12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Г.И. Мочигина Е. В.19
Россия, Иркутская обл., Ангарск
0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности «Знатоки природы»

Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности

«Знатоки природы»»







Возрастная категория обучающихся:

10-11 лет


Срок реализации программы: 1 год


Программу разработали воспитатели:

Мочигина Е.В.

Иванова Г.И.

.











Ангарск, 2021 год



Оглавление
















Паспорт программы


Название программы

Экоклуб «Знатоки природы»

Автор-составитель


Адрес

Иркутская область, г. Ангарск, 12 микрорайон, дом 18

Возраст обучающихся

10-11 лет

Срок реализации программы

1 год

Направленность

экологическая

Вид программы

модифицированная

Уровень освоения

общеразвивающий

Год разработки программы

2021 г.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Экоклуб «Знатоки природы» разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". 

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008).

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18ноября 2015 г. № 09-3242).

Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).

Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16).

Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

Цель

Создать условия для формирования экологической культуры учащихся младшего школьного возраста

Задачи

Образовательные:

Расширить представления о мире животных и растений Байкала

Систематизировать признаки животных и растений.

Формировать основные понятия.

Развивающие:

Развивать элементы логического мышления (установление причинно-следственных связей, формирование понятий).

Развивать наблюдательность, любознательность.

Расширять кругозор.

Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать уважительное отношение к труду других людей, заботящихся об окружающей природе.

Воспитывать ответственность, активность

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения обучающиеся овладеют следующими компетентностями:

Образовательные (предметные):

Знание названий растений и животных Байкала;

Понимание своеобразия и красоты природы родного края;

Знание признаков животных и растений.

Метапредметные:

Умение планировать, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Умение осуществлять под руководством педагога проектную деятельность в малых группах и индивидуально.

Личностные:

Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Умение проявлять отзывчивость, доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Количество часов

1 года– 34часа

Форма обучения

групповая

Методическое обеспечение

Живая природа Байкала /Под ред. В.Г. Шиленкова., - Иркутск, 2002.

Литвинов Н.И. Фауна млекопитающих Иркутской области. - Иркутск, 2000.

Миннекаева М.И., Овчинникова Л.И., Новуикова Н.М. Методическое пособие по экологическому воспитанию для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Казань, 1999.

Горбунова В.А., Мишарина Л.А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях. – Иркутск, 2002.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Материально-технические условия реализации программы:

Учебный класс, для проведения теоретических и практических занятий;

Учебная мебель;

Видео, аудиоаппаратура;

Компьютер, мультимедиа проектор;

Дидактический материал.






























Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


1.1. Пояснительная записка


Одной из актуальных проблем человечества на современном этапе является проблема ухудшения экологической обстановки в мире. Не только научная, но и педагогическая общественность все глубже осознает «экологическую недостаточность» на всех уровнях образования. Многие ученые подчеркивают, что одной из ключевых причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, несформированность экологического сознания и четких позиций на природоохранную деятельность, в связи с чем, одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является развитие экологического образования.

На социально-педагогическом уровне значимость данной проблемы связана с тем, что в Российской Федерации современные стратегии устойчивого развития определяют новую роль образования в решении общественных проблем. Экологическое образование рассматривается как важнейшая составляющая системы образования на всех ступенях, направленная на развитие у каждого индивидуума способностей решать жизненные задачи, опираясь на природосберегающий подход.

Н.В. Бутенко считает, что сформированная экологическая культура помогает каждому человеку жить в гармонии со своим внутренним и внешним миром. В младшем школьном возрасте формирование экологической культуры обеспечивается за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы, а также формирования навыков экологической деятельности.

В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья проблема формирования основ экологической культуры стоит довольно остро, что, прежде всего, обусловлено особенностями психического развития учащихся.


Направленность программы


Дополнительная общеобразовательная программа Экоклуб «Знатоки природы» имеет экологическую направленность.

С.Н. Глазачев считает, что экологическая культура представляет собой состояние экологической грамотности подрастающего поколения, сформированность у детей навыков экономного и бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

С.С. Кашлев определяет экологическую культуру как осознанное отношение человека к природе, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создание благоприятных условий для жизни и совершенствования человека.

Экологическая культура тесным образом связана с нравственной сферой личности, поскольку она также рассматривается как совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам.

Формирование основ экологической культуры учащихся младшего школьного возраста является важным базисом не только общего развития личности, но и нравственного, умственного развития.



Актуальность программы


Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует повышению познавательной активности учащихся, развитию мышления, памяти, систематизации имеющихся представлений о растениях и животных, установлению причинно-следственных связей.

Региональный аспект содержания программы помогает актуализировать имеющийся у учащихся опыт и знания, помогает создать конкретную опору знаний.

Отличительная особенность программы


Программа обладает большим развивающим потенциалом. Ее направленность является более широкой, чем только экологическая. Прежде всего, это связано с развитием мышления учащихся, формированием навыков познавательно-исследовательской деятельности.


Новизна программы


Новизна данной программы заключается в том, что она направлена на систематизацию представлений учащихся, что имеет большое значение для развития мышления.

Представления начинают формироваться рано и обладают рядом свойств, таких как наглядность, фрагментарность, непостоянство, обобщенность. Обобщение, которое содержится в представлениях, влияет на формирование понятий, то есть представления связаны не только с восприятием и ощущением, но и мышлением.

Представления об окружающем мире многообразны. Представления о животных являются частью системы экологических представлений, формируемых в дошкольном возрасте. Из-за свойств представлений, которые являются непостоянными и неустойчивыми, актуальной задачей является их систематизации. Систематизация выступает как внешний и внутренний процесс. С точки зрения субъекта систематизация представляет собой мыслительную деятельность, в процессе которой выбранные объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. С другой стороны, систематизация – это внешний процесс, создания условий для объединения групп однородных по неким признакам единиц к определенному иерархиезированному единству.


Адресат программы


Образовательный процесс организуется с учетом особенностей психофизического и физического развития обучающихся. Реализация программы исходит из возможностей детей и корректируется в зависимости от особенностей обучающихся.

Программа Экоклуб «Знатоки природы» разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от10 до 11 лет. Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу. Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как беседа – объяснение, рассказ с использованием мультимедиа возможностей, а также наблюдения.Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом с обязательным 10 минутным перерывом между ними для отдыха детей в соответствии с нормами СанПиН.

Организация обучения по данной программе осуществляется на базе ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска».

Программа предполагает, групповую работу, численностью до 15 человек.

Объём программы

Объём дополнительной общеобразовательной программы Экоклуба «Знатоки природы» составляет 34 часа.

Формы обучения по программе


игра

наблюдения

упражнения

опыты

творческая деятельность (продуктивная)

Срок освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы Экоклуба «Знатоки природы» составляет 1 год.

Режим занятий


Программа очной формы обучения рассчитана на учащихся от 10 до 11 лет в условиях учреждения дополнительного образования. Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут каждое.

Обязательным условием работы является наличие игровых пауз для предотвращения утомляемости учащихся и снижения работоспособности.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий.

Организация обучения по программе осуществляется на базе ГОКУ «специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска».


1.2. Цель и задачи программы


Цель программы:

Создать условия для формирования экологической культуры учащихся младшего школьного возраста

Задачи программы:

Образовательные:

Расширить представления о мире животных и растений Байкала

Систематизировать признаки животных и растений.

Формировать основные понятия.

Развивающие:

Развивать элементы логического мышления (установление причинно-следственных связей, формирование понятий).

Развивать наблюдательность, любознательность.

Расширять кругозор.

Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать уважительное отношение к труду других людей, заботящихся об окружающей природе.

Воспитывать ответственность, активность



1.3. Содержание программы


Учебный план Экоклуба «Знатоки природы»


п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

в том числе

Форма промежуточной итоговой аттестации

Теория

Практика

1

Деревья осенью

3

1

2

Практическое задание

2

Деревья как люди

2

1

1

Творческая работа

3

Вечнозеленые растения

2

1

1

Практическое задание

4

Сибирский кедр

2

1

1

Практическое задание

5

Белая береза

2

1

1

Практическое задание

6

Путешествие с кленовым листом

2

1

1

Тестовое задание

7

Пестрый дятел

2

1

1

Беседа по вопросам

8

Волк и лиса – лесные хищники

2

1

1

Практическое задание

9

Кто главный в лесу?

3

1

2

Тестовое задание

10

Зимующие и перелетные птицы

2

1

1

Практическое задание

11

Зимовка зверей, птиц, рыб, насекомых

2

1

1

Практическое задание

12

Жильцы Байкала. Нерпа

2

1

1

Практическое задание

13

Жильцы Байкала. Омуль

2

1

1

Практическое задание

14

Жильцы Байкала. Голомянка

2

1

1

Практическое задание

15

Заповедник

2

1

1

Практическое задание

16

Красная книга Сибири

2

1

1

Творческое задание


Итого:

34

16

18


Содержание учебного плана


1. Деревья осенью (3 часа)

Теория: Деревья осенью, изменения. Осенние листья. Рябина и ее полезные свойства.

Практика: Экскурсия в осенний лес. Сбор осенних листьев. Изготовление гербария. Составление рассказа по картине с изображением осеннего пейзажа. Осенний коллаж из листьев и семян.

2. Деревья как люди. (2 часа)

Теория: Сравнение процессов, происходящих в организме человека и у дерева. Функции органов растений.

Практика: Составление схемы строения дерева. Дидактическая игра «Деревья и кустарники». Изготовление дерева в технике объемной бумажной пластики.

3. Вечнозеленые растения. (2 часа)

Теория: Хвойные растения: ель, пихта, сосна. Тайга.

Практика: Выставка рисунков хвойных деревьев. Дидактические игры «Четвертый лишний». Презентация «Тайга». Квест-игра «Путешествие по тайге.

4. Сибирский кедр. (2 часа)

Теория: Кедр – сибирская сосна. Составление рассказа по схематической модели. Знакомство с детской энциклопедией.

Практика: Рассматривание репродукций картин с изображением тайги. Чтение сказки В. Стародумова «Бедовый орешек». Создание макета тайги.

5. Белая береза. (2 часа)

Теория: Береза и ее целебные свойства. Загадки о деревьях.

Практика: Наблюдение за березой. Эксперимент «Не вытечет ли вода из бересты?» Рисование березы.

6. Путешествие с кленовым листом. (2 часа)

Теория: Признаки осени. Хвойные и лиственные деревья. Изменения в природе

Практика: Придумывание сказки про путешествие кленового листочка. Сравнение листьев по форме. Изготовление книги «В гостях у леса».

7. Пестрый дятел. (2 часа)

Теория: Внешний вид птицы. Питание, движение. Образ жизни.

Практика: Наблюдение за дятлом. Просмотр видеофильма. Дидактическая игра «Построй цепочку»

8. Волк и лиса – лесные хищники (2 часа)

Теория: Образ жизни лисы и волка в зимнее время. Приспособленность хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость.

Практика: Составление описательных рассказов по схеме. Работа с энциклопедией. Изготовление дидактической игры.

9. Кто главный в лесу? (3 часа)

Теория: Профессия лесника. Как лесник заботится о лесе?

Практика: сюжетная игра «Лесничество»

10. Зимующие и перелетные птицы. (2 часа)

Теория: Причины отлета птиц: исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классификация птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец).

Практика: Изготовление карточек с описанием птиц.

11. Зимовка зверей, птиц, рыб, насекомых. (3 часа)

Теория: Изменение окраски, густоты шерсти. Питание зимой. Спячка.

Практика: Зоологическое домино. Составление лэпбука «Животные зимой»

12. Жильцы Байкала. Нерпа. (2 часа)

Теория: Внешний вид, питание, образ жизни, детеныши.

Практика: Просмотр фильма про нерпу. Подготовка выставки рисунков. Изготовление книжки «Из жизни нерпы»

13. Жильцы Байкала. Омуль. (2 часа)

Теория: Внешний вид. Строение. Охрана человеком.

Практика. Рассматривание иллюстраций. Познавательный фильм об обитателях Байкала.

14. Жильцы Байкала. Голомянка. (2 часа)

Теория: Особенности голомянки. Питание. Рост и развитие. Эндемик.

Практика: Познавательный фильм об обитателях Байкала.

15. Заповедник (2 часа)

Теория: Понятие. Описание заповедника (Баргузинский, Байкальский)

Практика: Просмотр фильма про заповедник. Изготовление карточек с редкими животными Прибайкалья.

16. Красная книга Сибири (2 часа)

Теория: история создания Красной книги. Редкие виды животных Прибайкалья.

Практика: Изготовление Красной книги и презентация родителям.


1.4. Планируемые результаты освоения программы


К концу обучения обучающиеся овладевают следующими компетентностями:

Образовательные (предметные):

Знание названий растений и животных Байкала;

Понимание своеобразия и красоты природы родного края;

Знание признаков животных и растений.

Метапредметные:

Умение планировать, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Умение осуществлять под руководством педагога проектную деятельность в малых группах и индивидуально.


Личностные:

Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Умение проявлять отзывчивость, доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется Календарным учебным графиком, который разрабатывается до начала каждого учебного года.


п/п

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней


1 год обучения

34 часа

34 недели

1 раз в неделю по 1 часу

34 дня


Условия реализации программы

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение реализации программы


Для реализации программы мультстудии «Анимашка» имеетсяклассный кабинет (кабинет №307), расположенный на третьем этаже, оборудованный мебелью, в наличие имеется компьютер персональный настольный (моноблок), МФУ HPLaserJetM 1132, комплект учебно-методических материалов для создания студии анимации, веб-камера MicrosoftLifeCamStudio, штатив HAMAH4064, стол для учителя, столы ученические 2-х местный регулируемые, стулья ученические на металлическом каркасе регулируемый, стул ученический регулируемый, тумба для учебных пособий ученическая с выдвижными ящиками Е088, шкаф учебный, шкаф ученический для наглядных пособий, шкаф с плакатницей для учебных пособий , шкаф ученический для учебных пособий, тумба для учебных пособий ученическая, имеются наглядные и дидактические материалы.


Этапы и формы контроля


По результатам деятельности в течение года проводится диагностика освоения программы:


Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

Начало учебного года

Выявление уровня сформированности экологических представлений

Задания Н.Н. Кондратьевой

Текущий контроль

В течение учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала.


Педагогическое наблюдение, опрос

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы или раздела.

В конце четверти, полугодия.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Опрос, творческая работа


Итоговый контроль

В конце учебного года

Выявление уровня сформированности экологических представлений

Задания Н.Н. Кондратьевой


Оценочные материалы


Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе экоклуба «Знатоки природы» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля.


Задания Н.Н. Кондратьевой

Задание 1

Выявить представления детей о приспособлении животных к окружающей среде в сообществе (луг, лес, водоём); умение классифицировать животных по родовидовым признакам с использованием картинок, моделей.

Методика: ребенку предлагаются картинки – схемы с условными обозначениями разных сред обитания: почва, вода, воздух и силуэты животных (рыб, птиц, зверей, насекомых, земноводных). Посели животных в разную среду обитания так, чтобы им хорошо жилось. Почему ты поселил этих животных в воздушную, воздушно-наземную, водную среду обитания?

Задание 2

С помощью моделей определить среду обитания животных, птиц, рыб, зверей, приспособление к среде.

Где живут рыбы? Могут ли рыбы жить без воды? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

Как птицы передвигаются в воздухе?

Почему улетают на зиму скворцы, ласточки, но зимуют сороки, дятлы?

Почему зимой нет насекомых?

Почему медведь зимой спит, а заяц и белка нет?

Предложить с помощью моделей определить среду обитания животных, подобрать модели частей тела животных.

Что общего у зверей, птиц, рыб, насекомых?

Чем отличаются звери, птицы, рыбы, насекомые?

Задание 3

Выявить представления детей о способах передвижения, питания и защиты животных.

Методика: предложить картинки животных: бабочки, пчелы, ящерицы, зайца.

Как питается бабочка (божья коровка)?

Зачем пчела (шмель, оса) садится на цветок?

Как заяц, ящерица спасаются от врагов?

Зачем птицам ноги, хвост, крылья?

Зачем волку, лисе когти, зубы, хвост?

Зачем рыбам: щуке, карасю хвост, плавники, жабры?

Задание 4

Выявить представления детей десять картинок с изображением объектов живой природы: животное, растения, человек и объекты неживой природы: песок, солнце, дождь; предметы созданные человеком: дом, самолет, стул. Выбрать картинки с изображением живого и обосновать свой выбор.

Задание 5

Выявить представления детей о взаимосвязи животного и растительного мира в сообществе.

Нужны ли животным растения и для чего?

Какое значение имеют животные для растений?

Что случится с некоторыми птицами: ласточками, дятлами, кукушками, если исчезнут все насекомые?

Задание 6

Выяснить представления детей об исчезающих животных Прибайкалья. Отобрать картинки знакомых животных, занести их в групповую Красную книгу.

Знаешь ли ты о Красной книге?

Зачем нужна Красная книга?

Каких животные Прибайкалья можно занести в нашу Красную книгу?

Почему этих животных надо охранять?

Зачем нужны заповедники?

Зачем нужен егерь в лесу?

Задание 7

Выявить представления детей о размножении знакомых животных, умение определять последовательность развития с помощью модели. Ребенку предлагаются картинки (модели) разных животных. Разложить картинки (модели) знакомых животных в последовательности их развития (круг жизни рыб, лягушки, утки, голубя).

Задание 8

Выяснить гуманное отношение к животным ребенка в ситуации выбора с помощью картинок; характер отношения к животным в естественных условиях.

Наблюдения за поведением детей в "живом уголке", на участке, экскурсиях на луг, водоем, в лес.

Как поступил /а/ мальчик /девочка/? Почему?

Как бы ты поступил на его месте?

Какие добрые дела ты делал для животных?

Как себя чувствует животное в "живом уголке"?

Как ты узнал, что ему нужна помощь?

Хотел ли ты помочь животному?

Как помочь животному?

Почему ты ему хотел помочь?

Задание 9

Выявить представления детей о взаимодействии человека и животных.

Какую пользу приносят животные человеку?

Могут ли животные луга, леса, водоёма обойтись без человека?

Может ли человек обойтись без животных, луга, водоёма, леса?


Список литературы

для педагога:

Бахарева, А.С. Формы экологического воспитания детей: метод.пос. для учителей [Текст] / А.С. Бахарева. Шадринск: Шадринский педагогический институт, 2007. 63 с.

Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. Ростов н/Д., 1996. 480 с.

Маслеев, А.Г. Экологическая культура как социальное явление [Текст] / А. Г. Маслеев. – Свердловск : Печатник, 2012. – 119 с.

Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой [Текст] / Л.А. Ситак // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 12. – С. 78-87.

Юсупхаджиева, Т.В.Формирование экологической культуры у старших дошкольников и младших школьников [Текст] / Т.В.Юсупхаджиева// Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2015. –№ 4. – С. 10-13.


для учащихся:

Байкала-озера сказки [Текст]. В 2 кн. Кн. 2 / сост. Н. И. Есипенок . - Иркутск : Восточно-Сибирское книжное изд–во, 1988 – 319 с.

Литературные жемчужины. Иркутск-Байкал. [Текст]: избранныепроизведения сибиряков / сост. А. К. Лаптев, В. В. Воронов;худ. С. А. Бурчевская. - Иркутск : Сибирская книга, 2015 -592 с.



16

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.