Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ментальными нарушениями) "Гончарное дело".

0
0
Материал опубликован 13 June

t1749810863aa.png





Художественная направленность

t1749810863ab.png

«Гончарное дело»

t1749810863ac.png



t1749810863ad.png

Филиппова Юлия Вячеславовна







t1749810863ae.png



Паспорт программы «Гончарное дело»



Название

программы

«Гончарное дело»


Руководитель

программы

Директор ГБОУ ЯО «Ярославская школа – интернат №6» Н.В. Мурина

Автор программы

Педагог дополнительного образования

Филиппова Юлия Вячеславовна

Вид программы.

Адаптированная.

Направление

программы.

Художественная и профориентационная


Цель.



Задачи программы
























Основная цель: формирование творческой и созидающей личности ребёнка средствами художественной керамики и гончарного искусства, социальное и профессиональное самоопределение.

Образовательные

формирование представлений о народных промыслах;

ознакомление со способами деятельности — лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура,

овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов;

обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства — лепка из глины.

Развивающие:

развитие интереса к изучению народных промыслов;

повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;

формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения;

развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты.

Воспитательные:

воспитание усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе;

соблюдение правил техники безопасности;

стремление к поиску, самостоятельности;

Формировать социальную активность, гражданскую позицию через различные совместные значимые мероприятия, участия в различных конкурсах.

Возраст детей

7-17 лет

Срок реализации программы.

1 год

Основные блоки.




Основные способы лепки из глины:

- ручная лепка из цельного куска;

- ленточно-жгутовая техника;

- пластовая или текстильная техника,

- отминка в готовую форму - лепка на основе знакомства с народной глиняной игрушкой

- роспись изделий из глины (после обжига в течение учебного года)













































Пояснительная записка.



Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5- 9 классов под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2013.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю 68 часов на учебный год.

Продолжительность занятий: в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

Продолжительность одного занятия составляет 40 мин.

Программа направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, общению и взаимообмену, искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.

Условия набора в учебное объединение: принимаются только с согласия родителей (законных представителей).


Цель обучения детей с интеллектуальными нарушениями гончарному делу — формирование творческой и созидающей личности ребёнка средствами художественной керамики и гончарного искусства, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи обучения:

Образовательные

формирование представлений о народных промыслах;

ознакомление со способами деятельности — лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура,

овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов;

обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства — лепка из глины.

Развивающие:

развитие интереса к изучению народных промыслов;

повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;

формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения;

развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты.

Воспитательные:

воспитание усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе;

соблюдение правил техники безопасности;

стремление к поиску, самостоятельности;

понимание необходимости качественного выполнения образа.



Отличительные особенности

Обращение к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.

Содержание деятельности по программе призвано сформировать эмоциональный, эстетический и нравственно — оценочный отклик на красоту окружающих предметов.

Система практических заданий выстраивается на основе межпредметных связей с такими школьными дисциплинами, как «окружающий природный мир», «чтение и развитие речи», «изобразительное искусство», «ручной труд», что позволяет почувствовать связь с социумом и другими жизненными сферами. В современном подходе к эстетическому воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественный образ.

Художественное развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями в кружках имеет коррекционно-развивающее значение, так как оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Становление эстетического отношения у учащихся происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании.

В настоящее время со стороны государства большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются программы, проекты, направленные на доступность среды, ведётся огромная работа по реабилитации детей. Творчество – это индивидуальная психологическая особенность ребёнка, которая не зависит от умственных способностей и физических ограничений. Творчество проявляется в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового). 

 Приобщение детей с ОВЗ к искусству может быть достигнуто их непосредственным участием в создании изделий декоративно-прикладного искусства. Одним из наиболее интересных и доступных для детей видов такого искусства является керамика.

В программе большое внимание уделяется изучению народных промыслов, формированию у школьников знаний и умений, необходимых для декоративной отделки и росписи керамических изделий.

Основное место на занятиях отводится выполнению практических работ и учебным упражнениям. С помощью упражнений отрабатываются умения, связанные с основными приемами лепки и росписи керамических изделий. В качестве объектов труда выбираются игрушки, сувениры, различные декоративные работы, а также предметы быта.

Методы проведения занятий:

словесные (рассказ, беседа, объяснение),

наглядные (показ иллюстраций, показ исполнения учителем, работа по образцу),

практические (упражнения, инструктаж, выполнение практических работ). 

Личностные результаты освоения учебного предмета:

положительное отношение к самостоятельному труду;

интерес к керамическим работам других мастеров и учеников;

представление о причинах успеха в изготовлении керамических работ;

общее представление о моральных нормах поведения человека в коллективе;

уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

элементарные знания о глине и шликере;

применение глины для изготовления посуды;

организация рабочего места при выполнении лепных работ;

названия и применение инструментов при работе с глиной;

знание и применение основных приёмов работы: «разминание, отщипывание, размазывание , раскатывание, вытягивание т.д.»;

Учащиеся должны знать:

- уметь раскатывать пласт;

- скатывать шар;

- составлять план (порядок ) выполнения работы, совместно с учителем;

- раскрашивать поделки красками – ангоб;

- пользоваться шликером.



Содержание

1.Вводное занятие. Рассказ о том, что дети будут изготавливать на занятиях, чему научатся. Демонстрация керамических изделий. Понятие «керамики», ее возможности. Что относится к керамическим изделиям. Краткие сведения из истории возникновения и развития керамики. Общие сведения о последовательности изготовления и росписи глиняных изделий.

2. Материаловедение. Инструменты и принадлежности. Где берут глину? Классификация глины. Свойства глины. Краткие сведения об обработке глиняных изделий. Сведения о красках для холодного способа росписи керамики. Инструменты для тиснения и царапанья. Скульптурные стеки, стеки-петельки. Штампы, накатки.Турнетка. Белтинг, на котором непосредственно производится лепка. Проба глины. Определение свойства глины при изготовлении шара, пластины, колбаски, куба и т.д. Сравнение свойства глины и пластилина. Апробирование инструментов на глине.

3.Технология лепки. Технология изготовления простых форм: шара, овала, цилиндра, конуса и т.д. Оправка, т.е. заглаживание поверхностей вылепленных изделий

4.Анималистические формы.  

5. Основы цветового оформления. Цвет вокруг нас. Радуга. Спектральные цвета. Правила составления цветовых сочетаний. Одноцветная гармония. Три основных цвета – красный, синий, желтый. Промежуточные цвета. Теплые и холодные цвета.

6. Основы росписи изделий. Орнамент. Классификация мотивов (растительных, зооморфных, геометрических, геральдических, фантастических и т.п.). Краткие сведения о наиболее известных народных росписях (гжельской, дымковской, филимоновской и т.д.). Их особенности.

7.Отделка глиняных изделий. Виды отделок. Тиснение. Инструменты и приспособления. Изготовление печаток и штампов для тиснения. Накатки для тиснения. Процарапывание по глине. Резьба – украшение изделия глубоким гравированием с помощью стеков.

8.Технология изготовления сувениров и украшений. Что относится к сувенирам? Технология изготовления украшений: пуговиц, бус, браслетов, брелоков, кулонов. Элементы тиснения. Инструменты и принадлежности, используемые для оформления сувениров и украшений.

14. Итоговая творческая работа. Понятие «панно». Выбор тематики панно. Правила изготовления отдельных элементов, которые должны воплотиться в единое целое.

,

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Гончарное дело».



ПП

Тема

Кол. часов

1.

Вводное занятие. История керамического искусства. Техника безопасности..

2

Эскиз «Ваза с фруктами» и выполнение фруктов из глины.

2

Декорирование. Панно «Дары осени ». Выполнение основных приёмов лепки.

2

Работа по иллюстрациям. Эскиз «Осень ». Работа с глиной

2

Изготовление «растительных» элементов. Работа со шликером.

2

Анималистические формы. Декорирование поделки.

2

«Морские просторы». Иллюстративный материал. Эскиз. Работа с ангобом

2

Декорирование работы «Морские просторы». Работа с ангобом.

2

Понятие сувенира. Эскиз «Новогодний сувенир»

2

Работа с глиной «Новогодний сувенир». Ангоб. Декорирование.

2

Декорирование новогодних сувениров цветным стеклом.

2

Изготовление панно «Ёлка». Панно «Ёлка» - работа с глиной.

2

Декорирование «Ёлка», составление коллективной композиции.

2

Работа с глиной «Тарелочка».

2

Декорирование «Тарелочки».

2

Изготовление панно «Рыбка».

2

Декорирование панно «Рыбка».

2

Изготовление объёмных фигур. Знакомство с народными игрушками. Эскиз игрушки на выбор. Работа с глиной

2

Декорирование народной игрушки.

2

Работа с глиной «Дерево жизни» Хлудневская игрушка

2

Декорирование «Дерева жизни»

2

Декорирование объёмных фигур: птички

2

Изготовление сувенирных колокольчиков

2

Декорирование колокольчиков

2

Изготовление подвески «Первые цветы».

2

Декорирование подвески «Первые цветы».

2

«Пасхальное панно». Работа с глиной.

2

Подставка для пасхальных яиц. Декорирование.

2

Декорирование работ ангобом.

2

Работа с глиной. Лепим пасхальные яички.

2

Декорирование яиц и составление композиции.

2

«Ваза» объёмная фигура.

2

Декорирование вазы.

2

Самопрезентации работ.

2


Итого:

68




Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Образовательный процесс кружка «Гончарное дело» организован в кабинете № 8. Кабинет соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. №189).

- Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)

- Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)

- При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)

- Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1)

Кабинет трудового обучения удовлетворяет следующим требованиям:

1. Кабинет оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим демонстрационным столом.

2. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

- инструменты для работы с глиной: деревянные стеки, стеки-петельки;

- плакат по ТБ при гончарных работах;

- защитная одежда: фартуки гончара;

- оборудование для практических работ: турнетка, гончарные круги, муфельная печь, глинораскатчик, сушильный шкаф.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение , 2018.

Джеки Эткин. Керамика для начинающих. Родник, Ростов-на Дону, 2016 г.

А. Поверин. Гончарное дело. Энциклопедия. СПб, 2017г.

Диана Фишер. Расписываем керамику. Родник, Ростов-на-Дону, 2017

Татьяна Дорошенко. Изделия из керамики. Москва, Владос, 2005.

Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины. – Ярославль, «Академия Развития», 1998.

Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову / С.Ю. Ращупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2010.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации