ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Улей»

1
0
Материал опубликован 25 March

Управление образования Администрации города Вологды

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»



Методический совет

Протокол № 6 от 14.05.2024

Утверждаю: Директор МУДО «ДТДиМ»

____________В.Н. Митрофанова



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

«Улей»


Возраст детей: 7-15 лет

Срок реализации: краткосрочная




Шитова Татьяна Валентиновна

педагог-организатор с. п. «Колосок» МУ ДО «ДТДиМ»

г. Вологда, Пошехонское шоссе, 26






​​​​​​​г. Вологда

2024 год



1.Информационная карта программы


1.Название лагеря

Городской оздоровительный лагерь с дневным  пребыванием детей «УЛЕЙ»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по организации летнего отдыха в лагере с дневным пребыванием детей «Улей» на базе структурного подразделения «Колосок» МУ ДО  «ДТДиМ»

3 Автор – составитель программы

Педагог-организатор с.п. «Колосок» МУ ДО «ДТДиМ»

Шитова Татьяна Валентиновна

4.Юридический адрес организации

160022 г. Вологда, Пошехонское ш., 26

5.Форма проведения

Лагерь дневного пребывания детей

6.Сроки реализации

краткосрочная, 14 календарных дней

7.Количество смен, общее количество детей

1смена, до 25 человек

8.Пояснительная записка

Нормативно – правовая база

Актуальность

Педагогическая целесообразность

Новизна или отличительные возможности программы

Характеристика участников программы

Сроки реализации

Цели и задачи программы

Планируемые результаты

9.Принципы реализации программы

Принцип гуманизации отношений

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Принцип дифференциации воспитания

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Принцип уважения и доверия.

Принцип открытости.

10.Цель программы

обеспечение оптимальных условий для оздоровительного отдыха и формирования экологической культуры детей.


11.Задачи программы

Образовательные:

расширить и углубить знания детей об объектах природного и культурного наследия родного края;

повысить уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе;

обучать детей дополнительным знаниям, умениям и навыкам через работу творческих мастерских по видам деятельности: экологические занятия, занятия театрально-вокальной студии, занятия по изобразительной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать патриотические и гражданские качества личности;

формировать ответственное отношение к природе и культуре родного края;

формировать первоначальные нормы и правила общения с природой через знакомство с экологическим состоянием микрорайона, города;

Развивающие:

развивать исследовательские навыки через прогулки по экологической тропе;

формировать временный коллектив детей, развивать чувства взаимопомощи, товарищества, внимательного отношения друг к другу.

Оздоровительные:

содействовать развитию санитарно-гигиенических навыков;

пропагандировать здоровый образ жизни;

укреплять эмоциональное и физическое здоровье детей через систему оздоровительных мероприятий.

12. Содержание программы

Основная идея в создании нестандартной развивающей экологизированной игровой среды посредством сюжетно-ролевой игры «Улей», позволяющей детям быстрее войти в практическую экологическую деятельность, где каждый ребенок в течение смены пробует свои силы в различных видах деятельности. Программа имеет эколого–биологическую направленность. Лагерь дает возможность проявить эмоционально – ценностное отношение к экологической среде своего микрорайона, родного города, научиться применять на практике полученные знания, решать конкретные экологические ситуации, а самое главное – стремится к саморазвитию.

13.Направления деятельности

Экологическое

14 Этапы реализации.

1 этап: подготовительный – апрель, май.

2 этап: организационный – 2-3 дня.

3 этап: основной – июнь месяц (14 дней).

4этап: заключительный – последующие 3 дня после смены.

15. Ожидаемые результаты

В результате реализации программы «Улей» формируется временный коллектив детей для возможности общения, приобретаются навыки организации своей жизнедеятельности, эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

По окончании лагеря дети:

расширят знания об объектах природного и культурного наследия родного края;

повысят уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе;

приобретут дополнительные знания, умения и навыки через занятия в творческих мастерских по видам деятельности: экологические занятия, театральные занятия, занятия по изобразительной деятельности и вокалу;

закрепят знания правил техники безопасности и ПДД.

По окончании лагеря дети будут уметь:

излагать и применять полученные знания и умения;

пользоваться первоначальными нормами и правилами общения с природой;

видеть уникальность и красоту в окружающей среде, грамотно использовать природные ресурсы;

пользоваться санитарно-гигиеническими навыками.


2. Пояснительная записка

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков – одно из приоритетных направлений государственной социальной политики, проводимой по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков.

Деятельность детей в лагере отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества, патриотического и экологического воспитания.

Воспитательная ценность летнего оздоровительного лагеря состоит в том, что он создает условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения ребенка.

Программа «Улей» реализуется в условиях временного детского объединения на базе структурного подразделения «Колосок» МУ ДО «ДТДиМ» и разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018);

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. No 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. No 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. No 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

Актуальность.  Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются. Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

Все мы - дети Природы. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.

Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Приоритетной задачей является формирование в сознании детей единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. 

Программа «Улей» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

  Педагогическая целесообразность. Программа «Улей» имеет экологическую направленность.

   Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

  Детский городской оздоровительный лагерь, оставаясь самым распространённым и доступным учреждением по организации отдыха детей, вносит свою лепту в развитие экологической культуры детей. В этом отношении лагерь компенсирует тот недостаток, который испытывают городские дети. Многие дети растут сегодня, что называется не на земле, а на асфальте. Именно летний лагерь предоставляет уникальную возможность развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром, дает возможность проявить эмоционально – ценностное отношение к экологической среде своего микрорайона, родного города, научиться применять на практике полученные знания, решать конкретные экологические ситуации, а самое главное – стремится к саморазвитию.

  За время работы лагеря будут обеспечены оптимальные условия для оздоровительного отдыха детей через комплекс планируемых мероприятий: ежедневная утренняя гимнастика, посещение бассейна, физкультурно-спортивные мероприятия, подвижные игры и выходы на природу.

  Чрезвычайно важно наряду с определением физических нагрузок и обеспечением безопасности маршрута экологической тропы решить и воспитательные задачи. Создается атмосфера сотворчества, сотрудничества и взаимодействия через сюжетно-ролевую игру, приобретаются дополнительные знания и умения по некоторым видам деятельности. Развиваются коммуникативные навыки, средства эмоционального самовыражения. Участники программы проявляют эмоционально – ценностное отношение к экологической среде своего микрорайона, родного города, научатся применять на практике полученные знания, решать конкретные экологические ситуации, а самое главное – стремится к саморазвитию. Продолжается усвоение простейших норм и правил общения с природой, привлечение детей к социально – значимой деятельности, таким как микроисследования, возрастает познавательный интерес к общим законам природы.

Программа летнего оздоровительного лагеря «Улей» с дневным пребыванием детей на базе структурного подразделения «Колосок» успешно выполняет свои функции по оздоровлению детей, развивает чувство коллективизма, творческие способности, является частью среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности через формирование экологической культуры.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена программа «Улей», разработанная для временного коллектива детей.

Отличительные особенности программы «Улей». Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и экологического воспитания детей в условиях лагеря.

Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха детей для укрепления здоровья, развития творчества и физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта детей и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности. Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальная обстановка позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Создаётся нестандартная, развивающая, экологизированная игровая среда посредством сюжетно-ролевой игры «Улей», позволяющая детям быстрее войти в практическую экологическую деятельность, где каждый ребенок в течение смены пробует свои силы в различных видах деятельности.

Характеристика участников программы

Дети микрорайонов «Бывалово» и «Ремсельмаш» в возрасте 7-13 лет. Приоритет отдается детям из малообеспеченных семей.

Сроки реализации

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение одной лагерной смены.


Цель: обеспечение оптимальных условий для оздоровительного отдыха и формирования экологической культуры детей.

Задачи:

Образовательные:

расширить и углубить знания детей об объектах природного и культурного наследия родного края;

повысить уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе;

обучать детей дополнительным знаниям, умениям и навыкам через работу творческих мастерских.

Воспитательные:

формировать благоприятную психологическую среду общения со сверстниками, социализации; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе;

формировать бережное и ответственное отношение ребенка к сохранению природного и культурного наследия;

формировать первоначальные нормы и правила общения с природой через знакомство с экологическим состоянием микрорайона, города;

Развивающие:

развивать творческие способности детей через включение в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;

Оздоровительные:

содействовать развитию санитарно – гигиенических навыков, здорового образа жизни, организация физической активности детей;


Планируемые результаты

В результате реализации программы «Улей» формируется временный коллектив детей для возможности общения, приобретаются навыки организации своей жизнедеятельности, эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Совершенствуются гигиенические навыки, появляется стремление к здоровому образу жизни.

По окончании лагеря дети:

расширят знания об объектах природного и культурного наследия родного края;

повысят уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе;

приобретут дополнительные знания, умения и навыки через занятия в творческих мастерских по видам деятельности: экологические занятия, театральные занятия, занятия по изобразительной деятельности и вокалу;

закрепят знания правил техники безопасности и ПДД.

По окончании лагеря дети будут уметь:

излагать и применять полученные знания и умения;

пользоваться первоначальными нормами и правилами общения с природой;

видеть уникальность и красоту в окружающей среде, грамотно использовать природные ресурсы;

пользоваться санитарно-гигиеническими навыками.

Лагерь должен оставить в сердце ребенка память прекрасного человеческого общения. Для ребенка это новое жизненное пространство, очень интересная социальная среда. И прежде всего летний лагерь это новые люди. Нужно помочь каждому ребенку сохранить свою самобытность, найти себя, почувствовать себя в чем-то талантливым.


3.Содержание программы

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

1. Временный характер детского объединения.

2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

3.Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность каким либо делом, посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

5. Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.

6. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

Этапы реализации программы

1 этап: подготовительный – апрель, май.

Этот этап характеризуется тем, что за два месяца начинается подготовка к летнему сезону и открытию летнего оздоровительного лагеря. Деятельностью этот этапа является:

участие в городских семинарах Управления образования г. Вологды по подготовке и организации летней оздоровительной компании города;

знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;

отбор кадров для работы в городском оздоровительном лагере;

обеспечение допуска сотрудников к работе лагеря;

проведение инструктажей по ТБ с сотрудниками;

корректировка и дополнение программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;

составление необходимой документации для деятельности лагеря (план – сетка, план оздоровительных мероприятий, режим дня, должностные инструкции и т.д.);

подготовка методического материала;

набор детей в городской оздоровительный лагерь,

организация помещения лагеря согласно СанПину.

2 этап: организационный – 2-3 дня.

Этот этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этапа является:

встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских способностей;

запуск программы «Улей»;

знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3 этап: основной – июнь месяц (14 дней).

Основной деятельностью этапа является:

реализация основной идеи смены;

вовлечение детей в различные виды коллективно – творческих дел;

работа творческих мастерских.

4этап: заключительный: последующие 3 дня после смены.

подведение итогов работы лагеря (наглядная демонстрация достижений детей);

проведение итоговой диагностики и анализ результатов деятельности, отчетность;

анализ предложений и отзывов детей и родителей и педагогов по деятельности городского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в следующем году.

Схема управления программой

Детям представляется возможность в ходе лагерной смены побывать в удивительном пчелином домике «Улей», перевоплотиться в «пчелок» и путешествовать по «Волшебной стране». Карта путешествий открыла свои новые тайны. Через нее проложена «Тропа природы», где «пчелки» знакомятся с животным и растительным миром реки Содема, Осановкой рощи и т.д.

Для выполнения программы создаётся нестандартная развивающая экологизированная игровая среда посредством сюжетно-ролевой игры «Улей». Дети любят «превращения», используем это для воспитания эмоционального отношения к природе, уважительного отношения к её представителям, восприятия их как равных человеку.

Программа реализуется через следующие модули:

Модуль 1.Воспитательный

Модуль 2. Оздоровительный

Модуль 3.Образовательный

Работая с программой, следует помнить о том, что деление на модули условно, что каждое мероприятие имеет экологическое направление, решает задачи обучения, воспитания, развития и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности детей в природе.

Модуль 1. Воспитательный.

Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического и экологического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.

Организация воспитательного процесса в течение лагерной смены заключается в содержании и реализации коллективно-творческих дел, которые направлены на содействие формированию экологической культуры детей через познавательные и развивающие игры и мероприятия. Они подобраны с учетом тематики лагеря и возрастных особенностей детей. Форма проведения - это сюжетно-ролевая игра в виде эколого – краеведческого путешествия, которое включает в себя: коллективные творческие дела, прогулки – наблюдения, экскурсии, спортивные и подвижные игры, конкурсы, мини исследования, творческие задания, развлечениям на свежем воздухе.

Сюжетно-ролевая игра «Улей» - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все дети лагеря. Все роли в «Улье» распределяются по желанию. Все дети - «пчёлки», которые объединяются в микрогруппы – РОИ.

Выбираются:

«старшие пчёлы», которые формируют свой РОЙ, всего в «Улье» 3 РОЯ «пчёл», всю смену они соревнуются в трудолюбии и умении собирать мёд в свои «соты» (показатель КПД). «Соты» - у каждого РОЯ есть свой экран, куда наклеивают «пчёлки» шестиугольники, выданные за их работу (дела). Шестиугольники разных цветов - от красного до синего (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий);

«пчёлы-санитары» (всегда с аптечкой);

«цветоводы» (ухаживают за цветами в структурном подразделении «Колосок»);

игровики-затейники (оказывают помощь в организации массовых мероприятий);

«пчёлы-разведчики» (обследуют территорию для отдыха пчёл);

«пчёлки-художницы» (рисуют оформление и стенгазету);

физруки (оказывают помощь в проведении зарядки, спортивных мероприятий);

«пчелы – воспитатели» - это педагоги, которые осуществляют наблюдение за жизнью в пчелином «Улье»;

«главная пчела» - начальник лагеря, которая руководит всеми пчелками.

Путешествуя по «Волшебной стране» оформляется карта путешествий в форме листика, где отражены все походы – «полёты». Режим дня оформляется в форме сот. Табель настроения – в виде пчелиного домика.

План работы оформлен в виде вазы с цветами, каждый цветок из пяти лепестков обозначает неделю, на лепестке написана дата и название мероприятия. Эмблема оформляется в виде «пчёлки», где написаны фамилия и имя ребёнка, должность. В течение всей смены у каждого РОЯ оформляется экран соревнований это - показатель участия в КТД.

Также изготовлены все атрибуты маленькой пчелиной семьи это: герб, гимн и флаг, а так же девиз лагеря «Улей». В период лагерной смены организован выпуск стенгазеты, которая называется «Пчелка» или оформляется альбом с отзывами детей.

В начале и конце смены проводится анкетирование с цветовым показателем отдыха детей, и каждому РОЮ вручаются сувениры.

Коллективно-творческие дела лагерной смены.

КТД – это лагерные мероприятия, в которых принимают участие дети и педагоги, посвященные определенной теме, содержат в себе различные игры, соревнования, представления. Имеют художественное и музыкальное оформление.

КТД включает в себя:

Подготовительный этап: объявление темы, определение даты, времени проведения, подготовка заданий.

Основной этап: встреча, создание атмосферы восприятия мероприятия, программа выступлений, соревнования, конкурсы.

Заключительный этап: подведение итогов, вручение призов, сбор отзывов и предложений о проведенном мероприятии.

КТД проводятся по тематическим дням это:

День защиты детей;

День знакомства;

День спорта;

День «Пчелы разведчицы»;

День приобщения к духовности;

День экологических знаний;

День безопасности движения;

День театра;

День «Родная Вологда»;

День «Независимости России»;

День Дружбы.

Основные направления воспитательной работы:

Направление

Название, форма проведения мероприятия

Экологическое


Прогулки – наблюдения по экологической тропе;

Беседа «Воспитанные животные» воспитанники театра Ю. Куклачева;

Экологический турнир «Летний»;

Беседа «Правила поведения в природе»;

Прогулка на реку Содему;

Конкурс рисунка « Войди в природу другом»;

Праздник труда;

КВН «Берегите природу».

Духовное и нравственное

Праздник Ивана Купалы;

Праздник «Если с другом вышел в путь».

Рисуем на асфальте;

Посещение театра;

Театрально – музыкальные спектакли;

Экскурсия на конезавод.

Приобщение детей к культурному наследию

Беседа «Улицы нашего города»;

Конкурс рисунка «Славен город Вологда»;

Экскурсия в село Покровское в Усадьбу Брянчаниновых;

Экскурсия в музей села Кубенское;

Экскурсия в музей Семенково;

Беседа по творчеству Н.Рубцова;

Экскурсия в краеведческий музей;

Экскурсия в музей кружева;

Экскурсия в картинную галерею и мастер – классы «Вологда – любовь моя»;

Экскурсия в дом – музей Шаламова;

Экскурсия в музей аптечного дела;

Экскурсия в музей «Забытых вещей».

Самоуправление

выявление лидеров;

распределение обязанностей в отряде;

закрепление ответственных по различным видам поручений;

дежурство по столовой и игровым комнатам.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

утренняя гимнастика (зарядка);

спортивные игры на спортивной площадке и в Осановской роще (футбол, бадминтон);

эстафеты («Веселые старты», «Малые олимпийские игры», «Эстафетный бег»);

подвижные игры на свежем воздухе («Найди свое дерево», «Бездомный заяц» и т.д.)

солнечные и воздушные ванны (ежедневно);

водные процедуры (трех разовое посещение бассейна);

проведение прогулок и поездок за город (см. план-сетку Приложение №3);

проведение прогулок-наблюдений в зеленой зоне реки Содема;

привитие детям санитарно-гигиенических навыков через беседы «Правила этикета», «Оказание первой доврачебной помощи», «Укус клеща – это опасно!», «Твой режим дня на каникулах», выполняется гимнастика для глаз и игровые программы: целебное чаепитие (о целебных свойствах трав) и т.д.;

витаминизация.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями

Группа VK

Информационные стенды

Гражданское


Участие в митинге, посвященном «Дню памяти и скорби» ;

Беседа «Герб. Гимн. Флаг»;

Экскурсия в музей УВД;

Экскурсия в МЧС.


Работа по сплочению коллектива воспитанников

Программа способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогрупп отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

˗ Коммуникативные игры «Тутти - фрутти», «Снежный ком», «Назовись» и др.

˗ Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас» и др.

˗ Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки - разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2» и др.

Работа по развитию творческих способностей детей:

Конкурс рисунков на асфальте;

Коллективно – творческие дела: игровая программа «Любовь с первого взгляда»; игра «Найди клад»; Праздник «Сладкоежки»; «Алло, мы ищем таланты!»; музыкальный час «Пойте вместе с нами!»; игровая музыкальная программа «Встреча с В. Я. Шаинским», выпуск стенгазеты «Пчелка» или оформление памятного альбома и т.д.

Мероприятия на развитие творческого мышления: «Детектив – шоу»;

« Час загадки»; «Поле чудес»; Конкурс врунов «Как меня в лагерь собирали»; Конкурс театральных импровизаций на тему каникулярной жизни, игровая программа «Четыре времени года»; Праздник «Красок».


Модуль 2. Оздоровительный

Физическое воспитание в лагере имеет задачей укрепление здоровья детей, разностороннее физическое развитие. Важным профилактическим моментом по охране и по укреплению здоровья является целенаправленное воспитание. При этом должны соблюдаться три основных правила:

- Постепенно расширять знания детей об охране здоровья.

- Вырабатывать и укреплять правильное отношение детей к заботе о собственном здоровье.

- Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки.

Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как полноценное питание, гигиена режима, утренняя гимнастика, солнечные и воздушные ванны, прогулки в лагере на свежем воздухе, беседы с детьми о необходимости закаливания организма, вреде курения и др.

Основные формы организации:

- В летнем городском оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – проветриваем зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

- Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятий присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, поэтому в программу включены следующие мероприятия :

˗ ежедневный осмотр детей;

˗ утренняя гимнастика;

˗ принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);

˗ организация пеших экскурсий;

˗ организация здорового питания детей;

˗ организация спортивно-массовых мероприятий: спортивные эстафеты,

- подвижные спортивные игры.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правили при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», инструкции по видам творческой деятельности;

Обучение – тренинг по эвакуации детей из помещения лагеря;

Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением участкового инспектора;

Профилактическая беседа о вреде наркотиков;

Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Безопасность в городской квартире»;

Оформление стенда для детей и родителей «Один на улице или безопасная прогулка» (по темам: «Что нужно знать о солнечных лучах»; «Осы и пчелы»; «Держитесь подальше от гусениц»; «Ядовитые грибы»; «Осторожно! Бездомные животные»; «Если ребенок заблудился»; «Живые опасности: клещи, змеи»; «Ядовитые растения»; «Тепловой удар»; «Правила осторожных детей»; «Правила поведения в лесу»; «Не выходи на улицу один! Пять НЕ».

Игровая программа «Веселый светофор»;

Конкурс рисунка «Безопасное колесо».

Модуль 3. Образовательный

В летнем оздоровительном лагере «Улей» организуется образовательная деятельность детей. Ребёнку предлагается возможность выбора видов деятельности согласно своим увлечениям и интересам.

На протяжении лагерной смены организуются и проводятся образовательные занятия в форме творческих мастерских по направлениям образовательной деятельности, реализуемой в структурном подразделении. Реализуются программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ДоМиСолька»;

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Почемучка»;

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра».

Организация образовательной деятельности в городском лагере «Улей» предполагает занятия в мастерских по видам деятельности:

Творческая мастерская «Почемучка»;

Творческая вокально - театральная мастерская «Мы играем и поем»;

Мастерская по изобразительной деятельности «Нарисуй-ка».

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.

Направление

Название, форма проведения мероприятия

экологическое

Творческая мастерская «Почемучка».

Экологический час. «Что такое экология». Значение для жизнедеятельности человека.

Беседа «Правила поведения в природе».

Прогулка – наблюдение «Что нас окружает». Соблюдение чистоты и порядка в подъезде и дворе. Промышленность предприятия микрорайона, загрязнение окружающей среды;

Изготовление поделок из природного материала, составление гербария, определение лекарственных трав;

Турнир «Летний»;

Прогулка на реку Содему, Осановскую рощу. Подвижные игры;

Игровая программа «Лечебное чаепитие».

Духовное и нравственное

Творческая вокально-театральная мастерская «ДоМиСолька»».

Конкурс «Театральные импровизации».

Музыкальный час «Угадай мелодию»

Игровая музыкальная программа «Встреча с В.Я. Шаинским

Игровая программа «Алло, мы ищем таланты».

Духовное и нравственное

Творческая мастерская по изобразительной деятельности «Нарисуй - ка».

Презентация «Улицы нашего города» и конкурс рисунка на асфальте «Славен город Вологда»;

Конкурсы рисунков «Войди в природу другом»;

«Безопасное колесо»;

Игровая программа «Праздник красок»;

Выставка рисунков «Чудеса природы».


1. Творческая мастерская «Почемучка»

Экологическое направление

  Назначение экологической деятельности: воспитание экологической культуры у детей, воспитание ответственного отношения детей к природе, формирование целостного взгляда на природу и места человека в ней, выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

  Занятия предусматривают знакомство с зеленой зоной микрорайона и находящимся в микрорайоне предприятиями. Недостаточно говорить детям, что экологическая обстановка в городе неблагоприятная. Необходимо позволить им самим выяснить состояние природной среды и проанализировать свои наблюдения. Разработана и используется экологическая тропа в районе реки Содемы. Цель создания тропы: обучение детей общению с природой, воспитанию бережного обращения к ней, на примере конкретных природных объектов. Во время прогулок проводятся наблюдения за деревьями разного возраста, цветами, лекарственными растениями, состоянием воды в реке в начале и в конце месяца; когда появляются отдыхающие на реке, как засоряют зеленую зону, не убирая за собой мусор, когда и почему появляется запах от воды, есть ли рыба и какие животные и насекомые живут у воды. Сбор гербария, составление небольших сообщений о лекарственных растениях, конкурсы на знание названий деревьев, цветов и т.д. Участвуя в мастерской, каждый желающий может получить знания и практические умения о правилах поведения в природе, приобрести экологически ориентированный личный опыт, проявить посильное участие в деятельности по улучшению окружающей среды. Благодаря особым свойствам деятельности мастерской у детей формируется определенный уровень экологического сознания.

 Творческая мастерская «Почемучка»

Задачи:

повысить уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе;

способствовать формированию первоначальных норм и правил общения с природой через знакомство с экологическим состоянием микрорайона.

формировать и развивать у детей исследовательские навыки через прогулки по экологической тропе, способности к наблюдению и анализу результата.

Особенности работы мастерской: Занятия предусматривают знакомство с зеленой зоной микрорайона и находящимися в микрорайоне предприятиями. Разработана и используется экологическая тропа в районе реки Содемы с целью обучения детей общению с природой, воспитанию бережного обращения к ней, на примере конкретных природных объектов.

Участвуя в работе мастерской каждый желающий ребенок может получить знания и практические умения о правилах поведения в природе, приобрести экологически ориентированный личный опыт, проявить собственное посильное участие в деятельности по улучшению окружающей среды. Благодаря особым свойствам деятельности мастерской у детей формируется определенный уровень экологического сознания.

Учебный план

Тема занятия

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Экочас. «Правила поведения в природе»

Конкурс рисунка «Запрещающие знаки».

1

1

2

2

Экочас. Познавательное занятие «Почему в лесу надо вести себя тихо?»

1


1

3

Экочас. Прогулка-наблюдение по тропе природы. Река Содема «Что нас окружает?»


1

1

4

Экочас. Изготовление поделок из природного материала, составление гербария, определение лекарственных трав.


1

1

5

Турнир «Летний»


1

1

6

Турпоход на реку Содему. Подвижные игры


2

2

7

Игровая программа «Лечебное чаепитие»


2

2


Итого

2

8

10


Содержание тем и форм занятий:

1.Познавательное занятие «Правила поведения в природе»

Конкурс рисунка «Запрещающие знаки».

2.Познавательное занятие «Почему в лесу надо вести себя тихо».

3.Прогулка – наблюдение «Что нас окружает». Ознакомление с животным и растительным миром «зеленой тропы», выявление взаимосвязей, сезонные изменения, сбор природного материала.

Соблюдение чистоты и порядка в подъезде и дворе. Промышленность предприятия микрорайона, загрязнение окружающей среды.

4.Изготовление поделок из природного материала, составление гербария, определение лекарственных трав.

5.Турнир «Летний».

6.Турпоход в Осановскую рощу. Подвижные игры.

7.Игровое программа: «Лечебное чаепитие».

Духовно – нравственное направление

Работа по данному направлению осуществляется через развитие творческой активности личности ребёнка, создание ситуации успешности для каждого члена смены, развитие и формирование интереса к декоративно – прикладному и художественно – эстетическому творчеству. Важно максимально использовать творческие возможности детей, расширять их кругозор.

Формы организации: беседы, концерты самодеятельности, занятия по декоративно – прикладному творчеству, экскурсии в музеи.

Творческая вокально-театральная мастерская «ДоМиСолька»

Задачи

Развитие творческих способностей детей через разучивание игр с элементами театрализации, постановку инсценировок и исполнение музыкальных произведений В.Я. Шаинского.

Занятия творческой театральной мастерской способствуют эколого-эстетическому развитию детей, помогают ребенку постигать мир природы через театрально - музыкальные образы, сопоставлять свои впечатления о природе с чувствами других людей, авторов музыки, учат выражать свои чувства языком звуков. Игры с элементами театрализации и инсценировки способствуют раскрытию актерских способностей ребенка. Постановка инсценировок планируется на события из школьной, каникулярной жизни.

Музыкальный час «Пойте вместе с нами», посвященный творчеству В. Я. Шаинского, любят дети любого школьного возраста. На примере этих песен они убеждаются в важности и необходимости в нашей жизни таких нравственных качеств как доброта, любовь к животным, внимание друг к другу, дружба, честность.

Как итог проводится игра-развлечение «Встреча с Шаинским», где дети узнают много интересного из жизни и творчества композитора и принимают участие в песенном конкурсе. Все музыкальные и театральные номера дети готовятся к лагерным мероприятиям.


Учебный план

Тема занятия

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Подготовка к конкурсу «Театральные импровизации».

1

2

3

2

Музыкальный час «Угадай мелодию»


2

2

3

Игровая музыкальная программа «Встреча с В.Я. Шаинским


1

1

4

Игровая программа «Алло, мы ищем таланты».


1

1


Итого

1

6

7


Содержание тем и форм занятий:

1. Театральные импровизации.

Разучивание игр с элементами театрализации, постановка инсценировок («В дальний путь собрались мы с тобой», «Любители природы», «Медведь и пчелы», «Опять двойка», «Ура каникулы!» и т.д.)

2. Музыкальный час «Угадай мелодию»

Разучивание музыкальных произведений В.Я. Шаинского («Вместе весело шагать», «Песенка крокодила Гены», «Улыбка», и т.д.);

3.Игровая музыкальная программа «Встреча с В.Я.Шаинским»;

4.Игровая программа «Алло, мы ищем таланты».

Творческая мастерская по изобразительной деятельности «Нарисуй - ка».

Искусство – это тоже форма познания окружающего мира. Изобразительное искусство традиционно связано с природой, это очень важно с позиции экологического воспитания. Занятия изобразительным искусством помогают создать зримый образ, что способствует усвоению ребенком информации. Дети наблюдают за природой и в творчестве выражают свое видение происходящих в них явлений. На занятиях по рисованию при помощи красок дети передают «настроение» природы и ее объектов. Развивается художественный вкус детей, наблюдательность, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.

Задачи:

развитие художественного вкуса детей, наблюдательности, глазомера, умения видеть красивое в окружающем мире и передавать это в рисунке;

привитие трудовых навыков, воспитание усидчивости и умения доводить начатое дело до конца.

Особенности работы мастерской:

Искусство – это тоже форма познания окружающего мира. Изобразительное искусство традиционно связано с природой, это очень важно с позиции экологического воспитания. Занятия изобразительным искусством помогают создать зримый образ, что способствует усвоению ребенком информации. Дети наблюдают за природой и в творчестве выражают свое видение происходящих в них явлений. На занятиях по рисованию при помощи красок дети передают «настроение» природы и ее объектов. Развивается художественный вкус детей, наблюдательность, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.

Учебный план.

Тема занятия

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Презентация «Улицы нашего города», Конкурс рисунка на асфальте «Славен город Вологда».

1

1

2

2

Конкурс рисунка «Войди в природу другом».


1

1

3

Конкурс рисунка «Безопасное колесо»


1

1

4

Игровая программа «Праздник красок».


1

1

5

Выставка рисунка «Чудеса природы».


1

1

6

Оформление выставки детских работ.


1

1


Итого

1

6

7


Содержание тем и форм занятий:

Презентация «Улицы нашего города», Конкурс рисунка на асфальте «Славен город Вологда».

Конкурс рисунка «Войди в природу другом».

Конкурс рисунка «Безопасное колесо».

Игровая программа «Праздник красок».

Выставка рисунка «Чудеса природы».

Оформление выставки детских работ.

4. Условия реализации программы

Методическое обеспечение

Методы воспитания:

- методы стимулирования и мотивации деятельности (поощрение, требование, порицание);

- соревновательные методы опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус;

- методы примера позволяет формировать идеал коммуникативного поведения, служит средством стимула и самовоспитания;

- методы контроля и самоконтроля способствуют получению информации об эффективности воспитательных воздействий;

- методы убеждения обеспечивает формирование мировоззрения обучающихся, гражданских и патриотических качеств, сознательной убежденности.

Принципы:

Программа «Улей» опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

˗ уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; ˗ уважение и терпимость к мнению детей;

˗ самоуправление в сфере досуга;

˗ создание ситуаций успеха;

˗ приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

˗ защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

˗ создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; ˗ формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере «Улей» является

˗ сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

˗ отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

˗ создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

˗ взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

˗ активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

˗ необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

˗ оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

˗ вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

˗ сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

˗ постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

˗ грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

˗ грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

˗ грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

˗ грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

˗ грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

˗ добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

˗ доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

˗ в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Принцип открытости.

˗ Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.

Информационно – ресурсное обеспечение

1.Игротека настольных игр.

2.Наглядный материал: атрибуты и символика (герб, флаг, бейджи в форме пчелки, карта посещений мероприятий «Волшебная карта полетов», «Ульи» - три домика для списка детей отряда, плакат «березки» - табель посещаемости).

Группа в VK

Кадровое обеспечение

Схема управления программой

                          НАЧАЛЬНИК  ЛАГЕРЯ (РУКОВОДИТЕЛЬ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

            ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР

        ВОСПИТАТЕЛИ (ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 УЧАСТНИКИ  ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

         В обязанности начальника лагеря входит: составление программы лагерной смены, осуществление  комплектование контингента воспитанников; поддерживание связей с различными учреждениями города; оказание методической помощи  педагогу-организатору и педагогам дополнительного образования; поддержание позитивного морально-психологического климата в детском и педагогическом коллективах; обеспечение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, санитарно-гигиенического режима. Расходование средств по смете и составление отчета.

         В обязанности   педагога-организатора входит: организация досуга детей, составление плана-сетки мероприятий на смену с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; вовлечение детей в групповые, коллективные,  индивидуальные формы работы; организация здорового общения; составление сценариев мероприятий, пополнение  банка методических разработок лагеря; создание условий для активного отдыха, восстановления и развития  детей; организация работы по созданию временного детского коллектива; создание эмоционально-положительной атмосферы, условий для душевного комфорта детей.

         В  обязанности воспитателя (педагога дополнительного образования) входит: организация образовательной деятельности по  профилю педагога дополнительного образования (творческая мастерская), помощь в оформлении мероприятий и самостоятельное их проведение по плану – сетке,  организация соревнований и проведение конкурсов, выставок детских творческих работ. Составление сценариев мероприятий, пополнение  банка методических разработок лагеря; создание условий для активного отдыха, восстановления и развития  детей; организация работы по созданию временного детского коллектива; создание эмоционально-положительной атмосферы, условий для душевного комфорта детей. Сопровождение на экскурсии, культпоходы,  выход детей за пределы территории лагеря, в бассейн, столовую в течение смены. Осуществление контроля и организации прогулок, игр на улице на территории  лагеря.

Материально-технические обесречение


Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственный

Кабинеты

игровые комнаты

Материальная база с.п. Средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов.

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

Спортивные площадки

Линейка, проведение игр на воздухе, спортивные состязания

Материальная база с. п. воспитатели, технический персонал

Воспитатели, технический персонал

Дворовая площадка

Отрядные дела, игры путешествия

Материальная база с.п.

Воспитатели


5.Результативность программы

Критерии оценки результативности реализации программы:

1. Количество детей, которые в течение нескольких лет отдыхают в лагере;

2. Количество проведенных мероприятий

3. Участие детей в мероприятии, их активность, самостоятельность

4. Участие родителей и социальных партнеров к реализации программы

5. Качество выполненных работ, полнота знаний

6. Применение полученных знаний и навыков в мероприятиях

7. Сформированность временного детского коллектива, наличие разных форм детского самоуправления.

8. Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.


Мониторинг отслеживания эффективности деятельности по программе

Задача 

Критерии

Способы отслеживания

Расширить и углубить знания детей об объектах природного и культурного наследия родного края;

Повысить уровень экологических знаний через осознанное отношение к природе;



Полнота знаний, Положительное отношение ребенка и желание получать новые экологические знания.

Активность участия в экологических мероприятиях.

Стремление выполнять дополнительные задания (уход за цветами в с.п., рисование экоплакатов и т.д.)

Тестирование через проведение игровых программ.

Проективный тест

Ситуативный тест

Формировать благоприятную психологическую среды общения со сверстниками, социализации; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе.

Адаптированность ребенка в коллективе; положительный эмоциональный микроклимат коллектива, конфликтность, взаимодействие в коллективе.

Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование.

Развивать творческие способности детей, через включение в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности.

Вовлеченность детей в творческую деятельность; активность детей в творческих делах лагеря, уровень достижений.

Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование, отслеживание количества детей, участвующих в коллективных делах.

Прививать навыки здорового образа жизни, организация физической активности детей.

Отсутствие у детей вредных привычек.

Наблюдение педагогов, анкетирование, количество участников спортивных мероприятий.


Система оценки качества реализации программы

Для отслеживания результативности программы будут использованы следующие методы:

1. Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;

2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;

3. Анализ участия детей в творческих делах, уровня активности и достижений;

4. Экран настроения;

5. В конце смены будет подготовлен аналитический отчет о результатах реализации программы, подготовлены фото и видео материалы;

6. Анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности предоставляемой услугой.

Оценка результативности

рейтинговая система (экран соревнований «Соты»);

самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексия);

сохранение контингента воспитанников лагеря в течение смены (без пропусков и заболеваний);

разные формы оценивания (творческие задания по разным видам деятельности).

Оценка эффективности и успешности реализации программы «Улей» осуществляется с помощью следующих форм:

экран соревнований в трудолюбии «Соты» - предназначен для отслеживания активности отрядов («РОЙ»). Ежедневно подводится итог дня пребывания в лагере, где определяется КТУ каждого РОЯ. Выдаются соты (ромбы) разной цветовой гаммы от красного до синего цвета, которые определяют активность, трудолюбие, поведение «пчелок» и наклеиваются на экран соревнований «Соты»;

пчелиный домик – табель настроения, где указаны фамилия и имя детей всего отряда. Ежедневно «пчелки» отмечают свое настроение ( тучкой или солнышком).

анкеты для детей и родителей в начале и по окончанию смены (приложение2).

Образовательный компонент

анкета по выявлению состояния экологической культуры участников лагеря «Улей» и интереса к экологическим проблемам, уровня экологических знаний;

проективный тест и ситуативный тест;

творческое задание «Экологическая этика»;

карта наблюдения педагога за усвоением ЗУН – педагог отмечает уровень усвоения материала на занятии в творческой мастерской;

количество детских творческих работ по разным видам деятельности.

Пребывание в лагере оставляет заметный след в душе и памяти ребёнка.

Экологическая программа городского оздоровительного лагеря «Улей» понятна и близка детям, в ней учитывается региональный компонент: экологическое состояние микрорайона, в котором находится структурное подразделение, наша улица, двор, дом, где мы живем. Участие в природоохранной деятельности позволяет каждому ребёнку ощутить свою полезность.

Таким образом, проанализировав возможности программы, отдых детей в нашем лагере «Улей» будет не только оздоровляющим, но и познавательным, интересным, с учетом местных условий. Анализ реализации программы показал, что она обеспечивает эффективность процесса экологического воспитания и принимается детьми с большим интересом.

6. Литература

1.Бахтибенов А. Н. Экологическое воспитание младших школьников. 1993

2. Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Макеева, А.Г. Две недели в лагере здоровья – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2018

3. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе – М.: Аркти, 2020

3.Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе — М., 2009

4. Гончарова, Е.И., Савченко, Е.В., Жиренко, О.Е. Школьный летний лагерьМ.: ВАКО, 2019

5. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2018 

6. Лобачѐва С.И., Великородная В.А. Загородный Летний лагерь.– М.: ВАКО, 2018 

7. Пенькова, Л.А. Под парусом лето плывѐт по земле – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016

8. Роткина Т.С., Курзова О.А., Нестеренко А.В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2020

9.Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2019 

10.Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2018 

11.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2019

Литература для детей

1.Евдокимова Н.Н.: Лето пахнет солью: Самокат, 2017

2.Мжаванадзе Тинатин: Лето, бабушка и я: Астрель, 2019

3.Михеева Т.В. Асино лето: КомпасГид, 2017

4.Ремез А.А Волны ходят по четыре: Поляндрия, 2019

5. Ярцева Евгения. Лето - лучшая пора: АприориПресс, 2020

Приложение 1.

План – сетка мероприятий  в городском летнем оздоровительном лагере «Улей»

1 день знакомства


10.30 Праздничная программа «Улей», игры на сплочение и взаимодействие




13.00  Бассейн «Водный заплыв» 

2 день  безопасности движения

 10.30 Беседа с инспектором ГИБДД и демонстрация фильма о правилах дорожного движения. Конкурс рисунков «Безопасное колесо»

13.00 Игра по станциям на знание ПДД «Полосатая зебра»

3 день экологических знаний

11.00 Интерактивная игра «Что ты знаешь о природе Вологодчины»





13.00 Прогулка  в Осановскую рощу. Изучение флоры и фауны рощи. Составление гербария лекарственных трав

4 день  природы


11.00 Театрализованная –игровая программа «У Лукоморья», посв.225-летию А.С.Пушкина.

 

 


13.30 Творческая мастерская

Изготовление экобижутерии из природного материала «Сувенир природы»

5 день пчелы - спортсменки

10.30 «Спортивная игровая программа  «По экологической тропе» в Осановской роще



13.00 Конкурс рисунков «Мы выбираем спорт!»



6 день вежливости


10.30 Экочас «Правила  поведения в природе»

Конкурс рисунка «Запрещающие знаки».




13.30 КВН «Берегите природу»


7 день Земли


10.30  Планетарий «Луна-парк»

Экскурсия в музей села Кубенское


13.30 Творческая мастерская. Конкурс рисунков «Войди в природу другом»

8 день независимости России

10.30 Интерактивная программа «Моя родина – Россия!



13.00 Флешмоб «Россия- Родина моя!»



9 день пчелы - разведчицы

10.30 Экскурсия в краеведческий музей «Животные Вологодчины»


13.00 Экологический турнир «Летний»

10 день чрезвычайных ситуаций

 11.00 Экскурсия в МЧС


Куб «Скалодром»



13.00 Бассейн «Водный заплыв» 

11 день  театра

 

10.30 Театр «Теремок» Спектакль «Муха Цокотуха

13.00 Творческая мастерская Театральная  импровизация «Вместе дружно в природу войдем»

12 день искусства


10.00 Экскурсия в музей кружева «Природные мотивы в кружеве»


13.00 Игровая музыкальная программа «Встреча с В.Я. Шаинским»

13 день воды


11.00 Бассейн «Водный заплыв» 

13.00 Прогулка на реку Содему «Что нас окружает»

Творческая мастерская «Красная книга Содемы»

14 день домашних питомцев

10.40  Экскурсия на конезавод

13.00 Беседа «Воспитанные животные», Квест – игра «Мои питомцы»

15 день пчелы - вологжанки

10.40  Экскурсия в село Покровское в Усадьбу Брянчаниновых

13.30 Конкурс рисунков «Славен город Вологда»

16 день дружбы


11.00 Игровая программа «Праздник дружбы». Выставка «Чудеса природы»

Чаепитие из целебных трав




Приложение 2

Анкета для детей (в начале смены)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

Твои первые впечатления от лагеря?

Что ты ждешь от лагеря?

Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

В каких делах ты хочешь участвовать?

Что тебе нравится делать?

Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

Кто твои друзья в лагере?

Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь потому, что_______________________________________

Я не хочу, чтобы___________________________________________________

Я хочу, чтобы _____________________________________________________

Я боюсь, что ______________________________________________________

Пожалуйста, напиши также свои фамилию и имя _______________________



Анкета для детей (последний день смены):

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.

Что было самым важным в этот период для тебя?

В этом лагере ___________________ В твоей семье___________________

В отношениях между людьми _______________________________________

Что ты запомнил больше всего?

Переживал ли ты здесь такие состояния?: / Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/Уверенность в себе/ /“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)

Что нового ты узнал?

Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо”

С П А С И БО!

за _______________________ (КОМУ?)_____________________

С П А С И Б О!

за _____________________ __ (КОМУ?)_____________________

С П А С И Б О!

за _______________________ (КОМУ?)_____________________

Закончи предложения: Я рад, что _________________________________

Мне жаль, что _________________________________________________

Я надеюсь, что_________________________________________________

Твое имя, фамилия ______________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации