Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия ораторского мастерства "ГОЛОС"
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия ораторского мастерства «Голос» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 68» городского округа Самара;
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (приложение к письму Министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 № МО-16-09-01/826-ТУ)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Пояснительная записка
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что они позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов).
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность, включая ораторское искусство.
Программа активизирует у учащихся мышление, познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Студия ораторского мастерства «Голос» - художественная. Программа является модульной и направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, систему упражнений для комплексного освоения речи, для совершенствования индивидуальных способностей каждого активиста в общественной работе.
Новизна программы в том, что она объединяет в себе три модуля (ступени): «НЕ УМЕЮ, НЕ МОГУ» (театральное мастерство), «ЗНАЮ, НО БОЮСЬ» (актерское мастерство) и «ХОЧУ НА СЦЕНУ» (ораторское искусство), даёт возможность каждому ребёнку пройти три ступени к раскрытию своих способностей, не только развиваться творчески, но и решать вопросы его социализации и адаптации в обществе, развивать ораторское мастерство.
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
Общеобразовательная школа дает нужный объем знаний, умений и навыков школьнику в рамках школьной программы. Но современный выпускник должен не только хорошо владеть этими знаниями, но и ориентироваться и общаться в той ситуации, в которую он попадает, входя во взрослую жизнь. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, продумывать и выбирать варианты действий. Будущему выпускнику необходимо развивать в себе творческие артистические способности, чтобы решать новые для себя задачи. Театральные занятия одни из самых творческих возможностей самореализации школьника. Здесь творчество и фантазия соседствуют друг с другом.
Актуальность программы определяется необходимостью социализации ребёнка в современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой и ораторской деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Отношение к слову есть показатель культуры каждого человека и общества в целом. Сегодня в нашей стране особенно остро встала проблема разрушения речевой культуры и культуры общественной жизни, когда через информационные каналы интернета хлынул поток иностранных слов и чуждых идей. Хорошая дикция, умение организатора, лидера правильно донести свои мысли до окружающих людей и найти с ними контакт обеспечивают результативность организаторской работы.
Театрализованная и ораторская деятельность является способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.
Сценическая работа детей – это проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, сценической речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Известно, что одной из самых важных потребностей детей является потребность в общении. В этой связи одной из приоритетных задач является развитие у них качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию учащихся посредством театральной деятельности, где учащийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным дисциплинам (занятия по сценической речи, литературе, живописи, технологии);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество подростка, на развитие психофизических ощущений, развитие речи, движения и риторики, как основы речевой культуры
Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств, способствует успешному развитию индивидуальности учащегося.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 11 до 15 лет. Рекомендуемый состав группы – до 30 человек. При наборе принимаются все желающие (согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования»). Состав коллектива постоянный.
Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями: имеющих мотивацию к предметной области программы, талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на базовом уровне, в очной форме, рассчитана на 144 часа.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 года: занятия могут проводиться один или два раза в неделю. Перерыв между занятиями 10 минут. В течение занятия проводятся физкультминутки.
Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся:
2 часа в неделю. Виды занятий определяются содержанием программы. Весь курс делится на теоретическую и практическую части. Само занятие включает в себя одновременно и теорию, и различные тренинги (речевой, пластический, физический), этюды, ролевые игры, творческая лаборатория, тренинги, защита публичных выступлений.
Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта учащимся делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы. Занятия предусматривают дифференцированный подход по степени одаренности: выполнение индивидуальных заданий усложненной формы для талантливых и одаренных детей. Используемый междисциплинарный подход на основе интеграции различных областей знаний позволяет талантливым и одаренным учащимся расширить и углубить свои знания, развивать способности к поиску решений на «стыке» разных типов знаний. Одаренным учащимся предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своей творческой работе. На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития детей и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности, в связи с чем предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории.
В процессе обучения предусмотрены игровые, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия-зачёты. В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей) используются различные формы работы на занятиях: беседы, этюды, тренинги, игры импровизации, экскурсии, путешествия, репетиции.
В процессе обучения ведется профориентационная работа с учащимися.
Образовательный процесс строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, в ходе которой в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у учащихся развиваются творческие начала.
Реализация программы может осуществляться с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися в соответствии с положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может реализовываться комбинированно с традиционной формой обучения.
Опосредованное осуществление взаимодействия педагога с учащимися может быть организовано при подготовке к участию в конкурсах на заключительных этапах; для учащихся с высокой степенью успешности в освоении программ; для учащихся, пропускающих учебные занятия по уважительной причине (болезнь и др.); в период отмены (приостановки) занятий в очной (контактной) форме. В обучении с применением ЭО и ДОТ могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
- лекция;
- презентация;
- онлайн-беседа;
- упражнения;
- практическое занятие;
- контрольная работа;
- самостоятельная работа.
Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении дистанционных образовательных технологий: - Zoom https://zoom.us/ — эта платформа для конференций дает возможность бесплатно организовывать встречи до 100 участников; - Google Класс Google Classroom – бесплатный сервис для школ, некоммерческих организаций и всех, у кого есть личный аккаунт Google. Он упрощает диалог учащихся и преподавателей. Этот сервис позволяет экономить время при создании курсов, рассылке домашних заданий, общении с учащимися и организации учебного процесса; - Яндекс.Диск — облачный сервис, позволяющий пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в Интернете.В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятия по:
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний,
- закреплению знаний и умений,
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося.
Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной частей, с подведением итогов и рефлексией. Программой предусмотрено вариативное использование и других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают беседы, практические занятия, подготовки к праздникам, проведение игровых и спортивных программ, конкурсов, викторин. Обучение проводится с помощью различных форм и методов. Для изучения теоретических вопросов используются беседы, сопровождающиеся показом иллюстраций, просмотром и анализом игр. При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Детям с повышенными способностями предлагаются более сложные задания.
Цель программы: создание ступенчатой образовательной среды, способствующей развитию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся средствами театрального и ораторского искусства.
Задачи:
предметные:
- познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального искусства;
- освоить базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;
- сформировать речевую культуру;
- развить познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;
личностные:
- формирование социального опыта;
- развитие личностных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций;
- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера;
метапредметные:
- формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;
- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать свою деятельность.
3 Модуль (ступень)
«ХОЧУ НА СЦЕНУ»
2 Модуль (ступень)
«ЗНАЮ, НО БОЮСЬ»
1 Модуль (ступень)
«НЕ УМЕЮ, НЕ МОГУ»
Модуль «Не умею, не могу» - театральное мастерство
Цель модуля: создание условий для раскрытия и развития творческих способностей детей, через погружение в мир театра; подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством театра.
Задачи модуля: Обучающие: знакомство детей с основами организации театральных представлений; изучение теоретических и практических основ актерского дела, режиссуры, художественной сценической композиции (сценографии), основ словесного действия и сценической речи, сценическому движению, мезансценированию. Развивающие: развивать умение творчески, с воображением и фантазией, относиться поставленной задаче. Развивать творческие способности, к выбранному делу и воображение, расширять словарный запас. Воспитательные: воспитывать интерес к мировой художественной культуре,театральному искусству и его жанровому многообразию; уважение к людям театральных профессий; воспитание культуры речи.
Учебный план модуля «Не умею, не могу»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводная часть | 2 | 2 | - | ||
2 | История театра. Театр как вид искусства | 8 | 2 | 6 | Блиц-опрос, самостоятельные импровизации | |
3 | Основы театральной культуры | 8 | 2 | 6 | Анализ практической деятельности | |
4 | Сценическая речь | 8 | 2 | 6 | Анализ выполненной работы. | |
5 | Работа над пьесой | 8 | 2 | 6 | Анализ пьесы, составление эскизов. Показ спектакля | |
6 | Организация досуговых мероприятий | 12 | 2 | 10 | Совместное обсуждение и оценка организованного мероприятия | |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Зачет, самоанализ деятельности | |
| Итого по модулю: | 48 | 13 | 35 | |
Содержание по модулю «Не умею, не могу» - театральное мастерство
1.Вводная часть –2 часа
Теория: содержание работы объединения, цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: игры на знакомство, создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.
2. История театра. Театр как вид искусства – 8 часов
Теория: виды театра. Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Место театра в жизни общества.
Практика: подбор и просмотр литературы, обсуждение плана подготовки и проведения пьесы. Импровизация: пластическая, словесная, действенная, художественная, изобразительная, образная (животных, людей). Поведенческие этюды. Артикуляционная гимнастика (выполнение упражнений). Выбор пьесы. Работа за столом (распределение ролей, читка по ролям.
3. Основы театральной культуры – 8 часов
Теория: знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.
Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало», «Театральная мозаика», «Алфавит театральный», «Показ мод».
Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды: сказка «Дюймовочка», «Буратино», «Тайны волшебных сказок».
Упражнения на выразительность мимики: «Изучаем лицо», «Десять масок», «Улыбаемся», «Мини – история для одного актера», «Мини-истории для двух актёров», «Улитка и заяц».
4.Сценическая речь – 8 часов
Теория: роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок», «Рожицы», «Бегемотики», «Иголочка», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье».
5.Работа над пьесой – 8 часов
Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Работа над стихотворением, монологом, басней. Усвоение правил поведения на сцене, обучение правильности расположения в группе и в одиночку.
6. Организация досуговых мероприятий - 12 часов
Теория: знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Разработка сценариев.
Практика: понятие «Праздник». Учет возрастных особенностей при разработке праздника. Виды праздников, их особенности и характеристики. Алгоритм подготовки и проведения. Профессии, которые «делают» праздник. Определение темы, выбор сюжета, действующих лиц. Методика подбора игр и разработка правил проведения праздника. Музыкальное, художественное, техническое оформление. Сценарий, понятие, правила работы с ним, этапы работы. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире театра».
Подбор материала. Разработка сценария. Определение ролей. Репетиции. Реквизит. Музыкальное и звуковое сопровождение. Выступление. Анализ.
7. Итоговое занятие –2 часа
Теория: показ пьесы, постановки или сказки.
Практика: итоговая аттестация. Творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами.
Планируемые результаты по модулю «Не умею, не могу».
В результате полученных учащимися основ знаний, умений и навыков по театральному мастерству, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, нравственному совершенствованию, формированию внутренней культуры, коллективизма, воспитания, уважения к окружающим, старшим, помощи слабым - все это в комплексе предполагает получение следующих результатов:
предметные:
- изучены основные понятия по теории и истории театрального искусства;
- освоены базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;
- сформирована речевая культура;
- развиты познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;
личностные:
-развиты личностные, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные компетенции;
- развиты внутренняя (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешняя (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера;
метапредметные:
- сформированы потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;
- развиты умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- сформированы навыки аналитического мышления, умение объективно оценивать свою деятельность.
По окончании модуля «Не умею, не могу» обучающимся вручается медаль за активное и успешное окончание первого триместра.
УМЕЮ
и
МОГУ
Модуль «ЗНАЮ, НО БОЮСЬ» - актерское мастерство
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы актерско-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учеников с театром как видом искусства;
- создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности (исполнительского мастерства).
Развивающие:
- развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
- развивать личностные и творческие способности детей
Воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции;
- снять психологические и мышечные зажимы;
- способствовать формированию у детей и подростков устойчивого интереса к театральному искусству.
Учебный план модуля «Знаю, но боюсь»
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Раздел 1. Сценическая речь | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | Входная диагностика группы, индивидуальная диагностика |
2 | Техника речи | 2 | 3 | 5 | Создание речевого паспорта |
3 | Сценическое дыхание | 1 | 3 | 4 | Оценка разработки индив идуального комплекса уп ражнений на развитие дых ания |
4 | Голосоведение | 1 | 3 | 4 | Сдача голосо-речевого тренинга. |
5 | Дикция | 2 | 3 | 5 | Сдача голосо-речевого тренинга. |
6 | Мелодика работы с прозой и стихом. | 1 | 4 | 5 | Разбор стихотворного и прозаического текстов |
| Итого: | 8 | 16 | 24 | |
Раздел 2. Художественное слово | |||||
1 | Логические паузы. Логика речи. | 3 | 6 | 9 | Разбор стихотворного и прозаического текстов |
2 | Логика действия. Интонация. | 2 | 6 | 8 | Упражнения на актерское мастерство. |
3 | Прямая и косвенная речь. Артикуляция и дикция | 2 | 5 | 7 | Самостоятельное выступление по заданному тексту |
| Итого: | 7 | 17 | 24 |
Содержание модуля «ЗНАЮ, НО БОЮСЬ» - актерское мастерство
Раздел 1. Сценическая речь
1.Вводное занятие: 2 часа
Теория:
Инструкции, правила внутреннего распорядка, схема плана помещений, правила ПДД и ОБЖ. Информация об образовательной программе. Планы работы на учебный год. Понятие сценической речи.
Практика:
Входная диагностика группы, индивидуальная диагностика.
2. Техника речи: 5 часов
Теория
Понятие сценической речи. Речевой паспорт, анализ (тип дыхания. речевой слух, голосовые и дикционные особенности и недостатки, быстрота речи. наличие отклонений от норм современного литературного произношения) определение критериев профессиональной речи. Практика
Упражнения на освоение приемов напряжения и освобождения, организации верного ощущения свободы мыши участвующих процессе, дыхания, голосообразования и дикции, на основании контрастирующих упражнений, способствующих снятию излишнего напряжения с внутри глоточной мускулатуры артикуляционного аппарата, плечевого и шейного поясов. Формирование верной осанки.
3. Сценическое дыхание: 4 часа
Теория
Значение дыхания в процессе постановки речевого голоса и развития дикции. Особенности дыхательных нарушений. Типы дыхания. Преимущество носового дыхания перед ротовым. Дыхательная мускулатура: мышцы «выдыхатели» и «вдыхатели». Разновидности выдохов. Практика
Тренировка мышц, участвующих в речеобразовании. Тренировка мышц дыхательного аппарата. Координация дыхания с движением. Развитие фонационного дыхания с движением. Развитие фонационного дыхания, его плавности, непрерывности на текстах скороговорок, стихов и прозы с длинными речевыми периодами. Закрепление полученных навыков в тренировочных упражнениях.
4. Голосоведение: 4 часа
Теория
Процесс голосообразования. Взаимосвязь внешней и внутри глоточной артикуляции. Гигиена и
профилактика профессиональных заболеваний голосового аппарата актера. Снятие мышечного напряжения и подготовительные массажи. Основы резонаторного звучания голоса. Теоретические знания как основа тренингов.
Практика
Начало звукообразования. Определение и укрепление центра голоса. Определение и развитие диапазона звучания. Регистры. Роль отделов резонаторной системы в работе над голосом. Посыл звука, мягкая, твёрдая и придыхательная атаки. Тембр голоса (глубина, эмоциональное наполнение). Сила и выносливость, высота и диапазон речевого голоса. Полётность звука, сила звучания и распределение звука в пространстве. Смена темпа и ритма речи. Закрепление полученных навыков в тренировочных упражнениях с использованием прозаических и стихотворных текстов.
5. Дикция: 5 часов
Теория
Строение артикуляционного аппарата. Укрепление артикуляционной мускулатуры (артикуляционная гимнастика). Отличие в формировании гласных и согласных звуков. Постановка согласных звуков по месту их образования, по твердости и мягкости. Практика
Ударная гласная - центр слова. Подбор индивидуальной цепочки гласных. Отработка удвоенных гласных в звукосочетаниях, словах и на стыках слов. Упражнения на закрепление верного произношения гласных звуков в звукосочетаниях, словах, на текстах пословиц и поговорок. Упражнение на закрепление верхней установки согласных звуков. Дикционная тренировка сложных артикуляционных сочетаний. Голосовой и дикционный тренинг на звукосочетаниях и скороговорках в разнообразных темпо-ритмах. Подбор комплекса индивидуальных упражнений для исправления речевых недостатков.
6. Мелодика работы с прозой и стихом: 5 часов
Теория
Темпо ритмическая структура стихотворных и прозаических литературных текстов. Общие закономерности речевой мелодики. Тоническая и слабо-тоническая система стихосложения. Практика
Применение законов логики речи к стихотворным и прозаическим текстам. Работа в речевом хоре. Виды пауз и их практическое применение. Мелодические конструкции.
Раздел 2. Художественное слово.
Логические паузы. Логика речи. 9 часов
Теория и практика. Артикуляционная гимнастика. Дикционные и дыхательные упражнения. Логические ударения. Лексические ударения. Отбивка ударения
Логика действия. Интонация. 8 часов
Теория и практика. Техника речи и постановка голоса. Протяженность голоса и речи. Голосовая атака. Кричалки. Считалки, дразнилки. Выступление с микрофоном. Правила работы с микрофоном.
Прямая и косвенная речь. Артикуляция и дикция. 7 часов
Теория и практика. Интонация, артикуляция, дикция. Чистоговорки. Артикуляционная разминка, упражнения для выработки дикции, выразительное прочтение чистоговорок. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация. Пластическая выразительность. Мимика и жесты.
По окончании модуля «ЗНАЮ, НО БОЮСЬ» обучающимся вручается медаль за активное и успешное окончание второго триместра.
ЗНАЮ, НЕ БОЮСЬ
Модуль «ХОЧУ НА СЦЕНУ» - ораторское мастерство
Цель модуля: развитие навыков, необходимых для успешного общения с окружающими и для эффективного выступления на публике.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о таких психологических категориях, как отношение и общение;
- познакомить учащихся с перцептивной стороной общения;
- раскрыть секреты ораторского искусства;
- охарактеризовать интерактивную сторону общения;
Развивающие:
- развить умения распознавать и не поддаваться манипуляторному воздействию.
Воспитательные:
- охарактеризовать коммуникативную сторону общения;
- научить учащихся справляться со «страхом выступления»;
Учебный план модуля «Хочу на сцену»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Риторика в коммуникативных ситуациях | 7 | 3 | 4 | Письменный контроль на знание основ риторики | | ||
2 | Поведение оратора на общественном мероприятии | 9 | 3 | 6 | Устный опрос на знание правил поведения | | ||
3 | Лексика публичного выступления | 9 | 3 | 6 | Написание речи публичного выступления | | ||
4 | Техники публичного выступления | 11 | 5 | 6 | Письменный контроль на знание техник публичного выступления | | ||
5 | Секреты ораторского мастерства | 9 | 3 | 6 | Постановочное выступление на свободную тему | | ||
6 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | Постановочное выступление на свободную тему | | ||
| Итого: | 48 | 18 | 30 | | |
Содержание модуля «ХОЧУ НА СЦЕНУ» - ораторское искусство
Риторика в коммуникативных ситуациях. 4 часа
Теория
Риторика: искусство речи, ораторское мастерство. Особенности ситуации речевого общения оратора, компоненты общения. Основные требования к ораторской речи. Составляющие ораторского мастерства и главные ошибки оратора.
Практика
Диагностические упражнения по красноречию, апробация эффективных практик и приёмов по развитию ораторского мастерства.
Поведение оратора. 6 часов
Теория
Личность оратора и эмоционально - психологическая подготовка оратора к выступлению. Подготовка приёмов захвата и удержания оратором внимания аудитории. Восприятие оратора аудиторией. Зрительно воспринимаемые элементы речи. Артистические приемы поведения оратора перед аудиторией. Целостная манера выступления.
Практика
Основные способы подготовки к публичному выступлению и к созданию первого впечатления. Приёмы организации взаимодействия с аудиторией. Расположение и движение оратора в аудитории.
Лексика публичного выступления. 6 часов
Теория
Понятие культуры речи оратора. Нормативные требования к речи оратора. Лексические нормы. Пути расширения запаса слов. Нормы, определяющие порядок употребления слов. Грамматические нормы. Правила использования морфологии и синтаксиса. Нормы орфоэпии. Язык публичного выступления: правильность, выразительность, ясность.
Практика
Типичные ошибки произношения и ударения. Выразительные средства речи. Тропы: сравнение, метафора, эпитеты, метонимия, аллегория, гипербола, синекдоха и другие. Риторические фигуры: антитеза, повторы, риторический вопрос, градация, инверсия, вопросно-ответный ход, прямая речь и другие. Правила цитирования. Пословицы, крылатые слова и выражения, фразеологизмы. Подготовка публичных выступлений по правилам и нормам русского языка.
Техники публичного выступления. 6 часов
Теория
Задачи подготовки публичного выступления. Зачин, основные этапы работы над речью в классической риторике и современная интерпретация логики работы над речью. Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении. Докоммуникативная фаза: выбор темы, определение цели и вида речи, подбор материалов, логическая организация речи. Доказательства, аргументация и прогнозирование вопросов. Работа над языком и стилем. Коммуникативная фаза: организация выступления и управление аудиторией.
Практика
Аргументация в речи оратора: односторонняя и двусторонняя, индуктивная и дедуктивная, опровергающая и поддерживающая. Техника монологической речи, искусство спора и диалога, способы ответов на вопросы. Посткоммуникативная фаза: анализ проведенного выступления. совершенствование материала к последующим выступлениям.
Секреты ораторского мастерства. 6 часов
Теория
Приемы вербального и невербального контакта, риторические вопросы и паузы, техника СОС (смотреть, остановиться, сказать) и другие. Параметры анализа собственного публичного выступления. Критерии оценки эффективности публичного выступления.
Практика
Тренировочное публичное выступление, групповой анализ содержания и взаимооценка эффективности.
6. Итоговое занятие. 2 часа
Бой ораторов: выступления ораторов и работа общественного жюри.
Планируемые результаты по модулю «Хочу на сцену»
Предметные:
Учащиеся смогут:
- ориентироваться в представлениях об основах сценической речи, о пластической культуре оратора, о риторике и технике публичного выступления;
- проявлять навыки ораторского мастерства, умения подбирать выразительные средства публичного выступления, способность работать с аудиторий на массовых мероприятиях; - применять нормы оценки к ораторской речи и способы самостоятельной работы над самосовершенствованием как оратора.
Метапредметные:
Учащиеся обретут готовность:
- к совершенствованию природных данных голоса и движения, культуры публичного поведения и построения речи в соответствии с нормами литературного русского языка;
- к коллективной работе, следуя общей цели и задачам замысла, созданию общего пространства для творчества и самореализации;
- к активному участию в общественной деятельности и выбору оптимального стиля публичного выступления в соответствии с особенностями ситуации и характером аудитории.
Личностные:
Учащиеся будут осознанно подходить:
- к самореализации в публичном общении, к проявлению активности и творчества в решении личностно значимых и общественно важных задач;
- к овладению искусством речи, как национальным и культурным достоянием, к освоению культуры сценического мышления, к использованию звуковых и визуальных каналов воздействия на окружающих людей;
- к самооценке и взаимной оценке коммуникативных, организаторских способностей.
По окончании модуля «ХОЧУ НА СЦЕНУ» обучающимся вручается медаль за активное и успешное окончание третьего триместра.
ХОЧУ НА СЦЕНУ
Таким образом, каждый ребенок, овладев знаниями и умениями актерского мастерства по общеобразовательной, общеразвивающей программе «Студия ораторского мастерства «Голос» имеет возможность за весь учебный год заслужить 3 медали. В конце каждого триместра учитель проводит общий зачетный урок, по результатам которого выявляет обучающихся на получение медали.
В конце учебного года учитель вручает всем обучающимся именной сертификат по обучению программы «Студия ораторского мастерства «Голос».
Условия реализации программы
Реализация программы в режиме сотрудничества позволяет создать личностно-значимый для каждого учащегося духовный продукт (в виде игровой программы, постановки и т.д.).
1.Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной программы), и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2.Материально – техническое обеспечение: наличие кабинета или актового зала для теоретических занятий, сцены для репетиционных занятий. Кабинет оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами, мультимедийное оборудование, экран, магнитофон, ноутбук, флешкарта, музыкальные фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания костюмов, образов.
3.Информационное обеспечение: специальная литература, аудио-, видео-, фото - материалы. Интернет–источники.
Формы аттестации
Основными формами подведения итогов по программе является текущий контроль, проведение итоговой аттестации учащихся, в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, тестирования, наблюдения, результатов участия в подготовке и проведения различных мероприятий, что отражается в таблицах.
При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей);
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- промежуточная, проводимая по окончании учебного года с целью определения результатов обучения;
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, тестирование, выполнения заданий, практических занятий, и т.д. Программой предусмотрены наблюдение и контроль за ее выполнением, развитием личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют корректировать образовательный процесс, лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности учащихся.
Методами мониторинга являются анкетирование, рефлексия, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей, потребностей каждого учащегося, уровень мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учащегося.
Формы подведения итогов реализации программы: открытые занятия, контрольные занятия и т.д.
Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
Шкала оценки: 5 – высокий уровень; 4 – выше среднего; 3 – средний; 2 – ниже среднего; 1 – низкий.
Методические материалы
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. При ее планировании педагог определяет общую задачу для учащихся на предстоящий год, затем более подробно разрабатывает план на каждую четверть года. Квартальное планирование работы делает разработку плана по месяцам более легкой, удобной, при этом составляются подробные разработки для обеспечения образовательного процесса – конспекты, планы занятий, походов объединения, сценарии, разнообразный информационный материал, рефераты, лекции по темам программы и др.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов - разработок для проведения занятий (таблицы, презентации, тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения, и др.).
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (педагог ставит проблему и вместе с учащимися ищет пути ее решения), поисково-исследовательский, эвристический. Методы обучения осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих учащихся, функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Учебный процесс идёт в виде игр, бесед, создания постановок, проведения флешмобов, круглых столов, обсуждение с применением понятия «мозговой штурм».
В особенность организации учебного процесса активно включена возможность практического вовлечения учащихся в предметную деятельность. Используется дидактический материал.
Формы проведения занятий с младшими учащимися:
- игра;
- диалог;
- слушание;
- импровизация.
Занятия в группах среднего и старшего возраста проходят в самых разнообразных формах:
- тренинги;
- репетиции;
- занятия малыми группами (3-5 человек).
Работа старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения, программы:
- спектакля;
- досуговых мероприятий (в течение учебного года)
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет организовать работу с детьми более разнообразно, эмоционально, информационно насыщено.
На занятиях создается доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большое значение в формировании творческих способностей детей отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учащихся.
В связи с тем, что учащиеся проживают в сельской местности, большинство из них не были в театре, в концертных залах, поэтому проводятся виртуальные экскурсии, беседы. Практикуется обмен опытом с другими детскими коллективами.
Обучение проводится с использованием различных технологий (игровые, групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной творческой деятельности, развивающего и дистанционного обучения). Чередуются различные виды деятельности (игровая, исследовательская, творческая), направленные на формирование продуктивной устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности. Детский организм очень хрупок. Воздействие на него больших физических или умственных нагрузок может привести к нежелательным последствиям. Во избежание этого большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, развитию пластики, координации движений, формированию осанки, укреплению мышечной системы. Используются здоровьесберегающие технологии (релаксационные упражнения, динамические паузы, спортивные игры, соревнования). При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащихся;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов обучения.
Список литературы:
- для педагога
http://www.mir-teatra.org/news/chto_takoe_teatr_istorija_teatra/2015-04-27-53
https://yandex.ru/promo/yavteatre/theater_types_guide
https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2977/ТЕАТР
http://life.mosmetod.ru/index.php/item/teatralnaya-shpargalka
http://art-complex.ru/pages/slovar/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/01/osnovy-teatralnoy-kultury
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/22/zanyatie-v-teatralnom-kruzhke-ritmoplastika
https://www.sites.google.com/site/saranakan/home/rezissura/sceniceskaa-rec
- для учащихся и родителей:
https://www.kanal-o.ru/news/9379
https://ddt-pervomay.rnd.muzkult.ru/media/2018/12/08/1211269333/4._Detskij_teatr_Lila.pdf
https://kukuriku.ru/detskie-uchrezhdeniya/kruzhki-sekcii/teatralnye/