Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Нетрадиционные техники рисования»
Отдел образования администрации города Рассказово Тамбовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Сказка» г. Рассказово
Рассмотрена на заседании | Утверждена |
педагогического совета | приказом МБДОУ №______от_________20 г. |
от «___» _________ 20 г. | |
Протокол № ____ | Заведующий Г.Н. Скрынникова |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Нетрадиционные техники рисования»
Уровень базовый
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Юмашева Антонина Михайловна
Воспитатель,
руководитель студии
по изобразительной деятельности
«Капелька»
г. Рассказово, 2019 г.
«Информационная карта программы»
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Сказка» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нетрадиционные техники рисования» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Юмашева Антонина Михайловна, воспитатель, руководитель студии по изобразительной деятельности «Капелька». |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | художественная |
4.4. Уровень освоения программы | базовый |
4.5. Тип программы | дополнительная общеразвивающая |
4.6. Вид программы | модифицированная |
4.7. Возраст учащихся по программе | 6-7 лет |
4.8. Продолжительность обучения | 1 год |
«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность – это специфическое развитие ручной умелости, и она неотъемлемо связанна с образным познанием детей окружающей действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей.
Данная дополнительная программа предназначена для детей, не посещающих детский сад на постоянной основе.
Дети предшкольного возраста очень нуждаются в социализации среди своих сверстников, в занятиях для подготовки к школьному обучению, родители стараются хоть на короткое время привести их в детский сад.
Содержание и темы программы согласованны с основным педагогом дополнительного образованием, группу которого они посещают.
Рисование нетрадиционными техниками − интересный, увлекательный вид продуктивной деятельности, так как их специфика позволяет ребенку получить быстрый и яркий художественный образ, выразить свое отношение к нему. И это очень важно, так как дети приходят в группу с разными умениями и навыками рисования.
Развитие изобразительной деятельностью происходит от простого к сложному в игровой форме в виде путешествий, игр со сказочным героем, игр в волшебников, перевоплощений, решения проблемных ситуаций с использованием нетрадиционных материалов и инструментов.
Занятия весомо отличаются по технике исполнения от занятий, запланированных программой детского сада, но не являются изолированной работой от основной программы ДОУ на занятиях по изобразительной деятельности в этом возрасте.
Ребенок, с рождения любит рисовать, средства продуктивной изобразительной деятельности самые доступные и значимые для детей. Они способны развивать ручную умелость, внимание, усидчивость, умение самостоятельно работать. Рисунком можно любоваться, дорисовать, дополнить природным материалом, его можно подарить, украсить им комнату.
Направленность (профиль) программы − художественная.
По форме организации − групповая.
Уровень образования − углубленный, завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Уровень освоения программы − базовый.
Новизна.
Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на занятия с детьми не владеющими основными навыками и умениями рисования, а средства нетрадиционного рисования способны решить эту проблему.
Программа позволяет учитывать личностные особенности характера ребенка, учитывать особенности его развития, индивидуальные способности к изо деятельности, выстраивать образовательный процесс с полным учетом этих процессов. Нетрадиционные техники позволяют закончить процесс рисования на любом этапе и сюжет будет понятен, будет выражен, а можно нарисовав зубной щеткой море, дорисовать закат солнца, птиц, горы на дальнем и ближнем плане, корабли и так до полного самовыражения в рисунке. Выполняя рисунок нетрадиционными техниками, дети дополняют его традиционными материалами и инструментами дорисовывая задуманный сюжет, дополняя его линией горизонта, воздушным пространством, основными характерными деталями образа.
Знакомятся с видами искусства художественно−эстетического цикла через занятия интегрированного характера, украшают готовые формы по мотивам народных росписей. Эти сочетания привлекают детей новизной обстановки, необычными этапами продуктивной деятельности, красотой и разнообразием материалов, эти качества способствуют сохранению интереса к изобразительному творчеству, формируют навыки поиска новых способов изображения.
Однако программа, кроме творческих задач, решает и задачи технологического мастерства (ручные умения) включая работу с традиционными художественными материалами и инструментами, которые являются основой любой продуктивной деятельности, их совместное применение станет стимулом творческого нестандартного роста и рисовального опыта, развития ручной умелости. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).
Актуальность.
Актуальность данной программы в том, что только в обществе своих сверстников, через специфические виды деятельности у ребенка формируются базисные качества личности, которые способствуют усвоению информации, подготовке к школьному обучению, тогда как дети, воспитываясь в домашних условиях и не посещая каких-либо дошкольных учреждений, имеют ряд социальных особенностей:
- развитие синдрома дефицита внимания или гиперактивности;
- недоразвития речи, моторной памяти, восприятия, внимания;
- спад ручной умелости;
- не умение работать в коллективе, планировать свою работу.
Определение и проектирование программы предусматривает эти социальные особенности, так как работа с нетрадиционными техниками рисования создает условия для самостоятельного экспериментирования с материалами и инструментами, способствует поисковой активности в решении композиционных умений, более яркому выражению художественного образа, развитию творческого начала.
Всестороннее развитие и воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности, в наше время имеет первостепенное значение. Необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать, ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Поэтому данная программа ориентирована:
- на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности;
- на создание условий для развития личности ребенка;
- на развитие мотивации к познанию и творчеству;
- на обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- на профилактику асоциального поведения;
- на взаимодействие всех участников.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность средствами нетрадиционных техник рисования. В ходе работы ребенок учится графической речи, создает новое, оригинальное, у него активизируется воображение, он реализует свой замысел, находя средства для его воплощения, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является то, что она предусматривает интеграцию и нетрадиционное разнообразие видов деятельности, делает большой акцент на развитие творческого начала, развивает умение видеть и решать поставленную задачу, выделять общий способ действия, создаёт условия для появления специфической самооценки.
Цель программы: развитие детей средствами нетрадиционных техник рисования в условиях самореализации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- учить использовать нетрадиционные техники рисования;
- учить основам в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение завершать свой замысел до конца;
- способствовать развитию процесса интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности;
- способствовать приобретению навыков исследовательской работы.
Развивающие:
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений поставленных задач;
- пробуждать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- развивать умение находить выход из проблемных ситуаций.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиваться максимальной самостоятельности детей в творчестве.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, создающими основу для развития познавательных и творческих способностей детей и меж предметных связей по разделам:
- «Развитие речи» − развитие монологической речи при описании своих работ.
- «Художественная литература» − рисование на основе впечатлений.
- «Формирование целостной картины мира» − расширение личного кругозора.
- «Формирование элементарных математических представлений» − расширение знаний о форме, о пространстве, величине.
Основные этапы реализации программы включают в себя:
Предварительный этап:
- Изучение проблемы развития детского изобразительного творчества.
- Анализ методической литературы с использованием нетрадиционных техник, их влияние на развитие творческой компетенции.
- Оценка ресурсной базы для реализации программы.
- Разработка и утверждение программы.
Первичная диагностика:
- Тестирование.
- Диагностика творческих способностей и уровня сформированности технических навыков.
Коррекционная, развивающая работа:
- Реконструкция предметно-развивающей среды в студии, создание «творческого поля».
- Коррекция программы с учётом диагностики и индивидуальных способностей детей.
- Реализация программы.
Диагностика, подведение итогов:
- Тестирование. Диагностика выявления роста творческого развития каждого ребёнка.
- Анализ сформированности творческих компетенций дошкольников.
- Оформление выставок воспитанников.
- Участие в конкурсах различного уровня.
- Открытые занятия для родителей.
- Презентации детских работ.
Условия реализации программы.
- Программа предназначена для детей 6-7 лет группы кратковременного пребывания пред школьного образования, не зависимо от уровня подготовки и рассчитана на годовое обучение в составе не более 10 человек.
- Форма занятий − фронтальная.
- Периодичность занятий –2 раза в неделю.
- Длительность одного занятия (академический час) – 30 минут.
- Общее количество часов – 72, занятия проводятся по сетке − понедельник и четверг каждого месяца, начинаются с 10 сентября по 16 мая включительно.
- Набор проводится с 1 сентября по 1 октября, характер общения – открытый. Используемые в программе темы могу быть изменены с учётом интересов детей.
Присутствие детей на занятиях зависит:
- от желания детей и родителей, способности детей к изобразительной деятельности;
- от бесед с родителями, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, его увлечённость и его интересы;
- от беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
Родители и дети должны быть ознакомлены с тематическим планированием, задачами, которые предстоит решить в течение годового обучения.
Основные условия работы с нетрадиционными техниками рисования – создание художественно-эстетической развивающей среды в студии, приобретение необходимого изобразительного материала.
Педагогические условия для реализации программы:
- разработка занятий по развитию детских художественно-изобразительных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования;
- программа основывается на последние разработки программы И.А.Лыковой с использованием нетрадиционных техник рисования;
- опыт работы педагога по программе И.А.Лыковой с использованием элементов нетрадиционных техник рисования;
- положительные результаты детей по изобразительной деятельности обучающихся по программе И.А.Лыковой с элементами нетрадиционного рисования.
Этапы решения поставленных задач:
Программа состоит из четырёх этапов, в которые заключены восемь разделов. Этапы позволяют прослеживать рост в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении нетрадиционных техник рисования. Содержание строится на обучении детей основам цветоведения, композиции, формообразования, навыкам и умениям, обучению работы с нетрадиционными техниками рисования. В качестве основных тем всё же выступают темы времени года. Эти занятия являются под темой основной темы раздела. Осуществляется повтор техник с усложнениями как технических, так и изобразительных и нетрадиционных способов изображения, на основе которых строится планирование.
I этап (сентябрь, октябрь):
- определение способностей и умений;
- создание условий для обучения детей;
- способствовать развитию интереса к рисованию, овладению техническими навыками.
II этап (ноябрь, декабрь, январь):
- Овладение изобразительными навыками;
- знакомство детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
III этап (февраль):
- раскрытие индивидуальных способностей;
- учить анализу и синтезу;
- участие в выставках.
Этот этап способствует развитию выразительности образов в детских работах, возрастает опыт художественных впечатлений образов искусства, знаний, умений в области разных видов художественной деятельности.
IV этап (март, апрель, май):
- овладение умениями и навыками;
- создание художественного образа;
- развитие ручной умелости, фантазии, творческого воображения;
- развитие устойчивого внимания к словесным указаниям, не подкрепляемым показом образца.
Формы и методы проведения занятий.
Программа даёт возможность детям приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр презентаций, репродукций, а также походов на выставки местных художников города, выставки детей и родителей, организованных в МБДОУ, мини-музей «Русская изба» и выставки собственных работ.
Организация практических занятий содержит увлекательные формы и методы, цель которых донести до детей определённое содержание, сформировать у них устойчивый интерес к нетрадиционной деятельности, знания и умения в их использовании: занятия − погружение в тему, занятие – игра, сказка, выставка, дидактическая игра, занимательные занятия.
Каждое занятие начинается с беседы или просмотра презентации, рассматривания или показа нетрадиционных способов изображения, знакомства с техниками, организуя познавательную и продуктивную деятельность детей, в конце проводится анализ продуктов деятельности.
Эвристический и исследовательский метод даёт возможность ярче выразить свои индивидуальные изобразительные способности.
Репродуктивный метод необходим для закрепления приобретённых знаний, навыков и умений, как на занятиях, так и в свободной, совместной и самостоятельной деятельности.
Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включает в себя образцы с применением нетрадиционных техник, выполненные педагогом и детьми, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, презентации знакомства с ИЗО искусства и по основным темам.
Ожидаемый результат:
- Развитие общих и творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности: самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия, умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение нетрадиционными изобразительными средствами рисования.
- Формирование навыков трудовой деятельности.
К концу года обучения дети должны знать:
- особенности материалов, применяемых в нетрадиционной изобразительной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: пятно, цвет, линия, ритм, композиция, фактура и т.д.;
- правила плоскостного изображения;
- отличительные особенности и значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
К концу года обучения дети должны уметь:
- использовать нетрадиционные техники с самостоятельной продуктивной деятельности;
- использовать способы нестандартного раскрашивания;
- смешивать краски одновременно из 2-3 цветов;
- проявлять творчество в создании художественного образа;
- сознательно выбирать средства выражения для своего замысла;
- передавать личное отношение к объекту изображения;
- передавать движения фигур человека и животных;
- декоративно оформлять готовую работу;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Способы определения результативности.
Диагностическое обследование – занятия, упражнения на начало и конец обучения, по которым проводится анализ детских работ.
Навыки и умения на начало учебного года:
- технические навыки рисования;
- оригинальность решения;
- цветовая гамма;
- умение изображать предметы по памяти;
- умение соотносить размеры предметов на плоскости;
- умение передачи сюжетных изображений;
- средства выразительности;
- активное участие в беседах по искусству.
Навыки и умения на конец учебного года:
- тщательность выполнения задуманного изображения;
- умение передать предметы, их объём, цвет, положение в пространстве, зависимость цвета и формы от удалённости, воздушная перспектива;
- умение передавать явления природы;
- умение применять нетрадиционные техники самостоятельно;
- умение использовать средства выразительности рисунка;
- умение видеть красоту цветовых соотношений;
- самостоятельное интегрирование видов деятельности и техник изображения;
- развитие памяти, воображения, фантазии;
- выработка собственного отношения к явлениям, персонажу, предмету − самооценка;
- воспитание художественного вкуса на положительных эмоциях;
- создание индивидуального художественного образа.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- диагностическое обследование;
- анализ детских работ;
- отчётные выставки детских работ по разделам;
- участие в выставках детских работ разного уровня;
- упражнения, викторины, дидактические игры (промыслы, виды нетрадиционных техник «Чем нарисовано?»);
- открытое занятие для родителей;
- тестирование родителей с целью определения удовлетворённости.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ по разделам, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка и завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год.
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов и тем | Количество часов | Примечание | ||
Всего | Теорет. занятий | Практич. занятий | |||
1.Раздел | «Человек, деревья» | ||||
«Теплые и холодные цвета» | 1 | 1 | |||
«Деревья в парке» | 1 | 1 | |||
«Человек» | 1 | 1 | |||
«Портрет» | 1 | 1 | |||
«Дуб» | 1 | 1 | |||
«Настроение осени» | 1 | 1 | |||
2.Раздел | «Море» | ||||
«Я рисую море» | 1 | 1 | |||
«На что похоже?» | 1 | 1 | |||
«Аквалангисты» | 1 | 1 | |||
«Весёлые осьминожки» | 1 | 1 | |||
«Втер, по морю гуляет» | 1 | 1 | |||
«Дикие животные Севера» | 1 | 1 | |||
«Закат на море» | 1 | 1 | |||
«Рыбки» | 1 | 1 | |||
«Животный мир» | 1 | 1 | |||
3.Раздел | «В мире творчества» | ||||
«Салют» | 1 | 1 | |||
«Мир глазами художника» | 1 | 1 | |||
«Пейзаж» | 1 | 1 | |||
«Волшебные превращения» | 1 | 1 | |||
«Дождливый день» | 1 | 1 | |||
«Пушистики» (кот) | 1 | 1 | |||
«Морозный вечер» | 1 | 1 | |||
«Лебединая песня» | 1 | 1 | |||
«Лебедь белая» | 1 | 1 | |||
4.Раздел | «Каждый ребенок – художник». | ||||
«Фантазия» | 1 | 1 | |||
«Картины – детям» | 1 | 1 | |||
«Алые паруса» | 1 | 1 | |||
«Загадочный космос» | 1 | 1 | |||
«Ракеты и кометы» | 1 | 1 | |||
«Берёза в инее» | 1 | 1 | |||
«Снегири на ветке» | 1 | 1 | |||
«Карнавальный хоровод» | 1 | 1 | |||
«Книга о зиме» | 1 | 1 | |||
5.Раздел | «Узор». | ||||
«Жар-птица» | 1 | 1 | |||
«Змей Горыныч» | 1 | 1 | |||
«Цветы на клумбе» | 1 | 1 | |||
«На морозной полянке» | 1 | 1 | |||
«Морозные узоры» | 1 | 1 | |||
«Воздушный шар» | 1 | 1 | |||
«Точка, круг, колечко» | 1 | 1 | |||
«Посуда» | 1 | 1 | |||
«Вологодские кружева» | 1 | 1 | |||
6.Раздел | «Народные промыслы» | ||||
«Магазин игрушек» | 1 | 1 | |||
«Жостово – поднос» | 1 | 1 | |||
«Узоры на стекле» | 1 | 1 | |||
«Перо Жар - птицы» | 1 | 1 | |||
«Ой, вы кони, мои кони…» | 1 | 1 | |||
«Ледокол» | 1 | 1 | |||
«Кто тебя выдумал?» | 1 | 1 | |||
«Чаша» | 1 | 1 | |||
7.Раздел | «Весенняя сказка». | ||||
«Я люблю тебя, мама!» | 2 | 1 | 1 | ||
«Радуга цветов» | 1 | 1 | |||
«Картина на стену» | 1 | 1 | |||
«Весны дыхание» | 1 | 1 | |||
«Первые грозы, небо» | 1 | 1 | |||
«Цветочный мир» | 1 | 1 | |||
«На балу у Золушки». | 1 | 1 | |||
8.Раздел | «Птицы, животные» | ||||
«Удивительный мир жарких стран» | 1 | 1 | |||
«На что похоже» | 1 | 1 | |||
«Птицы вернулись» | 1 | 1 | |||
«Картинка на память» | 1 | 1 | |||
«Царевна лебедь» | 1 | 1 | |||
«Цирк» | 1 | 1 | |||
«Сова» | 1 | 1 | |||
«Весёлая зебра» | 1 | 1 | |||
«Дорисуй фигуру» №1 | 1 | 1 | |||
9.Раздел | «Какого цвета мир» | ||||
«Дорисуй фигуру» №2 | 1 | 1 | |||
«Город вечером» | 1 | 1 | |||
«Яблони в цвету» | 1 | 1 | |||
«Мишка на Севере» | 1 | 1 | |||
«Ёжик» | 1 | 1 | |||
Итого часов: | 72 | 8 | 64 |
Содержание дополнительной образовательной программы
1. Раздел, «Человек, деревья»: «Теплые и холодные цвета» - Презентация, дидактические игры, практические упражнения; «Деревья в парке» - Рисование линейное и штрихом, выбор формата, нанесение контура рисунка, выполнение; «Человек» - Рисование по схеме, Подготовка и выполнение эскиза; «Портрет» - Знакомство с ИЗО искусством, портретом видами, особенностями, дидактические игры, ; «Дуб» - Рисование по мокрому, примакивание кистью, знакомство с линией горизонта, нанесение контура рисунка, выполнение; «Настроение осени» - Печатанье листьями, знакомство с красками, запахами, звуками осени, нанесение контура рисунка, выполнение работы.
2. Раздел, «Море»: «Я рисую море» Диагностическое рисование, выбор материалов, выполнение работы, анализ; «На что похоже?» - Диагностическое занятие, выполнение работы, анализ; «Аквалангисты» - Аппликация и рисование, вырезание, приклеивание, дорисовывание, раскрашивание; «Весёлые осьминожки» - Ладошковое рисование, коллективное, выбор основы, выполнение работы; «Втер, по морю гуляет» - Пластилинография, подготовка основы, нанесение контура, раскрашивание пластилином; «Дикие животные Севера» - Лепка сюжетная – коллективная, подготовка основы, выбор материала, исполнение; «Закат на море» - Рисунок под плёнкой пластилином, подготовка основы, рисование красками; «Рыбки» - Солёное тесто, подготовка материалов, прорисовка декора, раскрашивание; «Животный мир» - Оригами и рисование, выбор материалов, складывание форм, приклеивание, дорисовывание, раскрашивание.
3. Раздел, «В мире творчества»: «Салют» - Набрызг по трафарету, подготовка материалов, выполнение работы; «Мир глазами художника» - Посещение выставки местного художника А.Г.Мурашова, экскурсия в детскую городскую библиотеку ул. Пушкина – 18; работа с композиционной рамкой в сквере по дороге в детскую библиотеку, встреча с местным художником; «Пейзаж» - Рисование акварелью, беседа, выбор сюжета, поэтапное выполнение живописной работы акварелью; «Волшебные превращения» - Кляксография, подготовка материалов и инструментов, дорисовывание; «Дождливый день» - Сграффито − процарапывание по пластилину, подготовка основы, нанесение основных линий, выполнение композиции процарапыванием; «Пушистики» (кот) - Печать по трафарету скомканной бумагой, беседа, подготовка материалов, выполнение; «Морозный вечер» - Граттаж, подготовка основы, выбор сюжета, выполнение; «Лебединая песня» - Лепка на зеркале, выбор материалов, выполнение работы; «Лебедь белая» - Рисование свечой, подготовка материалов, определение изображения, выполнение работы.
4. Раздел, «Каждый ребенок – художник»: «Фантазия» - Рисование на камушках, выбор материалов, изображения, рисование на камушках; «Картины – детям» - Знакомство с ИЗО искусством, беседы по содержанию; «Алые паруса» - Аппликация полу объемная, выбор материалов и инструментов, выполнение; «Загадочный космос» - Презентация «Космос», просмотр, беседа, определение сюжета, выполнение живописной работы; «Ракеты и кометы» - Аппликация, на готовый фон космоса нарезать и приклеить формы, дорисовать, раскрасить; «Берёза в инее» - Рисование гуашью на тёмном фоне, подготовка фона, прорисовка контура, выполнение живописной работы; «Снегири на ветке» - Рисование гуашью с применением белил, подготовка фона, рисование контура, раскрашивание; «Карнавальный хоровод» - Рисование пластилином с поетками, выбор основы, прорисовка контура, рисование пластилином, украшение поетками; «Книга о зиме» - Рисование коллективное, выбор основы, композиции, сюжета, выполнение работы.
5. Раздел, «Узор»: «Жар-птица» - Рисование ладошкой, оттиск ладошкой, нанесение узора; «Змей Горыныч» - Рисование ладошкой, выбор основы, оттиск ладошкой, дорисовывание, украшение узором; «Цветы на клумбе» - Накладная аппликация и рисование, выбор материалов, складывание, прорезания, приклеивание, дорисовывание; «На морозной полянке» - Аппликация прорезная из белой бумаги, многоплановая с перспективным удалением, подготовка материалов, составление сюжета, выполнение; «Морозные узоры» - Рисование свечой, подготовка основы, выполнение работы; «Воздушный шар» - Рисование с элементами аппликации и письма, определение сюжета, прорисовывание контура, раскрашивание; «Точка, круг, колечко» - Презентация, знакомство с народным творчеством, беседа; «Посуда» - Рисование декоративное, выбор материалов, декорирование изображения; «Вологодские кружева» - Контрастное рисование белой краской на чёрном фоне. Выбор основы, материалов, несение основных элементов, завершение работы.
6. Раздел, «Народные промыслы»: «Магазин игрушек» роспись стилизованной игрушки, бытовых предметов бывших в употреблении, выбор форм и видов декора − Рисование декоративное (Дымковская роспись) выбор форм, нанесение узора, выполнение работы, закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для украшения формы; «Жостово − поднос» - Вырезанные открытки – составление центральной композиции, дорисовывание; «Узоры на стекле» - Рисование (Гжельская роспись), выбор формы, украшение узором по форме; «Перо Жар − птицы» - Аппликация и графика с элементами письма, выбор материалов, вырезание, приклеивание, дорисовывание; «Ой, вы кони, мои кони…» - Рисование (Городецкая роспись), выбор материалов, основы, рисование; «Ледокол» - Аппликация прорезная, подготовка основы, нанесение контура изображения, прорезание; «Кто тебя выдумал?» - Витраж, подготовка основы, нанесение контура, выполнение работы; «Чаша» - Рисование (Хохломская роспись), подготовка основы, нанесение основных элементов, прорисовка, выполнение работы.
7. Раздел, «Весенняя сказка»: «Я люблю тебя, мама!» - Торцевание из салфеток на пластилине, подготовка основы, рисование контура узора, выполнение работы; «Радуга цветов» - Обратная аппликация, подготовка основы, выполнение работы; «Картина на стену» - Цветные ниточки, подготовка материалов, выполнение; «Весны дыхание» - Монотипия, подготовка материалов, дорисовывание; «Первые грозы, небо» - Сухой мел и влажная бумага, подготовка материалов, основы, рисование; «Цветочный мир» - Аппликация и оригами, подготовка материалов, вырезание, дорисовывание; «На балу у Золушки» - Рисование и аппликация, подготовка материалов, выбор сюжета, выполнение работы.
8. Раздел, «Птицы, животные»: «Удивительный мир жарких стран» - Лепка и ручной труд, подготовка материалов, выбор сюжета, выполнение работы; «На что похоже» - Презентация «Волшебная форма», подготовка основы, выполнение задуманного; «Птицы вернулись» - Ручной труд, подготовка материала, складывание, выполнение задуманного изображения; «Картинка на память» - Рисуем крестиком на круге, подготовка основы, выполнение работы; «Царевна лебедь» - Рисование декоративное ладошкой, оттиск ладошкой, размещение узора, дорисовывание; «Цирк» - Рисование с элементами аппликации, подготовка основы, рисование основных элементов композиции, выполнение работы; «Сова» - Аппликация, рванная из газеты с дорисовыванием, подготовка материалов, выполнение работы; «Весёлая зебра» - Аппликация коллективная, подготовка материалов, определение сюжета, выбор техник, выполнение работы; «Дорисуй фигуру» - Рисование диагностическое 1-ое, дорисовывание, анализ.
9. Раздел, «Какого цвета мир»: «Дорисуй фигуру» - Рисование диагностическое 2-ое, выполнение упражнений, анализ; «Город вечером» - Размытый рисунок, подготовка материалов, рисование контура основного рисунка, выполнение работы; «Яблони в цвету» - Торцевание, подготовка основы, материалов, нанесение основных линий рисунка, выполнение работы; «Мишка на Севере» - Рисование клеем цветным с блёстками, работа с пенопластом, подготовка материалов, рисование основных линий рисунка, выполнение работы; «Ёжик» - Рисование штрихом акварельными карандашами по-мокрому, подготовка основы, рисование контура, выполнение работы.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделено нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие 6-7лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении при строгом соблюдении этого дети постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, составлено учебно-тематическое планирование и все же с учетом возможности его изменения, а также используемые в программе темы могу быть изменены с учётом интересов детей. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, репродуктивности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
При построении программы были учтены основные принципы:
- принцип творчества − развитие творческих способностей детей;
- научности − знания о форме, цвете, композиции;
- доступности − учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- этапности − последовательность выполнения этапов;
- динамичности − от простого к сложному;
- сравнений − варианты методов и способов изображения, разнообразие материала;
- выбора − выбор материалов, способов изображений;
- преемственности − учет задач возрастного периода;
- сотрудничества − совместная работа с родителями, сверстниками, воспитателями;
- интеграции − синтез искусств.
В занятиях поддерживаются этапы:
- Первый этап – возникновение замысла.
- Второй этап – процесс создания художественного образа.
- Третий этап – анализ результатов творчества педагогом и детьми.
На первом этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего мира, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером изобразительного образа.
На втором этапе – выбор инструментов и материалов, изобразительных средств и техник, способов «вживления в образ», для передачи настроения, характера персонажей, животного или человека; синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.
На третьем этапе – восприятие детьми результатов творчества, анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»; доброжелательное отношение к замыслам детей.
Эти методы и приемы, использованные в программе, помогают детям создать художественные образы в рисунках, лепке, аппликации и в их интеграции.
Необходимо учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
- уровень развития каждого ребенка;
- рефлексия;
- технические умения;
- умение использовать изобразительные материалы;
Психологические особенности:
- заинтересованность;
- неуверенность при решении задач;
- быстрое выполнение задания;
- страх плохого результата;
- скованность;
- нетерпение;
- невнимательность;
- брезгливость, боязнь испачкать руки и т.п.
Сложности некоторых нетрадиционных техник рисования:
- проводить индивидуальную помощь в процессе работы со всем коллективом детей;
- не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и другими собственными характерными дополнениями образа;
- обеспечить меры безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
- для личной гигиены каждого ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.
Материалы и инструменты:
- Бумага разного формата, цвета, фактуры.
- Акварельные краски
- Акварельные карандаши.
- Акриловые краски.
- Витражные краски.
- Гуашь.
- Пластилин.
- Тушь разноцветная.
- Пастель, сангина, уголь.
- Восковые мелки.
- Парафин, восковые свечи, мыло.
- Кисти круглые и плоские разного размера (белка, пони, жёсткие).
- Цветные карандаши.
- Масляные карандаши.
- Простые карандаши.
- Фломастеры, маркеры.
- Трубочки для коктейля.
- Ванночки с поролоном.
- Ватные палочки.
- Зубочистки.
- Баночки для воды.
- Ножницы обычные и «зигзаг».
- Клей карандаш, ПВА, клей с блёстками.
- Ластик.
- Соль, мука, крупы.
- Салфетки.
- Фен.
ТСО:
- Музыкальный центр.
- Сиди – аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
- Видеоматериал: «Природа края», «Наш город», презентации «Виды народного декоративно-прикладного искусства», «Виды изобразительного искусства», по темам: «Космос», «Небо», «Деревья», «Облака», «Закат солнца», «Птицы», «Животные», «Море».
- Ноутбук.
- Экран.
- CD-Плеер.
- Телевизор.
Литература:
- Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.
- Дубровская Н.В. Игры с цветом: Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. – С−Пб, Детство-Пресс, 2005
- Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
- Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкольное)». – 2-е изд., доработанное. – М.: Просвещение, 1987.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР-М.,2004.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Мосин И.Г. Рисование: Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 1996.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошкольник.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., переработанное и доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.
Кияйкина Наталья Федоровна
Юмашева Антонина Михайловна