Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно – прикладному искусству «Оригами»
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. К.Х.ПАГИЕВА»
АЛАГИРСКОГО РАЙОНА РСО – АЛАНИЯ
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБУ ДО ЦДТ
«___» __________2021 г. _____________ Каргинова А.А.
Протокол № ___ Приказ № ___ «___» _________2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Оригами»
Возраст обучающихся: 6 – 12 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Цаликова Лена Эльбрусовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ
г. Алагир, 2021 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Организация исполнитель | муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. К.Х. Пагиева» Алагирского района РСО-Алания, г.Алагир, ул. Алагирская, 129. |
Название программы | «Оригами» |
Ф.И.О. разработчика программы | педагог дополнительного образования Цаликова Л.Э. |
Область применения | дополнительное образование детей |
Направленность программы | художественная |
Вид общеразвивающей программы | дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
Вид деятельности | декоративно – прикладное искусство |
Возраст обучающихся (лет) | 6 - 12 |
Срок реализации | 4 года |
Объем программы (академические часы) | 320 часов |
Режим занятий | 2 раза в неделю по 1 ак.ч. |
Форма организации образовательной деятельности | групповая |
Форма обучения | очная |
Предварительная подготовка учащихся | не нужна |
Цель программы | Становление и развитие личности обучающихся младшего школьного возраста в мире неисчерпаемых конструкторских возможностей и воображения, и повышение эффективности их обучения. |
Год утверждения программы | 2021 год |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Направленность программы
Актуальность и новизна
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Цель
Задачи
Ожидаемые результаты
Форма аттестации
Срок реализации программы
Адресат программы
Формы организации занятий
Перечень нормативных документов
Содержание программы
Учебный план
Содержание учебного плана
Ожидаемые результаты
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Материально – техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Форма фиксации результатов
Приложение 2. Календарный учебный график
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Оригами» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Она направлена на развитие у детей художественного вкуса, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Программа «Оригами» составлена на основе типовых программ.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений, в котором наиболее ярко проявляется творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Развивает у детей способность работать руками, приручает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания, знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Актуальность и новизна программы заключается в развитии конструкторского мышления, формировании пространственного воображения. Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляются дополнительными фигурами, выполненными в технике аппликации.
Педагогическая целесообразность
В процессе работы у обучающихся формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Так обучающиеся осваивают законы перспективы. Таким образом, овладевая основами оригами, создавая композиции, обучающиеся применяют знания, полученные на уроках. Создавая коллективные проекты, обучающиеся приобретают опыт совместной деятельности, учатся слушать и слышать друг друга.
Отличительные особенности программы
Программа предусматривает тесное переплетение нескольких областей знаний. На занятиях, кроме техники овладения оригами, обучающиеся углубляют свои познания об окружающем мире, географии, геометрии. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Цель программы
Становление и развитие личности обучающихся младшего школьного возраста в мире неисчерпаемых конструкторских возможностей и воображения, и повышение эффективности их обучения.
Задачи программы
Обучающие:
Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Сформировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы.
Обучить различным приемам работы с бумагой.
Применить знания, полученные на занятиях труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
Развить мелкую моторику рук и глазомера, приучить точным движениям пальцы под контролем сознания;
Развить художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитать интерес к искусству оригами.
Расширить коммуникативные возможности у детей.
Сформировать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы обучающиеся овладевают основами оригами, научатся создавать творческие проекты - композиции на заданные и произвольные темы. В процессе освоения программы обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций в творческой и познавательной деятельности.
Форма аттестации
Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение всего периода обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:
Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала в форме педагогического наблюдения; отслеживание активности обучающихся.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода (этапа/года обучения).
Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей; заключительная проверка знаний, умений, навыков.
Сведения о проведении и результатах промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах (Приложение 1).
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 320 ч.
1 года обучения: 80 учебных часа в год.
2 года обучения: 80 учебных часа в год.
3 года обучения: 80 учебных часа в год.
4 года обучения: 80 учебных часа в год.
Адресат программы.
В реализации программы принимают участие дети от 6 до 12 лет на основе добровольного вступления в объединение. Дети принимаются без предварительной подготовки по заявлению от родителей. Занятия проводятся в разновозрастных группах.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
Форма обучения – очная.
Количество обучающихся в группе 1 – го, 2 – го, 3 – го и 4 - го года обучения от 10 до 20 человек.
Продолжительность 1 академического часа – 40 минут.
Занятия по программе предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения, физкультминуток. Во время занятий предусмотрены 10 – 15 минутные перерывы. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Количество учебных недель и дней, объем учебных часов, даты начала и окончания учебных периодов представлены в календарном учебном графике (Приложение 2).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная бумага» разработана согласно требованиям нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию ДООП»);
Закон от 27 декабря 2013 г. № 61- рз «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план первого года обучения
№ | Название раздела темы | Количество часов | Формы аттестации\ контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Рассказ, беседа, информирование, инструктаж. | |
2 | Базовая форма «Треугольник» | 15 | 5 | 10 | Беседа. Рассказ, практические задания. Текущий контроль. Наблюдение. | |
3 | Базовая форма «Воздушный змей» | 7 | 1 | 6 | ||
4 | Базовая форма «Блинчик» | 3 | 1 | 2 | ||
5 | Базовая форма «Дверь» | 8 | 2 | 6 | ||
6 | Базовая форма «Дом» | 7 | 1 | 6 | ||
7 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 14 | 4 | 10 | ||
8 | Базовая форма «Рыба» | 5 | 1 | 4 | ||
9 | Базовая форма «Птица» | 5 | 1 | 4 | ||
10 | Базовая форма «Лягушка» | 5 | 1 | 4 | ||
11 | Поделки из прямоугольного листа бумаги. | 9 | - | 9 | ||
14 | Выставка | 1 | - | 1 | ||
| Итого | 80 | 17 | 63 | |
Содержание учебного плана первого года обучения
1.Вводное занятие «Что такое оригами?»
Теория. Знакомство с искусством оригами. Цели и задачи обучения. Понятие «базовые формы». Квадрат – основная фигура оригами. Знакомство с основными геометрическими фигурами. Знакомство с условными знаками и схемами, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами.
Практика. Просмотр иллюстраций, образцов поделок оригами.
2.Базовая форма «Треугольник».
Теория. Знакомство с базовой формой «Треугольник». Знакомство с условными знаками и схемами, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Треугольник». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Создание поделок оригами из бумаги квадратной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Занятия оригами начинаются с упражнения в умении складывать квадрат в разных направлениях пополам (вдоль, поперек, по диагонали). Основные приемы складывания квадрата усваиваются в системе усложнения порядка сгибания и разгибания, обработки заготовки
3.Базовая форма «Воздушный змей».
Теория. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Воздушный змей» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.
4.Базовая форма «Блинчик».
Теория. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Блинчик» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Блинчик», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями ( полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.
5.Базовая форма «Дверь».
Теория. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Дверь»» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Дверь», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.
6.Базовая форма «Дом».
Теория. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Дом» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Дом», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Личные работы.
7.Базовая форма «Двойной треугольник».
Теория. Знакомство со схемами складывания базовой формы «Двойной треугольник» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной треугольник», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.
8.Базовая форма «Рыба».
Теория. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Рыба» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Рыба», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.
9.Поделки из прямоугольного листа.
Теория. Знакомство со схемами складывания поделок из прямоугольного листа бумаги, сложенными на ее основе. Поделки из прямоугольного листа бумаги изготовляются в двух вариантах: 1-непосредственно из прямоугольного листа, 2-происходит на основе выкладывания на данном листе квадрата, из которого затем выкладывается любая базовая форма. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.
Практика. Складывание изделий из прямоугольного листа бумаги, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
10.Подготовка и проведение выставки.
Теория. Закрепление навыков складывания поделок из бумаги.
Практика. Подготовка поделок для экспонирования и оформления выставки.
Ожидаемые результаты первого года обучения
К концу первого года обучения воспитанники должны знать:
Правила техники безопасности.
Основные инструменты и материалы.
Элементарные сведения о свойствах бумаги.
Геометрические фигуры и основные геометрические понятия.
Первоначальные сведения об искусстве оригами.
Базовые формы и простые приемы складывания.
К концу первого года обучения воспитанники должны уметь:
Пользоваться основными материалами и инструментами по ТБ.
Выполнять простые складывания, совершая точные движения рук.
Следовать устным инструкциям педагога.
Из прямоугольника складывать квадрат.
Запоминать последовательность складывания поделки.
Складывать квадрат в нужных вариантах: пополам, по диагонали.
Различать геометрические фигуры.
Аккуратно работать с бумагой.
Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте, осуществлять
уход за инструментами.
Учебный план второго года обучения
№ | Название раздела темы | Количество часов | Формы аттестации\ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Рассказ, беседа, информирование, инструктаж. |
2 | Базовая форма «Треугольник» | 9 | 1 | 8 | Беседа. Рассказ, практические задания. Текущий контроль. Наблюдение. |
3 | Базовая форма «Воздушный змей» | 6 | 1 | 5 | |
4 | Базовая форма «Блинчик» | 4 | 1 | 3 | |
5 | Базовая форма «Дверь» | 8 | 2 | 6 | |
6 | Базовая форма «Дом» | 3 | - | 3 | |
7 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 10 | 1 | 9 | |
8 | Базовая форма «Рыба» | 11 | 2 | 9 | |
9 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 9 | 2 | 7 | |
10 | Базовая форма «Катамаран» | 3 | 1 | 2 | |
11 | Базовая форма «Птица» | 4 | - | 4 | |
12 | Базовая форма «Лягушка» | 2 | - | 2 | |
13 | Поделки из прямоугольного листа бумаги. | 9 | - | 9 | |
14 | Выставка | 1 | - | 1 | |
| Итого | 80 | 12 | 68 | |
Содержание учебного плана второго года обучения
1.Вводное занятие «Мир оригами»
Теория. Оригами-искусство складывания из бумаги. История изобретения бумаги. Базовые формы - основа любого изделия. Беседа по охране труда. Условные знаки и основные приемы складывания. Используемые термины. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Практика. Просмотр творческих работ воспитанников.
2.Базовая форма «Треугольник».
Теория. Повторение ранее изученной базовой формы «Треугольник». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (животные, птицы, транспорт, почта).
Практика. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Треугольник». Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация).
3.Базовая форма «Воздушный змей».
Теория. Повторение ранее изученной базовой формы «Воздушный змей». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (птицы, цирк, грибы).
Практика. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Воздушный змей». Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация).
4.Базовая форма «Блинчик».
Теория. Повторение ранее изученной базовой формы «Блинчик». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (древнее боевое искусство Японии).
Практика. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Блинчик». Работа с инструкционными картами и схемами. Личные и коллективные работы.
5.Базовая форма «Дверь».
Теория. Повторение ранее изученной базовой формы «Дверь». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (морской транспорт, Дед Мороз и новогодняя елка в разные времена и у разных народов).
Практика. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Дверь». Работа с инструкционными картами. Изготовление игрушек для новогодней елки. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.
6.Базовая форма «Дом».
Теория. Повторение ранее изученной базовой формы «Дом». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок.
Энциклопедические сведения о предмете занятия (маска лисы).
Практика. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Дом». Работа с инструкционными картами.
7.Базовая форма «Двойной треугольник».
Теория. Повторение ранее изученной базовой формы «Двойной треугольник». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (насекомые, космос, орнамент).
Практика. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Двойной треугольник». Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.
8.Базовая форма «Рыба».
Теория. Повторение ранее изученной базовой формы «Рыба». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (традиционные японские предметы для стола, правила этикета, использование в быту салфеток, арктические животные, птицы).
Практика. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Рыба». Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.
9.Базовая форма «Двойной квадрат».
Теория. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Двойной квадрат» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты и схемы. Энциклопедические сведения о предмете занятия (знакомство с разработками изделий коробок, используя при этом национальные традиции, как в складывании, так и в оформлении их; Томоко Фузее - автор книг, посвященных теме складывания коробок; оригинальные архитектурные конструкции, основанные на сборке различных модулей).
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной квадрат», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Работа с инструкционными картами и схемами. Использование основных приемов складывания. Личные и коллективные работы.
10.Базовая форма «Катамаран».
Теория. Знакомство со схемами складывания базовой формы «Катамаран» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты и схемы, демонстрирующие процесс складывания. Энциклопедические сведения о предмете занятия (традиционные украшения японских домов и их назначение).
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Катамаран», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Работа с инструкционными картами и схемами. Личные и коллективные работы.
11.Базовая форма «Птица».
Теория. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Птица» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты и схемы, демонстрирующие процесс складывания. Энциклопедические сведения о предмете занятия (птицы, насекомые; журавль – символ искусства складывания).
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Птица», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.
12.Базовая форма «Лягушка»
Теория. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Лягушка» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты и схемы, демонстрирующие процесс складывания. Энциклопедические сведения о предмете занятия (цветы).
Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Лягушка», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Работа с инструкционными картами и схемами. Личные и коллективные работы.
13.Поделки из прямоугольного листа
Теория. Cкладывание поделок из прямоугольного листа бумаги. Поделки из прямоугольного листа бумаги в двух вариантах: 1 – непосредственно из прямоугольного листа; 2 - на основе выкладывания на данном листе квадрата, из которого затем складывается любая базовая форма. Энциклопедические сведения о предмете занятия (национальные, традиционные и праздничные конверты).
14.Подготовка и проведение выставки
Теория. Закрепление навыков складывания поделок из бумаги.
Практика. Подготовка поделок для экспонирования и оформления выставки.
Ожидаемые результаты второго года обучения
К концу второго года обучения воспитанники должны знать:
Правила техники безопасности.
Основные инструменты и материалы.
Базовые формы.
Последовательность складывания оригамской поделки.
К концу второго года обучения воспитанники должны уметь:
Пользоваться основными материалами и инструментами по ТБ.
Выполнять основные приемы складывания.
Из прямоугольника складывать квадрат.
Соблюдать последовательность выполнения сложных изделий.
Складывать поделки в технике оригами по памяти.
Аккуратно работать с бумагой
Пользоваться навыками культуры труда
Учебный план третьего года обучения
№ | Название раздела темы | Количество часов | Формы аттестации\ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Рассказ, беседа, информирование, инструктаж. |
2 | Беседа по охране труда | 1 | 1 | - | Беседа. Рассказ, практические задания. Текущий контроль. Наблюдение. |
3 | Диагностика обученности учащихся | 4 | - | 4 | |
4 | Летние композиции | 10 | 3 | 7 | |
5 | Чудесные превращения бумажного листа | 18 | 4 | 14 | |
6 | Модульное оригами | 14 | 3 | 11 | |
7 | Оригами на праздничном столе | 14 | 3 | 11 | |
8 | Цветы к празднику 8 марта | 5 | 1 | 4 | |
9 | Оригами - почта | 2 | 1 | 1 | |
10 | Впереди – лето! | 5 | 1 | 4 | |
11 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
12 | Оформление выставочных работ | 4 | - | 4 | |
| Итого | 80 | 12 | 68 | |
Содержание учебного плана третьего года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Рассказ об истории развития искусства оригами.
2. Беседа по охране труда
3. Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика.
4. Летние композиции (12 часов)
Теория Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Практика. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
5. Чудесные превращения бумажного листа
Практика. Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
6. Модульное оригами
Теория. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей.
Практика. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
7. Оригами на праздничном столе
Теория.Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Практика. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
8. Цветы к празднику 8 марта
Теория. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Практика. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
9. Оригами – почта
Теория.Различные виды конвертов для писем.
Практика. Оформление конвертов.
10. Впереди – лето!
Теория.Знакомство с базовой формой «Дом».
Практика. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
11. Итоговое занятие
Оригамская сказка о четырех братьях.
12. Оформление выставочных работ
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
К концу третьего года обучения воспитанники должны знать:
правила техники безопасности.
основные геометрические фигуры;
базовые формы оригами;
различные приемы при работе с бумагой;
основы техники оригами.
К концу третьего года обучения воспитанники должны уметь:
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий;
создавать изделия и композиции (как индивидуальные, так и
коллективные) в технике оригами, пользуясь инструкционными
картами и схемами.
Учебный план четвертого года обучения
№ | Название раздела темы | Количество часов | Формы аттестации\ контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Беседа по охране труда | 1 | 1 | - | Рассказ, беседа, информирование, инструктаж. | |
2 | Диагностика обученности учащихся | 4 | - | 4 | Беседа. Рассказ, практические задания. Текущий контроль. Наблюдение. | |
3 | Оригами в Интернете | 1 | 1 | - | ||
4 | Летние композиции | 8 | 2 | 6 | ||
5 | Изделия из складки | 9 | 3 | 6 | ||
6 | Базовая форма «Катамаран» | 7 | 2 | 5 | ||
7 | Новогодние украшения | 6 | 1 | 5 | ||
8 | Базовая форма «Птица» | 8 | 1 | 7 | ||
9 | Цветы и вазы оригами | 9 | 1 | 8 | ||
10 | Базовая форма «Лягушка» | 7 | 1 | 6 | ||
11 | Творческие работы | 8 | 2 | 6 | ||
12 | Итоговое занятие | 4 | 4 | - | ||
13 | Оформление выставочных работ | 8 | - | 8 | ||
| Итого | 80 | 19 | 61 | |
Содержание учебного плана четвертого года обучения
1. Беседа по охране труда
2. Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика.
3. Оригами в Интернете
Теория. знакомство с интернет ресурсами.
http://www.origami-school.narod.ru – мой сайт, рассказывающий о работе по данной программе;
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Практика. Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами».
4. Летние композиции
Теория. Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема).
Практика.Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.
5. Изделия из складки
Теория. Гвоздика. Роза. Цветок в уголок.
Практика. Декоративная композиция. Китайская ваза.
6. Базовая форма «Катамаран»
Теория. Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Практика. Орнамент из модулей. Кусудама.
7. Новогодние украшения
Теория. Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей.
Практика. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
8. Базовая форма «Птица»
Теория. Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Практика. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
9. Цветы и вазы оригами (32 часа)
Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».
10. Базовая форма «Лягушка»
Теория.Знакомство с базовой формой «Лягушка».
Практика. Складывание объемного цветка ирис.
11. Творческие работы
Теория. Композиция «Букет цветов».
Практика. Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
12. Итоговое занятие
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».
13. Оформление выставочных работ
Оформление тематических выставок.
К концу четвертого года обучения воспитанники должны знать:
Условные знаки и основные приемы складывания.
Термины, принятые в оригами.
Основные сведения об искусстве оригами.
К концу четвертого года обучения воспитанники должны уметь:
Читать и складывать по чертежам.
Знать законы перспективы.
Составлять аппликационные и объемные композиции с изделиями,
выполненными в технике оригами.
У обучающихся будут сформированы:
логическое и абстрактное мышление, пространственное
воображение;
мелкая моторика рук и глазомер;
художественный вкус, творческие способности, фантазия.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Учебный процесс строится на основании педагогических диагностик. С этой целью в начале учебного года проводится проверка уровня подготовленности детей к усвоению программы. На основании полученных данных строится дальнейшая индивидуальная работа с детьми. К концу года, как правило, наблюдаются положительные результаты благодаря созданию ситуации успеха.
При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях.
Занятия построены на принципах обучения:
− развивающего и воспитывающего характера,
− доступности,
− наглядности,
− целенаправленности,
− индивидуальности,
− результативности.
В работе используются методы обучения:
− вербальный (беседа, рассказ, лекция, сообщение);
− наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ педагога, книги, журналы, альбомы и т.д.);
− практический (практические занятия в объединении);
− самостоятельной работы ( выполнение домашних заданий и т.д.).
Усвоение материала контролируется при помощи тестирования, выполнения практических заданий и творческих проектов.
Итоговое (заключительное) занятие объединения проводится в форме выставки работ обучающихся.
Материально-техническое обеспечение программы
Реализация данной программы не требует особых материально-технических условий. Она может осуществляться на стандартной базе образовательного учреждения. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, оборудованным необходимой мебелью. Рабочее пространство должно быть правильно организованно, в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями.
Для успешной реализации программы необходимо иметь следующие материалы и инструменты:
ножницы, клей, кисти для клея и акварельных красок, цветные карандаши, фломастеры, краски, салфетки, бумага различных сортов: цветная односторонняя и двухсторонняя для изготовления изделий и аппликационных работ, цветная перламутровая бумага, гофрированная бумага, белая офисная бумага, цветная тонированная бумага, белая чертежная бумага, цветной и белый картон для фона и рамок.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области декоративно – прикладного искусства.
1. Афонькин. С.Ю, Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома.-
С-П: Издательство Аким, 1995. - 325 с.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой.- С.- П:
Химия, 1994. - 68 с.
3. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых.-
С-П: Издательство Аким, 2001. - 258 с.: ил.
4. Афонькин С.Ю. Курсы оригами повышенной сложности. - С-П : Издательство
Аким, 1994. – 350 с.: ил.
5. Афонькин С.Ю. Курсы оригами для детского сада и начальной школы.- С-П: Аким,
1994. – 100 с.: ил.
6. Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс.
Вестник образования и развития науки – 2001.
7. Опаричева С.В. Оригами. Искусство складывания из бумаги. – 1997.
8. Ильин С.В. Оригами. Москва: Издательство Мир, - 2005. - 197с.
Приложение 1
Форма фиксации результатов
Протокол результатов аттестации обучающихся творческого объединения
20____/20____учебный год
Название творческого объединения____________________________________
ФИО педагога _____________________________________________________
Общеобразовательная программа и срок ее реализации___________________ __________________________________________________________________
№ группы_______
Год обучения_________
Кол-во обучающихся в группе ____________
Дата проведения аттестации__________________________________________
Форма проведения __________________________________________________
Форма оценки результатов уровень (высокий, средний, низкий)
Результаты итоговой аттестации
№ | Фамилия имя ребенка | Форма аттестации (текущая, промежуточная, итоговая) | Результат аттестации |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Всего аттестовано _________ обучающихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень______чел.
средний уровень ______чел.
низкий уровень_____чел.
Результаты аттестации __________________
Дата: «___» ________________ 20__ г.
Подпись руководителя _____________________
Приложение 2
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
Года обучения | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
Начало учебного года | 04.09.2021 года | |||
Окончание учебного года | 30.06.2022 года | |||
Количество учебных недель | 40 недель | |||
Количество часов в год | 80 | 80 | 80 | 80 |
Продолжительность занятия (академический час) | 40 | 40 | 40 | 40 |
Периодичность занятий | 2 раза по 1 часу | 2 раза по 1 часу | 2 раза по 1 часу | 2 раза по 1 часу |
Объем и срок освоения программы | 320 часов, 4 года | |||
Режим занятий | В соответствии с расписанием | |||
Каникулы зимние | 31.12.2021 г. – 10.01.2022 г. | |||
Каникулы летние | 01.07. 2022 г. – 31.08. 2022 г. |
25