Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса бумажного декора» (2–5 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Хоменко И.С.
г. Комсомольск-на-Амуре
Принята утверждаю:
на заседании Педагогического совета Директор МОУ СОШ № 4
МОУ СОШ № 4
Протокол № ___ от И.В. Каменева
_____________ 2021г. «____» __________ 2021г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«ЧУДЕСА БУМАЖНОГО ДЕКОРА»
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
составитель:
Сапожникова О.С., педагог-библиотекарь
Комсомольск-на-Амуре, 2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по созданию объёмных композиций из бумаги «Чудеса бумажного декора» входит в учебный план МОУ СОШ № 4 самостоятельным модулем.
Программа разработана в соответствии со следующими законодательными актами:
1. Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «СанПиН 2.4.4.3172-14»;
3. Приказом №196 Министерства Просвещения России от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
5. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242;
6. Уставом МАУ ДО «ЦЭВД», его Образовательной программой, а также целями и задачами Центра эстетического развития детей, основанными на социальном заказе, запросах родителей и детей;
7. «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ»;
Программа разработана с учётом реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
Направленность программы: художественно-эстетическая
Уровень: начальный
Актуальность программы. Одной из важнейших задач образования в школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также, умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
В наше время, когда любой товар является профицитным, наивысшую ценность представляют информация и практические навыки, которые невозможно приобрести, не приложив усилий. Программа курса «Чудеса бумажного декора» направлена на приобретение учениками практических и творческих навыков и возможность успешного их применения по окончании обучения.
Отличительной особенностью программы является знакомство детей с базовыми навыками создания объёмных бумажных открыток, мини-книг в технике pop-up, чтобы в дальнейшем дети могли самостоятельно ориентироваться в многообразном мире объёмной бумагопластики.
Начальный уровень программы предполагает наличие развитых навыков работы с материалом и направлен на развитие навыков моделирования изделий объёмной бумагопластики, усложнение моделей и способов декора изделий.
Адресатом программы являются дети от 8 до 11 лет, без каких-либо критериев отбора.
Педагогическая целесообразность - Программа поможет учащимся освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения и предусматривает понимание учеником гармонии цвета.
Цель программы формирование и развитие практических умений и творческого мышления ребенка посредством занятий бумагопластическим творчеством.
Задачи:
Личностные:
Воспитать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Воспитать адекватную реакцию в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
Научить выражать собственное мнение и позиции; не нарушая общую культуру поведения.
Метапредметные:
Развивать навык определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Научить аккуратности и последовательности действий на уроке;
Развивать способность работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Стимулировать фантазию при создании собственных интересных проектов в технике pop-up.
Предметные
Научить практической работе с художественными материалами
Научить основам проектирования изделия;
Научить подбору материалов, соответствующих замыслу и назначению изделия.
Научить самостоятельно составлять и осуществлять алгоритм работы над изделием.
Научить производить готовый к использованию продукт (предмет декора, открытку, книгу).
Срок реализации программы
Период | Продолжительность занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
1 год обучения | 1 час | 1 (для одной группы) | 1ч | 34 | 34 ч |
Формы и режим занятий - групповое занятие проводится раз в неделю, по 1 академическому часу. Академический час равен 45 минутам. Наполняемость групп составляет 5 человек.
Учебный план
№ | Название раздела, модуля, блока | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Базовые формы с выдвижными блоками | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка |
2 | V-образные формы | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка |
3 | Способы крепления | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка |
4 | «Гармошка» | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка |
5 | Спиральные формы | 3 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка |
6 | Создание книг | 20 | 5 | 15 | Педагогическое наблюдение, рефлексия учеников, выставка |
Содержание учебного плана
1. Базовые формы с выдвижными блоками
Теория:
Знакомство с предметом базовых форм элементов – техникой параллельных выдвижных блоков («Уголок»). Знакомство с разнообразием материалов для работы, техникой безопасности.
Практика:
Освоение навыков работы с бумагой и инструментами, изготовление базовых форм: открытка-подарок, открытка с цветами, открытка-окно.
2. V-образные формы
Теория:
Развитие навыка проектирования изделия, навыка работы с бумагой и инструментами, навыка разработки плана действий и декора изделия.
Практика:
Изготовление V-образных форм: ирландский клевер, новогодняя открытка, валентинка с объёмным сердечком.
3. Способы крепления деталей
Теория:
Знакомство с простыми способами крепления независимых деталей внутри pop-up композиции.
Практика:
Освоение двух способов крепления.
4. «Гармошка»
Теория:
Знакомство с формой «Гармошка», благодаря которой можно создавать необычные композиции с большим числом деталей.
Практика:
Изготовление открытки с кувшинками, используя шаблон.
5. Спиральные формы.
Теория:
Знакомство со следующим способом создания pop-up элементов – бумажные спирали. Рассмотрение ситуаций, в которых можно использовать данную форму.
Практика:
Изучение алгоритма создания спиральной формы: открытка «Яблочные поздравления», открытка «Порхающие бабочки».
6. Создание книг.
Теория:
Применение изученных форм объёмных элементов для создания книг. Рассмотрение различных тем для книг. Изучение создания корешка для книги.
Практика:
Изготовление pop-up книг: «Динозавры», «Кругосветка».
Планируемые результаты:
В результате изучения данной программы, обучающиеся будут уметь:
Личностные результаты
Проявлять общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Адекватно реагировать в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
Выражать собственное мнение и позиции, не нарушая общую культуру поведения.
Метапредметные результаты:
определять и формировать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями;
строить рассуждения, оформлять свои мысли в устной и художественной форме.
Предметные результаты
Уметь работать с художественными материалами
Уметь конструировать простую фигуру из её частей;
Уметь подбирать материалы, соответствующие замыслу и назначению изделия.
Уметь самостоятельно составлять и осуществлять алгоритм работы над изделием.
Уметь производить готовый к использованию продукт (предмет декора, игрушку).
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы:
Для реализации программы внеурочной деятельности «Чудеса бумажного декора» необходимо предоставить:
Кабинет
Учебная мебель (парты, стулья)
Раковина
Компьютер
Принтер
Бумага плотная (300-350г/м) белая, цветная
Линейка металлическая 30 см
Ножницы канцелярские
Нож макетный (канцелярский) + набор для утилизации лезвий
Фломастеры
Перманентный маркер (черный)
Клей канцелярский силикатный (резиновый)
Макетный коврик (с разлиновкой)
Ручная биговка
Циркуль
Простой карандаш, стёрка
Информационное обеспечение: для практической работы используются «развертки» (шаблоны работ), находящиеся в свободном доступе (книги, интернет).
Все используемые материалы имеются в свободном доступе и не нарушают авторских прав.
Кадровое обеспечение: педагог-библиотекарь.
Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Первичный, позволяющий определить исходные знания обучающихся (тестовое задание). Результаты первичного контроля определяют исходный уровень развития ученика и уровень программы, на которую он будет зачислен.
Текущий, в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действий методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.
Зачет, что будет отражено в карте развития учащегося (приложение 1).
Форма представления результатов:
- презентация своей (самостоятельной) работы
- выставка работ учащихся.
Оценочные материалы: Для оценки эффективности обучения используется карта развития учащегося (приложение 2).
Методическое обеспечение:
Наборы заготовок (трафареты, шаблоны).
Методическая литература.
Алгоритм учебного занятия:
Занятие всегда начинается со взаимного приветствия и подготовки рабочего места. После подготовки краткая беседа с учениками:
Повторение действий и задач прошлого занятия
Постановка задач и составление плана действий на текущее занятие.
Краткий инструктаж по выполнению текущего этапа работы.
Практическая работа под контролем педагога.
В конце занятия краткая беседа:
Рефлексия: выполненные задачи из поставленных на текущее занятие, качество проделанной работы,
Краткий план действий на следующее занятие.
Календарно-тематический план занятий на учебный год
№ | Раздел и тема | Кол-во часов | Краткое содержание занятия | Дата проведения |
| Базовые формы с выдвижными блоками | 4 | Знакомство с основами pop-up элементов. Моделирование разнообразных по композиции открыток. Изготовление простых предметов в технике «уголок». | 06.09 – 30.09. 2021 |
1 | Открытка-подарок | 1 | Выполнение открытки с подарочными коробками. | |
2 | Открытка с цветами | 1 | Выполнение горизонтальной открытки с накладными элементами. | |
3 | Открытка-окно | 2 | Выполнение открытки, имитирующей вид из окна. | |
| V-образные формы | 4 | Продолжение моделирования композиций при помощи техники «уголок», но с другими возможными углами наклона. | 04.10 – 29.10. 2021 |
4 | Валентинка с объёмным сердечком | 1 | Выполнение простой открытки – «Валентинки» | |
5 | Новогодняя открытка | 1 | Выполнение открытки с новогодней ёлкой. | |
6 | Ирландский клевер | 2 | Выполнение открытки-сувенира. | |
| Способы крепления деталей | 1 | Знакомство с креплением независимых деталей внутри pop-up открытки. | 01.11 – 05.11. 2021 |
7 | Способы: снаружи, внутри | 1 | Выполнение крепления деталей за «ушки». | |
| «Гармошка» | 2 | Знакомство с элементом с несколькими складками по центру, что позволяет создавать необычные композиции с большим количеством деталей. | 08.11 – 19.11. 2021 |
8 | Открытка-гармошка | 1 | Подготовка основы для будущей открытки. | |
9 | Вырезание шаблонов | 1 | Использование шаблонов цветов «кувшинки». Изготовление объемной открытки | |
| Спиральные формы | 3 | Знакомство с алгоритмом создания спиральной открытки на конкретном примере. | 29.11 – 17.12. 2021 |
10 | Открытка «Яблочные поздравления» | 1 | Выполнение спирали в форме яблока. | |
11 | Открытка «Порхающие бабочки» | 2 | Выполнение спирали в форме сердечка. | |
| Создание книг | 20 | Знакомство с сюжетными вариантами использования объемных элементов из бумаги. | 20.12. 2021 – 27.05. 2022 |
12 | Динозавры | 9 | Изготовление pop-up книги с собственными рисунками (или с использованием шаблонов), вспоминая кто такие динозавры. | |
13 | Кругосветное путешествие | 11 | Изготовление pop-up книги с собственными рисунками (или с использованием шаблонов) с интересными местами нашей планеты. | |
Использованная литература:
Соколова Ольга. Pop-up. Чудеса бумажного декора-Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
Дадашова З.Р. Волшебная бумага. Самоучитель по технике вырезания для школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016
Дадашова З.Р. Резные открытки. - Москва: АСТ-Пресс, 2014
Использованные источники сети Интернет:
АРТ-студия Ступеньки: www.youtube.com/channel/UC1x8LJt-SXzjvjqsZHXKVEQ
Приложение 1
Карта развития учащегося
Фамилия_____________________________________________________
Имя___________________________________________________________
Отчество_________________________________________________________
Группа ________________________________________________
Степень проявления способностей оценивается педагогом-библиотекарем по прохождении учащимися каждого полугодия по пятибалльной системе:
1 балл – отсутствие выраженности рассматриваемого качества
2 балла – слабая выраженность качества
3 балла – средняя выраженность качества
4 балла - выраженность выше среднего
5 баллов – высокая выраженность качества.
№ | Общие качества | балл по полугодиям | |
1-е | 2-е | ||
1 | Соблюдение этических норм при групповой работе | | |
2 | Адекватная реакция на проявление эмоционально-оценочного отношения к миру | | |
3 | Уважительное выражение собственного мнения | | |
4 | Умение определять и формировать цель деятельности | | |
5 | Составление алгоритма работы | | |
6 | Корректировать свою деятельность в соответствии с целью | | |
7 | Определение критериев оценки и степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями | | |
8 | Психомоторика | | |
Предметные навыки | |||
1 | Работа с художественными материалами: | | |
| Умение вырезать по линии чертежа | | |
| Аккуратное использование клея | | |
| Аккуратное раскрашивание изделия | | |
| Работа с бумагой: аккуратные сгибы, отсутствие прорванных мест | | |
2 | Проектирование изделия | | |
| Составление эскиза изделия по замыслу | | |
| Понимание материалов, необходимых для воплощения идеи | | |
| Умение представлять результат проделанной работы | | |
| Аккуратный декор соответственно замыслу | | |
3 | Конструирование изделия из частей | | |
| Понимание простых раскроек | | |
| Изготовление собственных простейших раскроек (дополнительных деталей изделия) | | |
4 | Работа с художественными материалами | | |
| Умение вырезать по линии чертежа | | |
| Аккуратное использование клея | | |
| Аккуратное раскрашивание изделия | | |
| Работа с бумагой: аккуратные сгибы, отсутствие прорванных мест | | |
| Применение различных материалов и техник декора (аппликация, роспись, использование дополнительных деталей) | | |
| Умение аккуратно работать по цветной бумаге\раскройке | | |
5 | Проектирование изделия | | |
| Составление эскиза изделия по замыслу | | |
| Понимание материалов, необходимых для воплощения идеи | | |
| Умение представлять результат проделанной работы | | |
| Интересный декор, не противоречащий замыслу и функционалу изделия | | |
6 | Конструирование изделия из частей | | |
| Понимание простых раскроек | | |
| Изготовление собственных простых раскроек (дополнительных деталей изделия) | | |
8 | Самостоятельность в следовании алгоритму изготовления изделия | | |
| Самостоятельная разработка алгоритма изготовления изделия | | |
| Следование разработанному алгоритму изготовления изделия | | |
9 | Качество готового изделия | | |
Спицына Любовь Ивановна
Сапожникова Ольга Сергеевна