Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности ознакомительного уровня «Компьютерные технологии в экономике»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественно - научной направленности
ознакомительного уровня
«Компьютерные технологии в экономике»
Возраст учащихся: 16 - 17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель:
Салатов Дмитрий Николаевич
Великий Новгород
Пояснительная записка
Программа «Компьютерные технологии в экономике» имеет естественно - научную направленность, составлена на основе специализированной литературы и методических пособий.
Программа разработана в соответствии с нормативными требованиями на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;
Письма Министерства образования и науки РФ «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих пограмм, включая разноуровневые);
с учетом:
Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и Плана мероприятий по ее реализации»;
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Требований Положения «О порядке оформления образовательных программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода», утвержденного приказом Комитета по образованию и Комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода и реализуется в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Первая университетская гимназия имени академика В.В. Сороки».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена ее профориентационной направленностью, так как полученные знания, умения и навыки по программе помогут каждому обучающемуся в их дальнейшей жизни, а так же тем, что ее реализация стимулирует обучаемых к успешному овладению такими предметами, как информатика и экономика, и направлена на развитие информационной культуры. Программа формирует общеучебные умения и способность к интеллектуальной деятельности на основе экономических методов в информатике. Усиливает междисциплинарные связи в школьном образовании. Развивает познавательных, интеллектуальные и творческие способности обучающихся.
Актуальность данной программы заключается в том, что значение применения экономических знаний для решения повседневных задач требует от ученика серьезной «компьютерной» подготовки. Сложность расчетов, их большой объем в совокупности с требованиями быстроты получения результата и обуславливает внедрение данной программы в учебный процесс.
Применение компьютерные технологий в экономике позволит любому обучающемуся эффективно рассчитать прибыль, доход, издержки в производстве продукции, сделать экономический прогноз, решить выгодно ли брать ссуду по предлагаемой процентной ставке, как эффективно спланировать штат своей компании, как с минимальными издержками осуществить транспортировку груза между предприятиями и торговыми центрами.
Преобразование системы народного образования в России повлекло за собой в первую очередь изменения в содержании образования. В статье 14 закона "Об образовании" отмечается, что содержание образования, являясь одним из факторов экономического и социального прогресса общества, должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации, на развитие гражданского общества, на совершенствование и укрепление правового государства. Содержание образования должно обеспечить "...формирование адекватной современному уровню знаний картины мира, адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в системе мировой и национальной культур".
Один из путей обновления содержания образования - введение в учебные планы школ нетрадиционных курсов. Таким курсом, удовлетворяющим многим требованиям нового содержания образования, является «Компьютерные технологии в экономике».
Цель программы: способствование развитию информационной компетентности учащихся через овладение системой экономических знаний в области современных ИКТ с целью успешной самореализации в условиях современной действительности.
Для достижения цели необходимо сформулировать следующие задачи:
Обучающие:
овладение работой различного типа программного обеспечения, используемого в экономической деятельности;
получение представления о структуре информационной деятельности внутри коммерческого предприятия и о классах задач, решаемых в рамках этой структуры;
формирование общей «компьютерной» грамотности.
Воспитательные:
создание условий для развития личности ребенка, его нравственного самоопределения, формирование жизненной позиции;
воспитание индивидуальной ответственности за принимаемое решение и развитие навыков коллективной работы обучающихся;
воспитание старательности, интереса и потребности к регулярным занятиям.
Развивающие:
развитие логического, образного и комбинаторного мышления;
развитие внимания и памяти;
прививание навыков самообучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного учреждения, опирается, в первую очередь, на интересы самих обучающихся. Данная программа рассчитана на два года обучения (136 часов).
В программе больше уделяется внимание изучению применения финансовых функций и решению оптимизационных задач.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентированно на добровольные одновозрастные группы обучающихся.
Наполняемость - до 15 человек.
Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобразования РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях».
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающимся.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту обучающихся.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы, 15-18 лет (10-11 классы).
Срок реализации образовательной программы – 1 год по 2 часа с 10-минутным перерывом 1 раз в неделю, и 2 год по 2 часа с 10-минутным перерывом 1 раз в неделю, всего 136 часов.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
Ожидаемым результатом является формирование умений у обучающихся создавать электронные таблицы и базы данных различной степени сложности, выполнять фильтрационные запросы к ним и создавать отчеты, находить и применять необходимые финансовые функции при решении задач, решать оптимизационные задачи. В качестве способов определения их результативности рассматриваются контрольные срезы знаний на ЭВМ.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения обучающиеся должны
знать:
понятие информационных технологий;
о распределении информационных потоков внутри предприятия;
что такое автоматизированное рабочее место;
о возможности применения различных типов программного обеспечения для каждого класса задач
определение табличного процессора, виды табличных процессоров, структуру данных, режимы взаимодействия с табличным процессором;
определение базы данных, виды баз данных режимы взаимодействия с базами данных;
область применения баз данных виды в финансово-коммерческой сфере;
уметь:
выделять категории пользователей АРМ на примере каждого предприятия;
давать характеристику общей структуры информационного обеспечения;
выполнять основные операции в электронных таблицах;
представлять финансовую информацию в ЭТ;
применять ЭТ для решения конкретных задач в финансово-коммерческой сфере.
создавать и изменять базы данных;
создавать отчеты по результатам обработки баз данных.
К концу второго года обучения обучающиеся должны
знать:
основные финансовые функции, используемые при расчетах в электронных таблицах;
способы решения оптимизационных задач;
уметь:
рассчитывать НДС;
строить отчетные ведомости по расчетам просроченных платежей;
рассчитывать комиссионные;
строить отчетные ведомости по расчету затрат на производство;
решать линейные оптимизационные задачи, в том числе транспортные задачи;
решать системы нелинейных уравнений.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
наблюдение за деятельностью обучающихся;
зачет.
Методика работы по курсу. Отсутствие системного учебника затрудняет изучение предмета обучающимся. В связи с этим обучение ведётся по следующей схеме:
1. Цикл лекций.
2. Практические занятия.
3. Индивидуальные консультации.
4. Зачёт.
Учебно – тематический план
1 год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теория | практика | |||
1 | Компьютерные технологии в экономике. | 16 | 16 | 0 |
1.1 | Компьютерные технологии обработки информации. | 4 | 4 | 0 |
1.2 | Средства обработки информации. | 2 | 2 | 0 |
1.3 | Автоматизированные рабочие места. | 4 | 4 | 0 |
1.4 | Программно-технические средства. | 2 | 2 | 0 |
1.5 | Классы операций компьютерных технологий. | 4 | 4 | 0 |
2 | Табличные процессоры. | 22 | 6 | 16 |
2.1 | Электронные таблицы. | 6 | 6 | 0 |
2.2 | MS EXCEL. Интерфейс. | 2 | 0 | 2 |
2.3 | MS EXCEL. Адресация. | 4 | 0 | 4 |
2.4 | MS EXCEL. Встроенные функции. | 4 | 0 | 4 |
2.5 | MS EXCEL. Работа с несколькими таблицами. | 6 | 0 | 6 |
3 | Банки данных и базы данных. | 30 | 10 | 20 |
3.1 | Базы данных. | 6 | 6 | 0 |
3.2 | MS ACCESS. | 24 | 4 | 20 |
| Итого: | 68 | 32 | 36 |
Учебно – тематический план
2 год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теория | практика | |||
1 | Финансовые функции. | 22 | 2 | 20 |
1.1 | Расчет НДС. | 2 | 0 | 2 |
1.2 | Финансовая функция ПЛТ. | 2 | 0 | 2 |
1.3 | Финансовые функции БС, КПЕР и СТАВКА. | 2 | 2 | 0 |
1.4 | Отчетная ведомость по расчетам просроченных платежей. | 4 | 0 | 4 |
1.5 | Вычисление значения с использованием условия. | 4 | 0 | 4 |
1.6 | Расчет комиссионных. | 4 | 0 | 4 |
1.7 | Отчетная ведомость по расчету затрат на производство. | 4 | 0 | 4 |
2 | Оптимизационные задачи. | 26 | 8 | 18 |
2.1 | Линейная оптимизационная задача. | 4 | 2 | 2 |
2.2 | Задача об оптимальном составе сплава. | 4 | 0 | 4 |
2.3 | Задача об оптимальном планировании штатного расписания. | 4 | 0 | 4 |
2.4 | Транспортная задача. | 6 | 2 | 4 |
2.5 | Решение системы нелинейных уравнений. | 4 | 2 | 2 |
2.6 | Задача о назначениях. | 4 | 2 | 2 |
3 | Уравнение регрессии. | 20 | 8 | 12 |
3.1 | Линейная модель. | 2 | 2 | 0 |
3.2 | Функции для уравнения регрессии. | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Экспоненциальная модель. | 8 | 4 | 4 |
3.4 | Актуализация знаний. | 4 | 0 | 4 |
| Итого: | 68 | 20 | 48 |
Содержание образовательной программы.
Первый год обучения
Раздел 1. Компьютерные технологии в экономике. (16 часов)
Тема 1.1. Компьютерные технологии обработки информации. (4 часа)
Теория (4 часа).
Основные определения нового предмета.
Практика (0 часов).
Тема 1.2. Средства обработки информации (2 час).
Теория (2 часа).
Классификация средств обработки информации.
Практика (0 часов).
Тема 1.3. Автоматизированные рабочие места (4 часа).
Теория (2 часа).
Определение и основные функции.
Практика (0 часов).
Тема 1.4. Программно-технические средства (2 часа).
Теория (2 часа).
Перечисление основных средств и их функций.
Практика (0 часов).
Тема 1.5. Классы операций компьютерных технологий. (4 часа)
Теория (4 часа).
Классификация. Знакомство с учреждениями обработки информации.
Практика (0 часов).
Раздел 2. Табличные процессоры. (22 часа)
Тема 2.1. Электронные таблицы. (6 часов)
Теория (6 часов).
Определения табличного процессора, электронных таблиц, классификация электронных таблиц, режимы работы.
Практика (0 часов).
Тема 2.2. MS EXCEL. Интерфейс. (2 часа)
Теория (0 часов).
Практика (2 часа).
Знакомство учащихся с MS EXCEL.
Тема 2.3. MS EXCEL. Адресация. (4 часа)
Теория (0 часов).
Практика (4 часа).
Абсолютная и относительная адресация. Отработка навыков работы в MS EXCEL.
Тема 2.4. MS EXCEL. Адресация. (4 часа)
Теория (0 часов).
Практика (4 часа).
Автосуммирование, среднее значение, максимум, математические функции. Отработка навыков работы в MS EXCEL.
Тема 2.5. MS EXCEL. Работа с несколькими таблицами. (6 часов)
Теория (0 часов).
Практика (6 часов).
Обмен значениями между таблицами. Ссылки. Разные «Листы». Отработка навыков работы в MS EXCEL.
Раздел 3. Банки данных и базы данных. (30 часов)
Тема 3.1. Базы данных. (6 часов)
Теория (6 часа).
Определения базы данных, системы управления базами данных, информационной системы, классификация баз данных, режимы работы.
Практика (0 часов).
Тема 3.2. MS ACCESS. (24 часа)
Теория (4 часа).
Интерфейс. Таблицы. Формы. Запросы. Фильтры. Отчеты. Сводные таблицы.
Практика (20 часов).
Создание таблиц, форм, запросов, отчетов. Фильтрация данных. Работа со сводными таблицами.
Второй год обучения.
Раздел 1. Финансовые функции. (22 часа)
Тема 1.1. Расчет НДС. (2 часа)
Теория (0 часов).
Практика (2 часа).
Выполнение расчета налога на добавленную стоимость.
Тема 1.2. Финансовая функция ПЛТ. (2 часа)
Теория (0 часов).
Практика (2 часа).
Выполнение расчетов с использованием функции ПЛТ.
Тема 1.3. Финансовые функции БС, КПЕР и СТАВКА (2 часа).
Теория (2 часа).
Определение, синтаксис функций.
Практика (0 часов).
Тема 1.4. Отчетная ведомость по расчетам просроченных платежей (1 час).
Теория (0 часов).
Практика (4 часа).
Составление отчетных ведомостей.
Тема 1.5. Вычисление значения с использованием условия. (2 часа)
Теория (0 часов).
Практика (4 часа).
Решение задач с вычислением значения с использованием условия.
Тема 1.6. Расчет комиссионных. (4 часа)
Теория (0 часов).
Практика (4 часа).
Решение задач по расчету комиссионных.
Тема 1.7. Отчетная ведомость по расчету затрат на производство. (4 часа)
Теория (0 часов).
Практика (4 часа).
Создание отчетных ведомостей по расчету затрат на производство.
Раздел 2. Оптимизационные задачи. (26 часов)
Тема 2.1. Линейная оптимизационная задача. (4 часа)
Теория (2 часа).
Понятие линейная оптимизационная задача. Основные положения. Примеры.
Практика (2 часа).
Решение линейной оптимизационной задачи.
Тема 2.2. Задача об оптимальном составе сплава. (4 часа)
Теория (0 часов).
Практика (4 часа).
Расчет оптимального состава сплава.
Тема 2.3. Задача об оптимальном планировании штатного расписания. (4 часа)
Теория (0 часов).
Практика (4 часа).
Оптимальное планирование штатного расписания.
Тема 2.4. Транспортная задача. (6 часов)
Теория (2 час).
Понятие транспортной задачи. Основные положения. Примеры.
Практика (4 часа).
Решение транспортной задачи.
Тема 2.5. Решение системы нелинейных уравнений. (4 часа)
Теория (2 часа).
Обобщение изученного в курсе математики.
Практика (2 часа).
Решение системы нелинейных уравнений.
Тема 2.6. Задача о назначениях. (4 часа)
Теория (2 часа).
Построение математической модели задачи.
Практика (2 час).
Решение задачи о назначениях.
Раздел 3. Уравнение регрессии. (20 часов)
Тема 3.1. Линейная модель. (2 часа)
Теория (2 часа).
Определение понятия линейной модели уравнения регрессии.
Практика (0 часов).
Тема 3.2. Функции для уравнения регрессии. (6 часов)
Теория (2 часа).
Математический аппарат для уравнений регрессии.
Практика (4 часа).
Решение задач с использованием функций для уравнения регрессии.
Тема 3.3. Экспоненциальная модель. (8 часов)
Теория (4 часа).
Определение понятия экспоненциальной модели уравнения регрессии.
Практика (4 часа).
Решение задач с использованием экспоненциальной модели для уравнений регрессии.
Тема 3.4. Актуализация знаний. (4 часа)
Теория (0 часов).
Практика (4 часа).
Решение задач с использованием функций финансового анализа.
Методическое обеспечение программы.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
печатные материалы для раздачи на уроках;
учебная литература;
видеокурсы;
электронные средства обучения.
Рекомендации по организации занятий:
Программа предусматривает различные формы проведения занятий – теоретические и практические занятия.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям:
словесные (беседа, рассказ, объяснения);
наглядные (демонстрация педагогом решения, показ упражнений, показ действия, показ видеозаписей);
практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, овладение приемами работы);
закрепление материала.
Приёмы обучения:
анализ ситуаций,
показ практических действий,
выполнение заданий,
создание проблемных ситуаций,
поиск решений.
По организации деятельности:
групповая;
индивидуальная.
Предусматриваются различные формы подведения итогов:
наблюдение за деятельностью обучающихся;
зачет.
Дидактический материал представлен:
распечатки материалов;
электронные учебники;
диски.
Лекционный материал представлен:
беседы;
видеоролики;
файлы различных форматов;
презентации.
Материально-техническое оснащение занятий:
помещение для обучения;
парты;
стулья;
компьютерные столы;
компьютеры, объединенные в локальную сеть;
проектор;
шкаф для хранения книг, карточек, пособий;
интерактивная доска.
Список литературы для обучающихся.
Александров В. В.. Диаграммы в Excel. Краткое руководство. - М, СП, Киев: «Диалектика», 2004.
Скот палмер «Acces 2 для «чайников». – К.Ж «Диалектика», 1995.
Салатов Д.Н. Урок на тему «Построение отчетных таблиц в Ms Excel как составная часть финансового анализа». М.: «Информатика в школе» № 3’2012.
Симонович С. В. и др. Информатика:базовый курс. СПб.: Питер, 2001.
Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник /Под ред. проф. Г.А. Титоренко.-М.: Компьютер, ЮНИТП, 2007
Информационные технологии в экономике: Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы / Сост.: доц. Л.С. Драгунова, доц. Т.А. Кондратьева, ст. преп. И.А. Мельникова. – Новосибирск: СибУПК, 2005
Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000
Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике: Учебно-практическое пособие / МЭСИ. – М.: МЭСИ, 1999.
Список литературы для педагога.
Барышникова М.Ю., Карелова Е.И., Клецин В.И., Шумихина Т.А. Информационные технологии для учителя – предметника. – М.: Федерация Интернет образования, 2003
Гарнаев А.Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. – Спб.: БХВ-Петербург, 2002
Экономическая информатика/Под ред.П. В. Конюховского и Д. Н. Колесова. СПб.:Питер, 2001.
Додж М., Кината К., Стинсон К. Эффективная работа с Excel 7.0 для Windows 95/Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.
Попов A. A. Excel: практическое руководство. М.: ДЕСС КОМ, 2001.
Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы и технологии в экономике. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2008.
Экономическая информатика / Конюховский П.В. и др. СПб.: Питер, 2007.
Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина. М.: Финансы и статистика, 2008
Электронные средства обучения.
http://festival.1september.ru/articles/560628/
Электронный учебник Федерации Интернет образования.
http://school-collection.edu.ru/