Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Веселые лоскутики»
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | ТОГБОУ "Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Веселые лоскутики» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Гудумак Елена Александровна, учитель технологии |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественная |
4.4. Уровень освоения программы | Стартовый |
4.5. Тип программы | дополнительная общеразвивающая |
4.6. Видпрограммы | типовая (примерная) |
4.7. Возраст учащихся по программе | 10–15 лет |
4.8. Продолжительность обучения | 3 года |
Пояснительная записка
В XXI веке всѐ больше нарастает интерес к народному искусству,
признаѐтся его неоценимая роль в развитии духовности человека и общества
в целом; эстетике любой вещи уделяется большое внимание, востребована
профессия дизайнера, в том числе, по интерьеру. Лоскутное шитье – один из
способов декорирования интерьера, достаточно доступный и дешевый –
может быть использован любым человеком, имеющим творческий потенциал. Следовательно, неоспорима актуальность обучения лоскутной
грамоте обучающихся, проявивших интерес к данному виду народного
декоративно-прикладного искусства.
Новизна
Данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что по организации образовательного процесса она является модульной.
Программа «Лоскутное шитьѐ» состоит из 3-х автономных модулей:
«Азы лоскутного шитья», «Лоскутная техника», «Изготовление изделий».
Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей.
Программы естественнонаучной направленности по декоративно-прикладному искусству способствует не только процессу воспитания личности, но также и решению задачи профессиональной ориентации учащихся. В связи, с чем определяются цель и задачи программы.
Актуальность
В последнее время возвращается интерес к народному искусству, признаѐтся его неоценимая роль в развитии духовности человека и общества в целом; эстетике любой вещи уделяется большое внимание, востребована профессия дизайнера, в том числе, по интерьеру. Лоскутное шитье – один из способов декорирования интерьера, достаточно доступный и дешевый – может быть использован любым человеком, имеющим творческий потенциал. Следовательно, неоспорима актуальность обучения лоскутной грамоте обучающихся, проявивших интерес к данному виду народного декоративно-прикладного искусства.
Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутков, появилось в России в незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй половине 19 века. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки собирали, из которых впоследствии шили всевозможные изделия (панно, наволочки на диванные подушки, покрывала, одеяла, жилеты, сумочки, игрушки и др.).
В наше время техника пэчворк не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Появились новые технологии в лоскутном шитье, которые называются "ускоренные техники": треугольники, из отдельных полос, кайма, квилт в роли панно.
Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников.
Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность выразиться самому.
Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. В этой технике могут работать дети, не имеющие швейной машинки и с небольшим материальным достатком.
Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.
Целью программы является создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.
Задачи программы:
Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, формирование самостоятельности
Обучающие: обучение мастерству ручного шитья, обучение искусству гармоничного подбора цветов, обучение технологии сборки изделий из лоскутов, обучение приемам шитья на швейной машинке.
Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.
Система оценки результатов
Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы).
Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в районных, городских и областных выставках и конкурсах.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: умение выполнять все виды ручных швов, делать машинную строчку, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры, умение изготавливать несложные панно, игрушки и другие изделия.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе второго года обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения: знание и умение выполнения машинных швов, умение корректировать выкройку в большую или меньшую сторону, умение изготавливать более сложные панно, подушки, покрывала, сумки и т.д.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе третьего года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение выполнять сложные композиции, умение самостоятельно разрабатывать узоры, умение изготавливать изделий из лоскутов.
Организация работы кружка
Образовательный курс программы по лоскутного шитья рассчитан на 3 года. Возраст детей в группе первого года обучения – 10-11 лет, в группе второго года обучения – 12-14 лет, в группе третьего года обучения - 15 лет. Режим работы кружка
Режим работы кружка
Занятие в кружке проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Вторник: 16.20-17.00
Четверг: 16.20-17.00
Тематическое планирование занятий кружка
первого года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
1. | Подготовка к работе. Правила ТБ. | 1 | 1 | |
2 | Из истории лоскутного шитья. Материалы и инструменты. | 1 | 1 | |
2. | Шитье из квадратов и прямоугольных треугольников | 14 | 2 | 12 |
3. | Сборка лоскутного полотна из квадратов и прямоугольных треугольников. | 1 | | 1 |
4. | Сборка лоскутного полотна из квадратов и прямоугольных треугольников. | 1 | | 1 |
5. | Разработка собственных узоров. | 1 | | 1 |
6. | Изготовление шаблонов. Раскрой деталей. | 1 | | |
7. | Соединение деталей в изделие. | 1 | | 1 |
8. | Соединение деталей в изделие. | 1 | | 1 |
9. | Виды стежки | 1 | 1 | |
10. | Применение стежки в лоскутном изделии. | 1 | | 1 |
11. | Выполнение стежки в изделии. | 1 | | 1 |
12. | Выполнение стежки в изделии. | 1 | | 1 |
13. | Обработка края лоскутного изделия. | 1 | 1 | |
14. | Обработка края лоскутного изделия. | 1 | | 1 |
15. | Обработка края лоскутного изделия. | 1 | | 1 |
16. | Изготовление кулиски. | 1 | | 1 |
3. | Шитье на шаблонах | 8 | 1 | 7 |
17. | Шитье на шаблонах: узоры, последовательность изготовления. | 1 | 1 | |
18. | Изготовление шаблонов для мячика. | 1 | | 1 |
19. | Раскрой. Соединение деталей. | 1 | | 1 |
20. | Соединение деталей. | 1 | | 1 |
21. | Соединение деталей на шаблонах. | 1 | | 1 |
22. | Соединение деталей на шаблонах. | 1 | | 1 |
23. | Набивка. | 1 | | 1 |
24. | Окончательная отделка изделия. | 1 | | 1 |
4. | Техника «Йо-Йо» | 10 | 1 | 9 |
25. | Техника «Йо-йо» и ее применение в изделиях. | 1 | 1 | |
26. | Обмеловка и раскрой деталей для панно. | 1 | | 1 |
27. | Изготовление йо-йошек. | 1 | | 1 |
28. | Изготовление йо-йошек. | 1 | | 1 |
29. | Изготовление йо-йошек. | 1 | | 1 |
30. | Изготовление йо-йошек. | 1 | | 1 |
31. | Изготовление йо-йошек и соединение их между собой в композицию. | 1 | | 1 |
32. | соединение йо-йошек между собой в композицию. | 1 | | 1 |
33.. | Изготовление панно | 1 | | 1 |
34. | Окончательная отделка. | 1 | | 1 |
5. | «Жгутики и косички» | 6 | 0,5 | 5,5 |
35. | «Жгутики и косички» в изделиях. Технология изготовления. | 1 | 0,5 | 0,5 |
36. | Раскрой полос для косичек. | 1 | | 1 |
37. | Изготовление ковриков. | 1 | | 1 |
38. | Изготовление ковриков. | 1 | | 1 |
39. | Изготовление ковриков. | 1 | | 1 |
40. | Отделка изделия. | 1 | | 1 |
6. | Кукла-закрутка | 10 | 1 | 9 |
41. | Безликие куклы как оберег. Детали кроя. | 1 | 1 | |
42. | Раскрой. | 1 | | 1 |
43. | Изготовление куклы девочки. | 1 | | 1 |
44. | Изготовление куклы девочки. | 1 | | 1 |
45. | Изготовление куклы мальчика. | 1 | | 1 |
46. | Изготовление куклы мальчика. | 1 | | 1 |
47. | Варианты оформления кукол. | 1 | | 1 |
48. | Оформление кукол в панно. | 1 | | 1 |
49. | Оформление кукол в панно. | 1 | | 1 |
50. | Оформление кукол в панно. | 1 | | 1 |
7. | «Забавные уголки» | 10 | 1 | 9 |
51.. | Изделия из уголков. Технология изготовления сборки. | 1 | 1 | |
52. | Раскрой деталей. | 1 | | 1 |
53. | Присоединение уголка на основу. | 1 | | 1 |
54. | Присоединение уголков на основу. | 1 | | 1 |
55.. | Присоединение уголков на основу. | 1 | | 1 |
56. | Присоединение уголков на основу. | 1 | | 1 |
57. | Присоединение уголков на основу. | 1 | | 1 |
58. | Присоединение уголков на основу. | 1 | | 1 |
59. | Окантовка изделия. | 1 | | 1 |
60. | Окончательная отделка изделия | 1 | | 1 |
8. | «Пуфики» | 6 | 1 | 5 |
61. | «Пуфики»: варианты применения и технология изготовления. | 1 | 1 | |
62. | Раскрой деталей для изделия. | 1 | | 1 |
63. | Соединение деталей и набивка пуфика. | 1 | | 1 |
64. | Соединение деталей и набивка пуфика. | 1 | | 1 |
65.. | Соединение деталей и набивка пуфика. | 1 | | 1 |
66. | Соединение деталей и набивка пуфика. | 1 | | 1 |
9. | Заключительные занятия. | 2 | | 2 |
67. | Заключительное занятие. Оформление выставки работ. | 1 | | 1 |
68. | Проведение выставки. | 1 | | 1 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Содержание деятельности в кружке. Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности.
Тема 2. Шитье из квадратов и прямоугольных треугольников.
Сборка лоскутного полотна из квадратов. Сборка полотна из прямоугольных треугольников по типу полотна из квадратов, сборка по диагонали, сборка по типу «Алмаз». Узоры из квадратов: «Шахматка», «Вокруг света». Узоры из квадратов и прямоугольных треугольников, выполненные по сетке 3х3, 4х4, 5х5, 7х7. Разработка собственных узоров. Виды шаблонов и их изготовление. Последовательность соединения узоров. Влажно-тепловая обработка. Сборка и стежка лоскутного изделия. Сборка сэндвича. Шов для стежки «в канавку», шов для «фигурной» стежки и стежки «на ребро». Обработка края лоскутного изделия. Раскрой косых беек. Последовательность окантовки края изделия. Параллельная окантовка. Пришивание кулиски. Подпись и лэйбл.
Тема 3. Шитье на шаблонах.
Узоры, изготовленные на шаблонах: «Соты», «Кольцо дружбы», «Дрезденская тарелка», «Кубики». Виды шаблонов и их изготовление. Соединение деталей швом «через край». Удаление шаблонов. Соединение узора с основой.
Тема 4. Техника «Йо-йо».
Оформление изделий из йо-йошек. Формы йо-йошек, технология изготовления и соединения между собой. Разработка вариантов собственных изделий из йо-йошек.
Тема 5. «Жгутики и косички».
«Жгутики и косички» в изделиях. Технология изготовления. Раскрой. Соединение косичек и жгутиков. Изготовление ковриков.
Тема 6. Кукла-закрутка.
Безликие куклы как оберег. Детали куклы. Обмеловка и раскрой. Изготовление куклы мальчика и девочки. Создание панно из кукол.
Тема 7. «Забавные уголки»
Изделия из уголков: грелки на чайник, коврики и другие. Технология складывания уголков. Обмеловка и раскрой деталей. Соединение уголков с основной деталью.
Тема 8. «Пуфики»
Изделия из пуфиков: панно, сидушки, грелки на чайник, подстилка для загара. Различные формы пуфиков: квадратные, прямоугольные, треугольные, круглые. Детали для пуфика, соединение их между собой.
Тематическое планирование занятий кружка
второго года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
1. | Содержание программы на новый учебный год. Подготовка к работе. Правила ТБ. | 1 | 1 | |
2. | Подготовка к работе. Правила ТБ. | 1 | 1 | |
2. | Шитье из полос | 32 | | 32 |
3. | Сборка лоскутного полотна из полос. Диагональная и прямая раскладка. | 1 | | 1 |
4. | Диагональная и прямая раскладка. | 1 | | 1 |
5. | Диагональная и прямая раскладка. | 1 | | 1 |
6. | Диагональная и прямая раскладка. | 1 | | 1 |
7. | Шитье из полос: сборка от центра. | 1 | | 1 |
8. | Шитье из полос: сборка от центра. | 1 | | 1 |
9. | Изготовление узоров от центра. | 1 | | 1 |
10. | Изготовление узоров от центра. | 1 | | 1 |
11. | Сшивание цепочкой. | 1 | | 1 |
12. | Сшивание цепочкой. | 1 | | 1 |
13. | Углы-коннекторы | 1 | | 1 |
14. | Углы-коннекторы | 1 | | 1 |
15. | Изготовление узоров из отдельных полос. | 1 | | 1 |
16. | Изготовление узоров из отдельных полос. | 1 | | 1 |
17. | Изготовление узоров из отдельных полос. | 1 | | 1 |
18. | Изготовление узоров из отдельных полос. | 1 | | 1 |
19. | Разработка авторских изделий из полос. Выполнение эскизов блоков. | 1 | | 1 |
20. | Подбор материала и раскрой. | 1 | | 1 |
21. | Соединение деталей кроя. | 1 | | 1 |
22. | Соединение деталей кроя. | 1 | | 1 |
23. | Соединение деталей кроя. | 1 | | 1 |
24. | Соединение деталей кроя. | 1 | | 1 |
25. | Соединение деталей кроя. | 1 | | 1 |
26. | Соединение деталей кроя. | 1 | | 1 |
27. | Стежка изделия. | 1 | | 1 |
28. | Стежка изделия. | 1 | | 1 |
29. | Стежка изделия. | 1 | | 1 |
30. | Стежка изделия. | 1 | | 1 |
31. | Окантовка изделия. | 1 | | 1 |
32. | Окантовка изделия. | 1 | | 1 |
33. | Окончательная отделка. | 1 | | 1 |
34. | Окончательная отделка. | 1 | | 1 |
3. | Сборка деталей с закругленными срезами. | 32 | 3 | 29 |
35. | Варианты узоров с закругленными срезами в изделиях. | 1 | 1 | |
36. | Выполнение шаблонов. | 1 | | 1 |
37. | Выполнение эскизов узоров. Раскрой. | 1 | | 1 |
38. | Раскрой. | 1 | | 1 |
39. | Сшивание деталей. | 1 | | 1 |
40. | Сшивание деталей. | 1 | | 1 |
41. | Узор «Веер». Последовательность сборки. | 1 | 1 | |
42. | Изготовление узора «Веер». | 1 | | 1 |
43. | Изготовление узора «Веер». | 1 | | 1 |
44. | Изготовление узора «Веер». | 1 | | 1 |
45. | Изготовление узора «Веер». | 1 | | 1 |
46. | Изготовление узора «Веер». | 1 | | 1 |
47. | Узор «Бабье лето». Построение сетки узора. | 1 | 1 | |
48. | Выполнение узора «Бабье лето». | 1 | | 1 |
49. | Выполнение узора «Бабье лето». | 1 | | 1 |
50. | Выполнение узора «Бабье лето». | 1 | | 1 |
51. | Выполнение узора «Бабье лето». | 1 | | 1 |
52. | Выполнение узора «Бабье лето». | 1 | | 1 |
53. | Разработка собственных вариантов полотен, построенных на основе схемы «Веер», «Бабье лето». | 1 | | 1 |
54. | Разработка изделия. | 1 | | 1 |
55. | Выполнение фрагментов узоров для изделия. | 1 | | 1 |
56. | Выполнение фрагментов для изделия. | 1 | | 1 |
57. | Выполнение фрагментов для изделия. | 1 | | 1 |
58. | Выполнение фрагментов для изделия. | 1 | | 1 |
59. | Соединение фрагментов в изделие. | 1 | | 1 |
60. | Соединение фрагментов в изделие. | 1 | | 1 |
61. | Стежка «сэндвича». | 1 | | 1 |
62. | Стежка «сэндвича». | 1 | | 1 |
63. | Окантовка и отделка. | 1 | | 1 |
64. | Варианты отделки изделия. | 1 | | 1 |
65. | Отделка изделия. | 1 | | 1 |
66. | Окончательная отделка. ВТО изделия. | 1 | | 1 |
4. | Заключительные занятия. | 2 | | 2 |
67. | Заключительное занятие. Подготовка к выставке изделий. | 1 | | 1 |
68 | Подготовка к выставке изделий. | 1 | | 1 |
Содержание программы второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Содержание программы на новый учебный год. Подготовка к работе. Правила техники безопасности.
Тема 2. Шитье из полос.
Диагональная раскладка. Прямая раскладка. Схема «Рогожка». Схема «Пестрая дорожка». Схема «Паркет», схема «Пашня». Сборка от центра. Сборка «Внутренние дворики», «Американский квадрат», «Елочка», «Русский квадрат». Сшивание цепочки. Быстрые треугольники. Углы-конекторы, Шитье из отдельных полос.
Тема 3. Сборка деталей с закругленными срезами.
Выполнение шаблонов. Подготовка деталей. Сшивание деталей. Блоки «Извилистая дорожка», «Мельничное колесо», «Чудо мира», «Кольцо любви», «Виноградная лоза». Разработка собственных блоков. Узор «Веер»: последовательность сборки, варианты выполнения узора «Веер».
Узор «Бабье лето». Построение сетки узора «Бабье лето». Разработка собственных узоров.
Тематическое планирование занятий кружка
третьего года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
1. | Содержание программы на новый учебный год. | 1 | 1 | |
2. | Подготовка к работе. Правила ТБ. | 1 | 1 | 1 |
2. | Сборка по радиальной сетке | 12 | 3 | 9 |
3. | Узоры на радиальной сетке. | 1 | 1 | |
4. | Принцип построения сетки. | 1 | | 1 |
5.. | Узор «Звездный путь» и порядок его сборки. | 1 | 1 | |
6. | Нанесение сетки. | 1 | | 1 |
7. | Изготовление сборки «Звездный путь». | 1 | | 1 |
8. | Изготовление сборки «Звездный путь». | 1 | | 1 |
9. | «Сцепленные квадраты». Нанесение сетки. | 1 | 1 | |
10. | Порядок сборки. | 1 | | 1 |
11. | Изготовление сборки «Сцепленные квадраты». | 1 | | 1 |
12. | Изготовление сборки «Сцепленные квадраты». | 1 | | 1 |
13. | Разработка собственных узоров на радиальной сетке. | 1 | | 1 |
14. | Изготовление собственных узоров. | 1 | | 1 |
3. | Узоры с применением технологии преодоления тупого угла. | 12 | 1 | 11 |
15. | Узоры, выполненные по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3. | 1 | 1 | |
16. | Принцип сборки. | 1 | | 1 |
17.. | Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3. | 1 | | 1 |
18. | Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3. | 1 | | 1 |
19. | Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3. | 1 | | 1 |
20. | Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 3х3. | 1 | | 1 |
21. | Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 4х4. | 1 | | 1 |
22. | Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 4х4. | 1 | | 1 |
23. | Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 4х4. | 1 | | 1 |
24. | Изготовление узора по технологии преодоления тупого угла по сетке 4х4. | 1 | | 1 |
25. | Разработка собственных узоров с применением технологии преодоления тупого угла по сетке 5х5, 7х7. | 1 | | 1 |
26. | Изготовление собственных узоров. | 1 | | 1 |
4. | Аппликация | 10 | 1 | 9 |
27. | Виды и способы выполнения аппликации. | 1 | 1 | |
28. | Изготовление шаблонов. | 1 | | 1 |
29. | Разработка собственной аппликации. | 1 | | 1 |
30. | Изготовление шаблонов. | 1 | | 1 |
31. | Раскрой. | 1 | | 1 |
32. | Раскрой. | 1 | | 1 |
33. | Сборка аппликации. | 1 | | 1 |
34. | Сборка аппликации. | 1 | | 1 |
35. | Сборка аппликации. | 1 | | 1 |
36. | Сборка аппликации. | 1 | | 1 |
5. | Барджелло | 18 | 2 | 16 |
37. | Полотна, собранные по принципу барджелло. | 1 | 1 | |
38. | Порядок сборки. Цветовые решения. | 1 | | 1 |
39. | Создание заготовки в технике барджелло. Разработка изделий в эскизе. | 1 | | 1 |
40. | Побор материала. | 1 | | 1 |
41. | Раскрой. | 1 | | 1 |
42. | Соединение полос в полотно. | 1 | | 1 |
43. | Разрезание полос и их смещение. | 1 | | 1 |
44. | Разрезание полос и их смещение. | 1 | | 1 |
45. | Соединение смещенных полос. | 1 | | 1 |
46. | Соединение смещенных полос. | 1 | | 1 |
47. | Барджелло в круге. Порядок сборки. | 1 | 1 | |
48. | Раскрой. | 1 | | 1 |
49. | Соединение полос в полотно. | 1 | | 1 |
50. | Соединение полос в полотно. | 1 | | 1 |
51. | Разрезание полотна из полос под углом. | 1 | | 1 |
52. | Соединение секторов. | 1 | | 1 |
53. | Соединение секторов. | 1 | | 1 |
54. | Соединение секторов. | 1 | | 1 |
6. | Применение элементов лоскутного шитья в одежде. | 14 | 2 | 12 |
55. | Запуск проекта. Определение потребности. Первоначальные идеи. | 1 | 1 | |
57. | Выбор лучшей идеи. Проработка лучшей идеи | 1 | | 1 |
58. | Исследование. | 1 | | 1 |
59. | Снятие мерок. Расчет по инструкционной карте. | 1 | | 1 |
60. | Построение чертежа в натуральную величину. | 1 | | 1 |
61. | Нанесение фасонных линий. | 1 | | 1 |
62. | Моделирование. | 1 | | 1 |
63. | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. | 1 | | 1 |
64. | Подготовка изделия к обработки . Устранение дефектов. | 1 | | 1 |
65. | Технологическая карта. Изготовление изделия. | 1 | | 1 |
66. | Экономическая оценка изделия. | 1 | 1 | |
67. | Самооценка изделия. | 1 | | 1 |
68. | Показ изделий. Защита творческих проектов. | 2 | | 2 |
| | | | |
Содержание программы третьего года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Содержание программы на новый учебный год. Подготовка к работе. Правила техники безопасности.
Тема 2. Сборка по радиальной сетке.
Узоры, выполненные по радиальной сетке. Порядок сборки блока «Звездный путь», «Сцепные квадраты». Нанесение сетки, определение размера деталей и направления долевой нити в ткани при раскрое.
Тема 3. Узоры с применением технологии преодоления тупого угла.
Узоры, выполненные с преодолением тупого угла по сетке 3х3, 4х4, 5х5, 7х7. Разработка собственных узоров. Изготовление узора.
Тема 4. Аппликация.
Виды и способы выполнения аппликации. Аппликации нашивная и прорезная. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей и сборка.
Тема 5.Барджелло.
Полотна, собранные по принципу барджелло. Порядок сборки. Цветовые решения. Раскрой полос и их последовательность соединения. Соединение полос в полотно. Выполнение эскиза изделия. Барджелло в круге. Последовательность изготовления.
Тема 6. Применение элементов лоскутного шитья в изделии.
Запуск проекта. Определение потребности. Исследование. Первоначальные идеи. Выбор лучшей идеи. Проработка лучшей идеи. Снятие мерок. Работа с инструкционной картой построения чертежа. Расчет. Построение чертежа в натуральную величину. Нанесение фасонных линий. Моделирование чертежа основы. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Изготовление элементов одежды в технике лоскутного шитья. Подготовка изделия к первой примерке. Первая примерка и устранение дефектов. Подготовка изделия ко второй примерке. Вторая примерка. Отделка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия. Технологическая карта. Возможности оформления проекта на ПК. Экономическая оценка изделия и рекламный проспект. Самооценка изделия и оценка изделия другими. Защита творческих проектов.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
- словесные ( объяснение, беседа, сравнение, обобщение )
- наглядные ( объяснительно- иллюстрированный )
- проблемные ( исследовательский, поисковый )
- практические ( самостоятельная работа ).
Приемы обучения:
Игровые приемы закрепления знаний терминологии
и выработки практических навыков
Цель:
- сформировать устойчивые навыки выполнения наиболее трудных практических
операций;
- развивать коммуникативные навыки;
- активизировать мыслительные процессы.
Описание приема
1. "Организация рабочего места"
- учитель в беспорядке раскладывает на столах различные предметы, материалы и
инструменты;
- учащиеся за максимально короткое время должны подготовить рабочее место для
работы;
2. Контроль ЗУН
- учитель делит учащихся на группы;
- группы выполняют одинаковое задание в течение определенного времени (решение
кроссворда, заполнение таблицы, восстановление пропущенного звена в схеме,
ответы на вопросы);
- представитель от каждой группы устно отвечает, все члены группы
получают одинаковую оценку.
Результативность:
- развивает коммуникативные навыки;
- воспитывает чувство ответственности;
- снимает нервное напряжение при проведении контроля ЗУН.
Прием проведения контроля усвоения знаний
Цель: осуществить контроль усвоения знаний всеми учащимися за минимальное время.
Описание приема
1. Проведение тестового контроля:
- учитель объясняет условия проведения теста, проводит тест в устной или
письменной форме;
- учащиеся выполняют задания теста, обмениваются работами, проверяют работы друг
друга по эталону.
2. Проведение взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении практических
операций:
- учащиеся сравнивают свои работы и работы друг друга с образцом, изготовленным
учителем, находят ошибки, оценивают работы.
Результативность:
- рациональное использование рабочего времени на уроке;
- развитие у учащихся способности проводить сравнительный анализ.
Прием работы с текстом
Цель: научить извлекать из текста основную информацию.
Описание приема
- учитель сравнивает время чтения текста;
- учащиеся находят в тексте точные ответы на поставленные вопросы;
- учащиеся составляют краткий конспект;
- учащиеся составляют схему или таблицу по тексту.
Результативность:
- активизирует мыслительную деятельность;
- способствует концентрации внимания;
- учит самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста.
Прием демонстрации выполнения
пооперационной обработки изделия
Цель:
- научить выполнять трудовые операции в определенной последовательности;
- научить осуществлять самоконтроль выполнения операций.
Описание приема
- демонстрация начального этапа и конечного результата после выполнения
операции;
- демонстрация поэтапного выполнения всей технологической цепочки;
- контроль выполнения отдельных этапов учащимися;
- контроль выполнения всей технологической цепочки одной ученицей;
- повторная демонстрация выполнения всех этапов операции учителем в рабочем
темпе;
- демонстрация возможных ошибок и эталона для проведения самоконтроля
выполненной операции.
Результативность:
- концентрация внимания учащихся;
- вырабатываются навыки планирования любой деятельности;
- формируются навыки осуществления самоконтроля.
Дидактический материал:
Эскизы узоров, образцы изделий, образцы выполнения сборок, инструкционные карты, методические рекомендации, тренировочные упражнения.
Материально-техническая база
Оборудование:швейная машинка, утюг.
Основные инструменты и приспособления:иглы различного размера (№7-8), портновские булавки, наперстки, ножницы, нож для распарывания, линейка, карандаши.
Материалы:различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы.
Литература
Бержене Лиза Пэчворк. Шьем из лоскутов/ Пер. с англ.- М.: ЗАО «БММ», 2008.- 152 с.: ил.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 96 с.: ил.
Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики
Максимова М., Кузьмина М. Девичьи хлопоты
СьюзанБриско Сумки в стиле пэчворк
Галанова Т.В. Оригами из ткани: Энциклопедия: Техника. Приемы. Изделия.- М.: АСТ-ПРЕСС СКД.- 120 с.: ил – (Золотая библиотека увлечений).
Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 96 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.- 208 с.: ил.- (Энциклопедия).