Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Я познаю мир» (5–6 класс)

3
0
Материал опубликован 11 February 2020

t1581409355aa.jpg

Аннотация


Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Я познаю мир» (далее программа) является общеразвивающей и имеет естественнонаучную направленность. Программа является одним из современных курсов, имеющих природоохранную и экологическую направленность. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 8-12 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, постановки опытов, рассматривания и сравнения. Программа интегрированная и строится на основе базовых знаний по экологии, общей биологии, зоологии, ботанике, географии. В программу включены разделы по изучению флоры и фауны Северо – Кавказского региона. Актуальность данной программы базируется на анализе социальных проблем сегодняшнего дня и состоит в том, что экологическое воспитание и образование представляется одним из главнейших путей выхода из сложившейся кризисной экологической ситуации. Реализация программы направлена на воспитание у детей любви к природе, формирование навыков бережного отношения к ней, чувства патриотизма, умения творчески мыслить, выделять проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения. Все это особенно важно в условиях обострения экологической обстановки в стране и республике. Учебный материал программы рассчитан на 3 года обучения.


Паспорт программы

Название программы

«Я познаю мир»

Составитель

Кузнецова З.Х.

Рецензент


Организация - исполнитель

МАУДО ЦРТДЮ «Нарт»

Адрес

РСО-Алания, г. Владикавказ,

пр. Доватора,11 «а»

Возраст обучающихся

8-12 лет

Срок реализации программы

3 года

Направленность

естественно – научная

Вид программы

модифицированная

Уровень освоения

общекультурный

Год разработки программы

2010

Год обновления программы

2019

Цель

привитие обучающимся экологической грамотности посредством познания природы, воспитание чувства ответственности за свое поведение в ней, понимания ее ценности в жизни каждого человека.

Задачи

Образовательные:

1. Расширить и углубить знания обучающихся об объектах, процессах и явлениях окружающей природы родного края;

2. Сформировать экологические знания детей о взаимодействии человека с окружающей средой;

3. Укрепить и расширить знания об основах охраны природы;

4. Дать сведения и предоставить возможность изучения природной среды с помощью литературных источников и новых информационных технологий; методах оценки её состояния и способах охраны окружающей среды.

Развивающие:

1. Развивать навыки и умения обучающихся в решении посильных экологических проблем через активный творческий процесс изучения, дающий возможность пройти путь от созерцания природы наблюдения за ее процессами, к выводам о закономерностях в природе, разрушительных тенденциях в ней;

2. Развивать познавательную активность, умение создавать проекты, работать с дополнительной литературой, сравнивать, анализировать и делать выводы;

3. Развивать умения применять на практике знания бережного отношения к природе.

Воспитательные:

1. Воспитывать экологическую культуру, нравственные качества личности, этические нормы, чувство патриотизма, гордость за историческое прошлое родного края;

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3. Формировать умение видеть прекрасное.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты (ЗУН):

знать, что изучает экология и зачем она нужна, основные экологические понятия и термины;

знать экологические факторы взаимодействия живых организмов;

уметь выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия;

уметь разрабатывать проекты озеленения города, школьного двора, жилого дома.

Метапредметные результаты:

формирование навыков исследовательской деятельности;

развитие речи, мышления, логики, памяти;

Личностные результаты:

умение применять полученные экологические знания для природоохранной деятельности;

использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных вещей;

применять экологические знания для анализа последствий различных видов хозяйственной деятельности;

определять источники загрязнения окружающей среды;

осуществлять элементарные природоохранные мероприятия;

представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов.

Количество часов

504 часов

1 год – 144 часов; 2 год – 144 часов; 3 год – 216 часов

Форма обучения

групповая

Методическое обеспечение

1 год обучения:

Беседы:

Что такое экология

Природные зоны г. Владикавказа

Цветы в нашем доме

Викторины:

«Природа Северной Осетии»

«Знаешь ли ты птиц»

Экскурсии:

В музей Природы

В цветочный магазин

Видеофильмы:

Строение Земли

Чемпион среди животных

2 год обучения:

Беседы:

Деревья – целители

Птицы наши друзья

Викторины:

«Птицы».

«Цветы».

«Братья наши меньшие»

Экскурсия:

В музей Природы.

Видеофильм:

Обитатели леса.

3 год обучения:

Беседа:

Осетинские народные обычаи, традиции и охрана природы.

Экскурсии:

Парк культуры им. К. Л. Хетагурова

Владикавказский дендрарии

Викторины:

Знаешь ли ты цветы родного края?

«Великаны в природе»

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещении, ИКТ и др.)

Материально-технические условия реализации программы:

1. учебный класс, для проведения теоретических занятий;

2. учебная мебель;

3. видео, аудиоаппаратура;

4. компьютер, мультимедиапроектор;

5. аудио и видеозаписи.

Научно-методические условия:

1. Дидактический материал по блок-темам;

2. Гербарный материал (листья деревьев и кустарников, кустарнички, травы);

3. Коллекция спилов деревьев, семян и плодов растений, насекомых, почв;

4. Ветки деревьев и кустарников;

5. Муляжи грибов;

6. Иллюстрации с изображением растений и животных;

7. Специальная и методическая литература;

8. Схемы;

9. Таблицы;

10. Настольные игры экологического содержания;

11. Инструктивные карточки;

12. Плакаты;

13. Карта города;

14. Кроссворды, тесты, шарады, ребусы и др.













Пояснительная записка



Природа обойдется без нас,

а вот мы без неё – нет

Н. Сладков


Природа нашей планеты очень интересна. Все что мы едим и пьём нам даровано природой. Природа хранит в себе много загадок и тайн. Отгадать эти загадки может только человек любопытный и знающий. В природе нет ничего бесполезного, все теснейшим образом взаимосвязано. Растения и животные, включая человека, развивались для совместного сосуществования в точном, гармоничном равновесии, а это равновесие легко нарушить. Сегодня люди начинают понимать, как хрупок наш мир, как непросто его сберечь для будущего поколения. Детство начинается с детских впечатлений об окружающем мире, с увлечений подростков, с понимания своего места на Земле. Если эти впечатления, знания, увлечения сызмальства связаны с живой природы, то в характере ребенка закладывается доброта, отзывчивость, человечность. Формирование этих вечных ценностей и есть главное предназначение экологического воспитания.

Направленность дополнительной образовательной программы: естественно – научная.

Данная программа является одним из современных курсов естественно – научного цикла, имеющего природоохранную и экологическую направленность, научно-практическую ориентацию на интегрированное изучение родного края и рациональное использование природной среды. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы и привлекать ее к охране и воспроизводству природных ресурсов – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Экологию, взаимосвязь природы и общества должны знать все, так как общество вступило в противоречие с природой. Выход из экологического кризиса возможен только через экологическое образование и воспитание человечества.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Я познаю мир» разработана в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации
от 4 октября 2000 г. N 751)

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008)

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. №09-3242 )

Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);

Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);

Сан ПиНом 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Уставом МАУДО ЦРТДЮ «Нарт»

Новизна программы

Программа интегрированная и строится на основе базовых знаний обучающихся по экологии, общей биологии, зоологии, ботанике, географии. Она направлена на реализацию принципов развивающего обучения, что достигается путем использования инновационных методов и приемов обучения (в частности, проектно – исследовательского, частично - поискового). Одним из новых методов преподавания является постановка и решение проблемных ситуаций на основе жизненного опыта ребят и полученных ими знаний.

Актуальность программы

Актуальность данной программы базируется на анализе социальных проблем сегодняшнего дня и состоит в том, что экологическое воспитание и образование представляется одним из главнейших путей выхода из сложившейся кризисной экологической ситуации. Реализация программы направлена на воспитание у детей любви к природе, формирование навыков бережного отношения к ней, чувства патриотизма, умения творчески мыслить, выделять проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения. Все это особенно важно в условиях обострения экологической обстановки в стране и республике.

Педагогическая целесообразность

Предлагаемые программой содержание и разнообразные формы ее реализации педагогически целесообразны и актуальны, так как имеют научно-практическую ориентацию на приобретение определенных знаний в области социологии, природоведческих и связанных с ними экологических практических умений, навыков, пробуждения интересов подростков к окружающей природе, их профессиональное самоопределение и решение проблемы занятости детей.

Цель программы: привитие обучающимся экологической грамотности посредством познания природы, воспитание чувства ответственности за свое поведение в ней, понимания ее ценности в жизни каждого человека.

Задачи программы:

Образовательные:

расширить и углубить знания обучающихся об объектах, процессах и явлениях окружающей природы родного края;

сформировать у детей экологические знания о взаимодействии человека с окружающей средой;

укрепить и расширить знания об основах охраны природы;

дать сведения и предоставить возможность изучения природной среды с помощью литературных источников и новых информационных технологий; методах оценки её состояния и способах охраны окружающей среды.


Развивающие:

развивать мышление, внимание, память, коммуникативные качества;

развивать навыки и умения обучающихся в решении посильных экологических проблем через активный творческий процесс изучения, дающий возможность пройти путь от созерцания природы наблюдения за ее процессами, к выводам о закономерностях в природе, разрушительных тенденциях в ней;

развивать познавательную активность, умение создавать проекты, работать с дополнительной литературой, сравнивать, анализировать и делать выводы;

развивать умения применять на практике знания бережного отношения к природе.


Воспитательные:

воспитывать экологическую культуру, нравственные качества личности, этические нормы, чувство гражданственности, патриотизма, гордость за историческое прошлое родного края;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

формировать умение видеть прекрасное.

Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью данной образовательной программы является новые методики преподавания и практическая направленность. Занятия проводятся как в традиционной форме (рассказы, беседы, экскурсии), так и в инновационной форме (игры, наблюдения, исследования, эксперимент, поисковая деятельность), что помогает расширить и обогатить жизненный опыт детей, вооружить необходимыми знаниями, умениями и навыками экоцелесообразной деятельности.

Разработанная программа «Я познаю мир» учитывает национально – региональный компонент. Обучающиеся изучают природу и экологию родного края, приобретают знания о различных экосистемах Северного Кавказа. В процессе освоения предполагается активное изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране природы.

Возрастной диапазон детей: 8-12 лет. В объединение принимаются обучающиеся без предварительной подготовки, без ограничений по состоянию здоровья. Наполняемость групп – не более 20 чел.

Срок реализации программы: 3 года.

Совокупная продолжительность реализации программы 504 часов.

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам:

Год обучения

Кол-во учебных групп

Возраст обучающихся

Кол-во обучающихся в группах

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность одного занятия (час)

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

I

1

8-9 лет

20

2

2

4

144

II

1

9-10 лет

20

2

2

4

144

III

1

11-12 лет

20

3

2

6

216

Формы и режим занятий

Форма обучения – групповая.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические проводятся в форме бесед, лекций, чтения тематических докладов, специальной литературы. Практические проводятся в форме викторин, просмотра видеофильмов, экскурсий, экспериментов, наблюдений, постановки опытов, дидактических игр. Содержание программы отличается разнообразием форм, методов, технологий познавательной деятельности и личностно-ориентированным подходом в обучении. Практические работы позволяют использовать приобретенные знания о разнообразии растительного и животного мира Осетии в конкретной ситуации, знакомиться с опытом природоохранной деятельности.

Каждое занятие комплексное, в котором используются различные формы и виды учебно-исследовательской деятельности: дискуссии, тестирование, компьютерные презентации, занятия – путешествия, брейн-ринг и т.д.

Режим занятий в соответствии с нормами САНПиН 2.4.4.3172 – 14:

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 занятия по 45 мин (с перерывом 10 мин)

2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 занятия по 45 мин (с перерывом 10 мин)

3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 занятия по 45 мин (с перерывом 10 мин)


Методы организации занятий

объяснительно-иллюстративный беседа, анализ текста, объяснение, рассказ, работа

с книгой, демонстрация картин, видеоматериалов, иллюстраций;

практический наблюдение, практические задания, постановка опытов, эксперимент

вопросы, исследование, самостоятельная разработка идеи и т.д.;

исследовательский;

проектный;

компьютерные презентации.

Основные принципы построения программы:

Принцип ориентации на потребность общества и личности обучающего;

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Принцип творческого потенциала личности обучающего;

Принцип возможной корректировки программы с учетом изменившихся условий и требований социума

Взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

Планируемые результаты

Предметные результаты (образовательные):

знать, что изучает экология и зачем она нужна, основные экологические понятия и термины;

знать экологические факторы взаимодействия живых организмов;

уметь выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия;

уметь разрабатывать проекты озеленения города, школьного двора, жилого дома.

Метапредметные результаты (развивающие):

приобретение навыков исследовательской деятельности;

развитие речи, памяти, мышления, логики;

Личностные результаты:

умение применять полученные экологические знания для природоохранной деятельности;

умение использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных вещей;

умение применять экологические знания для анализа последствий различных видов хозяйственной деятельности;

умение определять источники загрязнения окружающей среды;

умение осуществлять элементарные природоохранные мероприятия;

умение представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого учебного полугодия и учебного года Формы проведения промежуточной аттестации: тестирование, опрос, викторина, тематический доклад.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце изучения курса. Форма проведения итоговой аттестации: подготовка и защита научно-исследовательского проекта.

Критерии оценки проекта

Критерии

Баллы

3

2

1

Качество выполненного проекта

Презентация выполнена качественно, отражены все пункты проделанной работы.

Презентация проекта выполнена с незначительными недочетами.

Презентация выполнена со значительными недочетами, не соответствует плану.

Оригинальность проекта

(идея)

Презентация данного проекта выполнена на основе конкретных данных, найденных самостоятельно, с использованием оригинальных доказательств.

Презентация проекта изготовлена на основе, уже существующих источников.

Презентация проекта скопирована с интернет ресурсов, не соответствует плану заданной темы

Самостоятельность выполнения проекта

Учащийся проект выполняет самостоятельно. Педагог выступает как собеседник. 60-100% от всего количества шагов это высокая самостоятельность.

Учащийся в больших стадиях действовал самостоятельно. Педагог часто советовал, корректировал деятельность учащегося. >30% высокая самостоятельность; >50% средняя самостоятельность от всего количества шагов.

Учащийся в меньшей части действовал самостоятельно. Педагог чётко корректировал ученика. >30% средняя активность от всего количества шагов.

Самостоятельность выполнения проекта

Учащийся проект выполняет самостоятельно. Педагог выступает как собеседник. 60-100% от всего количества шагов это высокая самостоятельность.

Учащийся в больших стадиях действовал самостоятельно. Педагог часто советовал, корректировал деятельность учащегося. >30% высокая самостоятельность; >50% средняя самостоятельность от всего количества шагов.

Учащийся в меньшей части действовал самостоятельно. Педагог чётко корректировал ученика. >30% средняя активность от всего количества шагов.

Творческий подход к выполнению проекта

При изготовлении проекта, учащийся рассматривал разные варианты. Принимал нестандартные решения, вносил элементы новизны (для себя). Анализировал свой проект по многим параметрам. Использовал дополнительную литературу.

Учащийся мог представить несколько вариантов. Пытался внести элемент новизны (для себя). Использовал дополнительную литературу.

Учащийся представил две идеи, варианты, анализировал их. Принимал в основном правильные решения, связанные часто с выходом за пределы своих

знаний.


Модуль 1. «Стартовый» (1 год обучения)

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Введение в образовательную программу.

2

2

2.

Окружающий мир

12

10

2

3.

Что такое природа

6

6

4.

Многообразие растительного мира

30

20

10

5.

Птицы зимой, их жизнь

22

12

10

6.

Многообразие животного мира

28

18

10

7.

Комнатные растения, цветы

28

18

10

8.

Шаги весны

14

8

6

9.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

144

78

66


Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу.

Теория: Знакомство правилами группы и учебным планом. Инструктаж по технике безопасности. Постановка целей и задач на учебный год. Предмет экологии.


Раздел 2. Окружающий мир

Теория: Сведения о планете Земля.

Как возникла Земля.

Что внутри Земли.

Рельеф Земли, ландшафт.

Вода на Земле.

Суша Земли.

Практика: Просмотр видеофильма «Строение Земли».


Раздел 3. Что такое природа

Теория: Живые организмы и живая природа.

Природа в опасности.

Сохраним природу.

Практика: Природные зоны г. Владикавказа.


Раздел 4. Многообразие растительного мира

Теория: Значение зеленых растении в природе и жизни человека.

Разнообразие растений (деревья, кустарники, трава).

Наблюдения, рассуждения о природе.

Классификация растений (водоросли, лишайники, мхи, папоротники).

Хвойные и цветковые растения.

Дикорастущие и культурные растения.

Лекарственные растения родного края и их значение.

Что необходимо растениям для развития.

Многообразие растительного мира РСО-Алании.

Растительный мир из Красной книги РСО-Алании.

Ядовитые растения.

Практика: Экскурсия в природу с целью знакомства с осенними изменениями в природе.

Викторина «Природа Северной Осетии».

Презентация «Лекарственные растения».


Раздел 5. Птицы зимой, их жизнь

Теория: Птицы, их жизнь и повадки.

Многообразие видов птиц.

Перелетные и оседлые птицы.

Птицы, предсказатели погоды.

Зимующие птицы и их охрана.

Пернатые друзья лесов, парков.

Птицы и вредные насекомые, охрана и привлечение птиц.

Птицы нашей республики.

Практика: Фенологическая экскурсия.

Изготовление развеска кормушек.

Викторина «Знаешь ли ты птиц».


Раздел 6. Многообразие животного мира

Теория: Животные, среда их обитания.

Многообразие животных, их значение в природе.

Особенности размножения различных видов животных.

Дикие и домашние животные.

Писатели о животном мире.

Животные Северной Осетии Алании, занесенные в Красную книгу.

Животные, занесенные в Красную книгу России.

Практика: Экскурсия в музей Природы с целью знакомства с животным миром РСО-Алании.

Презентация «Удивительные животные».

Просмотр фильма «Чемпион среди животных».

Зарисовка диких и домашних животных.

Презентация «Животные из Красной книги России».


Раздел 7. Комнатные растения и цветы

Теория: Общая характеристика цветов и комнатных растений.

Садовые цветы.

Комнатные растения и цветы.

Лекарственные растения и цветы

Цветы в нашем доме.

Уход за цветами и комнатными растениями.

Цветы, предсказывающие погоды.

Игры, кроссворды, загадки о цветах.

Все о цветах.

Практика: Экскурсия в цветочный магазин.

Уход за цветами и комнатными растениями.

Зарисовка цветов и комнатных растений.

Викторина «Цветы – легенда».

Игра «Цветочные часы».

Составление загадок и кроссвордов о цветах.

Раздел 8. Шаги весны

Теория: Фенологические сроки наступления весны.

Радуга чудо света.

Рассуждения и наблюдения за природой.

Игры, викторины, ребусы, загадки, пословицы о природе.

Викторина «Зеленая планета».

КВН «Пернатые».

Практика: Фенологическое экскурсия весной: наблюдение за разнообразием растительности, раннецветущими растениями.


Раздел 9. Итоговое занятие

Практика: Викторина


Ожидаемые результаты 1 года обучения:

Знать:

что такое окружающий мир, многообразие растительного и животного мира;

жизнь животных и растений, их значение для человека

правила поведения на природе;

влияние экологии на здоровье человека.

Уметь:

вести мониторинг живой природы;

правильно оформлять наблюдения.








Модуль 2 «Базовый 1» (2 год обучения)

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. «Живая природа»

2

2


2.

Тайны природы

18

8

10

3.

Сезонные явления живой природы

18

12

6

4.

Человек и птицы

18

12

6

5.

Комнатные растения

22

12

10

6.

Многообразие животного мира

24

14

10

7.

Мир леса

18

10

8

8.

Природа и фантазия

20

12

8

9.

Итоговое занятие

4


4

Итого:

144

82

62

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с учебным планом. Инструктаж по технике безопасности. Постановка целей и задач на учебный год.


Раздел 2. Тайны природы

Теория: Как и зачем изучают природу.

Неразгаданные тайны природы.

Это интересно знать.

Человек – часть природы.

Практика: Экскурсия в парк. Знакомство с разнообразием растений.

Экскурсия в Дендрарии. Сбор природного материала.

Лучший рисунок о природе.


Раздел 3: Сезонные явления живой природы

Теория: Сезонные изменения в жизни зверей, птиц и насекомых.

Умей наблюдать.

Предсказатели погоды.

Природа и мы.

Основы рационального использования природных богатств.

Правила поведения в природе.

Практика: Экскурсия в природу.

Наблюдение за изменениями в природе.

Игра «Природная оранжерея».


Раздел 4. Человек и птицы

Теория: Многообразие видов птиц.

Значение птиц для человека.

Почему птицы путешествуют.

Охрана птиц.

Хищные птицы.

Птицы из Красной книги.

Практика: Акция «Поможем зимующим птицам». Наблюдение за птицами у кормушек и их определение за поведением на кормовом столике.

Викторина «Птицы».

Презентация «Птицы - наши друзья».


Раздел 5. Комнатные растения и цветы

Теория: Многообразие комнатных растений.

Размножение комнатных растений.

Диагностика потребности растений в удобрениях.

Уход за комнатными растениями.

Декоративные комнатные растения. Значение комнатных растений в жизни человека.

Практика: Экскурсия в цветочный магазин.

Уход за комнатными растениями.

Зарисовка комнатных растений.

Викторина «Цветы».

Игра «Цветочные часы».


Раздел 6. Многообразие животного мира

Теория: Общая характеристика животного мира.

Многообразие животных, обитающие в разных средах (рыбы, земноводные, пресмыкающие).

Дикие и домашние животные.

Животный мир Африки.

Удивительные животные.

Известные писатели о животных.

Красная Книга Северной Осетии.

Животные, занесенные в Красную Книгу.

Практика: Викторина «Братья наши меньшие»

Экскурсия в музей природы с целью знакомства с животным миром РСО-Алании.

Зарисовка диких и домашних животных;

Игры, кроссворды, ребусы, загадки, пословицы


Раздел 7. Мир леса

Теория: Экологические лесные системы.

Значение леса в природе и в жизни человека.

Знакомство с лесными растениями.

Лесные предсказатели погоды.

Деревья – целители.

Практика: Лес в пословицах и поговорках.

Игра «В гостях у зеленого друга».

Правила поведения в лесу.

Игра «На лесной опушке».

Видеофильм «Обитатели леса».


Раздел 8. Природа и фантазия

Теория: Разноцветная осень.

Искусство составления различных по форме букетов, композиций, панно.

Это интересно знать.

Народные приметы.

Загадки природы.

Составление рассказов о природе.

Практика: Игра-путешествие «Природа наш дом».

Конкурс рисунков «Мир природы».

Конкурс «Лучшая поделка из природного материала».

Фенологические наблюдения.


Раздел 9. Итоговое занятие

Практика: Тестирование


Ожидаемые результаты 2 года обучения:

Знать:

экологические группы растений, животных Осетии и условия их жизни;

сезонные явления природы в жизни зверей, птиц, насекомых;

охрану природы и заповедное дело;

Уметь:

ставить тематические опыты в природе;

объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных;

изготавливать из природного материала поделку, сувенир, составлять гербарий.


Модуль 3 «Базовый 2» (3 года обучения)

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. «Охрана природы»

2

2


2.

Что изучает наука экология?

8

4

4

3.

Охрана природы и заповедное дело

32

20

12

4.

Фенология прилета птиц

28

12

16

5.

Вредители и болезни растений

28

18

10

6.

Растения и условия их жизни.

30

16

14

7.

Фитодизайн.

32

20

12

8.

Экология жилища.

22

14

8

9.

Экологические проблемы города и пути их решения.

20

12

8

10.

Лес и его богатства.

12

8

4

11.

Итоговое занятие.

2


2

Итого:

216

116

98


Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. «Охрана природы»

Теория: Знакомство с планом работы и его обсуждение.

Разработка индивидуальных и групповых заданий.


Раздел 2. Что изучает наука экология

Теория: Основные понятия об экологии.

Взаимосвязи между природой и развитием общества.

Разумное вмешательство человека в природное единство.

Практика: Экскурсии в природу с целью мониторинга загрязнения окружающей среды и их устранение по мере возможности.


Раздел 3. Охрана природы и заповедное дело

Теория: Значение охраны природы.

Особо охраняемые природные территории:

Заповедники и заказники России и Северной Осетий;

Памятники природы Северной Осетий;

Международный союз охраны природы;

Сохранение редких, типичных и ценных видов животных и растений.

Практика: Осетинские обычаи, традиции.

Организация и проведение акции «Сохраним природу потомкам».

Экскурсии в особо охраняемые природные территории: Парк культуры им. К. Л. Хетагурова, Владикавказский дендрарии и др.


Раздел 4. Фенология прилета птиц

Теория: Птицы, их жизнь и повадки.

Миграция птиц.

Ориентация птиц при перелетах.

Зимующие перелетные птицы.

Птицы-барометры.

Певчие птицы, птицы леса.

Практика: Составление графика прилета птиц.

Наблюдение за прилетом птиц.

Определение птиц по голосам и гнездам.

КВН «Пернатые друзья».


Раздел 5. Вредители и болезни растений.

Теория: Болезни комнатных растений.

Вредители комнатных растений.

Вред, причиняемый вредителями.

Меры борьбы с вредителями.

Практика: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения. Их зарисовка.

Обмывание стеблей и листьев.

Наблюдение за состоянием растений, за появлением вредителей и болезней.


Раздел 6. Растения и условия их жизни растительного мира

Теория: Особенности и потребности жизни растительного мира.

Сообщества.

Жизненные связи.

Взаимосвязи.

Лаборатории растений.

Растения-хищники.

Практик: Постановка опытов по теме: «Что необходимо растениям для нормального развития».

«Что нужно семенам для прорастания и хорошего роста».

Наблюдение и оформление рефератов по данной теме».


Раздел 7. Фитодизайн

Теория: Цветы в нашем доме, их экологическое значение.

Правила расположения растений в помещении.

Интерьер школы.

Интерьер жилого помещения.

История букета.

Составление букетов.

Традиции разных стран в составлении букетов.

Правила сохранения цветов.

Язык цветов.

Цветы и суеверия.

Магия растений.

Практика: Искусство составления различных по форме букетов.

Изготовление карты – «родина цветов».

Викторина «Знаешь ли ты цветы родного края?»


Раздел 8. Экология жилища

Теория: «Гиппократы» с подоконника.

«Оздоравливающие» комнатные цветы.

Влияние комнатных цветов на здоровье человека.

Источники загрязнения воздуха, жилых помещений.

Практика: Работа со справочной литературой.

Проведение бесед в классах по экологии жилища и в учебных помещениях.


Раздел 9. Экологические проблемы города и пути их разрешения

Теория: Влияние природных факторов на изменение климата в городе.

Отрицательные последствия воздействия хозяйственной деятельности человека на климат.

Экологическая обстановка в городе.

Проблема сегодняшнего дня.

Изменение путей, образа жизни человека, как средство выживания.

Практика: Выявление зон экологического нарушения.

Принятие мер по их устранению.

Экскурсия в лабораторию по контролю загрязнения атмосферы.


Раздел 10. Лес и его богатства

Теория: Значение леса в природе и жизни человека.

Лес – основной компонент биосферы.

Животный мир леса Северной Осетии.

Муравьи – наши помощники.

Практика: Игра «Дерево познания»

Викторина «Великаны в природе»


Раздел 11. Итоговое занятие

Практика: Защита научно-исследовательского проекта


Ожидаемые результаты 3 год обучения:

Знать:

основы науки экологии и необходимости разумного вмешательства человека в природную среду;

последствия влияния различного рода человеческой деятельности на экологическое равновесие;

Уметь:

грамотно устранять последствия своего пребывания в лесу, в горах и других местах природы;

выявлять зоны экологического нарушения.


Методическое обеспечение образовательной программы

Основное содержание программы составляют практические занятия с теоретическим объяснением нового материала.

Весь учебный материал составлен с учетом возрастных особенностей учащихся и спланирован исходя из уровня подготовленности детей.

Для решения поставленных в программе задач используются различные приемы и методы организации учебного процесса: комбинированные занятия, словесные, игровые и наглядные методы работы, демонстрация различных техник и приемов работы, показ презентаций, изучение методической литературы, защита проектов и т.д.

В работе используются:

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с экологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при работе с информацией экологической направленности).

Исследовательские методы (при работе с лабораторным оборудованием, проведении проб).

Метод индивидуального подхода; В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, бережно сохраняя и развивая его творческий потенциал.

Метод наглядности; Все, что усваивают дети должно быть подкреплено зрительным восприятием. Для этого используется комплекс наглядных пособий и дидактического материала.

Особое место в данной программе занимает метод творческого проекта.

Программой предусмотрены различные формы работы: экскурсии, участие в конкурсах, походы на природу, что позволяет учащимся лучше усваивать экологический материал, пробуждать интерес к природе.

В течение учебного года проводятся тесты и опросы по проверке знаний и умений по программе. Промежуточная аттестация проводится в форме защиты исследовательского проекта.

Алгоритм проектной деятельности.

Этап 1. Представление темы проекта.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания программы или близких к ней областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление учащихся с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения учащегося в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем).

Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как метапредметными умениями.

Этап 4. Планирование работы.

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта.

Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от педагога требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. От педагога при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» учащимся информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать учащимся такие вопросы: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?».

Этап 6. Представление проекта (защита).

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта.

Весьма важный вопрос оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Учащихся, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации.

За период работы по данной программе накоплен богатый методический материал. Например, в методической разработке «Экологические беседы», включены и нетрадиционные формы занятий – экскурсии, игры.




1 год обучения:

Беседы: Что такое экология

Природные зоны г. Владикавказа

Цветы в нашем доме

Викторины: «Природа Северной Осетии»

«Знаешь ли ты птиц»

Экскурсии: В музей Природы

В цветочный магазин

Видеофильмы: Строение Земли

Чемпион среди животных

2 год обучения:

Беседы: Деревья – целители

Птицы наши друзья

Викторины: «Птицы».

«Цветы».

«Братья наши меньшие»

Экскурсия: В музей Природы.

Видеофильм: Обитатели леса.

3 год обучения:

Беседа: Осетинские народные обычаи, традиции и охрана природы.

Экскурсии: Парк культуры им. К. Л. Хетагурова

Владикавказский дендрарии

Викторины: Знаешь ли ты цветы родного края?

«Великаны в природе»


Материально-технические условия реализации программы:

Для эффективной реализации программы «Я познаю мир» необходима материально-техническая база:

учебный классдля проведения теоретических занятий;

учебная мебель;

видео, аудиоаппаратура;

компьютер, мультимедиапроектор;

аудио и видеозаписи.







Научно-методические условия:

Для реализации программы необходим дидактический материал:

Дидактический материал по блок-темам;

Гербарный материал (листья деревьев и кустарников, кустарнички, травы);

Коллекция спилов деревьев, семян и плодов растений, насекомых, почв;

Ветки деревьев и кустарников;

Муляжи грибов;

Иллюстрации с изображением растений и животных;

Специальная и методическая литература;

Схемы;

Таблицы;

Настольные игры экологического содержания;

Инструктивные карточки;

Плакаты;

Карта города;

Кроссворды, тесты, шарады, ребусы и др.






















Список использованных источников


Список используемой литературы для педагога

Авилова К.В. Позвоночные животные. М.: издательство «Просвещение», 1983. – 160с.

Будун А.С. Природа и природные ресурсы Северной Осетии. Орджоникидзе.: РИО, 1980. – 254с.

Бероев Б.М. Экологическими тропами Северной Осетии. Владикавказ.: Госкомиздат РСО – Алания, 1994. – 176с.

Данилова Н. А. Природа и наше здоровье. М.: издательство «Мысль» 1977г. – 248с.

Журавлев И. И. Крангауз Р.А. Яковлев В.Г. Болезни лесных деревьев и кустарников. Москва: Лесная пром-сть, 1974. – 160с.

Красная книга РСО – Алания. Министерство охраны окружающей среды РСО – Алания. Владикавказ: «Проект – Пресс». 1999г.

Олисаев В. А. Вагин В. С. Родник здоровья. Владикавказ: Госкомиздат РСО – Алания 1995. – 228с.

Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Москва: Финансы и статистика, 1999. – 670с.

Смирнов И. К. Рациональное использование природных ресурсов. Ленинград: [О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. орг.], 1975. – 40с.


Список литературы для обучающихся и родителей

Иваницкий В.В. Я познаю мир: Птицы: детская энциклопедия. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2003. 397с.

Зацепина Т.С. Животные. Полная энциклопедия. М.: эксмо, 2007г.256с.

Зацепина Т.С.Растения. Полная энциклопедия.М.: эксмо, 2007г. 474с.-256с.

Лазье К. Тайны природы. Детская энциклопедия «Махаон». издательство «Махаон», 2007г. 122с.

Ляхов П.Р. Я познаю мир: Насекомые: детская энциклопедия. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2002г. 397с.

Степанов В. Учебник для малышей: Родная природа. ООО Издательство "Фламинго",2004г.

Степанов В. Учебник для малышей: Животный мир земли. ООО Издательство «Фламинго», 2004г.

Целлариус А.Ю. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Амфибии. ООО «Издательство АСТ»,2001г. 256с.

Приложение



ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?

Слово «экология» прочно вошло в нашу жизнь. Его можно услышать по радио

и в телепередачах, в разговорах людей, прочитать в газетах и журналах. Произошло это неслучайно. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится все более и более мощным. К началу 21 века оно приобрело планетарный характер. Природа сама уже не в состоянии залечить нанесенные ей раны. Она зовет нас на помощь. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из кризиса. И занимается этим экология.

Экология – это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.

Кто такие живые организмы? Под живым организмом можно понимать и микроба, и слона, и человека.

А что такое окружающая среда? Это и почва, в которой живет тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, т.е. все то, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Экология помогает понять законы, управляющие равновесием, в природе. Экология в буквальном переводе значит – «разговор о нашем доме». Дом – это место, где живет каждое существо, т.е. его среда обитания и где все зависят друг от друга. Лучше всего об экологии сказал Заходер:

Все – все – на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых.

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все подряд - кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Как видим, в природе нет ничего бесполезного. В природе все теснейшим образом взаимосвязано. Все растения и животные, включая людей, развивались для совместного существования в точном, гармоничном равновесии. Но это равновесие очень легко нарушить. Это начинают понимать все больше и больше людей. Они стараются жить в дружбе с окружающей средой. Нужно смотреть в будущее и сверять свои действия с экологией, чтобы не причинить вреда окружающей среде.




ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ Г. ВЛАДИКАВКАЗА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «АЛАНИЯ»

Что такое национальный парк?

Национальный парк охраняемый участок территории (акватории) с малонарушенным природным комплексом, часто с уникальными объектами (водопады, каньоны, живописные ландшафты и т.п.).

Что же все таки такое национальный парк и чем он отличается от заповедника? Основное отличие в том, что в национальном парке большая часть территории открыта для посещения. Конечно, пребывание туристов регламентируется строгими правилами. Но все же главная функция национальных парков именно в том, чтобы создать все условия для отдыха людей и общения с дикой природой. В национальном парке для этого можно строить дороги, кемпинги, прокладывать маршруты, делать настоящие туристические базы.

Чем же привлекают людей национальные парки? Прежде всего, уникальными природными ландшафтами. Как правило, национальные парки создают в очень красивых местах. Это могут быть причудливые скалы, необычные водопады, живописные озера, гейзеры, горячие источники и т.д. То есть, даже не зная страны, можно поехать в национальный парк и быть уверенным, что увидишь самые лучшие природные красоты и настоящие чудеса.

Другой важной частью посещения национального парка, является общение с животными. Как правило, в национальных парках охота запрещена или строго регламентирована на ограниченной территории. В результате звери постепенно теряют страх перед человеком. Олень может спокойно пастись возле вашей палатки, с ним можно запросто фотографироваться. Практически в любом национальном парке можно за пару дней наблюдать множество животных.

В каком году и где был создан национальный парк?

Дигорское ущелье в Ирафском районе Северной Осетии одно из самых красивых и диких ущелий Северного Кавказа. Оно прорыто рекой Урух в Скалистом хребте, параллельном Главному хребту. Дорога здесь идет по узкому карнизу, выбитому в скалах над бурными водами Уруха.

В окружении горных хребтов лежит территория замечательного национального парка «Алания». Он был создан в 1998 году для охраны и изучения уникальных природных, исторических и культурных комплексов, а также использования их для экопросвещения и экотуризма. 55 тысяч гектаров земли отведено под Национальный парк «Алания».

Где же расположился национальный парк и каковы его границы? Северная граница Национального парка «Алания» находится в селении Мацута Ирафского района, затем проходит на юг по левому берегу реки Сонгутидон до полуразрушенного горного аула Дунта. Далее, по колесной дороге до Згидского перевала, отсюда на юго-запад по границе с Северо-Осетинским государственным заповедником до государственной границы Российской Федерации с Грузией.

Каково разнообразие флоры и фауны?

Растительность национального парка очень разнообразна. Здесь представлены горные сосняки, сосново-березовые леса, можжевеловые редколесья, небольшие фрагменты широколиственных буково-грабовых лесов, субальпийские и альпийские луга, ковры, пустоши. Лесами в национальном парке покрыта почти пятая часть территории.

Характерными обитателями широколиственных лесов являются малая мышь, лесная куница, дикая лесная кошка, кабан, косуля. В „высокогорной части парка обитают горностай, каменная куница, дагестанский тур, серна и полевки. 15 видов обитающих птиц занесены в Красную книгу России, в том числе кавказский тетерев, бородач, беркут, сапсан, стервятник. Единственная рыба в парке ручьевая форель.

Очень впечатляют водопады Галдоридон, памятники древнего каменного зодчества святилища, склепы, башни. В национальном парке есть очень много объектов, интересных для посещения как природных, так и культурных, к которым разработаны интересные экскурсии.


ДЕНДРОПАРК

Среди достопримечательностей Владикавказа парк «Дендрарий» занимает свое особое место. Где он расположен? Владикавказский дендропарк расположен на южной окраине г. Владикавказа. Площадь его 24 га. Насаждения лесных культур на территории дендропарка начали создаваться с 1928 года, задолго до его официальной организации в 1961 году. В настоящее время на его территории произрастает более 200 видов растительности: насаждения деревьев и кустарников флоры Кавказа, а также виды североамериканского, дальневосточного, ближневосточного и европейского происхождения.

Есть ли экологические тропы в дендропарке и какой статус он имеет? На территории парка проложено несколько экологических троп. В 1981 году дендропарку присвоен статус памятника природы. Дендропарк предоставляет возможность познакомиться не только со множеством сортов деревьев и кустарников, но и позволяет насладиться единением с живой природой не покидая города. Дендропарк также является еще и «кислородной станцией», очищающей и питающей воздух столицы. Поэтому у жителей Владикавказа есть все основания для того, чтобы защищать и охранять эту уникальную природную зону.

Территория парка «Дендрарий» является одной из самых привлекательных мест Владикавказа, жемчужиной нашей столицы. С 2013 года он находится под юрисдикцией АМС и называется МКУ «Владикавказский городской МС «Экология». Это реакриционная зона нашей столицы.




ЦВЕТЫ В НАШЕМ ДОМЕ

«Цветы это многозначительное украшение, сопровождает человека всю его жизнь, озаряет его радости своею веселою пестротою и придает его горю мирное, смягченное выражение».

М. Шлейдер

Для чего цветы в доме?

Живые цветы в доме это не только красота и уют, но и польза. Во-первых, украшение интерьера. Во-вторых, отдых для глаз и нервов, ибо зеленый цвет успокаивает, а своего рода эстетотерапия помогает справиться с депрессией. В-третьих, всем известные фитонциды, выделяемые, как оказывается, не только соснами в лесу, но и скромными комнатными растениями, находящимися в вашей квартире. Комнатные растения увлажняют воздух, а значит, избавляют от пересыхания слизистые оболочки носа и рта, что очень важно, поскольку все мы больше половины жизни проводим в помещениях с сухим воздухом.

Выращивая комнатные цветы, мы и не подозреваем, что многие из них не только радуют глаз, но и укрепляют наше здоровье одним своим присутствием в доме.



Какие же цветы полезны для нашего дома?

Сегодня науке известны сотни лекарственных и фитонцидных (выделяющих губительные для микробов вещества) растений. Специалисты института лекарственных растений разработали программу по улучшению экологического состояния в городах и жилищах. В программе рекомендуется более 160 видов оздоровительных растений для улиц и 65 для дома.

Вот некоторые из комнатных растений, обладающих оздоравливающими свойствами:

Герань (пеларгония)

Одно из старейших комнатных растений и очень очень полезное. Во-первых, выделяемые геранью вещества убивают микробы, бактерии и прочую витающую в воздухе болезнетворную гадость. А во-вторых, вдыхая ее соединения, человек успокаивается, лечит нервы. Герань помогает при стрессах, неврозах, бессоннице. Она имеет свойство, как бы всасывая сырость и угар, очищать и освежать комнату с застоявшимся запахом. Ее рекомендуется держать в спальне.

Лавр благородный

Выделяемые им вещества полезны при стенокардии и других сердечно сосудистых заболеваниях, спазмах кишечника и желчных путей.

Эти вещества также убивают бактерии и вирусы, в том числе туберкулезную палочку.

Розмарин лекарственный

Традиционно «уличное», но его вполне можно выращивать и дома. Выделяемые розмарином вещества помогают при заболевании дыхательных путей.

Диффенбахия

По данным ученых, очищает воздух от токсинов. Это растение рекомендуется выращивать на производствах, однако оно будет нелишним и дома, особенно в квартирах по-соседству с заводами, фабриками и автострадами. Каждая машина выделяет до 200 различных токсинов. Аналогичными свойствами обладают фикусы, плющи, драцены.

Кактусы суккуленты

Снижают вредную ионизацию воздуха, частично защищают от электромагнитного излучения. Причем, чем длиннее иголки кактуса, тем активнее он «работает». Место этих растений возле мониторов компьютеров, телевизоров.

Хлорофитум

На окнах домов можно видеть горшки, подвешенные на шнурках. С такого горшка свисают плети до 1,5 метров длиной, на которых расположены пучки узких линейных листьев. Снизу у листьев заметны толстые корешки. Это хлорофитум. Родина этого растения мыс Доброй Надежды. Возможности этого растения исследованы далеко не полностью. На испытательном полигоне, в ходе эксперимента, хлорофитум за 24 часа поубивал 80% всех вредных микроорганизмов. Судя по результатам, 10 таких растений достаточно для того, чтобы в двадцатиметровой комнате практически полностью очистить воздух от патогенных частиц. Его присутствие желательно на кухне.

Мирт обыкновенный

Согласно легенде, волшебница Цирцея оставалась вечно юной и прекрасной потому, что каждое утро умывалась водой, настоянной на веточках цветущего мирта. Сегодня мирт славен тем, что легко расправляется с вирусами и бактериями. Растение с общей площадью 1,5 м2 может очистить 100 м3 воздуха на 50%. Помогает справиться с гриппом и ОРЗ.

Очень часто комнатные растения используют в качестве домашней аптечки: алоэ, каланхоэ так и называют растения доктора.




ВИКТОРИНА «ПРИРОДА СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ»

Назовите природные зоны нашей республики? (Степь, лесостепь, сосновые леса, альпийские луга, вечные снега и ледники).

Какое животное изображено на гербе Северной Осетии? (Снежный барс).

Самая высокая гора Северной Осетии? (Казбек).

Есть ли в нашей республике заповедник и где он находится? (Северо-Осетинский государственный природный заповедник в Алагирском районе).

Какие известные вам лекарственные растения растут в Северной Осетии? (Зверобой, подорожник, календула, ромашка, крапива, спорыш и др.).

Какие ядовитые растения нашей республики вы знаете? (Белена черная, чистотел большой, паслен черный, дурман вонючий, молочай, ландыш майский, белладонна, вороний глаз и др.).

Самое крупное рогатое животное, внесенное в Красную книгу? (Зубр).

Какой вид карпа выращивают в наших прудах? (Зеркальный карп).

Какой орешек наших лесов используется для конфетной белочки? (Фундук).

Назовите ягоду с ценнейшим маслом? (Облепиха).

Название, какого кустарника вы можете встретить в кондитерском отделе магазина? (Барбарис).

Какие съедобные грибы встречаются в лесах Северной Осетии? (Белые грибы, опята, лисички, сыроежки, рыжики, подосиновики, подберезовики).

Есть ли ядовитые грибы? (Мухомор красный, мухомор вонючий, желчный гриб, бледная поганка, ложные опята).

Как называется «царская» рыба, и в какой реке она водится? (Форель в реке Терек).

Назовите парки г. Владикавказа? (Центральный парк культуры и отдыха имени К.Л. Хетагурова, Детский парк имени И. Жуковского, Комсомольский лесопарк, Редантский сосновый лесопарк).

Самая маленькая птица Северной Осетии? (Крапивница).

Самая большая птица? (Гриф).

Какое хвойное дерево растет у нас и достигает возраста 2000 лет? (Тис).

Где используется древесина тиса? (Для изготовления фанеры, в подводных сооружениях кораблей и на различные поделки, конкурирующие с изделиями из дорогого бразильского красного дерева).

Назовите картины К.Л. Хетагурова о природе? (Перевал Зикара, Тебердинское ущелье, Природный мост, Гора столовая, Вид большого Карачая).




ВИКТОРИНА: «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ПТИЦ?»

Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи).

Какие птицы пьют древесный сок? (Дятел).

Почему перелетные птицы весной спешат, а осенью не спешат? (Весной птицы спешат свить гнезда. Осенью их гонит голод на юг, если корма хватает, то птицы не торопятся с отлетом).

Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно 1-ой проталины, он клювом выкапывает личинки из земли).

Из чего делают гнезда ласточки? (Из грязи слюны).

Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).

Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус).

Какая самая маленькая? (Колибри).

Какова роль дятла в лесу? (Санитар).

Что могут предсказывать птицы? (Погоду).




ДЕРЕВЬЯ ЦЕЛИТЕЛИ

«В природе есть все, что нужно человеку для здоровья: и целебные вещества, и пример жизнестойкости и красоты».

В. Солоухин

Могучая сила деревьев известна человеку давно. Но благодаря исследованиям, проведенным российскими и английскими специалистами по биолокации окружающей среды, теперь и научно доказано позитивное влияние деревьев на здоровье человека. Обнаружено, что они обладают биологическим полем, воздействие которого и объясняет производимый оздоровительный эффект.

Вокруг каждого человека или животного имеется биополе, которое укрывает его, как коконом и защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, в том числе от бактерий и вирусов. Если биополе менее 70 см., то человек легко заболевает и плохо себя чувствует. Здоровый человек обладает оболочкой биополя от 1 до 4 метров, спортсмены до 15 метров. Люди, обладающие биополем свыше 15 метров, могут лечить других людей. Среди деревьев есть «вампиры» (тополь, осина, ива, грецкий орех, рябина), рядом с которыми оболочка биополя человека истончается. Есть и «доноры» (дуб, сосна, кедр, береза, клен, липа), насыщающие все вокруг повышенной энергетикой. Издревле в березе или липе видели средство повышения работоспособности, а в тополе или осине возможность для снятия головных болей и т.д. Считалось, что осиновая кора помогает при зубной боли.

В чем ходили наши предки?

Неслучайно они ходили в лаптях, сплетенных из ивового, осинового лыка деревянная обувь избавляла их от многих болезней ног. В Толковом словаре В. Даля рекомендуется: «коли ноги сводит, то кладут осиновое полено в ноги, а от головных болей на голову».

Как же лечиться с помощью зеленого друга?

Самое эффективное лечение можно получить в начале весны, когда деревья только

только пробудились от зимней спячки, когда активно и щедро начинает выделяться энергия, накопленная ими за долгую зиму.

Найдите 2 могучих дерева с хорошей листвой, растущих недалеко друг от друга, чтобы одно было «донором», другое «вампиром». Подойдите к «вампиру», мысленно вступите с ним в разговор, постарайтесь почувствовать симпатию к дереву, которое будет вас лечить. Настройтесь на спокойный лад и на восприятие тонких ощущений. Встаньте спиной к дереву и обопритесь на него ладонями, заложенными за спину. Расслабьтесь. Со стороны это будет выглядеть так, будто вы отдыхаете или ждете кого-то. Постарайтесь почувствовать, как из тела выходит энергия, как будто вода неслышно вытекает из сосуда. А в ладонях ощущение холодного оттока. Постойте так возле «вампира» 2-3 минуты и вы почувствуете, как появляется усталость, болят спина и поясница. Размеры вашего биополя уменьшились до 20-30 см. Это уже хорошо, значит «вампир» неплохо поработал и отсосал часть вашей биополевой оболочки вместе с болезненной энергией. Теперь

быстрее к «донору» (лучше всего к дубу). Вы снова становитесь к дереву спиной, как и в первом случае, и чувствуете легкое, теплое покалывание. Можете даже ощутить вливание энергии в свое тело: как будто оно превратилось в резиновый манекен и кто-то в него наливает невесомую жидкость. Сразу улучшается настроение, исчезает боль. Биополе увеличивается в несколько раз. Потом снова сбросьте энергию на дереве «вампире» и снова подзарядитесь на «доноре». И так 4-5 раз сброс и набор жизненной энергии.

Можно ли лечить все болезни?

Не рекомендуется стоять под деревьями при кровотечениях, острых воспалительных процессах, опухолях. Если нет каких-нибудь четких ощущений от зарядки - разрядки, то не отчаивайтесь. Может, у вас нервная система при нынешних стрессах «забита» лекарствами и др. Но это не значит, что деревья не действуют. Убедиться в этом можно на примере: по четным дням, отправляясь на учебу или работу стоять минут 15 у «вампира» (тополя), а по нечетным у «донора» (дуба). И вы заметите, что по четным дням вы будете болезненными и усталыми, а по нечетным жизнерадостными.

Как вы думаете, сохраняет ли срубленное дерево свою энергию?

Ученые заинтересовались этим и выяснили сохраняет. Мало того, оно может многие годы передавать эту энергию человеку. Мебель из древесины сохраняет целебные свойства. Наши предки, строя дома и делая мебель, брали не любое сырье, а только те деревья, которые были спилены в определенное время года, да еще и в разное время суток, что означает качество деревьев, их энергоотдача в разное время различны. И сегодняшние исследования подтверждают наблюдательность наших предков. Таким образом, начав хранить одежду не в бабушкиных сундуках, а в облицованных пластиком шкафах, мы лишили себя мощной подпитки, которую дает нам дерево.




ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ

Где можно встретить птиц?

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах и в приполярной пустыне, в безводных песках и над безбрежными просторами океана.

Каково значение птиц?

Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Птиц часто называют друзьями человека, так много среди них полезных. Многие птицы питаются насекомыми и, следовательно, помогают охранять леса, поля, сады. Без птиц вряд ли можно представить себе живую природу, открывающую свои тайны тому, кто умеет быть наблюдательным. Эти юркие, пестро окрашенные и, в большинстве своем, хорошо поющие существа очень полюбились нам. И поэтому, неудивительно, что мы хотим знать о них как можно больше. Птицы привлекают наше внимание разнообразными и, нередко, очень приятными для нашего слуха звуками. Они украшают парки, сады, леса своими яркими красками и звучной песней, делают природу радостной и приятной. Птицам посвящено много стихов, песен, рассказов, сказок.

Какие вы знаете стихи, песни о птицах? Какова польза птиц?

Ученые подсчитали, что в лесу численность насекомых перед началом весеннего пролета птиц бывает около 8 миллионов особей на гектар, а в конце пролета около 3 миллионов, т.е. число вредных насекомых сокращается более, чем в 2 раза. Семь пар насекомоядных птиц с птенцами за 90 дней гнездового периода истребляют в саду 6 миллионов вредных насекомых.

Каких вы знаете насекомоядных птиц?

Это большие синицы, поползни, зяблики, горихвостки, мухоловки – пеструшки, чижи, снегири, сойки и т.д. Трудно представить себе, какие непредвиденные последствия возникли в хозяйстве человека, если бы не «контроль» со стороны многочисленной армии насекомоядных птиц.

Чем еще полезны птицы?

Еще с глубокой древности птицы служат объектом промысла, давая дешевое и вкусное мясо. Особенно велико до сих пор промысловое значение уток, гусей и куриных (рябчиков, куропаток, фазанов, перепелов). Пух птиц используется в производстве утепленных подкладок для курток, рукавиц, спальных мешков, подушек и другой теплой одежды.

А что случится, если птиц вдруг не станет?

Беда случится. Умолкнут поля, леса, степи. Не порадуют наших глаз их ловкий, быстрый полет, их яркое оперение. Вместе с птицами исчезнут и их секреты и тайны. Не сложат о птицах новых стихов и песен, пословиц и поговорок, сказок. И это только начало. Расплодятся вредные насекомые и грызуны и опустошат наши поля, сады и огороды. Полчища гусениц, короедов и листогрызов погубят наши леса. Без птиц – санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. Некому станет разносить по лесам семена лесных ягод, желуди и орехи. Чайки и утки не перенесут на лапках и перьях икринки из богатых озер в опустевшие. Сорняки засорят всю землю. А чтобы этого не случилось, мы должны охранять и беречь птиц.

Как беречь птиц?

Птицы взяты под защиту закона. Запрещена ловля и стрельба всех мелких птиц. Нельзя собирать птичьи яйца, коллекции чучел и гнезд. Особо редкие птицы занесены в Красную книгу. На охотничьих птиц установлены строгие сроки охоты. Организованы специальные птичьи заповедники.

Но чем, же можете помочь птицам вы, ребята?

В голодное время года подкармливать птиц. Стоит только на простую фанерную полочку насыпать корм, и полочка станет волшебной. Насыплешь крупы и семечек, как слетятся голуби, воробьи и синицы. А положишь кисти рябины – появятся свиристели и снегири. Кроме кормовой полочки можно сделать кормовой столик и даже домик. Только надо следить, чтобы на них всегда был свежий и разный корм.

Каким кормом можно подкармливать птиц?

Птицы зимою не привередливы. Они все клюют: крошки, семечки, крупы, косточки с мясом, обрезки сала. С утра до ночи у кормушек птичья суета.

Как привлекать птиц весной?

Весной нужно развесить птичьи домики: скворечники для скворцов, синичники для синиц и дуплянки для всех других. Домики нужно плотно сколачивать из досок, чтобы не было щелей, и чтобы в них поселились птицы. За все заботы птицы тебе отплатят. Любите и охраняйте птиц. Птицы – наши друзья.



ВИКТОРИНА «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ»

Цель мероприятия: Способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, внимания, умения работать с дополнительной литературой. Дать возможность ребятам поиграть и развлечься с пользой для них, дружно, всем коллективом.

Ведущий: Здравствуйте дорогие гости и участники нашей игры. Мы рады видеть вас в этом зале. Сегодня всех вас ждет интересная и увлекательная игра «Счастливый случай».

Для проведения игры нам потребуется компетентное жюри (идет представление жюри).

Ну а теперь наступает ответственный и решающий момент. Команды на сцену. Итак, в нашей игре принимают участие команды восьмых классов (идет представление команд).

Мы закончили представление команд и переходим к первому гейму «Знакомство». Но сначала разыграем право первого хода. Я задаю вопрос, и та команда, которая первая правильно ответит на вопрос, и начнет игру.

Загадка

Каким словом одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных? (Носорог)

Итак, право первого хода у команды:


Первый гейм «Знакомство»

Ведущий: Вам будут заданы вопросы из областей: ботаники, зоологии. Вопросы будут заданы поочередно каждой из команд. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

Какие цветы пахнут медом? (Алиссум)

Какой узел нельзя развязать? (Нервный узел)

Во лугах, лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички? (Ромашка)

Животные, живущие на теле или в органах себе подобных? (Паразиты)

Какие растения можно назвать земноводными? (Мхи обитают на суше, оплодотворение в воде)

Процесс воспроизведения себе подобных. (Размножение)

Какое растение быстро растет, а потом может быть использовано на «мыло»? (Подсолнечник)

Наука о животных. (Зоология)

Десять бочек туго вложены друг в друга, и только дно у всех одно. (Луковица)

Оплодотворенная яйцеклетка. (Зигота)

Существуют ли растения, для рассматривания которых нужны увеличительные приборы? (Ряска)

Особь, имеющая мужские и женские половые клетки. (Гермафродит)

С какой легендой связано название цветка незабудка? (С гибелью любимой девушки)

Название типа, к которому относятся мухи, осы, раки, пауки. (Членистоногие)

Какой из цветков получил эмблему бессмертия? (Бессмертник)

Развитие с превращением. (Метаморфоз)

Из каких растений получают зубной порошок? (Из щавеля, мяты)

Что случается с собакой после того, как ей исполняется три года. (Идет четвертый)

Какая водоросль является основным объектом выращивания в водоемах для практического использования? (Морская капуста – ламинария)

12 ног, 3 хвоста, 15 копеек. Кто это? (Три поросенка)

Ведущий: итак, первый гейм подошел к концу. Жюри подводит итоги.


Второй гейм «Ты – мне, я – тебе»

Каждый участник команды задает вопрос представителю команды соперника. На размышление дается 20 секунд. Жюри выбирает наиболее интересный вопрос и всей команде присуждается дополнительное очко. Начинает капитан команды:

Подведение итогов первого и второго геймов.


Третий гейм «Заморочки из бочки»

Ведущий: Команды поочередно вытягивают номера «заморочек из бочки». За каждый удачный ответ присуждается 1 балл, время обсуждения 30с. Если команда не справилась, то вопрос передается зрителям.

На темном «мундире» этой бабочки – красные генеральские «лампасы». Звание ее самое высокое на флоте, а живет в чертополохе и крапиве. (Адмирал)

Когда командующий армией, которая в середине века осадила немецкий город Монстер, увидел на городской стене эту птицу, он пришел к выводу, что его план взять город измором провалился, и снял осаду. На самом же деле в городе, не осталось ни каких продуктов. И эта птица была последней «пищей». Благодарные жители поставили ей памятник. Как называется птица? (Петух)

В 17 веке в Голландии на бирже за луковицу этого растения было заплачено 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связка платья и один серебряный кубок. (Тюльпан)

Название этой болезни происходит от двух итальянских слов: "моль" - дурной и "ария" - воздух. (Малярия)

По сказаниям греков, этот цветок появился вместе с богиней любви Афродитой из пены морской, а поэтесса Эллады Сафо назвала его царицей цветов. Как он называется? (Роза)

В реках Южной Америки живут хищные рыбы, которые стаями нападают на скот во время водопоя. Своими острыми зубами они впиваются в ноги животного. От боли животное падает, и рыбы с молниеносной быстротой начинают его пожирать. Как называются эти хищные рыбы? (Пираньи)


Четвертый гейм «Темная лошадка»

Ведущий: Сейчас, каждой команде будет задано по одному вопросу. Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Вопрос известного немецкого физиолога Ганса Молиша: «4 марта 1917 года около 9 часов вечера я шел по улице Яхдхов в Лайнце, близ Вены. На этой улице есть аллея из американского клена, которая перед этим была сильно подстрижена, и поэтому деревья были обильно покрыты ранами от порезов и пилки. К моему большому удивлению почти с каждого дерева свешивались ледяные сосульки длиной от 1 до 30 см. образовавшиеся на местах ранения. Обычная форма этих сосулек остроконечный конус, но реже, если капли выделяются из широкой раны, они принимают вид меча или лезвия ножа, а если во время их образования был сильный ветер, то они висят не отвесно, а наклонно. С этим явлением я был знаком уже давно. Я и раньше наблюдал его в конце зимы, но в таком изобилии и в такой красоте не видел его никогда. Сосульки на деревьях образовались по всей аллее». Как это объяснить? (Плач растений)

Почему мореплаватели, когда перевозили мешки с пшеницей, рожью и другими семенами в трюмах своих каравелл, очень внимательно следили, чтобы не было течи, и вода не попала в трюм? (Семена смоченные водой, увеличивались в объеме, при этом развивается огромное давление, опасное для корабля. Были случаи, когда при повреждении днища семена разбухали так сильно, что разрывали стенки трюмов, и корабль погибал)

Подведение итогов третьего и четвертого геймов.


Пятый гейм «Дальше, дальше, дальше»

Ведущий: Каждой команде дается одна минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для первой команды:

Где расположены органы вкуса у чешуекрылых и комнатной мухи? (На лапках)

Кто питается с помощью ложноножек? (Амеба)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

Что является сигналом для перелета птиц? (Изменение длины светового дня)

У каких беспозвоночных животных имеется кокон? (Насекомые, дождевые черви)

Миллиметровая нить, из какого материала может выдержать груз 260 кг? (Паутина)

Как называются океанические острова кольцеобразной формы, образованные коралловыми полипами? (Атоллы)

Ячейка в улье? (Соты)

Как называют животных, поедающих себе подобных? (Каннибалы)

Какой цветок самый большой в мире? (Раффлезия)

Зимой голоден, летом сыт. (Волк)

Одревесневший стебель какого растения может достигать в длину 300м? (Ротанг – лазающая пальма)

Как называются ногочелюсти скорпиона, похожие на клешни ракообразных? (Хелицеры)

Самка, какого червя паразитирует в подкожной клетчатке у человека, вызывая изъявление кожи? (Ришта)

Сколько ног у мухи? (Шесть)

Из каких организмов состоит лишайник? (Гриб и водоросль)

Как называются яйца тутового шелкопряда? (Грены)

Из чего получают пенициллин? (Гриб пеницилл)

Как называется часть цветка, состоящая из лепестков? (Венчик)

Каких животных называют «Летающими цветами»? (Бабочки)

Какой червь самый длинный? (Линнеус)

Как называется взаимовыгодное сожительство? (Симбиоз)

Кого сажает на раковину рак-отшельник? (Актинию)

Историческое развитие органического мира? (Эволюция)

Животное, своим видом напоминающее хирургический инструмент. (Ланцетник)

Органы дыхания рыб. (Жабры)

Отряд, к которому относится речной рак. (Десятиногие)

Раздел зоологии, изучающий насекомых. (Энтомология)

Взрослая особь насекомого. (Имаго)

Какая из птиц повисает на деревьях зимой кверху ногами, вниз спиной? (Синица)

Вопросы для второй команды:

Как узнают пчелы о месте нахождения цветов, с которых они собирают нектар? (По танцам пчел-разведчиц)

Висит сито, не руками свито (Паутина)

Выпучив глаза, сидит, непонятно говорит, родилась в воде, а живет в земле. (Лягушка)

Какое растение – «живой насос» – используется для осушения болота? (Эвкалипт)

Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику)

Кто движется вперед, вращаясь вокруг своей оси? (Инфузория)

Какая трава самая большая в мире? (Банан)

Какое травянистое растение питается насекомыми? (Росянка)

Как называется личинка свиного цепня? (Финна)

Сколько лет живет хвоя у ели? (5-7)

Где зимуют раки? (В норах под водой)

Какие морские животные похожи на цветы? (Актинии)

Кто такие чешуекрылые? (Бабочки)

Как называется плод у картофеля? (Ягода)

Какая водоросль называется морской капустой? (Ламинария)

Какое животное на 98% состоит из воды? (Медуза)

Какие животные используют чернила для защиты от врагов? (Головоногие – спруты, каракатицы, кальмары)

Что развивается из цветка? (Плод)

С какой стороны дерева обычно муравьи строят муравейник? (С южной)

Как называются мужские особи в пчелиной семье? (Трутни)

Ближе, к какому концу тела расположен поясок у дождевого червя? (К переднему)

Как называется восстановление утраченных органов? (Регенерация)

Какое вещество окрашивает листья в зеленый цвет? (Хлорофилл)

Каких червей в 1940году заселили в Каспийское море? (Нереиды)

Второе название половых клеток. (Гаметы)

Органы дыхания майского жука. (Трахеи)

Особая складка, полностью или частично покрывающая тело моллюска снаружи. (Мантия)

Раздел зоологии, изучающий рыб. (Ихтиология)

Развитие с превращением. (Метаморфоз)

Личинка беззубки. (Глохидий)




ОСЕТИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ И ПРИРОДА

Северная Осетия – Алания – край разительных контрастов. Сочетание дикой природы со следами деятельности человека, белоснежные горы, бурные реки, интересная флора и фауна создают неповторимый колорит ее природы.

Чем привлекает Осетия туристов? Живописные горы, сосново-березовые и буковые леса, красочные луга высокогорий, стремительные реки, многочисленные памятники природы, следы древних культур, богатейшее историческое прошлое и многое другое надолго остаются в благодарной памяти ее гостей. И поэтому с каждым годом растет интерес к нашей природе, что требует более глубокого ее изучения и охраны.

Есть ли у осетинского народа обычаи, традиции, связанные с охраной природы? У осетинского народа до сих пор сохранились традиции рационального природопользования. Осетинский народ, как и другие народы нашей страны, создал немало замечательных традиций, переходящих из века в век. Одна из таких традиций – бережное отношение к природе. Этому учили нас еще наши предки. Герой осетинских сказок не разбрасывал костей добытого им зверя. После трапезы он ударял по ним волшебной войлочной плетью, и зверь оживал, убегал в лес. Так, в сказках выразилась вековая мудрость народа, заботящегося о сохранении зверей и птиц издавна населяющих наши леса. Нартский эпос, в котором осетины отразили много черт своего древнего быта, свидетельствует, что нартское общество много внимания уделяло охоте. Существовала регламентация убиваемых на охоте зверей. Если охотников вместе было несколько человек (5-7), то даже в таком случае нельзя было убивать больше 2-3 зверей, а также стельную дичь. Отсюда обычай не разрешал охотиться весной и летом.

Какое значение придают осетины священным рощам? Особое место в народных природоохранных традициях принадлежит священным рощам. В древности они занимали огромные территории, которые сохранились и до сих пор. В священных рощах запрещалось рубить деревья, ломать ветки, косить траву. Еще с древних времен осуждалось старейшинами хищническое поведение в лесу. Вырубалось деревьев ровно столько, сколько было необходимо. В святой роще Хетага дерево издревле окружено ореолом «святости». «Оказаться в роще Хетага - значит переступить порог рая. Кроны столетних дубов, чинар, грабов и ясеней так переплелись, что небо в просветах между ними кажется в заячью шкурку», – писал поэт Ахсар Кодзати. Роща Хетага – заповедный уголок природы. Кажется, что устремленные в небо деревья плывут в величавом Симде. Здесь можно очистить душу, вверить себя и своих близких покровительству Уастырджи Хетага, находящихся в дороге и больных.

Чему учат осетинские поговорки и пословицы о природе? Поговорки и пословицы учат почтительному отношению к природе, животным. Еще с древности сравнивали животных с человеком для подчеркивания тех или иных их качеств. Например, с медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Существует множество поговорок и загадок о растениях и животных, передающих целую гамму чувств и отношений к ним людей. Какие вы знаете?

Вот некоторые из них:

Пусть собака лает, лишь бы не кусалась.

Волк от своих привычек нигде не отказывается.

Изредка олень и то болеет.

Осетинские традиции и обычаи – это непреходящие, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение, неиссякаемый источник, из которого черпает душа человеческая. Это призыв и напоминание о единстве человека и природы. Наше поколение не забывает об этом и реализует эти ценности в охране природы. В Осетии есть 2 памятника природы: роща Хетага и дендропарк Владикавказского лесхоза. С 1967 года создан Северо-Осетинский государственный заповедник в Алагирском районе, на территории которого охраняются очень строго все природные компоненты: леса, реки, звери, птицы, водопады, родники, минеральные источники.









ВИКТОРИНА «ВЕЛИКАНЫ В ПРИРОДЕ»

Самое высокое дерево в мире? (В книге рекордов Гиннеса сообщается о рекордсменах среди них. Высочайшим деревом был австралийский эвкалипт, высота которого в 1885 году достигла 143 м. В настоящее время самое высокое дерево вечнозеленое мамонтовое дерево (секвойя), растущее в одном из парков Калифорнии США, его высота 111,56 м.)

Самая большая крона? (Баньян - окружность кроны 412 м., площадь 1,2 га, растет в ботаническом саду Калькутты в Индии. Баньян начинает свое развитие как эпифит, т.е. растение, растущее на другом растении, на которое его семена заносят птицы. Тонкий ствол баньяна образует многочисленные воздушные корни, которые быстро растут вниз и укрепляются в почве, сильно разветвляясь и со временем они превращаются в толстые столбы до 10 м. в окружности. Описываемый баньян имеет 1775 столбообразных корней).

Самые крупные листья? (У пальм рода рифии - длиной до 20 м.)

Самые глубокие корни? (У фикуса из Южной Америки - длина 120 м.).

Самые крупные плоды? (У хлебного дерева. Оно растет в тропиках. Длина плодов - 60 см., вес от 16 до 30 кг. Из них пекут лепешки, разрезая плод и добавляя дрожжи, молоко).

Самая прочная древесина? (У березы Шмидта (береза железная). От шее отскакивает пуля, а топор тупится после 2 - 3 ударов).

Самая толстая кора? (У пробкового дерева - треть толщины ствола).

Самый большой обхват ствола? (Баобабы дают в обхвате 54,5 м. Эти деревья кормят, поят и одевают. Листья едят как овощи. Из плодов готовят напиток, похожий на лимонад. Из коры получают волокно для сетей, мешков, бумаги, одежды. В дуплах дерева устраивают кладовки, склады и жилые помещения)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации