Дополнительная общеобразовательная программа кружка «SpeechБлог» (7 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования им.Л.Е. Лукиной»
МР «Горный улус» РС (Я)
Принята на заседании Утверждаю: Директор МБУ ДО
методического совета «ЦДО им.Л.Е. Лукиной»
Протокол № ____ ____________ А.М. Колесова
«___ » _______ 2021г. «___» ____________2021г.
Дополнительная общеобразовательная
программа кружка
«SpeechБлог»
Возраст обучающихся: 11- 17лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик: Заровняева Флоренция Ильинична педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
с. Бердигестях 2021г.
Оглавление
Организационно-педагогические основы обучения. 7
Контроль результатов учебно-воспитательной работы 8
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЫ 9
2.1. Учебно-тематический план первого года обучения 9
Как ни крути, а довольно сложно представить свою жизнь без телевидения. Мы ругаем его за рекламу и скандальные шоу, обсуждаем последние новости в мире и все же не можем представить себе жизнь без телевидения полностью. В развитых странах наличие телевизора является практически обязательным пунктом жизни. И при этом примерно 7 часов в сутки наши телевизоры находятся во включенном режиме. Конечно, если верить статистике.
Мы помним ведущих новостных и развлекательных телепередач, ориентируемся на людей, которые с экранов телевизоров вещают информацию. Некоторые им подражают, некоторые перенимают у них лучшие качества, желая выглядеть и говорить точно так же как и они. Безусловно, не всегда только положительные эмоции присутствуют при просмотре телепрограмм и их ведущих, но не смотря на резонанс, телевидение не перестает интересовать многих из нас.
Главные задачи телеведущего — информировать, развлекать, завлекать. И те, кто свою жизнь не представляет без этих составляющих всегда могут пройти обучение мастерству телеведущего. Для этого совершенно не важно находится в каком-то определенном возрасте или жить в определенном городе конкретной страны. Это же касается и образования, полученного до посещения курса телеведущего.
Основы ораторского искусства, техники речи, мастерство жестикуляции, умение свободно вести диалог, а так же держаться перед аудиторией, камерой предполагают все курсы телеведущих. Главные моменты, изучение которых предполагает данная дисциплина:
работа с голосом, техника речи;
дикторское мастерство и техника речи;
правильное дыхание;
жестикуляция;
прическа, грим, цветовая гамма одежды ведущего;
работа с текстом и суфлером и т.д.
Таким образом, пройдя курс мастерства телеведущего можно не только получить популярность, признание публики, но и приобрести незаменимый опыт, открыть в себе не развитые способности и максимум потенциала для дальнейшей самореализации себя в качестве ведущего и личности в целом.
Направление данной программы является комбинированным: социально-педагогическое и техническое, и в этом ее новизна или отличительная особенность. В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Развитие цифровых технологий идёт быстрыми темпами. 4 Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни. Очевидно, что вслед за «демократизацией» сетевых технологий (рост доступности Интернета) и технологий связи (введение в широкий обиход мобильных телефонов) наступает время «демократизации» телевидения. Постепенно телевидение превращается в средство коммуникации, доступное для всех желающих. Следовательно, уже сегодня необходимо обучать детей технологии телевидения - это предоставит им значительные конкурентные преимущества на рынке коммуникаций в будущем. В своей работе я принципиальное значение уделяю проектной научно-технической ценности фото- видеоизображения, кадра, с дальнейшим выходом электронных и печатных публикаций, создание электронного портфолио в виде участия в конкурсах исследовательских работ. В качестве образцов использую шедевры мировой живописи и кинематографа, что считаю исключительно важным фактором в формирования личности подростка. Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена к эфиру только общими усилиями большого творческого коллектива. Успех, зрительское внимание приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи. С другой стороны, телевидение сегодня занимает все большее коммуникационное поле, оказывает все большее воздействие на аудиторию.
Программа «SpeechБлог» направлена на обеспечение эмоционального благополучия обучающегося, снятие физического и психического утомления после учебной нагрузки и позволяет решать комплекс задач, связанных с развитием личности ребенка:
формирует актерское мастерство, тренирует психофизический аппарат, что способствует снятию мышечных зажимов и обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка;
все виды практической деятельности, предусмотренные программой «» являются одним из условий формирования личностного самоопределения воспитанников в дальнейшем профессиональном выборе и успешной самореализации в будущем.
В своей образовательной деятельности, наряду с традиционной методикой обучения, педагог применяет новые педагогические технологии обучения и воспитания - это информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, личностно-ориентированное обучение, исследовательские технологии, развивающее обучение, что позволяет несомненно повысить эффективность и качество обучения, способствует творческому развитию мышления и активизирует самостоятельную деятельность учащихся.
Базовой основой для проектирования данной программы являются нормативные и правовые акты:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (от 29.08.2013 г.);
- Закон РС(Я) «О правах ребенка» (от 01.07.1994 г. З № 23-10);
- Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. 1401-3 N 359-V «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» (с изменениями и дополнениями);
- Стратегия действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) (от 14 декабря 2012 года № 1769);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.08.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом МБУ ДО «Центр дополнительного образования им.Л.Е. Лукиной».
Актуальность программы
Актуальные реалии современного мироустройства таковы, что нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, которые требуют умения решать возникающие новые, нестандартные проблемы, в том числе в области коммуникации и сотрудничества. Время требует активных, предприимчивых, деловых людей.
Данная программа направлена на формирование именно таких качеств, т.к. ведущий должен уметь быстро принимать решения, находить выход из нестандартных ситуаций, общаться с большим количеством людей. В этом актуальность программы.
Не вызывает сомнения, и то, что творчество – одна из главных движущих сил в организации социальной и нравственной жизни людей. Ведь человек творческий, обладающий многими компетенциями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, межличностного, делового, профессионального общения. Эти компетенции не даются нам готовыми при рождении, их необходимо развивать. Но при существующей системе образования и воспитания у большинства детей возникает справедливое противоречие между школьным опытом, его установками на обучение как получение готовых знаний и требованиями в постоянном творческом поиске способов самореализации и адекватных моделей поведения, предъявляемыми обществом.
Новизна программыНовизна данной программы заключается в гармоничном соединении следующих педагогических технологий:
технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.С), согласно которой, мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию;
технологии исследовательского обучения (Дж. Брунер), согласно которой воспитанники самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде;
проектной технологии (Дж. Дьюи), согласно которой, итогом комплексной деятельности всех участников работы над проектом является творческий продукт совместного труда.
А также в интеграции различных видов деятельности: сценическое движение, сценическая речь, грим, актерское мастерство, мастерство ведущего.
Цели и задачиЦель программы:
Создание условий для личностного самоопределения обучающихся на основе ценностей и компетенций по разработке и реализации социально значимых творческих проектов, досуговых программ и готовности осуществлять творческую практику, обеспечивающую их личностное самоопределение.
Задачи:
Образовательные:
формировать универсальные учебные действия, определяющие способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира;
учить способам организации коллективной творческой деятельности;
формировать компетенции по созданию одного из видов проектных работ – социально значимых творческих проектов досуговых программ.
Развивающие:
развивать способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
развивать социальные компетенции: учить умению собрать вокруг себя людей, и организовать на какой либо вид деятельности;
развивать способность к самостоятельному обретению новых знаний и умений;
развивать коммуникативные компетенции: учить навыкам общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать.
Воспитательные:
воспитывать необходимость осознания особенностей собственного поведения, а затем и личностных качеств;
формировать личностные ценности: толерантность, целеустремленность, активность, коммуникативность и др.;
обеспечить приобретение позитивного опыта освоения социальных ролей.
Организационно-педагогические основы обучения.Возраст обучающихся:
Образовательная общеразвивающая программа «SpeechБлог» рассчитана на детей 11-17 лет.
Срок реализации:
Учебный год длиться с 1 сентября по 31 мая, всего 36 недель.
Каждое занятие состоит из 2-х академических часов, каждый из которых равен по времени 40 минутам активного обучения обучающихся. Между занятиями делается перерыв 10 мин. для отдыха обучающихся и проветривания помещений. Перерыв между разными группами – 20 мин.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм.
Формы и методы обученияФормы и методы занятий: беседа, творческое общение, индивидуальное общение, лекция, демонстрация-объяснение, практическое занятие, съёмки телепрограмм, сюжетное построение, тренинги, игры, просмотр видеороликов с последующим анализом их речевого сопровождения; проблемный разбор самого удачного/неудачного репортажа месяца; встречи с работниками СМИ, участие в дебатах, в различных конкурсах, чтениях.
Это индивидуальная и групповая формы работы; активное использование игровых форм (интерактивные, ролевые, деловые игры) и таких методов, диспут, проектный метод. Это и опросные методы, необходимые для эффективного проведения рефлексии, как в ходе занятий, так и по результатам проведенной работы. Это и посещение спектаклей, концертных и праздничных программ, участие в конкурсах профессионального мастерства. И, конечно, активное использование в работе информационных технологий, без которых практически невозможно реализовать себя современному ведущему.
Ожидаемые результатыК концу обучения формируется дружелюбная социально-активная личность подростка, обладающая организаторскими способностями, лидерскими качествами, способная к самореализации в процессе организации досуга и социально значимой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе являются:
- овладение практическими умениями и навыками проведения социально-значимых мероприятий, алгоритмом действий разработки и создания творческого проекта досуговой программы.
- овладение знаниями основы теории ораторского искусства: стили ораторской речи; средства выразительности и качества речи; композиция ораторской речи; средства общения (вербальные и невербальные);
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в социально-значимой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование коммуникативных потребностей, ценностей;
- формирование лидерских качеств, организаторских способностей;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности;
Контроль результатов учебно-воспитательной работыСпособы проверки результатов:
1 Педагогическое наблюдение.
2 Контрольные задания.
3 Анализ сохранности контингента.
4 Контрольный срез знаний, умений и навыков (ЗУН).
Формы подведения итогов:
1 Итоговые занятия.
2 Концерты.
3 Конкурсы, фестивали
Основными видами самостоятельной работы являются:
выполнение заданий разнообразного характера;
выполнение индивидуальных заданий;
изучение основной и дополнительной литературы;
поиск и сбор информации по дисциплине в периодических печатных и интернет-изданиях;
подготовка и написание рефератов, эссе, докладов и т.п.;
подготовка самопрезентации.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Введение. Особенности мастерства телеведущего. Редакторский коллектив, распределение обязанностей между членами объединения | 3 | - | 3 | лекция беседа
|
2. | Речевое дыхание. | 0,5 | 1,5 | 2 | лекция дискуссия |
3. | Культура речи журналиста | 2 | 10 | 12 | лекция практика игра |
4. | Постановка на публике и контакт с аудиторией | 1 | 2 | 3 | лекция практика игра |
5. | Энергетика речи и уверенность речи ведущего. | 1 | 1 | 2 | лекция практика |
6. | Владение содержанием речи. | 0,5 | 1,5 | 2 | лекция практика |
7. | Импровизация в речи. | 1 | 1 | 2 | лекция практика игра |
8. | Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры. | 5 | - | 5 | лекция дискуссия игра тест |
9. | Особенности детской тележурналистики. | 6 | - | 6 | лекция практика игра | | ||||||
10. | Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Коллаж по теме «Расскажи мне о себе». | 3 | 6 | 9 | лекция практика дискуссия семинар игра тест | | ||||||
11. | Основы работы с видеокамерой. | 3 | 3 | 6 | лекция практика тест | | ||||||
12. | Видеосъемка | - | 10 | 10 | лекция практика игра тест | | ||||||
13. | Работа со звуком | - | 8 | 8 | лекция практика игра
| | ||||||
14. | Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап». Экскурсия «кто имеет отношение к газетам?» | - | 10 | 10 | лекция практика дискуссия семинар игра тест | | ||||||
15. | Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | 4 | 6 | 10 | лекция практика
| | ||||||
16. | Проектная деятельность. 1. Поисковый этап. 2. Основной этап. 3. Итоговый этап. Защита творческих работ. | - | 9 | 9 | практика дискуссия | | ||||||
17. | Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. | - | 12 | 12 | практика дискуссия | | ||||||
18. | Мероприятия МБУ « ЦДО им. Л.Е. Лукиной» и участие в них. | - | 24 | 24 | практика | |||||||
19 | Итоговое повторение | 3 | 3 | 9 | игра тест | |||||||
ВСЕГО | | | 144ч | |
Введение. Особенности мастерства телеведущего. Редакторский коллектив, распределение обязанностей между членами объединения
Техника безопасности на телестудии и при выходе на съемочную площадку. Специфика работы на телеканале «БСТ». Журналистские профессии в системе СМИ. Профессиональная этика журналиста. Журналистика как система СМИ. Виды СМИ: печать, радио, телевидение, интернет. Источники информации. Методы сбора информации. Основные термины. СМИ, профессиональная этика, кодекс.
Использование технических средств в работе журналиста. Проведение интервью на съѐмочной площадке. Сбор информации. Раскадровка отснятого материала. Обработка информации.
Речевое дыхание. Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания (развитие правильного вдоха и правильного выдоха), бесшумный, короткий вдох, выдох – длительный, лавный.
Культура речи журналиста Понятие «культура речи журналиста» следует рассматривать в трёх аспектах:
Культура визуальной речи (культура речи периодической печати);
Культура аудиоречи (культура речи радиовещания);
Культура аудиовизуальной речи (культура речи телевидения и документального кино).
Как видно, в журналистике отношение к понятию «язык» должно отличаться от общепринятого лингвистического подхода. Ибо ученые, занимающиеся общим языкознанием, рассматривают язык – один из двух составных частей речи – лишь как системное расположение (чередование) устных или письменных слов, необходимых для выражения мысли.
Постановка на публике и контакт с аудиторией.
Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи
Энергетика речи и уверенность речи ведущего. Управление стрессом, владение психологическим состоянием, методы устранения страха, секреты привлекательности оратора, свобода речи и самовыражения на публике.
Владение содержанием речи. Освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание.
Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу.
Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры. Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения. Телевизионные специальности Информационные жанры на телевидении.. Выбор точек съемки на площадке (съемки с балкона, ступеньки и др.) Выбор главного героя репортажа. Акцентированные съемки на главного героя. Аналитические жанры на телевидении. Художественные жанры на телевидении. (. Интервью с хода. Съѐмки в помещениях с ограниченным пространством.Отработка интервью с разноростовыми оппонентами). Документальный фильм. (Особенности работы над конкурсным материалом. Определение формата, хронометража, подготовка сценарного плана. Использование дополнительных технических средств. Составление синопсиса съемок. Профессиональная этика на телевидении. ( Стендап в динамике - выбор заднего фона. Отработка движения журналиста в кадре . Работа с микрофоном.)
Особенности детской тележурналистики. Теория Телевизионные жанры.. Особенности детской тележурналистики. Этапы создания телепередач. практика игра
Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками».Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Коллаж по теме «Расскажи мне о себе».
Основы работы с видеокамерой. Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой.
Видеосъемка Основные правила видеосъёмки. Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при съёмках без штатива.. Композиция кадра. План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра. Свет и цвет. Человек в кадре. Выбор плана при съёмке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух». Съёмка взаимодействующих объектов. Съёмки диалога. «Правило восьмёрки». Съёмка интервью. «Говорящий фон». Съёмка «стенд-ап». Внутрикадровый монтаж. Панорама. Переход фокуса. Движение камеры. Монтажная фраза.. Съёмки в особых условиях освещенности. Съемка в автоматическом и ручном режиме. Построение кадра. Настройка фокуса и баланса в ручную. Перефокусировка кадра.
Работа со звуком.Запись звука через микрофон. который создает непрерывный электрический сигнал. Средства мультимедиа .Технические характеристики микрофонов. Способ соединения микрофона к ПК. Технические характеристики звуковой карты. Разъемы звуковой карты. Модели звуковых карт. Хранение звуковой информации
.Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап». Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи. Съёмка телесюжета. Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.«Картинка» - основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета.
Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля Определение цели и основной идеи. Схемы речей разных видов. Проблемное изложение материала. Как подобрать материал для выступления. Композиция выступления. Работа над текстом выступления. Как выступать без текста. Оперативная подготовка к выступлению. Дискуссия. Тренинг. Имитационная игра.
Проектная деятельность.
Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.
Мероприятия МБУ « ЦДО им. Л.Е. Лукиной» и участие в них. Съемка, репортажи, интервью. ведущие мероприятий. Участие в улусных, республиканских НПК, конкурсах чтецов.
Итоговое повторение. Поход.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(характеристика помещения,оборудование кабинета представлены в паспорте кабинета).
-№ п/п | Техническое оснащение | Кол-во |
1 | Помещения (учебные кабинеты) | 1 |
2 | Телевизор | 1 |
3 | Видеокамера полупрофессиональная | 1 |
4 | Компьютеры для работы педагога (ноутбук) | 1 |
5 | Микрофон | 1 |
6 | Фотоаппарат | 1 |
Информационное обеспечение
Включает аудио- и видеотеку, комплекс дидактических, наглядных пособий, набор инструктивно-технологических карт, методические разработки занятий и воспитательных мероприятий, информационную, справочную литературу, сценарные материалы, творческие проекты учащихся.
Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе / О.А. Баранов. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. – 87 с.
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – М., 2003. – 174 с.
Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала / С.И. Галкин. – М., 2008. – 215 с.
Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А.А. Грабельников. – М.: Изд-во РУДН, 2001.
Журналист в поисках информации Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов / Под ред. А.К. Симонова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Галерия, 2004. – 180 с.
Засурский Я.Н. Журналистское образование для всех / Я.Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2002. – № 2. – С. 3.
Калмыков А.А. Интернет-журналистика: Учебное пособие / А.А.Калмыков, Л.А. Коханова – М.: Юнити, 2005. – 383 с.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2001. – 319 с.
Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 192 с.
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование: Учеб. Пособие / С.Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, –2004. – 82 с.
Кочеткова А. В. Медиапланирование Учебное пособие / А.В. Кочеткова. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 176 с.
Лукина М. М. Технология интервью Учебное пособие / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.
Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета: Учеб. Пособие / М.М. Лукина. – М., 2005. – 87 с.
Медиаобразование: от теории – к практике: сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4-5 декабря 2008 / Сост. И. В. Жилавская; ред. кол: И. В. Жилавская, Ю. Н. Кириленко (1 часть), Н. А. Тельцова (2 часть). – Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. – 340с.
Мурюкина Е.В. Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся на основных видах анализа // Медиаобразование. – 2008. – № 4. – С. 46-53 .
Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы / Е.В. Мурюкина. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 200 c.
От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 256 с.
Педагогический контроль в процессе воспитания: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Сфера, 2008. – 160 с.
Рэддик Р.Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов: научное издание // Р. Рэддик. – М.: Вагриус, 1999. – 415 с.
Сборник программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в школе». – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 116 с.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич – М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. – 216 с.
Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. техн., 2005. – 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Засурского. – М., 2002. – 259 с.
Стечкин И. В., Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал // И.В. Стечкин, Д. А.Олеринская, Л. А. Круглова. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 40 с.
Тертычный А. А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М., 2000. – 312 с.
Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / В.В. Тулупов. – Воронеж, 2001. – 320 с.
Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
Федоров А., Новикова А.: Основные теоретические концепции медиаобразования // http://viperson.ru/wind.php?ID=514690&soch=1
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность / А.В. Федоров. – Таганрог: Кучма, 2004. – 340 с.
Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиажурналистика / А.В. Федоров. – М.: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. – 400 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня / А.В. Федоров. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. – 234 c.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. – Ростов: ЦВВР, 2001. –708 с.
Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. –С. 35- 44.
Челышева И.В. Проблемы и перспективы развития детской журналистики в постсоветском пространстве // Информационное поле современной России: практики и эффекты / Под ред. В.З. Гарифуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008 – С.235-239.
Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования / И.В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 206 с.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
Электронный ресурс. Лаборатория ТСО и медиаобразования ИСМО РАО //http://mediaeducation.ru/
Электронный ресурс. Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» // http://www.mediagram.ru/
Электронный ресурс. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики «Медиаобразование» // http://edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=6096
Электронный ресурс. Человек и информационное общество (Образовательный центр) // http://www.phis.org.ru/education
Электронный ресурс. ЮНПРЕСС: Агентство медиаобразовательных проектов для детей и молодежи на материале прессы (Москва) // http://www.ynpress.ru
Литература и источники для обучающихся:
Ворошилов В.В. Журналистика: Курс лекций / В.В. Ворошилов. – СПб.: издательство Михайлов В.А., 2004. – 145 с.
Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста / А.А. Инджиев. – Ростов н./Д.: Феникс, 2007. – 496 с.
Кинг Ларри. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно – Альпина Бизнес Букс; 2006 // http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/king.html
Лукина М. М., Медиаобразование в школе: издаем школьную газету / М.М. Лукина, С. Э. Некляев. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 68 с.
Тулупов В.В. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, интернет: Учебник / В.В. Тулупов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 318 с.
Туманов Д. В. Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов // Д.В. Туманов. – Казань, 2000 // http://rudocs.exdat.com/docs/index-50608.html
Электронный ресурс. Лаборатория ТСО и медиаобразования ИСМО РАО //http://mediaeducation.ru/
Электронный ресурс. Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» // http://www.mediagram.ru/
Электронный ресурс. Мультипортал ЮНПРЕСС // http://www.ynpress.com/
Электронный ресурс. Информационный портал для молодых журналистов // http://yojo.ru/
Электронный ресурс. Социальная сеть начинающих журналистов // http://journalisti.ru/