Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Нетрадиционные техники рисования»

10
2
Материал опубликован 25 October 2020 в группе

Отдел образования администрации города Рассказово Тамбовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Сказка» г. Рассказово




Рассмотрена на заседании

Утверждена

педагогического совета

приказом МБДОУ №______от_________20 г.

от «___» _________ 20 г.


Протокол № ____

Заведующий Г.Н. Скрынникова





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Нетрадиционные техники рисования»


Уровень базовый

Возраст: 6-7 лет

Срок реализации 1 год



Автор-составитель:

Юмашева Антонина Михайловна

Воспитатель,

руководитель студии

по изобразительной деятельности

«Капелька»



г. Рассказово, 2019 г.



«Информационная карта программы»

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Сказка»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нетрадиционные техники рисования»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Юмашева Антонина Михайловна,

воспитатель, руководитель студии по изобразительной деятельности «Капелька».

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4. Уровень освоения программы

базовый

4.5. Тип программы

дополнительная общеразвивающая

4.6. Вид программы

модифицированная

4.7. Возраст учащихся по программе

 6-7 лет

4.8. Продолжительность обучения

 1 год


«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность – это специфическое развитие ручной умелости, и она неотъемлемо связанна с образным познанием детей окружающей действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей.

Данная дополнительная программа предназначена для детей, не посещающих детский сад на постоянной основе.

Дети предшкольного возраста очень нуждаются в социализации среди своих сверстников, в занятиях для подготовки к школьному обучению, родители стараются хоть на короткое время привести их в детский сад.

Содержание и темы программы согласованны с основным педагогом дополнительного образованием, группу которого они посещают.

Рисование нетрадиционными техниками − интересный, увлекательный вид продуктивной деятельности, так как их специфика позволяет ребенку получить быстрый и яркий художественный образ, выразить свое отношение к нему. И это очень важно, так как дети приходят в группу с разными умениями и навыками рисования.

Развитие изобразительной деятельностью происходит от простого к сложному в игровой форме в виде путешествий, игр со сказочным героем, игр в волшебников, перевоплощений, решения проблемных ситуаций с использованием нетрадиционных материалов и инструментов.

Занятия весомо отличаются по технике исполнения от занятий, запланированных программой детского сада, но не являются изолированной работой от основной программы ДОУ на занятиях по изобразительной деятельности в этом возрасте.

Ребенок, с рождения любит рисовать, средства продуктивной изобразительной деятельности самые доступные и значимые для детей. Они способны развивать ручную умелость, внимание, усидчивость, умение самостоятельно работать. Рисунком можно любоваться, дорисовать, дополнить природным материалом, его можно подарить, украсить им комнату.


Направленность (профиль) программы − художественная.

По форме организации − групповая. 

Уровень образования − углубленный, завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. 

Уровень освоения программы − базовый.


Новизна. 

Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на занятия с детьми не владеющими основными навыками и умениями рисования, а средства нетрадиционного рисования способны решить эту проблему.

Программа позволяет учитывать личностные особенности характера ребенка, учитывать особенности его развития, индивидуальные способности к изо деятельности, выстраивать образовательный процесс с полным учетом этих процессов. Нетрадиционные техники позволяют закончить процесс рисования на любом этапе и сюжет будет понятен, будет выражен, а можно нарисовав зубной щеткой море, дорисовать закат солнца, птиц, горы на дальнем и ближнем плане, корабли и так до полного самовыражения в рисунке. Выполняя рисунок нетрадиционными техниками, дети дополняют его традиционными материалами и инструментами дорисовывая задуманный сюжет, дополняя его линией горизонта, воздушным пространством, основными характерными деталями образа.

Знакомятся с видами искусства художественно−эстетического цикла через занятия интегрированного характера, украшают готовые формы по мотивам народных росписей. Эти сочетания привлекают детей новизной обстановки, необычными этапами продуктивной деятельности, красотой и разнообразием материалов, эти качества способствуют сохранению интереса к изобразительному творчеству, формируют навыки поиска новых способов изображения.

Однако программа, кроме творческих задач, решает и задачи технологического мастерства (ручные умения) включая работу с традиционными художественными материалами и инструментами, которые являются основой любой продуктивной деятельности, их совместное применение станет стимулом творческого нестандартного роста и рисовального опыта, развития ручной умелости. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).


Актуальность.

       Актуальность данной программы в том, что только в обществе своих сверстников, через специфические виды деятельности у ребенка формируются базисные качества личности, которые способствуют усвоению информации, подготовке к школьному обучению, тогда как дети, воспитываясь в домашних условиях и не посещая каких-либо дошкольных учреждений, имеют ряд социальных особенностей:

  • развитие синдрома дефицита внимания или гиперактивности;
  • недоразвития речи, моторной памяти, восприятия, внимания;
  • спад ручной умелости;
  • не умение работать в коллективе, планировать свою работу.

Определение и проектирование программы предусматривает эти социальные особенности, так как работа с нетрадиционными техниками рисования создает условия для самостоятельного экспериментирования с материалами и инструментами, способствует поисковой активности в решении композиционных умений, более яркому выражению художественного образа, развитию творческого начала.

Всестороннее развитие и воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности, в наше время имеет первостепенное значение. Необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать, ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Поэтому данная программа ориентирована:

  • на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности;
  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • на развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • на обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • на профилактику асоциального поведения;
  • на взаимодействие всех участников.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность средствами нетрадиционных техник рисования. В ходе работы ребенок учится графической речи, создает новое, оригинальное, у него активизируется воображение, он реализует свой замысел, находя средства для его воплощения, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является то, что она предусматривает интеграцию и нетрадиционное разнообразие видов деятельности, делает большой акцент на развитие творческого начала, развивает умение видеть и решать поставленную задачу, выделять общий способ действия, создаёт условия для появления специфической самооценки.


Цель программы: развитие детей средствами нетрадиционных техник рисования в условиях самореализации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Основные задачи программы:

Обучающие:

  • учить использовать нетрадиционные техники рисования;
  • учить основам в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение завершать свой замысел до конца;
  • способствовать развитию процесса интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности;
  • способствовать приобретению навыков исследовательской работы.

Развивающие:

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений поставленных задач;
  • пробуждать интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
  • развивать умение находить выход из проблемных ситуаций.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиваться максимальной самостоятельности детей в творчестве.

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, создающими основу для развития познавательных и творческих способностей детей и меж предметных связей по разделам:

  • «Развитие речи» − развитие монологической речи при описании своих работ.
  • «Художественная литература» − рисование на основе впечатлений.
  • «Формирование целостной картины мира» − расширение личного кругозора.
  • «Формирование элементарных математических представлений» − расширение знаний о форме, о пространстве, величине.


Основные этапы реализации программы включают в себя:

Предварительный этап:

  1. Изучение проблемы развития детского изобразительного творчества.
  2. Анализ методической литературы с использованием нетрадиционных техник, их влияние на развитие творческой компетенции.
  3. Оценка ресурсной базы для реализации программы.
  4. Разработка и утверждение программы.

Первичная диагностика:

  1. Тестирование.
  2. Диагностика творческих способностей и уровня сформированности технических навыков.

Коррекционная, развивающая работа:

  • Реконструкция предметно-развивающей среды в студии, создание «творческого поля».
  • Коррекция программы с учётом диагностики и индивидуальных способностей детей.
  • Реализация программы.

Диагностика, подведение итогов:

  • Тестирование. Диагностика выявления роста творческого развития каждого ребёнка.
  • Анализ сформированности творческих компетенций дошкольников.
  • Оформление выставок воспитанников.
  • Участие в конкурсах различного уровня.
  • Открытые занятия для родителей.
  • Презентации детских работ.


Условия реализации программы.

  • Программа предназначена для детей 6-7 лет группы кратковременного пребывания пред школьного образования, не зависимо от уровня подготовки и рассчитана на годовое обучение в составе не более 10 человек.
  • Форма занятий − фронтальная.
  • Периодичность занятий –2 раза в неделю.
  • Длительность одного занятия (академический час) – 30 минут.
  • Общее количество часов – 72, занятия проводятся по сетке − понедельник и четверг каждого месяца, начинаются с 10 сентября по 16 мая включительно.
  • Набор проводится с 1 сентября по 1 октября, характер общения – открытый. Используемые в программе темы могу быть изменены с учётом интересов детей.

Присутствие детей на занятиях зависит:

  • от желания детей и родителей, способности детей к изобразительной деятельности;
  • от бесед с родителями, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, его увлечённость и его интересы;
  • от беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.

Родители и дети должны быть ознакомлены с тематическим планированием, задачами, которые предстоит решить в течение годового обучения.

Основные условия работы с нетрадиционными техниками рисования – создание художественно-эстетической развивающей среды в студии, приобретение необходимого изобразительного материала.

Педагогические условия для реализации программы:

  • разработка занятий по развитию детских художественно-изобразительных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования;
  • программа основывается на последние разработки программы И.А.Лыковой с использованием нетрадиционных техник рисования;
  • опыт работы педагога по программе И.А.Лыковой с использованием элементов нетрадиционных техник рисования;
  • положительные результаты детей по изобразительной деятельности обучающихся по программе И.А.Лыковой с элементами нетрадиционного рисования.


Этапы решения поставленных задач:

Программа состоит из четырёх этапов, в которые заключены восемь разделов. Этапы позволяют прослеживать рост в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении нетрадиционных техник рисования. Содержание строится на обучении детей основам цветоведения, композиции, формообразования, навыкам и умениям, обучению работы с нетрадиционными техниками рисования. В качестве основных тем всё же выступают темы времени года. Эти занятия являются под темой основной темы раздела. Осуществляется повтор техник с усложнениями как технических, так и изобразительных и нетрадиционных способов изображения, на основе которых строится планирование.

I этап (сентябрь, октябрь):

  1. определение способностей и умений;
  2. создание условий для обучения детей;
  3. способствовать развитию интереса к рисованию, овладению техническими навыками.

II этап (ноябрь, декабрь, январь):

  1. Овладение изобразительными навыками;
  2. знакомство детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

III этап (февраль):

  1. раскрытие индивидуальных способностей;
  2. учить анализу и синтезу;
  3. участие в выставках.

Этот этап способствует развитию выразительности образов в детских работах, возрастает опыт художественных впечатлений образов искусства, знаний, умений в области разных видов художественной деятельности.

IV этап (март, апрель, май):

  1. овладение умениями и навыками;
  2. создание художественного образа;
  3. развитие ручной умелости, фантазии, творческого воображения;
  4. развитие устойчивого внимания к словесным указаниям, не подкрепляемым показом образца.


Формы и методы проведения занятий.

Программа даёт возможность детям приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр презентаций, репродукций, а также походов на выставки местных художников города, выставки детей и родителей, организованных в МБДОУ, мини-музей «Русская изба» и выставки собственных работ.

Организация практических занятий содержит увлекательные формы и методы, цель которых донести до детей определённое содержание, сформировать у них устойчивый интерес к нетрадиционной деятельности, знания и умения в их использовании: занятия − погружение в тему, занятие – игра, сказка, выставка, дидактическая игра, занимательные занятия.

Каждое занятие начинается с беседы или просмотра презентации, рассматривания или показа нетрадиционных способов изображения, знакомства с техниками, организуя познавательную и продуктивную деятельность детей, в конце проводится анализ продуктов деятельности.

Эвристический и исследовательский метод даёт возможность ярче выразить свои индивидуальные изобразительные способности.

Репродуктивный метод необходим для закрепления приобретённых знаний, навыков и умений, как на занятиях, так и в свободной, совместной и самостоятельной деятельности.

Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включает в себя образцы с применением нетрадиционных техник, выполненные педагогом и детьми, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, презентации знакомства с ИЗО искусства и по основным темам.


Ожидаемый результат:

  1. Развитие общих и творческих способностей.
  2. Расширение и обогащение художественного опыта.
  3. Формирование предпосылок учебной деятельности: самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия, умения взаимодействовать друг с другом.
  4. Овладение нетрадиционными изобразительными средствами рисования.
  5. Формирование навыков трудовой деятельности.

К концу года обучения дети должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в нетрадиционной изобразительной деятельности;
  • разнообразие выразительных средств: пятно, цвет, линия, ритм, композиция, фактура и т.д.;
  • правила плоскостного изображения;
  • отличительные особенности и значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

К концу года обучения дети должны уметь:

  • использовать нетрадиционные техники с самостоятельной продуктивной деятельности;
  • использовать способы нестандартного раскрашивания;
  • смешивать краски одновременно из 2-3 цветов;
  • проявлять творчество в создании художественного образа;
  • сознательно выбирать средства выражения для своего замысла;
  • передавать личное отношение к объекту изображения;
  • передавать движения фигур человека и животных;
  • декоративно оформлять готовую работу;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.


Способы определения результативности.

Диагностическое обследование – занятия, упражнения на начало и конец обучения, по которым проводится анализ детских работ.

Навыки и умения на начало учебного года:

  • технические навыки рисования;
  • оригинальность решения;
  • цветовая гамма;
  • умение изображать предметы по памяти;
  • умение соотносить размеры предметов на плоскости;
  • умение передачи сюжетных изображений;
  • средства выразительности;
  • активное участие в беседах по искусству.

Навыки и умения на конец учебного года:

  • тщательность выполнения задуманного изображения;
  • умение передать предметы, их объём, цвет, положение в пространстве, зависимость цвета и формы от удалённости, воздушная перспектива;
  • умение передавать явления природы;
  • умение применять нетрадиционные техники самостоятельно;
  • умение использовать средства выразительности рисунка;
  • умение видеть красоту цветовых соотношений;
  • самостоятельное интегрирование видов деятельности и техник изображения;
  • развитие памяти, воображения, фантазии;
  • выработка собственного отношения к явлениям, персонажу, предмету − самооценка;
  • воспитание художественного вкуса на положительных эмоциях;
  • создание индивидуального художественного образа.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • диагностическое обследование;
  • анализ детских работ;
  • отчётные выставки детских работ по разделам;
  • участие в выставках детских работ разного уровня;
  • упражнения, викторины, дидактические игры (промыслы, виды нетрадиционных техник «Чем нарисовано?»);
  • открытое занятие для родителей;
  • тестирование родителей с целью определения удовлетворённости.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ по разделам, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка и завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год.


Учебно-тематический план


№ п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов


Примечание

Всего

Теорет. занятий

Практич. занятий

1.Раздел

«Человек, деревья»






«Теплые и холодные цвета»

1

1




«Деревья в парке»

1


1



«Человек»

1


1



«Портрет»

1

1




«Дуб»

1


1



«Настроение осени»

1


1


2.Раздел

«Море»






«Я рисую море»

1


1



«На что похоже?»

1

1




«Аквалангисты»

1


1



«Весёлые осьминожки»

1


1



«Втер, по морю гуляет»

1


1



«Дикие животные Севера»

1


1



«Закат на море»

1


1



«Рыбки»

1


1



«Животный мир»

1


1


3.Раздел

«В мире творчества»






«Салют»

1


1



«Мир глазами художника»

1

1




«Пейзаж»

1


1



«Волшебные превращения»

1


1



«Дождливый день»

1


1



«Пушистики» (кот)

1


1



«Морозный вечер»

1


1



«Лебединая песня»

1


1



«Лебедь белая»

1


1


4.Раздел

«Каждый ребенок – художник».






«Фантазия»

1


1



«Картины – детям»

1

1




«Алые паруса»

1


1



«Загадочный космос»

1


1



«Ракеты и кометы»

1


1



«Берёза в инее»

1


1



«Снегири на ветке»

1


1



«Карнавальный хоровод»

1


1



«Книга о зиме»

1


1


5.Раздел

«Узор».






«Жар-птица»

1


1



«Змей Горыныч»

1


1



«Цветы на клумбе»

1


1



«На морозной полянке»

1


1



«Морозные узоры»

1


1



«Воздушный шар»

1


1



«Точка, круг, колечко»

1

1




«Посуда»

1


1



«Вологодские кружева»

1


1


6.Раздел

«Народные промыслы»






«Магазин игрушек»

1


1



«Жостово – поднос»

1


1



«Узоры на стекле»

1


1



«Перо Жар - птицы»

1


1



«Ой, вы кони, мои кони…»

1


1



«Ледокол»

1


1



«Кто тебя выдумал?»

1


1



«Чаша»

1


1


7.Раздел

«Весенняя сказка».






«Я люблю тебя, мама!»

2

1

1



«Радуга цветов»

1


1



«Картина на стену»

1


1



«Весны дыхание»

1


1



«Первые грозы, небо»

1


1



«Цветочный мир»

1


1



«На балу у Золушки».

1


1


8.Раздел

«Птицы, животные»






«Удивительный мир жарких стран»

1


1



«На что похоже»

1

1




«Птицы вернулись»

1


1



«Картинка на память»

1


1



«Царевна лебедь»

1


1



«Цирк»

1


1



«Сова»

1


1



«Весёлая зебра»

1


1



«Дорисуй фигуру» №1

1


1


9.Раздел

«Какого цвета мир»






«Дорисуй фигуру» №2

1


1



«Город вечером»

1


1



«Яблони в цвету»

1


1



«Мишка на Севере»

1


1



«Ёжик»

1


1



Итого часов:



72


8


64



Содержание дополнительной образовательной программы

1. Раздел, «Человек, деревья»: «Теплые и холодные цвета» - Презентация, дидактические игры, практические упражнения; «Деревья в парке» - Рисование линейное и штрихом, выбор формата, нанесение контура рисунка, выполнение; «Человек» - Рисование по схеме, Подготовка и выполнение эскиза; «Портрет» - Знакомство с ИЗО искусством, портретом видами, особенностями, дидактические игры, ; «Дуб» - Рисование по мокрому, примакивание кистью, знакомство с линией горизонта, нанесение контура рисунка, выполнение; «Настроение осени» - Печатанье листьями, знакомство с красками, запахами, звуками осени, нанесение контура рисунка, выполнение работы.

2. Раздел, «Море»: «Я рисую море» Диагностическое рисование, выбор материалов, выполнение работы, анализ; «На что похоже?» - Диагностическое занятие, выполнение работы, анализ; «Аквалангисты» - Аппликация и рисование, вырезание, приклеивание, дорисовывание, раскрашивание; «Весёлые осьминожки» - Ладошковое рисование, коллективное, выбор основы, выполнение работы; «Втер, по морю гуляет» - Пластилинография, подготовка основы, нанесение контура, раскрашивание пластилином; «Дикие животные Севера» - Лепка сюжетная – коллективная, подготовка основы, выбор материала, исполнение; «Закат на море» - Рисунок под плёнкой пластилином, подготовка основы, рисование красками; «Рыбки» - Солёное тесто, подготовка материалов, прорисовка декора, раскрашивание; «Животный мир» - Оригами и рисование, выбор материалов, складывание форм, приклеивание, дорисовывание, раскрашивание.

3. Раздел, «В мире творчества»: «Салют» - Набрызг по трафарету, подготовка материалов, выполнение работы; «Мир глазами художника» - Посещение выставки местного художника А.Г.Мурашова, экскурсия в детскую городскую библиотеку ул. Пушкина – 18; работа с композиционной рамкой в сквере по дороге в детскую библиотеку, встреча с местным художником; «Пейзаж» - Рисование акварелью, беседа, выбор сюжета, поэтапное выполнение живописной работы акварелью; «Волшебные превращения» - Кляксография, подготовка материалов и инструментов, дорисовывание; «Дождливый день» - Сграффито − процарапывание по пластилину, подготовка основы, нанесение основных линий, выполнение композиции процарапыванием; «Пушистики» (кот) - Печать по трафарету скомканной бумагой, беседа, подготовка материалов, выполнение; «Морозный вечер» - Граттаж, подготовка основы, выбор сюжета, выполнение; «Лебединая песня» - Лепка на зеркале, выбор материалов, выполнение работы; «Лебедь белая» - Рисование свечой, подготовка материалов, определение изображения, выполнение работы.

4. Раздел, «Каждый ребенок – художник»: «Фантазия» - Рисование на камушках, выбор материалов, изображения, рисование на камушках; «Картины – детям» - Знакомство с ИЗО искусством, беседы по содержанию; «Алые паруса» - Аппликация полу объемная, выбор материалов и инструментов, выполнение; «Загадочный космос» - Презентация «Космос», просмотр, беседа, определение сюжета, выполнение живописной работы; «Ракеты и кометы» - Аппликация, на готовый фон космоса нарезать и приклеить формы, дорисовать, раскрасить; «Берёза в инее» - Рисование гуашью на тёмном фоне, подготовка фона, прорисовка контура, выполнение живописной работы; «Снегири на ветке» - Рисование гуашью с применением белил, подготовка фона, рисование контура, раскрашивание; «Карнавальный хоровод» - Рисование пластилином с поетками, выбор основы, прорисовка контура, рисование пластилином, украшение поетками; «Книга о зиме» - Рисование коллективное, выбор основы, композиции, сюжета, выполнение работы.

5. Раздел, «Узор»: «Жар-птица» - Рисование ладошкой, оттиск ладошкой, нанесение узора; «Змей Горыныч» - Рисование ладошкой, выбор основы, оттиск ладошкой, дорисовывание, украшение узором; «Цветы на клумбе» - Накладная аппликация и рисование, выбор материалов, складывание, прорезания, приклеивание, дорисовывание; «На морозной полянке» - Аппликация прорезная из белой бумаги, многоплановая с перспективным удалением, подготовка материалов, составление сюжета, выполнение; «Морозные узоры» - Рисование свечой, подготовка основы, выполнение работы; «Воздушный шар» - Рисование с элементами аппликации и письма, определение сюжета, прорисовывание контура, раскрашивание; «Точка, круг, колечко» - Презентация, знакомство с народным творчеством, беседа; «Посуда» - Рисование декоративное, выбор материалов, декорирование изображения; «Вологодские кружева» - Контрастное рисование белой краской на чёрном фоне. Выбор основы, материалов, несение основных элементов, завершение работы.

6. Раздел, «Народные промыслы»: «Магазин игрушек» роспись стилизованной игрушки, бытовых предметов бывших в употреблении, выбор форм и видов декора − Рисование декоративное (Дымковская роспись) выбор форм, нанесение узора, выполнение работы, закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для украшения формы; «Жостово − поднос» - Вырезанные открытки – составление центральной композиции, дорисовывание; «Узоры на стекле» - Рисование (Гжельская роспись), выбор формы, украшение узором по форме; «Перо Жар − птицы» - Аппликация и графика с элементами письма, выбор материалов, вырезание, приклеивание, дорисовывание; «Ой, вы кони, мои кони…» - Рисование (Городецкая роспись), выбор материалов, основы, рисование; «Ледокол» - Аппликация прорезная, подготовка основы, нанесение контура изображения, прорезание; «Кто тебя выдумал?» - Витраж, подготовка основы, нанесение контура, выполнение работы; «Чаша» - Рисование (Хохломская роспись), подготовка основы, нанесение основных элементов, прорисовка, выполнение работы.

7. Раздел, «Весенняя сказка»: «Я люблю тебя, мама!» - Торцевание из салфеток на пластилине, подготовка основы, рисование контура узора, выполнение работы; «Радуга цветов» - Обратная аппликация, подготовка основы, выполнение работы; «Картина на стену» - Цветные ниточки, подготовка материалов, выполнение; «Весны дыхание» - Монотипия, подготовка материалов, дорисовывание; «Первые грозы, небо» - Сухой мел и влажная бумага, подготовка материалов, основы, рисование; «Цветочный мир» - Аппликация и оригами, подготовка материалов, вырезание, дорисовывание; «На балу у Золушки» - Рисование и аппликация, подготовка материалов, выбор сюжета, выполнение работы.

8. Раздел, «Птицы, животные»: «Удивительный мир жарких стран» - Лепка и ручной труд, подготовка материалов, выбор сюжета, выполнение работы; «На что похоже» - Презентация «Волшебная форма», подготовка основы, выполнение задуманного; «Птицы вернулись» - Ручной труд, подготовка материала, складывание, выполнение задуманного изображения; «Картинка на память» - Рисуем крестиком на круге, подготовка основы, выполнение работы; «Царевна лебедь» - Рисование декоративное ладошкой, оттиск ладошкой, размещение узора, дорисовывание; «Цирк» - Рисование с элементами аппликации, подготовка основы, рисование основных элементов композиции, выполнение работы; «Сова» - Аппликация, рванная из газеты с дорисовыванием, подготовка материалов, выполнение работы; «Весёлая зебра» - Аппликация коллективная, подготовка материалов, определение сюжета, выбор техник, выполнение работы; «Дорисуй фигуру» - Рисование диагностическое 1-ое, дорисовывание, анализ.

9. Раздел, «Какого цвета мир»: «Дорисуй фигуру» - Рисование диагностическое 2-ое, выполнение упражнений, анализ; «Город вечером» - Размытый рисунок, подготовка материалов, рисование контура основного рисунка, выполнение работы; «Яблони в цвету» - Торцевание, подготовка основы, материалов, нанесение основных линий рисунка, выполнение работы; «Мишка на Севере» - Рисование клеем цветным с блёстками, работа с пенопластом, подготовка материалов, рисование основных линий рисунка, выполнение работы; «Ёжик» - Рисование штрихом акварельными карандашами по-мокрому, подготовка основы, рисование контура, выполнение работы.


Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделено нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие 6-7лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении при строгом соблюдении этого дети постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, составлено учебно-тематическое планирование и все же с учетом возможности его изменения, а также используемые в программе темы могу быть изменены с учётом интересов детей. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, репродуктивности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

При построении программы были учтены основные принципы:

  • принцип творчестваразвитие творческих способностей детей;
  • научности − знания о форме, цвете, композиции;
  • доступности − учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • этапности − последовательность выполнения этапов;
  • динамичности − от простого к сложному;
  • сравнений − варианты методов и способов изображения, разнообразие материала;
  • выбора − выбор материалов, способов изображений;
  • преемственности − учет задач возрастного периода;
  • сотрудничества − совместная работа с родителями, сверстниками, воспитателями;
  • интеграции − синтез искусств.


В занятиях поддерживаются этапы:

  1. Первый этап – возникновение замысла.
  2. Второй этап – процесс создания художественного образа.
  3. Третий этап – анализ результатов творчества педагогом и детьми.

На первом этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего мира, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером изобразительного образа.

На втором этапе – выбор инструментов и материалов, изобразительных средств и техник, способов «вживления в образ», для передачи настроения, характера персонажей, животного или человека; синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.

На третьем этапе – восприятие детьми результатов творчества, анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»; доброжелательное отношение к замыслам детей.

Эти методы и приемы, использованные в программе, помогают детям создать художественные образы в рисунках, лепке, аппликации и в их интеграции.


Необходимо учитывать в работе на занятиях:

Индивидуальные возможности детей:

  • уровень развития каждого ребенка;
  • рефлексия;
  • технические умения;
  • умение использовать изобразительные материалы;

Психологические особенности:

  • заинтересованность;
  • неуверенность при решении задач;
  • быстрое выполнение задания;
  • страх плохого результата;
  • скованность;
  • нетерпение;
  • невнимательность;
  • брезгливость, боязнь испачкать руки и т.п.

Сложности некоторых нетрадиционных техник рисования:

  • проводить индивидуальную помощь в процессе работы со всем коллективом детей;
  • не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и другими собственными характерными дополнениями образа;
  • обеспечить меры безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
  • для личной гигиены каждого ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.


Материалы и инструменты:

  • Бумага разного формата, цвета, фактуры.
  • Акварельные краски
  • Акварельные карандаши.
  • Акриловые краски.
  • Витражные краски.
  • Гуашь.
  • Пластилин.
  • Тушь разноцветная.
  • Пастель, сангина, уголь.
  • Восковые мелки.
  • Парафин, восковые свечи, мыло.
  • Кисти круглые и плоские разного размера (белка, пони, жёсткие).
  • Цветные карандаши.
  • Масляные карандаши.
  • Простые карандаши.
  • Фломастеры, маркеры.
  • Трубочки для коктейля.
  • Ванночки с поролоном.
  • Ватные палочки.
  • Зубочистки.
  • Баночки для воды.
  • Ножницы обычные и «зигзаг».
  • Клей карандаш, ПВА, клей с блёстками.
  • Ластик.
  • Соль, мука, крупы.
  • Салфетки.
  • Фен.

ТСО:

  • Музыкальный центр.
  • Сиди – аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
  • Видеоматериал: «Природа края», «Наш город», презентации «Виды народного декоративно-прикладного искусства», «Виды изобразительного искусства», по темам: «Космос», «Небо», «Деревья», «Облака», «Закат солнца», «Птицы», «Животные», «Море».
  • Ноутбук.
  • Экран.
  • CD-Плеер.
  • Телевизор.


Литература:

  1. Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.
  2. Дубровская Н.В. Игры с цветом: Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. – С−Пб, Детство-Пресс, 2005
  3. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
  4. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.
  7. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкольное)». – 2-е изд., доработанное. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР-М.,2004.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  10. Мосин И.Г. Рисование: Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 1996.
  11. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошкольник.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., переработанное и доп. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.


ПРИЛОЖЕНИЕ
DOCX / 29.27 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за ценный материал!

25 October 2020

Спасибо Наталья Федоровна.

25 October 2020

Похожие публикации