Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии»
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
пояснительная записка;
цель и задачи программы;
содержание программы;
планируемые результаты .
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
учебно-тематический план;
календарный учебный график;
формы занятий;
методы обучения;
формы педагогического контроля;
формы подведения итогов;
условия реализации программы;
список литературы.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребѐнка, его творческого потенциала.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с нарушенным зрением полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому работа, в которой участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важна для его умственного и психического развития.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребѐнка. Искусная работа руками ещѐ более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определѐнных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, фоторамки, открытки, сувениры и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумажная пластика выполняется в определѐнной последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа «Бумажные фантазии» развивает художественный вкус и творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребѐнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа в данном учреждении востребована на основании запросов родителей и детей. Она работает на результат по коррекции детей с нарушением зрения. Преподавание материала по данной программе предусматривается по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к темам на более высоком и сложном уровне и осуществляется в четыре этапа. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, декупаж, конструирование). Особенностью организации занятий является дифференцированный подход к учащимся.
В ходе реализации программы широко используются все известные дидактические принципы обучения, направленные на совместную деятельность педагога и ученика. Занятия проводятся в соответствии с определѐнной системой обучения, с последовательным усложнением решаемых задач, доступных по возрасту ребят.
Методы и приѐмы в обучении основаны на сознательных и активных действиях учащихся. Ребята знакомятся с основами работы с бумагой, получают практические навыки, выполняют творческие работы, знакомятся с истоками искусства.
Содержание данной программы направленно на развитие умения обучающихся мыслить системно с пониманием закономерностей и применение полученных знаний в продуктивной деятельности.
Система занятий представлена в учебно-тематических планах. Освещены вопросы методик обучения, технологии выполнения поделок. Разработаны конспекты занятий.
Адресат программы- дети 7-10 лет.
Срок освоения программы - 4 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 135. Общее количество часов в год – 33-34. Режим занятий - 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий – 30 минут. Форма обучения - очная. Состав учебной группы постоянный. Особенности набора - свободный.
Нормативно-правовая основа
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
СанПиН, 2.4.2. 2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса»
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования ГБОУ «СК НШ – ДС № 144»
Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
• знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник;
• обучать различным приемам работы с бумагой;
• отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
• формировать умения следовать устным инструкциям;
• обогащать словарь ребенка специальными терминами;
• создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие:• развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
• развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Воспитательные:
• формировать способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать аккуратность, целеустремленность;
• прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно- значимыми;
• формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
• воспитывать гордость за свой выполненный труд.
Знакомство с детьми. Знакомство с кабинетом и его оборудованием. Выставка творческих работ. Знакомство с учебным курсом «Бумажные фантазии». Планы кружка на предстоящий учебный год. Материалы и инструменты для занятий. Беседа о правилах поведения учащихся на занятиях. Инструктаж по ТБ.
Тема 2. Плетение из бумаги.История возникновения бумаги, свойства бумаги. Виды бумаги, еѐ разнообразие. Способы обработки бумаги. Разметка. Условия безопасной работы (инструктаж по технике безопасности на занятии ручным трудом. Правила обращения с колющими и режущими предметами). Правила резания ножницами. Секреты бумажного творчества. Работа с полосками бумаги. Плетение. Виды плетения. Способы скрепления бумаги без клея и с помощью клея. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Тема 2.Аппликация.Аппликация. Виды аппликаций. Работа с шаблоном, трафаретом. Выбор сюжета для изготовления композиции. Композиция. Способы и правила еѐ составления. Применение формы в композициях. Создание эскиза. Подбор материала. Цвет и фон. Основные приѐмы вырезания. Способы скрепления бумаги. Объем. Как придать фигуре из бумаги объем. Игрушки из бумаги с подвижными деталями. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Разметка на бумаге. Приѐмы работы и сборки цветов, подбор цветовой гаммы.
Тема 3. Конструирование.Конструирование из бумаги. Виды конструирования. Выбор материалов, способов обработки, умения планировать. Конструирование по образцу и шаблону. Понятие «технологическая карта». Чтение технологических карт. Понятие о развѐртке. Конструирование по чертежу и технологической карте. Конструирование из бумажных полос. Конструирование из картона. Способы скрепления бумаги и картона без клея и с помощью клея.
Тема 4. Оригами.Знакомство с «Оригами». Свойства бумаги. Знакомство с чертежами. Условные обозначения. Разметка. Основные линии разметки на чертеже. Базовые формы. Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Правила и приѐмы правильного выполнения сгибов и складок. Способы скрепления деталей (с использованием и без использования клея). Работа с технологическими картами. Игрушки из бумаги с подвижными деталями. Модульное оригами. Виды модулей. Изготовление различных модулей и изделий из них. Волшебные шары Кусудамы.
Тема 5. Симметричное вырезание.
Симметричное вырезание. Симметрия. Ось симметрии. Прорезная аппликация. Работа с трафаретом. Сюжет. Орнамент. Понятие «вытынанки». Одинарные и сложные «вытынанки». Необходимые материалы и инструменты для работы. Правила обращения с колющими и режущими предметами. Ознакомление с приемами разметки симметричной «вытынанки» по шаблону и от руки. Вырезание элементов с предварительной прорисовкой контура на бумаге. Наклеивание «вытынанки» на бумагу (картон). Оформление работы.
Тема 6. Комочки из бумаги.
Подбор бумаги для создания бумажных комочков. Способы изготовления комочков. Выбор картины и заготовка комочков нужного цвета. Работа с шаблоном, трафаретом.
Приклеивание бумажных комочков к заготовке. Мозайка. Аппликация из гофрированной бумаги. Скручивание в жгут. Размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту.
Тема 7. Декупаж из салфетокДекупаж. Салфетки для декупажа. Свойства и особенности в работе. Инструменты для декупажа. Приемы вырезания, выравнивания салфетки. Отделение верхнего слоя салфетки от основы. Цветовые контрасты. Понятие об объемном декупаже. Декорирование предметов узорами из салфеток для декупажа.
Тема 8.Торцевание.Техника «торцевание». Ознакомление с материалом для работы (гофрированная бумага), изучение его декоративно-художественных свойств. Анализ и оценивание конструктивных и декоративно-художественных возможностей гофрированной бумаги. Виды «торцевания»: контурное, боковое, многослойное, объѐмное. Показ образцов последовательного выполнения работы (техника исполнения), готовых изделий. Рассматривание и анализ образцов. Необходимые материалы и инструменты для работы.
Тема 9. Итоговое занятие
Подведение итогов учебного года. Выставка творческих работ учащихся «Лучшая работа года». Рассматривание и анализ экспонатов выставки. Систематизация полученных знаний. Оценка достижений, обмен впечатлениями. Определение перспектив на следующий учебный год
Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Бумажные фантазии» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:учебно – познавательный интерес к работе с бумагой, как одному из видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческихработ;
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:различать изученные техники работы с бумагой;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых при работе с бумагой;
развивать художественный вкус;
развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
После 1-го года обучения учащиеся должны знать:
-свойства и возможности бумаги как материала для творчества;
-название чертежных инструментов и правила работы с ними;
-приемы разметки при помощи шаблонов;
-понятие «симметрия»;
-приѐмы работы с бумагой в техниках: симметричное вырезание, оригами декупаж, плетение;
-простейшую терминологию по тематике предмета; Учащиеся должны уметь:
-экономно размечать детали на бумаге;
-владеть основными приемами работы с бумагой;
-складывать, сгибать, вырезать при помощи линии симметрии;
-изготавливать поделки по образцу и шаблону;
-получать плоские и объемные формы из бумаги и соединять их разными способами;
-работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.
-основы композиции и цветоведения;
-правила нанесения размеров на чертеж;
-основные линии разметки на чертеже;
-различные способы соединения деталей;
-понятие «технологическая карта», «эскиз», «чертеж»,
Учащиеся должны уметь:
-работать с различными материалами и инструментами;
-составлять композицию из фрагментов цветной бумаги,
-подбирать цветовую гамму;
-самостоятельно решать задачи по выбору материала;
-следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
-создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
-выполнять индивидуальные и коллективные композиции разной сложности;
-проявлять творчество в создании изделий;
-уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.
После 3-го года обучения учащиеся должны знать:
-правила техники безопасности на занятии ручным трудом;
-основы техники «бумагопластика»;
-базовые формы оригами, условные обозначения, термины и приѐмыскладывания;
-приемы работы по эскизам и рисункам;
-приемы разметки с помощью увеличения или уменьшения рисунка;
-материалы и инструменты, используемые в технике «бумагопластика»;
-методы соединения в единую композицию модулей оригами и моделей, выполненных в других техниках.
Учащиеся должны уметь:
-свободно пользоваться базовыми формами, условными обозначениями, терминами и приѐмами складывания;
-изготавливать модульные конструкции, кусудамы;
-читать простейшие чертежи;
-конструировать по заданному рисунку или эскизу;
-составлять эскизы;
-планомерно и последовательно выполнять задания;
-выполнять сложные индивидуальные и коллективные композиции;
-самостоятельно искать способы дополнения и декорирования образа;
-устранять типичные ошибки.
-правила безопасности труда;
-правила организации рабочего места;
-особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага и картон, обои, газеты;
-правила бережного использования бумаги;
-различные способы и приемы: торцевание, ажурное вырезание, складывание разноцветных полосок и т.д.;
-примеры модульного оригами, принцип сборки конструкций;
-понятие «кусудама», принцип изготовления кусудам;
-правила разработки чертежей;
-правила составления технологической карты на изготовление модели;
-формы защиты проекта; Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила безопасности труда;
-правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
-ценить свой труд и труд другого человека;
-сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
-создавать композиции в различной технике;
-подбирать материалы, сюжеты, цвета;
-свободно владеть способами и приѐмами работы с бумагой;
-решать художественно- творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком;
-выполнять фигурки животных, птиц, цветы, модульные конструкции, кусудамы повышенной сложности в технике оригами;
-проявлять творчество в создании изделий;
-планомерно и последовательно выполнять задания по собственному замыслу;
-самостоятельно украшать готовое изделие;
-презентовать свою работу.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Разделы и темы образовательной программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Вводное занятие. 2. Инструктаж по ТБ | 1 1 | 1 0,5 | 0,5 |
3. Плетение из бумаги. Плоская закладка | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. Комочки из бумаги. Объѐмная композиция «Осьминог». «Осеннее дерево» | 2 | 0,5 | 1,5 |
5. Декупаж из салфеток. Декорирование салфетки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. Оригами Плоская игрушка «Гномик». Плоская закладка «Котѐнок» Объѐмная модель «Пароход» Плоская головоломка№1 Плоская фоторамка №1 | 2 2 2 2 2 | 0,5 1 1 1 0,5 | 1,5 1 1 1 1,5 |
7. Симметричное вырезание. Плоскостная композиция «Хоровод» Объѐмная снежинка №1 | 2 1 | 0,5 0,5 | 1,5 0,5 |
8. Аппликация. Объѐмная аппликация. Праздничный букет» (ко Дню учителя) «Одуванчики» Объѐмная бабочка. | 2 2 | 0,5 0,5 | 1,5 1,5 |
9. Конструирование. Пластичная полоска «Улитка». «Цветы» (ко Днюматери) Ёлочные игрушки «Балеринки» Художественное конструирование с использованием соединения в цепочку без клея. Гирлянды. | 2 2 2 2 | 0,5 0,5 0,5 0,5 | 1,5 1,5 1,5 1,5 |
10.Заключительное занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО | 33 | 11 | 22 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
Разделы и темы образовательной программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Плетение из бумаги. Переплетение бумажных полос. «Ящерица». | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. Комочки из бумаги. «Пудель Артемон». | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. Декупаж из салфеток. Украшение яиц. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5. Оригами Динамическая модель «Поющая лягушка». Подвижные фигурки «Собачка», «Лиса» Открытка к 23 февраля «Рубашка» Объѐмная снежинка из 2-х частей №2 Работа с модулями. Шар «Кусудама» №1 Плоская головоломка №2 Плоская фоторамка №2 | 2 2 2 2 2 2 2 | 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 | 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 |
6. Симметричное вырезание. Объѐмная открытка «Корабль». Объѐмная модель «Ангел» | 2 2 | 0,5 0,5 | 1,5 1,5 |
7. Аппликация. Объѐмная аппликация «Гвоздики» | 2 | 0,5 | 1,5 |
8. Конструирование. Пластичная полоска. «Кошка» «Зайчик» из коробка. Цветы ко Дню матери «Нарциссы» | 2 2 2 | 0,5 0,5 0,5 | 1,5 1,5 1,5 |
9.Заключительное занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
Разделы и темы образовательной программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Плетение из бумаги. Двухстороннее переплетение бумажных полос. «Рыбка». | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. Комочки из бумаги. «Черепаха». «Овечка». «Бабочка». | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. Декупаж из салфеток. «Русская матрѐшка». | 4 | 1 | 3 |
5. Оригами «Лисѐнок» Динамическая модель «Бьющееся сердечко» Танк к 23 февраля. Работа с модулями. «Кубик» Работа с модулями. Шар «Кусудама» №2 Объѐмная головоломка №3 Объѐмная фоторамка №3 | 2 2 2 2 2 2 2 | 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 | 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 |
6. Симметричное вырезание. Плоская «вытынанка» | 2 | 0,5 | 1,5 |
7. Аппликация. Объѐмная аппликация «Розы» | 2 | 0,5 | 1,5 |
8. Конструирование. Снежинка из разных элементов. Сувенир к 8 марта «Жирафик» Подвеска «Цыплята» | 2 2 2 | 0,5 0,5 0,5 | 1,5 1,5 1,5 |
9.Заключительное занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
Учебно-тематический план 4 года обучения
Разделы и темы образовательной программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Плетение из бумаги. «Браслет» | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.Торцевание Сувенир «Кактус» | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. Декупаж из салфеток. Объѐмный букет. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5. Оригами «Дед Мороз». «Сердечко с узором» Ракета к 23 февраля. Работа с модулями. «Кубик-роза» Работа с модулями. Шар «Кусудама» №3 Объѐмная головоломка №4 Объѐмная фоторамка №4 | 2 2 2 2 2 2 2 | 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 | 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 |
6. Симметричное вырезание. Объѐмная «вытынанка» «Голубиная верность» (открытка ко Дню семьи) | 2 2 | 0,5 0,5 | 1,5 1,5 |
7. Аппликация. Объѐмная аппликация «Ромашки» | 2 | 0,5 | 1,5 |
8. Конструирование. Объѐмная модель машины. Снежинка из разных элементов. «Пасхальная курочка» | 2 2 2 | 0,5 0,5 0,5 | 1,5 1,5 1,5 |
9.Заключительное занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
Календарный учебный график Календарный учебный график 1 года обучения
Разделы и темы образовательной программы | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата |
1.Вводное занятие. 2. Инструктаж по ТБ | 1 1 | учебное занятие | опрос | |
3. Плетение из бумаги. Плоская закладка | 2 | учебное занятие | просмотр работ, их анализ | |
4. Комочки из бумаги. Объѐмная композиция «Осьминог». «Осеннее дерево» | 2 | учебное занятие | выставка | |
5. Декупаж из салфеток. Декорирование салфетки. | 1 | учебное занятие | мини- выставка | |
6.Оригами Плоская игрушка «Гномик». Плоская закладка «Котѐнок» Объѐмная модель «Пароход» Плоская головоломка №1 Плоская фоторамка №1 | 2 2 2 2 2 | учебное занятие | обсуждение работ | |
7.Симметричное вырезание. Плоскостная композиция «Хоровод» Объѐмная снежинка №1 | 2 1 | учебное занятие | обсуждение работ мини- выставка | |
8. Аппликация. Объѐмная аппликация. Праздничный букет» (ко Дню учителя) «Одуванчики» Объѐмная бабочка. | 2 2 | учебное занятие | выставка обсуждение работ | |
9. Конструирование. Пластичная полоска «Улитка». «Цветы» (ко Дню матери) Ёлочные игрушки «Балеринки» Художественное конструирование с использованием соединения в цепочку без клея. Гирлянды. | 2 2 2 2 | учебное занятие | просмотр работ, их анализ выставка обсуждение работ | |
8.Заключительное занятие | 1 | выставка | обсуждение работ |
Календарный учебный график 2 года обучения
Разделы и темы образовательной программы | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата |
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | учебное занятие | опрос | |
2. Плетение из бумаги. Переплетение бумажных полос. «Ящерица». | 2 | учебное занятие | обсуждение работ | |
3. Комочки из бумаги. «Пудель Артемон». | 2 | учебное занятие | выставка | |
4. Декупаж из салфеток. Украшение яиц. | 2 | учебное занятие | обсуждение работ | |
5. Оригами Динамическая модель «Поющая лягушка». Подвижные фигурки «Собачка», «Лиса» Открытка к 23 февраля «Рубашка» Объѐмная снежинка из 2-х частей №2 Работа с модулями. Шар «Кусудама» №1 Плоская головоломка №2 Плоская фоторамка №2 | 2 2 2 2 2 2 2 | учебное занятие | мини- выставка просмотр работ, их анализ выставка мини- выставка обсуждение работ | |
6. Симметричное вырезание. Объѐмная открытка «Корабль». Объѐмная модель «Ангел» | 2 2 | учебное занятие | обсуждение работ | |
7. Аппликация. Объѐмная аппликация «Гвоздики» | 2 | учебное занятие | выставка | |
8. Конструирование. Пластичная полоска. «Кошка» «Зайчик» из коробка. Цветы ко Дню матери «Нарциссы» | 2 2 2 | учебное занятие | мини- выставка просмотр работ, их анализ | |
9.Заключительное занятие | 1 | выставка | обсуждение работ |
Разделы и темы образовательной программы | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата |
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | учебное занятие | опрос | |
2. Плетение из бумаги. Двухстороннее переплетение бумажных полос. «Рыбка». | 2 | учебное занятие | обсуждение работ | |
3. Комочки из бумаги. «Черепаха». «Овечка». «Бабочка». | 2 | учебное занятие | выставка | |
4. Декупаж из салфеток. «Русская матрѐшка». | 4 | учебное занятие | мини- выставка | |
5. Оригами «Лисѐнок» Динамическая модель «Бьющееся сердечко» Танк к 23 февраля. Работа с модулями. «Кубик» Работа с модулями. Шар «Кусудама» №2 Объѐмная головоломка №3 Объѐмная фоторамка №3 | 2 2 2 2 2 2 2 | учебное занятие | обсуждение работ просмотр работ, их анализ выставка обсуждение работ | |
6. Симметричное вырезание. Плоская «вытынанка» | 2 | учебное занятие | выставка | |
7. Аппликация. Объѐмная аппликация «Розы» | 2 | учебное занятие | выставка | |
8. Конструирование. Снежинка из разных элементов. Сувенир к 8 марта «Жирафик» Подвеска «Цыплята» | 2 2 2 | учебное занятие | мини- выставка обсуждение работ | |
9.Заключительное занятие | 1 | выставка | обсуждение работ |
Календарный учебный график 4 года обучения
Разделы и темы образовательной программы | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата |
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | учебное занятие | опрос | |
2. Плетение из бумаги. «Браслет» | 2 | учебное занятие | просмотр работ, их анализ | |
3.Торцевание Сувенир «Кактус» | 2 | учебное занятие | мини- выставка | |
4. Декупаж из салфеток. Объѐмный букет. | 2 | учебное занятие | выставка | |
5. Оригами «Дед Мороз». «Сердечко с узором» Ракета к 23 февраля. Работа с модулями. «Кубик-роза» Работа с модулями. Шар «Кусудама» №3 Объѐмная головоломка №4 Объѐмная фоторамка №4 | 2 2 2 2 2 2 2 | учебное занятие | обсуждение работ выставка просмотр работ, их анализ | |
6. Симметричное вырезание. Объѐмная «вытынанка» «Голубиная верность» (открытка ко Дню семьи) | 2 2 | учебное занятие | выставка обсуждение работ | |
7. Аппликация. Объѐмная аппликация «Ромашки» | 2 | учебное занятие | выставка | |
8. Конструирование. Объѐмная модель машины. Снежинка из разных элементов. «Пасхальная курочка» | 2 2 2 | учебное занятие | выставка просмотр работ, их анализ | |
9.Заключительное занятие | 1 | выставка | обсуждение работ |
Формы занятий.
Основная форма занятий – урок.
Теоретическая часть даѐтся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, наглядных пособий. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения. Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.
В программе предусмотрены индивидуальная и групповая формы работы.
Предусмотрено участие ребят в конкурсах, выставках.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция ит.д.)
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам идр.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы педагогического контроля:
систематический учѐт посещаемости (в журнале);
текущий учѐт знаний и умений (вопросно-ответная форма);
просмотр работ, их анализ;
открытые занятия.
Формы подведения итогов:
опрос, тестирование,
просмотр работ,
выполнение самостоятельной творческой работы по свободно выбранной теме,
участие в конкурсах, выставках.
Условия реализации программы.
Условия размещения, освещѐнности должны соответствовать санитарным нормам и требованию стандарта.
Для успешной работы необходимо:
Оборудование и материалы;Отдельное помещение;
столы, стулья, доска, шкафы для хранения материалов;
бумага писчая, обойная, упаковочная, гофрированная, цветная
двусторонняя и односторонняя, бархатная, белая, копировальная, калька, бумажные салфетки;
белый, цветной и гофрированный картон;
циркуль, ножницы, фигурные ножницы;
линейка, треугольник;
простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры;
клей ПВА, клей-карандаш, кисточка для клея.
Демонстрационные и иллюстративные материалы, наглядные пособия:технологические карты, фотографии работ педагога, детей;
образцы работ, панно;
шаблоны для аппликаций;
демонстрационный материал: виды бумаги, картона.
Технические средства обучения:компьютер с программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия:презентации, видео.
Список литературы
Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. – СПб : Издательский Дом «Литера», 2001
Гагарин Б.Г.. Конструирование из бумаги. – Ташкент 2006
Зайцева А. А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. «ЭКСМО», Москва 2010
Проснякова В. И. Уроки мастерства. «Учебная литература», Москва 2003 5.Сержантова Т. Б.Оригами для всей семьи. ООО «АЙРИС-пресс», Москва 2014
Соколова С.В. Игрушки и забавы. Оригами. - СПб : Нева, 2003
Сто игрушек из бумаги. - СПб : «Дельта Кристалл», 2000
Шницкая И. О. Апппликации. ООО «Феникс», 2009
Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р. Бумажное моделирование. Оригами. «Аким», 2002