ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»
 
 
 
                
 
 
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»
 
 
Возраст обучающихся: 14 – 18 лет
Срок реализации: 1 год
 
 
 
Соколова Анастасия Игоревна, методист;
 Подольская Анна Владимировна, педагог-организатор;
 Крук Ирина Олеговна, педагог-организатор;
Греков Александр Владимирович,
педагог дополнительного образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
Вологда
2025
 
Содержание
 
| Пояснительная записка | 3 | 
| Содержание программы | 8 | 
| Учебно-тематический план группы | 9 | 
| Содержание занятий группы | 10 | 
| Материально-техническое обеспечение программы | 14 | 
| Методическое обеспечение программы | 14 | 
| Результативность программы | 18 | 
| Список литературы | 20 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка
 
Компетенция – это комплекс знаний, умений, навыков, автоматических моделейповедения, мотивов, ценностных ориентиров, устойчивых представлений о мире,проявленных в действии, поведении и результате.
Надпрофессиональные навыки (надпрофессиональные компетенции) — навыки, которые позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности.
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры. Hard skills — «жёсткие навыки». Это знания и умения, специфичные для конкретной профессии.
 
Условия современного российского общества и рынка, как показывает практика, требуют от молодых людей, начинающих свой трудовой путь после получения общего и профессионального образования, не только предметных знаний и умений, но и высокого уровня развития универсальных компетенций и надпрофессиональных навыков. Это подтверждается в «Атласе новых профессий», разработанным Московской школой управления «Сколково». Он определяет тенденции рынка труда, которые выставляют требования к освоению надпофессиональных навыков: экологическое мышление, клиентоорентированность, умение работать в команде, мультиязычность и мультикультурность, умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации и др.
В Указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставится такие цели в сфере образования:
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей развития молодёжи является: создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта». Для решения поставленной задачи Правительство Российской Федерации ставит перед собой цель вовлечения молодёжи в активную социальную практику для развития надпрофессиональных навыков.
 
Педагогическая целесообразность программы
Исследования ВЦИОМ показывают, что многие оценивают личные качества, целеустремленность, образование и опыт, как ключевые векторы, помогающие добиться успеха. При проведении опроса среди молодежи было установлено, что они признают необходимость дополнительного личностного развития, как условие успешности. Это подтверждают исследования Института социологии РАН, по которым современная молодёжь желает видеть свою будущую работу высокооплачиваемой, интересной, с хорошими условиями труда. При этом молодые люди осознают, что для получения такой работы необходимы наличие высокой квалификации и знаний, инициативность, предприимчивость и готовность трудиться с полной отдачей сил. Это осознание позволяет предполагать востребованность образовательных услуг, направленных на развитие универсальных компетенций и надпрофессиональных навыков.
Задача развития универсальных компетенций и надпрофессиональных навыков не может быть решена в короткие сроки. Поэтому работа с молодым человеком должна проводиться систематично, параллельно с его личностным становлением, профессиональным самоопределением и развитием воспитательного потенциала, в период от 14 до 18 лет.
На наш взгляд, для решения обозначенной проблемы целесообразно обратиться к учреждениям дополнительного образования (далее УДО). Далее по тексту под учреждением дополнительного образования детей мы будем подразумевать «Дворец творчества детей и молодёжи» (далее «ДТДиМ»). Система дополнительного образования, как многопрофильная, не ограниченная рамками предметного образования, и ориентированная на развитие личности может удовлетворить эти потребности.
Программа является очной, общеобразовательной (общеразвивающей) и имеет социально – гуманитарную направленность.
Новизна этой образовательной программы обозначена тем, что направлена на развитие гибких навыков.
Уровень освоения программы – базовый. Программа подразумевает использование 6 основных компетенций: рефлексивность, проактивность, креативность, деловая коммуникация, личная эффективность в деятельности и администрирование.
Расшифровка и пояснение компетенций (Приложение 1).
 
Цель: повышение уровня универсальных компетенций и развитие надпрофессиональных навыков молодого человека.
 
Задачи:
Образовательные:
обучить универсальным компетенциям: рефлексивность, проактивность, креативность, деловая коммуникация, личная эффективность в деятельности и администрирование;
обучить формам и методам работы организаторской деятельности;
обучить формам и методам работы в коллективе и с коллективом;
обучить механизмам поиска и принятия нестандартных решений.
Развивающие:
развивать коммуникативные, креативные навыки, умение работать с информацией, навык стрессоустойчивости, самоорганизации, критического мышления;
развивать организаторские и управленческие умения;
развивать комплекс умений, которые позволяют действовать сознательно и инициативно в любых условиях;
повысить компетентности членов детских и молодежных общественных объединений в направлении их деятельности.
Воспитательные:
воспитывать активную социальную позицию;
воспитывать уважение к Родине и гражданскую ответственность;
воспитывать в участниках уверенность в своих силах;
воспитывать ответственность в отношении к окружающему миру и собственной деятельности;
воспитывать уважение к человеческой индивидуальности и коллективной деятельности.
 
Участники образовательной программы
Участниками программы являются школьники 7 – 11 классов, а также студенты средних профессиональных учебных заведений 1-2 курса обучения. Количество человек в группах от 12 до 20 человек.
Данная категория школьников и студентов выбрана, так как в этом возрасте наиболее активны познавательные и рефлектирующие процессы. Участников данной возрастной группы эффективно обучать всем представленным в программе целям и развивать указанные умения и навыки.
 
Сроки реализации
Срок реализации программы - 1 год.
Программа рассчитана на 36 часов в год.
 
Режимы, формы занятий
Образовательная программа реализуется поэтапно в течение учебного года на занятиях групп и рассчитана на 36 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Программа также предусматривает еженедельное консультирование участников программы по вопросам, связанным со спецификой коллектива. Программа может быть выдана в традиционном, дистанционном и индивидуальном формате.
 
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
устойчивый интерес к саморазвитию;
умение выражать свое отношение к изучаемым темам;
умение использовать изученный материал в жизни;
интерес к деятельности (участие в мероприятиях общественных организаций, самостоятельная разработка и проведение мероприятий в МОЦ «ЛИФТ»).
 
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научатся:
ставить цели своей деятельности по SMART;
планировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
прогнозировать результат;
контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
корректировать план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценивать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
быть ответственным за себя, других, за свое и общее дело.
 
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
формулировать свое мнение;
соблюдать корректность в высказываниях;
договариваться и приходить к общему решению;
разрешать конфликты – выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликтов, принимать решения;
отслеживать, интерпретировать и корректировать свои невербальные проявления, видеть и интерпретировать проявления собеседника;
свободно использовать электронные и письменные средства коммуникации.
 
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
анализировать ситуацию;
находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятиях;
использовать знаково-символические средства;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
оценивать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
 
Предметные результаты
Обучающиеся по данной образовательной программе
приобретут систему опорных знаний, умений в области организации мероприятий и проектов;
приобретут знания по темам деловая коммуникация, креативность, администрирование;
научаться работать со стереотипами и генерировать идеи;
научаться новым способам анализа группы (SWOTанализ);
научится выстраивать систему мотивации как относительно себя, так и группы.
 
Методы отслеживания результатов
Для отслеживания результатов используются несколько методов.
 
Формальный метод.
Метод входного теста оценки базового уровня навыков.
Входная и выходная оценка. Входная оценка замеряет уровень навыков на этапе прихода в группу, выходной то, как со временем смог вырасти уровень. Метод измерения кейсовый. Кейс разрабатывается педагогом исходя из группы. В процессе выполнения (кейсов) и наблюдения за групповой работой членов МОЦ «ЛИФТ», а также элементов самооценки (рефлексии) и групповой оценки участников выставляется определенный уровень навыков.
Метод наблюдения.
Данный метод реализуется педагогом, закрепленным за группой. В ходе учебных занятий педагог ведет наблюдение за проявлением определенного уровня компетенций.
Метод педагогического диагноза.
Данный метод представлен как промежуточный. Каждую неделю ведется подсчет уровня компетенции членов групп и выстраивание дальнейшей стратегии развития.
Метод самооценки.
К данному методу допускаются только определенные члены групп МОЦ «ЛИФТ» - это обучающиеся получившие оценку 2 по уровню развитости компетенций проактивности и рефлексивности. Если уровень соответствующий, то ученик самостоятельно, просмотрев сетку компетенций, проставляет себе оценку на личное усмотрение.
После проведения крупных мероприятий, проектов, деятельностных циклов, каждый член группы оценивает уровень своего навыка применительно к блоку работы. Также каждый член группы оценивает уровень навыка других.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная образовательная программа включает в себя 7 групп. Группы входят в состав Городского ученического совета самоуправления (далее ГУСС).
Целью ГУСС является создание условий для развития личных качеств обучающихся школ и 1-2 курсов СУЗов г.Вологды, посредством участия в деятельности, популяризирующей школьное ученическое самоуправление (далее ШУС).
В состав ГУСС входит 6 комитетов и Совет.
КДК - Культурно-досуговый комитет. Цель - организация и проведение мероприятий и проектов досуговой и культурной направленности; нравственно-эстетическое воспитание школьников.
КОТ - Комитет образовательной тематики. Цель - организация и проведение мероприятий и проектов по образовательной тематике.
ИЦ - Информационный комитет. Цель - информационное сопровождение мероприятий и проектов ГУСС.
КЛЮКВА - Комитет любви к Вологде. Цель –формирование любви к городу на основе изучения культурного наследия.
СПОК - Спортивно-оздоровительный комитет. Цель - пропаганда здорового образа жизни; организация и проведение мероприятий и проектов по спортивно-оздоровительной и экологической тематикам.
ЦВК - Ценностно-воспитательный комитет. Цель – воспитание чувства любви и гордости к своей семье, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Совет. Это постоянно действующий, выборный, коллегиальный орган ГУСС, в который входят руководители или заместители Комитетов, Председатель и координатор ГУСС.
 
Образовательная программа построена по блочной системе. Она содержит 6 модулей в соответствии с количеством компетенций и входную и выходную диагностику.
Входная и выходная диагностика.
Определяет оценку начального уровня развития универсальных компетенций молодого человека и оценку итогового уровня.
Модули в соответствии с названиями компетенций содержат в себе практику и теорию по всем основным направлениям развития навыка.
Формы подведения итогов.
В течение учебного года проводятся:
текущая аттестация (ТА) в форме зачетного теста;
промежуточная аттестация (ПА) в форме устного собеседования по пройденным темам;
Аттестация по итогам реализации программы в форме выходной оценки универсальных компетенций (УНКО).
 
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ГРУПП МОЦ «ЛИФТ»
| Учебно-тематический план | ||||
| Тема | Теория | Практика | Всего | Итоги (форма аттестации) | 
| Вводное занятие, техника безопасности. Входной тест. Входная диагностика УНКО | 1 |  				 | 1 |  				 | 
| 
 | 
 | 
 | 
 |  				 | 
| Рефлексивность | 3 | 2 | 5 |  				 | 
| Работа с обратной связью | 1 |  				 | 1 |  				 | 
| Анализ себя и своего поведения | 1 | 1 | 2 |  				 | 
| Анализ групповой деятельности | 1 | 1 | 2 |  				 | 
|  				 |  				 |  				 |  				 |  				 | 
| Про-активность | 3 | 2 | 5 |  				 | 
| Отношение к саморазвитию | 1 |  				 | 1 |  				 | 
| Используемые способы саморазвития | 1 | 1 | 2 |  				 | 
| Трансфер знаний в реальную жизнь | 1 | 1 | 2 |  				 | 
|  				 |  				 |  				 |  				 |  				 | 
| Аттестационное занятие |  				 | 1 | 1 | ПА | 
|  				 |  				 |  				 |  				 |  				 | 
| Креативность | 2 | 2 | 4 |  				 | 
| Методы генерации идей | 1 |  				 | 1 |  				 | 
| Работа со стереотипами |  				 | 1 | 2 |  				 | 
| Продуктивность сгенерированных идей | 1 | 1 | 2 |  				 | 
|  				 |  				 |  				 |  				 |  				 | 
| Деловая коммуникация | 3 | 4 | 7 |  				 | 
| Невербальная коммуникация  				 | 1 | 1 | 2 |  				 | 
| Вербальная коммуникация |  				 | 1 | 1 |  				 | 
| Письменная коммуникация | 1 | 1 | 2 |  				 | 
| Эффективность деловой коммуникации в деятельности | 1 | 1 | 2 |  				 | 
|  				 |  				 |  				 |  				 |  				 | 
| Аттестационное занятие |  				 | 1 | 1 | ТА | 
|  				 |  				 |  				 |  				 |  				 | 
| Личная эффективность | 4 | 4 | 6 |  				 | 
| Целеполагание | 1 |  				 | 1 |  				 | 
| Организация своей деятельности |  				 | 1 | 1 |  				 | 
| Контроль достижения результата | 1 | 1 | 2 |  				 | 
| Поддержание собственной работоспособности | 1 | 1 | 2 |  				 | 
|  				 |  				 |  				 |  				 |  				 | 
| Администрирование | 3 | 2 | 5 |  				 | 
| Отличие «лидера» и «руководителя» | 1 | 1 | 2 |  				 | 
| 4 функции менеджмента | 1 | 1 | 2 |  				 | 
| Поддержание групповой работоспособности | 1 |  				 | 1 |  				 | 
|  				 |  				 |  				 |  				 |  				 | 
| Выходная диагностика УНКО |  				 | 1 | 1 | Аттестация по итогам реализации программы | 
| 
 | 
 | 
 | 
 |  				 | 
| ИТОГО: | 19 | 17 | 36 |  				 | 
 
 
 
Содержание занятий
 
Вводное занятие, техника безопасности. Входная
диагностика УНКО – 1 час
Теория – 1 час
Вводная часть, рассказ о курсе, знакомство с группой, техника безопасности
Оценка начального уровня развития универсальных компетенций молодого человека.
 
Тема: Рефлексия – 5 часов
Работа с обратной связью
Теория – 1 час
Теория получения и обработки обратной связи, критики, объективной информации о себе
 
Анализ себя и своего поведения
Теория – 1 час
Теория осознания и анализа собственного поведения
Практика – 1 час
Анализ себя и своего поведения в различных сферах жизни
 
Анализ групповой деятельности
Теория – 1 час
Анализа деятельности, как собственной, так и группы, в которой работает человек,
Практика – 1 час
Анализ групповой деятельности, в которой принимает участие обучающийся
 
Тема: Про-активность – 5 часов
Отношение к саморазвитию
Теория – 1 час
Теория о формах и методах саморазвития
 
Используемые способы саморазвития
Теория – 1 час
Этапы развития личности
Практика – 1 час
Формирование положительного отношения к саморазвитию
 
Трансфер знаний в реальную жизнь
Теория – 1 час
Этапы развития личности
Практика – 1 час
Разработка индивидуального плана развития со стороны воспитанника
 
Промежуточная аттестация
Практика – 1 час
Промежуточная аттестация – оценка текущего уровня знаний обучающегося.
 
 
Тема: Креативность – 4 часа
 
 
Методы генерации идей
Теория – 1 час
Основные формы и методы генерации идей
 
Работа со стереотипами
Практика – 1 час
Апробация форм и методов работы со стереотипами
Дискуссия - Стереотип: плохо или хорошо?
 
Продуктивность сгенерированных идей
Теория – 1 час
Оценка продуктивности принимаемых решений
Практика – 1 час
Отработка навыков генерации идей
 
Тема: Деловая коммуникация – 7 часов
 
 
Невербальная коммуникация
Теория – 1 час
Теория невербального и вербального общения
Практика – 1 час
Анализ форм невербальной коммуникации в рамках группы
 
Вербальная коммуникация
Практика – 1 час
Апробация форм и методик деловой коммуникации в переговорах, публичных выступлений, деловых встречах.
 
Письменная коммуникация
Теория – 1 час
Письменные и электронные средства деловой коммуникации
Практика – 1 час
Создание письменных средств деловой коммуникации
 
Эффективность деловой коммуникации в деятельности
Теория – 1 час
Методика формирования эффективной деловой коммуникации
Практика – 1 час
Кейс-ситуация «Владение всеми каналами коммуникации в деловых переговорах»
 
Текущая аттестация
Практика – 1 час
Текущая аттестация – оценка текущего уровня знаний обучающегося.
 
 
Тема: Личная эффективность – 6 часов
 
 
Целеполагание
Теория – 1 час
Теория постановки целей
 
Организация своей деятельности
Практика – 1 час
Формирование навыка планирования
 
Контроль достижения результата
Теория – 1 час
Теория о постановке ключевых временных точек в деятельности
Анализ результатов деятельности
Практика – 1 час
Анализ собственных результатов по выбранным сферам жизни
 
Поддержание собственной работоспособности
Теория – 1 час
Теория о видах отдыха
Практика – 1 час
Планирование собственной деятельности с учетом пройденного материала
 
 
Тема: Администрирование – 5 часов
 
 
Отличие «лидера» и «руководителя»
Теория – 1 час
Понятие «лидерство»
Отличие лидера от руководителя.
Практика – 1 час
Тренинги на выявления лидера в группе
 
4 функции менеджмента
Теория – 1 час
Типология лидера. Педагогический аспект лидерства.
Функции менеджмента
Практика – 1 час
Игра – тренинг «Потерпевшие кораблекрушение»
 
Поддержание групповой работоспособности
Теория – 1 час
Процесс принятия группового решения
Лидер и группа
Эффективный лидер
 
Выходная диагностика УНКО
Аттестация по итогам реализации программы
Практика – 1 час
Итоговая аттестация - оценка итогового уровня развития универсальных компетенций молодого человека.
 
 
Дополнительно к программе: время проведения мероприятий, посещение мероприятий ГУСС и других организаций.
 
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Учебные занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая.
Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым директором МУ ДО «ДТДиМ».
Продолжительность одного учебного занятия составляет 45 минут.
В каникулярное время занятия проводятся по дополнительному расписанию.
Нерабочие и праздничные дни – в соответствии с Постановлением Правительства РФ.
Аттестация воспитанников – текущая, промежуточная, итоговая, проводится согласно образовательной программе педагога.
Итоговая аттестация проводится до 25 мая.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Материально – техническое обеспечение программы
 
Техническое оснащение занятий
Для организации занятий по программе оборудован учебный кабинет, рассчитанный на 15- 20 человек
В кабинете имеются:
столы и стулья
флипчарт и материалы для написания на нем
компьютер и проектор
Всё оборудование используется для образовательной деятельности, практических работ, самостоятельной работы воспитанников.
 
Дидактический материал
Для реализации программы создан Фонд методических материалов
Разработки занятий по темам
Дидактический и раздаточный материал по темам
Создана копилка дидактических игр
Собраны тренинги и тренинговые занятия
Создан фонд детских разработок воспитательных дел
Создан банк воспитательных дел для участников педагогического процесса
Собраны формы анализа образовательной деятельности
 
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение данной образовательной программы осуществляется педагогами дополнительного образования и педагогами – организаторами «ДТДиМ». Также в выдаче дополнительной образовательной программы участвуют члены Педагогического отряда «Юность».
 
Методическое обеспечение
 
Формы, которые используются в темах образовательных занятий.
Тема «Входной и выходной диагностики» предполагает метод ассесмент – центра.
Тема «Развитие универсальных компетенций» предполагает такие формы занятий как: лекции, тренинговые занятия, анализ деятельности, мастер-классы.
 
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности - группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение, брифинг;
Наглядные методы - метод иллюстрации, метод демонстрации;
Практические методы – организация воспитательных дел.
Методы самостоятельной работы — самостоятельная работа, выполняемая учениками по заданию педагога и осуществляемая при его непосредственном или опосредованном руководстве, и самостоятельная работа.
Данные методы используются при изучении всех тем дополнительной образовательной программы
Методы контроля и самоконтроля в обучении — методы получения информации педагога и обучающихся о результативности процесса обучения. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т.д.
Используются:
устные - индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы;
письменные – индивидуальный опрос;
практические - практические работы, организация воспитательных дел;
наблюдение за деятельностью;
самоконтроль через анализ собственной деятельности
Данные методы используются при анализе деятельности обучающихся, при организации текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Методы воспитания
Методы контроля и самоконтроля— пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. Используются - педагогическое наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.
Методы организации деятельности и опыта поведения— пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются через поручения, создание воспитывающей ситуации, организации коллективно творческих дел.
Методы стимулирования деятельности и поведения— пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
«Взрыв» — метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию, является какая - либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника.
Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми.
Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.
Методы формирования сознания
Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок.
Дискуссия — коллективное обсуждение, каких - либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа.
Дискуссия— спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.
Конференция — коллективное обсуждение деятельности – общее собрание.
Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.
Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности.
Данные методы используются при изучении всех тем дополнительной образовательной программы
Метод педагогического исследования
Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей.
Метод социометрический — исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив или малые группы, так и на отдельных его членов.
Метод тестирования — исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения какого - либо стандартизованного задания.
Создание индивидуального плана развития — создание индивидуального плана развития на каждого обучающегося для оценки результативности получения знаний, умений, навыков.
Методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) – игровые и практические задания, направленные на развитие одной или нескольких универсальных компетенций обучающегося.
Дискуссионные методы— (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
Игровые методы — (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
Рейтинговые методы — (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения.
Тренинговые методы — (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.
Данные методы используются при анализе организации самостоятельной работы учащихся, в первый и второй год обучения при диагностике работы в группе и с группой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Результативность программы
Отслеживается теоретическая подготовка ребенка, предусмотренная образовательной программой.
Критерии:
соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;
осмысленность и правильность использования специальной терминологии.
Уровни:
Низкий уровень - ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, не употребляет специальную терминологию.
Средний уровень - объем усваиваемых знаний составляет более 1/2изученного, использует специальную терминологию.
Высокий уровень - ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за данный год, специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием.
 
Отслеживается практическая подготовка ребенка, предусмотренная образовательной программой
Критерии:
соответствие практических умений и навыков программным требованиям;
Уровни:
Низкий уровень - ребенок овладел менее половины предусмотренных компетенций, испытывает затруднения при работе, выполняет простейшие практические задания педагога, имеет максимальный уровень в выходной диагностике по всем компетенциям 1.
Средний уровень - объем усвоенных умений и навыков составляет более половины предусмотренного программой, имеет твердую единицу по всем отслеживающим компетенциям на выходной диагностике.
Высокий уровень - ребенок овладел почти всеми практическими умениями и навыками, имеет уровень в выходной диагностике больше 1, про-активность и рефлексивность на 2 уровне оценки.
 
Данная дополнительная образовательная программа усваивается в полном объёме на высоком уровне.
Это подтверждается:
Высоким уровнем усвоения знаний, обучающихся -видно из выходной оценки универсальных компетенций
Стабильностью и активностью посещения занятий обучающихся
Умением организовать воспитательные дела в своих школах и для школьников города.
Умением анализировать свою практическую деятельность
Умением обобщать собственный опыт работы – создан банк разработок воспитательных дел обучающихся.
Высокий уровень социальной активности обучающихся – участие детей в работе Городского ученического совета самоуправления, сотрудничество с молодёжными общественными организациями города Вологды.
Организация совместной деятельности среди школ города.
Реализация крупных проектов совместно со школьниками города.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
Основные источники:
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров – М.: Издательский дом «АКАДЕМИЯ», 2001. – 176 с.
Крившенко, Л.П., Педагогика / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: 2004. - 432 с.
Макаренко, А. С. Соч.: В 7 т. / А. С. Макаренко – М.: Просвещение, 1957.
Мягкова А.П. Формирование гражданской компетентности у старшеклассников в воспитательном пространстве современной средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2014. 209 с.
Новикова, Я. И. Самоуправление в школьном коллективе / Я. И. Новикова - М.: Знание, 1988.
Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 224 с.
Педагогика: учебник / под. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: 2006. – 608 с.
Федеральные государственный образовательные стандарты
6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире / Анатолий Бахметьев; под ред. А. И. Соколовой. — Вологда. — 2016. — 180 с.
 
Литература для учеников:
Архангельский, Г. А. Организация времени / Г. А. Архангельский – Спб.: Питер, 2008. – 432 с.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / ДэниелГоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478с.
Ильяхов М. Пиши сокращай / М. Ильяхов- М.:Альпинапаблишер, 2017. -83с.
Ильяхов М. Новые правила деловой переписки / М. Ильяхов- М.:Альпинапаблишер, 2019. – 173с.
Майкл М. Взлом креатива: как увидеть то, что не видят другие / Майкл Микалко – М.: МИФ, 2016. – 259 с.
Стивен, Р. К. Семь навыков высокоэффективных людей / Р. К. Стивен – М.: Альпина паблишерз, 2009. – 364 с.
Шалагинова, Л. В. Психология лидерства / Л. В. Шалагинова – Спб.: Речь, 2007. – 464 с.
 
 
 
П риложение 1.
 риложение 1.

Универсальные компетенции 2.0
Принципиальная шкала развития компетенции:
Частная мотивация (в том числе локус контроля);
Уровень владения знаниями и умениями, входящими в компетенцию.
| «4» | Проявляет компетенцию во всех сферах своей жизни. Компетенция является ярко выраженной сильной стороной личности. Генерирует собственные знания и умения в рамках компетенции. | 
|  						 «3» | Сам проявляет компетенцию в нестандартных ситуациях (стресс, сложность, внешние преграды предполагаемым действиям). Владеет расширенным (технологичным) набором знаний и умений, входящих в компетенцию, применяет их корректно даже в сложных и нестандартных ситуациях. | 
|  						 «2» | Сам осуществляет действия, связанные с проявлением компетенции, в «нормальных» ситуациях (в комфортных условиях, стандартных, типовых ситуациях). Сбалансированный локус контроля. Владеет основным набором знаний и умений, входящих в компетенцию, применяет их корректно во всех стандартных ситуациях. | 
|  						 «1» | Ситуативно осуществляет действия, связанные с проявлением компетенции, при наличии внешнего стимулирования или созданных комфортных условий, или личной эмоциональной заинтересованности. Дисбаланс в локусе контроля. Частично владеет знаниями и умениями, входящими в компетенцию, зачастую применяет их не по назначению или некорректно. | 
|  						 «0» | Отказывается от действий, связанных с проявлением компетенции даже при ситуативном внешнем грамотном стимулировании и создании комфортных условий. Внешний локус контроля. Не владеет знаниями и умениями, входящими в компетенцию | 
 
анализ групповой деятельности, в которой принимает участие воспитанник;
анализ себя и своего поведения;
работа с обратной связью.
|  						  						 «4» | При анализе деятельности выявляет закономерности и системные факторы. Разрабатывает собственную систему анализа деятельности. При анализе собственного поведения самостоятельно выявляет закономерности и выстраивает собственную Я-концепцию (не уникальную по науке, а индивидуальную компиляцию знания о личности и окружающем мире). Выдаваемая им обратная связь является для окружения мотивирующей и направляющей к развитию. | 
|  						  						 «3» | Инициирует и управляет процессом анализа групповой деятельности, используя различные общедоступные технологии, стремится к объективности и учёту максимального числа факторов как объективных, так и субъективных. Систематично анализирует своё поведение и действия, знает и использует при этом общедоступные теоретические знания. Проводит анализ собственных действий в стрессовой ситуации. Помогает провести анализ поведения другого человека. Корректно запрашивает, получает и даёт обратную связь, ценность его обратной связи велика для окружения (обратную связь у него запрашивают часто, обращают на него повышенное внимание) Инициирует и организует групповую обратную связь. | 
|  						  						  						 «2» | Эффективно участвует в анализе групповой деятельности, при очевидной необходимости, либо личной потребности инициирует его и проведение по стандартной схеме. Отмечает плюсы и минусы по существу деятельности, признаёт влияние объективных факторов и собственную причастность к успехам и неудачам в деятельности. При необходимости инициирует или соглашается на анализ собственного поведения, стремится разобраться в вопросах: «Какой я?», «Что я делаю не так?», «Какие мои сильные и слабые стороны?», «Чего я хочу?» Корректно запрашивает обратную связь. Принимает обратную связь от всего окружения и анализирует её по обоснованности и авторитетности источника. Корректно даёт обратную связь по запросу или в случае необходимости обеспечить собственный комфорт или успех в деятельности. | 
|  						  						 «1» | Ситуативно включается в анализ деятельности. Выражен дисбаланс в оценке (или всё хорошо или всё плохо) и в причинах (или внешние факторы или я). Переходит от анализа деятельности к перечислению фактов. Ситуативно делает попытки анализа своего поведения и действий, но присутствует дисбаланс в реакции на выявление позитивных или негативных суждений – принятие и согласие с одними, и отказ и уход от обсуждения других. Ситуативно запрашивает и принимает обратную связь, но не всегда корректно (не своевременно или, нарушая правила). Выдает обратную связь, но не всегда корректно (не выдаёт по запросу, не обоснованно, нарушая правила) | 
|  						 «0» | Отказывается анализировать деятельность (вопросы «зачем?» «и так все нормально») Не готов анализировать своё поведение и действия. При попытке анализа уходит от разговора (переводит тему, защищается, сводит на смех) Не принимает обратную связь ни от кого как позитивную, так и негативную (защита любым способами: агрессия, перевод в смех, обида и т.п.) Не может дать обратную связь (фразы «ничего», «всё нормально»). | 
 
отношение к саморазвитию;
используемые способы саморазвития;
эффективность саморазвития (исполнение алгоритма «поиск зоны развития – обучение
– трансфер»).
|  						 «4» | Восприятие саморазвития как цели и составляющей личного успеха. Использует любые формы саморазвития, в том числе самостоятельный творческий поиск. В результате его творческого поиска появляется новое знание, применимое в жизни не только им самим. | 
|  						 «3» | Определяет зону собственного развития исходя из анализа перспективных потребностей жизни и деятельности, интересов и анализа своих сильных и слабых сторон. Осознаёт, зачем и в чём развиваться, признаёт, что это залог успеха. Подбирает и осваивает новые формы обучения исходя из соображений эффективности трансфера и специфики темы. Уместно и в кратчайшие сроки внедряет результаты обучения в свою жизнь. | 
|  						 «2» | Проявляет интерес к саморазвитию, признаёт, что это нужно. Сам выбирает зону роста, исходя из интереса и анализа своих сильных и слабых сторон. Самообучается в 2-3 наиболее комфортных формах. Подбирает их исходя из соображений удобства. Уделяет внимание трансферу в свою жизнь результатов обучения, но это не всегда удаётся. | 
|  						 «1» | Проявляет избирательный интерес к обучению. Обучается в случае интереса к теме или обоснованного внешнего влияния, в созданных комфортных условиях. Участвует в образовательном процессе, организованном извне. Продуктивность обучения не находиться под его контролем. Трансфер в реальность происходит частично. | 
|  						  						 «0» | Уклоняется от обучения, защищается от попыток вовлечь или убедить в необходимости саморазвития. Обучается только в случае вынужденной необходимости и под влиянием внешнего воздействия. Отказывается участвовать в любых формах обучения, отрицает результаты активных форм (при анализе обучающей групповой деятельности – не признаёт образовательного значения «это была только игра, в жизни я сделаю по-другому»). Продуктивность обучения низкая, не стремиться использовать результаты обучения в жизни. | 
 
генерация идей;
работа со стереотипами;
продуктивность сгенерированных решений / идей.
| «4» | - Навык мышления, основанный на учёте максимально доступного числа элементов, и синтезе их в решение текущей задачи (Ш.Холмс; История с кроссовками). | 
|  						 «3» | Генерирует идеи решения задач в стрессовых и нестандартных ситуациях, использует технологии генерации и освобождения от стереотипов. Оценивает идеи исходя из эффективности достижения результата, может принять идею, которая эмоционально неприятна (в том числе и «наименьшее зло»). | 
|  						  						 «2» | Воспринимает креативность как инструмент деятельности В стандартных ситуациях участвует в генерации идей, выдвигает свои, принимает и развивает чужие идеи. Владеет базовыми техниками (постановка задач, генерация, отбор). Ведет работу со стереотипами, целенаправленно стремится избежать стереотипов в процессе генерации идей. Оценивает идеи исходя из комбинации эффективности и собственных предпочтений. | 
|  						  						 «1» | В комфортной среде участвует в генерации, но часто возникают ситуации, когда боится высказывать свои идеи, либо генерирует много идей, не относящихся к задаче. Выдвигает стереотипные идеи, при внешнем указании на то, что это стереотип соглашается и выходит за его рамки. Продуктивность низкая, оценивает идеи из соображения собственных предпочтений, проявляет непринятие чужих идей, потому что они «чужие». | 
| «0» | Не участвует в генерации идей («Я не знаю»). Мыслит стереотипно и не признаёт этого. Эффективность нулевая, отсутствует. | 
 	
невербальная;
вербальная;
письменная;
эффективность.
Деловая коммуникация 	

|  						  						  						 «4» | Управляет коммуникацией на уровне процессов и систем (продвижение информации в массы, сбор информации). Выстраивает систему проверки и объективизации поступающей информации (полнота, достоверность). Управляет содержанием, логикой и формулировками речи исходя из анализа компиляции информации о собеседнике(ах) и цели коммуникации (извлечение информации, убеждение, генерация, обсуждение). Управляет своими невербальными проявлениями исходя из анализа компиляции информации о собеседнике(ах) и цели коммуникации. Управляет множеством компонентов письменной и визуальной коммуникации исходя из анализа компиляции информации о собеседнике(ах) и цели коммуникации. Эффективность коммуникации уникальна. | 
|  						  						  						  						  						  						  						 «3» | Стремиться построит коммуникацию даже в сложных, стрессовых, нестандартных ситуациях (спонтанное публичное выступление, большие аудитории, общение с собеседником низкой или более сильной коммуникативной компетентности, иноязычным собеседником, конфликтные ситуации, работа через переводчика и т.п.) Поступающую информацию стремиться проверить имеющимися способами на достоверность и обоснованность. Общение является целенаправленным. Использует словарный запас и различные стили общения в соответствии со спецификой разговора и собеседником(ами). Может наладить эффективную коммуникацию с собеседником с низким уровнем вербальной коммуникации (специфический или недостаточный словарный запас, дефекты речи). Подстраивает собственных невербальных проявлений в соответствии с контекстом коммуникации. Использует информацию из невербального канала собеседника(ков) для достижения цели коммуникации. Целенаправленно расширяет спектр используемых коммуникационных каналов (телефон, электр. почта, системы on-line планирования) с целью повышения эффективности, привлекает «собеседников» к их использованию. Повышает эффективность письменных и визуальных каналов коммуникации на основе особенностей восприятия человека (общедоступные знания). Цель коммуникации достигается в абсолютном большинстве случаев. Скорость коммуникации высокая (удовлетворяет и превышает потребности деятельности). | 
|  						  						  						 «2» | В нормальных ситуациях (обсуждение в знакомой группе, подготовленное публичное выступление, базовая деловая переписка и составление основных официальных документов). Критически относиться к получаемой информации анализирует её на достоверность и обоснованность. Корректно включается в общение (приветствие/знакомство/общение на тему/прощание) как по желанию, так и в случае необходимости. Умеет говорить (излагать своё мнение, предлагать, обсуждать) и слышать (слушать, понимать собеседника(ков), задавать уточняющие вопросы, резюмировать) Отслеживает, интерпретирует и корректирует очевидные для себя свои невербальные проявления. Видит и интерпретирует очевидные для себя невербальные проявления собеседника(ков). Свободно использует электронные и письменные средства коммуникации. (письма, положения, афиши, видеоролики), соблюдает правила и нормы их оформления. Стремится расширить диапазон используемых коммуникативных средств. - Цель коммуникации достигается, но не всегда в полном объёме (уступки в переговорах, недостаточное получение информации, неэффективное публичное выступление и т.п.) скорость коммуникации достаточная (удовлетворяет потребности деятельности).  						 | 
|  						  						  						  						  						 «1» | Вступает в коммуникацию в созданных комфортных условиях или в случае давления (модерируемое групповое обсуждение, в присутствии сильного коммуникатора, деловой или эмоциональной обязательности). Придаёт значимость поступающей информации в соответствии со своими эмоциональными оценками. Редко выступает инициатором общения, чаще присоединяется к разговору, допускает пропуски основных элементов (приветствие/знакомство/общение на тему/прощание) Ситуативно успешно говорит (излагает своё мнение, предлагает, обсуждает). Ситуативно успешно слышит (слушает, понимает собеседника(ков), задаёт уточняющие вопросы, резюмирует). Замечает яркие невербальные проявления, зачастую неправильно их интерпретирует (придаёт излишнее и однозначное значение). Делает попытки следить и управлять своими невербальным проявлениями, но зачастую неуместно и нецелесообразно. При необходимости участвует в деловой переписке и готовит официальные документы под контролем и редакцией более опытного человека. Эффективность ситуативна, зависит от внешних факторов и субъективных отношений к собеседнику(кам) или теме общения. | 
|  						  						 «0» | Минимизирует общение, испытывает затруднения с формулировкой своих мыслей, вопросы не задаёт либо задаёт некорректно сформулированные вопросы. Слышит «то, что хочет слышать», возникают трудности в понимании собеседника, не проясняет сообщение собеседника, домысливает. Не осознаёт и не контролирует свои невербальные проявления, на невербальные сигналы собеседника(ков) реагирует интуитивно Письменные и электронные средства коммуникации использует редко, в случае вынужденной необходимости. Эффективность коммуникации низкая. | 
 
 Личная эффективность в деятельности (самоорганизация)
Личная эффективность в деятельности (самоорганизация) целеполагание;
организация своей деятельности;
контроль достижения результата;
поддержание собственной работоспособности.
|  						  						 «4» | Самостоятельно и грамотно ставит кратко- средне- и долгосрочные цели. Способен сделать множество попыток достижения цели (Целеустремлён). Планирует достижение цели с учётом рисков и повышения эффективности (снижение затрат при сохранении результата). Контроль всех этапов работы направлен на повышение качества и эффективности работы. Управляет собственной работоспособностью на длительной временной дистанции (год и более). | 
|  						  						 «3» | Самостоятельно и грамотно (SMART) ставит цели собственной деятельности исходя из своих потребностей, мотивов и оценки внешних условий. Обладает устойчивой мотивацией к достижению цели. Продумывает несколько вариантов достижения результата, использует общедоступные техники планирования. Самостоятельно контролирует все этапы работ и основные факторы, влияющие на достижение результата. Корректирует собственную деятельность в меняющихся условиях. Осознанно планирует отдых и восстановление, знает и использует техники работы с пиковыми нагрузками. | 
|  						  						 «2» | Проявляет инициативу в постановке собственных целей или в принятии на себя ответственности за часть групповой деятельности. Основывается на внутренней и внешней мотивации, и учёте своих способностей и возможностей. Сам определяет пути достижения результата, планирует и выполняет все необходимые работы. Самостоятельно контролирует промежуточные результаты (анализ «всё ли я успеваю») и предпринимает действия по устранению опоздания или несоответствия, конструктивно принимает внешний контроль итоговых результатов (Ответственен). Определяет яркие маркеры снижения собственной работоспособности (усталости) и предпринимает действия для возвращения в работоспособное состояние. | 
|  						  						 «1» | Ситуативно принимает на себя ответственность за часть работы или ставит цель собственной деятельности чаще из интереса или под обоснованным внешним влиянием, но присутствует дисбаланс в оценке своих возможностей, и в «хочу» и «надо». Внутренняя мотивация не стабильна, зависит от ситуативного эмоционального состояния. Достигает результата при внешней организации (полном поэтапном пояснении алгоритма достижения результата) – «сказали - сделал». Необходим внешний контроль на всех этапах деятельности, и присутствует дисбаланс в отношении к внешнему контролю (либо острая потребность, либо острая неприязнь) Определяет свою усталость, но некорректно на неё реагирует (либо работает через силу, либо это становиться достаточным основанием для недостижения результата). | 
|  						 «0» | В целом – уклонение от деятельности даже в случае грамотного привлечения Уклоняется от принятия на себя ответственности за какой-либо участок работы, не ставит собственных целей деятельности. Неисполнение алгоритма достижения результата, предложенного извне. при попытках внешнего контроля уходит от ответственности. Неконтролируемые проявления усталости и снижения работоспособности. | 
 Администрирование (организация групповой деятельности)
Администрирование (организация групповой деятельности) целеполагание и планирование;
организация и контроль;
мотивация и работа с сопротивлением;
поддержание групповой работоспособности.
 
                                     
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                        