Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Гимнастика для здоровья»
https://cloud.mail.ru/public/QmfH/bVDQuvAKs
Программа /data/files/j1622698042.docx ("Гимнастика для здоровья")
Информационная карта программы
I Наименование программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Гимнастика для здоровья»
II Направленность Физкультурно-спортивная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО Наводкина Галина Сергеевна
2. Год рождения 3.09.1981
3. Образование Высшее, Магнитогорский государственный педагогический колледж (2001), Челябинский государственный педагогический университет (2007)
4. Место работы МАОУ ДО ДОО(П)Ц «Юниор»г.Томска
5. Должность Педагог дополнительного образования
6.. Электронный адрес, контактный телефон gala_galkin@mail.ru,
IV.Сведения о программе
1. Срок реализации 2 года
2. Возраст обучающихся 7 - 16 лет
3. Характеристика программы
По месту в образовательной модели Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения Стартовый, базовый уровень
4. Цель программы Создание условий для гармоничного физического развития и творческих способностей детей и подростков.
6.Учебные курсы, дисциплины, разделы (в соответствии с учебным планом) 1.Теоретическая подготовка
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная физическая подготовка
4.Участие в соревнованиях
5. Контрольные испытания
7. Ведущие формы и методы образовательной деятельности Формы: Учебное занятие, соревнования (внутри группы, между группами), конкурсы, спортивные праздники, тестирование (итоговая аттестация).
Методы: наглядный, словесный, практический, контрольный, игровой, соревновательный, творческий.
8. Формы мониторинга
результативности Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация
8. Результативность реализации программы
Сохранность контингента 2019-2020:
количественная — 100%;
качественная — 98%
Участие обучающихся в конкурсах:
Региональный дистанционный конкурс сочинений «История физической культуры и спорта через историю семьи»
( Победители 2 обучающихся)
Региональный фото конкурс посвященный Дню Матери «Мама, я и спорт»
(Победители 3 обучающихся, 1 призер)
Участие обучающихся в конференциях:
Научно-практическая конференция
«Герои истории Томска»
(Призер 1 обучающийся)
XIV Международная научно-практическая конференция «Физическая культура, здравоохранение и образование» посвященная памяти В.С. Пирусского и юбилею факультета физической культуры НИ ТГУ, школьная секция.
(Победитель 1 обучающийся)
Региональная открытая дистанционная конференция школьников «Спорт-Учеба, ГТО!) (Победитель 1 обучающийся)
9. Дата утверждения и последней корректировки Программа разработана в 2019 году согласно требованиям приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. и реализуется в МАОУ ДО ДОО(П)Ц «Юниор», последняя корректировка и переутверждение на педагогическом совете 20 мая 2020 г, протокол №3
10.Рецензент 1.Кужельная Т.В. заслуженный работник физической культуры и спорта Р.Ф, методист МАОУ ДО ДООПЦ «Юниор», высшая квалификационная категория
Содержание
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка……………………………………стр. 4-11
1.2 Цель и задачи программы…………………………………стр.12
1.3 Содержание программы…………………………………. стр.13-23
1.4 Планируемые результаты…………………………………стр.23-25
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Нормативно-правовое обеспечение……………………… стр.26
2.2 Календарный учебный график…………………………… стр.27
2.3 Условия реализации программы…………………………. стр.27
2.4 Формы аттестации………………………………………….стр.28
2.5 Оценочные материалы…………………………………… стр.28
2.6 Методические материалы………………………………….стр.28-32
2.7.Литература…………………………………………………..стр.33-34
2.8.Приложения №1,2,3,4,5,6,7,8………………………………стр.35-66
1.Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается ухудшение состояния здоровья детей и подростков, увеличение числа детей с отклонениями в состоянии здоровья различного характера, для которых нужен индивидуальный подход для коррекции и профилактики данных состояний с целью повышения состояний здоровья, физического развития, формированию потребности в ЗОЖ.
Не секрет, что регулярные занятие физической культурой и оздоровительными видами гимнастики в том числе, способствуют воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера детей и подростков: воли, целеустремленности, умению преодолевать трудности, взаимопомощи, уважению к партнерам в совместной деятельности и играх, сознательной дисциплине, активности, повышению самооценки. Поэтому занятие физической культурой с применением оздоровительных видов гимнастики содействуют как физическому, так и нравственному развитию детей и подростков, дают возможность постоянно развиваться в физическом и интеллектуальном плане, содействовать укреплению здоровья.
Реализация таких программ, решает не только проблему занятости детей и подростков в свободное время, но и создания значимого для них микросоциума, в котором гармонизируется эмоциональная сфера, формируются двигательные навыки, воспитываются волевые качества, приобретают бесценный опыт ЗОЖ, закладывая фундамент дальнейшего здоровья.
Направленность программы: физкультурно-спортивная. Предоставляет
возможность для физического развития учащихся, для воспитания навыков
здорового образа жизни. В основу программы для обучающихся, нуждающихся
в оздоровительной гимнастике, положены программа физического воспитания
для учащихся средней школы и программа физического воспитания с
оздоровительной направленностью: Лях В.И., Зданевич Л.А. Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. - М., 2006.
Уровневая дифференциация содержания: разноуровневая.
стартовый уровень 1 год обучения
базовый уровень – 2 год обучения).
Стартовый уровень: 156 часов в год
Зачисляются лица, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий.
Задачи на данном этапе:
привлечение максимального количества учащихся различного возраста к систематическим занятиям физической культурой и различными оздоровительными видами гимнастики;
формирование у учащихся основ здорового образа жизни, гигиенической культуры и профилактика вредных привычек;
- всестороннее гармоничное развитие личностных, физических качеств, укрепление здоровья, закаливание организма;
освоение теоретических знаний в области различных видов гимнастики, формирование двигательных умений и навыков повышение уровня ОФП.
Базовый уровень: 234 часа в год
Возможен добор в группы детей, не имеющие медицинских противопоказаний и успешно выполнившие контрольные требования для зачисления.
На этом этапе подготовки осуществляется корректировка учебного процесса с учетом результатов промежуточной аттестации обучающихся.
Задачи на данном этапе:
- развитие и закрепление физических качеств первого года обучения,
- повышение уровня общей физической подготовленности;
- закрепление основ техники сложно-координационных спортивно-прикладных и гимнастических упражнений, направленных на развитие силовой выносливости мышц, участвующих в формировании мышечного корсета;
- освоение элементов нетрадиционных видов оздоровительной гимнастики;
- успешное выполнение итоговой аттестации (контрольных нормативов);
- воспитание морально-волевых качеств.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях уделяется огромное внимание приоритету здорового образа жизни (ЗОЖ), физическому и психоэмоциональному развитию детей и подростков на основе их творческой активности. Разработка программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях недостаточно обеспечивает необходимый уровень физического
развития и физической подготовленности учащихся, в данной ситуации требуется увеличение двигательной активности, усиление образовательной направленности на занятиях по физической культуре расширения физкультурно-оздоровительной работы. На помощь в этой ситуации приходить дополнительное образование, разработка и реализация дополнительных общеразвивающих программ в этой области. Данная программа может служить инструментом в решении данной проблемы.
Педагогическая целесообразность программы «Гимнастика для здоровья» состоит в том, что она решает проблему дефицита двигательной активности детей и подростков, коррекции незначительных нарушений опорно-двигательного аппарата, а специально подобранные упражнения оздоровительной гимнастики и комплексы общеразвивающих упражнений создают неограниченные возможности для гармоничного развития личности обучающихся, развитие специальных физических качеств, повышения физической подготовленности и физического развития. Различные виды оздоровительных систем совершенствуют тело, формируют культуру движений, что повышает у занимающихся уверенность в себе. Разработка данной программа и ее реализация предусматривает содействие гармоничному развитию личности занимающихся, физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья в целом.
Данная программа ориентирована на реализацию потребности детей и подростков в физкультурно-оздоровительной деятельности, удовлетворение познавательного интереса, обогащение двигательными навыками, приобретение компетенций здоровье сбережения и формирование навыков на уровне практического применения.
Отличительные особенности программы.
Пристальное внимание в программе уделяется обеспечению гармоничного развития всех функциональных систем организма ребенка, устранению недостатков физического развития, укреплению здоровья, улучшению эмоционального фона, приобщению к коллективному взаимодействию.
Программа включает в себя общеразвивающие упражнения, выполняемые в соответствии со спецификой различных видов оздоровительной гимнастики, адекватные возрастным возможностям и фактическому физическому состоянию детей.
На обучение принимаются желающие заниматься данным видом деятельности, не имеющие медицинских противопоказаний, с учётом норм наполняемости учебной группы.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет в занимающихся МАОУ ДО ДОО(П)Ц «Юниор», проявляющих интерес к занятиям по данному виду деятельности по общеразвивающей программе «Гимнастика для здоровья» и не имеющих медицинских противопоказаний.
Краткие возрастные особенности.
Возраст 7 – 11,5 лет
Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную.
Несформированность эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения.
Незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления).
Тревожность, страх оценки
Ориентация на общения со значимым взрослым (педагогом).
Формирование навыков учебной рефлексии.
Развитие когнитивных функций.
Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков, эмоционально-чувственной у девочек).
Ориентация в поведении на оправдание ожидания и одобрения значимых взрослым.
Возраст 12 – 16 лет
Ведущая потребность - общение со сверстниками.
Развитие Я – концепции.
Склонность к риску, острым ощущениям.
Быстрая утомляемость и низкая работоспособность, резкие перепады настроения в связи с бурным психофизиологическим развитием.
Появление интереса к противоположному полу.
Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопросы, не сразу начинает выполнять задания.
Слабо сформированная эмоционально-волевая сфера.
Ориентация в поведении на поддержание и одобрение со стороны сверстников.
Повышенная обидчивость на замечания, особенно в отношении внешности.
Необходимость ощущения социальной востребованности (формирование чувства взрослости).
Срок освоения программы: 2 года
Объём реализации программы: 390 часа
Формы обучения: очная, очно-заочная
Для реализации занятий по очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогом разрабатываются информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для учащихся, которые могут размещаться:
в группах объединения в мессенджерах (например, WhatsApp);
на платформах SKYPE, ZOOM, MOODLE;
в приложении Google;
направляться по электронной почте.
Для организации контроля работы в дистанционном режиме педагог, используя указанные выше способы, направляет учащимся вопросы, тесты, практические задания и т.п. и, затем дает обратную связь каждому ребенку. При необходимости педагог организует анализ видеозаписей выполнения учащимися упражнений.
Все информационные материалы и задания, направляемые учащимся, соответствуют содержанию реализуемой дополнительной общеобразовательной программы.
Форма организации образовательного процесса: групповая. Комплектование постоянного состава группы детей и подростков 1 года обучения осуществляется в августе в свободной форме по их желанию, при наличии заявления от родителей и допуска врача. В группы 2 года обучения принимаются учащиеся, успешно освоившие предыдущий курс обучения, а также дополнительно зачисляются учащиеся с высоким уровнем физической подготовленности по результатам педагогического тестирования. Группы комплектуются из детей близких по возрасту. Однако возможно и формирование разновозрастных групп.
Для эффективности индивидуального и дифференцированного подхода наполняемость в группе – не более 12 человек.
Режим занятий:
Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочных занятий
(39 недель с 01сентября по 31 мая, 1 час-45 мин.)
Период
обучения Максимальная
наполняемость групп Максимальный
объем учебной
нагрузки (час/неделя) Продолжитель-
ность
занятий Периодичность
1 год (стартовый уровень) 12 детей 4 3 по 2 часа 2 раза
2 год (базовый уровень) 12 детей 6 3 по 2 часа 3 ра 3 раза
Годовой план - график распределения учебного материала
1 год обучения (стартовый уровень) 39 недель 4 часа в неделю
№ Содержание занятий Количество часов Всего часов
IX X XI XII I II III IV V
1 Теоретическая подготовка
1
1 1 1 1 1 1 1 1 9
2 ОФП 10 10 10 10 10 10 10 10 10 90
3 СФП 4 4 4 4 4 4 4 4 4 36
4 Участие в соревнованиях 1 2 1 2 1 1 1 1 2 12
5 Контрольные и переводные нормативы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9
Итого: 17 18 17 18 17 17 17 17 18 156
Годовой план - график распределения учебного материала
2 год обучения (базовый уровень) 39 недель 6 часа в неделю
Содержание Количество учебных часов по месяцам всего
Разделы подготовки
09 10 11 12 01 02 03 04 05
1 Теоретическая 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18
2 ОФП 12 13 12 12 10 10 12 12 13 106
3 СФП 10 10 10 10 10 10 10 10 10 90
4 Участие в соревнованиях 1 2 1 1 1 1 1 1 2 11
5 Контрольные испытания 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9
Общее кол-во часов 26 28 26 26 24 24 26 26 28 234
Тип
занятий: диагностический теоретический, учебно-тренировочный, комбинированный, контрольный.
Формы проведения занятий:
- практическое занятие;
- открытое занятие;
- эстафета;
- соревнование;
- конкурс;
- праздник.
Кроме существующих традиционных форм, использование ИКТ открывает перед педагогом возможность проведения занятий в новых для себя и для учащихся формах. Это могут быть:
- занятия с использованием компьютерных обучающих программ;
-общение педагога с обучающимися через Интернет в режиме
электронной почты;
- проведение дистанционных уроков, конференций, вебинаров.
Методы обучения:
Словесные: объяснение, беседа, самоанализ, убеждение, поощрение.
Наглядные: демонстрация видеоматериалов, работа с дидактическим материалом.
Практические: воспроизводящие, тренировочные упражнения, игровые, творческие методы.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для гармоничного физического развития и творческих способностей детей и подростков.
Задачи:
- обучить детей основным гимнастическим и оздоровительным упражнениям, комплексам для развития и повышения общефизической и специальной подготовки, приемам самоконтроля, закаливания организма;
- развивать двигательные способности и физические качества (гибкость, сила, выносливость), и как следствие, повысить уровень физической подготовленности и состояния мышечного корсета, творческую активность и самостоятельность; содействовать гармоническому физическому развитию;
- сформировать представления о своем теле и организме, потребность в личном физическом и нравственном совершенствовании, устойчивый сознательный интерес к занятиям физической культуры и внедрение ее в повседневный режим;
- содействовать воспитанию морально-волевых качеств (целеустремленность, самообладание, мужество), ответственности за свое здоровье, дисциплинированности, трудолюбия, коллективизма, дружбы и товарищества.
1.2 Содержание программы
Учебно-тематический план
Год обучения 1 год (стартовый уровень) 2 год (базовый
Уровень)
Формы занятий
Формы контроля
п/п
Наименование разделов
Всего Теория практика Всего теория Практика
1. Комплектование групп. Техника безопасности. Введение - основы знаний 9 6 3 18 9 9
Беседы, рассказ, лекции
Фронтальная
1.2 Здоровье и физическое развитие. Понятие о правильной осанки. 2 1 1 8 4 4
1.3 Влияние физических упражнений на организм. 2 1 1 2 1 1
1.4 Массаж и самомассаж 1 1 0 2 1 1
1.5 Закаливание и здоровье 1 1 0 2 1 1
1.6 Питание и здоровье 1 1 0 2 1 1
1.7 Образ жизни как фактор здоровья 2 1 1 2 1 1
2 Общая физическая подготовка 90 7 83 106 6 100 Учебное занятия ,подвижные игры
игры, эстафеты
Индивидуально-групповая
2.1 Развитие координационных
способностей 12 1 11 14 1 13
2.2. Развитие скоростных способностей 12 1 11 14 1 13
2.3 Развитие силовых способностей 16 1 15 20 1 19
2.4 Развитие выносливости 20 1 19 24 1 23
2.5 Развитие гибкости 14 1 13 16 1 15
2.6 Физические упражнения прикладного характера 16 2 14 18 1 17
3 Специальная физическая подготовка 36 9 27 90 9 81
3.1 Формирование навыка правильной осанки 6 2 4 20 2 18
3.1.1 Дыхательные упр. 2 1 1 8 1 7
3.1.2 Оздоровительные упражнения 4 1 3 12 1 11
3.2 Комплексы упражнений для создания естественного мышечного корсета 6 1 5
14 1 13
3.3 Растяжение и развитие подвиж-сти позвон-ка 6 2 4 20 2 18
3.3.1 Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника 3 1 2 10 1 9
3.3.2 Упражнения на развитие подвижности во всех отделах позвоночника 3 1 2 10 1 9
3.4 Упражнения в равновесии 6 1 5 8 1 7
3.5 Тренировка основных и.п.и развитие «мышечно-суставного чувства 6 2 4 18 2 16
3.5.1 Упражнения на развитие мышечно-суставного чувства 3 1
2 9 1 8
3.5.2 Упражнения на расслабление 3 1 2 9 1 8
3.6 Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени 6 1 5 10 1 9
4 Участие в соревнованиях 12 1 11 11 1 10
5 Сдача контрольных нормативов 9 9 9 9 Тестирование Индивидуально- групповая
Итого 156 23 133 234 25 209
1-й год обучения (стартовый уровень)
1.Комплектование групп. Техника безопасности. Введение - основы знаний.
Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях ОГ, при проведении спортивно-массовых мероприятий и соревнований, по правилам дорожного движения, по антитеррористической безопасности. Организация учебного процесса. Внешний вид на занятиях. Знакомство с программой.
1.1. Здоровье и физическое развитие человека. Понятие о правильной осанки.
1.2. Влияние физических упражнений на организм человека, значение систематических занятий физическими упражнениями. Основы гигиены. Требования к спортивной одежде и уход за нею.
1.3. Азы массажа и самомассажа.
1.4. Закаливание и здоровье.
1.5. Питание и здоровье.
1.6. Образ жизни как фактор здоровья, негативное влияние вредных привычек.
2. Общая физическая подготовка.
Теория: Правила выполнения упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика: Выполнение упражнений, направленных на:
2.1. Развитие координационных способностей:
- ОРУ без предметов в сочетании с ходьбой и бегом;
- варианты челночного бега;
- подвижные и спортивные игры;
- полоса препятствий;
-упражнения на гимнастической скамейке;
- ходьба по канату;
- выполнение заданий с закрытыми глазами;
- метания.
2.2. Развитие скоростных способностей:
- эстафеты, старты из различных исходных положений;
- бег с ускорением;
- подвижные игры.
2.3. Развитие силовых способностей:
- упражнения в упорах;
- упражнения с гантелями, набивными мячами;
2.4. Развитие выносливости:
- бег с препятствиями;
- подвижные игры;
- круговая тренировка;
- ОРУ с предметами.
2.5. Развитие гибкости:
- ОРУ с повышенной амплитудой движения, на растягивание;
- упражнения с партнером.
2.6. Физические упражнения прикладного характера:
Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), используемые в естественных условиях.
Упражнения в ходьбе усложняются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, на пятках, наружном и внутреннем краях стопы, с перекатом с пятки на носок, высоким подниманием бедра, полуприседе.
Бег на месте, с переменным темпом, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, с препятствиями и т. д.
Варианты лазания -ползание, перелезание, подлезание.
Подвижные игры. «Шагомер», «Боулинг», «25 передач», «Пленник мяча», «Удочка», «Воробьи – вороны», «Хвостики», «Поймать хвост дракона», «Снайперы», «Рыбацкая сеть», «Пятнашки», «Заморозки»,«Крокодил», « Волейбол на коленях», «Сложные вышибалы».
3. Специальная физическая подготовка
Теория: Правила выполнения упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика: Выполнение упражнений:
3. 1. Формирование навыка правильной осанки
3.1.1 Дыхательные упражнения:
- упражнения для овладения полным дыханием;
- для овладения смешанным типом дыхания;
- дыхательная гимнастика по Стрельниковой (приложение 1).
3.1.2. Оздоровительные упражнения (способствующие устранению отклонений опорно-двигательного аппарата).
3.2. Упражнения для формирования естественного мышечного корсета:
- упражнения для укрепления поверхностных мышц спины;
- упражнения для глубоких мышц спины;
- упражнения для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении;
- для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области;
- для укрепления прямых и косых мышц живота;
-для укрепления мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.
3.3. Растяжение и развитие подвижности позвоночника
3.3.1. Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя):
– для растягивания мышц шеи и затылка;
– мышц спины и передней стенки живота;
– мышц грудной клетки;
– мышц, участвующих в боковых наклонах туловища;
– мышц рук и ног.
3.3.2 Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.):
- упражнения, вытягивающие позвоночник;
- для растягивания мышц груди в положении сидя;
- упражнения в самовытяжении.
3.4. Упражнения в равновесии (при умеренной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге, поворотах, с открытыми и закрытыми глазами, на фитбольных мячах)
3.5. Тренировка основных исходных положений.
3.5.1 Упражнения на развитие “мышечно-суставного чувства” (упражнения у вертикальной смены, стоя перед зеркалом).
3.5.2 Упражнения на расслабление.
3.6. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.
Упражнения на месте:
-пронация;
-супинация;
-круговые движения;
- на шипованных ковриках.
В ходьбе:
-на внешней стороне стопы;
-на внутренней стороне стопы;
-на носках;
-на пятках;
- ходьба по гимнастической палочке различными способами, прокатывание стопой палочки;
- перекладывание стопой мелких камушек, хватание стопой мелкого шипованного мячика
4. Гимнастика для глаз (Приложение 2):
-зажмуривание;
-моргание;
-перемещение взгляда влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали;
-фиксирование взгляда близко-далеко;
-рисование взглядом цифр, фигур;
-концентрация взгляда на кончике носа с постепенным отведением взгляда.
4.Участие в соревнованиях. Соревнования проводятся внутри группы и между группами на личное и командное первенство.
5. Сдача контрольных нормативов (промежуточная аттестация).
2-й год обучения (базовый)
1. Техника безопасности. Введение - основы знаний.
Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях ОГ, при проведении спортивно-массовых мероприятий и соревнований, по правилам дорожного движения, по антитеррористической безопасности. Организация учебного процесса. Внешний вид на занятиях. Знакомство с программой.
1.1. Здоровье и физическое развитие человека. Понятие о правильной осанки.
1.2. Влияние физических упражнений на организм человека, значение систематических занятий физическими упражнениями. Основы гигиены. Требования к спортивной одежде и уход за нею.
1.3. Азы массажа и самомассажа.
1.4. Закаливание и здоровье.
1.5. Питание и здоровье.
1.6. Образ жизни как фактор здоровья, негативное влияние вредных привычек.
2. Общая физическая подготовка.
Теория: Правила выполнения упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика: Выполнение упражнений, направленных на:
2.1. Развитие координационных способностей:
- ОРУ без предметов в сочетании с ходьбой и бегом;
- варианты челночного бега;
- подвижные и спортивные игры;
- полоса препятствий;
-упражнения на гимнастической скамейке;
-ходьба по канату;
-выполнение заданий с закрытыми глазами;
-метания.
2.2. Развитие скоростных способностей:
- эстафеты, старты из различных исходных положений;
- бег с ускорением;
-подвижные игры.
2.3. Развитие силовых способностей:
- упражнения в упорах;
- упражнения с гантелями, набивными мячами;
2.4. Развитие выносливости:
- бег с препятствиями;
- подвижные игры;
- круговая тренировка;
- ОРУ с предметами.
2.5. Развитие гибкости:
- стретчинг с элементами йоги
- ОРУ с повышенной амплитудой движения, на растягивание;
- упражнения с партнером.
2.6. Физические упражнения прикладного характера.
Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), используемые в естественных условиях.
Варианты лазания (ползание, перелезание, подлезание и пролезание).
Подвижные игры. «Боулинг», «25 передач», «Пленник мяча», «Удочка», «Воробьи – вороны», «Хвостики», «Поймать хвост дракона», «Снайперы», «Рыбацкая сеть», «Пятнашки», «Заморозки», «Крокодил», « Волейбол на коленях», «Сложные вышибалы».
3. Специальная физическая подготовка.
Теория: Правила выполнения упражнений. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика: Выполнение упражнений:
3. 1. Формирование навыка правильной осанки
3.1.1 Дыхательные упражнения:
- упражнения для овладения полным дыханием;
- для овладения смешанным типом дыхания;
- дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
3.1.2 Оздоровительная гимнастика на фитболах (Приложение 3).
3.1.3. Оздоровительные упражнения (способствующие устранению отклонений опорно-двигательного аппарата).
3.2. Упражнения для формирования естественного мышечного корсета:
– упражнения для укрепления поверхностных мышц спины;
– упражнения для глубоких мышц спины;
– упражнения для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении;
– для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области;
– для укрепления прямых и косых мышц живота;
– для укрепления мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.
Упражнения для укрепления “мышечного корсета” целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.
3.3. Растяжение и развитие подвижности позвоночника
3.3.1. Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя):
– для растягивания мышц шеи и затылка;
– мышц спины и передней стенки живота;
– мышц грудной клетки;
– мышц, участвующих в боковых наклонах туловища;
– мышц рук и ног.
3.3.2 Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.):
– упражнения, вытягивающие позвоночник;
– для растягивания мышц груди в положении сидя;
– упражнения в самовытяжении.
3.4. Упражнения в равновесии (при умеренной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге, поворотах, с открытыми и закрытыми глазами, на фитбольных мячах)
3.5. Тренировка основных исходных положений.
3.5.1 Упражнения на развитие “мышечно-суставного чувства” (упражнения у вертикальной смены, стоя перед зеркалом).
3.5.2 Упражнения на расслабление.
3.6. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.
Упражнения на месте:
-пронация;
-супинация;
-круговые движения;
-на шипованных ковриках.
В ходьбе:
-на внешней стороне стопы;
-на внутренней стороне стопы;
-на носках;
-на пятках.
-ходьба по гимнастической палочке различными способами, прокатывание стопой палочки;
-перекладывание стопой мелких камушек, хватание стопой мелкого шипованного мячика
4. Гимнастика для глаз:
-зажмуривание;
-моргание;
-перемещение взгляда влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали;
-фиксирование взгляда «близко-далеко»;
-рисование взглядом цифр, фигур;
-концентрация взгляда на кончике носа с постепенном отведением взгляда.
4. Участие в соревнованиях. Соревнования проводятся внутри группы и между группами на личное и командное первенство.
5. Сдача контрольных нормативов (итоговая аттестация)
1.2.Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
учащиеся овладеют различными видами ходьбы, бега и прыжков, общеразвивающими и гимнастическими упражнениями;
сформируют навыки сохранения правильной осанки при выполнении упражнений;
повысят уровень развития двигательных способностей (координации движений, гибкости, выносливости, силы);
сформируют навыки здорового образа жизни;
познакомятся с приемами самоконтроля, закаливания организма, техникой рационального дыхания.
Метапредметные
Учебно- организационные:
- научаться работать с информацией;
- применять правила Т.Б. в зале и пользоваться инструкциями, соблюдать правила гигиены.
Интеллектуальные:
учащиеся научатся:
выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
Коммуникативные:
приобретут навыки дисциплинированного поведения на занятиях и культуры общения в коллективе;
приобретут коммуникационные навыки группового взаимодействия, развития его форм посредством игр и соревнований;
Личностные:
будут сформированы готовность и способность обучающихся к гармоническому физическому развитию;
сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;
формирование личностных качеств (целеустремленность, ответственность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей)
Предметные результаты 1 года обучения
улучшение общего состояния здоровья;
повышение интереса к систематическим занятиям оздоровительной гимнастикой;
появление потребности ведения здорового образа жизни ЗОЖ;
овладение основами техники спортивно- прикладных и гимнастических упражнений;
овладение техникой выполнения элементов нетрадиционных видов оздоровительной гимнастики;
освоение теоретических сведений о личной гигиене, закаливании, физической культуре, строении опорно-двигательного аппарата;
сформированное представление об оздоровительной гимнастике, как дисциплине;
овладение техникой выполнения комплексов оздоровительной гимнастики.
Предметные результаты 2 года обучения
повышение двигательной активности;
сформированная потребность ведения здорового образа жизни;
приобретение навыков инструктора по проведению занятий с соблюдением ТБ;
гармоничное физическое развитие, повышение уровня разносторонней физической подготовленности;
укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
овладение и совершенствование техникой выполнения сложно-координационных спортивно-прикладных и гимнастических упражнений, упражнений нетрадиционных видов гимнастики, гимнастики на фитболах, формированию стереотипа правильной осанки,
гармоничному развитию
гармоничному развитию морально- волевых качеств воспитанников.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Нормативно-правовое обеспечение
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»
(с изменениями на 06.02.2020 г.);
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р. и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 гг.;
- «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14». Утверждена Главным государственным санитарным врачом РФ 04.07.2014г. № 41);
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом РФ от 27.05.2015 г.;
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 г.
№ 467);
- Профессиональный стандарт педагога;
- Устав МАОУ ДО ДОО(П)Ц «Юниор» г. Томска;
- Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах педагогов дополнительного образования МАОУ ДО ДОО(П)Ц «Юниор» г. Томска.
2.1.Календарный учебный график
Год
обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов
Режим занятий
1 год 2.09 28.05. 39 156 2 раза в неделю по 2 часа
2 год 2.09 28.05 39 234 3 раза в неделю по 2 часа
Занятия проводятся из расчета 1 академический час – 45 минут.
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое:
- гимнастический зал с зеркалами;
- музыкальный центр (с музыкальной подборкой);
- гимнастические палки;
- гимнастические коврики;
- мячи разного диаметра и веса;
- гантели;
- обручи;
- скакалки;
- роликовые массажеры;
- фитбольные мячи;
- мешочки для равновесия;
- резиновые коврики для стоп;
-материально-техническое обеспечение может изменяться и дополняться в
зависимости от современных тенденций физической культуры.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области.
2.3 . Формы аттестации /контроля и оценочные материалы:
Эффективность программы «Гимнастика для здоровья» отслеживается путем текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Формы текущего контроля: наблюдение, вопросники, тестирование, соревнования, игры, конкурсы. Результаты контроля служат основанием для внесения корректив в организацию учебного процесса. Учитывается и поощряется участие в акциях, конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня.
Формы промежуточной и итоговой аттестаций: соревнования, тестирование, сдача контрольных нормативов.
Оценочные материалы:
учебные анкеты, тесты;
анкетирование на определение мотивации к занятиям физическими упражнениями(приложение№4)
диагностическая карта личностного развития (Приложение№5)
таблица показателей физической подготовленности (Приложение №6);
лист самооценки учащегося (Приложение №7).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости;
карта учета результатов освоения программы (Приложение№8).
отзывы родителей;
видеозаписи занятий;
портфолио;
фото-архив;
дипломы, грамоты, сертификаты.
2.4.Методические материалы
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии реализуются через систему мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывает условия образовательной среды и деятельности. В программе это выражается через непосредственное обучение учащихся приёмам здорового образа жизни, формирование навыков и привычек здорового образа жизни, расширение представления о пользе занятий физическими упражнениями и играми, рациональной нагрузкой, активной двигательной деятельностью.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Начинать работу в парах, в мини-группах следует с установления доверия внутри общей группы, взаимного интереса, расположенности друг к другу. Группа получает определённое задание для решения конкретных задач. Учащиеся учатся понимать и принимать общую цель, слышать друг друга, ощущать, что общий результат зависит от усилий каждого. Для этого необходимо:
формулировать своё мнение
принять существование разных точек зрения
настаивать на своём при помощи аргументов,
- согласовывать мнения, исходя из интересов дела, а не личной приязни. После выполнения заданий обязательно обсудить, что мешало, как учащиеся помогали друг другу, что необходимо сделать для улучшения качества.
Личностно-ориентированная технология.
Содержание, методы и приёмы технологии направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности. Принципиальным является добровольность каждого учащегося в выборе программы и темпы её освоения. В программе используются следующие характерные особенности технологии:
1.Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической защищённости, доверия.
2.Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления логики развития конкретной личности).
3.Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его чувств и эмоции, принятие личности.
4.Процесс формирования умений и навыков, воспринимать как средство полноценного развития личности.
5.Тактика общения – сотрудничество, где учащийся - полноправный партнер. Пристраиваться не «сверху», а «наравне». Обеспечить каждому такую дистанцию, которая позволяет сохранять контакт с окружающими и одновременно чувство личной свободы (не рядом, не над, а вместе, в одном пространстве).
Игровые технологии.
Характерные особенности:
- образовательная цель ставится в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования;
- успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
Особенностями игры в подростковом возрасте является нацеленность на самоутверждение, на личностное развитие (морально-нравственные проблемы, умение взаимодействовать, формирование ценностных отношений и т. п.). Роль педагога – и организатор, и соучастник событий.
Информационно-коммуникативные технологии – это процессы подготовки и передачи информации учащимся, средством осуществления которых является компьютер. Информационные технологии преследуют следующие цели:
-формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
-предоставление ребенку возможности для усвоения такого обьема учебного материала, сколько он может усвоить
- поддержание мобильной коммуникации с учащимися, родителями, коллегами (в разработке).
С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального и дистанционного обучения.
Алгоритм проведения занятия:
Этапы:
Организационный:
приветствие/знакомство;
мотивация к совместной деятельности;
сообщение темы, цели занятия.
Подготовительный:
- общая разминка (бег, подскоки, ходьба, упражнение на разогрев всех групп мышц, с помощью общеразвивающих упражнений)
Основной:
- Общая и специальная физическая подготовка;
Заключительный:
- упражнения на растяжку и расслабление. Рефлексия, анализ успеха/неудач, перспектива дальнейших действий.
Содержание методического обеспечения программы:
Тема Форма занятий Методы и приемы Дидактический материал Форма подведения итогов
Вводное
Занятие Беседа Наглядный Инструкция по ТБ Опрос
ОФП Беседа
тренировочные упражнения Словесно- репродуктивный, наглядный,
демонстрационный Секундомер, скакалки, мячи, коврики, гимн.палки, степы, скамейки, фитболы Контрольные нормативы
СФП Беседа
тренировочные упражнения Словесно- репродуктивный, наглядный,
демонстрационный Секундомер, отягощения,
коврики Контрольные нормативы
Теоретическая подготовка объяснения Словесно- репродуктивный, наглядный,
демонстрационный Интернет ресурсы.
Специальная литература Опрос
Контрольно- переводные нормативы Объяснения, тренировочные упражнения Словесно- репродуктивный, наглядный,
демонстрационный Объяснения, тренировочные упражнения Контрольные нормативы
Соревновательная
деятельность Занятия Словесный. Наглядный Видеозаписывающая аппаратура Участие в соревнованиях внутри группы
Дидактический материал:
- звуковой (аудиозаписи);
- смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
- дидактические пособия (карточки, вопросы и задания для устного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
- информационные ресурсы.
Литература.
Для педагога:
1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснакова С.А. Физиология человека. Учебник. – СПб: СОТИС, 2000.
2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1996.
3. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС, 1999.
4. Ганзен И.С., Кузнецова Н.В. Дети специальной медицинской группы. - М.: Чистые пруды, 2005.
5. Дубровский В.И. Лечебный массаж. - М.: Владос, 2003.
6. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. - Л. 1992.
Справочник по детской лечебной физической культуре / Под. ред. М.И.Фонарева. - Л.: Медицина, 1999.
Лях В.И., Зданевич Л.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. - М.: Просвещение, 2006.
Фатеева Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. П. Фатеева. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 224 с.: ил. - (Игра, обучение, развитие, разв7лечение).
Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Под ред. Т.М.Титовой. - М.: Чистые пруды, 2006.