Дополнительная образовательная программа «Творческий челлендж»
бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Удмуртской Республики
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На методическом совете Директор
Протокол №___ _____________Т.Ю. Якимова
от «____» ____________2020 г. приказ от «___»______2020г.
№______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Творческий челлендж»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Разработчик программы:
Пермякова Екатерина Александровна,
педагогдополнительного образования
Консультант: Чупрынина Ирина Владимировна, методист высшей квалификационной категории
Ижевск, 2020
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Творческий челлендж-творческий вызов,
Вызов, прежде всего себе, задание, требующее выполнения.
Каждый челлендж – испытание,
после которого, ты становишься другим.
Креативнее. Смелее. Увереннее. Счастливее.
А осознание того, что ты не один,
даёт творческого вдохновения и энергии идти вперёд.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческий челлендж» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ, уставом БОУДО УР «Республиканский центр дополнительного образования детей».
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческий челлендж» имеет художественную направленностьи разработана для обучающихся младшего школьного и подросткового возраста (10–14 лет), основной деятельностью которых являются: познание и учение, общение, игра, труд. Дети этого возраста учатся принимать правила и нести ответственность за свою работу и за работу в группе; начинают усваивать позитивные установки к труду и различным продуктивным технологиям. Активно в этом возрасте развиваются внимание, воображение: обучающиеся учатся расширять горизонты окружающего мира за пределы непосредственных наблюдений. Обучение по программе «Творческий челлендж» способствует развитию познавательной и креативной сфер обучающихся; образного мышления, умения реализовывать свой замысел средствами декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы.
Учебный год - это не только обучение в школе, но и дополнительные занятия. Например в объединении «Мир хобби» это будет 7 творческих челленджей для обучающихся. Это творческий вызов прежде всего самому себе. Каждый челлендж делится на несколько заданий, которые необходимо выполнить, применив весь свой креатив, поставить отметку о выполнении, и только потом получить следующий челлендж. Для каждого задания необходимо применить какой нибудь хитрый метод креативного мышления, но какие именно, дети решают сами. Кто ищет, тот найдёт
«Не золотом, не серебром прославлен человек.
Своим талантом, мастерством прославлен человек».
А. Джами
Педагогическая целесообразность. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Дети смогут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении сувениров, поделок, подарков, участвовать в выставках, конкурсах различного уровня. У детей будет возможность испытать положительные эмоции, вручая подарки не только самым близким людям (матери, отцу), но и участвуя в различных социальных акциях (подарок учителю, ветерану, детям с ОВЗ и др.)
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческий челлендж» является программой углубленного уровня и составлена для детей, освоивших программы ознакомительного уровня творческого объединения «Мир творческих идей» и «Лукошко идей».
По программе по результатам собеседования могут заниматься дети, знакомые с современными техниками декоративно-прикладного творчества (декупаж, валяние, мягкая игрушка, бумагопластика, соленое тесто и др.) и желающие расширить свои знания и умения в области декоративно-прикладного искусства.
Программа разработана с учётом возрастных психологических особенностей детей младшего и подросткового возраста и рассчитана на возраст обучающихся от 10 до 14 лет. Количество обучающихся в группе 12-15 человек.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество учебных часов и режим занятий
Уровень программы | Кол-во часов в год/ Кол-во учебных недель | Кол-во часов в неделю |
Углубленный | 144/36 | 4 (2 раза по 2 часа) |
Особенности содержания программы
● На учебных занятиях создаются оптимальные условия для выявления и поддержки детской одаренности в области декоративно-прикладного творчества. Содержание программы расширяет представлениеобучающихся о красоте, многообразии и гармонии Окружающего мира, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
●Программа учитывает взаимосвязь и преемственность содержания с предметными областями начального и основного общего образования (в рамках ФГОС).
Предмет | Требования ФГОС | Дополнительность программы |
Филология | Развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности | Обсуждение творческих работ, беседы об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, народных праздниках и приметах России и УР Освоение умений групповой творческой деятельности на основе продуктивного общения, поддержки, взаимопомощи, рефлексии. |
Математика и информатика | Развитие логического мышления и воображения | Закрепление и практическое освоение основ геометрии и математики: изучение узоров и геометрических фигур в окружающем мире и в декоративно-прикладном творчестве. Создание и построение выкроек. |
Обществозна ние и Естествознание (Окружающий мир) | Осознание целостности, ценности и многообразия окружающего мира, своего места в нём | Знакомство с историей народных праздников и примет через освоение техник декоративно-прикладного творчества. |
Искусство | Развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений изобразительного искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру. | Изучение и практическое освоение свойств и художественных возможностей видов прикладного творчества. Использование игровых заданий, заданий на развитие фантазии и воображения, приемов ассоциирования, создания изделий по памяти. Развитие творческой индивидуальности через изготовление игрушек, изделий декоративно-прикладного творчества. |
Технология | Формирование опыта как основы обучения и познания для практического решения | Развитие практических умений: Использование метода проблемного обучения, самостоятельной работы по алгоритму (технологической схеме). Развитие технологического мышления, практическое освоение знаний и умений, развитие художественного вкуса |
●Новизнапрограммы заключается в практико-ориентированном характере ее содержания. Это, прежде всего,- творческое отношение к труду. В процессе учебной деятельности, вырабатываются такие ценные качества, как целеустремленность, самостоятельность, мейкерство, умение выбрать подходящие методы и способы выполнения работы.
В процессе создания творческого продукта углубляются знания и умения обучающихся в работе над знакомыми техниками ДПИ, осваиваются новые современные виды и приемы прикладного творчества:
- мягкая и чердачная игрушка (грунтованный текстиль);
- сухое (фильц или фелтинг) и мокрое валяние;
- работа с бумагой (оригами, декупаж, скрапбукинг);
- вышивка лентами;
- свит дизайн (букеты из конфет),
- современные материалы (фетр и фоамиран).
●В программе достаточно широко применяется проектная технология как наиболее оптимальная для успешной деятельности в области декоративно-прикладного творчества. В процессе работы над проектом у обучающихсяформируется умение учиться, продуктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми, реализовывать собственные идеи.
Проектная деятельность стимулирует у ребенка самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний, стремление создать свой оригинальный продукт, упорно трудиться и добиваться достижения нужного результата.
На занятиях дети учатся работать по технологическим картам, читать схемы и алгоритмы по выполнению творческой работы.
● В процессе обучения каждый ребенок в соответствие со своими интересами и возможностями может принять участие в выставках и конкурсах различного уровня.Опыт выставочной деятельности стимулирует творческую активность, учит адекватно оценивать и анализировать свои перспективы, не огорчаться при неудачах, а продолжать трудиться, наслаждаться творчеством не ради наград, а из любви к делу, которое по душе.
●Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческийчеллендж» опирается на следующие педагогические принципы:
- принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип поэтапного углубления знаний, усложнение учебного материала - от простого - к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
- принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимодополнение разделов программы;
- принцип совместного творческого поиска в учебной деятельности;
-принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость.
Педагогу следует помнить:
- Нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела;
- Успех рождает успех. Необходимо создавать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии не зависимо от уровня их подготовки и уровня способностей;
- Нет детей не способных, есть дети с разным уровнем способностей и возможностей.
● Обучающимся, в зависимости от их индивидуальных склонностей и интересов, могут быть предложены разные задания, реализующие на практике элементы и принципы индивидуализации обучения.В содержании по темам программы представлены практические задания разного уровня сложности, что обеспечивает наличие вариативности в освоении практического материала.
Структура учебного занятия
На учебном занятии обучающиеся получают необходимые знания, умения и навыки по декоративно-прикладному творчеству, развивают творческие способности и коммуникативные умения.
Элементы учебного занятия:
- работа с новой информацией, знакомство с различными техниками, приемами работы.
- практические навыки и умения;
- поэтапное выполнение практического задания;
- анализ результатов деятельности, (рефлексия обучающихся).
В теоретическую часть входит информация о современных праздниках их истории, о современных техниках выполнения различных изделий из глины, лент и шерсти, ткани, бумаги и природных материалов, об инструментах и приспособлениях.
В практической части занятия дети овладевают приемами изготовления изделий декоративно-прикладного творчества различными способами (ленты, шерсть, глина, ткани, бумаги), осваивают современные материалы, приемы мастерства.
Используемые в программе педагогические технологии
Кроме технологии проектной деятельностив программеиспользуются следующие современные образовательные технологии:
●Информационно-коммуникативные
• Поиск в Интернете информации о техниках и приемах ДПИ, мастер-классах по рекомендации педагога. Учащиеся самостоятельно просматривают рекомендованные сайты, затем обсуждаются на занятии и применяются в работе сведения, которые они прочитали или увидели в Интернете.
•Изучение программы MicrosoftPablisher. Прикладной характер программы позволяет представлять уникальность творческого изделия в форме Паспорта.
Авторская работа,игрушка может быть продана, подарена, представлена на выставке и будет выглядеть более серьезно и солидно при наличии «паспорта», который несет информацию об авторе, изделии и творческом объединении.
●Здоровьесберегающие. Обеспечение гигиенических условий (температурный режим в кабинете, достаточное освещение кабинета и доски, проветривание); избегание однообразия на занятии (использование подвижных физкультминуток, эмоциональные разгрузки – шутки, улыбки, музыкальное сопровождение и т.п.);
●Игровые технологии.Игра улучшает отношения между учащимися и педагогом, так как игровые моменты предусматривают неформальное отношение, снимают напряжение, психологическое утомление и создает обстановку радости на занятии.
Формы организации образовательного процесса
Групповая. Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
Фронтальная (коллективная).Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию.
Индивидуальная. Работа обучающихся предусматривает оказание помощи и консультации каждому со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма развивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, которое может представлять из себя«портфолио»- портфель личных достижений (Приложение 3).
Формы контроля: собеседование, практическое и творческое задание.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
- развитие творческих способностей обучающихся через освоение современных техник декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
- формировать мотивацию к занятиям декоративно-прикладным творчеством;
- изучать и практически осваивать свойства и художественные возможности
некоторых видов прикладного творчества;
- развивать творческую активность и мотивацию к познанию нового;
- научить комбинировать ранее неизвестные виды техник декоративно- прикладного творчества при решении поставленных задач и творчески подходить к делу
- формировать элементарные навыки аккуратности, усидчивости, самостоятельности;
- формировать навыки общения и коллективной работы.
1.3 Учебный план
№ | Раздел, тема | Количество часов | Форма аттестации (контроля) контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Водное занятие | 2 | 2 | - | |
1.1 | Техника безопасности. Знакомство с планом работы на год | 2 | 2 | - | Беседа |
2. | Челлендж №1 Полезные вещи | 20 | 6 | 14 | |
2.1 | Челенж – как индивидуальный образовательный маршрут обучающегося | 2 | 1 | 1 | Беседа. Творческое задание |
2.2 | Разработка собственных творческих идей | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
2.3 | Разработка и изготовление игольницы | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
2.4 | Разработка и изготовление фликера | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
2.5 | Разработка и изготовление «Эко-сумки» | 6 | 1 | 5 | Практическая работа |
2.6 | Разработка и изготовление прихватки | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
3. | Челлендж №2 Украшения | 22 | 6 | 16 | |
3.1 | Технологическая карта творческой работы. Создание мастер классов | 2 | 2 | - | Беседа. Творческое задание |
3.2.1 | Разработка дизайна и эскиза ожерелья (мокрое валяние) | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
3.2.2 | Изготовление ожерелья (бусы из шерсти) | 2 | - | 2 | Практическая работа |
3.2.3 | Составление технологического процесса изготовления ожерелья | 2 | - | 2 | Практическая работа |
3.3.1 | Изучение орнамента, узоров, разработка дизайна Броши (сухое валяние) | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
3.3.2 | Изготовление Броши (сухое валяние) | 2 | - | 2 | Практическая работа |
3.3.3 | Составление технологического процесса изготовления ожерелья | 2 | - | 2 | Практическая работа |
3.4 | Поэтапное изучение и изготовление по технологической карте Браслета (полимерная глина) | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
3.5 | Поэтапное изучение и изготовление по технологической карте Ободка (фоамиран) | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
4. | Челлендж №3 Хэнд-мейд подарки | 24 | 6 | 18 | |
4.1.1 | Изучение и составление схемы картины с цветами, перенос схемы на канву | 2 | 1 | 1 | Беседа. Практическое задание |
4.1.2 | Вышивка Картины лентами на канве по схеме | 4 | 1 | 3 | Практическое задание |
4.1.3 | Оформление картины. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
4.2.1 | Изучение и подготовка материала для изготовления Скрап-открытки | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
4.2.2 | Дизайн, составление и изготовление Скрап-открытки | 2 | - | 2 | Практическое задание |
4.3 | Изучение свит-дизайна, изготовление Букета из конфет | 2 | - | 2 | Творческое задание |
4.4 | Работа с фетром, возможности фетра. Изготовление авторской игрушки, съёмка мастер класса | 8 | 1 | 7 | Беседа. Практическое задание |
4.5 | Изготовление миниатюрной работы в смешанной технике «Мимоза» | 2 | 1 | 1 | Творческое задание Промежуточная аттестация |
5. | Челлендж №4 Основы дизайна | 26 | 8 | 18 | |
5.1 | Основы дизайна и композиции. Обзор современных техник и приемов ДПИ. | 2 | 2 | - | Беседа |
5.2 | Дизайн и изготовление Сувенир-игрушка (грунтованный текстиль с элементами декупажа) | 6 | 1 | 5 | Практическое задание |
5.3 | Картина из шерсти (шерстяная акварель) Открытое занятие | 2 | - | 2 | Практическое задание |
5.4 | Изучение и изготовление интерьерных игрушек с использованием различных материалов. Правила декорирования. | 8 | 2 | 6 | Беседа Практическое задание |
5.5.1 | Изучение основы композиционного мышления в ДПИ | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
5.5.2 | Изготовление симметричной и ассиметричной игрушек из фетра | 4 | 1 | 3 | Практическое задание |
5.5.3 | Создание индивидуальной и групповой композиции. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
6. | Челлендж №5 Проекты ДПИ | 28 | 12 | 16 | |
6.1. | Проектная деятельность по ДПИ | 2 | 2 | - | Беседа Контрольные вопросы |
6.2 | Подготовка проекта к конкурсу «Рукотворные чудеса» | 14 | 6 | 10 | Презентация проекта |
6.3 | Подготовка к конкурсу «Флаг наш и герб» | 6 | 2 | 4 | Творческое задание |
6.4 | Изготовление паспорта изделияв программе MicrosoftPablisher | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
7 | Челлендж №6 Игрушки | 22 | 8 | 14 | |
7.1 | Создание авторской игрушки по рисунку | 6 | 2 | 4 | Творческое задание |
7.2 | Создание куклы в удмуртском народном костюме | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
7.3 | Изготовление игрушек в технике сухого валяния | 6 | 2 | 4 | Практическое задание Итоговая аттестация |
7.4 | Изготовление сувениров Оформление итоговой выставки | 4 | 2 | 2 | Творческое задание |
| Итого | 144 | 48 | 96 | |
1.4 Содержание
1.Вводное занятие
1.1. Техника безопасности (Приложение 1)
Знакомство с детьми, детей между собой, знакомство с правилами поведения в мастерской, с техникой безопасности при работе с инструментами и материалами. Оборудование рабочего места. Знакомство с «ключевыми» понятиями (Приложение 2).
2. Челлендж №1 Полезные вещи (Приложение 3)
2.1. Челлендж – как индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
Теория: Челендж- понятие, область применения, история возникновения, преимущества.
Практика: Составление собственного челленджа по любой теме на 30 дней.
2.2. Разработка собственных творческих идей.
Теория: Творческий челлендж. Виды творческих челленджей, способствующих развитию творческих способностей.
Практика: Разработка творческого челленджа, обязательного к выполнению на 7 дней.
2.3. Разработка и изготовление игольницы.
Теория: Изучение техники безопасности при работе с острыми швейными предметами. Изучение видов игольниц, техника выполнения.
Практика: Изготовление игольницы из фетра.
2.4. Разработка и изготовление фликера.
Теория: Изучение правил дорожного движения, поведения пешеходов. Изучение видов фликера, материалов, техники выполнения.
Практика: Изготовление фликера.
2.5. Разработка и изготовление «Эко-сумки».
Теория: Вред пластиковых предметов оказываемых на природу, сортировка мусора, отказ от одноразовых пакетов. Изучение выкройки, технология выполнения сумки.
Практика: Изготовление и декор сумки.
2.6. Разработка и изготовление прихватки.
Теория: Техника безопасности при пользовании горячими предметами на кухне. Технология выполнения прихватки.
Практика: Изготовление и декор прихватки.
3. Челлендж №2 Украшения (Приложение 4)
3.1. Технологическая карта творческой работы. Создание мастер классов.
Теория: Виды мастер классов, назначение технологической карты, ее применение на практике.
3.2.1. Разработка дизайна и эскиза ожерелья (мокрое валяние)
Теория: История возникновения мокрого валяния, дизайн украшений, инструменты, материалы, фурнитура.
Практика: Изготовление эскиза.
3.2.2. Изготовление ожерелья (бусы из шерсти)
Теория: Изучение технологии мокрого валяния.
Практика: Изготовление бусин из шерсти.
3.2.3. Составление технологического процесса изготовления ожерелья
Теория: Изучение этапов составления технологической карты.
Практика: Составление технологической карты (мастер класса).
3.3.1. Изучение орнамента, узоров, разработка дизайна Броши (сухое валяние)
Теория: Изучение истории орнамента, области применения и значение орнамента в жизни народа.
Практика: Составление орнамента.
3.3.2. Изготовление Броши (сухое валяние)
Теория: Изучение техники сухого валяния, материалов, инструментов, техники безопасности.
Практика: Изготовление броши перенос орнамента на изделие.
3.3.3. Составление технологического процесса изготовления ожерелья
Теория: Изучение этапов составления технологической карты.
Практика: Составление технологического процесса изготовления
3.4. Поэтапное изучение и изготовление по технологической карте Браслета (полимерная глина).
Теория: Изучение технологической карты изготовления браслета из полимерной глины.
Практика: Изготовление браслета из полимерной глины.
3.5. Поэтапное изучение и изготовление по технологической карте Ободка (фоамиран).
Теория: Изучение технологической карты изготовления ободка из фоамирана.
Практика: Изготовление ободка из фоамирана.
4. Челлендж №3 Хэнд-мейд подарки (Приложение 5)
4.1.1. Изучение и составление схемы картины с цветами, перенос схемы на канву.
Теория: Изучение истории возникновения вышивки лентами, схемы, материалов, области применения.
Практика: Составление схемы для вышивки букета.
4.1.2. Вышивка Картины лентами на канве по схеме.
Теория: Изучение способа переноса схемы на канву, изучение стежков, материалов и инструментов.
Практика: Вышивка лентами картины.
4.1.3. Оформление картины.
Теория: Изучение способов оформления готовой вышивки.
Практика: Оформление картины.
4.2.1. Изучение и подготовка материала для изготовления Скрап-открытки.
Теория: Изучение истории возникновения техники, область применения, материалы, инструменты.
Практика: Подготовка материалов
4.2.2. Дизайн, составление и изготовление Скрап-открытки.
Теория: Изучение правил составления композиции в открытке.
Практика: Составление и изготовление открытки.
4.3. Изучение свит-дизайна, изготовление Букета из конфет.
Теория: Изучение истории возникновения, материалов и техник изготовления букетов из конфет.
Практика: Изготовление цветов из конфет и составление букета.
4.4. Работа с фетром, возможности фетра. Изготовление авторской игрушки, съёмка мастер класса.
Теория: Изучение истории возникновения фетра, возможности, техники, область применения.
Практика: Изготовление авторской игрушки из фетра.
4.5. Изготовление миниатюрной работы в смешанной технике «Мимоза».
Теория: Изучение технологии изготовления миниатюр, область применения, технология выполнения и материалов.
Практика: Изготовление миниатюрного букета «Мимоза».
5. Челлендж №4 Основы дизайна (Приложение 6)
5.1. Основы дизайна и композиции. Обзор современных техник и приемов ДПИ.
Теория: Информация о новых видах и приемах прикладного творчества: мягкая и чердачная игрушка (грунтованный текстиль); сухое (фильц или фелтинг) и мокрое валяние;работа с бумагой (оригами, декупаж, скрапбукинг);вышивка лентами; свит дизайн (букеты из конфет) и современных материалов (фетр и фоамиран).
Работа с образцами изделий, выполненных в различных техниках.
5.2. Дизайн и изготовление Сувенир-игрушка (грунтованный текстиль с элементами декупажа).
Теория: История возникновения чердачных игрушек, инструменты, материалы, технология выполнения.
Практика: Изготовление игрушки.
5.3. Картина из шерсти (шерстяная акварель) Открытое занятие.
Теория: Изучение истории возникновения шерстяной акварели, материалы и приспособления.
Практика: Изготовление картины в технике «шерстяной акварели»
5.4. Изучение и изготовление интерьерных игрушек с использованием различных материалов. Правила декорирования.
Теория: Изучение видов интерьерных игрушек, истории их возникновения, материалов, инструментов, техники выполнения.
Практика: Изготовление интерьерных игрушек.
5.5.1. Изучение основы композиционного мышления в ДПИ.
Теория: Изучение теории построения композиции, композиции в ДПИ
Практика: Построение композиции.
5.5.2. Изготовление симметричной и ассиметричной игрушек из фетра.
Теория: Изучение теории симметричности, симметричности в окружающем мире, симметричности в ДПИ.
Практика: Изготовление симметричной и ассиметричной игрушки из фетра по собственной выкройке.
5.5.3. Создание индивидуальной и групповой композиции.
Теория: Повторение построения композиции
Практика: Создание композиционной работы из фетра, составление групповой композиции из готовых работ.
6. Челлендж №5 Проекты ДПИ (Приложение 7)
6.1. Проектная деятельность по ДПИ.
Теория: Проекты, их виды, назначение, этапы проекта.
6.2. Подготовка проекта к конкурсу «Рукотворные чудеса».
Теория: Проекты, их виды, назначение, этапы – «шаги» разработки. Изучение положения конкурса «Рукотворные чудеса».
Практика: выполнение практической работы, составление доклада по теме и выступление перед группой.
6.3. Подготовка к конкурсу «Флаг наш и герб».
Теория: Изучение положения конкурса, история флага, выбор работы.
Практика: изготовление коллективной или индивидуальной работы.
6.4. Изготовление паспорта изделияв программе MicrosoftPablisher.
Теория: Изучение программы Pablisher, видов шаблонов, проектирование и дизайн паспорта изделия.
Практика: изготовление паспорта изделия по шаблону со своей фотографией или фотографией из интернета
7. Челлендж №6 Игрушки (Приложение 8)
7.1. Создание авторской игрушки по рисунку.
Теория: Изучение современных мастеров авторской игрушки, их работ, предназначение, изучение современных материалов и техник.
Практика: Создание проекта игрушки, изготовление и декорирование игрушки.
7.2. Создание куклы в удмуртском народном костюме.
Теория: Изучение народного удмуртского костюма, технология выполнения куклы.
Практика: Изготовление куклы в народном удмуртском костюме.
7.3. Изготовление игрушек в технике сухого валяния.
Теория: История возникновения сухого валяния, изучение техники безопасности, материалов и приспособлений.
Практика: Изготовление игрушек в технике сухого валяния.
7.4. Изготовление сувениров. Оформление итоговой выставки.
Теория: Изучение сувенирной продукции, видов и предназначения.
Практика: Изготовление сувениров.
1.5 Планируемые результаты
Предметные:
-знает правила организации рабочего места и работы с необходимыми инструментами и материалами
- владеет знаниями о техниках и материалах, приспособлениях для творческой работы, умеет ими пользоваться;
Личностные:
- умеет применять правила безопасности и личной гигиены при работе с материалами и инструментами (ножницами, бумагой, волокнистыми материалами, клеем и т.д.);
Метапредметные:
Регулятивные:
- умеет оценивать результат своего труда, труда сверстников;
Познавательные:
- умеет работать с материалом, свободно применять на практике различные техники и приемы работы
- умеет реализовывать творческий замысел с помощью педагога.
Коммуникативные:
- умеет согласовывать индивидуальные творческие замыслы со сверстниками, оказывать им помощь при выполнении работ;
- имеет опыт общения в группе;
- умеет договариваться со сверстниками и находить пути решения проблемы.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2020-2021 учебный год
Номер группы Недели обучения | 31.06 – 06.09.20 | 07.09-30.09.20 | 14.09- 20.09.20 | 21.09-27.09.20 | 28.09-04.10.20 | 05.10-11.10.20 | 12.10-18.10.20 | 19.10-25.10.20 | 26.10 - 01.11.20 | 02.11 – 8.11.20 | 9.11-15.11.20 | 16.11-22.11.20 | 23.11 – 29.11.20 | 30.11-06.12.20 | 07.12-13.12.20 | 14.12-20.12.20 | 21.12 – 27.12.20 | 28.12 -03.01.21 | 04.01-10.01.21 | 11.01-17.01.21 | 18.01-24.01.21 | 25.01 – 31.01.21 | 01.02-07.02.21 | 8.02 - 14.02.21 | 15.02-21.02.21 | 23.02 – 28.02.21 | 01.03-07.03.21 | 08.03-14.03.21 | 15.03-21.03.21 | 22.03 – 28.03.21 | 29.03-04.04.21 | 05.04-11.04.21 | 12.04-18.04.21 | 21.04 - 25.04.21 | 26.04 -02.05.21 | 04305-9.05.21 | 10.05-16.05.21 | 19.05-23.05.21 | 24.05 – 30.05.21 |
№ нед. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
| У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | П | У | К | К | К | К | К | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | И | У |
Условные обозначения:
У-учебные занятия;
К- каникулярный период;
П – промежуточная аттестация;
И – итоговая аттестация
Выходные праздничные дни
Нерабочие праздничные дни в России (ст. 112 Трудового кодекса РФ):
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы
7 января – Рождество Христово
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский день
1 мая – Праздник Весны и Труда
9 мая – День Победы
12 июня – День России
4 ноября – День народного единства
2.2 Условия реализации программы
Условия реализации программы:
- проведение занятий во время удобное для детей и родителей
-обеспечение материальной базой (стол, стулья)
- технические средства (инструменты, материалы, приспособления по каждому разделу программы)
Учебно-методический комплекс должен включать в себя следующие компоненты:
- методические разработки и конспекты занятий,
- комплект диагностики,
- диски с мультимедийными презентациями.
Дидактический и раздаточный материал: пособия для практических заданий,
иллюстрации, картон, гофрированная бумага.
Выкройки и образцы работ:
- фелтинг, валяние, сливер, очес, выбеленка, ангора, мохер, кардочес;
- швы: вперед иголку, петельный шов, французский узелок, роза паутинка, тамбурный;
Необходимое оборудование и материалы
- швейная машина;
- выкройки, скрутки;
- кофе, корица, ванилин, какао, ПВА;
- пяльцы, ленты, канва, мулине;
- схемы для вышивания.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Организация аттестации обучающихся в объединении производится на основании Положения об аттестации обучающихся в БОЦДО УР РЦДОД.
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация | |
Форма итоговой аттестации | КИМы |
Подготовка выставки в объединении | Критерии оценки творческих работ |
Тестирование | Тест |
Протокол промежуточной (итоговой) аттестацииобучающихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Воплощение HandMade идей»
№ группы ____________Год обучения____________ Форма аттестации: ___________________
Педагог: Пермякова Екатерина Александровна
Дата: «__» ________ г. Время проведения: ______ Место проведения занятия: _____________
Аттестационная комиссия: ________________________
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Параметры отслеживания уровня образовательных результатов | Итого баллов | Уровень освоения | ||||
личностные | теория | практика | | | ||||
умение общаться в группе | знание правил организации рабочего места и работы с необходимыми инструментами и материалами | наличие навыков организации рабочего места | умение работать с материалом свободно, применять на практике различные приемы работы | умение реализовывать творческий замысел с помощью педагога | | | ||
1. | | | | | | | | |
Критерииоценки:
Высокийуровень - 5 баллов
Обучающийся развивается гармонично, согласно заданной программе, стремиться выполнять задания самостоятельно, проявляет инициативу, вносит в выполнение задания элемент творчества.
Средний уровень - 3-4 балла
Для выполнения задания обучающемуся необходима небольшая поддержка и внимание педагога.
Уровень ниже среднего – 1-2 балла
Обучающийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий.
Результаты аттестации оцениваются по трем уровням:
▪ Высокий уровень - показатель проявляется отчетливо: 21-25 баллов;
▪ Средний уровень – показатель проявляется менее отчетливо: 10-20 баллов;
▪ Уровень ниже среднего - показатель проявляется слабо или отсутствует: менее 10 баллов Педагог ____________________________
2.4 Оценочные материалы
Критерии оценки творческой работы
Показатели | Оптимальный (высокий) уровень | Допустимый (средний) уровень | Недостаточный (ниже среднего) уровень |
Уровень сложности | Продукт высокого уровня сложности | Достаточно сложно | Очень просто |
Технологичность | Оптимальный выбор технологических приемов. Свободное использование различных техник и художественных приемов, владение инструментами | Работа выполнена с соблюдением технологии изготовления, Работа содержит небольшие технические дефекты, выполнена аккуратно | Работа имеет грубые дефекты, выполнена не совсем аккуратно |
Оригинальность работы | Оригинальность замысла, самостоятельное выполнение эскиза и шаблона | Самостоятельное исполнение работы по схеме, технологической карте; самостоятельное оформление работы | Работа выполнена на основе образца (схемы), в том числе и оформление работы |
Уровень самостоятельности | Самостоятельность при выполнении работ | Выполнение работы под контролем и (или) с небольшой помощью педагога | Работа изготовлена с помощью педагога |
Показатели диагностики оцениваются по пятибалльной шкале и распределяются по трем уровням:
Оптимальный уровень – 5 баллов;- показатель проявляется отчетливо, в полной мере.
Допустимый уровень – от 3 до 4 баллов:- показатель проявляется менее отчетливо.
Уровень недостаточный – от 0 до 2 баллов;- показатель проявляется слабо или отсутствует.
2.5 .Методические материалы
№ п/п | Тема занятий | Учебный и дидактический материал | Контрольно – измерительный материал |
1 | Вводное занятие, Техника безопасности. Знакомство с планом работы. | Вводный инструктаж | Собеседование по технике безопасности |
2. | Челлендж №1 Полезные вещи | Авторская разработка Светоотражающая ткань и лента, нитки, ножницы, иглы, синтепон, акриловые краски | Выполнение творческого задания |
3 | Челлендж №2 Украшения | -Деньченкова Л. В.. Вышивка ленточками. - М.: Эксмо, 2010. -Резько И.В.. Вышивка лентами. - Минск: Харвест, 2009. -Монахова И.А.. Вышивка шелковыми ленточками. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. Пяльце, канва, нитки, ленты, ножницы, карандаши | Выполнение творческого задания |
4 | Челлендж №3 Хэнд-мейд подарки | Анна Зайцева. Валяние яркие идеи. – Москва: РОСМЕН, 2008. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль «Изд. Академия развития», 2001 Шерсть для валяния, иглы, губки, наперстки, ткани, синтепон, краски, бумага цветная, декоративная, салфетки, мишура, ветки, ножницы, нитки, ленты, фетр | Выполнение творческого задания |
5 | Челлендж №4 Основы дизайна | Гофрированная бумага, конфеты, деревянные палочки, двусторонний скотч, декор Бумага белая формата А4, А3, простой карандаш, ластик, салфетка для рук, ножницы с закругленными концами, линейка, цветной картон, цветная бумага, пайетки, клей – карандаш | Собеседование, выполнение творческого задания |
6 | Челлендж №5 Проекты ДПИ | Инге Вальтер. Цветы из декоративной бумаги АСТ Москва 2007 - Грушина Людмила. Живые игрушки ИД Карапуз 2008 - Периодическая литература, журналы - образцы. Бумага белая формата, А3, простой карандаш, ластик, ножницы, цветной картон, фетр, цветная бумага, пайетки, клей – карандаш, маркеры, краски | Собеседование, выполнение творческого задания |
7 | Челлендж №6 Игрушки | Мир игрушек и поделок. О. В. Парулина, 2000 Грушина Людмила. Живые игрушки ИД Карапуз 2008 Ткани, нитки, ножницы, иглы, синтепон, карандаши, черновики, краски акриловые, декор | Выполнение творческого задания |
2.6 Список литературыдля педагога
основной:
Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокусов, самоделок, занимательных задач/М.А. Гешензон. - Ижевск: Удмуртия, 1992.
Лариса Люцкевич. Модные украшения в технике фильц. – М.: ЭКСМО, 2009.
Удивительное соленое тесто/М.О. Синеглазова. - М.: Издательский Дом МС11, 2007.
Фантазии из глины/Е.С. Рубцова. - М.: Эксмо, 2007.
Обереги своими руками: укрась и защити свой дом/А.Э. Шептуля. — М.:Эксмо, 2007.
Делаем куклы/ИлариаСтрадиотти пер. с ит. - М; Издательство «Ниола - Пресс, 2006.
Мягкая игрушка/ И. Силецкая — М.: Эксмо: Терция Валери.СПД 2007. (Академия «Умелыеручки»).
Азбука рукоделия: Мягкая игрушка по правилам и без/ К.Б. Митителло. — М.: Эксмо, 2007. Подарки легко и быстро/ М.А. Кузьмина, М.В. Максимова. - М.: Эксмо, 2008.
дополнительный:
Поделки своими руками: Поделки из орехов/Г.И. Перевертень. - М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2002. Тряпичные куклы/ авт. — сост. Т.М. Ткачук. — М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2008. ; Поделки из соломки/1\И. Перевертень. – М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2006.
Возрожденная древность/К.И. Куликов.- Ижевск, 2005.
.«Бабушкин сундучок» Русские детские игры и забавы. - Воткинск, 2006.
Текстильная кукла / Елена Качальникова – М.; РКД ПРЕСС, 2008.
Список литературы для обучающихся:
Удивительное соленое тесто/М.О. Синеглазова. - М.: Издательский Дом МС11, 2007.
«Лунтик». - №2. - 2008 (Готовимся к Новому Году).
«Смешарики». - №12. - 2008.
Бабушкин сундучок» Русские детские игры и забавы. - Воткинск, 2006. /Авторы – составители: Степан Никитин, Екатерина Санникова, Алексей Попов.
Текстильная кукла / Елена Качальникова – М.; РКД ПРЕСС, 2008.
Ксения Гончарова. Стильные украшения из полимерной глины – М.: ЭКСМО, 2010.
Журналы «Лукошко идей», Журналы «Подарки своими руками»
Информационные ресурсы в сети Интернет
1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Режим доступа: http://www.gimnazia22.ru/roditeljam/slujbi-gimnazii/socio_slujba/psiholog_osob_ml.html (дата обращения: 04. 05.2018)
2. Страница в vk.comПланета фетра. Режим доступа: https://vk.com/club49038367 (дата обращения: 04.05.2018)
4. . Страница в vk.comЧудеса из фетра. Режим доступа: https://vk.com/chudesa_is_fetra (дата обращения: 11.05.2018)
5. Сайт Одна мама. Режим доступа: http://www.odnadama.ru/
(дата обращения: 11.05.2018)
Приложение 1.
Правила техники безопасности
Иглы и булавки
1.Иглы хранитьв подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески.не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Сухое валяние
Во время работы следить за тем, чтобы иглы не поранили руку, для этого работать нужно в сидячем положении за столом, ноги должны опираться о пол, корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.
Следить за исправностью игл, не допускать работу не закрепленными иглами для валяния.
Так как иглы для валяния шерсти очень ломкие, следить за тем, чтобы иглы во время работы не соприкасались с твердой не предназначенной для валяния поверхностью. Если же в процессе работы иглы ломаются, то их необходимо немедленно аккуратно изъять и соблюдая правила ТБ утилизировать.
Приложение 2.
Перечень «ключевых понятий»
Хендмейд идеи, хендмейд подарки
Мейкер проекты
Техники и приемы:
- грунтованный текстиль),
- сухое (фильц или фелтинг) и мокрое валяние,
- вышивка лентами,
- свит дизайн (букеты из конфет),
- бумагопластика (оригами, декупаж, скрапбукинг, аппликация, оригами, квилинг,
картон, гофрированная бумага, композиция, фактура)
вышивка лентами,
Современные материалы:
- фетр, фоамиран.
Бумагопластика, аппликация, картон, гофрированная бумага, композиция, фактура, оригами, квилинг;
Нанофелтинг, фелтинг, валяние, сливер, очес, выбеленка, ангора, мохер, кардочес;
Бязь, ситец, двунитка;
Швейная машина;
Выкройка, скрутка;
Кофе, корица, ванилин, какао, ПВА;
Пяльцы, ленты, канва, мулине;
Швы: вперед иголку, петельный шов, французский узелок, роза паутинка, тамбурный;
Схема для вышивания.
Приложение 3.
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута могут быть представлены следующим образом:
– определение потребностей и мотивов;
– постановка цели;
– разработка содержания индивидуального образовательного маршрута;
– определение технологического инструментария;
- определение направлений диагностического сопровождения учащегося;
– определение условий, обеспечивающих достижение цели;
– обсуждение результатов и корректировка.
Завершением индивидуального образовательного маршрута является фиксация достигнутых результатов в портфолио (портфель личных достижений)
Авторская игрушка
Вспомни все свои игрушки. Найди любимую. Сфотографируй любимую игрушку.
Нарисуй игрушку своей мечты. Нарисуй эскиз игрушки. Создай выкройку.
Подумай и напиши, какие материалы нужны для создания игрушки.
Нарисуй выкройку игрушки, вырежи её.
Перенеси выкройку на выбранную ткань. Сшей все детали.
Вырежи, выверни (если требуется) и наполни синтепоном.
Собери все детали и пришей. Задекорируй игрушку.
Сфотографируй и сними ролик, выложи в соцсети с #МирХобби_РЦДОД.
Можешь отправить свою игрушку на творческий конкурс.
Кукла в удмуртском костюме.
Подумай и напиши, люди какой национальности живут в Удмуртии.
Изучи удмуртский национальный костюм и нарисуй куклу.
Выбери куклу, которую хочешь сшить. Найди выкройку этой куклы.
Перенеси выкройку на ткань.
Сшей куклу. Сшей костюм. Наряди и укрась куклу.
Сфотографируй или сними ролик, выложи в соцсети с #МирХобби_РЦДОД.
Можешь отправить куклу в национальном костюме на конкурс.
Игрушки из шерсти.
Посмотри игрушки, выполненные в технике сухого валяния, авторов.
Выбери которая тебе понравилась больше всего.
Изучи технику сухого валяния, технику безопасности, материалы.
Придумай и нарисуй свою игрушку, подбери необходимые материалы.
Сваляй игрушку. Не забудь про декор.
Сфотографируй или сними ролик, выложи в соцсети с #МирХобби_РЦДОД.
Можешь отправить свою игрушку на творческий конкурс.
Сувениры Нашей Родины.
Узнай, что такое сувенир. Найди их дома, у друзей или родственников.
Придумай свой сувенир, напоминающий о тебе, об Удмуртии, России.
Выбери технику и материалы для изготовления сувенира.
Нарисуй эскиз, изготовь и укрась сувенир.
Придумай и сделай упаковку для твоего сувенира и слоган.
Сфотографируй или сними ролик, выложи в соцсети с #МирХобби_РЦДОД.
Можешь подарить или отправить свою игрушку на творческий конкур