Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография в кадетском классе» (8-13 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
" Хореография в кадетском классе"
Срок реализации - 6 лет
Возраст учащихся- 8-13 лет
Автор-составитель: Завьялова Инна Владимировна, педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Танцевальный материал дается в элементах и движениях, разучивается по правилам школы классического, народного и бального танца. Показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение, музыкальность и выразительность, благородство манеры исполнения, понимание выразительности отдельных элементов, чувство товарищества и взаимопомощи.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что модернизация российского образования предусматривает широкое распространение в общеобразовательной школе занятий по хореографии в форме дополнительного обучения. Занятия хореографией обязательно входят в образовательную программу для кадетских классов.
В школе проходит ежегодный, уже традиционный «Кадетский бал», где дети принимают активное участие и с большим воодушевлением пытаются передать красоту танца, его стиль и эпоху. Одной из задач программы является подготовка детей к «Кадетскому балу».
Направленность программы – художественная.
Педагогическая целесообразность программы
На занятиях по программе происходит обучение основам бальной хореографии. Это, безусловно, поможет педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, например, в подготовке школьных и внешкольных мероприятий. В то же время ученики, обучавшиеся бальному танцу, станут впоследствии носителями и пропагандистами отечественной и мировой бальной хореографии.
Освоение программы не ограничивается только конкурсными бальными танцами, так как все танцы, входящие в понятие «бальная хореография», имеют в образовательном процессе равные права, и настаивать на приоритете одного вида бальной хореографии (классического, народно-характерного, историко-бытового, спортивного и др.) является некорректным. Освоение разновидностей танцев, предлагаемых программой, направлено на пробуждение у школьников интереса и уважения к национальной культуре и искусству других народов.
Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в кадетских классах, которая предусматривает еженедельные занятия хореографией. Обучающиеся уже имеют навыки хореографии, поэтому в программу включена только постановочная деятельность и воспитательная работа.
Цель программы – формирование личности учащегося кадетского класса средствами хореографического искусства.
Задачи:
- дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве;
- использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей;
- использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
- обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
- обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
- обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами бального танцев, воспитать культуру движения.
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
- принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;
- принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений;
- принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному;
- принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий;
- принцип гуманности в воспитательной работе (безусловная вера в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения);
- принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
В программе выделены следующие направления:
- развитие физических способностей детей;
- приобретение танцевально-ритмических навыков;
- работа над танцевальным репертуаром;
- музыкально-теоретическая подготовка;
- теоретико-аналитическая работа;
- концертно-исполнительская деятельность.
Методы контроля и управления образовательным процессом. Наблюдение педагога в ходе занятий, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах; открытые занятия для родителей; выступления на тематических праздниках; организация и проведение конкурсов; участие в конкурсных программах разного уровня.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения.
Формы контроля.
Чтобы убедиться в эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:
– показательные выступления, участие в концертах и конкурсах;
- творческий отчёт в форме контрольного урока или концерта,
- итоговые занятия в конце года, открытые уроки.
Оценивая результат практической работы, а именно выступления обучающихся, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
- Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.
- Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
- Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
- Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Программа рассчитана на 6 лет обучения.
Занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 34 часа. Программа предусматривает сочетание как групповых, так и индивидуальных занятий, встречи с интересными людьми, по возможности – посещение Дома культуры, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Характеристика обучающихся по программе детей.
1 год обучения – вторые классы.
2 год обучения – третьи классы.
3 год обучения – четвертые классы.
4 год обучения – пятые классы.
5 год обучения – шестые классы.
6 год обучения – седьмые классы.
Сроки реализации программы:
– базовый уровень.
1 год – «Ритмика и танец»
2 год – «Ритмика и танец»
3 год – «Основы классического, народно-сценического и историко-бытового танца».
– основной уровень.
4 год – « Бальные танцы 19 века. Полонез, тампет».
5 год – « Бальные танцы 19 века. Полька, вальс - алеман».
6 год – «Бальные танцы 19 века. Вальс, мазурка».
Ожидаемые результаты:
К концу обучения базового уровня обучающиеся должны
Знать:
Основы хореографической грамотности;
Правила самостоятельной и коллективной работы;
Названия общеразвивающих движений;
Термины: громко - тихо, высоко - низко, характер музыки, музыкальные размеры, понятия "затакт","сильная доля","фраза".
Уметь:
- Грамотно работать с музыкальным материалом;
- Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности.
- Выполнять комплексы упражнений с учетом индивидуальных особенностей организма;
- Позиции классического танца
- Сознательно управлять своим телом;
- Координировать движения;
- Владеть навыками ансамблевого исполнения, сценической практики.
В результате реализации основного уровня обучающиеся должны
Знать:
- основные виды бальных танцев;
- базовые фигуры бальных танцев.
Уметь:
- точно и выразительно исполнять основные движения бального танца;
- артистично двигаться под музыку;
- создавать композиции из базовых фигур.
Формы проведения итогов реализации программы
- Участие в конкурсах
- Участие в концертах
Материально-техническое оснащение
Для реализации образовательной программы необходимо:
- музыкальная аппаратура;
- видео материалы;
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- танцевальная обувь (балетки, туфли, сапоги)
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в кабинете (актовом или спортивном зале), соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет (зал) должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Содержание программы
1 год обучения
«Ритмика и танец»
Цель: формировать основные теоретические знания и танцевальные умения и навыки на основе овладения программным материалом.
Задачи:
Обучающие
- формирование элементарных знаний и умений (основная терминология, базовые движения и элементы);
- художественное просвещение в области хореографии;
- формирование знаний о здоровом образе жизни (режим дня, питание, физическая культура, гигиена).
Развивающие
- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
- развитие танцевальных данных (устойчивости координации);
- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности.
Воспитательные
- приобщение обучающихся к народной культуре и традициям;
- воспитание чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия;
- воспитание эстетического вкуса.
Предполагаемые результаты первого года обучения.
В конце первого года обучения обучающиеся должны:
Знать :
- танцевальную терминологию, применяющуюся при изучении материала (опорная нога, работающая нога, шаг ногой и шаг на ногу, и т.п.);
- основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца и др.
- правила техники безопасности;
- правила взаимодействия в коллективе.
Уметь:
- выполнять начальные упражнения по позициям в темпе и ритме музыки;
- ориентироваться в пространстве;
- Выполнять элементы танцев с перестроением.
Навыки: выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно и с помощью педагога.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
Введение в курс программы | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
1 | Основные понятия | 1.1. Основные позиции, положения. 1.2. Пространство 1.3. Упражнения для развития тела | 1 1 2 | 5 | |
2 | Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности | 2.1 Приобретение координации и двигательно-слуховых навыков. 2.2 Развитие ритма и актерской выразительности. | 2 2 | 4 | |
3 | Хореографическая азбука | 3.1. Постановка корпуса. 3.2. Упражнения на развитие координации. 3.3. Упражнения на развитие эластичности мышц. | 1 2 2 | 5 | |
4 | Занятия на середине зала | 4.1.Элементы танца: - Историко-бытового и бального; Детского танца. | 4 4 | 8 | |
5 | Постановочно-репетиционная работа | 5.1. Постановка танцев на основе изученных элементов. 5.2. Отработка танцевальных номеров. | 5 5 | 10 | |
6 | Волшебство танца | 6.1. Итоговое выступление. | 1 | 1 | |
Итого: | 1 | 32 | 34 |
Краткое содержание учебного материала
Введение в курс программы – 1 ч.
Теория – 1ч.
Вводное занятие.
1. Основные понятия – 5ч.
Инструктаж по технике безопасности.
Выявление у детей анатомо-физиологических и психологических особенностей.
Танцевально-игровое занятие
Позиции и положения рук и ног, переход от одной позиции к другой.
Контролируемые и ритмичные перемещения. Пространство.
Упражнения для развития тела.
2. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности – 4ч.
Основы ритмического движения
«Контактные» звуки тела и ритмы
Ритмические упражнения
Основы актерского мастерства
Упражнения на развитие актерской выразительности
Повторение и закрепление пройденного материала
3. Хореографическая азбука –5ч.
Беседа о правилах оказания ПМП при травмах и самомассаж
Позиции и положения рук, ног, головы, корпуса
Упражнения для развития рук и ног.
Наклоны и повороты (голова, корпус)
Простейшие танцевальные этюды.
Упражнения на устойчивость
Занятия на середине зала – 8ч.
Шаги, бег
Прыжки, подскоки
Элементы детского танца: построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы танца
5. Постановочно-репетиционная работа – 10ч.
Соединение ране изученных движений в танцевальные композиции.
Танцевальные этюды.
Развитие исполнительского мастерства и артистизма.
Волшебство танца – 1ч.
Итоговое выступление.
2 год обучения
«Ритмика и танец»
Цель: Совершенствовать основные знания, практические умения и навыки обучающихся.
Задачи:
Обучающие
- формирование специальных знаний и умений по курсу;
- художественное просвещение в области хореографии;
- формирование знаний о характерных особенностях национальных танцев;
- овладение, в достаточной степени, изученными танцевальным движениями разных характеров и танцевальных темпов.
Развивающие
- Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
- Развитие танцевальных данных (устойчивости, координации);
- Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности.
Воспитательные
- приобщение обучающихся к народной культуре и традициям;
- воспитание чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия;
- воспитание эстетического вкуса.
Предполагаемые результаты второго года обучения
В конце второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- отличительные особенности танцев (народных, бальных, историко-бытовых);
- основные танцевальные массовые композиции на сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения.
Уметь:
- самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев;
- передавать эмоциональную окраску композиции танца;
- соотносить свои движения с услышанной музыкой.
Навыки: выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно или после предварительного инструктажа.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Теория | практ | всего | |||
Введение в курс программы | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
1 | Классический экзерсис | Повтор материала первого года обучения. 1.2. Основа классического экзерсиса на середине. | 2 3 | 5 | |
2 | Занятия на середине зала | Элементы танца: 2.1. народного 2.2. историко-бытового и бального | 2 2 | 4 | |
3 | Постановочно-репетиционная работа | 3.1. Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов. 3.2. Отработка композиции танцев 3.3 Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности. | 7 8 8 | 23 | |
4 | Волшебство танца | 4.1. Итоговое выступление. | 1 | 1 | |
Итого: | 1 | 33 | 34 |
Краткое содержание учебного материала (2 год обучения)
Введение в курс программы - 1ч.
Вводное занятие
1. Классический экзерсис на середине – 5ч.
Предупреждение травматизма, ПМП при травмах.
Правила выполнения элементов экзерсиса, терминология
Развитие ритма и координации.
Повторение пройденного материала за первый год обучения.
Усложнение материала первого года обучения (виды элементов)
2. Занятия на середине зала – 4ч.
Разнообразие видов народных танцев, их особенности.
Элементы русского народного танца.
Элементы историко-бытового и бального танца.
3. Постановочно-репетиционная работа – 23 ч.
Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции.
Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца.
Работа над четкостью исполнения движений.
Работа над синхронностью исполнения движений.
4. Волшебство танца – 1ч.
Итоговое выступление.
3 год обучения
«Основы народно - сценического танца
и историко-бытового и бального танца».
Цель: Активизировать внутренний потенциал личности учащихся.
Задачи
Обучающие:
- совершенствование исполнительского мастерства обучающихся;
- формирование навыков постановочной работы;
- формирование знаний, умений и навыков исполнения танцев в танцевальных коллективах и сольно.
Развивающие
- развитие умений коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся;
- развитие творческого восприятия и мышления;
- развитие творческой активности.
Воспитательные
- воспитание потребности в дальнейшем повышении профессионального мастерства и применении практических навыков;
- приобщение к культурным ценностям и сохранению традиций своего народа;
- воспитание адекватной самооценки.
Предполагаемые результаты 3 года обучения
В конце третьего года обучения обучающиеся должны
Знать
- основные композиционные принципы построения танца;
- последовательность построения композиции танца;
- правила коллективной и самостоятельной творческой деятельности.
Уметь:
- создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины;
- анализировать работу коллектива и каждого обучающегося;
- взаимодействовать в коллективе;
- самовыражаться в творческом процессе.
Навыки: самостоятельно исполнять упражнения на середине зала; создавать простейшие композиции с комбинированием изученных движений танцев; сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению задач и упражнений. Использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
Введение курс программы на 3 год обучения | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
1 | Классический экзерсис | 1.1 Повтор изученного за 2 год обучения 1.2. Усложнение материала (по позициям, с продвижением, увеличение амплитуды движения) | 2 4 | 6 | |
2 | Занятия на середине зала | Элементы танца: повторение 2.1. народного 2.2. историко-бытового и бального | 4 4 | 8 | |
3 | Постановочно-репетиционная работа | 3.1. Постановка танцев на основе изученных элементов. 3.2. Отработка элементов танцев. 3.3. Повышение уровня исполнительского мастерства. | 6 6 5 | 17 | |
4 | Волшебство танца | 4.1 Анализ достигнутых результатов 4.2 Итоговое выступление | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 2 | 32 | 34 |
Краткое содержание учебного материала (3 год обучения)
Введение в курс программы - 1ч.
- Цели и задачи третьего года обучения, режим и план работы
1. Классический экзерсис – 6 ч.
- Повторение пройденного за 2 год обучения.
- Развитие исполнительского мастерства.
- Классический экзерсис на середине зала.
3. Занятия на середине зала 8 ч.
- Повторение материала пройденного за второй год обучения.
- Элементы русского народного танца.
- Элементы историко-бытовых танцев.
4. Постановочно - репетиционная работа - 17 ч
- Постановка композиций танца.
- Отработка композиций танца
- Повышение уровня исполнительского мастерства.
Волшебство танца – 3 часа.
- Анализ достигнутых результатов
- Итоговое выступление
4 год обучения (основной уровень)
« Бальные танцы 19 века. Полонез, тампет».
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
Введение | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | ||
1 | Марш. Перестроения . | -музыкально-ритмическая характеристика марша. Тема: - постановка усложнённого варианта перестроений. | 2 2 | 4 | |
2 | Основы танца полонез. | Тема: Основы музыкальной грамотности: -музыкально-ритмическая характеристика танца. Тема: Ориентирование в пространстве: -знакомство с направлениями движений в танце. Тема: Изучение основ танца: - основной шаг по линии танца; - реверансы дам и кавалеров; -музыкально-ритмическая характеристика танца. - «обходка»; - балансе вперед. Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции полонеза. | 2 2 2 6 | 12 | |
3 | Основы танца тампет. | Тема: Основы музыкальной: -музыкально-ритмическая характеристика танца. Тема: Ориентирование в пространстве: -знакомство с направлениями движений в танце. Тема: Основное движение танца тампет: - «лягание коровы»; - подскоки; -троекратные хлопки; Тема: Основные фигуры танца тампет. Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции тампет. | 1 | 2 4 3 7 | 16 |
4 | Итоговое выступление. | Концерт | 1 | 1 | |
Итого: | 2 | 32 | 34 |
Краткое содержание учебного материала (4 год обучения)
Введение.
Тема: Вводное занятие:
- анкетирование детей.
Тема: Техника безопасности:
- инструктаж по технике безопасности.
2. Марш. Перестроения.
-музыкально-ритмическая характеристика марша.
Тема:
- постановка усложнённого варианта перестроений.
3. Основы танца полонез.
Тема: Основы музыкальной грамотности:
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
Тема: Ориентирование в пространстве:
-знакомство с направлениями движений в танце.
Тема: Изучение основ танца:
- основной шаг по линии танца;
- реверансы дам и кавалеров;
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
- «обводка»;
- балансе вперед.
Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции полонеза.
4. Основы танца тампет.
Тема: Основы музыкальной:
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
Тема: Ориентирование в пространстве:
-знакомство с направлениями движений в танце.
Тема: Основное движение танца тампет:
- «лягание коровы»;
- подскоки;
-троекратные хлопки;
Тема: Основные фигуры танца тампет.
Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции тампет.
5. Итоговое выступление.
5 год обучения (основной уровень)
« Бальные танцы 19 века. Полька, вальс - алеман».
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
Введение | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | ||
1 | Основы танца полька. . | Тема: Основы музыкальной грамотности: -музыкально-ритмическая характеристика польки. Тема: Ориентирование в пространстве: -знакомство с направлениями движений. Тема: Изучение основ польки: -па польки; -положение в паре; -позиции рук. Тема: Постановка танцевальной композиции польки. | 2 4 4 5 | 15 | |
2 | Основы танца вальс-алеман. | Тема: Основы музыкальной грамотности: -музыкально-ритмическая характеристика танца. Тема: Основные движения танца вальс-алеман: - вальсовый шаг; - па шассе; - позиции рук и ног; Тема: Отработка основных движений танца вальс-алеман. Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции. | 2 4 5 6 | 17 | |
3 | Итоговое выступление | Концерт | 1 | 1 | |
Итого: | 1 | 33 | 34 |
Краткое содержание учебного материала (5 год обучения)
1.Введение.
Тема: Техника безопасности:
-инструктаж по технике безопасности.
2. Основы танца полька.
Тема: Основы музыкальной грамотности:
-музыкально-ритмическая характеристика польки.
Тема: Ориентирование в пространстве:
-знакомство с направлениями движений.
Тема: Изучение основ польки:
-па польки;
-положение в паре;
-позиции рук.
Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции польки.
3. Основы танца вальс-алеман.
Тема: Основы музыкальной грамотности:
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
Тема: Основные движения танца вальс-алеман:
- вальсовый шаг;
- па шассе;
- позиции рук и ног;
Тема: Отработка основных движений танца вальс-алеман.
Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции.
4. Итоговое выступление.
6 год обучения (основной уровень)
«Бальные танцы 19 века. Вальс, мазурка».
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Теория | практ | всего | |||
Введение. | Тема: Техника безопасности: -инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | ||
1. | Медленный вальс: | Тема: Основы музыкальной грамотности: -музыкально-ритмическая характеристика танца. Тема: Ориентирование в пространстве: -знакомство с направлениями движений в танце. Тема: Изучение основ танца: - стоя в шестой позиции, опускаться и подниматься; - шаг вперед с правой ноги, подтягивая левую ногу, шаг назад с левой ноги, подтягивая правую ногу (опускаясь на 1, поднимаясь на 2,3, в конце – снижения); - то же с левой ноги; - шаг в сторону с правой ноги, подтягивая левую ногу, с опусканием и подъемом; - то же с Л.Н.; - «Правый квадрат»; - «Левый квадрат»; - «Большой правый квадрат»; - «Большой левый квадрат». Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции. | 2 3 5 6 | 16 | |
2 | Танец мазурка. | Тема: Основы музыкальной грамотности: -музыкально-ритмическая характеристика танца. Тема: Основные движения танца мазурка: -позиции ног и рук; -па галля, па марше; - ключ; -восьмёрка; -подбивка. Тема: Отработка основных движений танца. Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции. | 2 5 3 6 | 16 | |
3 | Итоговое выступление | Концерт | 1 | 1 | |
Итого: | 1 | 33 | 34 |
Краткое содержание учебного материала (6 год)
1.Введение.
Тема: Техника безопасности:
-инструктаж по технике безопасности.
2. Медленный вальс:
Тема: Основы музыкальной грамотности:
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
Тема: Ориентирование в пространстве:
-знакомство с направлениями движений в танце.
Тема: Изучение основ танца:
- стоя в шестой позиции, опускаться и подниматься;
- шаг вперед с правой ноги, подтягивая левую ногу, шаг назад с левой ноги, подтягивая правую ногу (опускаясь на 1, поднимаясь на 2,3, в конце – снижения);
- то же с левой ноги;
- шаг в сторону с правой ноги, подтягивая левую ногу, с опусканием и подъемом;
- то же с Л.Н.;
- «Правый квадрат»;
- «Левый квадрат»;
- «Большой правый квадрат»;
- «Большой левый квадрат».
Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции.
3. Танец мазурка.
Тема: Основы музыкальной грамотности:
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
Тема: Основные движения танца мазурка:
-позиции ног и рук;
-па галля, па марше;
- ключ;
-восьмёрка;
-подбивка.
Тема: Отработка основных движений танца.
Тема: Постановка и отработка танцевальной композиции.
4. Итоговое выступление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Альфонсо, П. К. Искусство танца фламенко/ П. К. Альфонсо. – М.: Искусство, 1984.
- Бальные танцы / ред. М. Жиламене. – Рига, 1954.
- Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К.Барышникова. – СПб., 1996.
- Бекина С. И. и др. «Музыка и движение», М., 2000 г.
- Боттомер У. «Учимся танцевать», «ЭКСМО-пресс», 2002 г.
- Боттомер, Б. «Уроки танца» / Б. Боттомер. – М.: Эксмо, 2003.
- Г. Говард «Техника Европейского бального танца», «Артис», М. 2003 г.
- Динниц Е. В. «Джазовые танцы», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Кауль Н. «Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2004 г.
- Кнорова Е.В. Танцевальные кружки для старших школьников / Е. В. Кнорова, В. Н. Светинская – М.: Академия пед. наук, 1958.
- Лерд У. «Техника Латиноамериканского бального танца», «Артис», М. 2003 г.
- Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А. Михайлова, Е. В. Воронина. – Ярославль, 2000.
- Пересмотренная техника европейских танцев / пер. с англ. и ред. Ю. Пина – СПб., 1993.
- Пересмотренная техника латиноамериканских танцев / пер. с англ. и ред. Ю. Пина – СПб., 1993.
- Подласый И. П. «Педагогика: В 2 кн.», «Владос», 2003 г.
- Реан А. А. и др. «Психология и педагогика», «Питер», 2004 г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М.: «Владос» 2003г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М.: «Владос» 2005г. Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный театр.Программы, разработки занятий, рекомендации».
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический танец» - М, 1976г.
- Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994г.
- Нечаев М.П «Адаптированная воспитательная система в современной школе» М. 2008г.
- «Организация ученического самоуправления», изд. «Учитель», Волгоград 2007.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Браиловская Л. В. «Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2003 г.
- Ермаков Д. А. «Танцы на балах и выпускных вечерах», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Ермаков Д. А. «От фокстрота до квикстепа», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Ермаков Д. А. «В вихре вальса», ООО «Издательство АСТ», 2003 г.
- Браиловская Л. «Самоучитель бальных танцев»- изд. «Феникс», 2005г.
18