Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в Букволандию»
МБУДО «Центр детского технического творчества», С.Р. Жабина
Отдел образования администрации Гайского городского округа Оренбургской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского технического творчества»
ПРИНЯТО
на заседании методического Совета
Протокол №__1_____ от «27»_08_ 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом МБУДО «ЦДТТ»
от «28»____08_____2018г. № 177
Директор МОУДО «ЦДТТ» _____________ В.М. Трунилов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Путешествие в Букволандию»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Жабина Сауле Рамазановна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории.
г. Гай, 2018 год.
Содержание
№ |
Раздел |
Страницы |
I. |
Комплекс основных характеристик программы |
2 |
1.1 |
Пояснительная записка |
2 |
1.2 |
Цель и задачи программы |
4 |
1.3 |
Содержание программы |
5 |
1.3.1 |
Учебный план |
5 |
1.3.2 |
Содержание учебного плана |
7 |
1.4 |
Планируемые результаты |
8 |
II. |
Комплекс организационно-педагогических условий |
10 |
2.1 |
Календарный учебный график |
10 |
2.2 |
Условия реализации программы |
15 |
2.2.1 |
Материально-техническое обеспечение |
15 |
2.2.2 |
Информационное обеспечение |
15 |
2.2.3 |
Кадровое обеспечение |
16 |
2.3 |
Формы аттестации |
16 |
2.3.1 |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов |
16 |
2.3.2 |
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов |
16 |
2.4 |
Оценочные материалы |
16 |
2.5 |
Методические материалы |
16 |
2.6 |
Список литературы |
18 |
Приложение Приложение 1 |
19 19 |
I Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Международные акты и документы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Федеральные акты и документы
2. Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 04.06.2014, с изменением от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПин 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660).
4. Распоряжение Правительство РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об учреждении Концепции развития дополнительного образования детей».
5. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).
6. Письмо Минобразования РФ от 20.05.2003 № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».
7. Письмо Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей. Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей»).
8. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
9. Письмо Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 06-1260 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей»).
12. Письмо Минобрнауки РФ № 3242 от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
13. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2015 г. «Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Региональные акты и документы
14. Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2-13 № 1698).
15. Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 г. № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» (в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 № 737-пп).
1.1.1 Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в Букволандию» имеет социально – педагогическую направленность.
1.1.2 Актуальность программы
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
1.1.3 Отличительные особенности данной программы от других подобных программ является
- создание для обучающихся наиболее приближенных условий к обучению в школе вне стен дошкольного учреждения;
- активное использование игровой деятельности для организации учебного процесса и практических занятий;
- способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности обучающегося. Новизна программы заключается в том, что занятия проводятся преимущественно в игровой форме, позволяющей оптимально спланировать и донести до детей содержание учебного материала, сформировать навыки и умения, развить их индивидуальные способности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в Букволандию» является модифицированной программой и разработана на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Еще одной отличительной особенностью программы можно отметить, что за основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин)
Способы и формы работы с детьми.
Дидактические игры
Фонематические упражнения
Работа с текстами
Театрализация
Рисование.
1.1.4 Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 5-7 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в Букволандию» составлена с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. А именно, особенности старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах:
повышения интеллекта,
выработка нравственных черт,
проявление характера, силы воли,
физической подготовленности.
Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Сама природа, как будто подсказывает, что пора переходить к активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, вырабатывал различные индивидуальные черты характера у ребенка старшего дошкольного возраста.
Данная программа не содержит модулей, содержащих только теоретическую или практическую части. Это связано с тем, что, во-первых, дети не всегда осознают роль теоретических знаний, и абсолютно уверенны в том, что можно добиться положительного результата без этих знаний.
Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь;
стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Развитие речи у детей 6–7 лет приводит к тому, что шестилетний ребёнок свободно общается и со своими сверстниками и взрослыми. Если тема разговора детям знакома, они могут свободно его поддержать, щедро делясь своими знаниями по проблеме и пока ещё небольшим опытом.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку 6 лет жизненно необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.
Игра по-прежнему является главной деятельностью для шестилетнего дошкольника. Только в игре он усвоит и поймёт новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки. Для игр со сверстниками и с детьми постарше нужна развитая речь, иначе очень непросто наладить тесное взаимодействие, удовлетворить очень важную для маленького человека потребность в общении, в выражении эмоций. В конце дошкольного детства речь становится важным средством коммуникации.
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года и реализуется в объеме:
1 год обучения – 72 часа;
2 год обучения – 72 часа.
1.1.6 Формы обучения
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Путешествие в Букволандию" предусматривает очную форму обучения. Полноценная деятельность на занятиях предусматривает разнообразные формы обучения: занятия в форме игры, путешествия, соревнование.
Программа реализуется на русском языке.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Формирование групп обучающихся по данной программе предусматривает набор детей одного возраста и постоянный состав.
Количество детей в группе: I год обучения - 12 человек; II год обучения - 10 человек;
1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Год обучения |
Количество занятий в неделю |
Продолжительность одного занятия |
Недельная нагрузка |
Количество часов за год |
I год |
1 |
25 мин. |
2 ч. |
72 |
II год |
1 |
25 мин. |
2 ч. |
72 |
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитание умения работать
• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Развивающие:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие графических навыков
• Развитие мелкой моторики
• Приобщение детей к художественной литературе
Образовательные:
• Формирование и развитие фонематического слуха
• Развитие произносительных умений
• Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
• Знакомство со слоговой структурой слова
• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
• Расширение словарного запаса детей
• Формирование и развитие звукобуквенного анализа
• Подготовка руки ребёнка к письму
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план
1й год обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
Форма занятий |
Форма аттестации / контроля |
||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||
1 |
Знакомство с многообразием слов, моделированием |
16 |
6 |
10 |
Игра, практические занятия |
|||
2 |
Знакомство с произношением твердых и мягких звуков |
42 |
18 |
24 |
Игра, комбинированные занятия |
|||
3 |
Знакомство с произношение шипящих звуков |
14 |
6 |
8 |
Игра, практические занятия |
|||
Всего |
72 |
30 |
42 |
2й год обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
Форма занятий |
Форма аттестации / контроля |
||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||
1 |
Звуки и буквы |
6 |
2 |
4 |
Игра, практические занятия |
|||
2 |
Гласные звуки |
14 |
6 |
8 |
Игра, комбинированные занятия |
|||
3 |
Согласные звуки |
20 |
8 |
12 |
Игра, практические занятия |
|||
4 |
Слоги и слова |
8 |
3 |
5 |
Игра, практические занятия |
|||
5 |
Первоначальные навыки чтения слогов и слов |
12 |
4 |
8 |
Игра, комбинированные занятия |
|||
6 |
Первоначальные навыки чтения маленьких предложений |
12 |
4 |
8 |
Игра, практические занятия |
|||
Всего |
72 |
27 |
45 |
1.4 Планируемые результаты
1й год обучения
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
2й год обучения
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звукобуквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
- дата и время проведения занятий – определяется расписанием занятий в объединении.
- место проведения – учебный кабинет
1й год обучения
№ п/п |
Дата |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
||
1 |
сентябрь |
занятие - путешествие |
1 |
Путешествие в Букволандию |
||
2 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Знакомство с многообразием слов, моделированием |
||
3 |
сентябрь |
практическое занятие |
1 |
Рисование коротких, отрывистых линий |
||
4 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Многообразие слов, нахождение различий |
||
5 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Сравнение слов по звучанию |
||
6 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Знакомство с протяженностью слов (длинные, короткие) |
||
7 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Знакомство со звучанием слов (звонко, громко, тихо) |
||
8 |
октябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Знакомство с делением слов на слоги |
||
9 |
октябрь |
практическое занятие |
1 |
Графическая запись слова и деления на слоги |
||
10 |
октябрь |
практическое занятие |
1 |
Деление слов на слоги |
||
11 |
октябрь |
занятие - путешествие |
1 |
Подскажи словечко |
||
12 |
октябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Чтение стихотворения Я. Козловского |
||
13 |
октябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Знакомство с твердыми и мягкими согласными |
||
14 |
октябрь |
практическое занятие |
1 |
Звуки "с -сь" |
||
15 |
октябрь |
практическое занятие |
1 |
Рисование наклонных линий |
||
16 |
октябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "з - зь" |
||
17 |
ноябрь |
практическое занятие |
1 |
Буква "з" |
||
18 |
ноябрь |
практическое занятие |
1 |
Звуки "з - зь", "с -сь", моделирование |
||
19 |
ноябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук "ц" |
||
20 |
ноябрь |
практическое занятие |
1 |
Чтение стихотворения Г. Сапгира |
||
21 |
ноябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук "щ" |
||
22 |
ноябрь |
практическое занятие |
1 |
Чтение потешек |
||
23 |
ноябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук "ж" |
||
24 |
ноябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Чтение стихотворения И. Солдатенко |
||
25 |
ноябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "ш - ж" |
||
26 |
декабрь |
практическое занятие |
1 |
Звук "щ" |
||
27 |
декабрь |
практическое занятие |
1 |
Чтение стихотворения С. Михалкова |
||
28 |
декабрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук "ч" |
||
29 |
декабрь |
практическое занятие |
1 |
Рисование крючков |
||
30 |
декабрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "ч-щ " |
||
31 |
декабрь |
комбинированное занятие |
1 |
Зимние звуки |
||
32 |
декабрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "р - рь" |
||
33 |
декабрь |
практическое занятие |
1 |
Чтение стихотворения О. Высотской |
||
34 |
январь |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "л-ль" |
||
35 |
январь |
практическое занятие |
1 |
Чтение стихотворения А. Плещеева |
||
36 |
январь |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "м-мь" |
||
37 |
январь |
практическое занятие |
1 |
Рисование завитков |
||
38 |
январь |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "б-бь" |
||
39 |
январь |
практическое занятие |
1 |
Чтение стихотворения Г. Сапгира |
||
40 |
февраль |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "к-кь" |
||
41 |
февраль |
практическое занятие |
1 |
Чтение стихотворения Д. Хармса |
||
42 |
февраль |
комбинированное занятие |
1 |
Звук "г" |
||
43 |
февраль |
практическое занятие |
1 |
Рисование овалов, полуовалов |
||
44 |
февраль |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "г-к" |
||
45 |
февраль |
занятие - путешествие |
1 |
Викторина "Найди буквы" |
||
46 |
февраль |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "д-дь" |
||
47 |
февраль |
практическое занятие |
1 |
Написание букв по точкам |
||
48 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "т-ть" |
||
49 |
март |
практическое занятие |
1 |
Чтение стихотворения И. Сурикова |
||
50 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "д-дь", "т-ть" |
||
51 |
март |
практическое занятие |
1 |
Написание букв по точкам |
||
52 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "з-зь", "ж","с-сь" |
||
53 |
март |
практическое занятие |
1 |
Закрепление пройденного материала |
||
54 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Весенние звуки |
||
55 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "р-рь", "ш" |
||
56 |
март |
практическое занятие |
1 |
Закрепление навыков письма |
||
57 |
апрель |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "л-ль", "б-бь" |
||
58 |
апрель |
занятие - путешествие |
1 |
Знакомство с гласными звуками |
||
59 |
апрель |
практическое занятие |
1 |
Пишем гласные буквы |
||
60 |
апрель |
занятие - путешествие |
1 |
Знакомство с согласными звуками |
||
61 |
апрель |
практическое занятие |
1 |
Пишем согласные звуки |
||
62 |
апрель |
занятие - путешествие |
1 |
Путешествие в сказочную страну |
||
63 |
апрель |
комбинированное занятие |
1 |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
||
64 |
апрель |
практическое занятие |
1 |
Закрепление навыков письма |
||
65 |
май |
комбинированное занятие |
1 |
Буквы - звуки |
||
66 |
май |
практическое занятие |
1 |
Чтение "Волшебной азбуки |
||
67 |
май |
практическое занятие |
1 |
Обучению навыкам пересказа |
||
68 |
май |
практическое занятие |
1 |
Закрепление навыков составления рассказа |
||
69 |
май |
практическое занятие |
1 |
Игра «Я знаю звуки» |
||
70 |
май |
практическое занятие |
1 |
Звуки, буквы и слова |
||
71 |
май |
практическое занятие |
1 |
Летние звуки |
||
72 |
май |
практическое занятие |
1 |
Праздник окончания учебного года |
||
ИТОГО: |
72 |
2й год обучения
№ п/п |
Дата |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
||
1 |
сентябрь |
занятие - путешествие |
1 |
Путешествие в Букволандию |
||
2 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Деление слов на слоги |
||
3 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Гласные звуки |
||
4 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Согласные звуки |
||
5 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "А" |
||
6 |
сентябрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "А" |
||
7 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "О" |
||
8 |
октябрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "О" |
||
9 |
октябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "У" |
||
10 |
октябрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "У" |
||
11 |
октябрь |
занятие - путешествие |
1 |
Подскажи словечко |
||
12 |
октябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "Ы" |
||
13 |
октябрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "Ы" |
||
14 |
октябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "Э" |
||
15 |
октябрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "Э" |
||
16 |
октябрь |
практическое занятие |
1 |
Закрепление |
||
17 |
ноябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "Л" |
||
18 |
ноябрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "Л" |
||
19 |
ноябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "М" |
||
20 |
ноябрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "М" |
||
21 |
ноябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "Н" |
||
22 |
ноябрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "Н" |
||
23 |
ноябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "Р" |
||
24 |
ноябрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "Р" |
||
25 |
ноябрь |
практическое занятие |
1 |
Закрепление |
||
26 |
декабрь |
комбинированное занятие |
1 |
Буква "Я" |
||
27 |
декабрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "Я" |
||
28 |
декабрь |
комбинированное занятие |
1 |
Буква "Ю" |
||
29 |
декабрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "Ю" |
||
30 |
декабрь |
комбинированное занятие |
1 |
Буква "Е" |
||
31 |
декабрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "Е" |
||
32 |
декабрь |
комбинированное занятие |
1 |
Буква "Ё" |
||
33 |
декабрь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "Ё" |
||
34 |
январь |
комбинированное занятие |
1 |
Звук и буква "И" |
||
35 |
январь |
практическое занятие |
1 |
Навыки написания буквы "И" |
||
36 |
январь |
практическое занятие |
1 |
Закрепление |
||
37 |
январь |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "Г-К", "ГЬ-КЬ" |
||
38 |
январь |
практическое занятие |
1 |
Буквы "Г", "К" |
||
39 |
январь |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "Д-ДЬ", "Т-ТЬ" |
||
40 |
февраль |
практическое занятие |
1 |
Буквы "Д", "Т" |
||
41 |
февраль |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "В-ВЬ", "Ф-ФЬ" |
||
42 |
февраль |
практическое занятие |
1 |
Буквы "В", "Ф" |
||
43 |
февраль |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "З-ЗЬ", "С-СЬ" |
||
44 |
февраль |
практическое занятие |
1 |
Буквы "З", "С" |
||
45 |
февраль |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "Б-БЬ", "П-ПЬ" |
||
46 |
февраль |
практическое занятие |
1 |
Буквы "Б", "П" |
||
47 |
февраль |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "Х-ХЬ" |
||
48 |
март |
практическое занятие |
1 |
Буквы "Х" |
||
49 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "Ж", "Ш" |
||
50 |
март |
практическое занятие |
1 |
Буквы "Ж", "Ш" |
||
51 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Звуки "Ч", "Щ" |
||
52 |
март |
практическое занятие |
1 |
Буквы "Ч", "Щ" |
||
53 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Звук "Ц" |
||
54 |
март |
практическое занятие |
1 |
Буква "Ц" |
||
55 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Звук "Й" |
||
56 |
март |
практическое занятие |
1 |
Буква "Й" |
||
57 |
апрель |
комбинированное занятие |
1 |
Буква "Ь" |
||
58 |
апрель |
комбинированное занятие |
1 |
Буква "Ъ" |
||
59 |
апрель |
практическое занятие |
1 |
Закрепление |
||
60 |
апрель |
занятие - путешествие |
1 |
Путешествие в сказочную страну |
||
61 |
апрель |
практическое занятие |
1 |
Закрепление навыков письма |
||
62 |
апрель |
занятие - путешествие |
1 |
Путешествие в страну "Неправдаландию" |
||
63 |
апрель |
комбинированное занятие |
1 |
Слово. Предложение |
||
64 |
апрель |
практическое занятие |
1 |
Составление предложений |
||
65 |
май |
комбинированное занятие |
1 |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
||
66 |
май |
практическое занятие |
1 |
Составление рассказа из отдельных предложений |
||
67 |
май |
практическое занятие |
1 |
Закрепление навыков пересказа |
||
68 |
май |
практическое занятие |
1 |
Закрепление навыков письма |
||
69 |
май |
практическое занятие |
1 |
Игра "Найди букву" |
||
70 |
май |
комбинированное занятие |
1 |
Путешествие в лес Букволандии |
||
71 |
май |
практическое занятие |
1 |
«Я читаю по слогам» |
||
72 |
май |
практическое занятие |
1 |
Праздник окончания учебного года |
||
ИТОГО: |
72 |
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация общеобразовательной общеразвивающей программы «Развивай-ка» предполагает наличие определённой материально-технической базы:
1. Кабинет;
2. Дидактический и раздаточный материал.
3. Учебно-методическая и др. литература.
Материалы и канцелярские товары, необходимые для практических работ:
простые карандаши;
цветные карандаши;
счетные палочки
клей ПВА;
линейки;
цветная и белая бумага;
информационные плакаты;
детская литература;
познавательная литература;
демонстрационный материал (плакаты, схемы, картины, игрушки, муляжи и т. д.);
ноутбук.
Раздаточный материал.
-
шаблоны (по всем разделам программы);
иллюстрации с изображениями предметов, животных, птиц;
образцы изделий, выполненные педагогом;
игрушки разного размера и цвета;
муляжи овощей, фруктов.
2.2.2. Информационное обеспечение
Плакат «Русский алфавит», «Гласные и согласные» и на все буквы алфавита.
Стенд об по технике безопасности.
Компьютерные презентации.
2.2.3 Кадровое обеспечение
№ |
Ф.И.О. |
Должность, квалификация |
Деятельность |
1 |
Жабина Сауле Рамазановна |
педагог дополнительного образования (руководитель объединения) |
организует и ведет работу в объединении |
2 |
Марина Юлия Александровна |
педагог-психолог высшей квалификационной категории |
проводит психолого-педагогическое консультирование и диагностику обучающихся |
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в следующих формах;
материал тестирования (приложение 2);
журнал посещаемости.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в таких формах как:
конкурс;
викторина.
2.4 Оценочные материалы
Диагностика развития детей 5 – 6 лет на оценивание уровня психического развития - Приложение 1
2.5 Методические материалы
− особенности организации образовательного процесса – очное;
Методическое обеспечение
Формы организации занятий:
групповая;
индивидуально-групповая;
Формы проведения занятий:
комбинированное занятие;
беседа;
наглядно-демонстрационное занятие;
конкурс;
соревнование;
практическая работа, связанная с выполнением аппликаций, поделок;
Методы обучения:
Словесные:
рассказ;
беседы;
обсуждения.
Наглядные:
показ иллюстраций, видеоматериалов, презентаций;
демонстрация эскизов;
показ готовых работ;
Практические:
практические работы;
создание мини докладов и презентаций.
Педагогические технологии:
- технология сотрудничества (реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка);
- личностно-ориентированные технологии (ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечения комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов, т.е. имеют целью свободное и творческое развитие ребенка);
- игровые технологии (обучающиеся воссоздают и усваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровых технологий);
- технология коллективных творческих дел;
- групповые технологии (групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию)
- технология проблемного обучения (особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестныйему вопрос.При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению);
- здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Способы и формы работы с детьми:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика;
2. Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;
3. Буква, её образ и графическое написание;
4. Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение;
5. Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
6. Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
7. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
8. Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.
9. Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.
2.6 Список литературы
Для педагога:
1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
2 . Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» / Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2010г.
3. Е.В. Колесникова «Весёлая грамматика для детей 5-7 лет», раб.тетрадь /М., Изд.ЮВЕНТА 2008г.
4. Е.В. Колесникова «Предмет, слово, схема» / М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
5. Е.В. Колесникова «Я уже читаю» / Сборник литературных произведений. /М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.
6. «Изучаем грамоту» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Т., Щербинина С.В./ г. Киров, ОАО «Дом печати- ВЯТКА»,2012г. Тетради с заданиями для развития детей в 2 частях.
Для детей:
Е.В. Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. / М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
Е.В. Колесникова «От слова к звуку» рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. / М., Изд. ЮВЕНТА, 2009 г.
Е.В. Колесникова «Ну-ка буква отзовись» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. / М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
Е.В. Колесникова «Диагностика готовности к чтению и письму» рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. / М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
Приложение 1
Диагностика развития детей 5 – 6 лет
на оценивание уровня психического развития
Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет оценить уровень психическогоразвития обучающегося и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики удовлетворительны, то продолжают занятия с обучающимся в прежнем ритме, у обучающегося есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития обучающегося, то стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Тест 1. Лесенка (самооценка)
Рисунок 1 – Лесенка
Цель: выявление самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку самых плохих. На средней ступеньке ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».
Критерии оценки
Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Тест 2. Нелепицы (общая осведомленность)
Рисунок 2 – Нелепицы
Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.
Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.
Критерии оценки
Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости 2 балла.
Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) 1 балл.
Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней 0 баллов.
Тест 3. Времена года (общая осведомленность)
Рисунок 3 – Времена года
Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.
Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»
Критерии оценки
Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями 2 балла.
Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, 1 балл.
Ребенок не понимает задания 0 баллов.
Тест 4. Найди такую же картинку (внимание)
Рисунок 4 – «Найди такую же картинку»
Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.
Критерии оценки
Ребенок выполняет задание верно в 5-6 случаях 2 балла.
Ребенок выполняет задание верно в 3-4 случаях 1 балл.
Ребенок выполняет задание верно в 1-2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем 0 баллов.
Тест 5. 10 предметов (память)
Рисунок 5 – 10 предметов
Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.
Критерии оценки
Ребенок запомнил 5-6 предметов - 2 балла.
Ребенок запомнил 4 предмета - 1 балл.
Ребенок запомнил менее 4-х предметов – 0 баллов.
Тест 6. Найди «семью» (мышление)
Рисунок 6 – «Семья»
Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»
Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.
Критерии оценки
Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане - 2 балла.
Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению - 1 балл.
Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого - 0 баллов.
Тест 7. Рыбка (мышление)
Рисунок 7 – Рыбка
Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.
Критерии оценки
Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение - 2 балла.
Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб - 1 балл.
Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.
Тест 8. Рисунок человека (общее представление об интелекте)
Рисунок 8 – Рисунок человека
Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
Критерии оценки
Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 - 2 балла.
Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 - 1 балл.
Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 - 0 баллов
Тест 9. Последовательные картинки (речь, мышление)
Рисунок 9 – Последовательные картинки
Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.
Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант - пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).
Критерии оценки
Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ - 2 балла.
Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности - 1 балл.
Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок - 0 баллов.
Тест 10. Разрезные картинки (восприятие)
Рисунок 10 – Разрезная картинка «Платье»
Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.
Критерии оценки
Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно - 2 балла.
Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку - 1 балл.
Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.
Тест 11. На что это похоже (воображение)
Рисунок 11 – «На что похоже?»
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»
Критерии оценки
Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) - 2 балла.
Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку - 1 балл.
Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку - 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень 16-20 баллов.
Средний уровень 10-15 баллов.
Низкий уровень 0-9 баллов.