Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный IT специалист»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №42
имени Героя Советского Союза Хаджи-Умара Джиоровича Мамсурова
| |
| | |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ЮНЫЙ IT-СПЕЦИАЛИСТ
Направленность программы: техническая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 13 – 14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Химилонова Марина Таймуразовна,
учитель информатики
Владикавказ, 2019
пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы обусловлена необходимостью выполнения социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни, а также ростом интереса обучающихся к тем вопросам индустрии информационных технологий, рассмотрение которых не предусмотрено в школьном курсе информатики.
С точки зрения педагогической целесообразности можно утверждать, что занятия в объединении «Юный IT-специалист» способствуют овладению необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые могут не только подготовить детей к работе и жизни в современном информационном обществе, но и послужить базовой основой для дальнейшего успешного обучения профессиям, связанным со сферой информационных технологий.
Цель и задачи программы
Целью программы является развитие информационной культуры у детей, овладение ими навыками сознательного, рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности, развитие интеллекта.
Задачи программы.
Задачи в обучении:
способствовать освоению учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых за счет различных средств информационных технологий;
научить применять структурный подход для решения практических задач с использованием компьютера;
расширить знания, умения и навыки решения задач использованию стандартных приложений операционной системы Windows;
сформировать у учащихся навыки практической деятельности в решении вопросов работы компьютерных сетей и информационной безопасности.
Задачи в развитии:
развивать стремление к самообразованию, обеспечить в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию;
раскрыть креативные способности;
способствовать развитию алгоритмического, творческого, логического и критического мышления.
Задачи в воспитании:
формировать информационную культуру учащихся;
способствовать формированию активной жизненной позиции;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;
воспитывать умение планировать свою работу;
сформировать интерес к профессиям, связанным с программированием.
Новизна и отличительные особенности программы. Программа содержит дополнительный изучаемый материал, значительно расширяет возможности формирования навыков работы на компьютере, изучения проектной деятельности с использованием информационных технологий. Специфика занятий кружка состоит в том, что они строятся на предметно-практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Отличительная особенность данной дополнительной программы от существующих образовательных программ заключается в том, что изучается материал, слабо представленный в программе основного курса информатики. Кроме того, в отличие от аналогичных программ дополнительного образования, данная программа включает изучение вопросов, касающихся обеспечения информационной безопасности компьютеров и компьютерных сетей. На занятиях созданы структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Формы и режим занятий
Форма обучения: очные
Занятия проходят в одновозрастных группах. Численный состав группы: 10 – 15 человек.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Программные требования к знаниям:
Виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации;
Принципы дискретного (цифрового) представления информации;
Основные принципы работы компьютера и периферийных устройств;
Принципы работы компьютерных сетей;
Основные правила политики безопасности компьютеров и компьютерных сетей;
Программные требования к умениям и навыкам:
Моделировать объекты и процессы по заданным условиям;
Проводить статистическую обработку данных в электронных таблицах;
Оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации;
Готовить и проводить выступления, участвовать в коллективном обсуждении, фиксировать его ход и результаты с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
Проводить первичную диагностику состояния работы компьютера, периферийных устройств и компьютерных программ для обнаружения возможных причин неисправности;
По окончании программы:
Программные требования к уровню воспитанности:
Отношение обучающихся к себе и другим участникам;
Отношение к занятиям;
Отношение к результатам.
Программные требования к уровню развития:
Готовность к самостоятельной работе;
Сотрудничество.
Механизм выявления образовательных результатов программы
Формы и содержание итоговых занятий: практическая работа по созданию группового проекта, посвященному текстовым редакторам и процессорам
Критерии и формы оценки учебных результатов программы: зачет.
Способы фиксации учебных результатов программы: защита проектов.
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа, освоение предметной терминологии, которая пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности.
Методы выявления результатов развития: проектная деятельность, творческие работы.
Формы подведения итогов реализации программы: защита проектной работы.
Учебно-тематический план
Текстовые документы и технология их создания | Изучение и закрепление новых знаний | Объянительно-иллюстрированная | Объяснить назначение инструментов | Подготовка докладов | Ученик оценивает возможности текст. Ред. | |
Создание документов на компьютере: набор, редактирование текста | Применение изученных знаний | Развивающая | Научить редактировать | Использование практческих заданий, взаимоконтр | Ученик использует полученные знания | |
Редактирование и работа с фрагментами текста. | Применение изученных знаний | Развивающая | Научить редактировать | Использование практческих заданий, взаимоконтр | Ученик использует полученные знания | |
Форматирование текста: символов, абзацев, стилевое форматирование, страниц документа. | Применение изученных знаний | Развивающая | Научить форматировать текст | Использование практческих заданий, взаимоконтр | Ученик использует полученные знания | |
Визуализация информации. | Применение изученных знаний | Развивающая | Научить форматировать текст | Использование практческих заданий, взаимоконтр | Ученик использует полученные знания | |
Создание формул, списков. | Применение изученных знаний | Развивающая | Научить форматировать текст | Использование практческих заданий, взаимоконтр | Ученик использует полученные знания | |
Создание таблиц, ее форматирование и заполнение данными | Применение изученных знаний | Развивающая | Научить форматировать текст,таблицы | Использование практческих заданий, взаимоконтр | Ученик использует полученные знания | |
Создание графических изображений. | Применение изученных знаний | Развивающая | Научить создавать формулы | Использование практческих заданий, взаимоконтр | Ученик использует полученные знания | |
Создание надписей с помощью объектов WordArt | Применение изученных знаний | Научить создавать формулы | Использование практческих заданий, взаимоконтр | Ученик использует полученные знания | ||
Контрольная работа Защита проектов | Контроль усвоения | Дифференцированное | Провести групповой контр усвоения | Работа за ПК по заданиям | Рефлексия собственных знаний |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса требуется кабинет, площадь которого составляет не менее 7,2 м2 на одного ребенка.
Требования к мебели: Мебель (учебные столы и стулья) стандартная, комплектная. Отсутствие офисной мебели. Условия проведения занятий соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
Требования к оборудованию учебного процесса: компьютеры с выходом в Интернет, интерактивная доска, сетевое МФУ, колонки для озвучивания всего класса.
Требования к оснащению учебного процесса: операционная система Windows не ниже 7 версии, пакет приложений Microsoft Office не ниже 7 версии, специализированное программное обеспечение.
Список литературы
Матвееева Н.В. Информатика и Икт,- М,БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2004. – 928 с.
Панова С.Ю. Информатика – М.: Эксмо, 2013. – 160 с. –
А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Р.А.Сворень Основы информатики и вычислительной техники. Учебник для средних учебных заведений. – 2012.
С.Н. Лукин Visual Basic 6.0. Самоучитель для начинающих. – 2012.
Интернет-сайты:
http://fcior.edu.ru – Портал центра образовательных ресурсов.
http://nsportal.ru - Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов.
https://uchebnik.mos.ru/catalogue - Библиотека МЭШ.