Материал на проверке

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально – педагогической направленности "Ты – гражданин!"

0
0
Материал опубликован 4 June

Департамент образования администрации городского округа Самара

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Буркина М.И." г.о. Самара



Принята

на заседании

педагогического совета школы

Протокол №

От «02 » сентября 2024г



Утверждаю

Директор МБОУ Школы № 24

г.о. Самара

_________ / М.В. Романова/

« 02» сентября 2024г











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально – педагогической направленности

"Ты – гражданин!"







Направленность: социально - патриотическая

Возраст детей 10-15 лет
Уровень: ознакомительный
Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Андреева Светлана Ивановна
педагог дополнительного образования



г. Самара

2024 -2025год








Содержание программы





1. Пояснительная записка

2. Учебный план программы

3. Модуль 1:

4. Модуль 2:

5. Модуль 3:

6. Обеспечение программы
7. Формы и методы контроля

8. Список литературы




Краткая аннотация.


Программа «Ты – гражданин!» определяет содержание, формы, методы и приемы педагогического воздействия и пути развития гражданско-патриотического воспитания обучающихся 5-8 классов (10-15 лет) в детском творческом объединении «Социально – патриотический клуб «Гражданин».

Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у школьников, на решение педагогических и воспитательных задач в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического и социокультурного развития Самарской области.[17]

Патриотическое воспитание молодёжи - это одно из основных направлений развития Самарской области. Следовательно, одна из ключевых задач воспитания, сделать так, чтобы подрастающее поколение чтило историю государства, понимало текущий путь страны и разделяло традиционные духовно-нравственные ценности.  Программа разработана для предоставления образовательных услуг детским творческим объединением «Социально-патриотический клуб «Гражданин» МБОУ Школы №24 городского округа Самара.

При отборе содержания программы гражданско-патриотического воспитания учитывается личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.

Содержание программы «Ты – гражданин!» включает те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

Для достижения цели гражданско-патриотического воспитания, в содержание данной программы включены вопросы ознакомления детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, малой Родины. Программа предусматривает духовно – культурное развитие учащихся в процессе освоения ими национальной культуры народов Самарской области.

Программа включает последовательный комплекс мероприятий, который служит прочной основой для воспитательной работы по формированию личности будущих патриотов своей Родины. Для более полного восприятия ценностей отечественной культуры, героической истории нашей Родины, г. Самары и Самарской области в программу включены такие мероприятия как экскурсии.

Выбор тем программы объясняется важностью изучаемого материала для обучающихся и опирается на принципы патриотического воспитания детей и молодежи в РФ и Самарской области:

Развитие в обществе высокой социальной активности и нравственности.

Повышение гражданской ответственности за судьбу страны, консолидация общества для решения задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного экономического развития

Воспитание у молодых граждан чувства уважения к государственным символам Российской Федерации и Самарской области, воинским реликвиям

Формирование у молодых граждан чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и свой регион, потребности проявлять заботу о старшем поколении.

Укрепление чувства сопричастности к великой истории и культуре России и Самарской области.

Особое внимание отводится социально – значимой деятельности обучающихся, потому что для школьников всех возрастов - это важный инструмент самореализации в социуме сверстников и взрослых, а также действенный инструмент воспитания. В связи с этим, программа «Ты – гражданин!» предусматривает ознакомление детей с деятельностью детских и молодежных общественных организаций.

Цель программы:

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу.

Формирование компетентности и демократической культуры личности, четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России и Самарской области.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Организация образовательного процесса в соответствии с данной программой позволит создать условия для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Целенаправленная организованная деятельность по формированию и развитию патриотического сознания, чувства долга и верности своей Родине, готовности выполнить гражданский долг по защите интересов Отечества позволит воспитать настоящих граждан и патриотов Отечества.

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ты – гражданин» имеет социально-патриотическую направленность и составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена Распоряжением правительства РФ от 4сентября 2014г. №1726–р);

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. 996-р)

4. Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам);

5. Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 №262–об «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата ПФДО детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи“.


7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН СП 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

8. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»

9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

10. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

11. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г.

882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ“

12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ“.

13. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей.

14.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242);

15.Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 МО1609-01/826-ТУ);

Программа включает в себя следующие направления:

Духовно-нравственное направление

(формирование нравственной личности, обладающей такими моральными качествами, такими как добросовестность, честность, чувство сострадания; уважение к старшему поколению, к Родине и своему народу; уважения к семье, родителям, семейным традициям; уважение к труду, людям трудовых профессий; позитивного отношения к здоровому образу жизни, неприятие асоциальных явлений )

Культурно-историческое направление

(воспитание гордости, любви к своей «малой» Родине, её природе, людям; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий).

Гражданско-правовое направление

(изучение государственной системы РФ, её символов, формирование значимости Конституции, как основного закона РФ, прав и обязанностей гражданина России; знание правовых норм и принципов, способность реализовать свои права и обязанности, готовность к защите своих прав и прав других граждан; формирование понимания гражданского долга, культуры правовых отношений, стремления к соблюдению законодательных норм).

Военно-патриотическое направление

(формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, знание боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны и локальных конфликтов).

Отличительные особенности программы и новизна:

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей в общеобразовательных организациях, а именно – внедрению в образовательный процесс воспитательной функции. Согласно Федеральному Закону от 31.07.2020 года № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (вступил в силу 01.09.2020 года) определена система организации воспитательной работы в сфере образования, скорректирован понятийный аппарат, указанный в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Программа ориентирована на воспитание и формирование у подрастающего поколения нравственности, гражданственности и патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре, готовности отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства через разработку и реализацию социально значимых проектов.

Эффективность обучения и воспитания достигается через различные формы работы, включающие теоретические и практические занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, экскурсии и проектную деятельность, предполагающую непосредственное взаимодействие с различными специалистами из реального сектора экономики, спорта, культуры, общественных организаций и органов власти. Это позволяет обучающимся в процессе конкретной деятельности получить практические навыки участия в изменении социальной инфраструктуры родной местности. Обучающиеся через данное взаимодействие вовлекаются в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед нашим обществом и приобретают на практике навыки и ценности, необходимые для органичного вхождения в социум.
Такое взаимодействие предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально-экономических проблем конкретной территории, изучение механизма принятия решений властными структурами и формирование пакетов предложений по изменению ситуации в сферах жизнедеятельности граждан, а также активного участия в реализации различных аспектов проекта.

Новизна программы заключается и в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной и состоит из трех модулей 118 часов. Программа обучения рассчитана на 1 и 3 года (1 модуль 36 часов в год) или три модуля за один год (118 час.) при различном количестве занятий в неделю;

Особенности организации образовательного процесса: набор детей в объединение – свободный, группа формируется из числа обучающихся образовательной организации по желанию. Программа объединения предусматривает групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп не менее 15 человек.

Модуль 1: «Основные ценности гражданина и патриота».

Модуль 2: "«Быть впереди! Быть примером! Быть гражданином!» "

Модуль 3: "Время действовать"

Программа ориентирована на обучение детей 10 – 15 лет.

Кроме того, данная программа может быть частично реализована в условиях дистанционного обучения и включать такие методы дистанционного обучения как синхронные и асинхронные системы системы off-line и оn-line, используя при этом разные формы обучения: от самостоятельной поисковой деятельности обучающихся до проведения чат-занятия, видео-отчетов по проектам, видеоконференции, защита проектов он-лай;

Новизна программы в том, что она носит комплексный характер и сочетает активные и интерактивные методы воспитательной и учебной деятельности с практическим социальным опытом.

Структура и организация данной воспитательной программы строятся с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях, организуемых вобъединении.

II категория: учащиеся 9-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому нужно не просто передавать обучающимся знания о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.

Основные принципы программы:

1. Доступность.

2. Непрерывность.

3. Научность.

4. Системность.

5. Культуросообразность.



Уровень программы–ознакомительный


Актуальность программы.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию. Актуальность программы связана и с развитием Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Сегодня детские объединения включают в себя десятки направлений деятельности, сотни мероприятий, тысячи интересных идей. Деятельность детских общественных организаций строится на основах самоуправления. Самоуправление, как способ организации жизнедеятельности детских школьных объединений позволяет формировать культуру проявления социальной инициативы. Современному обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В детском объединении "Социально - патриотический клуб "Гражданин" проводится целенаправленная работа по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся и воспитываются именно такие качества личности.

В процессе обучения, социализации и воспитания школьников формируется гражданственность и патриотизм, проявляющиеся в поступках и в деятельности подростка. Сегодня идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества. Чтобы воспитать информированных, думающих об обществе, о государстве граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях.

Содержание, цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы «Ты – гражданин!» опираются на запросы и желания детей и родителей, на программы патриотического и гражданского воспитания личности, на современные концепции модернизации воспитания и образования РФ. Обучение по данной программе сможет внести вклад в физическое и нравственное здоровье подростков, сделать их жизнь светлее и ярче. Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но данная программа может помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора, т.е. сформировать его социальную компетенцию.

Гражданско - патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов в воспитании с устоявшимися формами патриотической работы школьников. Поэтому важной частью программы является работа по реализации социальных проектов, проведение и участие в социально значимых акциях.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать современный молодой человек для своей будущей успешной работы. Все это будет формироваться в процессе освоения программы и делает программу привлекательной и продуктивной для педагогов. Занятия по данной программе помогут ребятам поменяться в лучшую сторону: узнать, что такое «доброе дело», понимать значимость социального проектирования, помогут воспитать настоящего гражданина, открытого к помощи нуждающимся. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и, в то же время, научится проявлять толерантность и уважение к окружающим. Вовлекаясь в социальное проектирование, подростки не только по зову сердца будут в дальнейшем приниматься за общественно-полезные дела, но и тщательно и по - научному организовывать работу, которую выбрали самостоятельно и извлекать из этого жизненные уроки.

Педагогическая целесообразность:

Осуществлению поставленных задач в программе способствует широкий спектр информации, заданий, бесед, встреч и проектов, которые позволяют обучающимся успешно социализироваться, воспитывают самые лучшие качества личности, позволяют стать настоящим гражданином и патриотом своей Родины. "Социальное проектирование дает обучающимся сформировать локальную юношескую микромодель гражданского общества, помогает соотнести проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, закона, принципами деятельности различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конструктивно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами." []


Цель программы:

Воспитание патриотов России, формирование у подростков гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей через проектную, социально значимую деятельность.


Задачи программы.

Обучающие:

формировать знания о Государственных символах России;

формировать правовые знания, необходимые в жизни каждого человека;

углублять знания об истории и культуре родного края;

углублять знания о событиях Великой отечественной войны и истории нашего края в годы Великой Отечественной войны;

способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи, Малой Родины;

научить создавать и реализовывать социальные и творческие проекты;

через социальное проектирование изучить механизм принятия решений властными структурами;

научить технологии проведения элементарного социологического исследования, проведения интервью, встреч с экспертами необходимых для разработки и реализации социального проекта;

научить работать с различной информацией;


Воспитательные:

создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;

воспитывать уважение к историческому прошлому России в целом и своего родного края, истории и традициям своей семьи, народов России;

воспитывать активную жизненную позицию;

воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма


Развивающие:

развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе; умение привлекать граждан разной категории к проекту;

Развивать умение общаться в социуме с людьми разного возраста, социальной принадлежности, роли в обществе;

формировать потребность в самопознании и самореализации;

формировать способы социального взаимодействия в социуме.



Адресат программы.

Данная программа предназначена для учащихся 5 - 8-х классов (10 - 14 лет.) Специальной подготовки для набора в творческое объединение не требуется. Данная модульная программа позволяет реализовать обучение детей разных по возрасту одновременно. Коллектив допускает работу в смешанной группе.

Сроки реализации программы: 3 года - три модуля; по1модулю в год;

Реализация программы возможна за один учебный год при двух разовых занятиях по 1,5 часа. Всего - это делает программу удобной и универсальной.

Режим занятий:

Программа рассчитана на два варианта:

полную реализацию в течение одного года (118 часов. ; два раза в неделю по 1,5 час)

реализацию программы по модулям: три модуля по 36 часов в год; освоение программы за 3 года при занятии 1 раз в неделю по 45 мин. Наполняемость группы – не менее 15человек.

Формы обучения: Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм, включающих

теоретические и практические занятия,

тематические игры,

конкурсы и викторины,

круглые столы,

уроки мужества,

встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими,

экскурсии в городские музеи,

занятия ознакомительно-информационного характера;

практические занятия, на которых полученные знания закрепляются выполнением конкретных заданий (разработка и реализации социального проекта);

В течение учебного года занятия проводятся в учебных кабинетах, занятия дополняются циклом культурно – массовых мероприятий, экскурсий.

Форма организации деятельности:

по группам, индивидуально или всем составом;

Реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого ребенка, через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать личную осознанную позицию.

Планируемые результаты обучения

Образовательные:

Обучающиеся будут иметь представление о:

О важных правовых документах РФ,

О технологии социально - образовательного проекта, о проектах в принципе;

о тенденциях развития общества, элементах гражданского общества;

Событиях прошлого, которые оставили заметный след в истории и жизни города, области;

Получат знания о социально - экономическом развитии города и края;

Культурном наследии Самары;

о формах получения информации по проекту, в различных контентах;

Будут знать:

Правила ТБ во время проведения занятий;

Об основных социально - экономических институтах местного и федерального уровня;

Как строить конструктивное взаимодействие с другими людьми, различными государственными и общественными структурами, деятелями;

Будут уметь:

Собирать, обрабатывать, систематизировать необходимый для разработки проекта материал;

Работать с фото и видеоматериалом;

Проводить опросы и анкетирование, делать выводы, анализировать данные различных источников;

Приобретут навыки деловой переписки;

анализировать современную ситуацию на рынке труда;

Создавать и презентовать проекты.

Работать с интернт-ресурсами;

Иметь представление о социальном проекте и этапах работы над ним;



Воспитательные:

Будут стремиться к:

Сохранению трудовых и культурных традиций города;

К активной гражданской позиции;

Быть ответственным, уметь прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;

Развивающие:

Приобретут навыки проектно-исследовательской, социально - значимой и общественно – полезной деятельности.

Организация образовательного процесса

Методы:

1. Словесный метод;

2. Наглядный метод;

2. Инструктивно-репродуктивный метод;

3. Проблемно-поисковый метод;

4. Метод проекта

5. Методы дистанционного обучения (включая синхронные и асинхронные системы системы off-line и оn-line).



Формы:

1. Рассказ, демонстрация, чтение информационных текст;

2. Практическое занятие, разработка проектов;

3.Решение проблем с помощью специалистов - консультантов проекта;

4. Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся.

5. Чат-занятия, видеоконференции, видеолекции, защита проектов он-лайн, очная презентация проекта;



Условия эффективности реализации программы.

Применение различных форм и методов, совершенствующих учебно-воспитательный процесс;

Наличие учебно-методической литературы;

Использование диагностических методик;

Взаимодействие родителей, классного руководителя, педагога дополнительного образования и обучающихся в рамках проектной деятельности;

Создание атмосферы дружелюбия и поддержки между обучающимися, педагогами, и родителями.

Результатом работы является приобретение обучающимися универсальных учебных действий, а именно:

Личностные действия:

Обучающие научатся ориентироваться:

В важнейших для города, района и страны в целом событиях и фактах, оценивать их возможное влияние на окружающий социум;

В нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Приобретут способность:

К самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

К развитию в себе этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Получат возможность для формирования:

Основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я - гражданин города Самары», чувства сопричастности и гордости за свой город, его жителей;

Мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

Эстетических чувств на основе знакомства с многонациональной культурой района, города, области;

Регулятивные действия:

Обучающиеся научатся:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации проекта;

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Получат возможность:

Анализировать и синтезировать необходимую информацию;

В сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;

Самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием и т. д.;

Вносить необходимые изменения в исполнение проекта (задания), как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия

Обучающиеся научатся:

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

На основе имеющих знаний отличать реальные факты от вымыслов, критично относиться к любой информации;

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

Получат возможность:

Самостоятельно подбирать литературу по теме;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города и Интернета
Коммуникативные действия

Обучающиеся научатся:

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

Ориентироваться на позицию партнера в общении;

Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Получат возможность:

Готовить и презентовать рефераты, проекты, выступления;

Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, сообщества края;

Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Материально-технические: проветриваемое помещение, аудио-видео оборудование, презентационный стенд, наличие музейной комнаты для практических занятий.

Критерии и способы определения результативности

Критериями определения результативности являются:

Внешние результаты реализации программы:

Достижения обучающихся на районных, областных, всероссийских и

международных конкурсах социальных проектов;

Устойчивый интерес к занятиям в детском объединении;

Увеличение направленности и разнообразия проектов.

Внутренний результат:

Положительные изменения, происходящие в личности ребенка:

саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, формирование гражданской позиции как личности.

Способы определения результативности:

педагогическое наблюдение, опрос, беседа, участие в мероприятиях, анкетирование.

Формы подведения итогов реализации программы:

Продуктивные: ученические проекты, фестивали, выступления на открытых мероприятиях и т.д.

Документальные: анкеты.



Учебно-тематический план

"Ты - Гражданин" (118 час.)

модуль 1: «Основные ценности гражданина и патриота».
Цель: Создание условий для развития у ребёнка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, Родине.

Задачи:

Обучающие:

- углубить знания детей о понятии «патриотизм», определить основные черты патриота и его личности, осознать роль патриотизма в будущем страны;
- обогащать знания детей о государственных символах России, о понятиях «гражданин», «Конституция», «права и обязанности граждан».

Развивающие:

- развитие интереса к изучению истории своей Малой Родины и страны в целом, её культуры, народов, ратных и трудовых подвигов;

- развитие интереса к народным традициям, обычаям, промыслам;

- формировать у школьников интерес и расширять представление о стране, в которой они живут;

- приобщение к боевым и трудовым традициям народа. Российской армии;

- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;



Воспитательные:

- воспитание чувства гордости, ответственности за будущее своего родного города, страны через первые шаги в активной социально полезной деятельности;

- формирование активной жизненной позиции;

- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу;

- прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививать чувство любви к своему Отечеству, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;
- воспитывать у учащихся неприятие агрессии, насилия и войны;
- воспитывать уважение к историческому прошлому своей Родины, культуру общения;

- формирование чувства гражданского долга;

- воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им;



п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика



36час.

20,5час.

15,5час.

модуль 1: «Основные ценности гражданина и патриота»


1

Вводный урок.

Входная диагностика.

1


1






Тема 1: Гражданин и патриот

2

Гражданин и патриот.

Патриотизм и гражданственность.

Различие понятий гражданство и гражданственность.


1

1


3

Гражданин РФ: права и обязанности.

Способы участия граждан в жизни государства и общества.


1

1


4

Знакомство с Положением о социально-патриотическом клубе «Гражданин».

Знакомство с основными направлениями работы клуба «Гражданин».

1

1


5

Социально-патриотический клуб «Гражданин» - как структура школьного ученического самоуправления.

1

1


6

Понятия: милосердие, акция, добровольчество. Что значит быть социально – активным?

1

1



Тема 2: Россия: Государственные символы национального
суверенитета.

7

Моя Родина – Россия!

Что такое государственные символы.

Знаки и эмблемы. Представление о гербе.


1

0,5

0,5

8

Виды, типы и формы гербов

Древней Руси.

История герба Двуглавого орла.

Герб России в XVIII-XIX вв.

1

0,5

0,5

9

Государственный герб Советского Союза.

Современный Государственный герб России.

1

0,5

0,5

10

Герб Самарской области и г. Самары.

1

1


11

Выполнение учащимися творческих проектов по теме «Гербы городов России»

1


1

12

Флаг и знамя – символы государства.

История создания и необходимость.

Атрибуты знамени.

Знамена Древней Руси.

1

1


13

Рождение российского флага.

Российские знамена XVIII- в начале XX в.

1

0,5

0,5

14

Флаг республики Советов.

Флаг Победы Великой Отечественной войны.

1

0,5

0,5

15

Современный государственный флаг России.

1

1


16

Творческие проекты учащихся по теме «Знамена России».


1


1

17

Гимн – символ страны

История гимнов.

Идеологический смысл государственных символов

1

1


18


Гимны Российской империи.


1

1


19

Гимн Советского Союза.

Современный российский гимн

1

0,5

0,5

20

Национальный суверенитет и самобытность в символах России.

Символы твоей малой Родины.

1

1


21

Работа над проектами: Культурные символы твоей малой Родины.

Промежуточная диагностика.


1


1

22

Твои личные способы участия в жизни государства и общества: проведение социально-значимой акции.
Проведение акции ко Дню Конституции РФ.

1


1


Тема 3: Моя Родина: многообразие народов, традиций и религий.

23

Я горжусь Россией!: Моя большая страна. Место России в мире.

1

1


24

25

26


«Мой город - моя маленькая Родина»
(проведение экскурсии по городу)

3

1

2

27

Многообразие народов и религий.
Многонациональное Поволжье.

1

1


28

Особенности быта народов Поволжья.
(экскурсия в школьную этнографическую комнату)

1


1

29

Народные праздники, традиции, обычаи, фольклор.

1

1


30
31


Народные праздники, традиции, обычаи, фольклор.
(подготовка и проведение праздника, мастер-классов)

2


2

32

«Промыслы народов России
( народные ремесла)»

1

0,5

0.5


Тема 4: Моя семья-частичка России.

33

34

Моя семья-частичка России: традиции, обычаи. 1
Моя семья, мои предки: родословная.

1

1

1

35



Моя семья, мои предки: родословная.
(представление родословной)


1


1

36

Итоговая диагностика

(представление проектов обучающихся)

1


1



Содержание модуля 1 «Основные ценности гражданина и патриота»:

Вводное занятие.

Тема 1: Гражданин и патриот.

Теория: Рассмотреть понятия: гражданин, патриот, патриотизм, гражданственность. Различать понятия гражданство и гражданственность. Рассмотреть какие права и обязанности имеет гражданин РФ. Рассказать о социально-патриотическом клубе «Гражданин». Познакомить обучающихся с Положением клуба, рассказать чем занимаются члены клуба. Познакомить с основными направлениями работы клуба «Гражданин». Пояснить школьникам, что социально-патриотический клуб «Гражданин» - является структурой школьного ученического самоуправления. Знакомство кружковцев с традициями социально - патриотического клуба "Гражданин";

Деятельность клуба связана с добровольчеством. Пояснить такие понятия, как добровольчество, милосердие.

Практика: Знакомство с обучающимися, игры на знакомство и сплочение. Беседа: можешь ли ты назвать себя гражданином? Какой гражданский поступок ты совершил (приведи пример). Как могут граждане участвовать в жизни государства и общества?

Тема 2: Россия: Государственные символы национального суверенитета.

Теория: Объяснить, что такое государственные символы. Дать представление о гербе, флаге и знамени, гимне страны. Рассказать о том, что представляли из себя гербы, флаги и гимны нашей страны в разные исторические эпохи. Рассказать об истории создания символов государства. Объяснить правила проведения социальной акции, цели для чего проводится.

Пояснить понятие – социально значимая акция.
Практика: Работа с рисунками, аппликацией, схемами, прослушивание ауди-записей, просмотр презентаций. Работа над проектами: Культурные символы твоей малой Родины. Подготовка и проведение социально-значимой акции. Подготовка и проведение акции ко Дню Конституции РФ. Просмотр репродукций, фото и видео материалов. Ролевая игра "Выбираем вместе"

Тема 3: Моя Родина: многообразие народов, традиций и религий.

Теория: Место России в мире. Твой город – это твоя малая Родина. Пояснить понятия «Родина», «Малая Родина», ценностями гражданина. Рассказать о многообразии народов, населяющих Россию и о религиях, традициях разных народов. Рассказать о народах Поволжья, их особенностях быта, традиций, многообразной и богатой культуре. Рассмотреть народные промыслы. Закрепление знаний о животном и растительном мире родного края.
Практика: подготовка и проведение праздника, мастер-классов, экскурсий, просмотр презентаций, проигрывание подвижных народных игр, изготовление элементарных национальных сувениров. Игры упражнения: развитие наблюдательности и зрительной памяти; тренировка органов восприятия - зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Просмотр видеоролика «Широка страна моя родная». Обсуждение. Просмотр репродукций, фото и видео материалов.

Тема 4: Моя семья-частичка России.

Теория: Показать, что основой нашего общества является семья. Каждый должен гордиться семьей , семья - частичка России. Традиции, обычаи семьи передаются из поколения в поколение, и этим живет наша Россия.
Пояснить понятия: родословная, предки. Объяснить, как составляется родословная, с какой целью. Показать приемы составления родословной. Семейные архивы.

Практика: Первые шаги в составлении родословной. Просмотр репродукций, фото и видео материалов из семейных архивов.

Итоговая диагностика:

(представление проектов обучающихся)


модуль 2: «Быть впереди! Быть примером! Быть гражданином!»

Цель: формирование активной гражданской позиции и чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране через изучение деятельности детских и юношеских организаций.

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить учащихся с историей возникновения и развития, деятельностью детского движения в России;
- формирование понимания системности общественной государственной организации;
Развивающие:

- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умения анализировать и делать выводы

- способствовать развитию инициативы и самодеятельности; 

- создать условия для самореализации школьника

- развить умение работать в группе, вести дискуссию, диалог и отстаивать свою точку зрения;

Воспитательные:

- формирование таких качеств личности, как доброта и порядочность, милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность; 

- формирование понимания важности оказания помощи нуждающимся в ней людям

- воспитание ответственности за будущее своего родного города, страны через активную социально полезную деятельность;

- развивать волевые качества детей, самостоятельность, умение преодолевать трудности;

п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика



36

17,5

18,5

модуль 2: «Быть впереди! Быть примером! Быть гражданином!»

1

Вводное занятие.

Входная диагностика

1

1



Тема 1: Лидерство.




2

Лидерство. Зачем нужны лидеры?

1


1

3

Кто может быть лидером? Ты – лидер? (диспут)

1


1

4

Школа лидерства: Организаторская компетентность лидера. Базовые навыки организации работы.

(Работа по заданиям)

1


1

5

Школа лидерства: Имидж лидера. Коммуникативная культура.

1


1

6

Школьное самоуправление и лидерство.

1

1



История развития детского движения в России




7

Скаутское движение в России.
Символика и традиции скаутов.

1

1


8

Принципы скаутского метода «Обучение через дело»


1


1

9

Пионерское движение: история создания, цели и задачи.

1

1


10

Образование Пионерская организация имени Спартака.

Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав.
Создание пионерских отрядов во всех уголках нашей Родины.


1

1


11

Рождение Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Пионерские дела.

1


1

12

Гимн пионерской организации «Марш юных пионеров», «пионерский салют», пионерский галстук, пионерский значек, форма пионера.

Посещение «Уголка советского школьника» в кабинете истории школы.

1


1

13

Структура пионерской организации: звено, звеньевой; отряд , председатель совета отряда, флаговый; дружина, председатель совета дружины, пионервожатый; районная пионерская организация.

1

1


14

Ступени развития: 1 – Октябрёнок; 2 – Пионер; 3 – Комсомолец;

4 – Партия;

1

1


15

Кого принимали в пионеры?
Пионер – это, прежде всего – активист, лидер.
Пионерские дела – добрые дела.

Твое доброе дело, как члена социально-патриотического клуба «Гражданин»

1


1

16

Пионерские медиа: пионерская газета «Юный Спартаковец», Пионерские газеты — «Пионерская правда», «Пионерская зорька». Журналы: «Пионер», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист», «Вожатый».
Что? Где? Когда?- из пионерских новостей.

1


1

17

18

19

Пионеры в Самаре.
(Экскурсия во Дворец детского и юношеского творчества – бывший Дворец пионеров)

3

1

2

20

Кто такие «Тимуровцы» и их добрые дела.
Тимуровское движение в твоем городе.

1

1


21

22

Твое доброе тимуровское дело.

2


2

23

Пионеры-герои, удостоенные звания Героев Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне.

1

1


24

Новая страница в истории детского и молодежного движения России: создание ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»

( 1992 г.)


1

1


25

Направления работы: нравственно-патриотическое, экологическое, спортивно-краеведческое, эстетическое, развивающий досуг.
Что можно взять на заметку?

1


1

26

История и настоящее детского движения: создание Российского движения школьников (РДШ) при Федеральном агентстве по делам молодёжи (Росмолодёжь).
Учредительное собрание РДШ, утверждение координационного совета движения, избрание председателя.

Основные этапы развития РДШ

1

1


27

Основные проекты РДШ.

1

1


28

КТД в деятельности детского объединения.
Социальная направленность КТД.

Наше общее КТД.

1


1

29

Реорганизация РДШ: присоединение к Общероссийскому общественно-государственному движению детей и молодёжи «Движение первых».

1

1


30

«Движение первых». Основные направления, проекты.

1

1


31

Грантовые проекты «Движения первых», Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы».

Особенности грантовых проектов.

1

1

1

32

33

34

Социальная акция и твоя гражданская позиция. Всероссийские социальные акции. Особенности проведения акций и мероприятий.

Подготовка и проведение социально значимой акции.

3

1

2

35

Медиа культура в современном мире. Медиа сопровождение социальных акций и мероприятий.

1

0,5

0,5

36

Промежуточная аттестация: защита проектов обучающихся

1




Всего часов:

36




Промежуточная диагностика.

Итоговая диагностика







Содержание

Вводное занятие.

Тема 1: Лидерство.

Теория: Рассмотреть понятия: Лидерство, имидж лидера, школьное самоуправление, коммуникация, коммуникативная культура. Ответить на проблемный вопрос: Зачем нужны лидеры? Кто считает себя лидером?. Рассказать о школьном самоуправлении. Рассмотреть цели школьного самоуправления его функции. Познакомить с основными направлениями работы Министерства милосердия, в структуру которого входит клуб «Гражданин».

Практика: Игры на коммуникацию, диспут, Деловая игра "Стань лидером"

Тема 2: История развития детского движения в России

Теория: Рассмотреть понятия: скауты, скаутское движение, пионеры, пионерское движение, тимуровцы, тимуровское движение, российское движение школьников, «Первые», гранты. Принципы скаутского метода «Обучение через дело». История создания пионерской организации, создание пионерских отрядов, присвоение ей имени В.И. Ленина, общественно-полезная деятельность пионеров. Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Устав, Гимн пионерской организации, «пионерский салют», пионерский галстук, пионерский значок, форма пионера. Структура пионерской организации: звено, звеньевой; отряд , председатель совета отряда, флаговый; дружина, председатель совета дружины, пионервожатый; районная пионерская организация. Героическая история пионерии: пионеры - герои в годы Великой Отечественной войны.

Новая страница в истории детского и молодежного движения России – появление новых детско – юношеских организаций, их направления работы. История и настоящее детского движения: создание Российского движения школьников (РДШ), реорганизация РДШ: присоединение к Общероссийскому общественно-государственному движению детей и молодёжи «Движение первых». Основные проекты и их социальная направленность. Грантовые проекты и их особенности. Всероссийские социальные акции. Особенности проведения акций. Медиа сопровождение социальных акций и мероприятий

Практика: Реализовать доброе дело через скаутский метод. Рассмотреть Пионерское движение: история создания, цели и задачи, рассмотреть и изучить пионерские атрибуты. Посещение музеев, экскурсии, подготовка и проведение акций. Пионерские игры, пионерский костер (в конце года).

модуль 3: "Время действовать"

Цель:
- развитие и совершенствование практических навыков работы по созданию и реализации социальных проектов и умения применять теоретический материал на конкретном примере;

Задачи:

Обучающие:
- формирование навыков практической социально полезной деятельности;

- формирование системы знаний, умений и навыков проведения социологических исследований, опросов и интервью;

Развивающие:
- формирование навыков взаимодействия с партнерами, представителями бизнеса и власти; навыки общения со взрослыми людьми – специалистами своего дела;
- формирование умения делать выводы проделанной работы, видеть недочеты и анализировать действия;
- формирование научного подхода к документам и источникам информации;

Воспитательные:
- воспитание патриотизма и гражданственности через социальное проектирование;
- формирование личностных качеств гражданина и патриота своей малой родины и страны в целом;

- через участие в проектной деятельности способствовать приобщению детей к делам взрослых;

п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

36

10,5

25,5


модуль 3: "Время действовать"

1

Вводное занятие.

1

1


2

Основы проектной деятельности. Социальное проектирование.

1

1


3

Социальный проект - реальная помощь обществу. Что значит быть социально – активным?




1

1


4

Такие разные проекты. Виды проектов.

1

0,5

0,5

5


Алгоритм работы по проекту.

1

0,5

0,5

6

Что такое "доброе дело" и кто такие "добровольцы"?

1

0,5

0,5

7

Наш замысел, идея.

Умей увидеть проблему. Выбор проблемы проекта.
Выбор проблемы («ромашка», «калейдоскоп»);
- что такое актуальность проблемы.
- правила дискуссии при выборе проблемы
- форма выявления и анализ проблемы


1

1


8

9


Составление карты болевых точек района, школы, микрорайона.

1

1

1

10

На пути к цели. Цель проекта и как правильно её сформулировать.

Игровой тренинг

1


1

11

Сбор и анализ информации.

Как и где найти информацию.
Работа в группах:
- юристов
- социологов
- по работе со СМИ
- по работе с представителями власти и экспертами
- оформители


1


1

12

Законы сильны нами, а мы — законами. Основной Закон государства.

Классификация нормативно - правовой базы по различным уровням.

1


1

13

Основы общения. Средства общения. Проведение встреч с заинтересованными лицами. Встречи, интервью с компетентными специалистами, экспертами


1

0,5

0,5

14

15

Социологические опросы: теория и практика. Методика проведения социологических исследований.

2

1

1

16

От теории к практике: разработка решения проблемы. Собственное участие.

1


1

17

Правила успеха в осуществлении проекта.
Правил успешной деятельности.

1


1

18

Действуем и реализуем.

Алгоритм действий по реализации проекта.

1

0.5

0.5

19

Мастерская лидеров: разработка проекта. От проблемы – к её решению.

( работа в группах)

1


1

20

Составление плана мероприятий проекта.

1


1

21

Как правильно оформить паспорт проекта.

1


1

22

Считаем деньги и взвешиваем свои потребности: Бюджет проекта.

1


1

23

Как составить портфолио проекта.

1


1

24

Презентация проекта. Составление сценария презентации проекта.

1


1

25

26


Создаём, реализуем, участвуем Подготовка к созданию проекта : "Будь здоров!" ," Герои вокруг нас " (СВО)

1


2

27

Азбука полезных советов: Как принять участие в конкурсе социальных проектов и одержать победу?!

Как получить грант за социальный проект?

1

1


28-

35

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: Создаём, реализуем, участвуем. (работа над проектами)

8


8

36

Итоговая диагностика: защита проектов

1

1




Содержание

Знакомство кружковцев с реализованными проектами социально - патриотического клуба "Гражданин"; Что такое социальный проект. Алгоритм работы по проекту. Виды социальных проектов их классификация и характеристика.

Кто такие "добровольцы"? Что такое — доброе дело? Будет ли оно добрым, если ждешь благодарности, или это корысть? «Тот, кто ничего не делает для других — ничего не делает для себя». (Гете)

Подготовка к работе над проектом.  Выбор проблемы. Почему данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Какими способами можно решить проблему?

Цели и задачи проекта - в чем разница?

Сбор и анализ информации. Как и где найти информацию.

Законодательная база проекта. Классификация нормативно - правовой базы по различным уровням.

Разработка собственного варианта решения проблем. Собственное участие. Методы и техники поиска и разработки эффективных решений; Методы и приемы создания ситуации успеха. Разработка правил успешной деятельности;

Психология общения. Понятие и сущность и правила общения. Взаимодействие с партнерами, представителями органов власти разного уровня, представителями бизнеса. Социологические опросы.

Технология проведения встреч, интервью, опросов;

Технология составления портфолио проекта.

Итоговая диагностика.

Методическое обеспечение программы

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения – репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Методы обучения в объединении осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в социально – патриотическом клубе «Гражданин» позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Условие реализации программы:

Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования, во внеклассной работе в школе.

Программа реализуется в тесном сотрудничестве с педагогами и учащимися школы, родителями, партнерами.

Для мониторинга результативности программы используется опрос и анкетирование обучающихся.

Одна из главных задач педагога дополнительного образования - создать условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся.


Основные способы и формы работы с детьми:

В ходе реализации программы планируется использовать такие формы занятий как, занятие - поиск, занятие - фантазия, игровое занятие, а также интегрированные и комбинированные занятия. Такой выбор форм занятий обусловлен комплексностью образовательной программы; ее творческой, социально-педагогической направленностью; а также опорой на преобладающие виды деятельности детей в ходе реализации программы.

Год обучения по программе включает в себя как проектную деятельность, так и деятельность, направленную на самопознание и развитие коммуникативных компетенций:

Для организации проектной деятельности предполагается преимущественное использование групповых, практических форм работы и таких методов, как объяснение, дискуссионная беседа, открытие знаний, игровые упражнения, творческие методы.

Для организации деятельности, направленной на самопознание и развитие коммуникативных компетенций предполагается использование как групповых, так и индивидуальных и преобладание практических форм работы. Основные методы работы - эвристическая беседа, упражнение, тренинг, методы саморефлексии.

По результатам творческой деятельности обучающихся формируется содержание портфолио. Работа с родителями предполагает творческие совместные встречи, посещение родителями презентаций проектов, организованных учащимися, консультации руководителя объединения, на которых родители имеют возможность лучше узнать своих детей, наблюдать их личностный рост, формирование их социальной успешности.

Материально-техническое обеспечение

Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материально-­техническая база.

Наличие: инструменты, принадлежности, материалы и необходимое оборудование в достаточном объеме из расчета на 15 обучающихся (группа);

учебной аудиторий для занятий с детьми (каб. 304) , хорошее освещение;

аптечки;

информационного стенда;

оборудования:

стульев, соответствующих росту обучающихся,

телевизора; аудио-видеоаппаратуры;

цифрового фотоаппарата;

компьютера, мультимедийного аппарата и т.д.;

реквизитов для игр, упражнений, тренингов;

канцтоваров: ватман, маркеры, фломастеры, простые карандаши, писчая бумага, скотч, цветная бумага, картон, и т.п.

Дидактическое обеспечение программы:

Методические разработки занятий;

Методическая литературы по данной тематике.

Ауди и видеотека;

Подборка методик проведения оценки эффективности программы;

Ожидаемые результаты реализации программы:

Нравственно-духовные параметры

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

-  уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; 

2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам); 

3. Снижение количества детей с девиантным поведением; 

4. Деятельность детско-юношеской организации, волонтерского отряда; 

5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 

6. Проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Формы и методы контроля.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции и представлен мониторингом: входящим, промежуточным и итоговым.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях (наблюдение). Необходимым условием обучения является последовательное, детальное освоение обучающимися всех этапов учебной работы.

В конце учебного года проводится контрольный урок или итоговый мониторинг. Контрольные уроки и зачеты проводятся в форме тестов. опросов или защиты проектов.


Методологический инструментарий мониторинга реализации программы.

Методологический инструментарий мониторинга программы предусматривает использование следующих методов:

Тестирование
Опрос
Психолого-педагогическое наблюдение
Диагностика

Диагностика1.

Уровень сформированности гражданственности и патриотизма.

Цель: определить уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Диагностика содержит 10 компонентов гражданственности, которые оцениваются по 4-х бальной шкале: 4 балла - компоненты ярко выражены (высокий уровень);

3 балла - компоненты средне выражены (средний уровень);

2 балла - компоненты выражены слабо (низкий уровень);

1 балл - компоненты отсутствуют совсем (крайне низкий уровень). ____________________ Компоненты гражданственности

I. Гражданское самосознание - знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина - всегда добросовестен в делах - умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей__________________________

II. Гражданский долг - охотно выполняет общественные поручения - осознанно выполняет свои обязанности - проявляет убеждѐнную готовность и способность защищать Родину - проявляет чувство долга и ответственность перед родителями - показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию - хорошо учится, охотно помогает товарищам _____________________________________

III. Гражданская ответственность - хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их - осознаѐт ответственность за судьбу своей страны - ответственно относится к поручениям, к учѐбе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность ________________________________________________________ ____

IV. Правовая культура - осознаѐт себя гражданином своей страны - знает права и обязанности, уважительно относится к ним - умеет грамотно реализовывать свои права и обязанности в жизни ___________________

V. Соблюдение законов государства - примерно ведѐт себя - самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома - побуждает к хорошему поведению других - знает основные законы и последствия в случае их нарушения - проявляет нетерпимость к злу и аморальности____________________________________

VI. Личная свобода - свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор - имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы - поступает в соответствии с этими убеждениями __________________________________

VII. Гражданское достоинство - развито чувство собственного достоинства - проявляет требовательность к себе и другим - считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения - не позволяет унижать себя, встаѐт на защиту слабых ______________________________

VIII. Гражданская активность - проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности - любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость - умеет организовать ребят, повести их за собой ___________________________________

IX. Политическая культура - проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность - с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их - активно пропагандирует политические знания среди товарищей - участвует в доступных возрасту общественно-политических акциях _________________

X. Патриотизм и интернационализм - интересуется историей и культурой Родины, гордится ею - проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре - участвует в историко-патриотической работе - пресекает неуважительное отношение к традициям и культуре, людям другой национальности.



Диагностика 2. Анкета «Патриотические идеалы» (9 кл.)

1. С вашей точки зрения, идеал - это:

A) Высшая общественная ценность

Б) То, что лежит в основе ваших убеждений

B) Основополагающая идея жизнедеятельности человека

Г) Мысленный образ, отражающий совершенное состояние объекта



2. Какие из ниже перечисленных определений патриотического идеала наиболее созвучны вашим убеждениям:

A) Патриотический идеал - это высшая форма служения своей Родине, защита ее интересов

Б) Патриотический идеал - это общечеловеческая ценность, которая отражает необходимость сохранения и развития в государстве каждого этноса, его культуры, традиций, обычаев, языка, письменности и т.п.

B) Патриотический идеал - это высшая форма проявления патриотических ценностей



3. Какие из ниже обозначенных идеалов наиболее значимы для вас:

A) Экономические идеалы (материальное благополучие)

Б) Политические идеалы (свобода, демократия)

B) Правовые идеалы (верховенство закона и равенство перед ним)

Г) Нравственные идеалы (честь, достоинство, долг, совестливость)

Д) Эстетические идеалы (прекрасное, возвышенное в жизни)

Е) Экологические идеалы (охрана природы, чистота окружающей среды)

Ж) Патриотические идеалы

3) Религиозные идеалы (вера в Бога, соблюдение религиозных традиций и заповедей) И) Философские идеалы (размышления над сущностью бытия и о месте человека в жизни)

К) Научные идеалы (ценность науки, значимость ее для человека как важного средства решения экономических, социально-экономических проблем)



4. Является ли для вас государство Россия одновременно и Родиной:

A) Да

Б) Нет

B) Затрудняюсь ответить



5. С каким из приведенных ниже положений вы согласны:

A) Прежде всего я обязан сделать все необходимое для развития своего Отечества и затем требовать от него удовлетворения своих потребностей

Б) Сначала Родина должна сделать для меня все необходимое, только потом я буду работать, чтобы она процветала

B) Затрудняюсь ответить



6. Что вы делаете для того, чтобы Россия заняла одно из ведущих положений в мировом сообществе:

A) Стараюсь работать над собой, преодолевать трудности, воспитывать терпение, волю

Б) Учусь с полной отдачей для приобретения профессиональных знаний

B) Прилагаю максимум усилий для того, чтобы в будущем работать по избранной специальности

Г) Ничего не делаю, мне все равно

Д) Ничего не делаю, так как от меня ничего не зависит



7. Оцените уровень вашей активности для того, чтобы Россия процветала.

уровен ь 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ответ

8. Хотели бы вы работать за границей:

A) Да

Б) Нет

B) Затрудняюсь ответить



9. В какую страну вы хотели бы уехать:

A) Германия

Б) Англия

B) Другие страны Европы

Д) США

Е) Беларусь

Ж) Израиль

3) Куда глаза глядят

И) Другое (укажите)



10. Что, прежде всего, вас объединяет с российской нацией:

A) Чувство привязанности к родной земле

Б) Общая территория проживания

B) Общность происхождения и историческое прошлое

Д) Национальная культура российского этноса, его обычаи, традиции

Е) Наличие единого государства - Россия

Ж) русский язык

3) Чувство патриотизма, любви к Отечеству

И) Единство взглядов по насущным вопросам современности

К) Общность религии



Опросник 1.

"Что значит быть патриотом сегодня?"

1. Ваш возраст?

2. Ваш пол?

3. Принадлежность к общественной организации.

4. Назовите символы нашего государства.

5. Перечислите известные вам памятные даты календаря.

6. Были ли среди ваших родственников участники войны?

7. (Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня)

8. Если да, то напишите кто?

9. Как вы понимаете слово "патриот"?

10. Кто для вас является идеалом, героем?

11. В жизни всегда есть место подвигу. Вы согласны с этим утверждением? Приведите свои доводы.

12. Найдет ли в себе силы каждый из вас, чтобы поступить геройски? Что для этого требуется?

13. Говорят, что подвиги бывают не только на войне, на пожаре, при испытании нового самолета... Подвиг - это и отстаивать свои убеждения... Согласны ли вы с этим? Выскажите свои суждения по этому поводу.

14. Является ли подвигом "элементарное исполнение повседневных обязанностей", свершение чего-то хорошего, доброго, полезного людям? Можно ли тогда отличную учебу школьника считать подвигом? А может быть, это - норма поведения, обязательная для каждого человека? Выскажите свои суждения.

15. Многие считают, что подвиг, совершенный ради славы, во имя пользы для себя, это - не подвиг. А как думаете вы?

16. Можно ли утверждать, что на подвиг способны сильные люди, что трусу в опасности делать нечего?

17. Готовы ли вы совершить подвиг, что вы для этого делаете?

18. Может ли вся жизнь быть подвигом? Если да, то приведите примеры.

19. Какими нравственными и духовными качествами должен обладать на ваш взгляд человек?

20. Что вы знаете о школьном музее?

21. Были ли вы на экскурсии в школьном музее, в музее воинов- интернационалистов? Ваше впечатление?

22. Как вы считаете, надо ли сегодня говорить о патриотизме?

23. Как вы думаете, нужна ли армия государству? Престижно ли служить в армии?

24. А вы хотели бы посвятить свою судьбу военной профес



Диагностические методики Анкета «Мои интересы»


Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы!

Меня зовут

Мне лет

Я выбрал(а)занятия в клубе "Гражданин"

Я узнал (а) о клубе "Гражданин" (нужное отметить):

из газет, телепередачи;

от учителей;

от родителей;

от друзей;

из Интернета;

свой вариант.

Я пришел (ла) в клубе "Гражданин", потому что (нужное отметить):

мне нравится заниматься, тем, что предлагает педагог;

надеюсь найти новых друзей;

хочу узнать что-то новое, что не изучается в школе;

Стать активной и целеустремленной личностью;

от нечего делать;

в этом объединении занимаются мои знакомые;

заставили родители;

свой вариант.

Думаю, что занятия в клубе "Гражданин" помогут мне (нужное отметить):

определиться с выбором профессии;

интересно проводить свободное время;

приобрести знания, которые пригодятся в жизни;

стать более раскованным, общительным;

свой вариант.

На занятиях больше всего мне хотелось бы (нужное отметить)::

заниматься увлекательным делом;

больше общаться с товарищами;

участвовать в конкурсах, играх, викторинах и других активных видах деятельности;

получать знания и навыки, которые пригодятся мне в будущем.

Я хотел (а) бы, чтобы занятия в клубе "Гражданин" помогли мне (нужное отметить):

развить свои способности;

стать лидером среди сверстников;

обрести новых друзей;

получить профессиональные умения;

свой вариант


Самооценка уверенности в себе

Цель: оценить степень уверенности в себе.

Данная черта характера влияет на эффективность вашей деятельности и объективность оценки своих успехов и неудач. Предлагаемая анкета позволяет проверить степень уверенности в себе. Анкета включает 20 вопросов. Ответ в виде «+» или «-» напишите в листе ответов. Затем посчитайте количество «+» (за каждый «+» начисляется один балл).

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

Чаще у меня бывает хорошее настроение.

Со мной все ребята советуются, считаются.

Я уверенный в себе человек.

Считаю, что я сообразительный и находчивый.

Я уверен, что всегда всем нужен.

Я все делаю хорошо.

В будущем я обязательно осуществлю свою мечту.

Люди часто помогают мне.

Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.

Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.

Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.

Меня мало беспокоят возможные неудачи.

Я стараюсь планировать свою деятельность.

Я редко жалею о том, что уже сделал.

Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.

Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.

Я учусь лучше, чем все остальные.

Мне чаще везет, чем не везет.

Учеба для меня не представляет труда.

Количество баллов от 17-20 отражает высокую степень уверенности в себе. Можно предположить, что в сложной ситуации Вы проявляете решительность, самостоятельность в принятии ответственных решений. В ситуации выбора избираете задачи средней трудности, чтобы избежать неудачи. Результат 1-10 баллов свидетельствует о том, что Вы испытываете неуверенность в себе, которая проявляется и в учебе и в труде. Наблюдается некритичность в оценке достигнутого, заниженный уровень притязаний в планировании своей судьбы.



Шкала оценки потребности в достижении

Цель: измерить уровень мотивации достижения.

Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

Суждения:

Думаю, что успех в жизни больше зависит от случая, чем от моих стараний.

Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

Для меня в любом деле важнее не процесс его исполнения, а конечный результат.

Считаю, что люди больше страдают от неудач в делах (в учебе, на работе), чем от плохих отношений с близкими.

По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.

В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем спокойные и старательно делающие

дело.

Даже в обычной работе я стараюсь придумать, как сделать ее интереснее.

Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть об осторожности.

Мои близкие считают меня ленивым.

Думаю, что в моих неудачах больше виноваты обстоятельства, чем я сам.

Терпения во мне больше, чем способностей.

Мои родители слишком строго контролировали (контролируют) меня.

Лень, а не сомнение в успехе часто вынуждают меня отказываться от своих намерений.

Думаю, что я уверенный в себе человек.

Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.

Я усердный человек.

Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

Если бы я был журналистом, я с большим удовольствием писал бы об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

Мои близкие не разделяют моих планов на будущее.

Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Обработка результатов: шкала потребности в достижении имеет стеновые нормы, поэтому конкретный результат можно оценить по следующей таблице:


Уровень мотивации достижения

низкий

средний

высокий

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

Сумма баллов

2-9 10 11

12 13 14 15

16 17 18-19



Ключи: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22.

ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Кроме предложенных опросников и анкет, автор программы применяет в своей работе общеизвестные методики опроса Степанова Е.Н, Н.Д.Спилберга- личностный рост каждого ребенка и др.



Литература:

Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

Быков А. К., Мельниченко И. И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2007.

Васнев В.А., Чиненный С.А. «Основы подготовки к военной службе».- М.: Просвещение, 2003 .

«Воинское братство». Патриотический журнал для военнослужащих, ветеранов и членов их семей, 2008г.

Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие. - М.: АМЛИКС, 2001.

ВолокитинА.А, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов «Военно-профессиональная ориентация учащихся».- М.: Дрофа, 2004.

Гурков, А.Н. Школьный театр: Классные шоу - программы / А.Н. Гурков.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2015.

Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:
проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго
поколения). ―
ISBN 978-5-09-022138-2

Кобзева, Г.М. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих
способностей / Г.М. Кобзева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Козак, О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О.Н. Козак. - СПб.: Издательство «Союз», 2001

Лутовинов В. И. Патриотизм: проблемы формирования у моло­дежи в современных условиях. — М.: ВУ, 1997.

Мазыкина Н.В., Горкина Н.В. «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2011г

Основы гражданского образования: Учеб. Пособие/ под ред.
В.П.Пахомова, С.Шехтера. Самара, 2003

Пахомов В.П. Методика разработки и реализации социального проекта

«Гражданин»: Учебное пособие.– Самара: Изд-во «НТЦ», 2008.

Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. – Волгоград: Издатель, 2002.

«Патриоты Отечества» Ежемесячный общероссийский журнал 2008-2011г.г.

Закон Самарской области «О патриотическом воспитании» от 23.05.2024г.https://pravo.samregion.ru/wpcontent/uploads/sites/2/2024/06/1006_46gd.pdf?ysclid=mbf6589181174158806

Указ Президента РФ "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"-  https://tass.ru/politika/20735795?ysclid=mbf68wkhb1129081701

 Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» - https://berdschool.obr.sakha.gov.ru/

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»- https://berdschool.obr.sakha.gov.ru/

Федеральный закон от 13.03.1995 № 32‑ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»- https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5978/

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы-

Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно‑патриотических молодежных и детских объединениях»-https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5978/

       Список литературы для обучающихся и их родителей:

Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие. - М.: АМЛИКС, 2001.

Игумен Евмений “Аномалии родительской любви” - М.: Издательство «Свет православия» - 2010.

Козак, О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О.Н. Козак. - СПб.: Издательство «Союз», 2001.

Коган, М.С. Игровая кладовая / М.С. Коган. - Новосибирск: Сибирский университет, 2004.

«Патриоты Отечества» Ежемесячный общероссийский журнал 2008-2011г.г.

ВолокитинА.А, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов «Военно-профессиональная ориентация учащихся».- М.: Дрофа, 2004г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.