12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана32
Россия, Омск

Департамент образования Администрации города Омска

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска

«Дом юных техников имени Ю. А. Гагарина»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор БОУ ДО г. Омска

«ДЮТ им. Ю. А. Гагарина» _________________ Б.А. Черноголовин

«____» _____________ 2021 г.



t1649237284aa.gif











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по начальному техническому конструированию «Бумажные фантазии»


Направленность: техническая

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 месяц

Трудоемкость программы: 16 часов

Форма реализации программы: очная

Уровень сложности программы: стартовый





Автор-составитель программы:

Пережогина С.С. – методист









Рассмотрена на

Методическом совете

Протокол № ___

от «____» ___________ 2021 г.









Омск – 2021


Структура образовательной (общеразвивающей) программы


1

Пояснительная записка

3

2

Учебно-тематическое планирование

5

3

Содержание программы

6

4

Контрольно-оценочные средства

8

5

Условия реализации программы

12

6

Список литературы

13
























Пояснительная записка


Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – техническая.

Актуальность для целевой группы:

Целевая возрастная группа данной программы – дети дошкольного возраста. Данный возраст смещает вектор ведущей деятельности ребёнка в сторону ролевой игры, а главным новообразованием является изменение в области мышления, так как познавательная активность ребёнка дошкольного возраста очень высока. Начальное техническое моделирование – одно из направлений детского технического творчества. Программа разработана с учётом возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

С самого раннего детства ребёнок сталкивается с миром техники, малыши увлечённо катают механические игрушки. В процессе игры у детей возникает множество вопросов. Все эти вопросы и приводят детей к увлечению техническому моделированию и конструированию. Занимаясь техническим моделированием, дошкольники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов для технического творчества, приобретая таким образом, полезные в жизни практические навыки. Начальное техническое моделирование и конструирование имеет большое значение в обучении детей, так как расширяет знания об окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику.

Данная программа имеет техническую направленность и носит развивающий характер. Актуальность данной программы заключается также в ее практической значимости. Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук. Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.

Техническое творчество способствует также расширению кругозора дошкольника. Учитывая данные особенности, обучение по программе организовано в форме различных видов деятельности: творческая, познавательная, практическая, поисковая, художественная, и др. Начальное техническое моделирование - это первые шаги ребенка к самостоятельной творческой деятельности; это познавательный процесс формирования у детей начальных технических знаний и умений.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях техническим творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого, нестандартного подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового)

Полученные знания и навыки могут быть применены как в повседневной жизни, так и в специально организованном пространстве.

Форма обучения: очная.

Уровень сложности программы: стартовый.

Возраст учащихся: 5 - 7 лет.

Трудоемкость программы:

Срок реализации: 1 месяц.

Продолжительность образовательного процесса-16 часов.

Особенности организации образовательного процесса.

Некоторые практические задания могут меняться, в зависимости от индивидуальных способностей отдельных детей или всей группы, если задание проводится в групповой форме. Итогов изучения каждого раздела будет оформление выставки работ учащихся.

Набор и добор детей на обучение

Наполняемость группы до 15 человек/ по количеству рабочих мест в учебном кабинете. На обучение принимаются все желающие 5-7 лет без вступительных тестов. Добор детей осуществляется на основании желания детей заниматься по программе.

Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения.

В содержательной части программы в учебно-тематическом плане представленные темы занятий логически связаны между собой, практические работы направлены на формирование и моделирование творческой деятельности обучающихся, умение работать с различными материалами и развитие творческих способностей.

Формы занятий и их содержание соответствуют возрастным особенностям обучающихся.

Образовательный процесс построен таким образом, что на каждом занятии происходит погружение в творческую практическую деятельность. Освоение теоретического материала происходит по принципу «открытия новых знаний». Практическая деятельность осуществляется большей частью повтором за преподавателем и копированием его действий.

Сама практическая деятельность включает в себя многошаговые задания, в процессе которых обучающиеся приобретают навыки планирования своей работы, поэтапного отслеживания результатов, проводят их анализ.

Во время занятий реализуются здоровьесберегающие технологии (проведение физкультурных минуток во время занятий и подвижных перемен).

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Основываясь на специфике развития воли и внимания у детей дошкольного возраста, длительность занятий составляет 30 мин, между занятиями имеются перерывы в 10 минут, сопровождающиеся физической активностью.

Цель программы: развитие у учащихся старшего дошкольного возраста интереса к начальному-техническому моделированию и конструированию.

Задачи программы:

Обучающие:

формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

Развивающие:

развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка.

Воспитательные:

заложить основы культуры труда;

формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.

Целевые ориентиры

По требованиям ФГОС для возрастной группы 5-7 лет указываются целевые ориентиры, а не планируемые результаты.

Социально-нормативные характеристики

Способен:

проявлять дружелюбие, отзывчивость по отношению к своим сверстникам и взрослым;

активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты;

соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Целевые ориентиры по направлению программы

Способен:

овладеть практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги (картона);

четко работать с ножницами, линейкой;

самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики;

развивать крупную и мелкую моторику.





2. Учебно – тематическое планирование


п\п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

1

Вводное занятие

1

Опрос. Педагогическое наблюдение

2

Раздел 1. Волшебный мир бумаги

3


1.1. Кто такой инженер-конструктор

1

Опрос

1.2. Играем с линейкой, карандашом и трафаретом

0,5

Опрос. Педагогическое наблюдение

1.3. Происхождение бумаги. Волшебные свойства бумаги. Опыты с бумагой

1,5

Опрос. Педагогическое наблюдение

3

Раздел 2. Загадочные фигуры

4


2.1 Конструирование из геометрических фигур

1

Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка

2.2 Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету

1

Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка

2.3 Плоская аппликация (простая, сюжетная, декоративная)

2

Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка

4

Раздел 3. Оригами

6


3.1. Волшебные превращения бумажного листа


6

Опрос. Педагогическое наблюдение. Выставка

5

Итоговое занятие

2

Педагогическое наблюдение, выставка


Итого

16



3. Содержание программы


1. Вводное занятие (1 час)

Игры на знакомство «Кто Я?» (ассоциативная игра технического содержания (провести ассоциативную связь между своими личностными качествами и соотнести с марками автомобилей (самолетов, мотоциклов и т.д.), инструментами и т.д., дать возможность другим детям угадать качества личности). Цель – запомнить имя и качества личности, которые ребенок выделяет.

Знакомство с кружком НТМ. Порядок и содержание работы кружка. Показ образцовых моделей. Познакомить с материалами и инструментами, которые необходимы для работы в кружке. Основные требования к организации рабочего места. Техника безопасности работы с колющими и режущими инструментами.

Образовательная форма: занятие – игра.


Раздел 1. Волшебный мир бумаги (3 часа)

1.1. Кто такой инженер-конструктор?

Понятия, термины: профессия, инженер инженер-конструктор.

Теория: Пальчиковая гимнастика (На поляне теремок», упражнение на развитие логики: убери лишнее, знакомство с профессиями (логический экран «Профессии», отгадывание загадок на тему «Профессии»).

Практическая часть. Сюжетно-ролевая игра «Конструкторы» (знакомство с профессиями инженера, инженера-конструктора).


1.2. Играем с линейкой, карандашом и трафаретом.

Понятия и термины: линейка, карандаш, трафарет, шаблон, чертеж, черчение, сгиб, линия.

Теория. Пальчиковая гимнастика «Стирка». Упражнение на развитие логики: сравнение.

Практическая часть. Знакомство с чертежными инструментами (исследование свойств карандашей, изучение чертежных инструментов на предмет выполнения своих функций и принадлежностями.

Образовательная форма: занятие – игра.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.


1.3. Происхождение бумаги. Волшебные свойства бумаги (наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги). Опыты с бумагой

Понятия и термины: эксперимент, опыт, свойства бумаги.

Теория. Ознакомление с историей появления бумаги.

Практическая часть. Опыты с бумагой (определение экспериментальным способом свойств бумаги: сжатие, намокание, растворение, скручивание).

Образовательная форма: занятие - эксперимент.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.


Раздел 2. Конструирование из геометрических фигур (4 часа)

2.1 Конструирование из геометрических фигур.

Понятия и термины: конструирование, трафарет.

Теория. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, овал, круг.

Практическая часть. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Конструирование простых предметов из геометрических форм. Конструирование по заданию преподавателя (лодка, автомобиль, ракета и др.)

Образовательная форма: беседа.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.


2.2 Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету.

Практическая часть. Вырезание геометрических фигур разных размеров и цветов без трафарета и по трафарету. Конструирование по заданию преподавателя (цветок, лисенок, лягушка и др.)

Образовательная форма: практическая работа.

Формы организации учебной деятельности: коллективная.


2.3 Плоская аппликация (простая, сюжетная, объемная).

Теория. Научиться построению многопредметных композиций.

Практическая часть. Изготовление геометрической аппликации «Мой дом». «Яхта в море» (аппликационное раскрашивание с использованием геометрических фигур). Изготовление многослойной аппликации «Золотая рыбка» и объемной аппликации «Осенний лес».

Образовательная форма: практическая работа

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная


Раздел 3. Оригами (6 часов)

3.1. Знакомство с оригами. Учимся складывать и резать.

Понятия и термины: верхняя сторона, нижняя сторона, левая сторона, правая сторона, диагонали, левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол, центр фигуры.

Теория: Знакомство с простейшими схемами складывания с постепенным усложнением изготавливаемого изделия.

Практическая часть: Построение на нелинованной бумаге квадрата с помощью линейки и карандаша. Складывание квадрата из прямоугольного, нелинованного листа бумаги без линейки и карандаша. Складывание по схемам базовые формы оригами (треугольник, книжка, дверь, блин, воздушный змей, дом). Складывание по заранее приготовленным схемам различные фигуры. Оформление коллективной работы.

Образовательная форма: практическая работа, рассказ, демонстрация.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.


Итоговое занятие.

Подведение итогов реализации программы, оформление выставки. Обсуждение выполненных работ.

Образовательная форма: беседа, рассказ, демонстрация.

Формы организации учебной деятельности: коллективная.

























4. Контрольно – оценочные средства


Способами определения результативности реализации программы «Бумажный мир» служит мониторинг образовательного процесса. Процедура мониторинга осуществляется в начале и в конце срока реализации программы на основе контрольных опросов, тестирования, выполнение творческой работы на тему, педагогического наблюдения и диагностических методик определения уровня развития специальных способностей.

Диагностика проводится по мере изучения разделов программы. Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Бумажный мир» служат результаты участия в выставках внутри детского объединения или учреждения.

Тестирование проводится в начале реализации программы с целью выявления общего уровня подготовки учащихся, и по итогам обучения по программе с целью определения их уровня освоения программы. В течение реализации программы, по мере изучения разделов программы, методом наблюдения и собеседования с учащимися подводятся предварительные итоги. Учащиеся представляют результаты своей деятельности. В конце обучения по программе, на заключительном занятии, педагог совместно с учащимися (и родителями) анализируют качество выполненной работы в процессе проведения выставки творческих работ, оценивание общей работы учащихся.


Оценочная форма достижения целевых ориентиров по направлению программы

Цель: выявить динамику уровня формирование предметных результатов учащихся в течение учебного года.

Методы: педагогическое наблюдение, отслеживание результатов деятельности учащихся, результаты выставок.

Критерии по уровням: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл).

п\п

ФИ учащегося

владение практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги (картона)

работа с ножницами, линейкой

самостоятельное выполнение простых фигур в техниках оригами, бумагопластики

1





2





3






Оценка уровня теоретической подготовки

Высокий уровень

обучающийся освоил практически весь объём знаний 71-100%, предусмотренных программой за конкретный период; знает принципы и технологию изготовления моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей, умеет работать с инструментами и материалами, освоил навыки организации и

планирования работы.

От 71% до 100% правильных ответов на вопросы теста

Средний уровень

У обучающегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; знает принципы и технологию изготовления моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей; освоил навыки организации и планирования работы.

От 50% до 70% правильных ответов на вопросы теста

Низкий уровень

обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, не знает принципы и технологию изготовления моделей из бумаги и картона, не освоил навыки организации и планирования работы.

До 50% правильных ответов на вопросы теста

Оценка уровня практической подготовки

Высокий уровень

обучающийся овладел умениями и навыками на 71-100%, предусмотренными программой за конкретный период; использует принципы и технологию изготовления моделей из бумаги и картона, умеет работать с инструментами и материалами

Средний уровень

У обучающегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; умеет работать с бумагой, инструментами и материалами: вырезать, склеивать детали

Низкий уровень

Учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; работает с бумагой, инструментами и материалами при помощи педагога


Оценочная форма достижения социально-нормативных характеристик

Цель: выявить динамику развития личностных и социально – нормативных результатов учащихся в течение реализации программы.

Методы: педагогическое наблюдение, отслеживание результатов деятельности учащихся по итогам реализации программы.


Критерии оценки:

Показатели

Критерии по уровням

высокий (3 балла)

средний (2 балла)

низкий (1 балл)

Способность проявлять дружелюбие, отзывчивость по отношению к своим сверстникам и взрослым

Проявляет в поведении доброжелательность ко всем участникам образовательного процесса

Проявляет затруднения в поведении доброжелательности ко всем участникам образовательного процесса

Не проявляет доброжелательность ко всем участникам образовательного процесса

Способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх

Активен в общении: не стесняется задавать вопросы, может взаимодействовать сформулировать просьбу, стремится помогать при необходимости сверстникам и педагогу

Проявляет в общении задавать вопросы, формулировать просьбу, помогать при необходимости сверстникам и педагогу

Не вступают в общении, не проявляют стремление помогать сверстникам и педагогу, действует индивидуально

Способность к волевым усилиям

Стремится всегда доводить начатое дело до конца

Проявляет затруднения в доведении дела до конца

Не может доводить начатое дела до конца

Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты

Всегда проявляет в поведении готовность договориться, не доводит ситуации общения до конфликта

Недостаточно проявляет инициативу, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы

Проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает своем, в результате провоцируют конфликт

Способность соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Знает и самостоятельно применяет в практической деятельности правила поведения в общественных местах

Проявляет небольшие затруднения в применении правила поведения в общественных местах

Проявляет отрицательную направленность в правилах поведения в общественных местах

Способность принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Способен самостоятельно принять решение при решении творческой задачи, опираясь на свои знания и умения

Способен справляться с творческими задачами самостоятельно, но имеет небольшие затруднения в знаниях и умениях решения поставленных задач

Имеет трудности в самостоятельном решении принятия решений творческих задач. Нуждается в помощи сверстников и педагога



п\п

ФИ учащегося

Социально-нормативные характеристики

Способность проявлять дружелюбие, отзывчивость по отношению к своим сверстникам и взрослым

Способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх

Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты

Способность к волевым усилиям

Способность соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Способность принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности


















































5. Условия реализации программы

5.1. Учебно-методическое обеспечение

1. Перечень презентационного материала:

1. стенды (Правила техники безопасности);

2. работы учащихся;

3. демонстрационные работы и образцы;

4. схемы (базовые формы оригами, геометрические фигуры).

2. Перечень дидактических материалов

Маршрутные карты.

Наглядные образцы.

Загадки, кроссворды

Шаблоны для изготовления моделей.

Распечатки фигур для аппликации.

5.2. Материально-техническое обеспечение


Оборудование

Количество

1

Доска учебная (магнитная)

1 шт.

2

Столы учебные

8 шт.

3

Стулья

15 шт.

4

Демонстрационный материал

В ассортименте



Средства обучения

Количество

1

Карандаши простые

15 шт.

2

Фломастеры

15 комплектов

3

Карандаши цветные

15 комплектов

4

Зубочистки и шпажки

2 комплекта

5

Бумага цветная

30 комплекта

6

Картон цветной

15 наборов

7

Картон серый листовой

15 комплектов

8

Бумага для оригами

15 комплектов

9

Ластики

15 шт.

10

Клей карандаш

15 шт.

11

Ножницы

15 шт

12

Кисти беличьи

15 шт.

13

Кисти щетинные

15 шт.


5.3. Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».






6. Список литературы

Нормативные документы

Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон N 273 – ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: Одобрен Советом Федерации 6 декабря 2012 года]. - Текст: электронный // Консультант плюс : [сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.06.2021).

Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон N 124-ФЗ: [принят Государственной Думой 03 июлю 1998 года : Одобрен Советом Федерации 09 июля 1998 года]. - Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 01.06.2021).

Российская Федерация. Постановления. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 : [Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573] - Текст: электронный// Консультант плюс: [сайт] URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=12049679160876053905196950 5&cacheid=195B93503245C263A95CB326F2535213&mode=splus&base=RZR&n=3 71594&rnd=CB5CEFC727FFC7C1549791ACD8F4C2EF#19eje1k71kc (дата обращения: 01.06.2021).

Российская федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (ред. от 30.09.2020) : [Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831] - Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт] URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=366211#07337428 688728238 (дата обращения: 01.06.2021).

Российская федерация. Приказы. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 : [Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 сентября 2017 г. Регистрационный N 48226] - Текст: электронный// Консультант плюс: [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/ (дата обращения: 01.06.2021).


Литература для педагога:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2015.

2. Точкина Л.И. Проект игровой направленности в группе среднего дошкольного возраста «Интересная бумага». – //Методист.- 2020.-№9.- с. 53-61

3. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001

4. Литвинова О. Конструирование в подготовительной к школе группе. Конспекты совместной деятельности с детьми 6-7 лет. – Детство-Пресс, 2017.

5. Шайдурова Н. Учимся делать открытки. Учебно-методическое пособие. – Детство-Пресс, 2012.


Литература для родителей и обучающихся:

Банникова Н.В. «Майя: Затерянные цивилизации. 4D Энциклопедия в дополненной реальности» Издательство: DEVAR, 2018

Гусева Ю. «Нежные мальчики, сильные девочки...», Изд.: Вектор, 2015.

«Детская энциклопедия. Чудеса света» Изд.: Росмэн, 2017.

10


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.