12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сапожникова Ольга Сергеевна19
Педагог-библиотекарь
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза Хоменко И.С.

г. Комсомольск-на-Амуре


Принята утверждаю:

на заседании Педагогического совета Директор МОУ СОШ № 4

МОУ СОШ № 4

Протокол № ___ от И.В. Каменева

_____________ 2021г. «____» __________ 2021г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«ЧУДЕСА БУМАЖНОГО ДЕКОРА»


Направленность: художественно-эстетическая

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Срок реализации: 1 год

составитель:

Сапожникова О.С., педагог-библиотекарь

Комсомольск-на-Амуре,  2021

Пояснительная записка

​​​​​​​ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по созданию объёмных композиций из бумаги «Чудеса бумажного декора» входит в учебный план МОУ СОШ № 4 самостоятельным модулем.

Программа разработана в соответствии со следующими законодательными актами:

1. Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «СанПиН 2.4.4.3172-14»;

3. Приказом №196 Министерства Просвещения России от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р;

5. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242;

6. Уставом МАУ ДО «ЦЭВД», его Образовательной программой, а также целями и задачами Центра эстетического развития детей, основанными на социальном заказе, запросах родителей и детей;

7. «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ»;

Программа разработана с учётом реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Направленность программы: художественно-эстетическая

Уровень: начальный

Актуальность программы. Одной из важнейших задач образования в школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также, умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

В наше время, когда любой товар является профицитным, наивысшую ценность представляют информация и практические навыки, которые невозможно приобрести, не приложив усилий. Программа курса «Чудеса бумажного декора» направлена на приобретение учениками практических и творческих навыков и возможность успешного их применения по окончании обучения.

Отличительной особенностью программы является знакомство детей с базовыми навыками создания объёмных бумажных открыток, мини-книг в технике pop-up, чтобы в дальнейшем дети могли самостоятельно ориентироваться в многообразном мире объёмной бумагопластики.

Начальный уровень программы предполагает наличие развитых навыков работы с материалом и направлен на развитие навыков моделирования изделий объёмной бумагопластики, усложнение моделей и способов декора изделий.

Адресатом программы являются дети от 8 до 11 лет, без каких-либо критериев отбора.

Педагогическая целесообразность - Программа поможет учащимся освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения и предусматривает понимание учеником гармонии цвета.

Цель программы формирование и развитие практических умений и творческого мышления ребенка посредством занятий бумагопластическим творчеством.

Задачи:

Личностные:

Воспитать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Воспитать адекватную реакцию в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

Научить выражать собственное мнение и позиции; не нарушая общую культуру поведения.

Метапредметные:

Развивать навык определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Научить аккуратности и последовательности действий на уроке;

Развивать способность работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Стимулировать фантазию при создании собственных интересных проектов в технике pop-up.

Предметные

Научить практической работе с художественными материалами

Научить основам проектирования изделия;

Научить подбору материалов, соответствующих замыслу и назначению изделия.

Научить самостоятельно составлять и осуществлять алгоритм работы над изделием.

Научить производить готовый к использованию продукт (предмет декора, открытку, книгу).


Срок реализации программы


Период

Продолжительность занятия

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

1 час

1 (для одной группы)

34

34 ч


Формы и режим занятий - групповое занятие проводится раз в неделю, по 1 академическому часу. Академический час равен 45 минутам. Наполняемость групп составляет 5 человек.


Учебный план


Название раздела, модуля, блока

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Базовые формы с выдвижными блоками

4

1

3

Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка

2

V-образные формы

4

1

3

Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка

3

Способы крепления

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка

4

«Гармошка»

2

1

1

Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка

5

Спиральные формы

3

1

2

Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка

6

Создание книг

20

5

15

Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка



Содержание учебного плана


1. Базовые формы с выдвижными блоками

Теория:

Знакомство с предметом базовых форм элементов – техникой параллельных выдвижных блоков («Уголок»). Знакомство с разнообразием материалов для работы, техникой безопасности.

Практика:

Освоение навыков работы с бумагой и инструментами, изготовление базовых форм: открытка-подарок, открытка с цветами, открытка-окно.

2. V-образные формы

Теория:

Развитие навыка проектирования изделия, навыка работы с бумагой и инструментами, навыка разработки плана действий и декора изделия.

Практика:

Изготовление V-образных форм: ирландский клевер, новогодняя открытка, валентинка с объёмным сердечком.

3. Способы крепления деталей

Теория:

Знакомство с простыми способами крепления независимых деталей внутри pop-up композиции.

Практика:

Освоение двух способов крепления.

4. «Гармошка»

Теория:

Знакомство с формой «Гармошка», благодаря которой можно создавать необычные композиции с большим числом деталей.

Практика:

Изготовление открытки с кувшинками, используя шаблон.

5. Спиральные формы.

Теория:

Знакомство со следующим способом создания pop-up элементов – бумажные спирали. Рассмотрение ситуаций, в которых можно использовать данную форму.

Практика:

Изучение алгоритма создания спиральной формы: открытка «Яблочные поздравления», открытка «Порхающие бабочки».

6. Создание книг.

Теория:

Применение изученных форм объёмных элементов для создания книг. Рассмотрение различных тем для книг. Изучение создания корешка для книги.

Практика:

Изготовление pop-up книг: «Динозавры», «Кругосветка».



Планируемые результаты:

В результате изучения данной программы, обучающиеся будут уметь:

Личностные результаты

Проявлять общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Адекватно реагировать в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

Выражать собственное мнение и позиции, не нарушая общую культуру поведения.

Метапредметные результаты:

определять и формировать цель деятельности на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями;

строить рассуждения, оформлять свои мысли в устной и художественной форме.

Предметные результаты

Уметь работать с художественными материалами

Уметь конструировать простую фигуру из её частей;

Уметь подбирать материалы, соответствующие замыслу и назначению изделия.

Уметь самостоятельно составлять и осуществлять алгоритм работы над изделием.

Уметь производить готовый к использованию продукт (предмет декора, игрушку).


Комплекс организационно-педагогических условий


Условия реализации программы:

Для реализации программы внеурочной деятельности «Чудеса бумажного декора» необходимо предоставить:

Кабинет

Учебная мебель (парты, стулья)

Раковина

Компьютер

Принтер

Бумага плотная (300-350г/м) белая, цветная

Линейка металлическая 30 см

Ножницы канцелярские

Нож макетный (канцелярский) + набор для утилизации лезвий

Фломастеры

Перманентный маркер (черный)

Клей канцелярский силикатный (резиновый)

Макетный коврик (с разлиновкой)

Ручная биговка

Циркуль

Простой карандаш, стёрка


Информационное обеспечение: для практической работы используются «развертки» (шаблоны работ), находящиеся в свободном доступе (книги, интернет).

Все используемые материалы имеются в свободном доступе и не нарушают авторских прав.

Кадровое обеспечение: педагог-библиотекарь.

Формы аттестации и оценочные материалы

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Первичный, позволяющий определить исходные знания обучающихся (тестовое задание). Результаты первичного контроля определяют исходный уровень развития ученика и уровень программы, на которую он будет зачислен.

Текущий, в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действий методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.

Зачет, что будет отражено в карте развития учащегося (приложение 1).

Форма представления результатов:

- презентация своей (самостоятельной) работы

- выставка работ учащихся.

Оценочные материалы: Для оценки эффективности обучения используется карта развития учащегося (приложение 2).

Методическое обеспечение:

Наборы заготовок (трафареты, шаблоны).

Методическая литература.


Алгоритм учебного занятия:

Занятие всегда начинается со взаимного приветствия и подготовки рабочего места. После подготовки краткая беседа с учениками:

Повторение действий и задач прошлого занятия

Постановка задач и составление плана действий на текущее занятие.

Краткий инструктаж по выполнению текущего этапа работы.

Практическая работа под контролем педагога.

В конце занятия краткая беседа:

Рефлексия: выполненные задачи из поставленных на текущее занятие, качество проделанной работы,

Краткий план действий на следующее занятие.



Календарно-тематический план занятий на учебный год


Раздел и тема

Кол-во часов

Краткое содержание

занятия

Дата проведения

Базовые формы с выдвижными блоками

4

Знакомство с основами pop-up элементов. Моделирование разнообразных по композиции открыток. Изготовление простых предметов в технике «уголок».

06.09 – 30.09. 2021

1

Открытка-подарок

1

Выполнение открытки с подарочными коробками.


2

Открытка с цветами

1

Выполнение горизонтальной открытки с накладными элементами.


3

Открытка-окно

2

Выполнение открытки, имитирующей вид из окна.



V-образные формы

4

Продолжение моделирования композиций при помощи техники «уголок», но с другими возможными углами наклона.

04.10 – 29.10. 2021

4

Валентинка с объёмным сердечком

1

Выполнение простой открытки – «Валентинки»


5

Новогодняя открытка

1

Выполнение открытки с новогодней ёлкой.


6

Ирландский клевер

2

Выполнение открытки-сувенира.



Способы крепления деталей

1

Знакомство с креплением независимых деталей внутри pop-up открытки.

01.11 – 05.11. 2021

7

Способы: снаружи, внутри

1

Выполнение крепления деталей за «ушки».



«Гармошка»

2

Знакомство с элементом с несколькими складками по центру, что позволяет создавать необычные композиции с большим количеством деталей.

08.11 – 19.11. 2021

8

Открытка-гармошка

1

Подготовка основы для будущей открытки.


9

Вырезание шаблонов

1

Использование шаблонов цветов «кувшинки». Изготовление объемной открытки



Спиральные формы

3

Знакомство с алгоритмом создания спиральной открытки на конкретном примере.

29.11 – 17.12. 2021

10

Открытка «Яблочные поздравления»

1

Выполнение спирали в форме яблока.


11

Открытка «Порхающие бабочки»

2

Выполнение спирали в форме сердечка.



Создание книг

20

Знакомство с сюжетными вариантами использования объемных элементов из бумаги.

20.12. 2021 – 27.05. 2022

12

Динозавры

9

Изготовление pop-up книги с собственными рисунками (или с использованием шаблонов), вспоминая кто такие динозавры.


13

Кругосветное путешествие

11

Изготовление pop-up книги с собственными рисунками (или с использованием шаблонов) с интересными местами нашей планеты.



Использованная литература:


Соколова Ольга. Pop-up. Чудеса бумажного декора-Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

Дадашова З.Р. Волшебная бумага. Самоучитель по технике вырезания для школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016

Дадашова З.Р. Резные открытки. - Москва: АСТ-Пресс, 2014


Использованные источники сети Интернет:


АРТ-студия Ступеньки: www.youtube.com/channel/UC1x8LJt-SXzjvjqsZHXKVEQ






Приложение 1


Карта развития учащегося


Фамилия_____________________________________________________

Имя___________________________________________________________

Отчество_________________________________________________________

Группа ________________________________________________


Степень проявления способностей оценивается педагогом-библиотекарем по прохождении учащимися каждого полугодия по пятибалльной системе:

1 балл – отсутствие выраженности рассматриваемого качества

2 балла – слабая выраженность качества

3 балла – средняя выраженность качества

4 балла - выраженность выше среднего

5 баллов – высокая выраженность качества.


Общие качества

балл по полугодиям

1-е

2-е

1

Соблюдение этических норм при групповой работе



2

Адекватная реакция на проявление эмоционально-оценочного отношения к миру



3

Уважительное выражение собственного мнения



4

Умение определять и формировать цель деятельности



5

Составление алгоритма работы



6

Корректировать свою деятельность в соответствии с целью



7

Определение критериев оценки и степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями



8

Психомоторика



Предметные навыки

1

Работа с художественными материалами:




Умение вырезать по линии чертежа




Аккуратное использование клея




Аккуратное раскрашивание изделия




Работа с бумагой: аккуратные сгибы, отсутствие прорванных мест



2

Проектирование изделия




Составление эскиза изделия по замыслу




Понимание материалов, необходимых для воплощения идеи




Умение представлять результат проделанной работы




Аккуратный декор соответственно замыслу



3

Конструирование изделия из частей




Понимание простых раскроек




Изготовление собственных простейших раскроек (дополнительных деталей изделия)



4

Работа с художественными материалами




Умение вырезать по линии чертежа




Аккуратное использование клея




Аккуратное раскрашивание изделия




Работа с бумагой: аккуратные сгибы, отсутствие прорванных мест




Применение различных материалов и техник декора (аппликация, роспись, использование дополнительных деталей)




Умение аккуратно работать по цветной бумаге\раскройке



5

Проектирование изделия




Составление эскиза изделия по замыслу




Понимание материалов, необходимых для воплощения идеи




Умение представлять результат проделанной работы




Интересный декор, не противоречащий замыслу и функционалу изделия



6

Конструирование изделия из частей




Понимание простых раскроек




Изготовление собственных простых раскроек (дополнительных деталей изделия)



8

Самостоятельность в следовании алгоритму изготовления изделия




Самостоятельная разработка алгоритма изготовления изделия




Следование разработанному алгоритму изготовления изделия



9

Качество готового изделия






Опубликовано


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 19.05.21 в 10:36 0Ответить Пожаловаться
Нестандартная программа. В качестве приложения хотелось бы увидеть готовое изделие.
Сапожникова Ольга Сергеевна, 20.05.21 в 04:28 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Любовь Ивановна! Спасибо за комментарий! Я первый год только буду апробировать свою программу, мне самой очень интересно как будет получатся у ребят, и какие работы выйдут, особенно книги. По мере творения буду выкладывать готовые работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.