12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Купрякова Любовь Александровна2393
учитель начальных классов МБОУ Ново- Удинская СОШ
Россия, Иркутская обл., село Новая Уда Усть- Удинского района
2

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Школьное лесничество»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ново - Удинская средняя общеобразовательная школа,

Иркутской области, село Новая Уда,

школьное лесничество «Юный патриот»



Региональный конкурс «Подрост»




Номинация: «Школьные лесничества –

программно – методическое сопровождение деятельности».

Модуль: Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества






Дополнительная общеобразовательная программа


кружка «Школьное лесничество»












Автор: 

Купрякова Любовь Александровна,

руководитель кружка «Юный патриот»,

МБОУ Ново- Удинская СОШ





Всего: 68 часов,

2 часа в неделю


2021 год

Оглавление


Глава I. Пояснительная записка.

Актуальность программы, цели и задачи .………………………… 3

Педагогическая целесообразность………………………….................. 5

Назначение программы …………………………............................. 5

Практическая значимость. …………………………............... 6

Требования к результатам освоения программы ….……………….9


Глава II. Основная часть

Тематическое планирование ………………………………………..... 11


Глава III. Заключительная часть
1.Заключение ……………………..…………………………………….....20

2. Литература……………………………………………………………… 21































Пояснительная записка


Введение

Леонид Леонов писал: « Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека».

А благоразумно ли мы относимся к лесу?

К сожалению, сибирские леса уничтожаются в наше время с огромной скоростью. Судьба лесов зависит от влияния человека на природу, природа беззащитна перед человеком. Главные причины уничтожения лесов – результат человеческой деятельности: чрезмерная, а порой незаконная добыча древесины, лесные пожары, захламление территорий лесов. Основная наша задача - сохранить, уберечь леса Сибири!

Ежегодно  члены школьного лесничества нашей школы принимают участие в экологических акциях по санитарной очистке леса. Это такие природоохранные акции, как «Сделай планету чище- начни с себя!», «Чистый лес – территория без огня», "Живи, лес", "Наша работа- о лесе забота". В рамках акций проводят разъяснительную работу среди населения. Дети призывают быть бдительными и осторожными с огнём, не мусорить, не вырубать леса, развешивают плакаты, баннеры в местах отдыха, распространяют листовки с целью пропаганды бережного отношения к лесу. Всё это делается для развитию экологической грамотности среди обучающихся школы, их родителей и населения села, но к сожалению, не все прислушиваются к нашим призывам, потому что в очередной раз на территории леса можно встретить следы посещений отдыхающих: разбросанный мусор, выжженные участки, сломанные ветви деревьев.

Основной целью членов школьного лесничества является привлечение внимания населения к проблемам сохранения, защите и охране природы.

Актуальность:

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время охрана и защита природы являются чрезвычайно важной проблемой: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести нашу планету из того состояния, в котором оно находится сейчас. Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития.

Для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с детства.

Очень важно как можно раньше разбудить у детей интерес к природе, учить беречь и защищать окружающий мир.   Именно в раннем возрасте закладывается фундамент осознанного отношения  к окружающей среде, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Мы должны бережно относиться к природе и ко всему живому, соблюдать правила поведения на природе. Этому нужно учиться и учить других!

Школьное лесничество является одной из эффективных форм воспитания бережного отношения к природе, формирования у обучающихся навыков правильного природопользования и опыта в области лесоводческой деятельности. Знания, формируемые в рамках реализации программы имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью обучающихся.

Цель: Воспитание экологически грамотной личности, обладающей

широким спектром общих знаний, относящихся к сфере экологии леса, лесоводства и лесопользования.

Задачи:

Обучающие:

- углубление знаний в области лесоводства и экологии, показать необходимость сохранения лесных богатств;

-углубление знаний о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, экологических связях в природе;

- профессиональное ориентирование обучающихся с целью подготовки будущих специалистов лесного хозяйства;

-приобретение личного опыта и навыков работы со специальными инструментами и приспособлениями для изучения леса;

Развивающие:

 - развитие навыка самостоятельного использования знаний и умений в рамках предметной деятельности;

- формирование и развитие творческого подхода к решению задач в рамках предметной области;

- развитие стремления к познанию, расширению кругозора, информированности в рамках предметной деятельности;

- формирование навыков самостоятельной работы по обработке материалов, полученных в ходе экскурсий.

Воспитывающие:

- вырабатывание трудолюбия, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении совместных работ;

- формирование ответственного отношения к лесу, как к одному из главных элементов природных ландшафтов.

- формирование у обучающихся ответственного, бережного отношения к природе;

- привлечение внимания обучающихся к экологическим проблемам лесов Сибири;

-воспитание чувства любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственности за их судьбу.


Нормативно-правовая основа программы.

Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития дополнительного образования детей, составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);

-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

-Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020). 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, http://leskod.ru /;

-«Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015);

- ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.,;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Ново – Удинская СОШ .

Педагогическая целесообразность.

Программа кружка «Школьное лесничество составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности приобщения детей к природоохранной деятельности, формирования личности ребенка, изучения взаимоотношений человека с окружающей средой, решение проблемы профессиональной ориентации обучающихся, позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам природы.

Процесс осмысления целесообразности норм и правил поведения в лесу, познания нравственных ценностей способствует приобретению обучающимися определенного опыта в решении лесохозяйственных, экологических, социальных и экономических задач.

Умение ориентироваться в информационном пространстве и расширение кругозора обогатит их ум новыми научными знаниями, способствует формированию исследовательских компетенций через использование проектной технологии обучения с применением ИКТ.

Совместная деятельность способствует их социализации в обществе, даст возможность для самореализации и профессионального самоопределения. На занятиях учащиеся в процессе общения, вместе преодолевают комплексы и неуверенности в себе, учатся работать в коллективе, творчески реализовывать и проявлять свои лучшие качества.

Назначение программы.

Программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. «Школьное лесничество» понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Деятельность детей в школьном лесничестве осуществляется в течение учебного года на основе реализации программы дополнительного образования детей.

Практическая значимость.

Школьное лесничество является составной частью учебно-воспитательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся, так как они обладают эмоциональной восприимчивостью к природным явлениям и процессам, нестандартным мышлением. У них активно развиваются интеллектуальные способности, закладываются основы природоохранительной деятельности. Наше школьное лесничество работает по пяти направлениям. Кроме лесохозяйственного и природоохранного, у нас успешно развиваются эколого – просветительское, творческое и научно – исследовательское направление. Поэтому наш опыт поможет другим школам в создании школьных лесничеств

Возобновление лесов и благоустройство территории села играют важную роль в жизни жителей нашего района, следовательно, выбранная проблема обладает большой практической значимостью. Кроме того, привлечением школьников на работы по благоустройству будет решена еще и проблема занятости школьников в летний период.

Новизна

Новизна программы в том, что, формирование у детей ценностного отношения к природным ресурсам происходит посредством как изучения лесных экосистем, так и изучения роли леса в жизни людей и вовлечения детей в исследовательскую деятельность. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на комплексное изучение экосистемы леса, заключается во включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность через использование ИКТ, применение эффективных технологий, которые способствуют приобретению дополнительных знаний по лесоводству, развитию личности ребенка и его творческого потенциала. Школьное лесничество позволяет комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического и эстетического характера, улучшает отношение к введенному в школе профилю.

Адресат программы

Программа составлена с учетом особенностей психологического развития и уровня подготовки детей этого возраста. Наполняемость в группе составляет 14 человек. Программа адресована обучающимся в возрасте от 9 до 17 лет. Данный возраст позволяет изучить выбранные предметы и наметить перспективу дальнейшей профессиональной деятельности, так как в этом возрасте ученики обладают эмоциональной восприимчивостью к природным явлениям и процессам, нестандартным мышлением, у них активно развиваются интеллектуальные способности, закладываются основы природоохранительной деятельности. Имеющиеся знания, умения и навыки дают учащемуся возможность проявлять и реализовывать личные потребности в исследовательской деятельности через построение индивидуального образовательного маршрута.


Направления работы:


t1676450502aa.png

Образовательная деятельность .

В течение учебного года систематически проводились занятия по основам лесного хозяйства по специально разработанной программе.

Учебно-исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская деятельность в школьных лесничествах организуется с целью:

- привлечения учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесных экосистем: содействия обучению членов школьных лесничеств основам лесохозяйственных наук и их профессиональной ориентации;

- повышения образовательного уровня юных лесоводов и приобретения ими навыков проведения опытнической и исследовательской работы;

- вовлечения школьников в природоохранную деятельность.

Выполнение работ, связных с проведением опытов и наблюдений за растениями леса, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований.

Учебно-практическая деятельность

Цель учебно-практической деятельности школьных лесничеств – организация практических занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству.

Работая с растениями лесов, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадка и размножение, сбор семян и выращивание саженцев. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии.

В этом направлении ведётся следующая работа:

- изготовление искусственных гнезд, кормушек (дощатые гнездовья-скворечники);

- уход за лесными культурами;

- озеленение территории школы;

- сбор гербариев.

Просветительская деятельность

Пропаганда и агитация имеют важную роль для школьных лесничеств.

Цель: формирование личности, способной осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде, принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы.

Природоохранная деятельность

Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов.

К ней относятся изготовление средств наглядной агитации: аншлагов, плакатов, листовок, видеофильмов, презентаций, проведение экологических форумов, конференций, семинаров, игр, викторин, вечеров, встреч с работниками лесного хозяйства.

Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды. Основным направлением экологического воспитания является развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение экологических задач в процессе практической природоохранной деятельности, воспитание у детей бережного отношения к лесу и его обитателям. К ним относятся охрана лесов от пожаров, проведение природоохранных рейдов, опросов населения, установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, кормушек, скворечников, создание презентаций, видеофильмов.


Методы обучения по характеру деятельности обучающихся:

Объяснительно-иллюстративные;

Репродуктивные методы;

Частично-поисковые;

Проблемные;

Исследовательские методы.


Методы обучения по способу подачи материала:

Словесные: устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ;

Наглядные: показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение;

Практические: уход за лесными культурами, проведение природоохранных рейдов, разработка проектов, создание творческих, научно-исследовательских работ, изготовление средств наглядной агитации;


Используемые современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие образовательные технологии;

Технология развития критического мышления;

Проектная деятельность;

Теория решения изобретательских задач;

Коллективные творческие дела;

Технология проблемного обучения;

Обучение в сотрудничестве;

Технология уровневой дифференциации;

Групповые технологии.


Формы организации деятельности по программе: групповая, коллективная, индивидуальная.

Срок реализации программы: 2 года

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных занятия, перерыв 10 минут.

Виды деятельности:

1. Проектно - исследовательская деятельность – способствует освоению теоретических и практических знаний обучающихся.

2. Дискуссии по проблемам окружающей среды, деловые игры - формируют опыт принятия целесообразных решений.

3. Экскурсии - закрепляют знания, полученные на занятиях, и создают реальную возможность для освоения полевых наблюдений, экспериментов и сбора фактического материала.


Требования к результатам освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Школьное лесничество» является формирование следующих умений:

- необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение применять полученные знания в практической деятельности;

- умение эстетически воспринимать объекты природы;

-адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы поведения в природе и их выполнение;

- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Регулятивные УУД:

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение организовать свою учебную деятельность;

- умения работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

- умение работать с разными источниками информации: находить необходимую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, Интернете), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

- умение сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД: В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Предметные УУД:

- умение объяснять значение леса, его структуру, давать характеристику;

- осуществление элементарных исследований;

- знание основ лесоведения и лесоводства, дендрологии, таксации, экологии, основных профессий работников лесного хозяйства, основных закономерностей функционирования таежных экосистем.

Ожидаемые результаты реализации программы:

У обучающихся должны быть сформированы:

- готовность эмоционально выражать своё отношение к красоте природы;

- интерес к изучению объектов природы и окружающей среды; нормы поведения в природе;

- понимание роли человека в сохранении природы.

В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:

- особенности природы родного края;

-отдельные виды травянистых, кустарниковых и древесных лесных растений, особенности их произрастания;

-отдельные виды лесных зверей, птиц, насекомых и особенности их обитания;

- некоторые охраняемые растения и животные своего края;

- правила поведения в лесу, на улицах и дорогах, в общественных местах.

Обучающиеся должны уметь:

- проявлять познавательную активность, гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия;

- различать объекты природы, изученные растения и животные;

- выполнять правила поведения в лесу и в общественных местах;

- выполнять природоохранные мероприятия

изготавливать простейшие кормушки для зимующих птиц, проводить зимнюю подкормку птиц, осуществлять посадку и уход за растениями.

Разработанная на базе школьного лесничества модель расширяет возможности учеников для осознанного профессионального самоопределения в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, повышает социальную значимость и престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности.


Формы аттестации

Определение  результативности обучения

 Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге. Это самостоятельная разработка обучающимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений. В учебном году (в начале года, в середине и в конце) проводится аттестация (входная, промежуточная и итоговая). Результаты заносятся в карту результативности освоения образовательной программы.

    Контроль степени результативности проводится в следующих формах: опрос;

открытое занятие;

самостоятельная работа;

конкурс творческих работ; выставка;

научно-практическая конференция.

 Промежуточная аттестация проводится в форме анализа достижений учащихся (участие в региональных, муниципальных, локальных массовых мероприятиях, участие в играх, викторинах, посещение экскурсий и практических занятий) за полугодие.  

 Итоговая аттестация проводится в форме защиты индивидуальных творческих работ.


Результатом работы в школьном лесничестве является:

Участие в региональных, федеральных конкурсах;

Участие в конкурсах, акциях;

Практическое применение теоретических знаний;

Составление проекта озеленения участка при школе, озеленение;

Выпуски стенгазет по лесной тематике;

Участие в природоохранной деятельности.



Учебный план

п/п

Название разделов

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

2


Диагностика входная

2.

Лесное законодательство

2

2


Наблюдение, анализ, практикум

3.

Лесоведение и дендрология

12

8

4

Самоанализ, прогнозирование

4.

Лес как среда обитания животных

6

4

2

Беседа, наблюдение

5.

Экология леса

18

9

9

Наблюдение, анализ,

6.

Лесная таксация

14

5

9

Беседа, тестирование, опрос.

7

Подготовка к слету школьных

лесничеств

14

6

8

Диагностика

( итоговая) 


Итого

68

36

32



Содержание программы- 68 часов.

Раздел I. Введение – 2 часа. Лес и его значение.

Практические работы. Высадка древесных растений на территории села.

Раздел II. Лесное законодательство – 2 часа. Лесной кодекс.

Красная книга Иркутской области.

Практические работы:

1. Конкурс рисунков и плакатов «Наша работа- о лесе забота;

2. Экологическая викторина: "Правила поведения на природе".

Раздел III. Лесоведение и дендрология – 12 часов. Лесоведение. Дендрология. История возникновения леса. Характеристика лесов Иркутской области. Строение леса. Основные закономерности функционирования таежных экосистем. Характеристика основных древесных пород Иркутской области. Важнейшие хвойные лесообразующие породы Иркутской области. Важнейшие лиственные лесообразующие породы Иркутской области. Лесные травы и ягоды. Съедобные травянистые растения. Лечебные травы. Общие закономерности лесовозобновления. Динамика восстановления лесов. Виды рубок леса.

Практические и исследовательские работы.

1. Определение растений;

2. Отличие деревьев от других видов растений;

3. Растительный мир Иркутской области.

Раздел IV. Лес как среда обитания животных - 6 часов. Млекопитающие – обязательный компонент лесной экосистемы. Орнитология - наука о птицах. Птицы леса Иркутской области, их разнообразие, значение. Энтомология – наука о насекомых. Разнообразие насекомых, обитателей лесного биоценоза. Насекомые санитары

леса. Насекомые – вредители леса.

Практические и исследовательские работы.

1. Определение насекомых;

2. Определение птиц леса;

3. Определение млекопитающих леса;

4. Изготовление кормушек и скворечников;

5. Определение животных по следам.

Раздел V. Лесная таксация – 14 часов. Общие сведения о лесной таксации. Инструменты и методы таксации. Определение диаметра дерева. Определение высоты дерева. Определение возраста дерева. Таксация лесонасаждений: определение состава, средней высоты и среднего диаметра, среднего возраста, полноты, запаса на 1 га, класс бонитета, тип леса, класс товарности, описание подроста, подлеска и покрова.

Практические и исследовательские работы.

1. Таксация растущего дерева;

2. Таксация срубленного дерева;

3. Таксация лесонасаждений;

4. Определение прироста.

Раздел VI. Экология леса – 18 часов. Общая характеристика растительных ресурсов Иркутской области. Использование человеком растительных ресурсов Иркутской области. Лес и здоровье человека. Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема. Лесные пожары. Рекреационное использование леса. Лесные болезни и борьба с ними. Экологические группы лесных растений.

Практические и исследовательские работы.

1. Выпуск листовок об охране леса;

2. Акция «Чистый лес»;

3. Акция "Сады Победы";

4. Акция "Зелёная весна";

5. Акция "Чистый лес- территория без огня;

6. Акция " Сдай макулатуру- спаси дерево";

7. Подготовка к слету школьных лесничеств;

8. Исследовательский проект: "Берегите лес от пожара".

Раздел VII. Подготовка к слету школьных лесничеств (14часов)

Характеристика лесов Иркутской области. Строение леса. Основные закономерности функционирования таежных экосистем. Характеристика основных древесных и лиственных пород Иркутской области.

Птицы леса Иркутской области.

Птицы Красной книги Иркутской области.

Животные, обитающие на территории Иркутской области.

Животные Красной книги Иркутской области .

Правила поведения в природе. Геоботаническое описание. Насекомые – вредители леса, насекомые санитары леса, значение насекомых. Травянистые растения хвойных лесов. Ориентирование в лесу.

Таксация лесонасаждений. Лесные пожары. Рекреационное использование леса. Лесные болезни и борьба с ними.

Определение животных по следам.


Контрольно- тематическое планирование.


Название темы

Количество

часов

Формы

аттестации

/контроля


1

Лес и его значение. Экскурсия в лес. Инструктаж по т/ б «Правила поведения в лесу».

1

 Анкета, диагностика

собеседование    


2.

5 октября Всероссийская осеннего

Древонасаждения. Высадка древесных растений на территории села.

1

Наблюдение, анализ, практикум

3

Лесной кодекс.


1

Самоанализ, прогнозирование

4

Красная книга Иркутской области. Акция «Живи, лес!»

1

Наблюдение, анализ, практикум

Лесоведение и дендрология – 12 часов

5.

Лесоведение. Дендрология.


1

Наблюдение, анализ, практикум

6.

Лес – сложное растительное сообщество. Значение леса в жизни человека и в природе.

1

Самоанализ, прогнозирование

7.

Общие понятия о лесе. История возникновения леса


1

Наблюдение, анализ, практикум

8.

Составные части леса. Лесные растения

1

Самоанализ, прогнозирование

9

Лесная типология Профориентация. Профессии лесного хозяйства. Экскурсия в лесничество.

1

анализ

10

Характеристика лесов Иркутской области.

1

Наблюдение

11

Лесоводство. Основы охраны лесов от пожаров

1

практикум

12

Основные закономерности функционирования таежных экосистем. Общие закономерности лесовозобновления.

1

самоанализ

13

Динамика восстановления лесов. Виды рубок леса.

1

групповая беседа,


14

Важнейшие хвойные лесообразующие породы Иркутской области.

1

Наблюдение, анализ, практикум

15

Важнейшие лиственные лесообразующие породы Иркутской области.

1

Самоанализ, прогнозирование

16

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян.

1

анализ

17

Млекопитающие – обязательный компонент лесной экосистемы.


1

Наблюдение

18

Орнитология - наука о птицах. Акция "Кормушка"

1

Наблюдение, анализ, практикум

19

Птицы леса Иркутской области, их разнообразие, значение. Развешивание кормушек

1

Самоанализ, прогнозирование

20

Энтомология – наука о насекомых.

1

анализ

21

Разнообразие насекомых, обитателей лесного биоценоза.

1

Наблюдение

22

Разнообразие насекомых, обитателей лесного биоценоза. Акция "Не рубите ёлочки"

1

практикум

23

Общие сведения о лесной таксации. Выпуск листовок в защиту ёлочки.

1

самоанализ

24

Инструменты и методы таксации


групповая беседа


25

Определение средней высоты и среднего диаметра 5 деревьев


Наблюдение, анализ, практикум

26

Определение прироста за 5 лет. Конкурс «Сохраним ёлочку в лесу»

1

Самоанализ, прогнозирование

27

Таксация лесонасаждений: определение состава, средней высоты и среднего диаметра

1

анализ

28

Таксация лесонасаждений: определение среднего возраста, полноты, запаса на 1 га

1

Наблюдение

29

Класс бонитета, тип леса.

1

практикум

30

Класс товарности, описание подроста, подлеска и покрова

1

самоанализ

31

Таксация растущего дерева.

1

групповая беседа,


32

Таксация срубленного дерева.

1

прогнозирование

33

Таксация лесонасаждений

1

наблюдение.

34

Определение прироста.

1

Наблюдение, анализ, практикум

35

Выпуск листовок «Берегите

лес!»

1

Самоанализ, прогнозирование

36

Распространение листовок «Берегите

лес!»

1

индивидуальная беседа,


37

Общая характеристика растительных ресурсов Иркутской области.

1

Наблюдение, анализ, практикум

38

Общая характеристика растительных ресурсов Иркутской области.

1

Самоанализ, прогнозирование

39

Использование человеком растительных ресурсов Иркутской области.

1

анализ

40

Лес и здоровье человека.

1

Наблюдение

41

Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема

1

практикум

42

Лесные пожары. Виды лесных пожаров.

1

самоанализ

43

Типы взаимоотношений между

живыми организмами.

1

групповая беседа,


44

Лес и почва. Основы охраны лесов от пожаров.

1

Наблюдение, анализ, практикум

45

Рекреационное использование леса.

1

Наблюдение, анализ, практикум

46

Лесные болезни и борьба с ними. Конкурс рисунков: По страницам Красной книги

1

Самоанализ, прогнозирование

47

Экологические группы лесных растений.

1

анализ

48

Изготовление и распространение листовок об охране лесов

1

Наблюдение, анализ, практикум

49

Изготовление и распространение листовок об охране леса

1

Самоанализ, прогнозирование

50

Экологические группы лесных животных.

1

анализ

51

Акция " Сдай макулатуру- спаси дерево"

1

Наблюдение

52

Акция " Сдай макулатуру- спаси дерево"

1

практикум

53

Акция "Чистый лес- территория без огня

1

самоанализ

54

Акция "Чистый лес- территория без огня;

1

групповая беседа,



Подготовка к слету школьных лесничеств (14 часов)


55

Характеристика лесов Иркутской области.

1

Наблюдение, анализ, практикум

56

Строение леса. Основные закономерности функционирования таежных экосистем.

1

Самоанализ, прогнозирование

57

Характеристика основных древесных и лиственных пород Иркутской области.

1

Самоанализ, прогнозирование

58

Травянистые растения хвойных лесов. Лесные болезни и борьба с ними.

1

Самоанализ, прогнозирование

59

Красная книга Иркутской области.

Птицы леса Иркутской области.

1

Наблюдение, анализ, практикум

60

Определение зверей и птиц по

иллюстрациям


1

Наблюдение, анализ, практикум

61

Насекомые, обитающие в

лесном биоценозе. Определение насекомых по иллюстрациям

1

Наблюдение, анализ, практикум

62

Очищение леса от мусора,

огораживание муравейников)

1

Наблюдение, анализ, практикум

63

Дендрологическое описание

площадки.

1

Наблюдение, анализ, практикум

64

Определение травянистых

Растений. Геоботаническое описание

пробной площадки. Инструктаж: Правила поведения в лесу.

1

Наблюдение, анализ, практикум

65

Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам.

1

Самоанализ, прогнозирование

66

Ориентирование в лесу. Движение по маршруту. Азимут.

1

Самоанализ, групповая оценка

67

Ориентирование в лесу. Лесное многоборье

1

Диагностика итоговая

68

Определение животных по следам. Лесное многоборье

1

Диагностика

итоговая

Итого: 68 часов



Заключение

В условиях модернизации Российского образования школьные лесничества могут выступать в роли дополнительного образования, способствующего обучению, воспитанию и развитию выпускников, соответствующих требованиям ФГОС. Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Непрерывность экологического образования осуществляется в нашей школе через школьное лесничество.

Школьное лесничество - такая форма активного отдыха, которая позволяет сочетать выполнение несложных трудовых и учебных операций с пребыванием на воздухе в лесу. Частое общение с лесом развивает любовь к живой природе. Именно в детском и подростковом возрасте формируется сознательное отношение к прекрасному. Детей нужно научить, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.

Благодаря работе школьного лесничества:

Повышается интерес к изучению школьных предметов естественно – научного цикла и мотивация обучающихся к выбору специальностей лесного профиля.

Повышается активность участия учащихся в различных конкурсах, конференциях, слетах, акциях.

Реализуется творческий потенциал обучающихся.

Совершенствуется учебно – исследовательская деятельность.

Создаются условия для социальной адаптации школьников.

Развиваются компетентности обучающихся (личностные, метапредметные, предметные).

Список используемой литературы:

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012);

Программа развития движения школьных лесничеств (Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145);

Гладышева Н. И., Гомля Е. А. В. Пособие для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, Иркутск, 2011. [Под редакцией заместителя директора по УМР ОГОУ ДОД ОДЭБЦ Хлиманковой Е.С.];

Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.- 288с;

Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. – М.: Академия, 2010.- 189 с;

Экологическое образование и воспитание в России, Библиотечка журнала Вестник образования России, 2013, № 5, с. 15;

Экология. Живая планета: практикум, 5 класс, В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011


Интернет-ресурсы:

1. http://www.wood.ru/ru/lg_2007_1708.html Первый лесопромышленный портал Лесная отрасль. Федеральные законы. Словарь терминов. Лесные пожары

2. http://www.edu.ru / Лесное хозяйство Лесная Энциклопедия. Современные проблемы лесовыращивания.

3. http://www.forest.ru / Все о российских лесах.

4. http://www.priroda.ru/lib/section.php ?SECTION_ID=389 Природа России. Охрана лесов.

14


Опубликовано в группе «Календарно- тематическое планирование »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.