Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлые фантазии» (Возраст детей – 5-6 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Весёлые фантазии»
(срок реализации – 1 год, возраст детей – 5-6 лет)
Автор - составитель:
Филатова Татьяна Викторовна,
воспитатель
Пояснительная записка
Актуальность. Изобразительная деятельность вызывает большой интерес у детей дошкольного возраста. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с предметным миром, миром природы и людей; развивается любознательность, способность наблюдать, всматриваться в предметы и явления окружающего мира; формируется интерес к творчеству; обогащается сенсорный опыт, совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Работа с разными материалами позволяет детям удовлетворить познавательные интересы, обогатить навыки общения, приобрести умение осуществлять совместную деятельность, а также способствует развитию воображения, внимания, ассоциативного мышления, глазомера, мелкой моторики.
Целесообразность. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности позволяют раскрыть творческие способности, развивают воображение, удивляют и увлекают детей. Рисование необычными способами с использованием материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей положительные эмоции. Они с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой, который особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста. Занятия квиллингом – это не только развитие мелкой моторики рук, воображения, внимания, мышления, эстетики и т.д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Узкие и длинные полоски бумаги скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы. Из них можно составить плоскостные или объемные композиции, которые так радуют детей. Конструирование из бумаги –это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Соорудить из плоского материала поделку объёмной формы непросто, но сколько радости и восторга испытывают дети, когда простой листок бумаги вдруг превратился в весёлого медвежонка или лисёнка. Конструирование из бумаги в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Половозрастные особенности детей дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.
В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.
В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила
Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Продолжается совершенствоваться речь.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Направленность программы. Данная программа имеет художественную направленность.
Цель программы: создание условий для овладения нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать знакомству с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности и средствами создания образов;
- содействовать формированию изобразительных умений и навыков;
- содействовать формированию умения следовать устным инструкциям;
- способствовать освоению различных приёмов работы с бумагой;
- содействовать освоению умению использовать нетрадиционные средства (свеча, печати, салфетки, ватные диски и т.д.)
Развивающие:
- создавать условия для развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;
- способствовать развитию внимания, памяти, пространственного воображения;
- создавать условия для развития творческих способностей, фантазии, художественного вкуса.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, чувства взаимопомощи;
- создавать условия для воспитания положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности.
Принципы: доступности, результативности, творчества, психологической комфортности.
Форма и режим занятий: занятия проходят в форме творческой мастерской во второй половине дня 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети научатся различным приёмам работы с бумагой, освоят нетрадиционные техники изобразительной деятельности (оригами, граттаж, торцевание; рисование мятой бумагой, ладошками, свечой), научатся создавать композиции с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности, научатся изготавливать конусных кукол.
Форма подведения итогов: выставки детских работ.
Учебно-тематический план
Месяц | № занятия | Тема занятия | Кол-во занятий |
Сентябрь | 1 | Вводное (знакомство с материалами и оборудованием) | 1 |
2 | Цветы (рисование ладошками) | 1 | |
3 | Осенний букет (печатание листьями) | 1 | |
Октябрь | 1 | Краски осени (рисование мятой бумагой) | 1 |
2 | Листопад, листопад – листья по ветру летят (обрывная аппликация) | 1 | |
3 | Весёлые мухоморы (аппликация из салфеток) | 1 | |
4 | Ветка рябины (рисование + аппликация из салфеток) | 1 | |
Ноябрь | 1,2 | Мои любимые сказки (конусная кукла – заяц, лиса)
| 2 |
3,4 | Мои любимые сказки (конусная кукла – медведь, петух)
| 2 | |
Декабрь | 1,2 | Аквариум (рисование + оригами + аппликация из салфеток) | 2 |
3 | Снеговик (аппликация из ватных дисков) | 1 | |
4 | Ёлочка – зелёная иголочка (рисование ладошками) | 1 | |
Январь | 1 | Летят, летят снежинки (рисование свечой) | 1 |
2 | Зимний лес (рисование свечой) | 1 | |
3 | Кто в лесу живёт? (пластилинография)
| 1 | |
Февраль | 1,2 | Машины на нашей улице (поделки из бросового материала) | 2 |
3 | Плывёт, плывёт кораблик (оригами) | 1 | |
4 | Алые паруса (аппликация) | | |
Март | 1 | Цветы для любимой мамочки (аппликация из ватных дисков) | 1 |
2 | Красивый букет (рисование: набрызг) | 1 | |
3,4 | Матрёшка (аппликация из салфеток) | 2 | |
Апрель | 1,2 | Цветы (квиллинг) | 2 |
3 | Ветка вербы (аппликация из ватных палочек) | 1 | |
4 | Веточка мимозы (аппликация из салфеток) | 1 | |
Май | 1 | Тюльпаны (оригами) | 1 |
2,3 | Цветы на лугу (торцевание) | 2 | |
4 | Ёжики (рисование полусухой жёсткой кистью) | 1 |