Применение мультимедийных технологий в общеобразовательной школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
«ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Материал подготовила
Кузьмина Ольга Александровна,
учитель географии ГБОУ РМ
«Инсарская общеобразоваельная
школа-интернат"
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.
Для обеспечения мотивационного компонента урока необходимо сочетание общих усилий, стимулирующих желание школьников учиться, их активность с использованием разнообразных педагогических средств, развивающих у детей интерес и умение учиться. Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно окружают телевидение, кино, красочные журналы, перед учителем встает задача вызвать интерес к учебному материалу такими средствами, которые могли бы по силе своего эмоционального воздействия сравниться со средствами массовой информации. Этот факт заставляет серьезно относиться к использованию на уроках информационных технологий, не ломая существующую систему обучения, но включая задачу усовершенствования отдельных ее звеньев.[8]
Эффект применения информационных технологий зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его изучения возможностей компьютера, умения анализировать учебную деятельность детей, выявлять трудности в ее формировании, анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте.[5]
Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки компьютерных технологий и методики их использования в процессе формирования географических знаний, умений и навыков у школьников с умственной отсталостью.
Существующие мультимедийные учебные комплексы по географии, рекомендованные Министерством образования и науки РФ в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррекционных) школ VIII вида компьютерными программами по географии. У учителей возникает необходимость в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методических рекомендаций по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.[1]
Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.
При их использовании в обучении детей с нарушением интеллекта необходимо помнить, что к компьютерной программе, как к любому наглядному средству обучения существует ряд дефектологических требований:
эстетичность;
соответствие действительности (научность);
практическая нагрузка (не развлечение и не пассивное созерцание);
доступность восприятия;
эмоциональная положительность.
К преимуществам использования компьютеров при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью относятся:
Индивидуализация обучения (уровень сложности изучаемого материала, количество заданий, время, отведенное на выполнение заданий, система оценки).
Оперирование большими объемами информации – в одной обучающей программе представлены в виде справочного материала, проверочных, игровых и задания для самостоятельной работы.
Комплексное воздействие на каналы восприятия – при восприятии материала задействованы все органы чувств.
Неограниченное количество обращений к заданиям.
Увеличение уровня наглядности на уроке.
Повышение производительности труда учителя и учащихся.[8]
У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия – представлений. При проведении коррекционной работы надо иметь в виду, что на сохранение образа положительное влияние оказывает сочетание словесного описания и наглядных средств.
Опробовав разные варианты, я выбрала работу с мультимедиа на уроке Такая форма работы помогает мне решать следующие учебные и познавательные задачи: формировать мотивацию к предмету, активизировать детей на уроке, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).
На мой взгляд, проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.
В ходе урока мультимедиа технологии я могу использовать на всех этапах учебного процесса, то есть в зависимости от целей и задач урока применяю их для изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при контроле знаний и умений.
При изучении новых тем я использую различные видеофильмы на цифровых носителях, которые ярко и наглядно показывают различные явления природы Земли, стран и регионов мира. Например, при изучении природных зон Австралии (8 класс), с помощью видеофрагмента можно ярко и наглядно показать ученикам ту или иную природную зону континента, особенности ее географического положения, растительный и животный мир. А при изучении стран мира такой видеофрагмент помогает учащимся не только получить сведения о каком-либо государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли, прочувствовать его особенность и колорит (например, видеофильм «Китай»). Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее эффективным для понимания учащимися изучаемой темы. С помощью компьютерных программ я и сама могу записать и создать видеоочерк из новостей или передач телевидения, а затем адаптировать его к теме урока.
Видеофрагмент отображает ситуации, события и явления, которые недоступны пониманию детей, так как не присутствуют в их окружающем мире: землетрясение, извержение вулкана, гейзер, водопады, Северный Ледовитый океан и т.д. В процессе просмотра учащиеся знакомятся с ними, сравнивают, устанавливают существующие между ними связи и зависимости.
Просмотр вызывает множество вопросов: почему? как? и т.д. У учеников появляется желание поделиться увиденным. Это показывает, что они заинтересованы в изучении объекта и говорит об активизации познавательной деятельности. Знания подкрепляются новыми яркими образами, появляется желание получить дополнительные сведения.
Географические понятия, объекты, явления природы достаточно абстрактны, а потому не понятны и сложны для детей с нарушением интеллекта. Когда учащиеся приступают к изучению принципиально новых для них понятий, соответствующие объекты должны быть представлены в естественной, наглядно-чувственной форме. Для этого и используется видеозапись.[8]
Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе развития критического мышления, так как несут не только информацию, наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме на уроках географии.
Кроме этого, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций Microsoft Power Point, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей.[7]
Мультимедийная учебная презентация в педагогике определяется как электронное учебное пособие, представляющее собой набор слайдов на определенную тему, разработанное с помощью компьютера.[1]
Презентации удобны тем, что при подготовке я отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. (презентации к урокам по темам: «Растительность тропических лесов Южной Америки» – 8 класс (Приложение), «Пушные звери» – 7 класс, «Овраг» – 6 класс, «Индия» – 9 класс и т.д.)
Это значительно облегчает подготовку к уроку, а на уроке экономит время.
Материал для презентаций я беру из энциклопедий, Интернета.
Учебная презентация может включать в себя тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерную анимацию, что способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.
Создание мультимедийной учебной презентации я начинаю с определения цели, времени и места использования данного пособия на конкретном уроке. Мной разрабатывается сценарий, структура изложения учебного материала, отбирается и обрабатывается информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности, продумывается простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материалов, использование крупного шрифта), составляется и записывается дикторский текст (научный, доступный для понимания детьми с интеллектуальной недостаточностью, лаконичный и выразительный), определяется место и длительность звучания музыкального сопровождения.[2]
Демонстрация презентации позволяет мне за короткий промежуток времени передать такой объем сведений, который невозможно объяснить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых детей, оказывает положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических объектах или явлениях. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами и т.п.
Частота смены слайдов презентации, то есть темп предъявления информации с экрана, устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, дозировано, что способствует лучшему усвоению материала.
Отмечу, что демонстрационные возможности географических карт, включенных в учебную презентацию, значительно выше, чем у традиционных - печатных. При работе со слайдом, содержащим карту, можно:
приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения (например, чтобы рассмотреть очертания островов или материков);
отдалять их (чтобы показать место конкретного материка на карте полушарий),
снимать часть географических объектов или их обозначения, упрощая умственно отсталым детям зрительное восприятие карты (оставить названия только тех городов или рек, которые изучаются в данный момент);
наносить необходимые надписи (например, подписать части света: Европу и Азию);
совмещать ряд карт (физическую и экономическую), что позволит облегчить сравнение объектов, установление причинно-следственных связей и закономерностей.[4]
При подготовке презентации можно дополнять карту связанным с изучаемой территорией иллюстративным (например, изображения животных, растений, пейзажные иллюстрации или текстовым материалом. Сочетание карты и иллюстративного материала (например, зоогеографическая карта) увеличит эффективность презентации, даст возможностям учителям разнообразить формы работы на уроках географии.
При изучении ряда географических тем (извержение вулкана, землетрясение, полёты в космос, круговорот воды в природе, движение ветра, добыча полезных ископаемых, буря на море, теплое течение, при показе тропического леса, пустыни, для демонстрации животных в движении (птицы в полёте, добывающие пищу хищники, вскармливание детёнышей животными и пр.) в презентации следует использовать показ динамических слайдов. Можно также использовать анимационные фрагменты, демонстрирующие занятия населения: работу шахтёров, нефтяников, ловлю рыбы в море и разделку её на рыболовецких суднах, выпас овец на горных пастбищах и т.п.[6]
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
В случае затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, способствует осуществлению учащимися самопроверки.
Поэтому на уроке для закрепления я использую тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала. Например, в презентации «Материки» для 6 класса требуется соотнести контуры материков и их названия, животный и растительный мир.
Использование электронного пособия с текстовым материалом помогает осуществлять коррекцию речи учащихся с интеллектуальными нарушениями, облегчает работу с основными географическими понятиями, которые следует выделять на слайдах цветом или увеличивать в размере. Учащиеся могут переписать слова с экрана в рабочие тетради. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания географических терминов.
Работа учащихся с мультимедийной учебной презентацией не должна ограничиваться только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельности детей необходимо придать активный характер. Опираясь на зрительные образы конкретных географических объектов и природных явлений, школьники под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. То есть после просмотра презентации может проводиться описание по памяти понравившихся иллюстраций, видеофрагментов, составление вопросов к отдельным материалам слайда, ответы на вопросы, поставленные перед учениками, выполнение зарисовок, заполнение таблиц и т.п.[3]
Таким образом, изложение, закрепление и повторение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности конкретной категории детей, учитывая их возрастные и типологические особенности, соблюдая принципы научности, доступности, наглядности и коррекционной направленности.
Применение мультимедиа технологий обучения является одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, так как значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации.
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания учебных предметов, организации и проведения внеклассных мероприятий, а также будет способствовать росту профессионализма и самообразованию учителей.
Использование мультимедиа облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.
Список использованной литературы
Лифанова Т.М. Пути создания и применения мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2010. – №4. – С.36-42.
Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4(40). – С.36-46.
Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3-9.
Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. – 1994. – №6. – С.59-62.
Макарова Н.В. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. – 1998. – №2. – С.7-9.
Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании // Коррекционная педагогика. – 2004. – №2(4). – С.47-50.
Ткаченко И.С. Создание электронных презентаций / И.С. Ткаченко, О.В. Антропова. – М.: Бином, 2004. – 340c.
Щеголихина М.Ю. Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью // Сборник «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения». – Пенза, 2009. – 450с.
11