Дополнительная общеобразовательная программа «Фантазия» (6–11 лет)
Муниципальное Автономное Учереждение Дополнительного Образования
ЦРТДЮ «Нарт»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ФАНТАЗИЯ»
АДАПТИРОВАННАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Возраст обучающихся – 6-11 лет
Срок реализации – 3 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Ёлхина Н.С.
Владикавказ, 2019
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Фантазия» имеет художественную направленность и направлена на формирование интереса обучающихся к декоративно-прикладному творчеству, их творческой активности. Программа является адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализует принцип инклюзивного обучения через совместную деятельность, сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья успешному вхождению в социум.
Программа предполагает обучение таким видам декоративно – прикладного искусства, как аппликация, лепка, силуэтное вырезание, папье – маше, оригами, декупаж, витраж, айрис – фолдинг и др. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству, обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывают уважение к народным традициям. В программу включен материал по изучению русского и осетинского декоративно – прикладного искусства. Изучение традиционных народных ремесел при работе с разнообразным художественным материалом приобщает детей к истории и культуре народа, позволяет ощутить связь времен. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст обучающихся – от 6 до 11 лет.
Паспорт программы
Название программы | «Фантазия» | |
Составитель | Ёлхина Наталья Станиславовна | |
Организация - исполнитель | МАУДО ЦРТДЮ «Нарт» | |
Адрес | РСО – Алания, г.Владикавказ, пр. Доватора, 11 «а» | |
Возраст обучающихся | 6 – 11 лет | |
Социальный статус | дети с ограниченными возможностями здоровья | |
Срок реализации | 3 года | |
Направленность | художественная | |
Тип программы | общеразвивающая | |
Вид программы | модифицированная | |
Уровень освоения | общекультурный | |
Год разработки | 2019 | |
Год обновления | 2019 | |
Цель | создание коррекционно-реабилитирующей среды для выявления и развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация через освоение технологий декоративно-прикладного искусства. | |
Задачи | Обучающие: познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества; познакомить обучающихся с декоративно – прикладным творчеством русского и осетинского народов; научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества. Развивающие: развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка(фантазию, наблюдательность); развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, художественный вкус; развивать эмоционально – волевую сферу ребенка; развивать моторику рук, глазомер. Воспитательные: формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения); способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности. | |
Совокупный объем | 432ч | |
Форма обучения | групповая, очная | |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещении, ИКТ и др.) | Для преподавателя:
Для учащихся: Ластик, простые и цветные карандаши, фломастеры; Флористический материал, гербарий, семена; Леска, бисер, бусины, тонкая проволока; Трафареты, шаблоны. Ножницы, резаки; Клей ПВА, кисточки для клея, клеевой пистолет; Бумажные, влажные салфетки; Цветной картон, белая и цветная бумага; Цветная бумага плотная, двухсторонняя цветная бумага: Кусочки кожи, ткани; Глина, пластилин; Гуашь, витражные краски. |
Пояснительная записка
В последнее время в обществе большое внимание уделяется детям-инвалидам, детям с ОВЗ, идет поиск путей решения проблемы: как сделать так, чтобы такие дети могли вести полноценную и достойную жизнь. Необходимо создать такие условия, которые обеспечат их развитие, будут способствовать приобретению уверенности в себе и успешную социализацию в обществе.
В жизни детей с ограниченными возможностями именно творческая деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка и его общественной активности. Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Воспитание творческой личности – основная задача, стоящая перед системой дополнительного образования. Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДО деятельности, связанной с художественным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.
Направленность программы: художественная.
Программа является адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа дополнительного образования детей «Фантазия» - это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. В процессе подобной деятельности формируется то, что современная наука называет отношенческим результатом. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способен помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Программа направлена на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Творческая реабилитация - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь декоративно - прикладному творческой деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Адаптация дополнительной образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания программы;
- изменение структуры и временных рамок;
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Одним из эффективных средств формирования и развития творческой личности детей является декоративно-прикладное искусство. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству, обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывают уважение к народным традициям. Изучение традиционных народных ремесел при работе с разнообразным художественным материалом приобщает детей к истории и культуре народа, позволяет ощутить связь времен.
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческой активности.
Дополнительная образовательная программа «Фантазия» способствует зарождению интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству, их творческой активности. В основу программы положена идея развития познавательной и креативной сфер обучающихся; их способности образно (а иногда и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования состоит из всестороннего развития личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Реализация общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия» (для детей с ОВЗ) позволяет разрешить проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Программа предоставляет возможность детям с ОВЗ освоить различные виды декоративно-прикладного творчества в соответствии с индивидуальными особенностями в развитии. В процессе обучения прикладному искусству у детей развивается наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. Программа дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей
Педагогическая целесообразность
Программа «Фантазия » опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию как обычных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении сувениров, поделок, подарков, участвовать в выставках, конкурсах.
При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик, как любознательность, способность к организации собственной деятельности, доброжелательность. В рамках реализации данной программы учащимся предоставляются возможности творческого развития.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:
• общих способностей (способность к обучению и труду);
• творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).
Развивающий характер обучения ориентирован на:
• развитие фантазии, памяти, наблюдательности;
• развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фантазия» разработана в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 )
Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);
Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);
Сан ПиНом 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Уставом МАУДО ЦРТДЮ «Нарт».
Основной идеей общеобразовательной программы является идея гуманизма, основанная на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, содружестве между педагогами, детьми и родителями.
Дополнительная образовательная программа позволяет обучающимся приобрести общекультурный уровень развития в области прикладного творчества.
Программа является общеразвивающей по уровню освоения, модифицированной. При ее разработке были использованы авторская дополнительная общеобразовательная программа «Креатив» педагога дополнительного образования Сафриной А.В. (г.Новосибирск, ЦДО "Лад") и дополнительная общеобразовательная программа «Сувенир» педагога дополнительного образования Стефаровой К.В. (г.Ставрополь, ОЦДиЮТ)
Новизна программы
Программа представляет собой синтез разных видов декоративно-прикладного творчества. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их, что позволяет детям создавать индивидуальные и коллективные авторские творческие работы, используя различные виды и техники декоративно-прикладного искусства. Содержание программы состоит из различных блоков по видам декоративно – прикладного творчества. Изучение выборочных тем, заключенных в блоки, ни в коей мере не ограничивает кругозор детей, а также их творческую активность. В программе сочетаются различные по своей технике, материалу и творческой самобытности темы, которые способствуют обогащению внутреннего мира учащегося, формируют в его сознании чувство прекрасного и развивают интерес к художественно - эстетической культуре.
Отличительные особенности программыОтличительной особенностью общеразвивающей (адаптированной) программы «Фантазия» является ее адаптированность под запросы конкретных детей. Программа ориентирована на создание условий для развития творчества учащихся с ОВЗ, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания.
Среди наиболее значимых отличительных особенностей также программы можно выделить:
комплексность —сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;
не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся
Принципы составления программыПринцип целостности (достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса)
Принцип доступности - программа разработана таким образом, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических нагрузок, а материал был для них понятен и доступен
Принцип последовательности - предполагает логическое построение материала, где каждое последующее занятие является логическим продолжением предыдущего.
Принцип наглядности - использование на занятиях разнообразного наглядного материала.
Принцип природосообразности - педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся
Принцип ориентации на достижение успеха — необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и возможность достижения успеха.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используется интерактивный (ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств) подход в сочетании с фасилитарным (подход подразумевает создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества педагога с обучающимися, принятия и постоянной поддержке детей, вере в их способности, взаимоуважении и доверии)
Происходит непрерывное, открытое, свободное общение с детьми. Обязательным является слежение педагога за реакцией обучаемых и оптимизация образовательной среды для повышения процесса обучения. Педагогом применяются игровые технологии, беседы, пальчиковая терапия. На занятии предусматривается создание среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества педагога и обучающегося, взаимоуважении и доверии (т.е. гуманистический подход).
Цель программы: создание коррекционно-реабилитирующей среды для выявления и развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация через освоение технологий декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества;
познакомить обучающихся с декоративно – прикладным творчеством русского и осетинского народов;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка(фантазию, наблюдательность);
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, художественный вкус;
развивать эмоционально – волевую сферу ребенка;
развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные: формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
В процессе реализации программы у учащейся формируются следующие компетенции:
- Ценностно-смысловые компетенции: развитие мировоззрения, способность видеть и понимать, окружающий мир ориентироваться в нем.
- Общекультурные компетенции: уважение к ценностям семьи, любви к природе, оптимизм в восприятии мира. Владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.
- Учебно-познавательные компетенции: поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; умение давать определение понятиям; анализировать, сравнивать, строить логическое рассуждение, обобщать факты, владение измерительными навыками.
- Информационные компетенции: умение работать с различными источниками информации, в том числе с интернет - ресурсами (чтение и составление схем, орнаментов, узоров).
Коммуникативные компетенции: умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию.
- Социально-трудовые компетенции: уровень самостоятельности, степень сформированности умений и навыков, аккуратность, точность в выполнении работы, качество изготовленных изделий.
- Компетенции личностного самосовершенствования: способность активно побуждать себя к критическим действиям, без побуждения извне, умение самостоятельно контролировать свои поступки, достигать намеченного.
Возраст обучающихся по данной программе – 6 – 11 лет. Учебный материал распределен согласно возрастным психологическим особенностям детей.
Дошкольник (6-7 лет) - это критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития, формирования готовности к обучению в школе. Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого. У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение. Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное. Ребенок может придерживаться установленных правил. Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием.
Младшие школьники (7-10 лет) отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий декоративно-прикладным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. К возрастным особенностям внимания относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха (физкультминутки и релаксирующие паузы). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника.
Условия набора в объединение – без предварительного отбора, без ограничений по состоянию здоровья.
Сроки реализации программы
Срок освоения программы - 3 года обучения. Совокупная продолжительность реализации программы 432ч. По учебному плану в первый, второй и третий год обучения предусмотрены по 144 часа занятий
Режим занятий: в соответствии с САНПиН 2.4.4.3172 – 14 занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 мин) с перерывом 10 мин.. Объединение могут посещать как мальчики, так и девочки. Наполняемость групп - 15-20 человек.
Форма обучения в объединении – групповая, очная.
Основными формами организации образовательного процесса на занятии являются:
• Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
• Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
• Групповая
Ориентирует обучающихся на создание «творческих групп», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой группе», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.
Модель выпускника объединения должна являть нам следующие качества и характеристики:
Духовно-нравственные качества:доброта;
отзывчивость;
взаимопонимание;
умение сопереживать;
умение сотрудничать;
радость сотворчества;
потребность созидать, дарить.
Художественно-творческие способности:творческая активность;
художественное отношение к явлениям окружающего мира;
эстетическое восприятие действительности;
владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других.
Учебно-творческие знания, умения, владенияустойчивая познавательная активность;
интерес к искусству;
знание основ композиции, цветоведения, истории развития изучаемых разделов декоративно - прикладного искусства;
уверенное владение навыками изобразительной деятельности;
владение приемами работы с материалом;
Ожидаемые результаты:Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
• участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях Центра;
• участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
1 год обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению;
развитие эстетического сознания через освоение декоративно – прикладного творчества;
умение рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.
Метапредметные:
развитие фантазии, образного мышления, воображения;
формирование устойчивой заинтересованности в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира.
Предметные:
формирование практических навыков в области декоративно – прикладного творчества;
владение изученными техниками и технологиями изготовления предметов ДПИ из различных материалов;
умение отличать различные виды ДПИ;
освоение терминологических знаний;
формирование базовых знаний по композиции и цветоведению.
2 год обучения
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
умение оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Метапредметные:умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
способность работать индивидуально и в группе;
Предметные:развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве;
освоение знания об изучаемых видах декоративно – прикладного творчества
3 год обучения
Личностные:
формирование навыков самостоятельной творческой, учебно – исследовательской , проектной деятельности;
формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные:умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Предметные:овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов своего труда;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итоговНаиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Уровень освоения теоретического материала выявляется в беседах, в опросе, тестировании по заданным темам, Уровень формирования практических навыков - в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.
Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию, что подразумевает создание каждым из учащихся собственного эскиза по теме изучаемого блока и выполнение готового изделия по заданному эскизу.
Важными показателями успешности освоения программы является участие обучающихся в конкурсных мероприятиях, выставках, мастер – классах. Интересной формой контроля результативности обучения является также портфолио творческих достижений (фото работ, грамоты, дипломы, сертификаты и др.). Итоговой формой оценки результатов обучения по программе является защита творческого проекта.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
№ | Результаты | Критерий | Показатель | Форма отслеживания результата |
1. | Предметные результаты | Уровень владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества | Степень знания терминологии | тестирование |
Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий | наблюдение | |||
Уровень сформированности навыков в области декоративно-прикладного творчества | Степень владения на практике техниками и приемами | наблюдение | ||
Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами | наблюдение | |||
2. | Метапредметные результаты | Уровень развития фантазии, образного мышления, воображения. | Количество поделок, выполненных по собственному замыслу и для выставок | журнал, раздел «Творческие достижения» |
Степень развития фантазии, мышления, воображения | наблюдение | |||
Уровень устойчивости интереса к занятиям | Количество посещенных занятий | журнал | ||
Степень участия в выставках и конкурсах | портфолио | |||
3. | Личностные результаты | Уровень сформированности личностных качеств | Степень аккуратности при изготовлении поделок | наблюдение |
Степень увлеченности и заинтересованности работой | наблюдение | |||
Уровень сформированности навыков коллективного взаимодействия | Количество посещенных культурно-массовых мероприятий | журнал, раздел «Массовые мероприятия» | ||
Степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися | наблюдение |
Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения
Оцениваемые показатели | Степень выраженности оцениваемого показателя |
Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений | «―» (Обучающийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии) «+» (учащийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок с последующим обоснованием примененного определения) |
Степень владения на практике различными техниками и приемами | «―» (учащийся усвоил минимальный набор приемов, методов работы с различными материалами) «+» (учащийся свободно владеет широким диапазоном различных приемов и методов) |
Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами | «―» (учащийся затрудняется в выборе техник и приемов в работе с различными материалами или использует одни и те же приемы) «+» (учащийся не испытывает затруднений при выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между собой под свойства конкретного материала) |
Степень развития фантазии, образного мышления и воображения | «―» (учащийся постоянно нуждается в помощи педагога при составлении композиции, находит одно рациональное решение) «+» (учащийся проявляет креативность, вариативность и самостоятельность в выполнении задания) |
Степень участия в выставках и конкурсах | «―» (учащийся нуждается в побуждении со стороны педагога для создания поделок на выставку, конкурс или не проявляет желания изначально участвовать в конкурсных мероприятиях) «+» (учащийся проявляет творческую и публичную активность в плане участия в выставках) |
Степень аккуратности при изготовлении поделок | «―» (учащийся умеет организовать свое рабочее место, но менее усидчив и менее организован) «+» (учащийся проявляет усидчивость, терпение) |
Степень увлеченности работой и заинтересованности в результате | «―» (Маршрут действий диктуется педагогом, учащийся мало проявляет инициативу) «+» (учащийся ведет творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат) |
Степень взаимодействия, сотрудничества с другими учащимися в объединении | «―» (Коммуникативная культура не развита, учащийся не испытывает потребности в тесном творческом общении с другими учащийся, не участвует в массовых мероприятиях в объединении) «+» (учащийся обладает хорошими коммуникативными способностями, легко идет на контакт, активно участвует в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и работать совместно с другими обучающимися) |
Степень выраженности оцениваемого показателя:
«—» — не наблюдается;
«+» — наблюдается.
Модуль «Стартовый» 1-й год обучения
Учебно-тематический план
№ | Темы программы | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практи ка | |||
Вводное занятие. Знакомство с образовательной программой «Фантазия» | 2 | 2 | - | |
Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности | 2 | 2 | - | |
Орнамент, композиция и цвет в изделиях ДПИ | 4 | 2 | 2 | |
Основы цветоведения | 4 | 2 | 2 | |
Краткие сведения о композиции | 2 | 1 | 1 | |
Начало работы с кистью. Выполнение разного вида линий. | 2 | - | 2 | |
Выполнение различного вида точек и пятен | 2 | - | 2 | |
Аппликация | 24 | 2 | 22 | |
| Виды аппликации | 2 | 2 | |
| Плоскостная аппликация | 6 | | 6 |
| Аппликация из геометрических фигур | 4 | | 4 |
| Обрывная аппликация | 6 | | 6 |
| Объемная аппликация | 6 | | 6 |
Силуэтное вырезание | 10 | 2 | 8 | |
| Работа с ножницами. Правила безопасности | 2 | 2 | |
| Вырезание простейших фигур по шаблону | 4 | | 4 |
| Вырезание орнамента . Снежинка | 4 | | 4 |
Лепка | 24 | 4 | 20 | |
| Знакомство с основными материалами для лепки | 2 | 2 | |
| Приемы работы с пластилином | 4 | 2 | 2 |
| Пластилинография (аппликация пластилином) | 8 | | 8 |
| Объемные работы из пластилина. Натюрморт | 8 | | 8 |
| Лепка из соленого теста. Технология приготовления соленого теста | 2 | 2 | |
| Полуобъемные фигуры из соленого теста | 8 | | 8 |
| Роспись изделий из соленого теста | 8 | | 8 |
Граттаж | 10 | 2 | 8 | |
| Технология приготовления основы для работ в технике «граттаж» | 2 | 2 | 2 |
| Изготовление работ в технике «граттаж» | 6 | | 6 |
Работа с природным материалом | 20 | 4 | 16 | |
| Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе. Правила безопасности при работе с природным материалом | 2 | 2 | |
| Выполнение простейших работ в технике аппликации из сухих листьев и цветов. | 8 | | 8 |
| Правила работы с объемным природным материалом (шишки, желуди, каштаны, скорлупа от орехов) | 2 | 2 | |
| Выполнение объемных композиций из природного материала с использованием пластилина. | 8 | | 8 |
| Русские народные промыслы | | | |
Хохломская роспись. | 10 | 2 | 8 | |
| История промысла. Основные элементы хохломской росписи | 4 | 4 | |
| Приемы росписи кистью. Нанесение рисунка штампом. | 2 | | 2 |
| Роспись бумажной тарелки | 4 | | 4 |
Русская матрешка | 4 | 2 | 2 | |
| Знакомство с историей матрешки | 2 | 2 | |
| Аппликация «Матрешка» | 2 | | 2 |
Экскурсии | 4 | | 4 | |
Итоговые занятия. Выставка работ, выполненных обучающимися за полугодие, учебный год. Обсуждение итогов. | 4 | 4 | - | |
| ИТОГО | 144 | 33 | 111 |
Содержание образовательной программы 1-ого года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Теория (2 ч.)
Знакомство с детьми. Обзор образовательной программы. Ознакомление с работой объединения, планами на учебный год и расписанием занятий. Правила поведения и внутреннего распорядка, требования к учащимся. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Правила техники безопасности. Теория (2ч) Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий по изучаемым направлениям. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам поведения в студии ДПИ.
Тема 3 Орнамент, композиция и цвет в ДПИ (4 ч.)
Теория (2) Понятие композиции. Понятие орнамента. Виды орнамента (в полосе, в круге, ритм). Практика (2) Рисование орнамента по заданному образцу («продолжи орнамент»).
Тема 4 Основы цветоведения (4 ч.)
Теория (2) Основные и дополнительные цвета, понятие цветового круга. Спектр. Ахроматические цвета: черный, белый, серый. Практика (2) Упражнение на смешение цвета.
Тема 5 Краткие сведения о композиции (2 ч.)
Теория (1) Виды композиции (замкнутая, угловая, по центру) Практика (1) Изготовление панно из обрезков бумаги (аппликация), применяя композиционные правила (вид композиции по выбору ребенка)
Тема 6 Начало работы с кистью (2ч) Практика (2) Виды кистей. Выполнение разного вида линий. Учимся держать кисть. Демонстрация правильной постановки кисти в руке. Вспоминаем, какие линии мы видим (прямые, волнистые, зигзаг и т.д.) Тренируемся их рисовать в воздухе (какие движения кистью будем делать и т.п.) Выполняем разного вида линии на бумаге.
Тема 7. Выполнение различного вида точек и пятен (2 ч.) Практика (2). Упражнения для постановки руки. Выполнение точек, пятен разного размера и характера, использование не только кисти, но и ватных палочек (как штампа для точки)
Тема 8.Аппликация (24ч). Теория (2). Понятие аппликации. Знакомство с разными видами аппликации (объемная, плоскостная, обрывная, из геометрических форм, из комочков и жгутиков гофрированной бумаги.) Материалы для аппликации. Правила техники безопасности при работе с клеем. Практика (22) «Букет» Плоскостная аппликация из готовых элементов. (2) «Домик» Аппликация из геометрических фигур.(2) «Осеннее дерево». Обрывная аппликация из цветной бумаги (2). «Мимоза». Аппликация из жгутиков и комочков бумаги.
Тема 9. Силуэтное вырезание (10ч). Теория (2). Материалы и инструменты для вырезания. Правила работы с ножницами. Положение ножниц в руке. Техника безопасности. Практика (8). Вырезание простейших фигур (круг, квадрат, прямоугольник) из цветной бумаги по шаблону. Аппликация из геометрических фигур «Грузовик» (4). Вырезание орнамента. «Цветок». «Снежинка» (4)
Тема 10. Лепка (24ч). Теория (2). Практика (2) Материалы для лепки – пластилин, глина, соленое тесто. Особенности работы с пластилином. Инструменты – доска для лепки, стек. Приемы работы с пластилином: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, разрезание, соединение. Практика (8) Пластилинография (аппликация пластилином). «Подсолнух». Создание творческих работ по выбору ребенка. Лепка из соленого теста. Теория (2). Технология приготовления соленого теста. Сушка. Практика (8) Полуобъемные фигуры из соленого теста. «Снеговик». «Зайчик». Практика (8)Роспись изделий из соленого теста. Создание творческих работ по выбору ребенка.
Тема 11. Граттаж (10). Теория (2). Практика (2). Знакомство с техникой граттажа. Материалы и инструменты. Подготовка основы для граттажа: нанесение воска, черной гуаши. Белая и цветная основы. Практика (6). Изготовление работ в технике «Граттаж». «Салют». «Цветы». «Ёжикины именины».
Тема 12. Работа с природным материалом (20). Теория (2). Использование природного материала для ДПИ: сухие листья, цветы, семена. Понятие «гербарий». Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе. Правила безопасности при работе с природным материалом. Практика (8)
Выполнение простейших работ в технике аппликации из сухих листьев и цветов. Отработка композиционных приемов. «Осенняя фантазия». «Сказочная птица». «Рыбки». Теория (2) Правила сбора, хранения и работы с объемным природным материалом (шишки, желуди, каштаны, скорлупа от орехов). Практика (8). Выполнение объемных композиций из природного материала с использованием пластилина. «Лесные жители». «Птички – невелички». «Лягушки». Создание творческих работ по выбору ребенка.
Тема 13. Русские народные промыслы. Хохломская роспись (10ч). Теория (4).
Понятие «народные промыслы». Возникновение народных промыслов. Хохлома.
Особенности росписи, ее элементы: травинки, листочки, ягоды, цветы - купавки. Основа под роспись – деревянные изделия, посуда. Фон. Практика (2). Приемы росписи кистью: завитки, линии, тычки, мазки. Нанесение рисунка штампом. Практика (4). «Рябинка». Роспись бумажной тарелки «под хохлому» гуашью.
Тема 14. Русская матрешка (4ч). Теория (2). История происхождения матрешки. Прообраз русской матрешки – японская кукла «дарума». Сергиев – посадская, семеновская, полхов – майданская матрешки. Практика (2). Аппликация «Матрешка».
Тема 15. Экскурсии (4ч). Практика (4). Экскурсия в осенний парк, сбор природного материала для поделок.
Тема 16. Итоговые занятия (4ч). Теория (4) Подведение итогов I полугодия (1-го года) обучения. Выставка работ, выполненных обучающимися за прошедший период. Выставка портфолио одаренных обучающихся. Обсуждение итогов. Награждение учащихся за достигнутые успехи.
знать изученные техники декоративно – прикладного искусства;
уметь отличать друг от друга виды ДПИ, правильно характеризуя их;
уметь составлять композицию для каждого из изученных видов ДПИ;
уметь аккуратно работать с красками, клеем, пластилином, ножницами;
иметь основные знания по цветоведению и композиции.
Модуль «Базовый 1» 2-й год обучения
Учебно-тематический план
№ | Темы программы | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практи ка | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с содержанием образовательной программы «Фантазия» 2 года обучения. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - |
2. | Аппликация. | 6 | 2 | 4 |
| Виды аппликации (повторение) | 2 | 2 | |
| Объемная аппликация. Изготовление открытки - гармошки | 4 | | 4 |
3. | Силуэтное вырезание | 20 | 4 | 16 |
| Техника безопасности при работе с режущими инструментами. | 2 | 2 | |
| Вырезание фигур птиц, животных, людей | 4 | | 4 |
| Сюжетная композиция в технике аппликации. | 2 | | 2 |
| Орнамент. Вырезание по шаблону и по своему замыслу. | 4 | 2 | 2 |
| Знакомство с орнаментальным искусством Осетии. | 2 | 2 | |
| Декорирование предметов осетинским орнаментом. | 6 | | 6 |
4. | Оригами | 18 | 2 | 16 |
| Знакомство с историей искусства оригами | 2 | 2 | |
| Основные базовые формы складывания бумаги | 4 | | 4 |
| Схемы в оригами | 4 | | 4 |
| Выполнение простых изделий в технике оригами | 8 | | 8 |
5. | Лепка | 26 | 2 | 24 |
| Понятие «скульптура», виды скульптуры. Пластилин как скульптурный материал. | 2 | 2 | |
| Рельеф. Работа по созданию рельефа на плоскости (картон). | 6 | | 6 |
| Объёмная скульптура. Работа по созданию объёмной скульптуры из пластилина. | 8 | | 8 |
| Составление композиции для будущего панно. | 2 | | 2 |
| Выполнение панно. | 8 | | 8 |
6. | Работа с природным материалом | 26 | 4 | 22 |
| Правила сбора, сушки, обработки природного материала (повторение) | 2 | 2 | |
| Композиция, ее виды (повторение) | 2 | 2 | |
| Декоративные возможности круп и семян. Знакомство с материалами. | 2 | | 2 |
| Выполнение работ с использованием разных семян и круп. Аппликация на плоскости. Коллаж из семян и зерен. | 6 | | 6 |
| Декорирование стеклянной посуды с помощью круп и пластилина. | 4 | | 4 |
| Декорирование фоторамки природным материалом. | 4 | | 4 |
| Открытка с сухоцветами. | 4 | | 4 |
| Работа с объемным природным материалом. Сложные композиции. | 6 | | 6 |
7. | «Папье – маше» | 22 | 2 | 20 |
| Вводное занятие. Знакомство с техникой, история появления. Правила техники безопасности при работе с клеем. | 2 | 2 | |
| Выполнение полуобъемных работ в технике «папье – маше». Маски. | 8 | | 8 |
| Выполнение объемных работ в технике «папье маше». | 8 | | 8 |
| Роспись и декорирование готовых работ | 4 | | 4 |
| Русские народные промыслы. | | | |
8. | Гжель. | 14 | 2 | 12 |
| История промысла, особенности росписи. | 2 | 2 | |
| Элементы росписи: стебельки, капельки. листочки. Способ рисования цветка. | 4 | | 4 |
| Роспись плоской формы (бумажная тарелка) | 4 | | 4 |
| Роспись объемной формы из папье – маше (копилка) | 4 | | 4 |
9. | Экскурсии | 6 | 4 | 2 |
10. | Итоговые занятия. Выставка работ, выполненных обучающимися за полугодие, учебный год. Обсуждение итогов. | 4 | 4 | |
| ИТОГО: | 144 | 28 | 116 |
Содержание образовательной программы 2-ого года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Теория (2 ч.) Знакомство с содержанием образовательной программы «Фантазия» 2 года обучения: обзор новых видов декоративно- прикладного искусства, просмотр презентации. Инструктаж по технике безопасности: правила работы в студии ДПИ, правила поведения при ЧС.
Тема 2. Аппликация (6ч). Теория (2). Понятие аппликации, ее виды (объемная, плоскостная, обрывная, из геометрических форм, из комочков и жгутиков гофрированной бумаги.). Материалы для аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Практика (4). Изготовление объемной открытки – гармошки к Дню учителя.
Тема 3. Силуэтное вырезание (20). Теория (2). Инструменты для силуэтного вырезания. Техника безопасности при работе с режущим инструментом. Практика (6.) Вырезание по готовому шаблону фигур животных. птиц. людей. Вырезание по собственному рисунку. Создание сюжетной композиции в технике аппликации. Эскиз. «В зоопарке». «Морские жители». Теория (2) Орнамент: понятие орнамента, его виды. Практика (2) Вырезание орнамента по шаблону и по своему замыслу. «Кленовый лист». Орнамент в круге. Теория (2). Знакомство с орнаментальным искусством Осетии. Происхождение элементов орнамента, символическое значение. Орнамент на предметах быта. Украшение мужской и женской одежды орнаментом.
Практика (6). Декорирование орнаментом плоских форм: круга для пирогов, разделочной доски. Разработка эскиза и выполнение орнамента.
Тема 4. Оригами (16ч). Теория (2) Знакомство с происхождением и историей искусства оригами. «Оригами» - «сложенная бумага». Мастера оригами. Акира Ёсидзава. Практика (4) Знакомство с основными базовыми формами складывания бумаги: «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Холм», «Двери». Практика (4) Учимся читать схемы в оригами. Практика (8) Поделки в технике «оригами»: «Журавлик», «Весенний букет», «Кораблик», «Животные».
Тема 5. Лепка (26ч) Теория (2) Понятие «скульптура». История появления скульптуры как жанра искусства. Виды скульптуры. Материалы скульптора. Пластилин как скульптурный материал. Практика (6). Рельеф. Работа по созданию рельефа на плоскости (картон). Описание этапов работы над рельефным панно. Выполнение эскиза. Изготовление рельефного панно на небольшом квадрате картона (простое изображение). «Осеннее дерево». «Портрет мамы». Практика (8) Объёмная скульптура. Работа по созданию объёмной скульптуры из пластилина. Описание этапов работы над объёмной скульптурой из пластилина. Бескаркасная скульптура. «Котенок». Выполнение каркаса для будущей скульптуры. Лепка скульптуры на основе – каркасе. «Лошадка». Практика (2) Составление композиции для будущего панно (коллективная работа). Практика (8). Выполнение панно «Наши друзья – животные».
Тема 6. Работа с природным материалом (26ч) Теория (2). Закрепление знаний о правилах безопасности при работе с природным материалом, правилах сбора и хранения гербария. Природные материалы для работы на плоскости (листья, цветы. травы) и для объемных работ (шишки, каштаны. желуди). Теория (2). Закрепление сведений о композиции, ее видах (линейная, фронтальная, объемная). Практика (2).
Декоративные возможности круп и семян. Знакомство с материалами. Сбор семян. Подбор материала по форме, цвету, фактуре. Практика (6) Выполнение работ с использованием разных семян и круп. Аппликация на плоскости. Цветы из зерен и семян. Панно «Бабочки на полянке». Коллаж из семян и зерен «Птицы». Практика (4) Декорирование стеклянной посуды (бутылка. стакан) с помощью круп и пластилина. «Вазочка для цветов». Орнамент из круп и семян. Практика (4) Декорирование фоторамки природным материалом (осенними листьями, крупой, семенами). «Осенний портрет». Практика (4). Изготовление открытки с сухоцветами. Создание эскиза, подготовка материалов – сухих цветов и трав. Ламинирование клеящейся пленкой. Практика (6) Работа с объемным природным материалом. Сложные композиции. Составление букетов из сухоцветов и объемного материала (ветки, корни).
Тема 7. «Папье – маше» (22ч). Теория (2) Вводное занятие. Знакомство с техникой, история появления. Папье-маше – «жеваная бумага». Правила техники безопасности при работе с клеем. Материалы для папье – маше. Этапы работы над изделием. Практика (8) Выполнение полуобъемных работ в технике «папье – маше». Новогодние карнавальные маски на основе из скульптурного пластилина. Практика (8). Выполнение объемных работ из папье - маше. «Кошка – копилка». «Снегурочка». Практика (4). Роспись готовых работ гуашью. Декорирование новогодних масок (перья, стразы и тд - по выбору ребенка).
Тема 8. Русские народные промыслы. Гжель (14ч). Теория (2) История промысла, особенности росписи. Цвета гжели – белый, голубой, синий. Посуда и предметы быта из фарфора и керамики. Практика (4) Элементы росписи: стебельки, капельки. листочки. Способ рисования цветка. Использование разного вида кистей. Отработка техники нанесения мазков. Практика (4) Роспись плоской формы (бумажная тарелка). Выполнение эскиза, подбор цветов. Практика (6) Роспись объемной формы из папье – маше (копилка). Выполнение эскиза. Особенности работы с объемным изделием.
Тема 9. Экскурсии (6ч). Теория (4). Экскурсия на выставку осетинских народных промыслов. Практика (2). Экскурсия в осенний парк, сбор природного материала для поделок.
Тема 10. Итоговые занятия (4ч). Теория (4) Подведение итогов I полугодия (1-го года) обучения. Выставка работ, выполненных обучающимися за прошедший период. Обсуждение итогов. Выставка портфолио одаренных обучающихся. Награждение учащихся за достигнутые успехи.
По итогам второго года обучения учащийся должен:
владеть приемами изучаемых видов ДПИ, самостоятельно составлять композиции и воплощать идеи на практике;
овладеть приемами композиции и особенностями композиционного построения эскизов к каждому из изделий;
свободно владеть техническими приемами, полученными в ходе обучения;
самостоятельно подбирать и подготавливать изделия для последующей работы с ними;
творчески использовать полученные знания;
участвовать в смотрах и конкурсах.
Модуль «Базовый 2» 3-й год обучения
Учебно-тематический план
№ | Темы программы | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практ ика | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с содержанием образовательной программы «Фантазия» 3 года обучения. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - |
2. | Модульное оригами. | 22 | 2 | 18 |
| Технология и алгоритм выполнения модулей разной конфигурации. | 2 | 2 | |
| Выполнение простых и сложных модулей. | 6 | | 6 |
| Работа по схемам. Изделия в технике модульного оригами. | 12 | | 12 |
3. | Поделки из спичек. | 16 | 6 | 10 |
| Деревянное зодчество России. | 2 | 2 | |
| Что нам известно о спичках. | 2 | 2 | |
| Технология и алгоритм работы при выполнении творческих работ из спичек. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | |
| Выполнение творческих работ по схемам. | 10 | | 10 |
4. | Айрис-фолдинг. | 16 | 2 | 14 |
| История и особенности айрис – фолдинга. | 2 | 2 | |
| Техника радужного сплетения. | 2 | | 2 |
| Работа с простыми формами: круг, овал | 4 | | 4 |
| Работа с простыми формами: квадрат, прямоугольник, треугольник | 4 | | 4 |
| Открытка в технике «айрис-фолдинг» | 4 | | 4 |
5. | Декупаж. | 20 | 4 | 16 |
| Содержание технологии «декупаж». Оборудование, знакомство с технологией, техника безопасности | 2 | 2 | |
| Подготовка деревянной поверхности | 2 | | 2 |
| Декупаж деревянной поверхности | 6 | | 6 |
| Декупаж на стекле. Основные приёмы работы | 2 | 2 | |
| Подготовка стеклянной поверхности | 2 | | 2 |
| Декупаж стеклянной поверхности | 6 | | 6 |
6. | Витраж | 14 | 4 | 10 |
| Витражное искусство Западной Европы. | 2 | 2 | |
| Технология создания витража. Материалы. | 2 | 2 | |
| Создание эскизов для витража. | 4 | | 4 |
| Выполнение творческих работ в технике витража | 10 | | 10 |
7. | Лепка | 14 | | 14 |
| Глина как материал для лепки. Правила работы с глиной. | 2 | 2 | |
| Лепка бескаркасных фигур. | 8 | | 8 |
| Роспись готовых фигур. | 4 | | 4 |
8. | Ватное папье - маше. | 20 | 2 | 18 |
| Технология изготовления декоративной куклы на проволочном каркасе . Материалы – вата. клей. | 2 | 2 | |
| Разработка эскиза куклы. | 4 | | 4 |
| Изготовление декоративной куклы в технике «ватное папье – маше» | 10 | | 10 |
| Роспись готовой куклы. | 4 | | 4 |
| Русские народные промыслы | | | |
9. | Дымковская игрушка | 12 | 4 | 8 |
| История возникновения и развития промысла. | 2 | 2 | |
| Типичные сюжеты и образы дымковской игрушки. | 2 | 2 | |
| Элементы и цвета дымковской росписи. | 4 | | 4 |
| Роспись готовой фигуры в дымковской технике | 4 | | 4 |
10 | Экскурсии | 6 | 4 | 2 |
10. | Итоговые занятия. Выставка работ, выполненных обучающимися за полугодие, учебный год. Защита творческих проектов. Обсуждение итогов. | 4 | 4 | |
| ИТОГО: | 144 | 34 | 110 |
Содержание образовательной программы 3-ого года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Теория (2 ч.) Знакомство с содержанием образовательной программы «Фантазия» 3 года обучения: обзор новых видов декоративно- прикладного искусства, просмотр презентации. Инструктаж по технике безопасности: правила работы в студии ДПИ, правила поведения при ЧС.
Тема 2. Модульное оригами (22ч). Теория (2) Технология и алгоритм выполнения модулей разной конфигурации. Сборка модулей по схемам. Практика (6) Выполнение простых и сложных модулей. Техника сборки и способы крепления модулей (3 способа). Практика (12) Работа по схемам. Изделия в технике модульного оригами. «Ёлочка». «Ваза». «Цветок лотоса». «Курочка».
Тема 3. Поделки из спичек (16ч). Теория (2) Ознакомление с деревянным зодчеством разных эпох в России. Памятники деревянного зодчества. Кижи. Резное деревянное кружево. Теория (2) Что нам известно о спичках. История появления спичек. Техника безопасности при работе со спичками, клеем, наждачной бумагой. Теория (2) Технология и алгоритм работы при выполнении творческих работ из спичек.
Практика (10) Схемы и эскизы для творческих работ и проектов. Выполнение творческих работ по схемам. «Домик». «Мельница». «Храм».
Тема 4. Айрис – фолдинг (16ч). Теория (2) История происхождения техники и особенности айрис – фолдинга. «Радужное складывание». Материалы и инструменты для айрис – фолдинга. Теория (2) Техника радужного сплетения. Одноцветный и многоцветный айрис – фолдинг. Схемы. Шаблоны. Практика (4) Работа с простыми формами: круг, овал. Практика (4) Работа с простыми формами: квадрат, прямоугольник, треугольник. Практика (4) Открытка в технике «айрис-фолдинг». «Сердечко». «Пасхальное яйцо». «Роза».
Тема 5. Декупаж. (20ч) Теория (2) История возникновения и развития технологии «декупаж». Содержание технологии «декупаж». Оборудование, знакомство с технологией, техника безопасности. Инструменты для декупажа: ножницы, кисти разных размеров, палитра, губка, наждачная бумага. Материалы для декупажа: клей ПВА, лак, краски, грунт, салфетки или бумага с рисунком. Практика (2) Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевка, грунтовка, покраска). Практика (6) Декупаж деревянной поверхности. Последовательность выполнения техники «декупаж» на деревянном изделии. Выбор рисунка. Способы приклеивания. Декорирование в технологии «декупаж» плоской и округлой деревянной поверхности. «Шкатулка». Теория (2) Декупаж на стекле. Изучение последовательности выполнения декупажа на стеклянной поверхности. Основные приёмы работы. Практика (2) Подготовка стеклянной поверхности (обезжиривание, грунтовка). Практика (6) Декупаж стеклянной поверхности. Повтор последовательности выполнения техники «декупаж» на стеклянном изделии: выбор понравившегося рисунка, вырезание рисунка из салфетки, разделение салфетки на несколько слоёв, работа только с верхним слоем салфетки, выбранный объект прикладываем к поверхности, наносим клей от середины к краям; оформляем нижний край салфетки - сухой кистью при помощи светлой акриловой краски лёгким движением оформляем края; покрываем лаком, дожидаемся высыхания, покрываем вторым слоем лака. Оформление стеклянной посуды (бутылки) в технике «декупаж».
Тема 6. Витраж (20ч). Теория (2). Витражное искусство Западной Европы. История. Шедевры витражного искусства. Теория (2) Технология создания витража. Материалы. Стекло, пленка. Краски для витража – прозрачные, непрозрачные. Контур. Техника безопасности при работе со стеклом. Практика (4). Создание эскизов для витража по замыслу ребенка. Простые и сложные рисунки. Практика (10). Выполнение творческих работ в технике витража: последовательность действий. Прорисовка контура, заливка цветом. Оттеночная заливка. «Рыбки». «Букет цветов». Творческие работы по замыслу ребенка.
Тема 7. Лепка (14ч). Теория (2) Повторение понятия «скульптура». Материалы для создания скульптуры. Глина как материал для лепки. Правила работы с глиной: замешивание, сушка. Практика (8) Лепка бескаркасных фигур. «Барыня». «Петушок». Лепка по замыслу ребенка. Практика (4). Роспись гуашью готовых фигур.
Тема 8. Ватное папье – маше (20 ч). Теория (2). Технология изготовления декоративной куклы на проволочном каркасе. Материалы – вата, клей. Последовательность действий при изготовлении ватной куклы. Нанесение слоев . Проклеивание. Сушка. Практика (4) Разработка эскиза куклы. «Веселый клоун». Эскиз по выбору ребенка. Практика (6). Изготовление декоративной куклы в технике «ватное папье – маше»: скручивание каркаса из проволоки, послойное нанесение ваты, проклеивание клеем ПВА или клейстером, сушка. Практика (4) Роспись готовой куклы гуашью по эскизу. Декорирование куклы по замыслу ребенка.
Тема 9. Русские народные промыслы. Дымковская игрушка (12ч). Теория (2)
История возникновения и развития промысла. Материалы и технология изготовления. Теория (2). Типичные сюжеты и образы дымковской игрушки: барышня, кавалер, лошадка, индюк, петушок, барашек и т.д. Цвета и приемы раскраски. Практика (4) Элементы и цвета дымковской росписи: линии, точки, кружки, воланы. Золочение. Практика (4) Роспись готовой фигуры в дымковской технике. «Барыня».
Тема 10. Экскурсии (6ч). Теория (6). Экскурсия на выставку осетинских народных промыслов. Экскурсия на выставку кукол.
Тема 11. Итоговые занятия (4ч). Теория (4) Подведение итогов I полугодия (1-го года) обучения. Выставка работ, выполненных обучающимися за прошедший период. Защита творческих проектов. Награждение учащихся за достигнутые успехи.
По итогам третьего года обучения учащийся должен:
знать правила техники безопасности при работе с инструментами, используемых на занятиях;
знать историю возникновения прикладных ремесел на Руси;
знать основные базовые формы оригами: двойной квадрат, двойной треугольник, холм, двери;
основные приемы и виды композиции, технику работы с бумагой, глиной, витражными красками, природным материалом.
составлять композиции из листьев, спичек;
работать с глиной, лепить каркасную и бескаркасную фигуры;
последовательно читать и выполнять работы по схеме и инструкции;
самостоятельно составлять несложные схемы, эскизы, выстраивать макеты;
складывать из базовых форм фигуры животных, транспорта и цветов;
составлять композиции из цветов и листьев;
работать в технике декупаж, оригами, айрис-фолдинг, папье-маше и др.
Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа «Фантазия» предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий:
• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
таблица
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология, метод, прием | Образовательные события | Результат |
1 | 2 | 3 |
Технология личностно-ориентированного обучения | Участие в городских конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях Центра «Истоки» | Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве |
Здоровьесбере-гающие технологии | Проведение физкультминуток и релаксирующих пауз | Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье |
Мозговой штурм | Разработка образа, макета будущего изделия | Способность творить, создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо |
Технология коллективного творчества | Обучение и общение в группе | Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других |
Проектная технология | Разработка эскизов, макетов изделий | Способность разрабатывать эскизы и макеты |
Технология развивающего обучения | Развитие фантазии, воображения | Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии |
Педагогическая мастерская | Самостоятельный поиск знаний, открытие чего-то нового | Способность работать самостоятельно и творчески |
Принципы организации образовательного процесса
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:
• самостоятельность учащихся;
• развивающий характер обучения;
• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
Дополнительная общеобразовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:
• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения учащимся предыдущих заданий;
• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого учащегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
• Групповая
Ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у учащихся получались быстрее и качественнее.
• Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся детей через беседу. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
• Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества учащегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить учащихся к участию в выставках и конкурсах
Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• занятие-экскурсия:
— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),
— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);
• беседа-презентация по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация,
— обсуждение,
— подведение итогов;
• итоговое занятие
— игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга образовательных результатов обучающихся;
— мастер-класс — проведение открытого занятия для родителей в формате практической деятельности обучающихся.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:
Для преподавателя:
Учебные столы и стулья;
Выставочные стенды;
Схемы складывания изделий;
Журналы и книги по работе;
Альбом для лучших работ;
Конверты для незаконченных работ;
Коробки для обрезков бумаги;
Для учащихся:
Ластик, простые и цветные карандаши, фломастеры;
Флористический материал, гербарий, семена;
Леска, бисер, бусины, тонкая проволока;
Трафареты, шаблоны.
Ножницы, резаки;
Клей ПВА, кисточки для клея, клеевой пистолет;
Бумажные, влажные салфетки;
Цветной картон, белая и цветная бумага;
Цветная бумага плотная, двухсторонняя цветная бумага:
Кусочки кожи, ткани;
Глина, пластилин;
Гуашь, витражные краски.
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
Дидактические материалы:
- Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;
- Схемы для выполнения работ из бисера, природного и бросового материала;
- Инструкционные карты сборки изделий для 1,2 и 3года обучения.
- Схемы создания изделий оригами для 2 и 3года обучения.
- Образцы изделий.
- Шаблоны для выполнения аппликаций, силуэтного вырезания.
- Альбом лучших работ детей.
- Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
- Лекала для изготовления работ из кожи.
- Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
По прохождению программы проводиться диагностика уровня усвоения знаний умений и навыков в соответствие с предполагаемым результатом.
Предлагаются следующие уровни усвоение программы:
Базовый уровень – учащийся стабильно занимается, выполняет общеобразовательную программу.
Повышенный уровень – учащийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, принимает участие в конкурсах районного и городского уровня.
Творческий уровень – проявляет ярко выраженные способности к изучаемому профилю деятельности, занимает призовые места в конкурсах, выставках разного уровня.
Список используемой литературы:
Агапова И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. – М.: ОООИКТЦ «Лада», 2009.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. - М.: ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2009.
Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. – М.: ИД «Владос», 2009.
Броди В. Зверюшки из бумаги: пер. с фр. – М.: Мой мир, 2008.
Воронова О.В. Декорирование бутылок: создаем изысканные предметы интерьера. – М.: Эксмо, 2012.
Воронова О.В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники. – М.: Эксмо, 2010.
Всё о декупаже: техника и изделия / Под ред. М.Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007.
Ермолаева - Тамина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей. // Вопросы психологии, 1975.-№5.
Каминская Е.А. Мозаика из крупы и семян. – М.: ИД «Рипол – классик», 2012.
Кряжева Н. П. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Эксмо, 2000.
Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Конышева Н.М. Подаки, суверниры, украшения. Альбом для занятий с детьми дома и в школе. – М.: Пресс, 1995.
Лыкова И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста. – М.: Цветной мир, 2015.
Мастерица / Сост. Сокол И.А. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.
Махмутова Х. И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи. – М.: Школьная пресса, 2004.
Махмутова Х. И. Роспись по дереву. - М.: Просвещение, 1987.
Новацкая М. Большая пластилиновая книга. Как слепить любую сказку. – СПб.: Каро, 2014.
Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие / Под ред. С.В.Астраханцевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007г.
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008г.
Ступак Е. А. Оригами. Игры и конкурсы. – М.: Айрис-пресс,2008г.
Чиотти, Донателла. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с итал. Г. В. Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.
Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. - М.: Айрис – пресс, 2000.
Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1979.
42