12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лелекова Марина Николаевна801
Россия, Амурская обл., с. Варваровка

Отдел образования Администрации Октябрьского района Амурской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы с. Екатеринославка»

 

 

                                                                                    Утверждаю:

Программа принята на заседании                                  Директор МБУ ДО ЦВР

педагогического совета МБУ ДО ЦВР

от «____» ________2020 г.                                          «___» _____________ 2020 г.

Протокол №____                                                           ____________ Т.Н. Пак

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ЛОСКУТОК»

(мастерская кройки и шитья)

Уровень программы: стартовый

Срок реализации: 72 часа

Возраст обучающихся: 9 -11 лет

 

Составитель: Лелекова М.Н.,

педагог дополнительного образования

 

 

Варваровка

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Комплекс основных характеристик образования...................................3

Актуальность программы........................................................................3

Отличительные особенности программы..................................................4

Педагогическая целесообразность программы.........................................5

Объем и срок реализации программы.....................................................6

Адресат программы...............................................................................6

Режим и формы организации занятий.....................................................6

Цель и задачи программы......................................................................7

Логика построения программы...............................................................8

Тематический план учебного курса........................................................9

Содержание учебного плана..................................................................9

Планируемые результаты.....................................................................12

2. Комплекс организационно-педагогических условий............................12

Формы аттестации................................................................................12

Оценочные материалы.........................................................................14

Условия реализации программы............................................................17

Методические материалы.....................................................................18

Календарный учебный график..............................................................19

Работа с родителями.............................................................................22

Список литературы и рекомендуемые источники для родителей и детей...................................................................................................22

Приложение 1. Нормативно-правовые основы разработки и реализации

дополнительных общеобразовательных программ...................................23

Приложение 2. Карта мониторинга образовательных результатов.............23

Приложение 3. Карта мониторинга личностных результатов.....................24

Приложение 4. Таблица результатов реализации программы....................24

1. Комплекс основных характеристик образования

Актуальность программы

Дополнительное образование в современном обществе предполагает формирование творческих способностей детей основе их запросов и интересов, с учетом собственных склонностей и желаний. В процессе самостоятельной творческой деятельности у детей формируется потребность воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, а также появляется возможность развивать свои художественно-творческие способности. Эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: экологическим, художественным, нравственным, трудовым.

Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Предлагаемая программа художественной направленности является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Изучению народного творчества уделяется большое внимание в современном обществе. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2017 утвержден «План мероприятий по сохранению и развитию народных художественных промыслов и ремесел». Согласно плану мероприятий, организации системы дополнительного образования должны быть оснащены учебно-методическими комплектами по приобщению детей к народным художественным промыслам, включающими в себя изделия народных художественных промыслов, в целях популяризации народных художественных промыслов России. Кроме того, изучение народного творчества повышает культурный уровень ребенка, способствует его эстетическому развитию,

расширяет знания об окружающем мире и его Родине.

Предлагаемое в содержании программы лоскутное шитье как вид рукоделия помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды. У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам.

Все поделки, созданные детьми в ходе реализации программы – функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, подарить друзьям и т.д. Социальная значимость программы заключается в том, что, создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок постоянно думает о них, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется гендерная и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи.

Кроме того, создание интереса к декоративно-прикладному творчеству в процессе реализации образовательной программы имеет большое значение для формирования профессиональной ориентации учащихся.

Отличительные особенности программы

Программа «Лоскуток» является ознакомительной, обеспечивает формирование мотивации у обучающихся к занятию народными и современными видами творчества, состоит из ознакомительного и событийного модулей.

Учебный план составлен из следующих разделов, знакомящих обучающихся с различными видами декоративно-прикладного творчества, таких как: вышивка, мягкая игрушка, лоскутное шитье. За период обучения все обучающиеся приобретают опыт собственной творческой деятельности, участвуют выставках, показывают результаты на открытых занятиях, конкурсах различных уровней.

Особенностью данной программы является ее гибкая структура, которая позволяет менять местами блоки без ущерба для образовательного процесса; дается обзор по каждому виду творчества и начальные знания по каждому разделу программы, выполняются простейшие изделия.

Программный материал содержит региональный компонент прикладного характера.

Программа разработана на основе анализа детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги и на потенциале образовательного учреждения. Программа «Лоскуток» модифицированная, переработанная. В ее основу положен собственный многолетний педагогический опыт работы в дополнительном образовании, а также опыт коллег, реализующих дополнительные образовательные программы художественной направленности.

Педагогическая целесообразность программы

Программа «Лоскуток» разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области образования (Приложение 1).

Модернизация российского образования требует усиленного внимания к обеспечению компетентностного подхода. Реализация данной программы дает обучающемуся возможность выбора своего пути, создает условия для личных достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества.

Другая важная особенность реализации программы – ее воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности происходит развитие нравственных качеств личности. Понимание приоритетности компетентностного подхода, прогнозирование результатов обучения, направленных на формирование личностных, межпредметных и предметных компетенций обучающихся обуславливает успешность реализации программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Лоскуток» разработана с учетом современных образовательных технологий: игровые технологии, проектные, здоровьесберегающие, диалог культур, информационно-коммуникативные технологи, групповые технологии, компетентностный подход, личностно ориентированный подход, - которые отражаются:

в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

формах и методах обучения (активные методы обучения, занятия, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т. д.);

методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.).

Использование игр на занятиях декоративно-прикладным творчествам позволяет решать следующие педагогические задачи: знакомство детей друг с другом, их сплочение, обучение определенным элементам деятельности, снятие коммуникативных барьеров. Знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества невозможно без применения такой педагогической технологии как «диалог культур». При реализации программы происходит знакомство с многообразием культур, что обеспечивает полифоническое восприятие современного мира. Обучающиеся учатся вдумчивому рассматриванию, прочтению, размышлению об увиденном и услышанном. Компетентностный подход к обучению позволяет обучающимся в будущем задействовать знания и умения, полученные на занятиях.

Методы обучения, используемые в образовательном процессе: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.

Методы воспитания: поощрение, упражнение, мотивация, стимулирование.

Основные принципы программы:

Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.

Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.

Изложение нового материала в доступной для детей форме.

Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.

Постепенное усложнение при подаче нового материала.

Объем и срок освоения программы

Программа носит ознакомительный характер и рассчитана на 72 часа. Эти часы распределены на 36 недель, или 1 год обучения: 1 раз в неделю по 2 часа.

Адресат программы

Комплектование группы происходит в режиме свободного набора.

Группа формируется из обучающихся 9–11 лет. В этом возрасте возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе. Подросток пытается понять свои возможности, у него растет чувство ответственности, расширяются круг его интересов, появляются планы на будущее.

Наполняемость группы до 8 человек. Это обусловлено правилами техники безопасности работы в мастерской и рекомендациями СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Режим и формы организации занятий

Виды занятий - практические, теоретические и комбинированные. Теоретические занятия проводятся для всего состава обучающихся, а практические могут проводиться отдельно для группы детей или индивидуально с согласия родителей и администрации.

Для организации занятий по программе художественной направленности рекомендуются такие формы, как:

- коллективная – теоретические занятия, тематические беседы, участие в массовых мероприятиях, экскурсии, посещение выставок, музеев, организация инсталляций и другая воспитательная работа объединения.

- индивидуальная – разработка и изготовление изделия, практические задания, выполнение творческих работ, работа по оформлению изделия, дополнительные и творческие занятия, консультации.

- воспитательная работа строится на основе совместной деятельности, имеющей диалоговую структуру, партнерские формы сотрудничества, доверительный характер, субъект-субъектные способы воздействия.

По способам организации деятельности объединения «Лоскуток» используются различные формы работы с обучающимися:

тематические занятия;

педагогическая беседа;

развивающие, ролевые и дидактические игры;

соревнования и конкурсы;

праздничные мероприятия;

практические задания;

тематические инсталляции и отчетные выставки;

экскурсии, посещения и выставок.

Цель программы – создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством овладения знаниями и практическими умениями художественной обработки текстильного лоскута.

Задачи программы:

- познакомить с правилами техники безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями;

- дать основные понятия о видах и техниках декоративно-прикладного творчества, их истории; познакомить со специальной терминологией;

- научить выполнять основные виды ручных швов;

- обучить основным техникам и приемам работы по темам, предлагаемым программой, и умению применять полученные навыки на практике;

- формировать интерес к народному творчеству, к выбору деятельности;

- развивать художественно-творческие способности, фантазию, образное мышление, воображение, инициативу, творческую активность;

- развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, чувство товарищества и взаимопомощи;

- прививать эстетическое отношение к окружающему миру и художественный вкус;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение доводить дело до конца.

- формировать понятия об экономии и рациональном использовании материалов.

Логика построения программы

Форма детского образовательного объединения –кружок. Кружок занимает начальную (ознакомительную) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству. Именно в кружке обучающийся может проверить себя, определиться в заинтересовавшей его сфере деятельности.

Ознакомительный модуль программного содержания состоит из блоков:

1. Швейная корзинка (мастерская, инструменты и материалы швейного дела)

2. Фетроград (простейшие ручные швы и изделия из фетра)

        3. Кукломишки (народная и современная примитивная игрушка)

        4. Веселые картинки (аппликация с элементами вышивки)

        5. Сувенирная лавка (текстильные сувениры по замыслу детей)

Такое деление обусловлено включением в программу различных техник выполнения работ. Дополнительная общеобразовательная программа «Лоскуток» предполагает вовлечение обучающихся в творческую деятельность, направленную на декоративно-прикладное творчество. Необходимо отметить не только разнообразие направлений творческой деятельности, но и материалов, применяемых при изготовлении изделий – фетр, мех, различные виды тканей, декоративных материалов и фурнитуры. Чередование одного вида деятельности с другим развивает моторику рук, благотворно влияет на мыслительную деятельность ребенка, на его психическое состояние, на интеллект. Ребенок становится более внимательным, старается соблюдать последовательность тех или иных операций. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности. Большинство занятий спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

Каждый блок заканчивается ярким, запоминающимся событием, таким как подготовка к выставке, торжественные мероприятия, конкурс и т. д. Эти мероприятия в программе вынесены отдельным событийным блоком.

Событийный модуль программы «Лоскуток» включает в себя: мастер-классы, экскурсии, оформление альбомов, презентации в социальных сетях, тематические выставки и мини-инсталляции детских работ, а также участие обучающихся в конкурсах различных уровней. Мастер-классы дают возможность пробудить интерес, наполнить обучение технологическим содержанием, развивать творческие способности, позволяют обучающимся ставить задачи и выполнять их. Участие в творческих конкурсах и выставках предоставляет возможность выйти за рамки учебного процесса, выполнить свое изделие и получить отклик зрителей.

Тематический план учебного курса объединения «Лоскуток»

п/п

Наименование модуля, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

прак-тика

 

1.

2.

3.

 

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

11.

12.

13.

14.

 

 

15.

16.

 

17.

Швейная корзинка

Введение. Правила ТБ. Организация мастерской

Характеристика материалов

Инструменты, оборудование

Фетроград

Простейшие ручные швы

Игольница

Открытка. Вышивка на фетре

Игрушка из фетра

Брошка

Закладка для книги из фетра

Пальчиковый театр из фетра

Кукломишки

Народная кукла

Зайкоброшка из меха

Игрушки из носочков

Игрушки из флиса

Веселые картинки

Аппликация.

Узоры народов Приамурья

Сувенирная лавка

Текстильные сувениры по замыслу детей

 

 

 

ИТОГО

 

2

2

2

 

4

4

2

2

2

2

2

 

10

2

2

4

 

 

8

2

 

20

 

 

 

72

 

1

2

1

 

2

1

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

2

1

 

2

 

 

 

16

 

1

 

1

 

2

3

2

2

2

2

2

 

6

2

2

4

 

 

6

1

 

18

 

 

 

56

 

Стартовый тест

Занимательные задания

Наблюдения

 

 

Практическая работа

Самооценка

Наблюдение

Опрос

Театрализация

 

 

Мастер-класс

Наблюдение

Занимательные задания, тесты

 

Наблюдение Презентация

 

Творческий проект, анализ работы, участие в конкурсах и выставках

Содержание учебного плана

Швейная корзинка

Введение. Правила ТБ. Организация мастерской. Знакомство с детьми, с мастерской. Создание интереса к предстоящей деятельности. Рассматривание образцов народного творчества и выставочных экземпляров детских работ. Организационные мероприятия. Правила поведения в мастерской и техники безопасности. Организация рабочего места. Проведение стартового теста.

Характеристика материалов. Знакомство с материалами швейного дела (лоскуты тканей, фетр, мех, трикотаж, нитки, ленты и тесьма, наполнитель и прочая фурнитура). Разнообразие декоративных материалов. Цвет и фактура. Рассматривание образцов и игровые упражнения с ними. Словарная работа. Кроссворды, загадки, пословицы и поговорки по теме. Оформление рабочей тетради.

Инструменты, приспособления и оборудование. Знакомство с инструментами, приспособлениями и оборудованием мастерской. Техника безопасности при работе с острыми, режущими и колющими предметами. Классификация предметов по категориям: инструмент, приспособление, оборудование. Составление таблицы. Словарная работа. Упражнение в заправке нити в иглу. Кроссворды, загадки, пословицы и поговорки по теме.

Фетроград

Простейшие ручные швы. Презентация ручных стежков, строчек, их применение. Виды ручных строчек и швов. Как закрепить нить на ткани. Пришивание фурнитуры. Упражнения в выполнении простейших швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «стебельчатый», «петельный».

Игольница. Образцы игольниц. Отработка навыков ручных швов в изготовлении игольницы из фетра: составление эскиза, подбор цветовых сочетаний, изготовление выкроек, раскрой, сборка изделия, правила набивки изелия наполнителем, декор игольницы с помощью пуговиц, бусин, бисера.

Открытка. Вышивка на фетре. Отработка навыков ручных декоративных швов в изготовлении открытки из фетра: составление эскиза, выбор материалов, цветовой палитры, изготовление выкроек, вырезание деталей, сборка изделия и его декоративное оформление.

Игрушка из фетра. Отработка навыков ручных швов в изготовлении игрушки из фетра: составление эскиза, изготовление выкроек, вырезание деталей, сборка изделия и его декоративное оформление.

Брошка. Отработка навыков ручных швов в изготовлении открытки из фетра: составление эскиза, изготовление выкроек, вырезание деталей, сборка изделия и его декоративное оформление.

Закладка для книги. Отработка навыков ручных швов в изготовлении закладки из фетра: составление эскиза, изготовление выкроек, вырезание деталей, сборка изделия и его декоративное оформление.

Пальчиковый театр из фетра. Коллективный проект по отработке навыков ручных швов в изготовлении фигурки из фетра: выбор темы, составление эскизов, распределение ролей, выбор материалов, изготовление выкроек, вырезание деталей, сборка изделия и его декоративное оформление. Репетиция и театрализованное представление для детей детского сада.

Кукломишки

Народная кукла: Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Куклы закрутки. Куклы-саше. Кукла-кубышка. Куклы-столбики. Куклы-скрутки. Презентации. Рассматривание образцов. Назначение. Материалы. Технология изготовления. Практическая работа. Оформление мастер-класса.

Зайкоброшка из меха. Современные игрушки. Идеи. Как найти мастер-класс в сети интернет. Как пользоваться инструкциями по изготовлению работ. Как можно получить выкройки. Материалы. Рассматривание образцов. Особенности работы с ворсистыми тканями, плюшем и мехом. Способы изготовления и оформления брошек. Виды застежек для брошек. Практическая работа по изготовлению брошек. Творческий отчет.

Игрушки из носочков. Парад идей, анализ. Подбор материалов. Особенности работы с трикотажем. Способы изготовления и оформления. Практическая работа по изготовлению игрушек.

Игрушки из флиса. Особенности работы с флисом. Копилка идей. Способы изготовления и оформления. Практическая работа по изготовлению игрушек. Оформление выставки.

Веселые картинки

Аппликация. Из истории аппликации. Виды аппликаций. Образцы применения. Техники выполнения. Виды краевых и обметочных швов, применяемых в аппликации. Увеличение или уменьшение рисунка. Перенос рисунка на ткань. Раскрой деталей и их дублирование. Правила ТБ при работе с утюгом. Утюжильные работы и влажно-тепловая обработка заготовок. Технологический словарь. Тест. Что такое учебный проект, его алгоритм. Выполнение салфетки с использованием накладной вышивки - аппликации. Оформление готовой работы.

Узоры народов Приамурья. Презентация о культуре народов Приамурья. Характерные особенности орнамента. Элемент орнамента «приамурский завиток». Образцы использования элемента. Выполнение фрагмента аппликации. Рисование эскизов тапочек и рукавиц с использованием «приамурских завитков». Презентация работ, оформление альбома.

Сувенирная лавка

Текстильные сувениры по замыслу детей. Образцы творческих работ: текстильные новогодние игрушки, пасхальные сувениры и прочие подарки для своих близких. Экскурсия в мастерскую прикладного искусства. Творческий замысел в изготовлении сувениров по готовым схемам и инструкциям. Составление алгоритма творческого мини-проекта: этапы его проектирования, изготовления, оформление результатов и презентация. Краткий отчет о проделанной работе. Подведение итогов года и планирование на следующий год. Публикации в СМИ, участие работ в конкурсах, выставках, тематических мини-инсталляциях и т.д.

Планируемые результаты

- уважительное отношение к труду;

- старательность и аккуратность в работе;

- умение работать в коллективе; организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками;

- умение сформировать собственную позицию; учитывать мнение и интересы других;

- умение реализовывать свой творческий потенциал при изготовлении работ;

- умение планировать свою деятельность;

- бережное и экономное отношение к материальным ресурсам;

- знать материалы и инструменты, необходимые в работе, и пользоваться ими для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;

- знать основы технологий изготовления изделий различных видов декоративно-прикладного творчества, представленных в программе, и владеть базовыми техниками;

- знать виды и техники декоративного-прикладного творчества, их историю;

- знать и соблюдать правила техники безопасности при работе с различными инструментами;

- знать особенности работы с различными материалами;

- пополнение словарного запаса технологическими терминами.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

Формы аттестации

Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательных программ в конкретной предметной деятельности. Цель аттестации – выявление входного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеразвивающих программ.

Формы проведения аттестации в дополнительной образовательной программе «Лоскуток» определены таким образом, что они соответствуют ожидаемым результатам программы. При выборе форм аттестации применяются такие средства определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им области знаний, которые помогают ему увидеть ступени собственного развития и стимулируют это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка. Это следующие формы:

-тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование);

-демонстрационные: организация выставок, конкурсов, презентация;

-анкетирование;

-проект;
-рейтинговая система оценивания;

-зачет;

-творческое задание;

-педагогическая диагностика;

-самооценка обучающихся своих знаний и умений;

-индивидуальные карточки с заданиями различного типа;

-тематические кроссворды и др. занимательные задания;

-собеседование;

-рабочая тетрадь;

-карта индивидуальных достижений

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Входной

Сентябрь

Определение теоретических знаний у детей

Опрос на выявление первоначальных теоретических знаний

 

 

Текущий

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учебного материала и к готовности нового материала.

Наблюдение.

Творческие работы. Занимательные задания, тесты

Таблица результатив-ности

Промежу-точный

Декабрь-январь

Оценка уровня и качества усвоения изученного материала обучающимися программы по итогам полугодия

 

Дидактическая игра на закрепление знаний по усвоению материала

Сводная таблица по результатам

Итоговый

Май

Определение степени усвоения материала по итогам года.

Диагностика по итогам года

Творческие выставки.

Участие в конкурсах

Публикации

Сводная таблица по результатам. Инсталляция.

Портфолио

 

По результатам итоговой аттестации обучающиеся готовы продолжить обучение по дополнительной образовательной программе базового уровня.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

- подготовка и проведение тематических выставок детских работ;

- фотоотчет

- инсталляция – совместное творчество педагога и учащихся

- участие в конкурсах различных уровней.

Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отражают достижения всего коллектива и каждого обучающегося в частности. Они необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы. В рамках объединения «Лоскуток» разработаны и используются документальные формы для фиксации результатов обучающихся и обобщения их достижений: диагностические карты результатов освоения программы, дневник педагогических наблюдений, портфолио достижений учащегося.

Оценочные материалы

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств учащихся. Поэтому

ее результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

- образовательные результаты (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы).

- личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном творческом объединении).

Рекомендованы наиболее популярны в системе дополнительного образования формы оценивания: балльная и система уровней (высокий, средний, низкий).

Мониторинг образовательных результатов

Для изучения результативности реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.

Показатели критериев определяются тремя уровнями:

высокий (В) - 3 балла; средний (С) - 2 балла; низкий (Н) - 1 балл.

1. Сформированность умений и навыков

- высокий: владеет техническими умениями и навыками, умеет правильно использовать инструменты, соблюдает правила ТБ;

- средний: выполняет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты, соблюдает правила ТБ;

- низкий: слабо сформированы технические умения, при использовании инструментов испытывает затруднения, иногда не соблюдает правила ТБ.

2. Глубина и широта знаний по содержанию программы

- высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом;

- средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу;

- низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

- высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности;

- средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы, определенных этапах работы;

- низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4. Разнообразие творческих достижений

- высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, области, страны;

- средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения;

- низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, сенсомоторики.

- высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

- средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

- низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.

Результаты мониторинга образовательных результатов заносятся в карту мониторинга (Приложение 2).

Мониторинг личностного развития

Показатели

(оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого

качества

 

Кол-во баллов

Методы диагностики

Терпение

Способность переносить нагрузки в течение опред. времени, преодолевать трудности

- терпения хватает меньше чем на ½ занятия;

- больше чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие

 

1

5

 

10

наблюдение

Само-

контроль

Умение контролировать свои поступки

- ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне;

- периодически контролирует себя сам;

- постоянно контролирует

себя сам

 

 

1

 

5

 

10

наблюдение

Самооценка

Способность оценивать себя адекватно

- завышенная оценка

- заниженная оценка

- нормальная оценка

1

5

10

анкетирование

Интерес к занятиям

Осознанное участие в освоении образовательной программы

- интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

- интерес периодически поддерживается самим ребенком;

- интерес поддерживается ребенком самостоятельно

 

 

1

 

 

5

 

10

анкетирование, тестирование

Тип сотрудни-чества

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

- избегает участия в общих делах;

- участвует при побуждении извне;

- инициативен в общих делах

 

0

 

5

10

наблюдение

Аккуратность

Аккуратность и ответственность в работе

 

- удовлетворительно;

- хорошо;

- отлично

3

4

5

наблюдение

Рациональный подход к труду

Бережное и экономное отношение к материалам

- удовлетворительно;

- хорошо;

- отлично

3

4

5

наблюдение

Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

- минимальный;

- средний;

- высокий

1

5

10

наблюдение

Взаимодейст-вие с педагогом

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

- минимальный;

- средний;

- высокий

1

5

10

наблюдение

Творческие

навыки

 

Желание реализовать свои творческие идеи и замыслы

- отсутствие творчества в работе;

- сочетание репродуктивных и творческих навыков;

-выдвижение новых идей, стремление их воплотить в своей работе

 

0

 

5

 

 

10

наблюдение

Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту мониторинга личностного развития (Приложение 3).

Показателем результативности освоения программы выступает динамика продвижения ребенка в личностном развитии, овладении компетенциями и творческом самовыражении. Итоги фиксируются в таблице результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы (Приложение 4).

Условия реализации программы

Условия реализации программы – это существующая и доступная совокупность необходимых для реализации программы условий: помещения для занятий по программе; перечень оборудования, приборов и инструментов, материалов;

аудио-, видео-, фото-, интернет-источники, электронные образовательные и сетевые ресурсы и пр.; педагогические работники и иные специалисты.

Материально-техническое обеспечение

Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.

Мебель: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, демонстрационный стенд.

Необходимое оборудование, инструменты, приспособления и материалы:

- гладильная доска;

- утюг;

- ноутбук;

- аптечка;

- ножницы портновские небольшого размера на каждого обучающегося;

- канцелярские принадлежности на каждого обучающегося (линейка, клей, карандаши, ножницы, ручки, тетради, альбомы, картон, папки и пр.);

- наполнитель для игрушек;

- фетр, мех, ткани хлопчатобумажные, клеевые материалы, разнообразная фурнитура;

- нитки швейные и вышивальные разной толщины;

- наборы швейных игл разных размеров;

- портновские булавки в большом количестве;

- портновские мелки и др. маркеры;

- распарыватели на каждого обучающегося;

- широкий ассортимент декоративного материала;

- сантиметровые ленты и др. приспособления;

- калька, миллиметровая бумага;

- пяльцы;

- емкости для обрезков и прочего мусора на каждого обучающегося;

- короба для хранения материалов.

Красивое оформление учебного кабинета, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места, четкая организация хранения материалов и инструментов, наличие большого выбора прикладного материала – все это имеет большое воспитательное значение: дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

Финансовое обеспечение производится за счет родительской спонсорской помощи.

Кадровое обеспечение

Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.

Информационное обеспечение

Возможности педагогического сообщества «УРОК.РФ»

Единый национальный портал дополнительного образования

Российская электронная школа

Страна увлечений – сайт о рукоделии

https://allforchildren.ru/ - сайт «Все для детей» / материалы для отдыха и развития детей

https://stranamasterov.ru/ - сайт «Страна Мастеров» / творчество для детей и взрослых

LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений

Методические материалы

Методические материалы – это перечень методических и дидактических материалов, которые используются для работы на занятиях и для самостоятельной работы, необходимых для достижения целей программы.

В мастерской накоплен достаточный объем материалов для осуществления учебного процесса:

- библиотека книг и журналов по декоративно-прикладному творчеству;

- учебные пособия для учащихся и педагога;

- методические разработки;

- альбомы с фотографиями детских работ;

- образцы изделий детских работ;

- образцы швов, технологических узлов, изделий, материалов;

- образцы фурнитуры и декоративного материала;

- памятки по технике безопасности в мастерской;

- сборник занимательных заданий и игры;

- инструкционные/технологические карты;

- раздаточные материалы;

- каталоги тканей;

- копилка идей для изготовления текстильных сувениров и аксессуаров;

- комплекты с разнообразными выкройками текстильных изделий;

- технологические справочники и словари;

- мультимедийные презентации к занятиям;

- тестовые задания;

- таблицы и опорные схемы.

Все методические материалы в мастерской представляют собой блоки-модули:

- Материаловедение

- Технология обработки ткани

- Декоративная отделка изделий

- Средства композиции

- Аксессуары

- Сувениры

- Декоративно-прикладное творчество

- Разработки конспектов занятий и др. мероприятий

- Контрольно-измерительные материалы и т.д.

- Техника безопасности

Календарный учебный график на 2020- 2021 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

15.09.2020

25.05.2021

36

72 часа

1 раз в неделю по два академических часа

 

Примерное календарно-тематическое планирование образовательного процесса объединения «Лоскуток» на 2020-2021 учебный год

п\п

Дата

Раздел, тема

Форма занятия

Форма контроля

Швейная корзинка

1

сентябрь

Введение. ТБ. Организация мастерской

беседа

экскурсия

наблюдение

кроссворд

стартовый тест

2

сентябрь

Характеристика материалов

беседа

игра

опрос

наблюдение

3

сентябрь

Инструменты, оборудование

беседа

занимательные задания

оформление таблицы

Фетроград

4

октябрь

Простейшие ручные швы. Виды ручных строчек, применение

беседа

наблюдение

занимательные задания

опрос

5

октябрь

Упражнения в выполнении ручных швов. Пришивание фурнитуры.

 

практикум

 

наблюдение

6

октябрь

Игольница. Рассматривание образцов. Подготовка материалов и выкроек.

беседа

практикум

наблюдение

7

октябрь

Игольница. Изготовление

практикум

наблюдение

 

8

ноябрь

Открытка. Изготовление

практикум

наблюдение

 

9

ноябрь

Игрушка из фетра

практикум

наблюдение

 

10

ноябрь

Брошка

практикум

наблюдение

 

11

ноябрь

Закладка для книги

практикум

наблюдение

 

12

декабрь

Пальчиковый театр

практикум

наблюдение

театрализация

Кукломишки

13

декабрь

Народная кукла. Обрядовые куклы. Обереги. Изготовление

беседа

практикум

наблюдение

опрос

 

14

декабрь

Народная кукла. Куклы-закрутки. Изготовление

беседа,

практикум

наблюдение

опрос

15

декабрь

Народная кукла. Кукла-кубышка. Изготовление.

беседа

практикум

наблюдение

опрос

16

декабрь

Народная кукла. Куклы-столбики. Изготовление.

беседа

практикум

наблюдение

опрос

17

январь

Народная кукла. Куклы-скрутки. Изготовление.

беседа

практикум

анализ работ

опрос

творческий отчет

18

январь

Зайкоброшка из меха. Современные игрушки из ворсистых тканей. Идеи. Изготовление.

 

практикум

опрос

наблюдение

творческий отчет

19

январь

Игрушки из носочков. Идеи, особенности работы с трикотажем. Изготовление.

беседа

игра

практикум

наблюдение

 

 

20

январь

Игрушки из флиса. Изготовление

игра

практикум

наблюдение

21

февраль

Игрушки из флиса. Изготовление, оформление.

практикум

наблюдение

мини-выставка

Веселые картинки

22

февраль

Аппликация. История. Виды текстильных аппликаций. Понятие о творческом проекте.

беседа

игра

наблюдение

опрос

23

февраль

Аппликация. Краеобметочные швы. Шаблоны.

беседа

практикум

наблюдение

24

февраль

Аппликация. Утюжильные работы. ТБ. Изготовление салфетки.

практикум

словарная работа

 

25

март

Аппликация. Изготовление салфетки. Оформление работы.

практикум

наблюдение

тест

26

март

Узоры народов Приамурья. Выполнение эскизных зарисовок с использованием элемента «приамурский завиток». Оформление альбома

беседа

практикум

наблюдение

презентация альбома

Сувенирная лавка

26

март

Знакомство с образцами ДПИ. Алгоритм творческого проекта.

экскурсия в студию прикладного творчества,

инструктаж

наблюдение

 

28

март

Текстильные сувениры по замыслу детей

практикум

наблюдение

творческая работа

29

апрель

Текстильные сувениры по замыслу детей

практикум

наблюдение

творческая работа

30

апрель

Текстильные сувениры по замыслу детей

практикум

наблюдение

творческая работа

31

апрель

Текстильные сувениры по замыслу детей

практикум

наблюдение

творческая работа

32

апрель

Текстильные сувениры по замыслу детей

практикум

 

наблюдение

творческая работа

33

май

Текстильные сувениры по замыслу детей

практикум

наблюдение

творческая работа

34

май

Текстильные сувениры по замыслу детей

практикум

наблюдение

творческая работа

35

май

Текстильные сувениры по замыслу детей

практикум

защита проекта

наблюдение

защита проектов

36

май

Выставка, подведение итогов, чаепитие, планирование следующего учебного года

подготовка выставки,

досуговое мероприятие

 

анализ работы

выставка

участие в конкурсах

публикации

Работа с родителями

Одно из направлений деятельности педагога – это семья, в которой растёт, формируется, воспитывается ребёнок.

Работа с родителями учащихся заключается в постоянном контакте с деятельностью творческого объединения «Лоскуток» Родители приглашаются на выставки детского творчества, участвуют в различных социальных акциях, что приобщает их к внутренней жизни объединения. Проводятся родительские собрания, чаепития, семейные мастерские. Индивидуальная работа складывается из личных бесед, инструктажей, консультаций, сотрудничества. Всё это позволяет более активно включать родителей в детские интересы и детскую жизнь.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, а также совместная деятельность детей, педагога и родителей способствуют более успешному освоению учащимися программного содержания.

Список литературы

1. Буйлова Л. Н. Порядок организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: дети особой заботы. // Информационно-методический журнал «Внешкольник». – М.: ООО «Новое образование». - №3. - 2019. – С. 9-14.

2. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Буйлова. – М.: Пед. О-во России, 2015. – 270 с.

3. Методические рекомендации по разработке модельных дополнительных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] / А. В. Кисляков, Ю. В. Ребикова, А. В. Щербаков, Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева; под ред. М. И. Солодковой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 340 с.

4. Моргуновская Ю.О. Славянские обережные куклы: пошаговые мастер-классы для начинающих [Электронный ресурс]. – М.: Эксмо, 2015. – 64 с.

Рекомендуемые источники для родителей и детей

Броссар Адриенн. Текстильные куклы. Французская коллекция: мастер-классы и выкройки в натуральную величину: [перевод с французского]/ Адриенн Броссар. — Москва: Издательство «Э.», 2018. — 144 с.

Периодическая печать. Журналы для рукоделия

Страна увлечений – сайт о рукоделии

https://allforchildren.ru/ - сайт «Все для детей» / материалы для отдыха и развития детей

https://stranamasterov.ru/ - сайт «Страна Мастеров» / творчество для детей и взрослых

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Нормативно-правовые основы разработки и реализации

дополнительных общеобразовательных программ

1.  Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204

         «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024        года»

2. П риказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 в последней действующей в 2018 году редакции от 03 августа 2018 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу.

4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642)

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ 23.05.2015 № 497)

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р)

7. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р)

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

9. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта мониторинга образовательных результатов

Фамилия, имя

учащегося

Входной

(сентябрь)

 

Промежуточный

(декабрь-январь)

Итоговый

(май)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карта мониторинга личностных результатов

(заполняется на начало года, в конце первого полугодия, в конце учебного года)

Фамилия,

имя

учащегося

Критерии

тер-

пение

само-

конт-

роль

само-

оцен

-ка

инте-

рес к

заня-

тиям

тип

сотруд-

ничест-

ва

акку-

рат-

ность

рацио-

наль-

ный

подход

к

труду

умение

органи-

зовать

рабочее

место

взаимо-

дей-

ствие

с педа-

гогом

твор-

ческие

навыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В – 10 баллов

С – 5 баллов

Н – 1 балл

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица результатов реализации

дополнительной общеразвивающей программы «Лоскуток»

 

Ф.И. учащегося

Образовательные результаты

Личностные результаты

В

С

Н

В

С

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология подведения итогов

Образовательный уровень:

В – высокий уровень предполагает наличие высокого уровня не менее чем по трем показателям мониторинга образовательных результатов;

С – средний уровень предполагает наличие среднего уровня не менее чем по трем показателям мониторинга образовательных результатов;

Н – низкий уровень предполагает наличие низкого уровня не менее чем по трем показателям мониторинга образовательных результатов.

Личностный уровень:

В – высокий уровень предполагает от 50 до 80 баллов, набранных в результате мониторинга личностных результатов на конец обучения по программе;

С – средний уровень предполагает от 20 до 50 баллов, набранных в результате мониторинга личностных результатов на конец обучения по программе;

Н – низкий уровень предполагает от 0 до 20 баллов, набранных в результате мониторинга личностных результатов на конец обучения по программе.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.