Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скрапбукинг» (5–8 классы)

5
0
Материал опубликован 10 July 2020

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества «Русинка» г. Волжского Волгоградской области»




Рассмотрена на заседании

Педагогического совета

Протокол №____

от «______» _____________ 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «ДТ «Русинка»

__________________ Ю.В. Танина

«_______»_________ 2020 г




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа


«Скрапбукинг»

возраст учащихся 6 – 18 лет

срок реализации – 1 год



Разработчик:

Мирошникова Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования







Волжский – 2020

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования». Пояснительная записка

Направленность программы «Скрапбукинг» - художественная. Программа нацелена на творческое развитие детей путем освоения скрапбукинга как вида декоративно-прикладного искусства.

Актуальность программы

Технологический прогресс способствует тому, что современные дети с раннего возраста хорошо справляются с различными техническими устройствами, но при этом плохо справляются с заданиями, где требуется выполнять кропотливую работу, задействовать мелкую моторику рук. Также всеобщая компьютеризация приводит к тому, что зачастую детям трудно отходить от шаблона, импровизировать. Занятия по обучению детей скрапбукингу способствуют всестороннему развитию. Дети осваивают различные техники декоративно-прикладного творчества, учатся анализировать, планировать свою работу, подбирать необходимый инструментарий, применять творческий подход при выполнении задания.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что изучаемый материал подобран таким образом, что позволяет не только постепенно знакомить детей с различными видами, техниками декоративно-прикладного творчества, инструментами и материалами, используемыми в скрапбукинге, но и получать при этом в рамках одного занятия законченный продукт. Полученные ранее знания находят применение на последующих занятиях, так происходит закрепление материала и совершенствование техники работы над скрап-изделием. Кроме того, дети учатся работать по предложенному шаблону (скетчу) с обязательным привнесением творческой составляющей (отражением своей индивидуальности в конкретном задании). При выполнении заданий приветствуется экспериментирование в рамках заданной схемы.

Занятия проводятся в форме мастер-класса, что больше всего отвечает организации поисково-учебной деятельности учащихся. Соответственно при обучении используются методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические; репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному); методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

Ознакомительный уровень программы позволяет вести обучение в разновозрастных группах при этом выполняемые задания будут отличаться для разных возрастов уровнем сложности и самостоятельности при выполнении работы. Положительным моментом при организации учебного процесса в разновозрастных группах является воспитание взаимопомощи, помощи старших детей младшим, положительный пример.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Результатом освоения материала является законченное выполненное скрап-изделие по итогам каждого занятия. Предлагаемые задания способствуют развитию у детей на первых порах умения действовать по шаблону, четко выполняя алгоритм создания изделия. В дальнейшем поощряется стремление создавать собственные варианты изделий, используя полученный на занятиях опыт, что способствует развитию творческих способностей учащихся.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает не только повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика, но и нацеливает на необходимость организации творческого самостоятельного поиска путей применения на практике полученных знаний.

Адресат программы – дети 6 - 18 лет, имеющие тягу к творческому развитию через занятия декоративно-прикладным творчеством.

В возрасте 6-9 лет происходит развитие мелких мышц кисти, появляется способность выполнять тонкие движения, необходимые при работе с бумагой. В этом возрасте совершенствуется нервная система, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры головного мозга ребенка. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Это позволяет ребенку, как действовать по шаблону, так и вносить в работу собственные «находки», осуществлять творческий подход к выполнению задания.

Дети 10-12 лет осознанно выполняют задания, способны к творческому воплощению задуманного. Развитая моторика рук позволяет выполнять предложенные задания на более высоком техническом уровне. Общее развитие способствует быстрому освоению предложенного материала.

Младшие подростки любят проявлять свою «взрослость» и «компетентность», поэтому являются незаменимыми помощниками педагога в разновозрастных группах, осуществляя опеку над младшими учащимися. Способны к самостоятельному поиску информации, ее анализу.

В 13-18 лет завершается физическое развитие организма. Развитие познавательных интересов стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими, сознательно регулировать их. Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, умением аргументировать суждения, делать глубокие выводы и обобщения. Общее развитие детей данного возраста позволяет им проявлять большую самостоятельность и находчивость подход при выполнении творческих заданий.

Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Уровень программы ознакомительный.

Продолжительность образовательного процесса 1 год – 144 часа.

Форма обучения – очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа (144 ч).

Особенности организации образовательного процесса.

Состав группы постоянный, разновозрастной; занятия групповые; виды занятий по программе – практические.

Количество учащихся в группе – 12-15 человек.

Основная форма занятия – обучающий мастер-класс.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения скрапбукингу.

Задачи программы.

Образовательные:

научить основам композиции и применять их на практике;

познакомить с различными материалами и научить применять их в скрап-работах;

познакомить со специальными инструментами, применяемыми в скрапбукинге и научить применять их при изготовлении изделий;

познакомить с различными техниками, применяемыми в скрапбукинге и использовать их при изготовлении скрап-изделий;

познакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества и применять их при изготовлении изделий;

развить творческий подход при занятии декоративно-прикладным творчеством.

Личностные:

сформировать мотивацию занятием скрапбукингом как видом декоративно-прикладного творчества;

развивать художественный вкус учащихся;

способствовать формированию трудолюбия и уважения к своему и чужому труду.

Метапредметные:

развивать умение осуществлять самостоятельный творческий поиск;

развивать умения придумывать оригинальные идеи и разрабатывать их;

сформировать умение организовывать свой учебный процесс;

научить выстраивать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Учебный план

 

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Введение в образовательную программу. Техника безопасности, ПДД, ПБ. Правила поведения на занятии.

2

1

1

Опрос

Основы композиции

20

10

10

Опрос

Самост. работа

Материаловедение

26

8

18

Опрос

Самост. работа

Инструменты

26

8

18

Опрос

Самост. работа

Скрап-декор

20

6

14

Опрос

Самост. работа

Техники в скрапбукинге

26

8

18

Опрос

Самост. работа

Виды декоративно-прикладного творчества

20

6

14

Опрос

Самост. работа

Итоговая/промежуточная аттестация

4

-

4

Выставка

ИТОГО

144

47

97


 


Содержание программы

Тема 1. Введение в образовательную программу. Техника безопасности, ПДД, ПБ. Правила поведения на занятии.

Теория: знакомство с содержанием программы. Понятие скрапбукинга, из истории возникновения и развития скрапбукинга. Демонстрация образцов. Техника безопасности на занятии, ПДД, ПБ. Правила поведения на занятии.

Практика: выполнение простой ознакомительной работы «Закладка для учебника».

Форма контроля: опрос.

Тема 2. Основы композиции

Теория: понятие композиции. Страница в скрапбукинге. Элементы скрап-страницы и их взаиморасположение.

Понятие доминанты и композиционного (смыслового) центра. Способы выделения композиционного центра. Скетч (Sketch). Размещение деталей: горизонтальное, диагональное, вертикальное.

Композиция и цвет. Схемы сочетания цветов.

Практика: выполнение работ с соблюдением основ композиции. Игра на композиционные построения «Квадратики».

Форма контроля: опрос, самостоятельная работа.

Тема 3. Материаловедение.

Теория: обзор материалов, используемых в скрапбукинге: бумага, картон, дизайнерская бумага. Виды. Понятие плотности. Размер листа. Особенности применения в скрап-изделиях.

Клеевые материалы, используемые в скрапбукинге. Особенности применения.

Практика: выполнение работ с использованием различных материалов с соблюдением правил пользования материалами.

Форма контроля: опрос, самостоятельная работа.


Тема 4. Инструменты.

Теория: используемые в скрапбукинге инструменты: ножницы, фигурные ножницы, дыроколы, фигурные дыроколы. Особенности применения и использования. Техника безопасности при пользовании ножницами. Правила пользования фигурными дыроколами.

Практика: выполнение работ с использованием различных инструментов с соблюдением правил их использования.

Форма контроля: опрос, самостоятельная работа.

Тема 5. Скрап-декор.

Теория: обзор декора для скрапбукинга, применяемого при создании скрап-изделий. Виды и разнообразие. Особенности применения в изделии.

Практика: выполнение работ с применением различных видов скрап-декора с соблюдением правил использования скрап-декора.

Форма контроля: опрос, самостоятельная работа.

Тема 6. Техники в скрапбукинге.

Теория: знакомство с техниками, используемыми в скрапбукинге: штампинг, тэринг (рваный край), журналинг, дистрессинг. Особенности применения в скрап-изделиях.

Практика: выполнение работ с применением различных техник, используемых в скрапбукинге: «Состариваем бумагу», «Историческая память семьи», «Штамп под рукой» и др.

Форма контроля: опрос, самостоятельная работа.

Тема 7. Виды декоративно-прикладного творчества.

Содержание материала. Виды декоративно-прикладного творчества, используемые в скрапбукинге: аппликация, оригами, декупаж, квиллинг. Особенности, возможности применения в скрап-изделиях.

Практика: выполнение работ с использованием различных видов декоративно-прикладного творчества: «Квиллинг в открытке», «Декупаж как часть декора», «Цветы. Объемная аппликация» и др.

Форма контроля: опрос, самостоятельная работа.

Тема 8. Итоговая/промежуточная аттестация.

Практика: самостоятельное изготовление скрап-изделия на заданную тему.

Форма контроля: выставка.


Планируемые результаты освоения программы.

Образовательные:

учащиеся знают основы композиции и применяют их на практике;

знакомы с различными материалами и умеют применять их в скрап-работах;

знакомы со специальными инструментами, применяемыми в скрапбукинге, и умеют применять их при изготовлении изделий;

знают различные техники, применяемые в скрапбукинге, и используют их при изготовлении скрап-изделий;

знакомы с различными видами декоративно-прикладного творчества и применяют их при изготовлении изделий;

у учащихся развит творческий подход к занятиям декоративно-прикладным искусством.

Личностные:

у учащихся сформирована мотивация занятием скрапбукингом как видом декоративно-прикладного творчества;

развит художественный вкус;

учащиеся трудолюбивы, проявляют уважение к своему и чужому труду.

Метапредметные:

учащиеся умеют осуществлять самостоятельный творческий поиск;

у учащихся развито умение придумывать оригинальные идеи и разрабатывать их;

сформировано умение организовывать свой учебный процесс,

умеют выстраивать учебное сотрудничество и совместную деятельность.


Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

Условия реализации программы

- материально-техническое обеспечение: наличие учебного кабинета, оборудованного столами для учащихся (1-2 общих стола), стульями (по количеству человек в группе), демонстрационным столом. Необходимым условием является наличие мойки, т.к. каждое занятие учащиеся работают с клеем, штемпельными и иными красками;

- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

- инструменты: машинка для вырубки и тиснения, ножи для машинки (в ассортименте), резак сабельный, фигурные дыроколы (для создания вырубки, угловые, краевые), фигурные ножницы (от 6 шт. различной формы края), штампы (силиконовые и резиновые; тематические, узоры, надписи в ассортименте), штемпельные подушечки различных цветов (10-15 шт.), акриловые блоки разных размеров (4-8 шт.), металлические линейки (15 см – 10-15 шт., 30 см – 5 шт.).

По количеству человек в группе предоставляются ножницы, клей-карандаш, простой карандаш;

- материалы: цветной двусторонний картон (1 набор на человека), цветная двусторонняя бумага (1 набор на человека), скрап-бумага различного качества (2-3 набора на человека), скрап-украшения (вырубка, подвески, пуговицы, бусины, ленточки, природный материал и т.д. в ассортименте).

- информационное обеспечение: видеозаписи мастер-классов по скрапбукингу; фотоиллюстрации тематических открыток, технологические карты, скетчи; электронные ресурсы: http://rus-scrap.ru/glossary.html, http://do.gendocs.ru/docs/index-99433.html?page=5, http://scrap-info.ru/myarticles/article.php?storyid=72, www.scrapbookingstyl.ru, http://rus-scrap.ru/ideas/free-software-for-scrapbooking.html, http://scraphouse.ru/vsya4ina/scrap-dictionary.html, http://sunduchok66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=10:2011-10-10-06-18-50&catid=1:articles&Itemid=4.

- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием.

Формы аттестации.

Текущий контроль осуществляется в конце каждого занятия, т.к. на каждом занятии учащиеся выполняют работу самостоятельно. Готовые, выполненные самостоятельно работы учащиеся предъявляют на фотосессию, во время которой педагог задает вопросы по пройденной теме, интересуется выбором тех или иных инструментов/материалов, спрашивает какие правила композиции применены и т.д.

Аттестация промежуточная и итоговая проходит в форме мини-выставки тематических работ учащихся, выполненных самостоятельно.

Оценочные материалы.

Диагностическим материалом, позволяющим определить достижение учащимися планируемых результатов, являются выполненные самостоятельно работы.

Диагностическая карта.

п/п

Ф.И.

Соблюдение основ композиции

Грамотное применение техник скрапбукинга

Грамотное использование спец.материалов

Грамотное использование спец. инструментов

Аккуратность выполнения работы

Оригинальность

Самостоятельность при выполнении работы

Разработанность идеи

Коммуникативность

Итог

1.












2.























В - высокий уровень, С – средний уровень, Н - низкий уровень

Критерии оценки, выполненной работы.

Работа выполнена на высоком уровне, если при выполнении работы соблюдены основные правила композиции, обосновано применялись техники скрапбукинга, грамотно использованы специальные материалы, скрап-декор; использовались специальные инструменты.

Работа выполнена самостоятельно, имеет оригинальные решения, проработана детально. Работа аккуратна, имеет завершенный вид, эстетична, привлекательна.

При выполнении работы учащийся проявил свои коммуникативные качества в общении с педагогом и товарищам.

Работа выполнена на среднем уровне, если при выполнении работы соблюдены основные правила композиции с незначительным нарушением, применяемые техники скрапбукинга, специальные материалы, скрап-декор использованы с учетом их особенностей с небольшими нарушениями; специальные инструменты использовались с учетом особенностей их применения, частично необоснованно.

При выполнении работы учащийся прибегал к помощи педагога и товарищей. Работа частично имеет оригинальные решения, проработана детально (допускаются незначительные ошибки). Работа в целом выполнена аккуратно, имеет завершенный или практически завершенный вид.

При коммуникативном общении практически не возникает трудностей.

Работа выполнена на низком уровне, если при выполнении работы не были соблюдены основные правила композиции, техники скрапбукинга применялись не обосновано, специальные материалы, использованы без учета их особенностей, скрап-декор использован избыточно или не по назначению; использование специальных инструментов было без учета особенностей их применения.

При выполнении работы учащийся действовал строго по шаблону (копировал образец), часто прибегал к помощи педагога и товарищей. Работа частично на имеет оригинальных решений, не проработана детально. Работа выполнена неаккуратно, имеет незавершенный вид.

При коммуникативном общении практически возникают трудности.


Примерные вопросы для опроса по темам:

Какие материалы использованы при выполнении работы? Почему?

Какие инструменты использованы при выполнении работы? Почему?

Какая техника использована при выполнении работы? Почему?

Какие правила композиции отражены в работе?



Методические материалы

Обучение по программе строится с использованием технологии развивающего обучения, поскольку главной целью является не столько приобретение знаний, умений и навыков при изучении такого вида творчества как скрапбукинг, а создание условий для развития психологических особенностей учащихся: способностей, интересов, личностных качеств и межличностных отношений.

В программе предусмотрено использование технологии проблемного обучения – организация поиска и самостоятельного определения учащимися свойств и особенностей применения в скрапбукинге определенных материалов.

При обучении также используются информационные технологии, поскольку в настоящее время интернет является неиссякаемым источником идей, технологических новинок, интересных мастер-классов от мастеров скрапбукинга, производителей специальных инструментов, материалов и т.д. В ходе обучения дети знакомятся с особенностями ведения грамотного самостоятельного безопасного поиска нужной информации в интернете, знакомятся с возможностями онлайн-обучения скрапбукингу.

На занятиях по обучению детей скрапбукингу применяются словесные методы (рассказ, иллюстрированная беседа), наглядные (показ приемов, техник декоративно-прикладного творчества, демонстрация материалов, инструментов, процессов создания конкретного продукта), практические (закрепление полученных знаний через выполнение практической работы).

Основной формой проведения занятия является мастер-класс.

Структура занятия.

Организационный момент. Подготовка рабочего места. Проведение инструктажа по технике безопасности. Целевые установки. Краткое описание будущего занятия.

Демонстрация образцов итоговой работы (если требуется).

Поэтапное выполнение работы учащимися с подробными комментариями педагога наиболее важных моментов, демонстрацией приемов и техник, используемых при выполнении работы.

Заключение. Рефлексия. Демонстрация выполненных работ, сопровождаемая комментариями педагога. Особо отмечаются удачные применения, ранее полученных знаний, интересные находки автора.

При обучении скрапбукингу по программе используются дидактические материалы: дидактическая игра на композиционные построения «Квадратики»; скетчи тематических открыток; образцы различных видов/плотности бумаги, дизайнерской бумаги, картона, кальки, ацетатный лист; образцы фигурных ножниц и фигурных дыроколов (в том числе угловые, края); образцы и модели открыток, выполненных с применением различных техник декоративно-прикладного творчества и скрапбукинга в частности; методическая разработка деловой игры «Мастерская подарков. Отдел упаковки», методическая разработка занятия с применением технологии проблемного обучения на тему: «Свойства разных видов клея и особенности их применения в работах по скрапбукингу» и др.


Список литературы

Основной список литературы для педагога.

Болдова М. Д. Бумагия: полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам. - М.: Эксмо, 2019.

Вовк Е. Персонализированные открытки // Скрап-инфо №1. 2014.

Герман Ю. Современный декупаж и другие декоративные техники: самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих: новейшая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2018.

Гершук И. Открытка в стиле ретро // Скрапбукинг: творческий стиль жизни. №3. 2013.

Знаменская О. Скрапбукинг в стиле шебби-шик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

Комарова Т. Тиснение акриловыми красками // Скрап-инфо №1. 2014.

Лескинен А. Фигурная форма // Скрап-инфо. № 5. 2013.

Родионова Ю. Текстурная обложка // Скрап-инфо. №3. 2014.

Сивова О. Композиция в скрапбукинге // Скрап-инфо. №11. 2011.

Сивова О. Новые возможности эмбоссинга // Скрап-инфо №1. 2014

Соловьева Л. Техника зимнего штампа // Скрап-инфо. № 5. 2013

Хитер Джамила. Основы скрапбукинга. Техники, приемы, креативные идеи. - М.: Контэнт, 2015.


Список литературы для родителей.

Рэри Эмма. Скрапбукинг. Оригинальные проекты для всей семьи. - М.: Контэнт, 2013.

Цыганкова А. December Daily или Декабрьский ежедневник на практике // Скрап-инфо. № 5. 2013.

Иванчук Н. В поисках нового в скрапе, в себе и вокруг! // Скрап-инфо №1. 2014.

Львова О. Адвент-календарь // Скрап-инфо. № 5. 2013.

Носова А. Скрап-карта желаний // Скрап-инфо №1. 2014.

Цыганкова А. Новинки и тренды // Скрап-инфо №1. 2014.

Макогон Е. Воспоминания как ассоциации // Скрап-инфо. №3. 2014.


Список литературы для детей.

Данильченко Е. Маленькое лето // Скрап-инфо. №3. 2014.

Иванова А. Удивительный квиллинг // Скрапбукинг: творческий стиль жизни. №10. 2013.

Львова О. Новые идеи использования декоративного скотча // Скрап-инфо №1. 2014.

Макогон Е. Чистый лист превращается… // Скрапбукинг: творческий стиль жизни. №7 2012.

Мартин Энн. Креативный квиллинг. Открытки, украшения, подарки. - М.: Контэнт, 2014.

Михеева А. В. Скрапбукинг: изысканные подарки своими руками. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.

Ульянова Т. Внутренний мир открытки // Скрапбукинг: творческий стиль жизни. №11. 2013.

Шалыгина Н. Штампы, кофе и акварель // Скрап-инфо №1. 2014.

Шалыгина Т. Чипборд в оформлении фоторамки // Скрап-инфо. №6. 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации