Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Дружина юных пожарных»
МБУДО «Центр детского технического творчества», С.Р. Жабина
Отдел образования администрации Гайского городского округа Оренбургской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского технического творчества»
ПРИНЯТО
на заседании методического Совета
Протокол №_____1_______
«28»___08___ 2018г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом МБУДО «ЦДТТ»
от «28»___08______2018г. № 177
Директор МОУДО «ЦДТТ» _____________ В.М. Трунилов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Дружина юных пожарных»
Возраст обучающихся: 11 - 13 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Жабина Сауле Рамазановна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории.
г. Гай, 2018 год.
Содержание
№ |
Раздел |
Стр |
I. |
Комплекс основных характеристик программы |
2 |
1.1 |
Пояснительная записка |
2 |
1.1.1 |
Направленность (профиль) программы |
4 |
1.1.2 |
Актуальность программы |
4 |
1.1.3 |
Отличительные особенности программы |
4 |
1.1.4 |
Адресат программы |
5 |
1.1.5 |
Объем и срок освоения программы |
5 |
1.1.6 |
Формы обучения |
5 |
1.1.7 |
Особенности организации образовательного процесса |
6 |
1.1.8 |
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий |
6 |
1.2 |
Цель и задачи программы |
6 |
1.3 |
Содержание программы |
6 |
1.3.1 |
Учебный план |
6 |
1.3.2 |
Содержание учебного плана |
7 |
1.4 |
Ожидаемые результаты образовательного процесса |
9 |
II. |
Комплекс организационно-педагогических условий |
10 |
2.1 |
Календарный учебный график |
10 |
2.2 |
Условия реализации программы |
13 |
2.2.1 |
Материально-техническое обеспечение |
13 |
2.2.2 |
Информационное обеспечение |
13 |
2.2.3 |
Кадровое обеспечение |
13 |
2.3 |
Формы аттестации |
13 |
2.3.1 |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов |
13 |
2.3.2 |
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов |
14 |
2.4 |
Оценочные материалы |
14 |
2.5 |
Методические материалы |
14 |
2.6 |
Список литературы |
16 |
2.6.1 |
Основная и дополнительная |
16 |
2.6.2 |
Наглядный материал |
16 |
2.6.3 |
Интернет источники |
17 |
Приложение 1 |
18 |
|
Приложение 2 |
21 |
|
Приложение 3 |
25 |
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Международные акты и документы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Федеральные акты и документы
2. Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 04.06.2014, с изменением от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
3.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПин 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660).
5. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 (ред. от 07.10.2013) «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
6. Распоряжение Правительство РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об учреждении Концепции развития дополнительного образования детей».
7. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).
8. Письмо Минобразования РФ от 20.05.2003 № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».
9. Письмо Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей. Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей»).
10. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
11. Письмо Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 06-1260 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей»).
12. Письмо Минобрнауки РФ № 3242 от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
13. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2015 г. «Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
14. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Региональные акты и документы
15. Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2-13 № 1698).
16. Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 г. № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» (в ред.Постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 № 737-пп).
17. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 № 348-п. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышении эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013-2018 годы».
-
-
Направленность (профиль) программы
-
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Юный пожарный» (далее Программа) имеет социально – педагогическую направленность.
1.1.2 Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысячи человек, в том числе около 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране – шалость детей с огнём. Анализ обстановки с пожарами на объектах общеобразовательных учреждений показывает, что количество пожаров остается высоким.
Работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения.
Актуальность программы в том, что она способствует формированию среди учащихся позитивного сознания, направленного на предупреждение правонарушений, связанных с пожарами.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Особенность программы «Дружина юных пожарных» заключается в том, что она дает возможность восполнить пробелы в знании пожарной безопасности у обучающихся, позволяет в полной мере раскрыть потенциал и способности к самостоятельной деятельности. Программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных» автор В.А. Горский, 2014 года, но ее отличает следующие моменты:
- программа ориентирована на учащихся среднего звена;
- программа реализуется 1 раз в неделю, то есть 36 часов в год и расчитана на 2 года обучения;
- занятия проводятся в одновозрастных группах постоянного состава;
- в данной программе больше времени уделяется мерам пожарной безопасности, первичным средствам пожаротушения и первой доврачебной помощи;
- содержание программы предполагает участие в конкурсах и выставках различного уровня по противопожарной тематике, а также в массовых агитационных мероприятия и акциях по противопожарной тематике.
1.1.4 Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной общеразвивающей программы 11-13 лет.
Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут сегодняшним днем. Они не думают о последствиях своих поступков, особенно это касается личной безопасности и безопасности их окружения – особенно в таком возрасте нужно привить ребенку ответственность за пожарную безопасность, так это касается напрямую жизни и здоровья как самого учащегося, так и близких его людей.
В этом возрасте дети чувствуют себя взрослыми и сами могут научить кого-нибудь определенным вещам, именно это качество хорошо играет при организации агитационных массовых мероприятиях и акциях, где нужно, например, обучить правилам противопожарной безопасности маленьких детей или же взрослых людей.
Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной несчастных случаев при неосторожном обращении с огнем и легковоспламеняющимися веществами.
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения и реализуется в объеме 36 часов в год.
1.1.6 Формы обучения
Основная форма организации образовательного процесса – групповая, очная. Используется такие формы занятий как лекция, практическое занятие, деловая и ролевая игра, экскурсия, дискуссия, диспут, творческая встреча.
Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как: интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры); обучение через опыт и сотрудничество со старшими обучающимися и родителями.
Обучение по программе проводится на русском языке.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в одновозрастных группах постоянного состава.
1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Год обучения |
Количество занятий в неделю |
Продолжительность одного занятия |
Недельная нагрузка |
Количество часов за год |
1 год |
1 раз |
40 мин |
1 час |
36 часов |
2 год |
1 раз |
40 мин |
1 час |
36 часов |
Количество детей:
1 год обучения – 12 человек, 2 год обучения – 10 человек.
1.2. Цель и задачи Программы
Целью дополнительной образовательной программы является – привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности, сформировать культуру безопасного поведения, практических навыков и умений по пожарной безопасности.
Задачи:
В воспитании:
- воспитывать личностные качества учащихся, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций;
- формировать сознательность и ответственность отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
В развитии:
- развивать умение ориентироваться в опасных ситуациях;
- способствовать развитию у школьников быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения в трудных и опасных ситуациях.
В обучении:
- освоить навыки применения первичных средств пожаротушения;
- способствование навыков оказания первой доврачебной помощи;
- сформировать понятийную базу и знания по пожарной безопасности.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план
1 год обучения
№ |
Модуль |
Количество часов |
Форма занятий |
Форма аттестации / контроля |
||||
Теория |
Практика |
Всего |
||||||
1 |
Основы пожарной безопасности |
6 |
10 |
16 |
Комбинированное занятие. Презентация. Практическое занятие. Беседа. |
Тест. Наблюдение. Кроссворд. |
||
2 |
Пожарная безопасность и оказание первой помощи |
6 |
10 |
16 |
Комбинированное занятие. Практическое занятие. |
Викторина, задания по карточкам, наблюдение. |
||
3 |
Воспитательная работа |
1 |
3 |
4 |
Комбинированное занятие. Практическое занятие. |
Выставка рисунков, выпуск листовок, стенгазеты. |
||
Всего |
13 |
23 |
36 |
2 год обучения
№ |
Модуль |
Количество часов |
Форма занятий |
Форма аттестации / контроля |
||||
Теория |
Практика |
Всего |
||||||
1 |
Основы пожарной безопасности |
5 |
8 |
13 |
Занятие-презентация, комбинированные занятия, практические, презентация, акция |
Тест, выпуск буклетов, конкурс |
||
2 |
Оказание первой помощи |
5 |
7 |
12 |
Комбинированные занятия, практические, презентация, акция |
Викторина, наблюдение |
||
3 |
Пожарная безопасность в природной среде |
5 |
6 |
11 |
Занятие-презентация, комбинированные занятия, практические, презентация, акция |
Оформление стенгазеты, выпуск листовок |
||
Всего |
15 |
21 |
36 |
1.3.2 Содержание учебного плана
1 год обучения
1 модуль «Основы пожарной безопасности»
История создания пожарной охраны. Огонь – друг или враг. История пожарной машины. Пять правил пожарной безопасности. Виды пожаров и их локализация. Безопасное обращение с электричеством в доме. Противопожарный режим в школе, дома. Первичные средства тушения пожаров. Правила пользования первичными средствами тушения пожаров. Правила оказания первой помощи при ожогах.
Практика: тест «Варианты поступков в предлагаемой ситуации по ПБ», создание эмблемы ДЮП.
Форма аттестации: выполнение тестовых заданий, педагогическое наблюдение.
2 модуль «Пожарная безопасность и оказание первой помощи»
Противопожарный режим в школе, дома. Первичные средства тушения пожаров. Правила пользования первичными средствами тушения пожаров. Правила оказания первой помощи при ожогах. Знаки пожарной безопасности. Летний отдых и пожарная безопасность. Действия при пожаре в лесу. Действия во время грозы.
Практика: Путешествие в страну «Пожарная безопасность»
Форма аттестации: викторина «Знаю ли я?»
3 модуль «Воспитательная работа»
Выпуск стенгазеты «Дружина юных пожарных». КВН по пожарной безопасности. Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с боевым расчетом. Экскурсия в медицинское училище и изучение правил оказания первой медпомощи. Акция «МАРШРУТ Зеленый друг».
Практика: Подготовка к акции «МАРШРУТ Зеленый город». Подготовка к КВН по пожарной безопасности.
Форма аттестации: Викторина «Расскажи-ка нам огонь!»
2 год обучения
1 модуль «Основы пожарной безопасности»
Пожарная безопасность в квартире, доме. Пожарная безопасность в нежилом помещении и общественных местах. Знаки пожарной безопасности. Пять правил пожарной безопасности. Что делать если в школе возник пожар. Действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!». Действия при экстремальной эвакуации из здания. Пожарная безопасность в транспорте Правила безопасности при использовании электрических приборов дома и в нежилых помещениях. Опасности короткого замыкания.
Практика: отработка действий сигнала «Внимание всем». Акция «Впереди каникулы!»
Форма аттестации: конкурс «Огонь друг или враг»
2 модуль «Оказание первой помощи».
Первая помощь при термическом ожоге. Участие в муниципальной акции «Опасности нового года». Первая помощь при химическом ожоге. Первая помощь при электрических и лучевых ожогах. Простейшие средства защиты органов дыхания. Оказание первой помощи при отравлении угарным газом.
Практика: Способы остановки кровотечения. Оказание первой помощи при кровотечениях. Оказание первой помощи при переломах. Способы фиксации конечности. Подготовка к муниципальной акции «Опасности нового года».
Форма аттестации: Викторина "Умники и умницы" на знание медицины
3 модуль «Пожарная безопасность в природной среде»
Чрезвычайные ситуации локального характера. Эвакуация при чрезвычайных ситуациях локального характера. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Эвакуация при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Зоны повышенной пожарной опасности. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. Степной пожар и его последствия. Люди огненной профессии
Практика: Подготовка к участию в муниципальной акции «Правила противопожарной безопасности в летний период»
Форма аттестации: итоговое тестирование
1.4 Ожидаемые результаты образовательного процесса
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный что позволяет определить динамическую картину развития воспитанника.
Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к саморазвитию, оценке знания моральных норм и сформированности морально – этических суждений о поступках и действиях людей, а также сформированности мотивации учебной деятельности.
Метапредметные результаты – овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования знаний правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.
Предметные результаты – уровень усвоения воспитанниками базовых знаний правил при ЧС, умение применить полученные знания в практических заданиях и в повседневной жизни.
1 год обучения |
2 год обучения |
|
Предметный компонент |
- знание основных понятий и терминов по правилам пожарной безопасности; - базовые знания безопасной ориентации при пожаре; - знание видов пожаров и способов их локализации; - базовые знания задач и обязанностей членов ДЮП; - базовые знания пяти правил пожарной безопасности. |
- углубленные знания безопасной ориентации при чрезвычайных ситуациях; - базовые знания о значении сигналов при ЧС; - знание основных видов тушения пожаров; - углубленное знания в области пожарной безопасности; - знание устройства огнетушителя; - знание особенностей дорожного движения в любое время года; - базовые знания оказания первой медицинской помощи; -базовые знания о движении «Юный пожарный». |
1 год обучения |
2 год обучения |
|
Метапредметный компонент |
- владение сведениями по истории возникновения правил безопасного поведения при пожаре; -умение практически применять пять главных правил пожарной безопасности; - умение при необходимости обращаться за помощью к взрослым при чрезвычайных ситуациях. |
- умение правильно сформулировать и применить правило безопасного поведения при ЧС, необходимое в определенной ситуации; - умение подготовить информацию по теме и правильно ее преподнести; - умение правильно и четко обосновывать изложенную информацию. |
1 год обучения |
2 год обучения |
|
Личностный компонент |
- внутренняя позиция воспитанника на уровне положительного отношения к обучению; - оценивание своих и чужих поступков (виноват, поступил правильно и т.д.); - проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др. |
- умение общаться в коллективе; - умение выполнять в коллективе различные социальные роли; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. |
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
- дата и время проведения занятий – определяется расписанием занятий в объединении.
- место проведения – учебный кабинет Центра детского технического творчества.
1 год обучения
№ п/п |
Месяц |
Форма занятий |
Кол-во часов |
Тема занятия |
||
1 |
сентябрь |
Презентация. Практическое занятие. |
1 |
История создания пожарной охраны. Задачи и обязанности членов ДЮП. |
||
2 |
сентябрь |
Комбинированное занятие. |
1 |
Огонь-друг и враг человека. |
||
3 |
октябрь |
Беседа. Презентация. |
1 |
История пожарной машины. |
||
4 |
октябрь |
Занятие-путешествие |
2 |
Путешествие в страну «Пожарная безопасность». |
||
5 |
октябрь |
Комбинированное занятие |
2 |
Пять правил пожарной безопасности. |
||
6 |
ноябрь |
Комбинированное занятие |
3 |
Виды пожаров и их локализация. |
||
7 |
ноябрь декабрь |
Комбинированное занятие |
2 |
Безопасное обращение с электричеством в доме. |
||
8 |
декабрь |
Беседа. Презентация. |
2 |
Противопожарный режим в школе, дома. |
||
9 |
декабрь |
Комбинированное занятие. |
1 |
Первичные средства тушения пожаров. |
||
10 |
январь |
Комбинированное занятие. |
1 |
Правила пользования первичными средствами тушения пожаров |
||
11 |
январь февраль |
Презентация. Практическое занятие. |
4 |
Правила оказания первой помощи при ожогах. |
||
12 |
февраль |
Комбинированное занятие. |
2 |
Знаки пожарной безопасности. |
||
13 |
февраль март |
Практическое занятие. |
2 |
Летний отдых и пожарная безопасность. |
||
14 |
март |
Беседа. Презентация. |
2 |
Действия при пожаре в лесу. |
||
15 |
март |
Презентация. |
1 |
Действия во время грозы. |
||
16 |
апрель |
Комбинированное занятие |
1 |
Подготовка стенгазеты |
||
17 |
апрель |
Комбинированное занятие |
1 |
Выпуск стенгазеты «Дружина юных пожарных» |
||
18 |
апрель |
Практическое занятие. |
1 |
Подготовка к КВН по пожарной безопасности. |
||
19 |
апрель |
Презентация. Беседа. |
1 |
КВН по пожарной безопасности |
||
20 |
апрель |
Практическое занятие. |
1 |
Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с боевым расчетом. |
||
21 |
май |
Практическое занятие. |
1 |
Викторина «Расскажи-ка нам огонь!». |
||
22 |
май |
Практическое занятие. |
1 |
Экскурсия в медицинское училище и изучение правил оказания первой медпомощи. |
||
23 |
май |
Практическое занятие. |
1 |
Подготовка к акции «МАРШРУТ Зеленый город» |
||
24 |
май |
Акция |
1 |
Акция «МАРШРУТ Зеленый друг». |
||
Всего: |
36 |
год обучения
№ п/п |
Дата |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
1 модуль «Основы пожарной безопасности» |
||||
1 |
сентябрь |
Занятие изучения нового материала |
1 |
Пожарная безопасность в квартире, доме |
2 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Пожарная безопасность в нежилом помещении и общественных местах |
3 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Знаки пожарной безопасности |
4 |
сентябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Пять правил пожарной безопасности |
5 |
октябрь |
комбинированное занятие |
1 |
Что делать если в школе возник пожар |
6 |
октябрь |
Практическое занятие |
1 |
Действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!» |
7 |
октябрь |
Практическое занятие |
1 |
Подготовка к акции по противопожарной безопасности в микрорайоне «Впереди каникулы!» |
8 |
октябрь |
Акция |
1 |
Акция «Впереди каникулы!» |
9 |
октябрь |
Комбинированное занятие |
1 |
Действия при экстремальной эвакуации из здания |
10 |
ноябрь |
Комбинированное занятие |
1 |
Пожарная безопасность в транспорте |
11 |
ноябрь |
Комбинированное занятие |
1 |
Правила безопасности при использовании электрических приборов дома и в нежилых помещениях. |
12 |
ноябрь |
Комбинированное занятие |
1 |
Опасности короткого замыкания. |
13 |
декабрь |
Занятие-конкурс |
1 |
Огонь друг или враг |
2 модуль «Оказание первой помощи» |
||||
14 |
декабрь |
комбинированное занятие |
1 |
Первая помощь при термическом ожоге |
15 |
декабрь |
Практическое занятие |
1 |
Подготовка к муниципальной акции «Опасности нового года» |
16 |
декабрь |
Акция |
1 |
Участие в муниципальной акции «Опасности нового года» |
17 |
декабрь |
Комбинированное занятие |
1 |
Первая помощь при химическом ожоге |
18 |
январь |
Практическое занятие |
1 |
Первая помощь при электрических и лучевых ожогах |
19 |
январь |
Комбинированное занятие |
1 |
Простейшие средства защиты органов дыхания |
20 |
январь |
Комбинированное занятие |
1 |
Оказание первой помощи при отравлении угарным газом |
21 |
февраль |
Практическое занятие |
1 |
Оказание первой помощи при кровотечениях |
22 |
февраль |
Практическое занятие |
1 |
Способы остановки кровотечения |
23 |
февраль |
Практическое занятие |
1 |
Оказание первой помощи при переломах |
24 |
февраль |
Практическое занятие |
1 |
Способы фиксации конечностей |
25 |
март |
Занятие-викторина |
1 |
Викторина "Умники и умницы" на знание медицины |
3 модуль «Пожарная безопасность в природной среде» |
||||
26 |
март |
комбинированное занятие |
1 |
Чрезвычайные ситуации локального характера |
27 |
март |
Практическое занятие |
1 |
Эвакуация при чрезвычайных ситуациях локального характера |
28 |
март |
занятие - презентация |
1 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
29 |
апрель |
Практическое занятие |
1 |
Эвакуация при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера |
30 |
апрель |
комбинированное занятие |
1 |
Зоны повышенной пожарной опасности |
31 |
апрель |
комбинированное занятие |
1 |
Виды лесных пожаров |
32 |
апрель |
комбинированное занятие |
1 |
Действия при лесном пожаре |
33 |
апрель |
комбинированное занятие |
1 |
Степной пожар и его последствия |
34 |
май |
комбинированное занятие |
1 |
Люди огненной профессии |
35 |
май |
Практическое занятие |
1 |
Подготовка к участию в муниципальной акции «Правила противопожарной безопасности в летний период» |
36 |
май |
Акция |
1 |
Участие в муниципальной акции «Правила противопожарной безопасности в летний период» |
ИТОГО: |
36 |
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально – техническое обеспечение
Необходимым условием полноценной реализации программы является материально-техническое оснащение:
- плакаты по пожарной безопасности, сюжетные картинки, иллюстрации;
- комплект знаков пожарной безопасности;
- стенд с информацией по безопасности при ЧС для детей;
- уголки ДЮП;
- игрушки: транспорт различного функционального назначения (грузовой, легковой, спецмашины), фигурки людей и т.д.;
- учебно-методическая и другая литература по ДЮП;
- настольные дидактические игры по противопожарной безопасности (кубики, мозаика, лото, домино, разрезные картинки).
- магнитная доска с набором схематических изображений предметов для создания ситуаций по противопожарной тематике.
2.2.2 Информационное обеспечение
Слайды, презентации: «История создания пожарной охраны», «Задачи и обязанности членов ДЮП», «История пожарной машины», «Знаки пожарной безопасности», «Огнетушитель» (устройство), «Схема эвакуации из здания» (детали), «Кто такой пожарный?», «Отработка учащимися навыков пользования простейшими средствами защиты органов дыхания».
2.2.3 Кадровое обеспечение:
№ |
Должность |
Ф.И.О |
1 |
Педагог дополнительного образования |
Иванцова Альбина Владимировна – руководитель объединения |
2 |
Педагог-психолог |
Марина Юлия Александровна |
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:
- журнал посещаемости;
- диплом;
- фотографии;
- грамота;
- мониторинг результативности;
- методическая разработка.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:
- аналитический материал по итогам проведения диагностики;
- диагностическая карта;
- итоговый отчёт.
2.4 Оценочные материалы
Для наблюдения определены критерии оценки подготовленности обучающихся и подобран соответствующий инструментарий.
Для оценки личностных результатов используются следующие диагностические методики:
- диагностическая методика воспитанности по Кочетову (Приложение № 3).
Для оценки метапредметных результатов используются следующие диагностические методики:
- викторина «Расскажи-ка нам огонь!»; (Приложение №2)
Для оценки предметных результатов используются следующие диагностические методики:
- Тест "Правила пожарной безопасности" (Приложение 1)
2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса на двух годах обучения – очное обучение.
Формы организации образовательного процесса посменны на каждом занятии – индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
1 год обучения
Методические характеристики |
1. «Основы пожарной безопасности» |
2. «Пожарная безопасность и оказание первой помощи» |
3. «Воспитательная работа» |
Форма занятий |
презентация, практическое занятие, беседа, комбинированное занятие, практическое занятие. |
презентация, беседа, практика, комбинированное занятие. |
практическое занятие, беседа |
Методы обучения и воспитания |
- словесный и наглядный, практический. -убеждение, поощрение |
-упражнение, стимулирование; игровой, дискусионный |
-словесный и наглядный, практический |
Приемы и методы организации образовательного процесса |
объяснительно-иллюстративны, индивидуальный |
индивидуальны, поисковый |
коллективный, объяснительно-иллюстративный |
Формы организации учебного занятия |
презентация, игра, беседа, практическое занятие |
беседа, дискуссия, игра, наблюдение |
игра, дискуссия, упражнение, наблюдение |
Педагогические технологии |
технология модульного обучения – построение образовательного процесса по модулям; технология развивающего обучения – развитие всей целостной совокупности качеств личности; технология игровой деятельности – игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование учащихся к учебной деятельности; технология развития критического мышления – создание учебных проблемных ситуаций; технология здоровьесберегающего обучения – гимнастика для глаз, перерывы, физ. минутки. |
||
Формы подведения итогов |
тест, наблюдение, рисунки, кроссворд. |
наблюдение, тестирование, упражнение, дидактическая игра, задание по карточкам. |
практическое задание, игра, выпуск листовок, выполнение заданий по карточкам |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
раздаточный материал, источники информации, презентации |
презентации, раздаточный материал, памятки |
раздаточный материал, источники нформации |
2 год обучения
Методические характеристики |
1. «Основы пожарной безопасности» |
2. «Оказание первой помощи» |
3. «Пожарная безопасность в природной среде» |
Форма занятий |
презентация, практическое занятие, беседа, комбинированное занятие, практическое занятие. |
презентация, беседа, практика, комбинированное занятие. |
практическое занятие, беседа, комбинированное занятие |
Методы обучения и воспитания |
- словесный и наглядный, практический. -убеждение, поощрение |
-упражнение, стимулирование; игровой, дискуссионный |
-игровой, -словесный и наглядный, |
Приемы и методы организации образовательного процесса |
объяснительно-иллюстративны, индивидуальный |
индивидуальны, поисковый |
объяснительно-иллюстративный |
Формы организации учебного занятия |
презентация, игра, беседа, практическое занятие |
беседа, дискуссия, игра, наблюдение |
беседа, наблюдение, практическое задание |
Педагогические технологии |
технология модульного обучения – построение образовательного процесса по модулям; технология развивающего обучения – развитие всей целостной совокупности качеств личности; технология игровой деятельности – игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование учащихся к учебной деятельности; технология развития критического мышления – создание учебных проблемных ситуаций; технология здоровьесберегающего обучения – гимнастика для глаз, перерывы, физ. минутки. |
||
Формы подведения итогов |
тест, наблюдение, рисунки, кроссворд. |
наблюдение, тестирование, упражнение, дидактическая игра, задание по карточкам. |
наблюдение, выпуск стенгазеты, тест |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
раздаточный материал, источники информации, презентации |
презентации, раздаточный материал, памятки |
раздаточный материал, памятки, презентации |
2.6 Список литературы
2.6.1 Основная и дополнительная
Список литературы для педагога:
Волонтерское движение школьников по профилактике пожароопасного поведения / под редакцией М.В.Батуриной. – Орск: Издательство ОГТИ, 2009. – 67с.
Т.А. Башкатова, В.А.Зубченко, В.П.Игошин, Н.А.Соловьева, Методические рекомендации по организации ДЮП и изучению правил пожарной безопасности, Оренбург, 2003.
О.В.Павлова, Г.П.Попова, Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов. Волгоград: Учитель, 2006. – 110 с.
Петина М.М., Салдеева М.Н. Методическое пособие о работе с детьми по предупреждению пожаров. Оренбург – 2006г.
Хаванцев В.Н., Чепурненко С.А., Карасев Д.В. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности – Самара 2001.
Список литературы для обучающихся:
Т.Л.Броницкая Школа и пожарная безопасность. Оренбург 2007г.
«На сцене – ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ». г. Челябинск
«Обучение школьников правилам пожарной безопасности» г.Оренбург. 2006г.
«Осторожно огонь». Е.Л.Попок
«Пособие для обучения детей правилам пожарной безопасности» г.Москва, 2006г.
«Чтобы не было пожара» Е.Л.Попок.
2.6.2 Наглядный материал
2.6.2 Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)
- слайды;
- авторские презентации;
- иллюстрации подобранные по темам программы.
2.6.3 Интернет источники
1. http://www.filolog41.ukoz.ru
2. http://www.multiurok.ru
3. http://www.videouroki.net
Приложение 1
Тест "Правила пожарной безопасности"
Автор: Харченко Юлия Александровна, методист МУДО «Дом детства и юношества г.Черемхово»
Описание материала: предлагаемый материал предназначен для классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе, заместителей по БЖ, педагогов-организаторов, родителей, обучающихся среднего и старшего звена. Данный материал можно использовать при подготовке к участию в Слете дружин юных пожарных, при проведении недель профориентации в образовательной организации.
Цели: пропаганда пожарно-технических знаний среди учащихся общеобразовательных учреждений; формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности и привлечение внимания детей к вопросам личной и пожарной безопасности.
1. Как называется профессия человека, который тушит пожары?
А. пожарный
Б. пожарник
В. Спасатель
2. Назовите условия, при которых может возникнуть пожар?
А. горючее вещество и восстановитель
Б. горючий материал, источник огня или тепла, кислород
В. Теплообмен между веществами
3. К поражающим факторам пожара относятся:
А. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей
Б. токсичные продукты горения, высокая температура
В. образование облака угарного газа
4. Что относится к наиболее вероятной причине возникновения пожара в квартире?
А. постоянно работающий холодильник
Б. неосторожное обращение с пиротехническими изделиями
В. зажженные электрические лампочки
5. Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить после вызова пожарных?
А. полицию
Б. скорую помощь
В. соседей
6. Какова правильная последовательность действий при быстро распространяющемся пожаре?
А. попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма
Б. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь взрослых и сообщить в пожарную охрану
В. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя подручные средства
7. Чем лучше всего укрыться в целях безопасности, преодолевая зону огня?
А. мокрым пальто
Б. простыней
В. плотным одеялом
8. Первичные средства пожаротушения используют:
А. для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения
Б. для тушения большого пожара
В. для локализации стихийного бедствия природного характера
9. Вечером, придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут ваши дальнейшие действия?
А. включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу
Б. перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к соседям, позвонить родителям или в аварийную служу
В. открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ
10. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы?
А. пеной
Б. песком
В. водой
11. Каким должно быть место для разведения костра?
А. удалено от деревьев и кустарников и не далее 10-ти метров от водного источника
Б. в ненастную погоду костер надо разводить под деревом, крона которого оберегает его от попадания дождя или снега
В. место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, веток и обложить камешками
12. Что запрещается делать при разведении костра?
А. разводить костер на торфяных болотах
Б. использовать для костра сухостой
В. оставлять дежурить возле костра менее трех человек
13. Пассажирам общественного транспорта запрещается перевозить:
А. габаритные грузы
Б. легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества
В. тяжелые грузы
14. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А. направить на него струю огнетушителя
Б. повалить человека на землю и накрыть платной тканью
В. сорвать с него одежду
15. Каким из перечисленных веществ нельзя растапливать печку?
А. дровами
Б. углем
В. легковоспламеняющимися жидкостями
16. Для чего белят дымовые трубы печного отопления?
А. чтобы были видны трещины и повреждения
Б. для красоты
В. для улучшения тяги
17. При движении поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы будете действовать?
А. пойдете по соседним купе и будете сообщать пассажирам
Б. сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать дальнейших указаний в купе
В. дернете за рукоятку стоп-крана
18. Какие условия способствуют распространению пожара?
А. отсутствие естественного освещения
Б. отсутствие проемов (окна и двери) для удаления продуктов горения
В. отсутствие или неисправность средств пожаротушения
19. При возникновении пожара вам нужно покинуть квартиру, находящуюся на 10-м этаже. Вы:
А. воспользуетесь лифтом
Б. спуститесь по внешним пожарным лестницам
В. прикрывая дыхательные органы рукой, выйдете через подъезд
20. Вернувшись с прогулки, вы открыли дверь своей квартиры и обнаружили сильное задымление. Ваши дальнейшие действия?
А. войдете в квартиру и будете искать источник задымления
Б. откроете окна, чтобы проверить квартиру
В. плотно закроете дверь и вызовете пожарных
КЛЮЧ к тесту «Правила пожарной безопасности»
1а;2б;3б;4а,б;5в;6б;7а;8а;9б;10в;11в;12а;13б;14б;15в;16а;17б;18в;19б;20в
Приложение 2
Познавательная викторина «Расскажи-ка нам, огонь»
Цель: Расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.
Задачи:
- активизировать знания учащихся по правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта;
- формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях (при пожаре);
- развивать коммуникативные навыки.
- воспитывать ответственность за свои действия и поступки, стремление прийти на помощь человеку в чрезвычайной ситуации.
Ход викторины
Дети берутся за руки и становятся в круг.
Здравствуйте! Я пришла с хорошим настроением, снег искрился, солнышко дарило свои лучи. И на сердце у меня тепло и приятно. И я дарю искры своего тепла. Я передаю (имя ребенка) через рукопожатие, и вы передаете его дальше, пока оно не вернется ко мне. Возьмите искры, какие вам нравятся. Прошу садиться по цвету ваших искр.
Сегодня мы с вами поговорим о нём…
На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он бывает полезный, а бывает опасный. Бывает он другом и бывает врагом. Что это и почему он такой? Послушайте мою подсказку.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова.
Да, это огонь.
Какие ассоциации у Вас вызывает слово – «Огонь».
Определите тему нашей встречи.
Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об огне, и наша тема «Расскажи-ка нам, огонь». Появляется огонь. Огонь расскажет нам о причинах пожара, как себя вести, если случился пожар, чем он опасен. А вы должны запомнить го рассказ. Есть такая легенда.
Жил-был Огонь. Был он очень весёлым и горячим. Гулял, где хотел: по лесам, полям и деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути, сжигал всё подряд, и был он злейшим врагом всего живого.
Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, Огонь, давай померимся силой!». Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек со мной силой мериться!» А человек стоял на своём: «Давай! Давай!» Огонь согласился.
Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, но взмолился Огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить».
Вот так и стал служить огонь человеку и стал его другом».
Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер и стремится убежать от них и гулять по лесам, деревням и городам, и тогда снова может прийти беда.
Огонек всегда такой –
И хороший, и плохой.
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Это все ведь вам знакомо,
Эти истины не новы!
Мы работаем в группах, обыграем некоторые ситуации, выслушаем мнения и советы друзей. Известно, что проблему легче всего решать сообща, всем вместе, а не один на один с бедой.
Проведем небольшую разминку. Посмотрим, какие мы дружные. Если считаете, что надо поступать именно так, то говорите: «Это я, это я, это все мои друзья», если действия неправильные, то молчим.
Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от коварного огня?
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
Кто, видя сушняк в огне, знает точно, быть беде?
Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает?
На привале кто в лесу жег засохшую сосну?
А потом так поспешил, что костер не затушил?
Кто пожарным помогает, правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Молодцы!
Обратиться к огню на доске. ( Чем опасен огонь). Огонь всегда был опасен для людей. И даже народная мудрость гласит, что с огнем нужно быть очень осторожным. Возьмите конверт №1.
Конверт №1.
Соберите пословицу. Если группа готова, то мы зажигаем огоньки. Вот так. (показать)
Пока искра в пепле, тогда и туши.
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Искра мала, да велик пламень родит.
Все замечательно справились с заданием. Сила у огня велика. Но если с этой силой обращаться неосторожно, то огонь уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли города, деревни. За 9 месяцев 2010 года на территории Курганской области произошло 1217 пожаров, в которых погибло 104 человека, в том числе 6 детей…
Давайте выясним, чем опасен пожар. Откройте конверт 2. Найдите лишние понятия. Не забудьте зажечь огоньки.
Конверт №2.
Паника, высокая температура, солнечный удар, поражение электрическим током, хорошая видимость, обрушение зданий, ядовитый дым, низкая температура, ожоги. Сколько лишних понятий нашли? Посмотрите на слайд. У кого другое мнение?
Физкультминутка. Игра «Не ошибись».
Встаньте. Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши над головой, если слово не относится к огню, то присесть. (Пожарный, торт, огнетушитель, кисточка, каска, телефон, ноты, огонь, спички, фрукты,01, бинт, арбуз, фейерверк, карандаш, стол, свеча, ведро)
Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнем осторожны всегда.
Обратиться к огню на доске (причины пожара). Давайте выясним, отчего может произойти пожар. Откройте конверт 3.
Конверт №3.
Группы обводят, что может стать причиной пожара.
Лампа накрыта тканью.
Электропровод лежит на полу (можно споткнуться и упасть).
Занавеска расположена слишком близко от плиты.
Полотенце для посуды висит над плитой.
Полка для посуды установлена над плитой.
Розетка на стене перегружена.
Утюг
Сколько опасностей вы нашли? Проверка с меньшей группы. Слушайте внимательно, чтобы не повторяться.
Пожар- это не случайность, а результат неправильного поведения. И чаще всего виновниками пожара становятся люди. Никогда не становитесь причиной пожара. Когда дети могут стать причиной пожара? (не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер).
Обратиться к огню (как себя вести) Но если случился пожар, то надо знать правила, как себя вести во время пожара. Посмотрите и запомните. (видео)
Если вы были внимательны, то выполните задание в конверте №4.
Конверт №4.
Расставьте по порядку (работают на доске)
Спасение людей
Больница
Вызов службы 01
Тушение пожара
Оказание первой доврачебной помощи
Найдите пару (проверка по презентации)
Возник пожар отключи, накрой одеялом.
Горит одежда открой окно.
Горит телевизор ползи к выходу.
Запах газа дыши через мокрую тряпку.
Трудно дышать от дыма падай на землю, катайся.
Вы работали слаженно, помогая друг другу. Я думаю, что в трудную минуту, вы тоже сможете помочь друзьям. У каждого из вас на столе «язычки пламени». Возьмите в руки синий язычок пламени, если вы повторили правила пожарной безопасности. А красный те, кто что-то новое открыл для себя. Прикрепите их к огню.
Приложение 3
Карта воспитанности (по А.И. Кочетову)
Качества личности |
Начало года |
Итого баллов Средний балл |
Конец года |
Итого баллов Средний балл |
|||||||||||||||||||||||||
Коллективизм (умение согласовывать личные и общественные интересы, заботливость, чуткость, дружелюбие, общительность, скромность, отзывчивость) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Трудолюбие (старательность, бережливость, щедрость, помощь старшим и товарищам, умение обслуживать себя, аккуратность) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Честность (откровенность, умение держать данное слово, доверчивость, добросовестность в выполнении обязанностей, отвращение к плохому) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельность (организованность, исполнительность, инициативность, навыки самоконтроля и самооценки, воздержанность от неразумного поведения, умение подчиняться и руководить) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Любознательность (наблюдательность, применение знаний на практике, устойчивый интерес к учению, вдумчивость, устойчивая работоспособность на уроке) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Эмоциональность (жизнерадостность, доброжелательность, не падает духом при неудачах, стыдливость.сострадание) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Итого: |
Оценивание: 1балл – низкое проявление качества. 2 балла – среднее проявление качества. 3 балла – ярко выраженное проявление качества.
Подсчёт среднего балла по качествам: итоговое количество баллов по каждому виду качества личности разделить на количество протестированных обучающихся.