Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ментальными нарушениями) "Гончарное дело".
Художественная направленность
«Гончарное дело»
Филиппова Юлия Вячеславовна
Паспорт программы «Гончарное дело»
Название программы | «Гончарное дело» |
Руководитель программы | Директор ГБОУ ЯО «Ярославская школа – интернат №6» Н.В. Мурина |
Автор программы | Педагог дополнительного образования Филиппова Юлия Вячеславовна |
Вид программы. | Адаптированная. |
Направление программы. | Художественная и профориентационная |
Цель. Задачи программы | Основная цель: формирование творческой и созидающей личности ребёнка средствами художественной керамики и гончарного искусства, социальное и профессиональное самоопределение. Образовательные формирование представлений о народных промыслах; ознакомление со способами деятельности — лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура, овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов; обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства — лепка из глины. Развивающие: развитие интереса к изучению народных промыслов; повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ; формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения; развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты. Воспитательные: воспитание усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе; соблюдение правил техники безопасности; стремление к поиску, самостоятельности; Формировать социальную активность, гражданскую позицию через различные совместные значимые мероприятия, участия в различных конкурсах. |
Возраст детей | 7-17 лет |
Срок реализации программы. | 1 год |
Основные блоки. | Основные способы лепки из глины: - ручная лепка из цельного куска; - ленточно-жгутовая техника; - пластовая или текстильная техника, - отминка в готовую форму - лепка на основе знакомства с народной глиняной игрушкой - роспись изделий из глины (после обжига в течение учебного года) |
Пояснительная записка.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5- 9 классов под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2013.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю 68 часов на учебный год.
Продолжительность занятий: в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.
Продолжительность одного занятия составляет 40 мин.
Программа направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, общению и взаимообмену, искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Условия набора в учебное объединение: принимаются только с согласия родителей (законных представителей).
Цель обучения детей с интеллектуальными нарушениями гончарному делу — формирование творческой и созидающей личности ребёнка средствами художественной керамики и гончарного искусства, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи обучения:
Образовательные
формирование представлений о народных промыслах;
ознакомление со способами деятельности — лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура,
овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов;
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства — лепка из глины.
Развивающие:
развитие интереса к изучению народных промыслов;
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения;
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развитие у детей тонкой моторики рук, глазомера, чувства гармонии и красоты.
Воспитательные:
воспитание усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе;
соблюдение правил техники безопасности;
стремление к поиску, самостоятельности;
понимание необходимости качественного выполнения образа.
Отличительные особенности
Обращение к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.
Содержание деятельности по программе призвано сформировать эмоциональный, эстетический и нравственно — оценочный отклик на красоту окружающих предметов.
Система практических заданий выстраивается на основе межпредметных связей с такими школьными дисциплинами, как «окружающий природный мир», «чтение и развитие речи», «изобразительное искусство», «ручной труд», что позволяет почувствовать связь с социумом и другими жизненными сферами. В современном подходе к эстетическому воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественный образ.
Художественное развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями в кружках имеет коррекционно-развивающее значение, так как оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Становление эстетического отношения у учащихся происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании.
В настоящее время со стороны государства большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются программы, проекты, направленные на доступность среды, ведётся огромная работа по реабилитации детей. Творчество – это индивидуальная психологическая особенность ребёнка, которая не зависит от умственных способностей и физических ограничений. Творчество проявляется в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Приобщение детей с ОВЗ к искусству может быть достигнуто их непосредственным участием в создании изделий декоративно-прикладного искусства. Одним из наиболее интересных и доступных для детей видов такого искусства является керамика.
В программе большое внимание уделяется изучению народных промыслов, формированию у школьников знаний и умений, необходимых для декоративной отделки и росписи керамических изделий.
Основное место на занятиях отводится выполнению практических работ и учебным упражнениям. С помощью упражнений отрабатываются умения, связанные с основными приемами лепки и росписи керамических изделий. В качестве объектов труда выбираются игрушки, сувениры, различные декоративные работы, а также предметы быта.
Методы проведения занятий:
словесные (рассказ, беседа, объяснение),
наглядные (показ иллюстраций, показ исполнения учителем, работа по образцу),
практические (упражнения, инструктаж, выполнение практических работ).
Личностные результаты освоения учебного предмета:
положительное отношение к самостоятельному труду;
интерес к керамическим работам других мастеров и учеников;
представление о причинах успеха в изготовлении керамических работ;
общее представление о моральных нормах поведения человека в коллективе;
уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
элементарные знания о глине и шликере;
применение глины для изготовления посуды;
организация рабочего места при выполнении лепных работ;
названия и применение инструментов при работе с глиной;
знание и применение основных приёмов работы: «разминание, отщипывание, размазывание , раскатывание, вытягивание т.д.»;
Учащиеся должны знать:
- уметь раскатывать пласт;
- скатывать шар;
- составлять план (порядок ) выполнения работы, совместно с учителем;
- раскрашивать поделки красками – ангоб;
- пользоваться шликером.
Содержание
1.Вводное занятие. Рассказ о том, что дети будут изготавливать на занятиях, чему научатся. Демонстрация керамических изделий. Понятие «керамики», ее возможности. Что относится к керамическим изделиям. Краткие сведения из истории возникновения и развития керамики. Общие сведения о последовательности изготовления и росписи глиняных изделий.
2. Материаловедение. Инструменты и принадлежности. Где берут глину? Классификация глины. Свойства глины. Краткие сведения об обработке глиняных изделий. Сведения о красках для холодного способа росписи керамики. Инструменты для тиснения и царапанья. Скульптурные стеки, стеки-петельки. Штампы, накатки.Турнетка. Белтинг, на котором непосредственно производится лепка. Проба глины. Определение свойства глины при изготовлении шара, пластины, колбаски, куба и т.д. Сравнение свойства глины и пластилина. Апробирование инструментов на глине.
3.Технология лепки. Технология изготовления простых форм: шара, овала, цилиндра, конуса и т.д. Оправка, т.е. заглаживание поверхностей вылепленных изделий
4.Анималистические формы.
5. Основы цветового оформления. Цвет вокруг нас. Радуга. Спектральные цвета. Правила составления цветовых сочетаний. Одноцветная гармония. Три основных цвета – красный, синий, желтый. Промежуточные цвета. Теплые и холодные цвета.
6. Основы росписи изделий. Орнамент. Классификация мотивов (растительных, зооморфных, геометрических, геральдических, фантастических и т.п.). Краткие сведения о наиболее известных народных росписях (гжельской, дымковской, филимоновской и т.д.). Их особенности.
7.Отделка глиняных изделий. Виды отделок. Тиснение. Инструменты и приспособления. Изготовление печаток и штампов для тиснения. Накатки для тиснения. Процарапывание по глине. Резьба – украшение изделия глубоким гравированием с помощью стеков.
8.Технология изготовления сувениров и украшений. Что относится к сувенирам? Технология изготовления украшений: пуговиц, бус, браслетов, брелоков, кулонов. Элементы тиснения. Инструменты и принадлежности, используемые для оформления сувениров и украшений.
14. Итоговая творческая работа. Понятие «панно». Выбор тематики панно. Правила изготовления отдельных элементов, которые должны воплотиться в единое целое.
,
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Гончарное дело».
№ ПП | Тема | Кол. часов |
1. | Вводное занятие. История керамического искусства. Техника безопасности.. | 2 |
Эскиз «Ваза с фруктами» и выполнение фруктов из глины. | 2 | |
Декорирование. Панно «Дары осени ». Выполнение основных приёмов лепки. | 2 | |
Работа по иллюстрациям. Эскиз «Осень ». Работа с глиной | 2 | |
Изготовление «растительных» элементов. Работа со шликером. | 2 | |
Анималистические формы. Декорирование поделки. | 2 | |
«Морские просторы». Иллюстративный материал. Эскиз. Работа с ангобом | 2 | |
Декорирование работы «Морские просторы». Работа с ангобом. | 2 | |
Понятие сувенира. Эскиз «Новогодний сувенир» | 2 | |
Работа с глиной «Новогодний сувенир». Ангоб. Декорирование. | 2 | |
Декорирование новогодних сувениров цветным стеклом. | 2 | |
Изготовление панно «Ёлка». Панно «Ёлка» - работа с глиной. | 2 | |
Декорирование «Ёлка», составление коллективной композиции. | 2 | |
Работа с глиной «Тарелочка». | 2 | |
Декорирование «Тарелочки». | 2 | |
Изготовление панно «Рыбка». | 2 | |
Декорирование панно «Рыбка». | 2 | |
Изготовление объёмных фигур. Знакомство с народными игрушками. Эскиз игрушки на выбор. Работа с глиной | 2 | |
Декорирование народной игрушки. | 2 | |
Работа с глиной «Дерево жизни» Хлудневская игрушка | 2 | |
Декорирование «Дерева жизни» | 2 | |
Декорирование объёмных фигур: птички | 2 | |
Изготовление сувенирных колокольчиков | 2 | |
Декорирование колокольчиков | 2 | |
Изготовление подвески «Первые цветы». | 2 | |
Декорирование подвески «Первые цветы». | 2 | |
«Пасхальное панно». Работа с глиной. | 2 | |
Подставка для пасхальных яиц. Декорирование. | 2 | |
Декорирование работ ангобом. | 2 | |
Работа с глиной. Лепим пасхальные яички. | 2 | |
Декорирование яиц и составление композиции. | 2 | |
«Ваза» объёмная фигура. | 2 | |
Декорирование вазы. | 2 | |
Самопрезентации работ. | 2 | |
| Итого: | 68 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Образовательный процесс кружка «Гончарное дело» организован в кабинете № 8. Кабинет соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. №189).
- Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
- Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
- При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
- Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1)
Кабинет трудового обучения удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим демонстрационным столом.
2. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
- инструменты для работы с глиной: деревянные стеки, стеки-петельки;
- плакат по ТБ при гончарных работах;
- защитная одежда: фартуки гончара;
- оборудование для практических работ: турнетка, гончарные круги, муфельная печь, глинораскатчик, сушильный шкаф.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение , 2018.
Джеки Эткин. Керамика для начинающих. Родник, Ростов-на Дону, 2016 г.
А. Поверин. Гончарное дело. Энциклопедия. СПб, 2017г.
Диана Фишер. Расписываем керамику. Родник, Ростов-на-Дону, 2017
Татьяна Дорошенко. Изделия из керамики. Москва, Владос, 2005.
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины. – Ярославль, «Академия Развития», 1998.
Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову / С.Ю. Ращупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2010.