Дополнительная общеобразовательная программа «Грани творчества»

0
0
Материал опубликован 23 December 2021

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №14


Утверждаю:

Директор МБОУ г. Иркутска

СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов № 14

Л.Л. Тучкова

___________________________

«____»________________20 г.




Рассмотрено на заседании МО

Протокол №__от «___»_____20 г.

Руководитель МО

Ю.А. Зарубина

_________________ ________

Фамилия, инициалы подпись










Дополнительная общеобразовательная программа


«Грани творчества»








Адресат программы: 7 – 10 лет

Срок реализации: 1 год, 2021-2022 учебный год

Направленность программы:

художественная

Уровень: стартовый

Разработчик программы:

Карнакова Анна Александровна

Педагог дополнительного образования




Иркутск, 2021

t1640281014aa.gif


Пояснительная записка (общая характеристика программы):

При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Грани творчества» использованы:

- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области / Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская. –Иркутск. – 2016. – С. 21.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41;

Концепция развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.



Направленность программы: художественная

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида деятельности, как конструирование из бумаги -бумагопластики, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Ребята научатся правильно компоновать предметы на листе, поработают с большими форматами (А3, А2), узнают правильное использование графических материалов (простой карандаш, гуашь, акварель), приобретут навык пользования основным декоративно - прикладным инструментом – ножницами, что поможет им в будущем и на занятиях по технологии и в быту.

Уровень: стартовый

Значимость (актуальность) программы и педагогическая целесообразность: В настоящее время обучение изобразительному искусству – одна из самых доступных, популярных и востребованных форм дополнительного образования детей. Дети любят рисовать, изображать и видеть мир по-своему, имеют стремление создавать изделия своими руками, и именно поэтому главной функцией и целью программы дополнительного образования «Грани творчества» является создание условий для реализации этого интереса, вовлечение детей в активную творческую деятельность. Дополнительная образовательная программа разработана для овладения обучающимися первоначальными навыками владения художественными инструментами и материалами, ознакомления обучающихся с историей становления и развития искусства в целом, включает в себя подготовку обучающихся к участию в художественных конкурсах различного уровня. Освоение изобразительного искусства невозможно без приобретения определенного минимума знаний по основам композиции, цветоведения, поэтому автор произвел отбор содержания, опираясь на изучение детьми основных художественных практических навыков.

Отличительной особенностью данной программы является знакомство и изучение необычных техник в бумагопластике, а также освоение новых и современных техник рисования. Но самым главным отличием является привитие детям навыка пользования основным декоративно - прикладным инструментом – ножницами. Владение ножницами учит ребенка аккуратности, хорошо развивает мелкую моторику рук, способствует развитию концентрации внимания, ускоряет работу и приносит эстетическое удовольствие от проделанной работы. Этот навык поможет ребенку в будущем и на занятиях по технологии и в быту.

Программа «Грани творчества» обеспечивает разнообразие видов деятельности, что поддерживает живой интерес детей, знакомит их с традиционными и современными изобразительными техниками, расширяет рамки их художественного восприятия и творческого потенциала. Формирование таких уникальных учебных способностей, как креативное мышление, происходит через изучение тем «Дудлинг, зентагл», «Основы моделирование», «Оригами».

Обучение по данной образовательной программе позволяет решить следующие проблемы: занятость свободного времени детей, пробуждение интереса обучающихся к художественной деятельности, воспитание личностных качеств, а так же проблемы социализации детей.


Адресат программы – программа ориентирована на обучающихся от 7 до 10 лет. учащиеся общеобразовательных организаций преимущественно в возрасте 8—10 лет, не зависимо от уровня подготовки к данному виду деятельности. Учебные группы комплектуются из ребят с разницей в возрасте не более двух лет. В объединения второго и последующего годов обучения могут быть зачислены дети, успешно прошедшие промежуточную аттестацию.

Срок освоения программы: 3 года. Для освоения данного курса необходимо: 108 недель, 24 месяца, 432 часа.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса:

Допускается усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому учащемуся, исходя из индивидуально-психологических, физических или иных особенностей и состояния учащихся, а также смещение тем в условиях обучения в дистанционном режиме.

Состав группы: 10-15 человек

Режим занятий — в соответствии с СанПиН, 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут. Программа предусматривает следующий режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) для каждого года обучения. Продолжительность занятий в объединениях дополнительного образования – 45 минут с перерывом между занятиями в 10 минут.

Творческая группа предусматривает занятия 2 раза в месяц по 1 часу (18 часов в год) для каждого года обучения. В экзаменационный период, в дни школьных каникул, допускается работа объединения с меньшим численным составом.

Педагог имеет право переносить занятия по времени или по дням недели в связи с проводимыми конкурсами, соревнованиями, на основании письменного заявления, по согласованию с директором или заместителем директора образовательной организации.

Цель: создание условий для активной творческой деятельности детей.

Обучающие задачи:

формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

отрабатывать практические навыки работы с инструментами (ножницы, кисть, карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка );

познакомить с основы композиции, рисунка;

познакомить с основами цветоведения, живописными жанрами и необычными техниками в живописи;

научить работать с графическими материалами;

Развивающие задачи:

развивать мелкую моторику рук;

развивать творческие способности;

развивать пространственное и абстрактное мышление;

Воспитательные задачи:

воспитывать у обучающихся самостоятельность при выполнении индивидуального творческого проекта;

воспитывать аккуратность, терпение;



3. Комплекс основных характеристик программы

3.1 Объём программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы на 3 года обучения: 3 года. Для освоения данного курса необходимо: 108 недель, 24 месяца, 432 часа.

Содержание программы: I год обучения

Раздел 1. «Рисунок» (количество часов 44)

Тема 1. «Основы композиции» (8 часов)

Тема 2. «Основы рисунка» (18 часов)

Тема 3. «Дудлинг, зентагл, стилизация» (12 часов)

Тема 4. «Необычные техники в графике» (6 часов)


В данном разделе дети знакомятся с основами рисунка, включающие в себя основы композиции, начальные основы перспективных построений, законы светотени, правила штриховки, а также отточат навык владения графическими материалами (карандаш, пастель, уголь, ручка и т. д). Практическое освоение курса базируется на усвоении дисциплин: рисунка, основ композиции, основ перспективных построений в изобразительном искусстве, учения о пропорциях. Расширят свой кругозор и научатся искать необычные решения, развивать фантазию и абстрактное мышление, приучатся к аккуратности и улучшат свой почерк, изучив графические техники как: дудлинг, зентагл и стилизация. Познакомятся со следующими понятиями: центр композиции, статика, динамика, симметрия асимметрия, угловая и линейная перспектива, свет, тень, полутень, падающая тень, линия горизонта. Дети узнают несколько необычных способов рисования карандашом: граттаж, рисунки на фактурной поверхности, создание композиции с обводкой предметов, растиранием графитной и пастельной крошкой, точечным нанесением, рисование ластиком по тонированной бумаге. Работы выполняются на формате А5 и А4, и плотной бумаге. По результатам изучения раздела проводится выставка творческих работ обучающихся.

Форма контроля: По результатам изучения раздела проводится выставка творческих работ обучающихся.


Раздел 2. «Живопись» (количество часов - 40)

Тема 1. «Основы цветоведения» (8 часов)

Тема 2. «Основы живописи» (6 часов)

Тема 3. «Живописные жанры» (8 часов)

Тема 4. «Живописные техники» (10 часов)

Тема 5. «Необычные техники в живописи» (8 часов)

В данном разделе обучающиеся знакомятся с «живописью» – одним из основных видов изобразительного искусства, его жанрами и способами изображения предметов и окружающего пространства при помощи цвета. Практическое освоение курса живописи будет иметь под собой основы изучения следующих дисциплин: рисунка, основ композиции, основ перспективы. Изучение живописи начинается с изучения цветового круга, цветовых сочетаний, упражнений на смешивание цветов, простых выкрасок и тоновых сочетаний. С этими знаниями, дети приступают к этюдам, учатся изображать объемные предметы в цвете, параллельно с этим дети изучают жанры изобразительного искусства. Затем ребята более подробно их изучают посредством практической деятельности. Для более интересного и глубокого погружения дети попробуют необычные техники и способы изображения предметов в цвете, таких как: монотипия, акварель с солью, пуантилизм (рисование точками), рисование растекающимися каплями по сухой бумаге. Для работы используются акварель, гуашь, палитры, кисти, ватман и акварельная бумага формата А4.

Форма контроля: В конце раздела ученики выполняют творческий проект по теме живопись, оформляется выставка лучших работ. Промежуточная аттестация.



Раздел 3. «Бумагопластика» (количество часов- 54)

Тема 1. «Бумажное вырезание» (8 часов)

Тема 2. «Бумажная аппликация» (10 часов)

Тема 3. «Оригами» (8 часов)

Тема 4. «Вытынанка» (10 часов)

Тема 5. «Макетирование» (8 часов)

Тема 6. «Бумажный тоннель» (10 часов)

В данном разделе обучающиеся знакомятся с основами бумагопластики (бумажная аппликация, оригами, основы моделирования), а также с новыми техниками («вытынанка», «бумажный тоннель»). В разделе, посвященных бумажному вырезанию и вытынанке, дети улучшат навыки обращения с ножницами, приучатся аккуратности и терпению, в разделе макетирования отточат навыки работы с линейкой, узнают о способности бумаги быть пластичной и объемной, а также получат навыки объёмного мышления и научатся навыкам изометрии объёмного конструирования. Оригами улучшит мелкую моторику и пониманию алгоритмов и последовательности выполнения продукта. Техники объемной аппликации и «бумажный тоннель» научат ребят разбивать рисунок на плоскости на слои и представлять их в объёме, что очень сильно повлияет на их образное и пространственное мышление. Раздел, посвященный технике «бумажный тоннель», будет являться завершающим, так как включает в себя навыки и умения, полученные в разделах, изученных ранее.

Форма контроля: Завершается изучение раздела творческим проектом и выставкой декоративных композиций обучающихся.


Раздел 4. «Итоговая работа» (количество часов- 6)

Тема 1. «Итоговая работа по рисунку» (2 часа)

Тема 2. «Итоговая работа по живописи» (2 часа)

Тема 3. «Итоговая работа по бумагопластике» (2 часа)

В этом разделе, детям будет предоставлена самостоятельная работа по рисунку, живописи и бумагопластике, на свободную тему. И по этим работам будет производиться анализ навыков и умений, которые ребенок получил за учебный год.

Форма контроля: По результатам изучения раздела проводится выставка творческих работ обучающихся. Итоговая аттестация.


II год обучения

Содержание программы

Раздел 1. «Рисунок» (количество часов 36)

Тема 1. «Основы композиции» (8 часов)

Тема 2. «Основы рисунка» (16 часов)

Тема 3. «Дудлинг, зентагл, стилизация» (6 часов)

Тема 4. «Нетрадиционные техники в графике» (6 часов)


В данном разделе дети повторяют и закрепляют основы рисунка, включающие в себя основы композиции, начальные основы перспективных построений, законы светотени, правила штриховки, а также отточат навык владения графическими материалами (карандаш, пастель, восковые мелки и т.д) . Практическое освоение курса базируется на усвоении дисциплин: рисунка, основ композиции, основ перспективных построений в изобразительном искусстве, учения о пропорциях. Расширят свой кругозор и научатся искать необычные решения, развивать фантазию и абстрактное мышление, изучив графические техники как: дудлинг, зентагл и стилизация. Познакомятся со следующими понятиями: центр композиции, статика, динамика, симметрия асимметрия, свет, тень. Параллельно изучат каноны изображения предметов, через геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Дети узнают несколько необычных способов рисования карандашом: рисунки на фактурной поверхности, создание композиции с обводкой предметов, точечным нанесением, рисование ластиком по тонированной бумаге. Работы выполняются на формате А5 и А4, и плотной бумаге. По результатам изучения раздела проводится выставка творческих работ обучающихся.

Форма контроля: По результатам изучения раздела проводится выставка творческих работ обучающихся.


Раздел 2. «Живопись» (количество часов - 40)

Тема 1. «Основы цветоведения» (6 часов)

Тема 2. «Основы живописи» (14 часов)

Тема 3. «Живописные жанры» (6 часов)

Тема 4. «Живописные техники» (8 часов)

Тема 5. «Нетрадиционные техники в живописи» (6 часов)

В данном разделе обучающиеся дети повторяют и закрепляют знания о «живописи» – одним из основных видов изобразительного искусства, его жанрами и способами изображения предметов и окружающего пространства при помощи цвета. Практическое освоение курса живописи будет иметь под собой основы изучения следующих дисциплин: рисунка, основ композиции, основ перспективы. Изучение живописи начинается с изучения цветового круга, цветовых сочетаний, упражнений на смешивание цветов, простых выкрасок и тоновых сочетаний. Для более интересного и глубокого погружения дети попробуют необычные техники и способы изображения предметов в цвете, таких как: монотипия, акварель с солью, пуантилизм (рисование точками), рисование растекающимися каплями по сухой бумаге. Завершается раздел живописным изображением одного из жанра по выбору. Для работы используются акварель, гуашь, палитры, кисти, ватман и акварельная бумага формата А4.

Форма контроля: В конце раздела ученики выполняют творческий проект по теме живопись, оформляется выставка лучших работ. Промежуточная аттестация.



Раздел 3. «Бумагопластика» (количество часов- 32)

Тема 1. «Бумажное вырезание» (4 часов)

Тема 2. «Бумажная аппликация» (4 часов)

Тема 3. «Оригами» (4часов)

Тема 4. «Вытынанка» (4 часов)

Тема 5. «Основы моделирования» (8 часов)

Тема 6. «Бумажный тоннель» (8 часов)

В данном разделе обучающиеся знакомятся с новыми способами работы в уже знакомой им технике - в бумагопластике (бумажная аппликация, оригами, основы моделирования), а также с новыми техниками («вытынанка», «бумажный тоннель»). В разделах, посвященных бумажному вырезанию и вытынанке, дети улучшат навыки обращения с ножницами, приучит аккуратности и терпению, в разделе моделирования отточат навыки работы с линейкой, узнают о способности бумаги быть пластичной и объемной. Оригами улучшит мелкую моторику и пониманию алгоритмов и последовательности выполнения продукта. Техники объемной аппликации и «бумажный тоннель» научат ребят разбивать рисунок на плоскости на слои и представлять их в объёме, что очень сильно повлияет на их образное и пространственное мышление. Раздел, посвященный технике «бумажный тоннель», будет являться завершающим, так как включает в себя навыки и умения, полученные в разделах, изученных ранее.

Форма контроля: Завершается изучение раздела творческим проектом и выставкой декоративных композиций обучающихся.


Раздел 4. «Пластилин» (количество часов- 30)

Тема 1. «Лепка на форме» (6 часов)

Тема 2. «Лепка из колец» (6 часов)

Тема 3. «Пластилиновая живопись» (6 часов)

Тема 4. «Модульная лепка» (6 часов)

Тема 5. «Смешанная техника» (6 часов)

В данном разделе, обучающиеся знакомятся с основами скульптурирования и смешанных техник. Благодаря этому разделу, дети разовьют мелкую моторику рук, понятия формы и объема в пространстве, что приводит к улучшению пространственного мышления. Также развивается воображение и точность движений рук и пальцев.

Форма контроля: Завершается изучение раздела творческим проектом и выставкой декоративных композиций обучающихся.


Раздел 5. «Итоговая работа» (количество часов- 6)

Тема 1. «Итоговая работа по рисунку» (2 часа)

Тема 2. «Итоговая работа по живописи» (2 часа)

Тема 3. «Итоговая работа по бумагопластике» (2 часа)

В этом разделе, детям будет предоставлена самостоятельная работа по рисунку, живописи и бумагопластике, на свободную тему. И по этим работам будет производиться анализ навыков и умений, которые ребенок получил за учебный год.

Форма контроля: Завершается изучение раздела творческим проектом и выставкой декоративных композиций обучающихся. Итоговая аттестация.


III год обучения

Раздел 1. «Рисунок» (кол-во часов 44)

Тема 1. «Композиция» (10 часов)

Тема 2. «Рисунок» (20 часов)

Тема 3. «Дудлинг, зентагл, стилизация» (8 часов)

Тема 4. «Нетрадиционные техники в графике» (6 часов)

В данном разделе дети знакомятся с усложненными приемами в рисунке, включающие в себя полученные ранее знания в основах композиции, основ перспективных построений, законов светотени, правил штриховки, а также закрепят навык владения графическими материалами (карандаш, пастель, уголь, ручка и т. д). Практическое освоение курса базируется на усвоении дисциплин: рисунка, композиции, перспективных построений в изобразительном искусстве, учения о пропорциях. Расширят свой кругозор и научатся искать необычные решения, развивать фантазию и абстрактное мышление, приучатся к аккуратности и улучшат свой почерк, изучив графические техники как: дудлинг, зентагл и стилизация. Закрепят следующие понятия: центр композиции, статика, динамика, симметрия асимметрия, угловая и линейная перспектива, свет, тень, полутень, падающая тень, линия горизонта. Дети узнают несколько необычных и профессиональных способов рисования карандашом: граттаж, рисунки на фактурной поверхности, создание композиции с обводкой предметов, растиранием графитной и пастельной крошкой, точечным нанесением, рисование ластиком по тонированной бумаге. Работы выполняются на формате А5 и А4, и плотной бумаге. По результатам изучения раздела проводится выставка творческих работ обучающихся.

Форма контроля: В конце раздела ученики выполняют творческий проект по теме живопись, оформляется выставка лучших работ.



Раздел 2. «Живопись» (кол-во часов - 42)

Тема 1. «Основы цветоведения» (6 часов)

Тема 2. «Основы живописи» (18 часов)

Тема 3. «Живописные жанры» (6 часов)

Тема 4. «Живописные техники» (6 часов)

Тема 5. «Нетрадиционные техники в живописи» (8 часов)

В данном разделе обучающиеся дети повторяют и закрепляют знания о «живописи» – одним из основных видов изобразительного искусства, его жанрами и способами изображения предметов и окружающего пространства при помощи цвета. Практическое освоение курса живописи будет иметь под собой основы изучения следующих дисциплин: рисунка, основ композиции, основ перспективы. Изучение живописи начинается с изучения цветового круга, цветовых сочетаний, упражнений на смешивание цветов, простых выкрасок и тоновых сочетаний. Для более интересного и глубокого погружения дети попробуют необычные техники и способы изображения предметов в цвете, таких как: монотипия, акварель с солью, пуантилизм (рисование точками), рисование растекающимися каплями по сухой бумаге. Завершается раздел живописным изображением одного из жанра по выбору. Для работы используются акварель, гуашь, палитры, кисти, ватман и акварельная бумага формата А4.

Форма контроля: В конце раздела ученики выполняют творческий проект по теме живопись, оформляется выставка лучших работ. Промежуточная аттестация.




Раздел 3. «Декоративно-прикладное творчество»(кол-во часов- 52)

Тема 1. «Бумажная аппликация» (10 часов)

Тема 2. «Пэйп-арт»(12 часов)

Тема 3. «Батик» (20 часов)

Тема 4. «Витраж» (10 часов)

В данном разделе дети познакомятся с основными видами декоративно-прикладного искусства. В разделе «Бумагопластика» дети научатся создавать объемные макеты и композиции, что позволит им более развить их пространственное мышление. В разделе «Пейп-арт» обучающиеся смогут декорировать и создавать предметы интерьера: декоративные вазы, тарелки, шкатулки. В разделе «Батик» дети познакомятся с основными способами покраски тканей: узелковый батик, холодный батик, горячий батик. В разделе «Витраж» обучающиеся научатся создавать яркие и красочные картины на стекле, которыми можно украсить любой интерьер или выставку.

Форма контроля: Завершается изучение раздела творческим проектом и выставкой декоративных композиций обучающихся.

Раздел 4. «Итоговая работа» (кол-во часов- 6)

Тема 1. «Итоговая работа по рисунку» (2 часа)

Тема 2. «Итоговая работа по живописи» (2 часа)

Тема 3. «Итоговая работа по декоративно-прикладному искусству» (2 часа)

В этом разделе, детям будет предоставлена самостоятельная работа по рисунку, живописи и декоративно-прикладному искусству, на свободную тему. И по этим работам будет производиться анализ навыков и умений, которые ребенок получил за учебный год.

Форма контроля: Завершается изучение раздела творческим проектом и выставкой декоративных композиций обучающихся. Итоговая аттестация.





Предполагаемые результаты:

В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:

различные приемы работы с бумагой;

основы композиции, цветоведения, жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистика),

основные техники изображения (живопись, графика, декоративное изображение - стилизация, дудлинг, зентагл, коллаж,);

В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:

пользоваться основными художественными инструментами и материалами, соблюдать технику безопасности при работе с ними;

уметь применять различные приемы работы с бумагой;

соединять детали из бумаги с помощью клея

доводить до конца индивидуальные творческие проекты, соблюдая правила композиции и рисования;

работать в группе, участвовать в создании коллективных творческих работ;

Приобретут следующие личностные качества:

получать эмоционально-нравственный отклик на художественное произведение; проявлять самостоятельность взглядов, позиций, суждений об изобразительном искусстве;

приобретут трудолюбе, организованность, аккуратность и упорство в достижении поставленной цели.




4. Комплекс организационно-педагогических условий

4.1 Учебный план


I год обучения


, наименование разделов, тем


Количество часов

Формы

промежуточной аттестации

всего

теория

практика

Раздел 1. «Рисунок»

44

12

32


1.1.

Основы композиции

8

2

6

Выставка

1.2.

Основы рисунка

18

6

12

1.3.

Дудлинг,зентагл, стилизация

12

2

10

1.4

Необычные техники в графике

6

2

4

Раздел 2. «Живопись»

40

16

24


2.1.

Основы цветоведения

8

4

4

Промежуточная аттестация

2.2.

Основы живописи

6

2

4

2.3.

Живописные жанры

8

3

5

Выставка

2.4.

Живописные техники

10

4

6

2.5

Необычные техники в живописи

8

3

5

Раздел 3. «Бумагопластика»

54

14

40

Выставка

3.1.

Бумажное вырезание

8

2

6

3.2.

Бумажная аппликация

10

2

8

3.3.

Оригами

8

2

6

3.4.

Вытынанка

10

3

7

3.5

Макетирование

8

2

6

3.6

Бумажный тоннель

10

3

7

Раздел 4. «Итоговая работа»

6

0

6


4.1.

Итоговая работа по рисунку

2

0

2


4.2.

Итоговая работа по живописи

2

0

2


4.3.

Итоговая работа по бумагопластике

2

0

2

Итоговая аттестация


ИТОГО

144 часа

42

102



II год обучения


, наименование разделов, тем


Количество часов

Формы

промежуточной аттестации

всего

теория

практика

Раздел 1. «Рисунок»

36

12

24


1.1.

Основы композиции

8

2

6

Выставка

1.2.

Основы рисунка

16

6

10

1.3.

Дудлинг,зентагл, стилизация

6

2

4

1.4

Нетрадиционные техники в графике

6

2

4

Раздел 2. «Живопись»

40

12

28


2.1.

Основы цветоведения

6

2

4

Промежуточная аттестация

2.2.

Основы живописи

14

4

10

2.3.

Живописные жанры

6

2

4

Выставка

2.4.

Живописные техники

8

2

6

2.5

Нетрадиционные техники в живописи

6

2

4

Раздел 3. «Бумагопластика»

32

6

26

Выставка

3.1.

Бумажное вырезание

4

1

3

3.2.

Бумажная аппликация

4

1

3

3.3.

Оригами

4

1

3

3.4.

Вытынанка

4

1

3

3.5

Основы моделирования

8

1

7

3.6

Бумажный тоннель

8

1

7

Раздел 4. «Пластилин»

30

5

25

Выставка

4.1.

Лепка на форме

6

1

5

4.2.

Лепка из колец

6

1

5

4.3.

Пластилиновая живопись

6

1

5

4.4.

Модульная лепка

6

1

5

4.5.

Смешанная техника

6

1

5


Раздел 5. «Итоговая работа»

6

0

16


4.1.

Итоговая работа по рисунку

2

0

2


4.2.

Итоговая работа по живописи

2

0

2


4.3.

Итоговая работа по бумагопластике

2

0

2

Итоговая аттестация


ИТОГО

144 часа

35

109






III год обучения


, наименование разделов, тем


Количество часов

Формы

промежуточной аттестации

всего

теория

практика

Раздел 1. «Рисунок»

44

12

32


1.1.

Основы композиции

10

2

8

Выставка

1.2.

Основы рисунка

20

6

14

1.3.

Дудлинг,зентагл, стилизация

8

2

6

1.4

Необычные техники в графике

6

2

4

Раздел 2. «Живопись»

42

6

36


2.1.

Основы цветоведения

6

1

3

Промежуточная аттестация

2.2.

Основы живописи

18

2

16

2.3.

Живописные жанры

6

1

5

Выставка

2.4.

Живописные техники

6

1

5

2.5

Необычные техники в живописи

8

1

7

Раздел 3. «Декоративно-прикладное творчество»

52

7

45

Выставка

3.1.

Бумажная аппликация

10

1

9

3.2.

«Пэйп-арт»

12

2

10

3.3.

Батик

20

2

18

3.4.

Витраж

10

2

8

Раздел 4. «Итоговая работа»

6

0

6


4.1.

Итоговая работа по рисунку

2

0

2


4.2.

Итоговая работа по живописи

2

0

2


4.3.

Итоговая работа по бумагопластике

2

0

2

Итоговая аттестация


ИТОГО

144 часа

25

119



Творческая группа


Разделы, темы

Количество часов

Теория

практика

всего



I четверть

1

Подготовка к конкурсам

Выставка детских рисунков ко дню учителя

Городской фестиваль

«Сибирский край – родимый дом»

Открытый окружной фестиваль-конкурс «Сибирь осенняя»

Открытый областной конкурс

«Сибирь – земля моя без края!»


1

3

4



II четверть

2

Подготовка к конкурсам

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»

Открытий областной конкурс семейных творческих работ «День Победы в моей семье»

Новогодние конкурсы

1

3

4



III четверть

3

Подготовка к конкурсам

Конкурсы, посвященные 23 февраля

Конкурсы, посвященные 8 марта

Конкурсы, посвященные весне

1

5

6



IV четверть

4

Подготовка к конкурсам

Конкурсы, посвященные Пасхе

Конкурсы, посвященные 1 мая

Конкурсы, посвященные 9 мая

1

3

4


Итого:

4

14

18


Календарный учебный график - приложение № 1





Оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов, а также материалы к промежуточной (итоговой при наличии) аттестации.


Входная диагностика осуществляется в начале учебного года на вводном занятии для выявления у учащихся навыков и умений в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного творчества и дальнейшего выстраивания индивидуальной работы.

Форма: задания.

Примерные задания:

1. Какие художественные материалы вы знаете?

2. Упражнение линии от руки, в разных направлениях и с разным нажатием.

3. Тематический рисунок «Дом мечты».

Оценивание:

1 балл – выполнил одно задание;

2 балла – выполнил два задания;

3 балла – выполнил все задания.

Текущий контроль проводится с целью выявления учащихся, нуждающихся в помощи педагога и выявления способных детей. Осуществляется в течение года, после изучения каждого раздела программы, в процессе которого проверяется объем усвоенного материала, умение работать с различными материалами и инструментами, качество выполняемой работы, творческий подход. Лучшие работы направляются на конкурсы и выставки различного уровня.

Форма: практическая работа

Критерии:

1.Наличие навыков и умений при работе с различными инструментами и приспособлениями,

2.Соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами,

3.Отношение учащегося к выполнению практического задания - проявление интереса,

4. Проявление самостоятельности,

5. Качество и аккуратность при выполнении практического задания.

Оценивание. Работа учащихся оценивается по бальной системе от 1 до 5:

1-2 балла — выполняет 1-2 из 5 пунктов;

3-4 балла — выполняет 3-4 из 5 пунктов;

5 баллов — выполняет все пять пунктов.

Промежуточная аттестация проводится в конце пройденного раздела с целью определения результативности освоения программы.

Форма: творческая работа.

Критерии:

1.Самостоятельность при выборе темы, создании эскиза, подборе материалов и инструментов и выполнении творческой работы,

2.Аккуратность, качество выполнения творческой работы,

3.Проявление фантазии и творческого подхода.

Оценивание. Работа учащихся оценивается по бальной системе от 1 до 3:

1 балл — выполняет 1 из 3-х трех пунктов;

2 балла — выполняет 2 из 3-х пунктов;

3 балла — выполняет все три пункта.

Результаты всех видов диагностики фиксируются в сводной таблице (приложение № 2).


Основной формой работы по программе являются учебные занятия, которые включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность учащихся.

В теоретической части занятия происходит раскрытие основной темы в форме бесед, рассказов, наводящих вопросов с привлечением иллюстративного материала, презентаций. Практическая часть занимает основное время занятия и включает в себя отработку умений и навыков работы с материалами и инструментами, изготовление изделий, освоение различных техник рисования. Дети учатся работать по шаблонам, точности исполнения работ, эстетично оформлять работы. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями (Приложение №3), а также перерывам на физкультминутки (Приложение № 4). В конце занятия проводится анализ работ учащихся. Дети высказывают мнение о своей работе и работах других учащихся, отмечают достоинства и недостатки.


На занятиях предусматриваются индивидуальная и групповая формы организации учебной деятельности. Объяснение нового материала и общие практические навыки даются всей группе, а отработка необходимых навыков и умений в основном проходит в индивидуальной форме, которая также позволяет обучать детей изготовлению более сложных работ.






Глоссарий профессиональных терминов:


Бумажный тоннель - набор вырезанных из бумаги или картона листов, установленных друг за другом таким образом, что создается иллюзия глубины и перспективы.

Вытынанка - вид украинского народного декоративного искусства. Это орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги.

Граттаж - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Дудлинг - это способ создания простых форм и фигур, таких как: точки, круги, изогнутые линии.

Зентангл - это техника рисования повторяющихся узоров, которые затем складываются в абстрактное изображение.



4.4 Методические материалы (представлены в отдельной папке):

Методические материалы:

программа «Волшебные узоры»

программа «Калейдоскоп творчества»

программа «Сказочный мир рисования»


Планы занятий:

Занятие «Кошечка на стуле».

Занятие «Птичка на ветке ».

Занятие «Волшебный замок»

Занятие «Кричащие зверушки».

Занятие «Замок мечты».

Занятие «Рыбка».

Занятие «Аквариум».

Занятие «Кактус».

Занятие «Веточка рябины».

Занятие «Парусная регата».

Занятие «Мышка»

Занятие «Коробочка - сюрприз»

Занятие «Подарок от души»

Открытое занятие «Брошь пион».

Методические разработки:

Методическая разработка «Волшебная кисточка»

Методическая разработка «Лето в пастельных тонах»

Дидактические игры, используемые при обучении школьников навыкам художественного творчества:

Дидактическая игра «Нарисуй портрет».

Дидактическая игра "Царство короля Палитры".

Дидактическая игра "Придумай сказку".

Дидактическая игра "Волшебный сундучок".

Дидактическая игра «В поисках сокровищ».

Дидактическая игра "Цветовой круг".

Опросники для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Мастер- классы:

«Роспись камней акрилом»

«Вытынанка».

«Работа с макетным ножом»

«Волшебный замок»

«Львёнок»

«Брошь пион»

«Бабочка»

- дидактический материал: раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и др. находятся в кабинете изостудии и размещаются в отдельном шкафу, в тематических папках;

Методы обучения применяемые при реализации программы:

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, показ, частично – поисковый, коллективное творчество.

Классификация методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Бабанского Ю.К.:

1.словесные (рассказ, лекция, беседа);

2.наглядные (иллюстрация, демонстрация);

3.практические (подготовка рабочего места, рисование, уборка, иные трудовые действия);

4.репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному);

5.методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога;

6.методы самоанализа и самооценки (рефлексия);

7. эвристический метод.

8. Формы обучения и виды занятий, применяемые при реализации программы: учебные занятия, интегрированные занятия, мастер-классы, индивидуальные и коллективные творческие проекты.


Формы обучения и виды занятий, применяемые при реализации программы: лекции, практические занятия, мастер-классы, индивидуальные и групповые творческие проекты;

Педагогические технологии:

Здоровьесберегающие: технология обеспечения социально- психологического благополучия ребенка. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.;

Технологии проектной деятельности: игровые проекты, повествовательные проекты;

Личностно - ориентированная технология: организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.


5. Иные компоненты

5.1Условия реализации программы-

Помещение изостудии.

Оборудование:

Дидактические раздаточные и фронтальные наглядные пособия по темам программы; шаблоны, образцы выполняемых работ.

Художественные материалы и инструменты: карандаши, ластики, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, контуры,; краски - акварельные, гуашевые; клей ПВА, ножницы; различные виды белой и цветной бумаги, картон.

Доска магнитная, магниты;

Музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями для детей.

Электронные образовательные ресурсы:

https://www.maam.ru/

https://infourok.ru/

https://prosveshhenie.ru/

https://portalpedagoga.ru/

https://www.igrushki-rukami-svoimi.ru/

https://art-fashn.ru/

https://kladraz.ru/



5.2 Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы:

Реализация программы в условиях дистанционного режима проводится с использованием платформы Zoom, видео-конференции, социальных сетей (Instagram, Viber, WatsApp), с использованием электронного образовательного ресурса по изучаемой теме.


5.3 Список литературы на основе которой составлена программа:

Бартон К.У. Бумагопластика - скульптурные формы./ Бартон К.У. – М:. Росмэн, 1992. – 117 с.

Горяева, Н.А. Изобразительное искусство / Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008. – 192с.

Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие [Текст] / Гусакова М.А. – М: Просвещение, 1982. – 190 с.

Каменева Е. Р. Какого цвета радуга. / Е. Р. Каменева -М.: Детская литература, 1971. – 230с.

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка/ Н.Г Ли - М.: Просвещение, 2003. – 346 с.

Соколова-Кубай Н.Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка./ Н.Н Соколова-Кубай. -М.: Культура и традиции, 2006. – 70 с.

Татарникова Т.А., Павловская Т.А. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области / Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская. –Иркутск. – 2016. – С. 21.

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок / Н.Н Ростовцев - М.: Дрофа, 1983. – 254 с. Шинковская К.А. Роспись по стеклу [Текст] / К.А. Шинковская – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2012. – 32 с.

Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе/ Е.В. Шорохов - М.: ПРЕСС КНИГА, 2006. – 279 с.


 

Список рекомендуемой литературы для педагога:


Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Э.М. Белютин

- М.: Просвещение, 1998. – 215 с.

Гусакова М.А. «Аппликация». – г. Москва: издательство «Просвещение», 1982 г. – 190 стр.

Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей». – г. Москва: издательство «Российское педагогическое агентство», 1998 г. – 105 стр.

Костерин Н.П. «Учебное рисование». - г. Москва: издательство «Просвещение», 1980 г. – 290 стр.

К.У Бартон. Бумагопластика - скульптурные формы./ Бартон К.У. – М:. Росмэн, 1992. – 117 с.

Соколова – Кубай Н. «Узоры из бумаги». – г. Тверь: издательство «Культура и традиции», 2006 г. – 79 стр.

Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе/ Е.В. Шорохов - М.: ПРЕСС КНИГА, 2006. – 279 с.







Список рекомендуемой литературы для детей:


Н.Н Соколова-Кубай. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка./ Соколова-Кубай Н.Н. -М.: Культура и традиции, 2006. – 70 с.

Переван Т.И. Сказка из бумаги / Т.И. Переван – М: «Полиграфиздат», 2003. – 45 с.

Суханова Н.П. Оригами/ Н.П. Суханова – М: «ОЛМА- ПРЕСС» , 2008.- 53 с.

Шматова О.В. Самоучитель рисования гуашью: экспресс – курс, учебное пособие / О.В. Шматова - М.: Э, 2016. – 80 с.

Шматова О.В. Самоучитель рисования акварелью: экспресс – курс, учебное пособие / О.В. Шматова - М.: Э, 2016. – 112 с.
















Календарный учебно-тематический план к программе «Грани творчества»


I год обучения


Месяцы


Наименование

разделов, тем

Всего часов

(объем)

Форма проведения

Формы промежуточной аттестации

I четверть


Раздел 1. «Рисунок»

44




Тема 1. «Основы композиции»

8



1

2.09

6.09



Правила композиции. Центр композиции. Упражнение «Ёжик на полянке»

1

1

Учебное занятие


2

7.09

8.09


Симметрия и асимметрия в композиции. Упражнение «Бабочка»

1

1

Учебное занятие


3

9.09

13.09


«Осенняя красота природы». Пастель

1

1

Учебное занятие


4

14.09

15.09

«Осенняя красота природы». Пастель

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Основы рисунка »

18



5

16.09

20.09

Основы штриховки в рисунке. Упражнение «Осенний лес»

1

1

Учебное занятие


6

21.09

22.09

Основы штриховки в рисунке. Упражнение «Осенний лес»

1

1

Учебное занятие


7

23.09

27.09

Светотень в рисунке. Упражнение «День - ночь»

1

1

Учебное занятие


8

28.09

29.09

«Красота Сибирского края» тематический рисунок

1

1

Учебное занятие


9

30.09

4.10

«Красота Сибирского края» тематический рисунок

1

1

Учебное занятие


10

5.10

6.10

Основы воздушной перспективы. Упражнение «Моя комната»

1

1

Учебное занятие


11

7.10

11.10

«Природа родного края». Пейзаж. Воскография

1

1

Учебное занятие


12

12.10

13.10

Пропорции человеческого лица. Рисунок на тему: «Портрет близкого человека»

1

1

Учебное занятие


13

14.10

18.10

Пропорции человеческого лица. Рисунок на тему: «Портрет близкого человека»

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Дудлинг, зентагл, стилизация»

12



14

19.10

20.10

Дудлинг. Упражнение «Совушки на ветке»

1

1

Учебное занятие


15

21.10

25.10

Дудлинг. Упражнение «Совушки на ветке»

1

1

Учебное занятие


16

26.10

27.10

Дудлинг. Упражнение «Павлин»

1

1

Учебное занятие


17

28.10

1.11

Дудлинг. Упражнение «Павлин»

1

1

Учебное занятие


Итого за I четверть

34



II четверть

18

2.11

3.11

Зентагл. Упражнение «Волшебный ковер»

1

1

Учебное занятие


19

4.11

8.11

Зентагл. Упражнение «Волшебный ковер»

1

1

Учебное занятие



Тема 4. «Необычные техники в графике»


6



20

9.11

10.11

Точечный рисунок. Тематический рисунок «Фрукты»

1

1

Учебное занятие


21

11.11

15.11

Фактурирование. Композиция на свободную тему.

1

1

Учебное занятие


22

16.11

17.11

Белым по черному. Упражнение «Ночной лес»

1

1

Учебное занятие



Раздел 2. «Живопись»

42




Тема 1. «Основы цветоведения»

8



23

18.11

22.11

Основы цветоведения. Цветовой круг

1

1

Учебное занятие


24

23.11

24.11

Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета

1

1

Учебное занятие


25

25.11

29.11

«В гостях у батюшки Байкала» тематический рисунок

1

1

Учебное занятие


26

30.11

1.12

«В гостях у батюшки Байкала» тематический рисунок

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Основы живописи»

6



27

6.12

2.12

Основы живописи. Смешивание цветов

1

1

Учебное занятие


28

7.12

8.12

Основы живописи. Локальные цвета.

1

1

Учебное занятие


29

9.12

13.12

«Новогодняя игрушка» гуашь

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Живописные жанры»

12



30

14.12

15.12

Жанры в живописи. Пейзаж. Тематический рисунок «Байкальский берег»

1

1

Учебное занятие


31

16.12

20.12

Жанры в живописи. Пейзаж. Тематический рисунок «Зимние просторы»

1

1

Учебное занятие


32

21.12

22.12

Жанры в живописи. Натюрморт. Тематический рисунок «Натюрморт художника»

1

1

Учебное занятие


33

23.12

27.12

Жанры в живописи. Натюрморт. Тематический рисунок «Натюрморт художника»(Самостоятельная работа)

1

1

Учебное занятие

Промежуточная аттестация

34

28.12

10.01

Анималистика. Тематический рисунок «Зимующие птички»

1

1

Учебное занятие


Итого за II четверть

34



III четверть

35

11.01

12.01

Анималистика. Тематический рисунок «Зимующие птички»

1

1

Учебное занятие



Тема 4. «Живописные техники»

8



36

13.01

17.01

Аля прима. Тематический рисунок «Фантастические цветы»

1

1

Учебное занятие


37

18.01

19.01

Резерваж. Тематический рисунок «Синичка - воробью сестричка»

1

1

Учебное занятие


38

20.01

24.01

Живописные техники. Гуашевая заливка с переходом цвета. Тематический рисунок «Мечты о море»

1

1

Учебное занятие


39

25.01

26.01

Фрактальная живопись. Тематический рисунок «Мозаика»

1

1

Учебное занятие



Тема 5. « Необычные техники в живописи »

8



40

27.01

31.01

Монотипия. Упражнение «Бабочка»

1

1

Учебное занятие


41

1.02

2.02

Акварель с солью. Упражнение «Полярная ночь»

1

1

Учебное занятие


42

3.02

7.02

Пуантилизм. Упражнение «Попугай»

1

1

Учебное занятие


43

8.02

9.02

Кляксография. Упражнение «Волшебное дерево»

1

1

Учебное занятие



Раздел 3. «Бумагопластика»

52




Тема 1. «Бумажное вырезание»

8



44

10.02

14.02

Бумажное вырезание. «Защитники отечества» декоративный коллаж

1

1

Учебное занятие


45

15.02

16.02

Бумажное вырезание. «Защитники отечества» декоративный коллаж

1

1

Учебное занятие


46

17.02

21.02

Бумажное вырезание. Упражнение «Виноград»

1

1

Учебное занятие


47

22.02

23.02

Бумажное вырезание. Упражнение «Зверята»

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Бумажная аппликация»

10



48

24.02

28.02

Бумажные ленточки. Открытка «Поздравляю от души»

1

1

Учебное занятие


49

1.03

2.03

Бумажные ленточки. Открытка «Поздравляю от души»

1

1

Учебное занятие


50

3.03

7.03

«Поздравление с весною» изготовление подарков для членов семьи

1

1

Учебное занятие


51

8.03

9.03

Бумажная аппликация. Объемная аппликация. Упражнение «Осьминог»

1

1

Учебное занятие


52

10.03

14.03

Бумажная аппликация. Объемная аппликация. Коллаж «Моя улица»

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Оригами»

8



53

15.03

16.03

Оригами. Простые схемы. Упражнение «Бумажные звери»

1

1

Учебное занятие


54

17.03

21.03

Оригами. Упражнение «Кричащие зверушки»

1

1

Учебное занятие


55

22.03

23.03

Оригами. Простые схемы. Упражнение «Бумажные растения»

1

1

Учебное занятие


56

24.03

28.03

Оригами. Простые схемы. Коллаж из фигур на свободную тему.

1

1

Учебное занятие


Итого за III четверть

44



IV четверть


Тема 4. «Вытынанка»

10



57

29.03

30.03

Вытынанка. Основы. Упражнение «Вазон»

1

1

Учебное занятие


58

31.03

4.04

Вытынанка. Основы. Упражнение «Папоротник»

1

1

Учебное занятие


59

5.04

6.04

Вытынанка. Основы. Упражнение «Вазон»

1

1

Учебное занятие


60

7.04

11.04

Вытынанка с элементами объемной аппликации. Работа с шаблоном.

1

1

Учебное занятие


61

12.04

13.04

Вытынанка с элементами объемной аппликации. Работа с шаблоном.

1

1

Учебное занятие



Тема 5. «Макетирование»

8



62

14.04

18.04

Основы моделирования. Работа с объёмом. Упражнение «Коробочка - сюрприз»

1

1

Учебное занятие


63

19.04

20.04

Основы моделирования. Работа с объёмом. Упражнение «Бумажный дом»

1

1

Учебное занятие


64

21.04

25.04

Основы моделирования. Работа с объёмом . Поделка из бумажных полос « Мышка »

1

1

Учебное занятие


65

26.04

27.04

Основы моделирования. Работа с объёмом . Поделка из бумажных полос с навесным креплением « Сова »

1

1

Учебное занятие



Тема 6. «Бумажный тоннель»

8



66

28.04

2.05

Бумажный тоннель с объемной рамкой «Птичка на ветке»

1

1

Учебное занятие


67

3.05

4.05

Бумажный тоннель в два слоя «Парусная регата»

1

1

Учебное занятие


68

5.05

9.05

Бумажный тоннель в два слоя с объёмной рамкой «Избушка в лесу»

1

1

Учебное занятие


69

10.05

11.05

Бумажный тоннель в два слоя с объёмными украшениями «Сказочный замок»

1

1

Учебное занятие



Раздел 4. «Итоговые работы»

6



70

12.05

16.05

Итоговая творческая работа. Коллаж «Летнее настроение»

1

1

Учебное занятие

Итоговая аттестация

71

19.05

18.05

Итоговая творческая работа. Коллаж «Летнее настроение»

1

1

Учебное занятие


72

24.05

23.05

Итоговая творческая работа. Коллаж «Летнее настроение»

1

1

Учебное занятие


Итого за IV четверть

32



Всего по программе

144





II год обучения

Месяцы


Наименование

разделов, тем

Всего часов

(объем)

Форма проведения

Формы промежуточной аттестации







Раздел 1. «Рисунок»

36




Тема 1. «Основы композиции»

8



1

сентябрь

Правила композиции. Центр композиции. Упражнение «Ёжик на полянке»

1

1

Учебное занятие


2

сентябрь

Симметрия и асимметрия в композиции. Упражнение «Бабочка»

1

1

Учебное занятие


3

сентябрь

Статика и динамика в композиции. Упражнение «Дерево»

1

1

Учебное занятие


4

сентябрь

Статика и динамика в композиции. Упражнение «Дерево»

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Основы рисунка»

16



5

сентябрь

Основы штриховки в рисунке. Упражнение «Мохнатые ёлочки»

1

1

Учебное занятие


6

сентябрь

Основы штриховки в рисунке. Упражнение «Белочка в лесу»

1

1

Учебное занятие


7

октябрь

Светотень в рисунке. Упражнение «Котик на крыше»

1

1

Учебное занятие


8

октябрь

Светотень в рисунке. Упражнение «День и ночь»

1

1

Учебное занятие


9

октябрь

Светотень в рисунке. Упражнение «Козлик на прогулке»

1

1

Учебное занятие


10

октябрь

Светотень в рисунке. Упражнение «Яблоко на окне»

1

1

Учебное занятие


11

октябрь

Основы воздушной перспективы. Упражнение «Кошечка на стуле»

1

1

Учебное занятие


12

октябрь

Основы воздушной перспективы. Упражнение «Кошечка на стуле»

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Дудлинг, зентагл, стилизация»

6



13

октябрь

Дудлинг. Упражнение «Совушки на ветке»

1

1

Учебное занятие


14

ноябрь

Дудлинг. Упражнение «Павлин»

1

1

Учебное занятие


15

ноябрь

Зентагл. Упражнение «Волшебный ковер»

1

1

Учебное занятие



Тема 4. «Нетрадиционные техники в графике»


6



16

ноябрь

Точечный рисунок. Упражнение «Щенок»

1

1

Учебное занятие


17

ноябрь

Штриховка по текстурной поверхности. Упражнение «Волшебный сад»

1

1

Учебное занятие


18

ноябрь

Белым по черному. Упражнение «Ночной лес»

1

1

Учебное занятие



Раздел 2. «Живопись»

40




Тема 1. «Основы цветоведения»

6



19

ноябрь

Основы цветоведения. Цветовой круг

1

1

Учебное занятие


20

декабрь

Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета

1

1

Учебное занятие


21

декабрь

Основы цветоведения. Контраст.

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Основы живописи»

14



22

декабрь

Основы живописи. Смешивание цветов

1

1

Учебное занятие


23

декабрь

Основы живописи. Смешивание цветов

1

1

Учебное занятие


24

декабрь

Основы живописи. Локальные цвета.

1

1

Учебное занятие


25

декабрь

Основы живописи. Локальные цвета.

1

1

Учебное занятие


26

декабрь

Основы живописи. Монохромный рисунок.

1

1

Учебное занятие


27

декабрь

Основы живописи. Монохромный рисунок

1

1

Учебное занятие


28

декабрь

Основы живописи. Пастельные оттенки.

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Живописные жанры»

6



29

декабрь

Жанры в живописи. Пейзаж. Тематический рисунок «На природе»

1

1

Учебное занятие


30

декабрь

Жанры в живописи. Пейзаж. Тематический рисунок «Зимние просторы»

1

1

Учебное занятие

Промежуточное тестирование

31

январь

Жанры в живописи. Натюрморт. Тематический рисунок «Чаепитие»

1

1

Учебное занятие



Тема 4. «Живописные техники»

8



32

январь

Живописные техники. Аля прима. Тематический рисунок «Фантастические цветы»

1

1

Учебное занятие


33

январь

Живописные техники. Резерваж. Тематический рисунок «Расписной платок»

1

1

Учебное занятие


34

январь

Живописные техники. Резерваж. Тематический рисунок «Расписной платок»

1

1

Учебное занятие


35

январь

Живописные техники. Гуашевая заливка с переходом цвета. Тематический рисунок «Мечты о море»

1

1

Учебное занятие



Тема 5. « Нетрадиционные техники в живописи »

6



36

январь

Необычные техники в живописи. Монотипия. Упражнение «Бабочка»

1

1

Учебное занятие


37

февраль

Акварель с солью. Упражнение «Полярная ночь»

1

1

Учебное занятие


38

февраль

Необычные техники в живописи. Пуантилизм. Упражнение «Попугай»

1

1

Учебное занятие



Раздел 3. «Бумагопластика»

32




Тема 1. «Бумажное вырезание»

4



39

февраль

Бумажное вырезание. Упражнение «Гусеница»

1

1

Учебное занятие


40

февраль

Бумажное вырезание. Упражнение «Гусеница на клумбе»

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Бумажная аппликация»

4



41

февраль

Бумажная аппликация. Бумажные ленточки. Упражнение «Львёнок»

1

1

Учебное занятие


42

февраль

Бумажная аппликация. Аппликация из кругов. Упражнение «Краб»

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Оригами»

4



43

март

Оригами. Упражнение «Кричащие зверушки»

1

1

Учебное


44

март

Оригами. Простые схемы. Коллаж «Птички на ветке»

1

1

Учебное занятие



Тема 4. «Вытынанка»

4



45

март

Вытынанка. Основы. Упражнение «Вазон»

1

1

Учебное занятие


46

март

Вытынанка. Основы. Упражнение «Папоротник»

1

1

Учебное занятие



Тема 5. «Основы моделирования»

8



47

март

Основы моделирования. Работа с объёмом. Упражнение «Коробочка - сюрприз»

1

1

Учебное занятие


48

март

Основы моделирования. Работа с объёмом. Упражнение «Домик»

1

1

Учебное занятие


49

март

Основы моделирования. Работа с объёмом. Упражнение «Домик»

1

1

Учебное занятие


50

март

Основы моделирования. Работа с объёмом. Упражнение «Зверята из квадрата»

1

1

Учебное занятие



Тема 6. «Бумажный тоннель»

8



51

март

Бумажный тоннель с объемной рамкой «Сова на ветке»

1

1

Учебное занятие


52

март

Бумажный тоннель с объемной рамкой «Сова на ветке»

1

1

Учебное занятие


53

март

Бумажный тоннель в два слоя с навесным украшением «Замок»

1

1

Учебное занятие


54

март

Бумажный тоннель в два слоя с навесным украшением «Замок»

1

1

Учебное занятие



Раздел 4. «Пластилин»

30




Тема 1. ««Лепка на форме»


6



55

март

Лепка. Поделка «Кактус»

1

1

Учебное занятие


56

апрель

Лепка. Поделка «Брелок»

1

1

Учебное занятие


57

апрель

Лепка. Поделка «Кулон»

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Лепка из колец»

6



58

апрель

Лепка. Поделка «Ваза»

1

1

Учебное занятие


59

апрель

Лепка. Поделка «Корзинка»

1

1

Учебное занятие


60

апрель

Лепка. Поделка «Овечка»

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Пластилиновая живопись»


6



61

апрель

Лепка. Поделка «Подсолнухи»

1

1

Учебное занятие


62

апрель

Лепка. Поделка «Закат на море»

1

1

Учебное занятие


63

апрель

Лепка. Поделка «Закат на море»

1

1

Учебное занятие



Тема 4. «Модульная лепка»

6



64

апрель

Лепка. Поделка «Бабочка»

1

1

Учебное занятие


65

апрель

Лепка. Поделка «Букет»

1

1

Учебное занятие


66

апрель

Лепка. Поделка «Поляна»

1

1

Учебное занятие



Тема 5. «Смешанная техника»

6



67

апрель

Лепка. Поделка «Медальон»

1

1

Учебное занятие


68

май

Лепка. Поделка «Торцевание»

1

1

Учебное занятие


69

май

Лепка. Поделка «Торцевание»

1

1

Учебное занятие



Раздел 6. «Итоговые работы»

6




Тема 1. «Итоговая работа по рисунку»

2



70

май

Итоговая творческая работа. Графика.

1

1

Учебное занятие

Итоговая аттестация


Тема 2. «Итоговая работа по живописи»

2



71

май

Итоговая творческая работа. Живопись

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Итоговая работа по бумагопластике»

2



72

май

Итоговая творческая работа Бумагопластика

1

1

Учебное занятие



Всего по программе

144





III год обучения

Месяцы


Наименование

разделов, тем

Всего часов

(объем)

Форма проведения

Формы промежуточной аттестации


Раздел 1. «Рисунок»

44




Тема 1. «Композиция»

10



1

сентябрь

Правила композиции. Центр композиции. Упражнение «Ёжик на полянке»

1

1

Учебное занятие


2

сентябрь

Симметрия и асимметрия в композиции. Упражнение «Бабочка»

1

1

Учебное занятие


3

сентябрь

«Осенняя красота природы». Пастель

1

1

Учебное занятие


4

сентябрь

«Осенняя красота природы». Пастель

1

1

Учебное занятие


5

сентябрь

«Осенний натюрморт». Пастель

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Рисунок »

20



6

сентябрь

Основы штриховки в рисунке. Упражнение «Осенний лес»

1

1

Учебное занятие


7

сентябрь

Основы штриховки в рисунке. Упражнение «Осенний лес»

1

1

Учебное занятие

6

8

сентябрь

Основы штриховки в «Городской пейзаж»

1

1

Учебное занятие


9

октябрь

Светотень в рисунке. Упражнение «День - ночь»

1

1

Учебное занятие


10

октябрь

«Красота Сибирского края» тематический рисунок

1

1

Учебное занятие


11

октябрь

«Красота Сибирского края» тематический рисунок

1

1

Учебное занятие


12

октябрь

Основы воздушной перспективы. Упражнение «Моя комната»

1

1

Учебное занятие


13

октябрь

«Природа родного края». Пейзаж. Воскография

1

1

Учебное занятие


14

октябрь

Пропорции человеческого лица. Рисунок на тему: «Портрет близкого человека»

1

1

Учебное занятие


15

октябрь

Пропорции человеческого лица. Рисунок на тему: «Портрет близкого человека»

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Дудлинг, зентагл, стилизация»

8



16

октябрь

Дудлинг. Упражнение «Совушки на ветке»

1

1

Учебное занятие


17

ноябрь

Дудлинг. Упражнение «Павлин»

1

1

Учебное занятие


18

ноябрь

Зентагл. Упражнение «Волшебный ковер»

1

1

Учебное занятие


19

ноябрь

Зентагл. Упражнение «Волшебный ковер»

1

1

Учебное занятие



Тема 4. «Нетрадиционные техники в графике»


6



20

23 ноябрь

Точечный рисунок. Тематический рисунок «Кошка»

1

1

Учебное занятие


21

25 ноябрь

Фактурирование. Композиция на свободную тему.

1

1

Учебное занятие


22

30 ноябрь

Белым по черному. Упражнение «Ночной лес»

1

1

Учебное занятие



Раздел 2. «Живопись»

42




Тема 1. «Цветоведение»

6



23

2 декабрь

Цветоведение. Цветовой круг. Дополнительные цвета.

1

1

Учебное занятие


24

7 декабрь

Цветоведение. Цветовой круг. Комплементарные цвета.

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Основы живописи»

18



25

16 декабрь

Основы живописи. Смешивание цветов.

1

1

Учебное занятие


26

16 декабрь

Основы живописи. Смешивание цветов.

1

1

Учебное занятие


27

16 декабрь

Основы живописи. Акварель.

1

1

Учебное занятие


28

16 декабрь

Основы живописи. Акварель.

1

1

Учебное занятие


29

16 декабрь

Основы живописи. Гуашь.

1

1

Учебное занятие


30

16 декабрь

Основы живописи. Гуашь.

1

1

Учебное занятие


31

16 декабрь

Основы живописи. Акрил.

1

1

Учебное занятие


32

декабрь

Основы живописи. Локальные цвета.

1

1

Учебное занятие


33

декабрь

«Новогодняя игрушка» гуашь

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Живописные жанры»

6



34

декабрь

Жанры в живописи. Пейзаж. Тематический рисунок «Байкальский берег»

1

1

Учебное занятие


35

декабрь

Жанры в живописи. Натюрморт. Тематический рисунок «Натюрморт художника»

1

1

Учебное занятие


36

январь

Анималистика. Тематический рисунок «Зимующие птички»

1

1

Учебное занятие



Тема 4. «Живописные техники»

6



37

январь

Аля прима. Тематический рисунок «Фантастические цветы»

1

1

Учебное занятие


38

январь

Резерваж. Тематический рисунок «Синичка - воробью сестричка»

1

1

Учебное занятие


39

январь

Фрактальная живопись. Тематический рисунок «Мозаика»

1

1

Учебное занятие



Тема 5. « Нетрадиционные техники в живописи »

8



40

февраль

Монотипия. Упражнение «Бабочка»

1

1

Учебное занятие


41

февраль

Акварель с солью. Упражнение «Полярная ночь»

1

1

Учебное занятие


42

февраль

Пуантилизм. Упражнение «Попугай»

1

1

Учебное занятие


43

февраль

Кляксография. Упражнение «Волшебное дерево»

1

1

Учебное занятие



Раздел 3. «Декоративно-прикладное творчество»

52




Тема 1. «Бумажная аппликация»

10



44

февраль

Бумажное вырезание. «Защитники отечества» декоративный коллаж

1

1

Учебное занятие


45

февраль

Бумажное вырезание. «Защитники отечества» декоративный коллаж

1

1

Учебное занятие


46

февраль

Бумажные ленточки. Открытка «Поздравляю от души»

1

1

Учебное занятие


47

февраль

Бумажные ленточки. Открытка «Поздравляю от души»

1

1

Учебное занятие


48

февраль

«Поздравление с весною» изготовление подарков для членов семьи

1

1

Учебное занятие



Тема 2. «Пейп-арт»

12



49

март

Скручивание жгутов. Подготовка.

1

1

Учебное занятие


50

март

Создание декоративной тарелки на свободную тему.

1

1

Учебное занятие


51

март

Создание декоративной тарелки на свободную тему.

1

1

Учебное занятие


52

март

Создание декоративной вазы на свободную тему.

1

1

Учебное занятие


53

март

Создание декоративной вазы на свободную тему.

1

1

Учебное занятие


54

март

Создание декоративной шкатулки на свободную тему.

1

1

Учебное занятие



Тема 3. «Батик»

20



55

март

Узелковый батик. Начальные узлы.

1

1

Учебное занятие


56

март

Узелковый батик. Усложненные узлы.

1

1

Учебное занятие


57

март

Холодный батик. Разработка эскизов.

1

1

Учебное занятие


58

март

Холодный батик. Нанесение резерва.

1

1

Учебное занятие


59

март

Холодный батик. Покраска.

1

1

Учебное занятие


60

март

Горячий батик. Разработка эскизов.

1

1

Учебное занятие


61

март

Холодный батик. Разработка эскизов.

1

1

Учебное занятие


62

март

Горячий батик. Нанесение резерва и покраска.

1

1

Учебное занятие


63

март

Горячий батик. Нанесение резерва и покраска.

1

1

Учебное занятие


64

март

Горячий батик. Вытапливание резерва.

1

1

Учебное занятие



Тема 4. «Витраж»

10



65

март

Витраж. Разработка эскизов.

1

1

Учебное занятие


66

апрель

Витраж. Разработка эскизов.

1

1

Учебное занятие


67

апрель

Витраж. Нанесение контура.

1

1

Учебное занятие


68

апрель

Витраж. Покраска.

1

1

Учебное занятие


69

апрель

Витраж. Покраска.

1

1

Учебное занятие



Раздел 4. «Итоговые работы»

6



70

май

Итоговая творческая работа. Коллаж «Летнее настроение»

1

1

Учебное занятие

Итоговая аттестация

71

май

Итоговая творческая работа. Коллаж «Летнее настроение»

1

1

Учебное занятие


72

май

Итоговая творческая работа. Коллаж «Летнее настроение»

1

1

Учебное занятие



Всего по программе

144















Приложение№1

Раздел/ месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

ИТОГО

Раздел 1.

6

8

8







22

Раздел 2.



1

9

7

3




20

Раздел 3.






5

10

8

4

27

Раздел 4.









3

3

Промежуточная аттестация




V





V


Всего

(за месяц)

6

8

9

9

7

8

10

8

7

144













Приложение № 2

Результаты диагностики успеваемости учащихся

Группа №

ФИО учащихся

Входная диагностика

(max 3 б.)

Текущий контроль/ разделы (max 5 б.)

Промежуточная аттестация

(max 3 б.)

Участие в выставках, конкурсах и т.д.


Основы рисунка

Основы живописи

Бумагопластика

Итоговые работы



1











2











3











4











5











6











7











8











9











Приложение№4



Общие правила техники безопасности работы в объединении «Грани творчества»

1. Работу начинайте только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к вам, приостановите работу. Не отвлекайтесь во время работы.

2. Не пользуйтесь инструментами, правила обращения, с которыми вами не изучены.

3. Употребляйте инструмент только по назначению.

4. Не работайте неисправным инструментом.

5. При работе пользуйтесь инструментом так, как показал педагог.

6. Инструменты и оборудование храните в предназначенном для этого месте. 7. Содержите в чистоте и порядке своё рабочее место.

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.











Приложение№5

Физкультминутки.

Упражнение 1.

И. п. - ноги врозь, руки в стороны ладонями вниз.

1. Повернуть ладони вниз и прогнуться в грудном отделе позвоночника – вдох.

2. Вернуться в и. п. – выдох.

Упражнение 2

. И. п. – ноги врозь, руки на поясе, сделать вдох.

1. Наклонить голову вперед – выдох.

2. Выпрямить шею – вдох. Аналогично выполнять движения назад и в стороны.

Упражнение 3.

И. п. то же.

Круговые движения головой поочередно вправо и влево. Дыхание произвольное.

Упражнение 4.

И. п. – стоя, ноги чуть врозь, руки опущены.

1. Руки перед собой - вдох.

2. Руки вверх и через стороны медленно опустить вниз- медленный выдох.

Упражнение 5.

И. п. – то же.

1. Круговые движения руками во фронтальной плоскости (перед лицом). Дыхание произвольное.

2. Аналогично в боковой плоскости.

Упражнение 6.

И. п. – стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях перед собой.

"Бокс руками"

Упражнение 7.

И. п. – "ходьба" на месте с высоким подниманием колен на носках и на пятках по 30 секунд.

Каждое упражнение повторять по 3-4 раза.





















































Приложение№6

В объединения второго и последующего годов обучения могут быть зачислены дети, успешно прошедшие промежуточную аттестацию.

Протокол промежуточной аттестации учащихся за 202_-202_ уч.г.


Дата проведения _____________________________________________

Название детского объединения____________________________________________

ФИО педагога______________________________________________________

Группа____________________________________________________________

Форма проведения__________________________________________________

Члены комиссии____________________________________________________________________________________________________________________________


No п/п




ФИО учащегося




Год

обучения



Форма

аттестации



Итоги

аттестации

(высокий, средний,

низкий уровень)














По итогам промежуточной аттестации _______ учащихся переведены на следующий год обучения.


Подпись педагога________________________/_________________________/

Подпись членов комиссии_________________/_________________________/

_________________/___________________________

/_________________/________________________








Приложение№7


Протокол итоговой аттестации учащихся за 202_-202_ уч.г.


Дата проведения _____________________________________________

Название детского объединения____________________________________________

ФИО педагога______________________________________________________

Группа____________________________________________________________

Форма проведения__________________________________________________

Члены комиссии____________________________________________________________________________________________________________________________


No п/п




ФИО учащегося




Год

обучения



Форма

аттестации



Итоги

аттестации

(высокий, средний,

низкий уровень)














Прошли итоговую аттестацию_______ учащихся


Подпись педагога________________________/_________________________/

Подпись членов комиссии_________________/_________________________/

_________________/___________________________

/_________________/________________________









48


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации