «Флористика» | ||||||||||
1 | Тема 1.1. Создание цветотеки | 2 | 0.5 | 1.5 | Упражнение, самоконтроль, фотоотчёт | |||||
2 | Тема 1.2. Плоскостная флористическая открытка «Летняя лужайка» | 2 | 0.5 | 1.5 | самоконтроль, фотоотчёт | |||||
3 | Тема 1.3. Плоскостная флористическая открытка «Букетик полевой» | 2 | 0.5 | 1.5 | самоконтроль, фотоотчёт | |||||
4 | Тема 1.4. Флористическое панно «Цветочный фейерверк» | 2 | 0.5 | 1.5 | самоконтроль, фотоотчёт | |||||
Модуль 2. Ошибана» | ||||||||||
5 | Тема 2.1. Пейзаж «Здравствуй, осень!» | 2 | 0.5 | 1.5 | самоконтроль, фотоотчёт | |||||
6 | Тема 2.2. Сборка пейзажа «Здравствуй, осень!» | 2 | 0.5 | 1.5 | самоконтроль, фотоотчёт | |||||
7 | Тема 2.3. Пейзаж «Деревенька моя» | 2 | 0.5 | 1.5 | самоконтроль, фотоотчёт | |||||
8 | Тема 2.4. Сборка пейзажа «Деревенские мотивы» Итоговая работа | 2 | 0.5 | 1.5 | самоконтроль, «Эко-тест» фотовыставка. | |||||
Итого: | 16 | 4 | 12 |
Содержание учебного плана
Модуль 1. Флористика (8 часов)
Задачи:
- развивать фантазию, воображение, чувство цвета;
- ознакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения;
- собрать цветотеку (сортировка флористического материала по цвету и фактуре.
Тема 1.1. Создание цветотеки
Теория: Ознакомление с группами природного материала:
растительного, животного, минерального происхождения. Понятие «флористика». Правила заготовки флористического материала (видеоурок).
Практика: сортировка ранее заготовленного природного материала растительного происхождения по цвету и фактуре. Создание цветотеки.
Форма контроля: самоконтроль, готовая работа, опрос – упражнение в Learning Apps(https://www.edu54.ru/community/group/25/lpm/view/9436/), фотоотчёт на доске Linoit ( http://linoit.com/users/elenabelous/canvases/Фотогалерея ).
Тема 1.2. Плоскостная флористическая открытка « Летняя лужайка»
Теория: понятия «аппликация», «композиция», «открытка».
Практика: составление цветочной композиции на белом картоне (используем небольшие засушенные яркие цветы, листья и травки).
Формы контроля: самоконтроль, готовая работа, фотоотчёт (доска Linoit).
Тема 1.3. Плоскостная флористическая открытка «Букетик полевой»
Теория: понятие «паспарту».
Практика: составление цветочной композиции на белом картоне (используем шаблоны вазочек, небольшие засушенные яркие цветы, листья и травки). Оформление открыток в паспарту из цветного картона. Окончательное декорирование открытки фломастерами, витражными красками, лентами, стразами.
Формы контроля: самоконтроль, готовая работа, фотоотчёт (доска Linoit).
Тема 1.4. Флористическое панно «Цветочный фейерверк »
Теория: понятия «панно», «коллаж».
Практика: изготовление флористического панно с использованием объёмных флористических элементов (сухоцветы, семена, ветки, корни, и др.). Оформление в рамку.
Форма контроля: самоконтроль, готовая работа, фотоотчёт (доска Linoit).
Модуль 2. Ошибана (8 часов)
Задачи:
- ознакомить с флористической живописью - ошибаной;
- изготовить простйшие пейзажи в технике «ошибана».
Тема 2.1. Пейзаж «Здравствуй, осень!»
Теория: понятие «ошибана» (краткая историческая справка), понятие «пейзаж», «эскиз». Выбрать образец в сети Интернет или придумать свой (видеоурок, просмотр авторских работ).
Практика: набросать эскиз, подобрать необходимый флористический материал (листья, травы, цветы осенних оттенков).
Форма контроля: самоконтроль, фотоотчёт (доска Linoit).
Тема 2.2. Сборка пейзажа «Здравствуй, осень!»
Практика: подобрать картон нужного цвета, по эскизу вырезать из флористического материала детали будущего пейзажа. Аккуратно приклеить детали дальнего плана. Подобрать фрагменты переднего плана (можно объёмные). Оформить картину в паспарту или в рамку.
Форма контроля: самоконтроль, готовая работа, фотоотчёт (доска Linoit).
Тема 2.3. Пейзаж «Деревенька моя»
Теория: просмотр картин художников на деревенскую тему (зимний пейзаж). Выбрать образец в сети Интернет или придумать свой (видеоурок- просмотр авторских работ).
Практика: набросать эскиз, подобрать необходимый флористический материал (листья, травы, цветы). Собрать картину, оформить в паспарту или в рамку.
Форма контроля: самоконтроль, фотоотчёт (доска Linoit).
Тема 2.4. Пейзаж «Деревенские мотивы».
Теория: просмотр картин художников на деревенскую тему (летний пейзаж).
Практика: Форма контроля: самоконтроль, готовая работа, фотоотчёт (доска Lenoit).
Итоговая работа: итоговый тест в Learning Apps (вопросы в приложении к модулю 2), онлайн – выставка (доска Linoit).
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
- будет сформировано бережное отношение к природе;
Метапредметные:
- будет развита мотивация к изучению креативных техник эко-декора через просмотр мастер-классов, галерей авторских работ;
- будет сформировано умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Образовательные (предметные):
- будет сформировано умение приобретать знания самостоятельно;
- будет сформировано умение самостоятельно воплощать собственные идеи;
- будет сформировано умение работать дистанционно индивидуально и в команде.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяется следующим содержанием :
- количество учебных недель – 8;
- количество учебных дней –8;
- даты начала и окончания учебных периодов/этапов – с 01 сентября по 25 октября.
Календарный учебный график составляется с учетом расписания учебных занятий. (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебное помещение: занятия кружка проводятся в помещении учреждения общей площадью 21,4 м² (при очной форме).
При дистанционной форме обучения:
- вебинарная комната (учебный кабинет для проведения онлайн-занятий);
- технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с доступом к сети Интернет;
- принтер, фотоаппарат и видеокамера, веб-камера.
Перечень материалов, необходимых для занятий:
- кисти;
- клей ПВА, клей «Момент»;
- картон белый и цветной;
- фоторамки;
- природный материал растительного происхождения;
- узкие атласные ленточки, стразы.
Информационное обеспечение
- электронные образовательные ресурсы;
- информационно-телекоммуникационные ресурсы (ZOOM, Skype);
- использование платформы дистанционного обучения Moodle;
- онлайн доски Миро, Linoit , сервис Learning Apps.
Кадровое обеспечение
Реализацией программы занимается педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ Белоус Елена Робертовна. Имеет высшую квалификационную категорию.
2.3. Формы аттестации
На протяжении всего периода обучения осуществляется текущий контроль (фотоотчёт), опрос.
По окончанию освоения каждого модуля оформляется онлайн - выставка, на которой будут выставлены работы обучающихся. Онлайн – выставка будет размещена на официальном сайте учреждения и в мессенджерах. В качестве итоговой аттестации обучающимся будет предложен тест в Learning Apps по пройденному материалу. (Приложение 2) https://learningapps.org/17827086
2.4 Оценочные материалы
Планируемые результаты | Критерии оценивания | Виды контроля | Диагностический инструментарий | |
Личностные результаты | Реализация программы будет способствовать: - формированию бережного отношения к природе; - формированию умения работать дистанционно, выполнять задание самостоятельно, бесконтактно. | Высокий уровень – обучающийся работу выполнил аккуратно и имеет эстетический завершенный вид с внесением элементов индивидуальности. Средний уровень – обучающийся выполнил работу не очень аккуратно с незначительными элементами индивидуальности. Низкий уровень – работа выполнена небрежно и имеет незаконченный вид. | Текущий контроль | Тестирование |
Метапредметные результаты | Обучение по программе будет способствовать развитию: - мотивации к художественной деятельности; - формированию навыков владения ТСО, самостоятельного поиска информации в перечне онлайн-платформ, сайтах; - побуждению к самостоятельному анализу и коррекции собственной деятельности. | Высокий уровень – обучающиеся точно и четко выполняют составляющие элементы изделия. Средний уровень – обучающиеся выполняют элементы неточно с небольшими помарками. Низкий уровень – элементы выполнены небрежно, что приводит к неэстетичному виду изделия. | Текущий контроль | Тестирование |
Предметные результаты | В процессе реализации программы «Эко-декор» у обучающихся: - будет развит познавательный интерес к изучению креативных техник эко-декора (флористический декор, ошибана); - будут сформированы знания в области композиции, формообразования, цветоведения; - будут уметь создавать украшения домашнего интерьера, аксессуары. | Высокий уровень – обучающиеся самостоятельно и качественно выполняют задуманную работу без помощи педагога. Средний уровень – обучающиеся затрудняются изготавливать изделия самостоятельно Низкий уровень – не могут самостоятельно выполнять работу. | Итоговый контроль | Тестирование, онлайн- выставка |
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
- словесный – рассказ;
- наглядный – фото и видеоматериалы;
- практический – онлайн-выставки;
- репродуктивный – обобщение материала;
- интерактивный – использование дистанционной платформы Moodle, доска Linoit, сервис Learning Apps.
Педагогические технологии:
- технологии дистанционного обучения;
- обучение на базе видеоконференций
- кейс – технологии;
- здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз).
Формы организации учебных занятий:
- видеолекции;
- дистанционные конкурсы;
- видеомастер - классы;
- видеоуроки;
- практические занятия.
Алгоритм учебного занятия:
1. Определение темы дистанционного урока.
2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.
5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, фотографические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7. Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока.
8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, технологические карты, подбор для каждого модуля гиперссылок на источники информации в сети Интернет.
9. Разработка заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
2.6. Описание учебно-методического электронного кейса к курсу «Эко -декор»
Название курса | «Эко-декор» |
Общая инструкция по работе с курсом | Программа рассчитана на 16 учебных часов. Занятия реализуются на платформе Moodle. В рекламном баннере есть ссылка на анкету-заявку для учащихся. Из данных в анкете-заявке администратор курса генерирует логин и пароль обучающемуся, который, используя логин и пароль, регистрируется на платформе “MOODLE” РМЦ, создает личный кабинет, приступает к обучению на курсе “Эко-декор ”. Курс состоит из 2-х тематических модулей. Каждый модуль содержит теорию и практическое задание с пошаговой инструкцией по выполнению задания. Каждая тема состоит из теоретической и практической части, игровых упражнений. Как происходит онлайн-обучение: Обучающемуся по расписанию открывается определенная тема курса. Все занятия содержат практические задания. Их необходимо выполнить, чтобы получить доступ к следующему занятию. По каждому занятию можно общаться с педагогом персонально в комментариях или чате «Собеседники». Педагог комментирует выполненные задания, указывает на ошибки, утверждает или предлагает переделать. Пока практическая работа не одобрена, обучение продолжить невозможно. |
График работы по программе | 2 месяца |
Модуль 1. «Флористика»
Тема 1.1. Создание цветотеки
Глоссарий к модулю 1 «Флористика» «Эко-слово» (приложение 3) | ||||
Информационный блок | Практический блок | Коммуникативный блок | Контролирующий блок | |
Элемент «Пояснение» Элемент «Страница» Группы природного материала. Флористика. | Элемент «Задание» Сортировка ранее заготовленного природного материала растительного происхождения по цвету и фактуре. Создание цветотеки. | Элемент «Гиперссылка» -«Давайте познакомимся» (доска Linoit) Групповой чат «Собеседники»- Чат с обучающимися по правилам заготовки растительного материала | Элемент «Пакет Scorm»- Сортировка природного материала по группам (сервис Learning Apps) Элемент «Гиперссылка» - Фотогалерея (доска Linoit) |
Тема 1.2. Плоскостная флористическая открытка «Летняя лужайка»
Информационный блок | Практический блок | Коммуникативный блок | Контролирующий блок | |
Элемент «Пояснение» Понятие «аппликация», «композиция», «открытка», «паспарту». | Элемент «Задание» Составление цветочной композиции на белом картоне (используем небольшие засушенные яркие цветы, листья и травки) | Групповой чат «Собеседники» Чат с обучающимися по технологии изготовления открытки | Элемент «Гиперссылка» -Фотогалерея (доска Linoit) | |
Тема 1.3. Плоскостная флористическая открытка «Букетик полевой» | ||||
Информационный блок | Практический блок | Коммуникативный блок | Контролирующий блок | |
Элемент «Пояснение» | Элемент «Задание» Составление цветочной композиции на белом картоне (используем шаблоны вазочек, небольшие засушенные яркие цветы, листья и травки). Оформление открыток в паспарту из цветного картона. Окончательное декорирование открытки фломастерами, витражными красками, лентами, стразами. | Групповой чат «Собеседники» Чат с обучающимися по технологии изготовления открытки | Элемент «Гиперссылка» -Фотогалерея (доска Linoit) | |
Тема 1.4. Флористическое панно «Цветочный фейерверк» | ||||
Информационный блок | Практический блок | Коммуникативный блок | Контролирующий блок | |
Понятия «панно», «коллаж». | Элемент «Задание» Изготовление флористического панно с использованием объёмных флористических элементов (сухоцветы, семена, ветки, корни, и др.). Оформление в рамку. | Групповой чат «Собеседники» Чат с обучающимися по технологии изготовления панно. | Элемент «Гиперссылка» -Фотогалерея (доска Linoit) | |
Тема 2.1. Пейзаж «Здравствуй, осень!» | ||||
Глоссарий к модулю 2 «Ошибана» «Эко-слово» (приложение 4) | ||||
Информационный блок | Практический блок | Коммуникативный блок | Контролирующий блок | |
Понятие «ошибана» (краткая историческая справка) «пейзаж», «эскиз». Видеоурок, просмотр авторских работ. Выбрать образец в сети Интернет или придумать свой. | Элемент «Задание» Набросать эскиз, подобрать необходимый флористический материал (листья, травы, цветы осенних оттенков). | Групповой чат «Собеседники» Чат с обучающимися по технологии изготовления картины. | Элемент «Гиперссылка» -Фотогалерея (доска Linoit) | |
Тема 2.2. Сборка пейзажа «Здравствуй, осень!» | ||||
Информационный блок | Практический блок | Коммуникативный блок | Контролирующий блок | |
Просмотр картин художников на деревенскую тему (осенний пейзаж) – самостоятельно. | Элемент «Задание» Подобрать картон нужного цвета, по эскизу вырезать из флористического материала детали будущего пейзажа. Аккуратно приклеить детали дальнего плана. Подобрать фрагменты переднего плана (можно объёмные). Оформить картину в паспарту или в рамку. | Групповой чат «Собеседники» Чат с обучающимися по технологии изготовления картины. | Элемент «Гиперссылка» -Фотогалерея (доска Linoit) |
Тема 2.3. Пейзаж «Деревенька моя»
Информационный блок | Практический блок | Коммуникативный блок | Контролирующий блок |
Просмотр картин художников на деревенскую тему (зимний пейзаж) – самостоятельно. | Элемент «Задание» Набросать эскиз, подобрать необходимый флористический материал (листья, травы, цветы). Подобрать картон нужного цвета, по эскизу вырезать из флористического материала детали будущего пейзажа. Аккуратно приклеить детали дальнего плана. Подобрать фрагменты переднего плана (можно объёмные). Оформить картину в паспарту или в рамку. | Групповой чат «Собеседники» Форум с обучающимися по технологии изготовления картины. | Элемент «Гиперссылка» -Фотогалерея (доска Linoit) |
Тема 2.4. Сборка пейзажа «Деревенские мотивы». Итоговая работа.
Информационный блок | Практический блок | Коммуникативный блок | Контролирующий блок |
Просмотр картин художников на деревенскую тему (летний пейзаж) – самостоятельно. | Элемент «Задание» Набросать эскиз, подобрать необходимый флористический материал (листья, травы, цветы). Подобрать картон нужного цвета, по эскизу вырезать из флористического материала детали будущего пейзажа. Аккуратно приклеить детали дальнего плана. Подобрать фрагменты переднего плана (можно объёмные). Сборка картины. Соединить все элементы картины, оформить в паспарту или в рамку. | Групповой чат «Собеседники» Чат с обучающимися по технологии изготовления картины | Элемент «Пакет Scorm» - «Эко-тест» (сервис Learning Apps) Элемент «Гиперссылка» -Фотогалерея (доска Linoit) |
2.7. Список литературы
Нормативные документы
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.
6. Методические рекомендации по проектированию дистанционных общеобразовательных общеразвивающих программ, ГАУ ДО НСО «ОЦРТД и Ю», Новосибирск , 2020г.
7. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
8. Положение о комплектовании и наполняемости групп.
Литература, использованная при составлении программы
1. Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов: [уник. техника и нагляд. уроки создания картин из цветов и листьев] / Л.Б. Белецкая. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат). – 63 с.
2. Марьина Ю. Коллажи и панно. Школа флористики. – М.: Изд-во «Ниола 21-й век», 2005. – 95 с.
3. Махмутова Х. Домашний дизайн. Используем кожу, стекло, металл, дерево. – М.: Эксмо, 2007. – 64 с.
4. Торренс, Э.П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskog – Психология счастливой жизни (02.02.2020 г.).
5. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. – СПб.: Иматон, 1998. – 170 с.
Литература и источники информации для обучающихся
2. Перевертень Г.И. Пофантазируй с берестой. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 31 с.
4. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 191 с.
https://www.youtube.com/watch?v=5HRhytuc6yo (15.08.2020)
https://www.youtube.com/watch?v=WDA6v5VsO0Qhttps://yandex.ru/video/preview/?wiz_type=vital&filmId=17437235294747016783&text=ошибана+своими+руками+видео&path=wizard&parent-reqid=1596357870609948-429372972837644911100139-production-app-host-man-web-yp-46&redircnt=1596358665.1 (28.08.2020)
Приложение 1
Календарный учебный график «Эко-декор»
№ п/п | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 10.01.2021 | 11:00-11:45 11:55-11:40 | практическая работа | 2 | Флористика. Создание цветотеки. Понятие «флористика» Практика: сортировка природного материала растительного происхождения по цвету и фактуре. Создание цветотеки. | Учебный кабинет, дистанционно | наблюдение, опрос |
2 | 17.09.2021 | 11:00-11:45 11:55-11:40 | практическая работа | 2 | Плоскостная флористическая открытка «Летняя лужайка». Понятия «открытка», «композиция», «паспарту». | Учебный кабинет, дистанционно | опрос |
3 | 24.09.2021 | 11:00-11:45 11:55-11:40 | практическая работа | 2 | Плоскостная флористическая открытка «Букетик полевой». Практика: оформление открыток в паспарту из цветного картона. Окончательное декорирование открытки фломастерами, витражными красками, лентами, стразами. | Учебный кабинет, дистанционно | готовая работа, опрос, фотоотчёт |
4 | 31.01.2021 | 11:00-11:45 11:55-11:40 | практическая работа | 2 | Флористическое панно «Цветочный фейерверк» Понятия «панно», «коллаж» | Учебный кабинет, дистанционно | опрос, готовая работа, фотоотчёт |
5 | 07.02.2021 | 11:00-11:45 11:55-11:40 | практическая работа | 2 | Ошибана. Пейзаж «Здравствуй, осень!» понятие «ошибана» (краткая историческая справка), понятие «пейзаж», «эскиз». | Учебный кабинет, дистанционно | опрос |
6 | 14.02.2021 | 11:00-11:45 11:55-11:40 | практическая работа | 2 | Сборка пейзажа «Здравствуй, осень!» Подобрать картон нужного цвета, по эскизу вырезать из флористического материала детали будущего панно. Аккуратно приклеить детали дальнего плана. | Учебный кабинет, дистанционно | самоконтроль |
7 | 21.02.2021 | 11:00-11:45 11:55-11:40 | практическая работа | 2 | Сборка пейзажа «Деревенька моя» (зимний пейзаж) | Учебный кабинет, дистанционно | самоконтроль |
8 | 28.02.2021 | 11:00-11:45 11:55-11:40 | практическая работа | 2 | Сборка пейзажа «Деревенские мотивы» (летний пейзаж) Итоговая работа | Учебный кабинет, дистанционно | самоконтроль, готовая работа итоговый тест, онлайн - выставка |
Приложение 2
Итоговый тест
Как называется предварительный набросок будущего изделия?
1-Декор 2- Эскиз 3- Композиция
2. Как называется совокупность декоративных элементов (украшений), применяемых для отделки изделия?
1-Декор 2- Эскиз 3- Композиция
Сколько цветов в радуге?
1-Пять 2- Семь 3- Восемь
Какой из этих цветов холодный?
1-Красный 2-Зелёный 3-Жёлтый
Как называются краски на растительном клее, разводимые водой, а также живопись этими красками?
1-Акварель 2- Пастель 3- Гуашь
Как называется образец, по которому выкраивается, изготавливается деталь, предмет?
1-Трафарет 2- Шаблон 2- Эскиз
Удали лишнее. Почему?
Панно, картина, скульптура, коллаж
Перечислите природный материал растительного происхождения.
Цветы Кора Плоды Ветки Корни Листья Семена
Перечислите природный материал животного происхождения.
Кожа Мех Пух Перья Яичная скорлупа Ракушки
Перечислите природный материал минерального происхождения.
Глина Песок Камни
Как называются растения, цветки или соцветия которых после срезки долго, иногда в течение нескольких лет, сохраняют свою форму и цвет?
1-Пустоцветы 2- Долгоцветы 3- Сухоцветы
Удали лишнее.
Кожа Кость Глина Рыбья чешуя
Удали лишнее.
Мох Колосья Камыш Пластмасса
Как называется произведение изобразительного искусства, предназначенное для постоянного или временного заполнения участка стены?
1-Коллаж 2-Картина 3-Панно
Как называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое (в переводе с латинского означает располагать какие-либо предметы красиво).
1- Экспозиция 2-Композиция 3-Репетиция
Что такое флористика? Дайте определение.
Что такое ошибана? Дайте определение.
Приложение 3
Глоссарий к модулю «Флористика»
Декор – совокупность декоративных элементов (украшений), применяемых для отделки изделия.
Эко-декор (природный декор) предусматривает использование в интерьере натурального, природного материала. В большинстве случаев в качестве натурального материала выступает дерево.
Флористика - один из видов визуального искусства, в котором художник вместо красок использует цветочные лепестки, листья, травы, а также специальные искусственные материалы. Это выражение фантазии, творческих порывов и чувств человека посредством живых и сухих даров растительного мира.
Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Коллекционирование открыток называется филокартией.
Паспарту – широкая рамка, обычно из бумаги или картона, обрамляющая произведение изобразительного искусства.
Коллаж (от фр. сollagе – «наклеивание») – технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание не какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллажем называется также произведение, целиком выполненное этим способом.
Панно – это произведение изобразительного искусства, предназначенное для постоянного или временного заполнения участка стены.
Сухоцветы – растения, цветки или соцветия которых после срезки долго, иногда в течение нескольких лет, сохраняют свою форму и цвет.
Композиция – в переводе с латинского означает располагать какие-либо предметы красиво.
Приложение 4
Глоссарий к модулю «Ошибана»
Ошибана - художественное творчество мастеров ошибаны, или прессованной флористики основано именно из этого материала - цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших благодаря этому свои природные форму и цвет. Это древнее искусство, как и искусство икебаны, возникло в Стране Восходящего Солнца – Японии – много лет назад и с тех пор уверенно завоёвывает всё больше поклонников по всему миру. В России зачинателем нового вида искусства считают художницу Зинаиду Мамонтову.
Пейзаж — это живописный жанр, предметом которого являются природные, сельские и городские ландшафты, а также атмосферные явления.
Эскиз – (франц. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.