Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Жар-птица»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Реальная школа»
(МБУДО ЦДО «Реальная школа»)
Рассмотрена на заседании научно-методического совета от «27» 08 2020 г. Протокол № 1 | | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУДО ЦДО «Реальная школа» _____________________ С.А.Руденко ___«02» 09 2020 г. |
Принята на заседании педагогического совета от «31» 08 2020 г. Протокол № 1 | | |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
" Жар-птица"
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 2 года
Количество часов: 432 час.
Автор-составитель:
Капралова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
Воронеж
2020
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
« Жар-птица» (художественное выжигание по ткани) относится к базовому уровню и имеет художественную направленность.
Программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273
• Концепция развития дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 4.09. 2014 года N 1726-р)
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 08. 2013 г. N 1008)
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014 г. №41.
• Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06 - 1844.)
Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.
Актуальность программы базируется на том, что для детей, проявивших особые способности, высокую обучаемость, предусматривается составление индивидуально - ориентированных образовательных маршрутов.
Новизна программы определяется в приобщение учащихся к инновационному виду рукоделия и оказывает влияние на формирование художественного вкуса.
Педагогическая целесообразность программы заключается обеспечении активной учебно-познавательной деятельность учащихся, а так же формирование готовности к саморазвитию.
Цель: Сформировать у уч-ся базовые знания, умения и навыки, которые послужат основой ориентации в выборе возможных профессий, связанных с декорированием одежды, интерьера, изготовлением различных аксессуаров.
Задачи:
Образовательные:
1.Обучить основным навыкам и приёмам художественного гильоширования по ткани;
2.Ознакомить учащихся с основами цветоведения, композиции рисунка, материаловедения, охраны труда;
3.Познакомить с методами исследования и эксперимента в гильошировании; научить использовать полученные знания.
Развивающие:
1.Познакомить учащихся с историей гильоширования (выжигания по ткани) – современным искусством ХХI века;
2.Развивать художественно-творческие способности обучающихся;
3.Развивать самостоятельность и способности обучающихся по решению творческих и изобретательских задач;
4.Сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
Воспитательные:
1. Добиться у учащихся максимальной самостоятельности в творчестве;
2.Воспитать чувства коллективизма и ответственности за свою деятельность.
Формы обучения: индивидуально-групповая.
Формы контроля и оценки результатов обучения: практическая работа, беседа, опрос, зачёт, выставочная, конкурсная работы, учебно-исследовательская работа, проектная деятельность.
Ожидаемые результаты обучения:
1-й год обучения:
Основные приёмы гильоширования;
Историю возникновения декоративно-прикладного творчества - художественного гильоширования по ткани;
Виды ажурного гильоширования, аппликации способы их выполнения. Технологию изготовления мелких изделий в данных техниках гильоширования;
Значение инструментов и их применение. Правильное использование инструментов;
Правила безопасности при работе с основным инструментом, булавками, ножницами, утюгом;
Основные свойства ткани и подготовка ткани к гильошированию;
Основы цветоведения и композиции. Правильно выполнять технический рисунок;
Историю народных промыслов.
2-й год обучения:
1.Виды сложной аппликации и правильно выполнять её;
Виды и свойства тонких тканей;
Технологию выполнения гильоширования на тонких тканях. Правильное выполнение данной технологии.
Виды теневого гильоширования, способы выполнения.
Основные правила гармоничного сочетания цветов. Составление композиции;
Дополнительное оборудование для работы, основы работы оборудования. Определение неполадки и её устранение. Дефекты игл и их устранение. Правильное использование терморегулятора на выжигателе.
Историю народных промыслов.
Виды ворсовых тканей, гипюровых тканей, их свойства, технологию гильоширования на ворсовых и гипюровых тканях.
Правильно переводить рисунок на ворсистые ткани.
Документы по результатам обучения : свидетельство.
Возрастная категория учащихся: 12-17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Объем программы в часах: 432 час.
Режим занятий: 1-2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа.
Формы подведения итогов реализации программы: защита квалификационной работы (индивидуального проекта).
Календарный учебный график.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется с 15 сентября года по 31 мая текущего учебного года (в том случае, если группа укомплектована на 1 сентября текущего учебного года, занятия могут начинаться с 1 сентября).
Продолжительность учебного периода в течение учебного года - 36 недель, учебная деятельность по программе не осуществляется во время школьных зимних каникул.
Для каждой учебной группы предусмотрен календарно-тематический план (график) занятий по данной программе.
Учебный план
дисциплина | Всего часов | 1 год обучения | 2 год обучения | ||
теория | практика | теория | практика | ||
Вводное занятие. Общие правила безопасности. | 3 | 3 | - | - | - |
Перфорация. | 9 | 3 | 6 | - | - |
Ришелье без брид. | 12 | 3 | 9 | - | - |
Ришелье с бридами и «паучками». | 15 | 3 | 12 | - | - |
Аппликация в один цвет. | 9 | 3 | 6 | - | - |
Аппликация в 2 и более цветов. | 18 | 6 | 12 | - | - |
Вырезной ажур-сетки. | 12 | 3 | 9 | - | - |
Аппликация с вырезным ажуром и бридам. | 27 | 6 | 21 | - | - |
Объёмная аппликация | 18 | 3 | 15 | - | - |
Теневое выжигание. | 18 | - | - | 3 | 15 |
Гильоширование на тонких тканях. | 9 | - | - | 3 | 6 |
Аппликация с тонким контуром. | 12 | - | - | 3 | 9 |
Гильоширование на ворсовых тканях | 15 | - | - | 3 | 12 |
Гильоширование в одежде | 21 | - | - | 6 | 15 |
Гильоширование в интерьере | 36 | 3 | 18 | 3 | 12 |
Основы цветоведения | 6 | 3 | 3 | - | - |
Основы композиции | 18 | 3 | 6 | 3 | 6 |
Основы материаловедения | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Оборудование. Охрана труда. | 9 | 3 | 3 | 3 | - |
История народных промыслов . | 6 | 3 | - | 3 | - |
Изготовление изделий для экспонирования. | 72 | 3 | 30 | 3 | 36 |
Индивидуальные консультации. Зачёты. | 21 | 3 | 6 | 6 | 6 |
Выполнение творческого проекта (квалификационной работы) | 51 | - | - | 18 | 33 |
Защита проекта. | 3 | - | - | 3 | - |
Итого: | 432 | 57 | 159 | 63 | 153 |
| | |
Тематический план.
1 год обучения.
№ пп | Название темы, раздела | Количество часов | Форма контроля (аттестации) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Общие правила безопасности. | 3 | 3 | - | |
2. | Оборудование. Охрана труда. | 6 | 3 | 3 | текущий |
3. | Основы материаловедения. | 3 | 1 | 2 | текущий |
4. | Перфорация. | 9 | 3 | 6 | текущий |
5. | Ришелье без брид. | 12 | 3 | 9 | текущий |
6. | Ришелье с бридами и паучками. | 15 | 3 | 12 | текущий |
7. | История народных промыслов. | 3 | 3 | - | текущий |
8. | Аппликация в один цвет. | 9 | 3 | 6 | текущий |
9. | Основы цветоведения. | 6 | 3 | 3 | текущий |
10. | Основы композиции. | 9 | 3 | 6 | текущий |
11. | Аппликация в 2 и более цветов. | 18 | 6 | 12 | текущий |
12. | Вырезной ажур - сетки. | 12 | 3 | 9 | текущий |
13. | Основы материаловедения. | 3 | 1 | 2 | текущий |
14. | Аппликация с вырезным ажуром и бридами. | 27 | 6 | 21 | текущий |
15. | Объёмная аппликация. | 18 | 3 | 15 | текущий |
16. | Гильоширование в интерьере. | 21 | 3 | 18 | текущий |
17. | Изготовление изделий для экспонирования. | 33 | 3 | 30 | |
18. | Индивидуальные консультации. Зачёты. | 9 | 3 | 6 | итоговый |
| Итого: | 216 | 56 | 160 | |
Содержание тем.
Тема 1(3 час.) Вводное занятие. Общие правила безопасности.
Правила внутреннего распорядка и трудовая дисциплина . Соблюдение требований безопасности труда и безопасной эксплуатации оборудования. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с иглами и булавками. Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Техника безопасности работы с утюгом.
Тема 2(6 час.) Оборудование. Охрана труда.
Выжигатель по дереву, виды выжигателей, их устройства. Способы переоборудования выжигателя. Светоскоп, его функции и устройство. Приспособления и их функции. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с иглами и булавками. Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Техника безопасности работы с утюгом.
Практика. Осмотр оборудования. Приёмы работы.
Форма контроля. Беседа.
Тема 3(3 час.) Основы материаловедения.
Общие сведения о текстильных волокнах: классификация, структура. Свойства волокон: длина, толщина, удлинение, трение, стойкость к истиранию, гигроскопические свойства, стойкость к нагреванию, светостойкость. Натуральные волокна и их свойства. Искусственные волокна: классификация, свойства. Основы технологии производства: понятие о пряже и прядении. Виды нитей: элементарные, комплексные, крученые, текстурированные. Общие сведения о ткани и ткачестве.
Практическая работа. Методы определения волокнистого состава ткани: органолептический (по внешнему виду, на ощупь, по виду основы и утка, по прочности нитей, по характеру горения).
Форма контроля: опрос.
Тема 4(9 час.) Перфорация.
Ажурное выжигание, имитирующее гладь. Технология выжигания.
Практическая работа. Выжигание образцов по базовым рисункам.
Форма контроля: беседа.
Тема 5(12 час) Ришелье без брид.
Ажурное выжигание насквозь без брид. Технология выжигания.
Практическая работа. Выжигание образцов по базовым рисункам.
Форма контроля: беседа.
Тема 6(15 час.) Ришелье с бридами и паучками.
Ажурное выжигание насквозь с бригадами и паучками. Технология выполнения брид,паучков.
Практическая работа. Выжигание образцов по базовым рисункам.
Форма контроля: беседа.
Тема 7(3 час.) История народных промыслов.
История этого вида художественного народного творчества. Знакомство с работой объединений «Машинная вышивка» и «Ручная вышивка». Практическая работа. Демонстрация лучших образцов . Определение образцов вышивки.
Форма контроля . Опрос.
Тема8(9 час.) Аппликация в один цвет.
Виды аппликаций. Способы крепления аппликации в гильошировании «точками», «фигурными прорезями», «штрихами», неполное крепление лепестков, листьев. Аппликация по лекалу, «от руки».
Практическая работа. Выжигание образцов по базовым рисункам.
Форма контроля: Тест.
Тема 9(6 час.) Основы цветоведения.
Основные промежуточные цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Свойства цвета – насыщенность, светлота, цветовой тон. Теплые и холодные цвета. Пространственные свойства цвета. Влияние освещенности на цвет. Насыщенность цвета. Яркость цвета.
Практическая работа. Упражнение на понятие значения цвета, его воздействия на организм и психику человека. Изучение природы цвета и его свойства при помощи различных наблюдений окружающих предметов, явлений, материалов, произведений искусств.
Форма контроля: опрос.
Тема 10(9 час.) Основы композиции.
Понятие «рисунок» и «технический рисунок». Их взаимосвязь, сходство, различие.
Функции технического рисунка и требования к техническому рисунку.
Практическая работа. Работа с техническим рисунком. Перевод рисунка на кальку и его корректировка.
Форма контроля: графический рисунок.
Тема 11(18 час) Аппликация в 2 и более цветов.
Технология выполнения аппликации в один и более двух цветов.
Практическая работа. Выжигание образцов по базовым рисункам.
Форма контроля: беседа.
Тема 12(12 час.) Вырезной ажур - сетки.
Вырезной ажур - сетки. Виды сеток. Технология выполнения сеток различной конфигурации.
Применение сеток в изделиях.
Практическая работа. Выполнение образцов с различными видами сеток. Выжигание сеток в изделиях.
Форма контроля: графический рисунок, беседа.
Тема 13(3 час.) Основы материаловедения.
Классификация искусственных волокон: синтетические и искусственные волокна.
Синтетические волокна: анид, лавсан, спандекс, нитрон, хлорин, велюр. Их свойства.
Искусственные волокна: вискозное, ацетатное, триацетатное, металлизированные нити и их свойства.
Практическая работа. Определение волокнистого состава.
Форма контроля: опрос.
Тема 14(27 час.) Аппликация с вырезным ажуром и бридами.
Технология аппликации с вырезным ажуром.
Практическая работа. Выжигание образцов по базовым рисункам.
Форма контроля: опрос.
Тема15(18 час) Объёмная аппликация.
Полуобъёмная и отлётная аппликация. Способы крепления отлетной аппликации. Способы создания объёмной аппликации. Технология выполнения данных аппликаций.
Практическая работа. Выполнение образцов с полуобъёмной и отлётной аппликацией. Изготовление изделий.
Форма контроля: опрос.
Тема 16(21 час.) Гильоширование в интерьере.
Виды декора в интерьере. Изготовление салфеток и столового белья.
Практическая работа. Разработка комплектов столового белья.
Выжигание салфеток и комплектов.
Форма контроля: беседа, графический рисунок.
Тема 17(33 час.) Изготовление изделий для экспонирования.
Изготовление изделий для экспонирования на городских, областных, региональных выставках, а также в рамках интеграции с другими объединениями.
Тема 18(9 час.) Индивидуальные консультации. Зачёты.
Форма контроля .Тест.
Тематический план.
2 год обучения.
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Форма контроля (аттестации) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Охрана труда. Оборудование. | 3 | 3 | - | вводный |
2. | Основы материаловедения | 6 | 3 | 3 | текущий |
3. | Основы композиции. | 9 | 3 | 6 | текущий |
4. | История народных промыслов. | 3 | 3 | - | текущий |
5. | Теневое выжигание | 18 | 3 | 15 | текущий |
6. | Гильоширование на тонких тканях. | 9 | 3 | 6 | текущий |
7. | Аппликация с тонким контуром. | 12 | 3 | 9 | текущий |
8. | Гильоширование на ворсовых тканях. | 15 | 3 | 12 | текущий |
9. | Гильоширование в одежде | 21 | 6 | 15 | текущий |
10. | Гильоширование в интерьере | 15 | 3 | 12 | текущий |
11. | Изготовление изделий для экспонирования. | 39 | 3 | 36 |
|
12. | Индивидуальные консультации. | 12 | 6 | 6 |
|
13. | Выполнение творческого проекта ( квалификационной работы). | 51 | 18 | 33 |
|
14. | Защита проекта. | 3 | 3 | - | итоговый |
| Итого: | 216 | 63 | 153 |
|
Содержание тем. Тема 1(3 час.) Охрана труда. Оборудование. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебной мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с иглами и булавками. Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Техника безопасности работы с утюгом. Материал для изготовления игл. Конфигурации игл. Дефекты и методы их устранения. Принцип работы выжигателя. Основные неполадки в оборудовании и способы их устранения. Форма контроля. Беседа Тема 2(6 час.) Основы материаловедения. Основные сведения о тканях: классификация по составу, назначению, строению, отделке, внешнему виду, свойствам. Свойства тканей: толщина, ширина, длина, механические, технологические, физические, оптические свойства. Общая характеристика ассортимента тканей. Особенности хранения тканей (лоскут, обрезки). Подготовка тканей к гильошированию. Практическая работа. Определение по предложенным образцам видов отделки, состава, свойств тканей. Форма контроля: опрос. Тема 3(9 час.) Основы композиции. Правильное расположение деталей в рисунке. Законы симметрии. Виды орнамента: геометрический, растительный. Стилизация форм растительного и животного орнамента. Составление орнамента на основе различных видов симметрий: розетты, орнаментальные ленты, сетчатый орнамент. Составление орнамента стилю украшаемого предмета. Практическая работа. Изучение законов симметрии. Составление композиции рисунков. Изучение различных видов орнамента. Самостоятельное составление орнамента. Форма контроля: викторина. Тема 4(3час.) История народных промыслов. Знакомство с экспонатами «Гжельский фарфор», «Жостовская роспись», «Павловские платки», «Филимоновская игрушка». История этих видов творчества. Заочная экскурсия в Алмазный фонд в Москве (демонстрация слайдов). История этих видов творчества. Практическая работа. Определение вида ремесла по фото. Форма контроля: беседа. Тема 5(18 час.) Теневое выжигание. Выжигание, имитирующее художественную вышивку. Технология выжигания цветной аппликации с теневым штрихованием. Технология выжигания цветной аппликации между слоями ткани с теневым штрихованием. Практическая работа. Пробные образцы теневого выжигания. Гильоширование изделий использованием теневого штрихования. Форма контроля: беседа. Тема 6(9 час.) Гильоширование на тонких тканях. Аппликация с использованием парчи между слоями шифона и вуали. Технология выполнения. Аппликация на готовой сетке, тюле. Использование готовой сетки и органзы в прорезном ажуре. Технология выполнения. Практическая работа. Пробные образцы аппликации с использованием тонких тканей. Выжигание изделий. Форма контроля: беседа. Тема 7(12 час.) Аппликация с тонким контуром. Технология выполнения аппликации с тонким контуром. Используемые ткани, необходимые для данной технологии. Практическая работа. Пробные образцы аппликации. Выжигание изделий. Форма контроля: беседа. Тема8(15 час.) Гильоширование на ворсовых тканях. Перевод рисунка на ворсовые ткани. Способы выжигания на бархате, спандексе, искусственной замше. Практическая работа. Выжигание изделий на ворсовой ткани. Форма контроля: опрос. Тема 9(21час.) Гильоширование в одежде. Оформление лифа платья, блузы аппликацией. Обработка низа юбки различными технологиями гильоширования. Дополнительное декорирование изделий бисером, стразами и др. Чистка и хранение панно, изготовленных в технике «Гильоширование по ткани». Практическая работа. Выполнение различного декора в одежде. Форма контроля: беседа. Тема 10(15час.) Гильоширование в интерьере. Панно в интерьере. Виды панно. Технология изготовления панно. Практическая работа. Изготовление панно. Форма контроля: беседа. Тема11(39час.) Изготовление изделий для экспонирования. Изготовление изделий для экспонирования на городских, областных, региональных выставках, а также в рамках интеграции с другими объединениями. Тема 12(12 час.) Индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации. Тема 13(51 час.) Выполнение творческого проекта. ( квалификационной работы). Рекомендации к выполнению итоговой квалификационной работе (исследовательский проект). Данная программа призвана вооружить учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, стремлением к созиданию и самореализации. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость имеет метод проекта, который позволяет учащимся в системе овладеть организацией практической деятельности – от идеи до ее реализации в модели изделия. Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися (или группой) под руководством (или с помощью) педагога. Этот метод позволяет активно развивать у учащихся виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать и осознавать себя творцом. Учащиеся должны научиться планировать, анализировать и корректировать свою деятельность. Метод проектов – комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом. Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов: 1.Подготовительный этап: -Выбор уч-ся темы проекта, его особенности и формирование мотивов выполнения; Определение совместно с педагогом необходимого объёма знаний, умений и навыков для осуществления проекта; -Составление уч-ся плана работы; -Определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проектируемого изделия. 2.Исследовательский этап: -Изучение раритетных исторических изданий, реферирование источников литературы по данной тематике; -Знакомство с изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства. (Работа в библиотеках, этнографических экспедициях, фондах музеев, фабрик, мастерских народных ремёсел, поиск в Интернете) 3.Конструкторский этап: -Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, отбор наиболее оптимального из них; -Сбор и обработка требуемой информации; -Разработка соответствующей технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов; -Создание рабочих эскизов. 4.Технологический этап: -Выполнение уч-ся проекта с учётом требований технологии и дизайна; -Текущий контроль и корректировка деятельности; -Соблюдение правил техники безопасности. 5.Заключительный этап: -Самооценка качества выполняемой работы; -Защита проекта. Предлагаемые темы проектов: 1.Изготовление стилизованного русского костюма: «Коллекция русских головных уборов»; «Коллекция «Русь моя»; «Коллекция стилизованных русских сарафанов». 2. «Гильоширование в интерьере дома»: -изготовление комплектов столового белья; -комплекты для кухни; -шторы; -наборы (декоративные прихватки и фартуки). 3. «Оформление интерьера изделиями, изготовленными в технике гильоширования»: -панно; -скатерти; -подушки. 4. «Декоративное оформление одежды»: -воротники; -декоративные объемные цветы; -мерное кружево; 5.Коллекция детской одежды «Цветы жизни»; 6.Коллекция одежды «Трикотажная фантазия» (отделка трикотажа объемными цветами). Тему проекта предлагает педагог. Вместе с тем при выборе тем учитываются пожелания, степень компетенций ребёнка. Тема проекта утверждается на заседании методического совета отдела. Тема14(3 час.) Защита проекта. Защита проекта (публично). Итоговый контроль. Оглашение результата проекта.
Материально-техническое обеспечение. 1. Выжигательные аппараты - 10 шт.; 2. Светоскоп – 10 шт.; 3. Плоскогубцы – 5 шт.; 4. Надфиль – 5 шт.; 5. Калька – 1 рул.; 6. Маркер – 5 шт.; 7. Портновские булавки; 8. Ножницы – 2 шт.; 9. Синтетическая ткань. Используемая литература: 1 Андрианова Т.М., Макарова О.Н. Декоративное выжигание по ткани. Питер. 2005г. 2 Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М.,2001. 3 Давыдова Ю. Роспись по шелку. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005 г. 4 Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Ярославль. Академия Холдинг, 2002 г. 5 Пармон Ф.М. Композиция костюма.2-е изд.- М.,Легпромбытиздат,1997. 6 Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. - Воронеж,1994. 7 Постнова М.В. Гильоширование: искусство выжигания по ткани. С-Петербург, Лениздат, 1997г. 8 Секачёва А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись. - М.,1983. 9 Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования. Материалы, анализ, обобщение опыта. Издатель – Учитель. 2016 год. 10 Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. Издатель – Учитель. 2018 год. 11 Ципляева Е.А. Модель организации досуга и творчества детей. 5-11 классы. Программа интеллектуального клуба. Издатель – Учитель. 2016 год.
Рекомендуемая для детей и родителей литература: 1. Андрианова Т.М., Макарова О.Н. Декоративное выжигание по ткани. Питер. 2005г. 2. Давыдова Ю. Роспись по шелку. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005 г. 3. Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Ярославль. Академия Холдинг, 2002 г. 4. Пармон Ф.М. Композиция костюма.2-е изд.- М.,Легпромбытиздат,1997. 5. Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. - Воронеж,1994. 6. Постнова М.В. Гильоширование: искусство выжигания по ткани. С-Петербург, Лениздат, 1997г. 7. http://www.hnh.ru/handycraft/burning_tissue 8. http://kladraz.ru/blogs/antonova-svetlana-lvovna/master-klas-salfetka-v-tehnike-vyzhiganija-po-tkani-frukty.html 9. http://kladraz.ru/blogs/antonova-svetlana-lvovna/master-klas-salfetka-v-tehnike-vyzhiganija-po-tkani-frukty.html 10. http://www.livemaster.ru/masterclasses/pirografiya/giloshirovanie
|