ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Улей»
Управление образования Администрации города Вологды
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Методический совет Протокол № 6 от 14.05.2024 | Утверждаю: Директор МУДО «ДТДиМ» ____________В.Н. Митрофанова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«Улей»
Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: краткосрочная
Шитова Татьяна Валентиновна
педагог-организатор с. п. «Колосок» МУ ДО «ДТДиМ»
г. Вологда, Пошехонское шоссе, 26
г. Вологда
2024 год
1.Информационная карта программы
1.Название лагеря | Городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «УЛЕЙ» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по организации летнего отдыха в лагере с дневным пребыванием детей «Улей» на базе структурного подразделения «Колосок» МУ ДО «ДТДиМ» |
3 Автор – составитель программы | Педагог-организатор с.п. «Колосок» МУ ДО «ДТДиМ» Шитова Татьяна Валентиновна |
4.Юридический адрес организации | 160022 г. Вологда, Пошехонское ш., 26 |
5.Форма проведения | Лагерь дневного пребывания детей |
6.Сроки реализации | краткосрочная, 14 календарных дней |
7.Количество смен, общее количество детей | 1смена, до 25 человек |
8.Пояснительная записка | Нормативно – правовая база Актуальность Педагогическая целесообразность Новизна или отличительные возможности программы Характеристика участников программы Сроки реализации Цели и задачи программы Планируемые результаты |
9.Принципы реализации программы | Принцип гуманизации отношений Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности Принцип дифференциации воспитания Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей. Принцип интегративно-гуманитарного подхода. Принцип уважения и доверия. Принцип открытости. |
10.Цель программы | обеспечение оптимальных условий для оздоровительного отдыха и формирования экологической культуры детей. |
11.Задачи программы | Образовательные: расширить и углубить знания детей об объектах природного и культурного наследия родного края; повысить уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе; обучать детей дополнительным знаниям, умениям и навыкам через работу творческих мастерских по видам деятельности: экологические занятия, занятия театрально-вокальной студии, занятия по изобразительной деятельности. Воспитательные: воспитывать патриотические и гражданские качества личности; формировать ответственное отношение к природе и культуре родного края; формировать первоначальные нормы и правила общения с природой через знакомство с экологическим состоянием микрорайона, города; Развивающие: развивать исследовательские навыки через прогулки по экологической тропе; формировать временный коллектив детей, развивать чувства взаимопомощи, товарищества, внимательного отношения друг к другу. Оздоровительные: содействовать развитию санитарно-гигиенических навыков; пропагандировать здоровый образ жизни; укреплять эмоциональное и физическое здоровье детей через систему оздоровительных мероприятий. |
12. Содержание программы | Основная идея в создании нестандартной развивающей экологизированной игровой среды посредством сюжетно-ролевой игры «Улей», позволяющей детям быстрее войти в практическую экологическую деятельность, где каждый ребенок в течение смены пробует свои силы в различных видах деятельности. Программа имеет эколого–биологическую направленность. Лагерь дает возможность проявить эмоционально – ценностное отношение к экологической среде своего микрорайона, родного города, научиться применять на практике полученные знания, решать конкретные экологические ситуации, а самое главное – стремится к саморазвитию. |
13.Направления деятельности | Экологическое |
14 Этапы реализации. | 1 этап: подготовительный – апрель, май. 2 этап: организационный – 2-3 дня. 3 этап: основной – июнь месяц (14 дней). 4этап: заключительный – последующие 3 дня после смены. |
15. Ожидаемые результаты | В результате реализации программы «Улей» формируется временный коллектив детей для возможности общения, приобретаются навыки организации своей жизнедеятельности, эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми По окончании лагеря дети: расширят знания об объектах природного и культурного наследия родного края; повысят уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе; приобретут дополнительные знания, умения и навыки через занятия в творческих мастерских по видам деятельности: экологические занятия, театральные занятия, занятия по изобразительной деятельности и вокалу; закрепят знания правил техники безопасности и ПДД. По окончании лагеря дети будут уметь: излагать и применять полученные знания и умения; пользоваться первоначальными нормами и правилами общения с природой; видеть уникальность и красоту в окружающей среде, грамотно использовать природные ресурсы; пользоваться санитарно-гигиеническими навыками. |
2. Пояснительная записка
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков – одно из приоритетных направлений государственной социальной политики, проводимой по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков.
Деятельность детей в лагере отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества, патриотического и экологического воспитания.
Воспитательная ценность летнего оздоровительного лагеря состоит в том, что он создает условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения ребенка.
Программа «Улей» реализуется в условиях временного детского объединения на базе структурного подразделения «Колосок» МУ ДО «ДТДиМ» и разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018);
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. No 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. No 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. No 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
Актуальность. Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
Все мы - дети Природы. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Приоритетной задачей является формирование в сознании детей единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Программа «Улей» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Педагогическая целесообразность. Программа «Улей» имеет экологическую направленность.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Детский городской оздоровительный лагерь, оставаясь самым распространённым и доступным учреждением по организации отдыха детей, вносит свою лепту в развитие экологической культуры детей. В этом отношении лагерь компенсирует тот недостаток, который испытывают городские дети. Многие дети растут сегодня, что называется не на земле, а на асфальте. Именно летний лагерь предоставляет уникальную возможность развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром, дает возможность проявить эмоционально – ценностное отношение к экологической среде своего микрорайона, родного города, научиться применять на практике полученные знания, решать конкретные экологические ситуации, а самое главное – стремится к саморазвитию.
За время работы лагеря будут обеспечены оптимальные условия для оздоровительного отдыха детей через комплекс планируемых мероприятий: ежедневная утренняя гимнастика, посещение бассейна, физкультурно-спортивные мероприятия, подвижные игры и выходы на природу.
Чрезвычайно важно наряду с определением физических нагрузок и обеспечением безопасности маршрута экологической тропы решить и воспитательные задачи. Создается атмосфера сотворчества, сотрудничества и взаимодействия через сюжетно-ролевую игру, приобретаются дополнительные знания и умения по некоторым видам деятельности. Развиваются коммуникативные навыки, средства эмоционального самовыражения. Участники программы проявляют эмоционально – ценностное отношение к экологической среде своего микрорайона, родного города, научатся применять на практике полученные знания, решать конкретные экологические ситуации, а самое главное – стремится к саморазвитию. Продолжается усвоение простейших норм и правил общения с природой, привлечение детей к социально – значимой деятельности, таким как микроисследования, возрастает познавательный интерес к общим законам природы.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Улей» с дневным пребыванием детей на базе структурного подразделения «Колосок» успешно выполняет свои функции по оздоровлению детей, развивает чувство коллективизма, творческие способности, является частью среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности через формирование экологической культуры.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена программа «Улей», разработанная для временного коллектива детей.
Отличительные особенности программы «Улей». Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и экологического воспитания детей в условиях лагеря.
Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха детей для укрепления здоровья, развития творчества и физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта детей и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности. Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальная обстановка позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Создаётся нестандартная, развивающая, экологизированная игровая среда посредством сюжетно-ролевой игры «Улей», позволяющая детям быстрее войти в практическую экологическую деятельность, где каждый ребенок в течение смены пробует свои силы в различных видах деятельности.
Характеристика участников программы
Дети микрорайонов «Бывалово» и «Ремсельмаш» в возрасте 7-13 лет. Приоритет отдается детям из малообеспеченных семей.
Сроки реализации
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение одной лагерной смены.
Цель: обеспечение оптимальных условий для оздоровительного отдыха и формирования экологической культуры детей.
Задачи:
Образовательные:
расширить и углубить знания детей об объектах природного и культурного наследия родного края;
повысить уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе;
обучать детей дополнительным знаниям, умениям и навыкам через работу творческих мастерских.
Воспитательные:
формировать благоприятную психологическую среду общения со сверстниками, социализации; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе;
формировать бережное и ответственное отношение ребенка к сохранению природного и культурного наследия;
формировать первоначальные нормы и правила общения с природой через знакомство с экологическим состоянием микрорайона, города;
Развивающие:
развивать творческие способности детей через включение в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
Оздоровительные:
содействовать развитию санитарно – гигиенических навыков, здорового образа жизни, организация физической активности детей;
Планируемые результаты
В результате реализации программы «Улей» формируется временный коллектив детей для возможности общения, приобретаются навыки организации своей жизнедеятельности, эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Совершенствуются гигиенические навыки, появляется стремление к здоровому образу жизни.
По окончании лагеря дети:
расширят знания об объектах природного и культурного наследия родного края;
повысят уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе;
приобретут дополнительные знания, умения и навыки через занятия в творческих мастерских по видам деятельности: экологические занятия, театральные занятия, занятия по изобразительной деятельности и вокалу;
закрепят знания правил техники безопасности и ПДД.
По окончании лагеря дети будут уметь:
излагать и применять полученные знания и умения;
пользоваться первоначальными нормами и правилами общения с природой;
видеть уникальность и красоту в окружающей среде, грамотно использовать природные ресурсы;
пользоваться санитарно-гигиеническими навыками.
Лагерь должен оставить в сердце ребенка память прекрасного человеческого общения. Для ребенка это новое жизненное пространство, очень интересная социальная среда. И прежде всего летний лагерь это новые люди. Нужно помочь каждому ребенку сохранить свою самобытность, найти себя, почувствовать себя в чем-то талантливым.
3.Содержание программы
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3.Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность каким либо делом, посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
6. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Этапы реализации программы
1 этап: подготовительный – апрель, май.
Этот этап характеризуется тем, что за два месяца начинается подготовка к летнему сезону и открытию летнего оздоровительного лагеря. Деятельностью этот этапа является:
участие в городских семинарах Управления образования г. Вологды по подготовке и организации летней оздоровительной компании города;
знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
отбор кадров для работы в городском оздоровительном лагере;
обеспечение допуска сотрудников к работе лагеря;
проведение инструктажей по ТБ с сотрудниками;
корректировка и дополнение программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план – сетка, план оздоровительных мероприятий, режим дня, должностные инструкции и т.д.);
подготовка методического материала;
набор детей в городской оздоровительный лагерь,
организация помещения лагеря согласно СанПину.
2 этап: организационный – 2-3 дня.
Этот этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских способностей;
запуск программы «Улей»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3 этап: основной – июнь месяц (14 дней).
Основной деятельностью этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно – творческих дел;
работа творческих мастерских.
4этап: заключительный: последующие 3 дня после смены.
подведение итогов работы лагеря (наглядная демонстрация достижений детей);
проведение итоговой диагностики и анализ результатов деятельности, отчетность;
анализ предложений и отзывов детей и родителей и педагогов по деятельности городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в следующем году.
Схема управления программой
Детям представляется возможность в ходе лагерной смены побывать в удивительном пчелином домике «Улей», перевоплотиться в «пчелок» и путешествовать по «Волшебной стране». Карта путешествий открыла свои новые тайны. Через нее проложена «Тропа природы», где «пчелки» знакомятся с животным и растительным миром реки Содема, Осановкой рощи и т.д.
Для выполнения программы создаётся нестандартная развивающая экологизированная игровая среда посредством сюжетно-ролевой игры «Улей». Дети любят «превращения», используем это для воспитания эмоционального отношения к природе, уважительного отношения к её представителям, восприятия их как равных человеку.
Программа реализуется через следующие модули:
Модуль 1.Воспитательный
Модуль 2. Оздоровительный
Модуль 3.Образовательный
Работая с программой, следует помнить о том, что деление на модули условно, что каждое мероприятие имеет экологическое направление, решает задачи обучения, воспитания, развития и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности детей в природе.
Модуль 1. Воспитательный.
Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического и экологического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Организация воспитательного процесса в течение лагерной смены заключается в содержании и реализации коллективно-творческих дел, которые направлены на содействие формированию экологической культуры детей через познавательные и развивающие игры и мероприятия. Они подобраны с учетом тематики лагеря и возрастных особенностей детей. Форма проведения - это сюжетно-ролевая игра в виде эколого – краеведческого путешествия, которое включает в себя: коллективные творческие дела, прогулки – наблюдения, экскурсии, спортивные и подвижные игры, конкурсы, мини исследования, творческие задания, развлечениям на свежем воздухе.
Сюжетно-ролевая игра «Улей» - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все дети лагеря. Все роли в «Улье» распределяются по желанию. Все дети - «пчёлки», которые объединяются в микрогруппы – РОИ.
Выбираются:
«старшие пчёлы», которые формируют свой РОЙ, всего в «Улье» 3 РОЯ «пчёл», всю смену они соревнуются в трудолюбии и умении собирать мёд в свои «соты» (показатель КПД). «Соты» - у каждого РОЯ есть свой экран, куда наклеивают «пчёлки» шестиугольники, выданные за их работу (дела). Шестиугольники разных цветов - от красного до синего (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий);
«пчёлы-санитары» (всегда с аптечкой);
«цветоводы» (ухаживают за цветами в структурном подразделении «Колосок»);
игровики-затейники (оказывают помощь в организации массовых мероприятий);
«пчёлы-разведчики» (обследуют территорию для отдыха пчёл);
«пчёлки-художницы» (рисуют оформление и стенгазету);
физруки (оказывают помощь в проведении зарядки, спортивных мероприятий);
«пчелы – воспитатели» - это педагоги, которые осуществляют наблюдение за жизнью в пчелином «Улье»;
«главная пчела» - начальник лагеря, которая руководит всеми пчелками.
Путешествуя по «Волшебной стране» оформляется карта путешествий в форме листика, где отражены все походы – «полёты». Режим дня оформляется в форме сот. Табель настроения – в виде пчелиного домика.
План работы оформлен в виде вазы с цветами, каждый цветок из пяти лепестков обозначает неделю, на лепестке написана дата и название мероприятия. Эмблема оформляется в виде «пчёлки», где написаны фамилия и имя ребёнка, должность. В течение всей смены у каждого РОЯ оформляется экран соревнований это - показатель участия в КТД.
Также изготовлены все атрибуты маленькой пчелиной семьи это: герб, гимн и флаг, а так же девиз лагеря «Улей». В период лагерной смены организован выпуск стенгазеты, которая называется «Пчелка» или оформляется альбом с отзывами детей.
В начале и конце смены проводится анкетирование с цветовым показателем отдыха детей, и каждому РОЮ вручаются сувениры.
Коллективно-творческие дела лагерной смены.
КТД – это лагерные мероприятия, в которых принимают участие дети и педагоги, посвященные определенной теме, содержат в себе различные игры, соревнования, представления. Имеют художественное и музыкальное оформление.
КТД включает в себя:
Подготовительный этап: объявление темы, определение даты, времени проведения, подготовка заданий.
Основной этап: встреча, создание атмосферы восприятия мероприятия, программа выступлений, соревнования, конкурсы.
Заключительный этап: подведение итогов, вручение призов, сбор отзывов и предложений о проведенном мероприятии.
КТД проводятся по тематическим дням это:
День защиты детей;
День знакомства;
День спорта;
День «Пчелы разведчицы»;
День приобщения к духовности;
День экологических знаний;
День безопасности движения;
День театра;
День «Родная Вологда»;
День «Независимости России»;
День Дружбы.
Основные направления воспитательной работы:
Направление | Название, форма проведения мероприятия |
Экологическое | Прогулки – наблюдения по экологической тропе; Беседа «Воспитанные животные» воспитанники театра Ю. Куклачева; Экологический турнир «Летний»; Беседа «Правила поведения в природе»; Прогулка на реку Содему; Конкурс рисунка « Войди в природу другом»; Праздник труда; КВН «Берегите природу». |
Духовное и нравственное | Праздник Ивана Купалы; Праздник «Если с другом вышел в путь». Рисуем на асфальте; Посещение театра; Театрально – музыкальные спектакли; Экскурсия на конезавод. |
Приобщение детей к культурному наследию | Беседа «Улицы нашего города»; Конкурс рисунка «Славен город Вологда»; Экскурсия в село Покровское в Усадьбу Брянчаниновых; Экскурсия в музей села Кубенское; Экскурсия в музей Семенково; Беседа по творчеству Н.Рубцова; Экскурсия в краеведческий музей; Экскурсия в музей кружева; Экскурсия в картинную галерею и мастер – классы «Вологда – любовь моя»; Экскурсия в дом – музей Шаламова; Экскурсия в музей аптечного дела; Экскурсия в музей «Забытых вещей». |
Самоуправление | выявление лидеров; распределение обязанностей в отряде; закрепление ответственных по различным видам поручений; дежурство по столовой и игровым комнатам. |
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на спортивной площадке и в Осановской роще (футбол, бадминтон); эстафеты («Веселые старты», «Малые олимпийские игры», «Эстафетный бег»); подвижные игры на свежем воздухе («Найди свое дерево», «Бездомный заяц» и т.д.) солнечные и воздушные ванны (ежедневно); водные процедуры (трех разовое посещение бассейна); проведение прогулок и поездок за город (см. план-сетку Приложение №3); проведение прогулок-наблюдений в зеленой зоне реки Содема; привитие детям санитарно-гигиенических навыков через беседы «Правила этикета», «Оказание первой доврачебной помощи», «Укус клеща – это опасно!», «Твой режим дня на каникулах», выполняется гимнастика для глаз и игровые программы: целебное чаепитие (о целебных свойствах трав) и т.д.; витаминизация. |
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями Группа VK Информационные стенды |
Гражданское | Участие в митинге, посвященном «Дню памяти и скорби» ; Беседа «Герб. Гимн. Флаг»; Экскурсия в музей УВД; Экскурсия в МЧС. |
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Программа способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогрупп отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
˗ Коммуникативные игры «Тутти - фрутти», «Снежный ком», «Назовись» и др.
˗ Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас» и др.
˗ Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки - разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2» и др.
Работа по развитию творческих способностей детей:
Конкурс рисунков на асфальте;
Коллективно – творческие дела: игровая программа «Любовь с первого взгляда»; игра «Найди клад»; Праздник «Сладкоежки»; «Алло, мы ищем таланты!»; музыкальный час «Пойте вместе с нами!»; игровая музыкальная программа «Встреча с В. Я. Шаинским», выпуск стенгазеты «Пчелка» или оформление памятного альбома и т.д.
Мероприятия на развитие творческого мышления: «Детектив – шоу»;
« Час загадки»; «Поле чудес»; Конкурс врунов «Как меня в лагерь собирали»; Конкурс театральных импровизаций на тему каникулярной жизни, игровая программа «Четыре времени года»; Праздник «Красок».
Модуль 2. Оздоровительный
Физическое воспитание в лагере имеет задачей укрепление здоровья детей, разностороннее физическое развитие. Важным профилактическим моментом по охране и по укреплению здоровья является целенаправленное воспитание. При этом должны соблюдаться три основных правила:
- Постепенно расширять знания детей об охране здоровья.
- Вырабатывать и укреплять правильное отношение детей к заботе о собственном здоровье.
- Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки.
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как полноценное питание, гигиена режима, утренняя гимнастика, солнечные и воздушные ванны, прогулки в лагере на свежем воздухе, беседы с детьми о необходимости закаливания организма, вреде курения и др.
Основные формы организации:
- В летнем городском оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – проветриваем зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
- Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятий присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, поэтому в программу включены следующие мероприятия :
˗ ежедневный осмотр детей;
˗ утренняя гимнастика;
˗ принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
˗ организация пеших экскурсий;
˗ организация здорового питания детей;
˗ организация спортивно-массовых мероприятий: спортивные эстафеты,
- подвижные спортивные игры.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правили при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», инструкции по видам творческой деятельности;
Обучение – тренинг по эвакуации детей из помещения лагеря;
Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением участкового инспектора;
Профилактическая беседа о вреде наркотиков;
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Безопасность в городской квартире»;
Оформление стенда для детей и родителей «Один на улице или безопасная прогулка» (по темам: «Что нужно знать о солнечных лучах»; «Осы и пчелы»; «Держитесь подальше от гусениц»; «Ядовитые грибы»; «Осторожно! Бездомные животные»; «Если ребенок заблудился»; «Живые опасности: клещи, змеи»; «Ядовитые растения»; «Тепловой удар»; «Правила осторожных детей»; «Правила поведения в лесу»; «Не выходи на улицу один! Пять НЕ».
Игровая программа «Веселый светофор»;
Конкурс рисунка «Безопасное колесо».
Модуль 3. Образовательный
В летнем оздоровительном лагере «Улей» организуется образовательная деятельность детей. Ребёнку предлагается возможность выбора видов деятельности согласно своим увлечениям и интересам.
На протяжении лагерной смены организуются и проводятся образовательные занятия в форме творческих мастерских по направлениям образовательной деятельности, реализуемой в структурном подразделении. Реализуются программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ДоМиСолька»;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Почемучка»;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра».
Организация образовательной деятельности в городском лагере «Улей» предполагает занятия в мастерских по видам деятельности:
Творческая мастерская «Почемучка»;
Творческая вокально - театральная мастерская «Мы играем и поем»;
Мастерская по изобразительной деятельности «Нарисуй-ка».
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Направление | Название, форма проведения мероприятия |
экологическое | Творческая мастерская «Почемучка». Экологический час. «Что такое экология». Значение для жизнедеятельности человека. Беседа «Правила поведения в природе». Прогулка – наблюдение «Что нас окружает». Соблюдение чистоты и порядка в подъезде и дворе. Промышленность предприятия микрорайона, загрязнение окружающей среды; Изготовление поделок из природного материала, составление гербария, определение лекарственных трав; Турнир «Летний»; Прогулка на реку Содему, Осановскую рощу. Подвижные игры; Игровая программа «Лечебное чаепитие». |
Духовное и нравственное | Творческая вокально-театральная мастерская «ДоМиСолька»». Конкурс «Театральные импровизации». Музыкальный час «Угадай мелодию» Игровая музыкальная программа «Встреча с В.Я. Шаинским Игровая программа «Алло, мы ищем таланты». |
Духовное и нравственное | Творческая мастерская по изобразительной деятельности «Нарисуй - ка». Презентация «Улицы нашего города» и конкурс рисунка на асфальте «Славен город Вологда»; Конкурсы рисунков «Войди в природу другом»; «Безопасное колесо»; Игровая программа «Праздник красок»; Выставка рисунков «Чудеса природы». |
1. Творческая мастерская «Почемучка»
Экологическое направление
Назначение экологической деятельности: воспитание экологической культуры у детей, воспитание ответственного отношения детей к природе, формирование целостного взгляда на природу и места человека в ней, выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Занятия предусматривают знакомство с зеленой зоной микрорайона и находящимся в микрорайоне предприятиями. Недостаточно говорить детям, что экологическая обстановка в городе неблагоприятная. Необходимо позволить им самим выяснить состояние природной среды и проанализировать свои наблюдения. Разработана и используется экологическая тропа в районе реки Содемы. Цель создания тропы: обучение детей общению с природой, воспитанию бережного обращения к ней, на примере конкретных природных объектов. Во время прогулок проводятся наблюдения за деревьями разного возраста, цветами, лекарственными растениями, состоянием воды в реке в начале и в конце месяца; когда появляются отдыхающие на реке, как засоряют зеленую зону, не убирая за собой мусор, когда и почему появляется запах от воды, есть ли рыба и какие животные и насекомые живут у воды. Сбор гербария, составление небольших сообщений о лекарственных растениях, конкурсы на знание названий деревьев, цветов и т.д. Участвуя в мастерской, каждый желающий может получить знания и практические умения о правилах поведения в природе, приобрести экологически ориентированный личный опыт, проявить посильное участие в деятельности по улучшению окружающей среды. Благодаря особым свойствам деятельности мастерской у детей формируется определенный уровень экологического сознания.
Творческая мастерская «Почемучка»
Задачи:
повысить уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе;
способствовать формированию первоначальных норм и правил общения с природой через знакомство с экологическим состоянием микрорайона.
формировать и развивать у детей исследовательские навыки через прогулки по экологической тропе, способности к наблюдению и анализу результата.
Особенности работы мастерской: Занятия предусматривают знакомство с зеленой зоной микрорайона и находящимися в микрорайоне предприятиями. Разработана и используется экологическая тропа в районе реки Содемы с целью обучения детей общению с природой, воспитанию бережного обращения к ней, на примере конкретных природных объектов.
Участвуя в работе мастерской каждый желающий ребенок может получить знания и практические умения о правилах поведения в природе, приобрести экологически ориентированный личный опыт, проявить собственное посильное участие в деятельности по улучшению окружающей среды. Благодаря особым свойствам деятельности мастерской у детей формируется определенный уровень экологического сознания.
Учебный план
№ | Тема занятия | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Экочас. «Правила поведения в природе» Конкурс рисунка «Запрещающие знаки». | 1 | 1 | 2 |
2 | Экочас. Познавательное занятие «Почему в лесу надо вести себя тихо?» | 1 | 1 | |
3 | Экочас. Прогулка-наблюдение по тропе природы. Река Содема «Что нас окружает?» | 1 | 1 | |
4 | Экочас. Изготовление поделок из природного материала, составление гербария, определение лекарственных трав. | 1 | 1 | |
5 | Турнир «Летний» | 1 | 1 | |
6 | Турпоход на реку Содему. Подвижные игры | 2 | 2 | |
7 | Игровая программа «Лечебное чаепитие» | 2 | 2 | |
Итого | 2 | 8 | 10 |
Содержание тем и форм занятий:
1.Познавательное занятие «Правила поведения в природе»
Конкурс рисунка «Запрещающие знаки».
2.Познавательное занятие «Почему в лесу надо вести себя тихо».
3.Прогулка – наблюдение «Что нас окружает». Ознакомление с животным и растительным миром «зеленой тропы», выявление взаимосвязей, сезонные изменения, сбор природного материала.
Соблюдение чистоты и порядка в подъезде и дворе. Промышленность предприятия микрорайона, загрязнение окружающей среды.
4.Изготовление поделок из природного материала, составление гербария, определение лекарственных трав.
5.Турнир «Летний».
6.Турпоход в Осановскую рощу. Подвижные игры.
7.Игровое программа: «Лечебное чаепитие».
Духовно – нравственное направление
Работа по данному направлению осуществляется через развитие творческой активности личности ребёнка, создание ситуации успешности для каждого члена смены, развитие и формирование интереса к декоративно – прикладному и художественно – эстетическому творчеству. Важно максимально использовать творческие возможности детей, расширять их кругозор.
Формы организации: беседы, концерты самодеятельности, занятия по декоративно – прикладному творчеству, экскурсии в музеи.
Творческая вокально-театральная мастерская «ДоМиСолька»
Задачи
Развитие творческих способностей детей через разучивание игр с элементами театрализации, постановку инсценировок и исполнение музыкальных произведений В.Я. Шаинского.
Занятия творческой театральной мастерской способствуют эколого-эстетическому развитию детей, помогают ребенку постигать мир природы через театрально - музыкальные образы, сопоставлять свои впечатления о природе с чувствами других людей, авторов музыки, учат выражать свои чувства языком звуков. Игры с элементами театрализации и инсценировки способствуют раскрытию актерских способностей ребенка. Постановка инсценировок планируется на события из школьной, каникулярной жизни.
Музыкальный час «Пойте вместе с нами», посвященный творчеству В. Я. Шаинского, любят дети любого школьного возраста. На примере этих песен они убеждаются в важности и необходимости в нашей жизни таких нравственных качеств как доброта, любовь к животным, внимание друг к другу, дружба, честность.
Как итог проводится игра-развлечение «Встреча с Шаинским», где дети узнают много интересного из жизни и творчества композитора и принимают участие в песенном конкурсе. Все музыкальные и театральные номера дети готовятся к лагерным мероприятиям.
Учебный план
№ | Тема занятия | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Подготовка к конкурсу «Театральные импровизации». | 1 | 2 | 3 |
2 | Музыкальный час «Угадай мелодию» | 2 | 2 | |
3 | Игровая музыкальная программа «Встреча с В.Я. Шаинским | 1 | 1 | |
4 | Игровая программа «Алло, мы ищем таланты». | 1 | 1 | |
Итого | 1 | 6 | 7 |
Содержание тем и форм занятий:
1. Театральные импровизации.
Разучивание игр с элементами театрализации, постановка инсценировок («В дальний путь собрались мы с тобой», «Любители природы», «Медведь и пчелы», «Опять двойка», «Ура каникулы!» и т.д.)
2. Музыкальный час «Угадай мелодию»
Разучивание музыкальных произведений В.Я. Шаинского («Вместе весело шагать», «Песенка крокодила Гены», «Улыбка», и т.д.);
3.Игровая музыкальная программа «Встреча с В.Я.Шаинским»;
4.Игровая программа «Алло, мы ищем таланты».
Творческая мастерская по изобразительной деятельности «Нарисуй - ка».
Искусство – это тоже форма познания окружающего мира. Изобразительное искусство традиционно связано с природой, это очень важно с позиции экологического воспитания. Занятия изобразительным искусством помогают создать зримый образ, что способствует усвоению ребенком информации. Дети наблюдают за природой и в творчестве выражают свое видение происходящих в них явлений. На занятиях по рисованию при помощи красок дети передают «настроение» природы и ее объектов. Развивается художественный вкус детей, наблюдательность, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.
Задачи:
развитие художественного вкуса детей, наблюдательности, глазомера, умения видеть красивое в окружающем мире и передавать это в рисунке;
привитие трудовых навыков, воспитание усидчивости и умения доводить начатое дело до конца.
Особенности работы мастерской:
Искусство – это тоже форма познания окружающего мира. Изобразительное искусство традиционно связано с природой, это очень важно с позиции экологического воспитания. Занятия изобразительным искусством помогают создать зримый образ, что способствует усвоению ребенком информации. Дети наблюдают за природой и в творчестве выражают свое видение происходящих в них явлений. На занятиях по рисованию при помощи красок дети передают «настроение» природы и ее объектов. Развивается художественный вкус детей, наблюдательность, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.
Учебный план.
№ | Тема занятия | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Презентация «Улицы нашего города», Конкурс рисунка на асфальте «Славен город Вологда». | 1 | 1 | 2 |
2 | Конкурс рисунка «Войди в природу другом». | 1 | 1 | |
3 | Конкурс рисунка «Безопасное колесо» | 1 | 1 | |
4 | Игровая программа «Праздник красок». | 1 | 1 | |
5 | Выставка рисунка «Чудеса природы». | 1 | 1 | |
6 | Оформление выставки детских работ. | 1 | 1 | |
Итого | 1 | 6 | 7 |
Содержание тем и форм занятий:
Презентация «Улицы нашего города», Конкурс рисунка на асфальте «Славен город Вологда».
Конкурс рисунка «Войди в природу другом».
Конкурс рисунка «Безопасное колесо».
Игровая программа «Праздник красок».
Выставка рисунка «Чудеса природы».
Оформление выставки детских работ.
4. Условия реализации программы
Методическое обеспечение
Методы воспитания:
- методы стимулирования и мотивации деятельности (поощрение, требование, порицание);
- соревновательные методы опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус;
- методы примера позволяет формировать идеал коммуникативного поведения, служит средством стимула и самовоспитания;
- методы контроля и самоконтроля способствуют получению информации об эффективности воспитательных воздействий;
- методы убеждения обеспечивает формирование мировоззрения обучающихся, гражданских и патриотических качеств, сознательной убежденности.
Принципы:
Программа «Улей» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
˗ уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; ˗ уважение и терпимость к мнению детей;
˗ самоуправление в сфере досуга;
˗ создание ситуаций успеха;
˗ приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
˗ защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
˗ создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; ˗ формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере «Улей» является
˗ сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
˗ отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
˗ создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
˗ взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
˗ активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
˗ необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
˗ оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
˗ вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
˗ сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
˗ постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
˗ грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
˗ грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
˗ грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
˗ грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
˗ грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
˗ добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
˗ доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
˗ в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Принцип открытости.
˗ Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.
Информационно – ресурсное обеспечение
1.Игротека настольных игр.
2.Наглядный материал: атрибуты и символика (герб, флаг, бейджи в форме пчелки, карта посещений мероприятий «Волшебная карта полетов», «Ульи» - три домика для списка детей отряда, плакат «березки» - табель посещаемости).
Группа в VK
Кадровое обеспечение
Схема управления программой
НАЧАЛЬНИК ЛАГЕРЯ (РУКОВОДИТЕЛЬ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР
ВОСПИТАТЕЛИ (ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
УЧАСТНИКИ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
В обязанности начальника лагеря входит: составление программы лагерной смены, осуществление комплектование контингента воспитанников; поддерживание связей с различными учреждениями города; оказание методической помощи педагогу-организатору и педагогам дополнительного образования; поддержание позитивного морально-психологического климата в детском и педагогическом коллективах; обеспечение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, санитарно-гигиенического режима. Расходование средств по смете и составление отчета.
В обязанности педагога-организатора входит: организация досуга детей, составление плана-сетки мероприятий на смену с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; вовлечение детей в групповые, коллективные, индивидуальные формы работы; организация здорового общения; составление сценариев мероприятий, пополнение банка методических разработок лагеря; создание условий для активного отдыха, восстановления и развития детей; организация работы по созданию временного детского коллектива; создание эмоционально-положительной атмосферы, условий для душевного комфорта детей.
В обязанности воспитателя (педагога дополнительного образования) входит: организация образовательной деятельности по профилю педагога дополнительного образования (творческая мастерская), помощь в оформлении мероприятий и самостоятельное их проведение по плану – сетке, организация соревнований и проведение конкурсов, выставок детских творческих работ. Составление сценариев мероприятий, пополнение банка методических разработок лагеря; создание условий для активного отдыха, восстановления и развития детей; организация работы по созданию временного детского коллектива; создание эмоционально-положительной атмосферы, условий для душевного комфорта детей. Сопровождение на экскурсии, культпоходы, выход детей за пределы территории лагеря, в бассейн, столовую в течение смены. Осуществление контроля и организации прогулок, игр на улице на территории лагеря.
Материально-технические обесречение
Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственный | |
Кабинеты | игровые комнаты | Материальная база с.п. Средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов. | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивные площадки | Линейка, проведение игр на воздухе, спортивные состязания | Материальная база с. п. воспитатели, технический персонал | Воспитатели, технический персонал |
Дворовая площадка | Отрядные дела, игры путешествия | Материальная база с.п. | Воспитатели |
5.Результативность программы
Критерии оценки результативности реализации программы:
1. Количество детей, которые в течение нескольких лет отдыхают в лагере;
2. Количество проведенных мероприятий
3. Участие детей в мероприятии, их активность, самостоятельность
4. Участие родителей и социальных партнеров к реализации программы
5. Качество выполненных работ, полнота знаний
6. Применение полученных знаний и навыков в мероприятиях
7. Сформированность временного детского коллектива, наличие разных форм детского самоуправления.
8. Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.
Мониторинг отслеживания эффективности деятельности по программе
Задача | Критерии | Способы отслеживания |
Расширить и углубить знания детей об объектах природного и культурного наследия родного края; Повысить уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе; | Полнота знаний, Положительное отношение ребенка и желание получать новые экологические знания. Активность участия в экологических мероприятиях. Стремление выполнять дополнительные задания (уход за цветами в с.п., рисование экоплакатов и т.д.) | Тестирование через проведение игровых программ. Проективный тест Ситуативный тест |
Формировать благоприятную психологическую среды общения со сверстниками, социализации; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе. | Адаптированность ребенка в коллективе; положительный эмоциональный микроклимат коллектива, конфликтность, взаимодействие в коллективе. | Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование. |
Развивать творческие способности детей, через включение в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. | Вовлеченность детей в творческую деятельность; активность детей в творческих делах лагеря, уровень достижений. | Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование, отслеживание количества детей, участвующих в коллективных делах. |
Прививать навыки здорового образа жизни, организация физической активности детей. | Отсутствие у детей вредных привычек. | Наблюдение педагогов, анкетирование, количество участников спортивных мероприятий. |
Система оценки качества реализации программы
Для отслеживания результативности программы будут использованы следующие методы:
1. Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;
2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;
3. Анализ участия детей в творческих делах, уровня активности и достижений;
4. Экран настроения;
5. В конце смены будет подготовлен аналитический отчет о результатах реализации программы, подготовлены фото и видео материалы;
6. Анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности предоставляемой услугой.
Оценка результативности
рейтинговая система (экран соревнований «Соты»);
самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексия);
сохранение контингента воспитанников лагеря в течение смены (без пропусков и заболеваний);
разные формы оценивания (творческие задания по разным видам деятельности).
Оценка эффективности и успешности реализации программы «Улей» осуществляется с помощью следующих форм:
экран соревнований в трудолюбии «Соты» - предназначен для отслеживания активности отрядов («РОЙ»). Ежедневно подводится итог дня пребывания в лагере, где определяется КТУ каждого РОЯ. Выдаются соты (ромбы) разной цветовой гаммы от красного до синего цвета, которые определяют активность, трудолюбие, поведение «пчелок» и наклеиваются на экран соревнований «Соты»;
пчелиный домик – табель настроения, где указаны фамилия и имя детей всего отряда. Ежедневно «пчелки» отмечают свое настроение ( тучкой или солнышком).
анкеты для детей и родителей в начале и по окончанию смены (приложение2).
Образовательный компонент
анкета по выявлению состояния экологической культуры участников лагеря «Улей» и интереса к экологическим проблемам, уровня экологических знаний;
проективный тест и ситуативный тест;
творческое задание «Экологическая этика»;
карта наблюдения педагога за усвоением ЗУН – педагог отмечает уровень усвоения материала на занятии в творческой мастерской;
количество детских творческих работ по разным видам деятельности.
Пребывание в лагере оставляет заметный след в душе и памяти ребёнка.
Экологическая программа городского оздоровительного лагеря «Улей» понятна и близка детям, в ней учитывается региональный компонент: экологическое состояние микрорайона, в котором находится структурное подразделение, наша улица, двор, дом, где мы живем. Участие в природоохранной деятельности позволяет каждому ребёнку ощутить свою полезность.
Таким образом, проанализировав возможности программы, отдых детей в нашем лагере «Улей» будет не только оздоровляющим, но и познавательным, интересным, с учетом местных условий. Анализ реализации программы показал, что она обеспечивает эффективность процесса экологического воспитания и принимается детьми с большим интересом.
6. Литература
1.Бахтибенов А. Н. Экологическое воспитание младших школьников. 1993
2. Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Макеева, А.Г. Две недели в лагере здоровья – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2018
3. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе – М.: Аркти, 2020
3.Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе — М., 2009
4. Гончарова, Е.И., Савченко, Е.В., Жиренко, О.Е. Школьный летний лагерь– М.: ВАКО, 2019
5. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2018
6. Лобачѐва С.И., Великородная В.А. Загородный Летний лагерь.– М.: ВАКО, 2018
7. Пенькова, Л.А. Под парусом лето плывѐт по земле – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016
8. Роткина Т.С., Курзова О.А., Нестеренко А.В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2020
9.Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2019
10.Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2018
11.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2019
Литература для детей
1.Евдокимова Н.Н.: Лето пахнет солью: Самокат, 2017
2.Мжаванадзе Тинатин: Лето, бабушка и я: Астрель, 2019
3.Михеева Т.В. Асино лето: КомпасГид, 2017
4.Ремез А.А Волны ходят по четыре: Поляндрия, 2019
5. Ярцева Евгения. Лето - лучшая пора: АприориПресс, 2020
Приложение 1.
План – сетка мероприятий в городском летнем оздоровительном лагере «Улей»
1 день знакомства 10.30 Праздничная программа «Улей», игры на сплочение и взаимодействие 13.00 Бассейн «Водный заплыв» | 2 день безопасности движения 10.30 Беседа с инспектором ГИБДД и демонстрация фильма о правилах дорожного движения. Конкурс рисунков «Безопасное колесо» 13.00 Игра по станциям на знание ПДД «Полосатая зебра» | 3 день экологических знаний 11.00 Интерактивная игра «Что ты знаешь о природе Вологодчины» 13.00 Прогулка в Осановскую рощу. Изучение флоры и фауны рощи. Составление гербария лекарственных трав | 4 день природы 11.00 Театрализованная –игровая программа «У Лукоморья», посв.225-летию А.С.Пушкина.
13.30 Творческая мастерская Изготовление экобижутерии из природного материала «Сувенир природы» | 5 день пчелы - спортсменки 10.30 «Спортивная игровая программа «По экологической тропе» в Осановской роще 13.00 Конкурс рисунков «Мы выбираем спорт!» | 6 день вежливости 10.30 Экочас «Правила поведения в природе» Конкурс рисунка «Запрещающие знаки». 13.30 КВН «Берегите природу» |
7 день Земли 10.30 Планетарий «Луна-парк» Экскурсия в музей села Кубенское 13.30 Творческая мастерская. Конкурс рисунков «Войди в природу другом» | 8 день независимости России 10.30 Интерактивная программа «Моя родина – Россия! 13.00 Флешмоб «Россия- Родина моя!» | 9 день пчелы - разведчицы 10.30 Экскурсия в краеведческий музей «Животные Вологодчины» 13.00 Экологический турнир «Летний» | 10 день чрезвычайных ситуаций 11.00 Экскурсия в МЧС Куб «Скалодром» 13.00 Бассейн «Водный заплыв» | 11 день театра
10.30 Театр «Теремок» Спектакль «Муха Цокотуха 13.00 Творческая мастерская Театральная импровизация «Вместе дружно в природу войдем» | 12 день искусства 10.00 Экскурсия в музей кружева «Природные мотивы в кружеве» 13.00 Игровая музыкальная программа «Встреча с В.Я. Шаинским» |
13 день воды 11.00 Бассейн «Водный заплыв» 13.00 Прогулка на реку Содему «Что нас окружает» Творческая мастерская «Красная книга Содемы» | 14 день домашних питомцев 10.40 Экскурсия на конезавод 13.00 Беседа «Воспитанные животные», Квест – игра «Мои питомцы» | 15 день пчелы - вологжанки 10.40 Экскурсия в село Покровское в Усадьбу Брянчаниновых 13.30 Конкурс рисунков «Славен город Вологда» | 16 день дружбы 11.00 Игровая программа «Праздник дружбы». Выставка «Чудеса природы» Чаепитие из целебных трав |
Приложение 2
Анкета для детей (в начале смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравится делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь потому, что_______________________________________
Я не хочу, чтобы___________________________________________________
Я хочу, чтобы _____________________________________________________
Я боюсь, что ______________________________________________________
Пожалуйста, напиши также свои фамилию и имя _______________________
Анкета для детей (последний день смены):
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.
Что было самым важным в этот период для тебя?
В этом лагере ___________________ В твоей семье___________________
В отношениях между людьми _______________________________________
Что ты запомнил больше всего?
Переживал ли ты здесь такие состояния?: / Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/Уверенность в себе/ /“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)
Что нового ты узнал?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо”
С П А С И БО!
за _______________________ (КОМУ?)_____________________
С П А С И Б О!
за _____________________ __ (КОМУ?)_____________________
С П А С И Б О!
за _______________________ (КОМУ?)_____________________
Закончи предложения: Я рад, что _________________________________
Мне жаль, что _________________________________________________
Я надеюсь, что_________________________________________________
Твое имя, фамилия ______________________________________________