Дополнительная общеобразовательная программа «Волонтерское движение "Центр Добра"»
Пояснительная записка
Направленность программы - социально – педагогическая
Уровень освоения программы-дополнительный общеобразовательный
Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной программы: В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной игражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально- экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенныхкаким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельностьнеизмеримо вышедля личности подростка навязаннойизвне. Ктомуже, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Волонтерское движение в школе охватывает детей разных возрастов. Программа предусматривает для ребят выполнение посильной, общественно-полезной деятельности. Они могут заниматься сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей сирот, пожилых людей, раздачей подарков ветеранам войны,оказанием помощи по дому. Крометого волонтерскоедвижениев школе предполагает участие школьников в социально-значимых проектах и акциях, например,посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах, проводят среди сверстников работу( под руководством медработника) по профилактике курения, алкоголизма, наркомании, пропаганде здорового образа жизни.
Цель дополнительной программы: развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения их к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно- образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
Задачи программы:
Подготовкалидеровдляработывсредесверстников
Создание в учебном заведении условий, позволяющих подросткам своими силами вести работу, направленную на формирование здорового образа жизни.
Организациядосуга учащихсякакодногоиззвеньевпрофилактическойработы
Обеспечениеподдержкиволонтёрскогодвижениясостороныпедагогическогоколлективаиродительского актива учебного заведения.
Новизна и направления деятельности программы: поддержкаразличныхсоциальныхкатегорийнаселения; экологическое направление;
пропагандаздоровогообразажизни.
Миссия волонтерского отряда – внестивклад в физическоеи нравственноеоздоровлениеобщества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию –это то, чемдолженобладать волонтердляуспешнойработы.Всеэто будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговыхзанятиях, учебахи сборах. Благо,чтоволонтерыпросто вынуждены применять всесвои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Во- вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написаниестатейвгазету. Всеэто будетспособствоватьформированиюсоциальной компетентности.
Категории обучающихся (возраст) по программе: 7-11 классы
Формы и режим занятий:
Основныеформыпроведениязанятий-очная:
беседысо специалистами;Изготовлениеплакатов,видеоОформлениеинформационногостенда
экскурсии;ВыпускгазетыЛистовкиИгры.ВикториныСпортивныемероприятия
встречислюдьмиинтересныхпрофессий;
игры:ролевые,компьютерные,настольные,семейные;
просмотрыкинофильмов,мультимедиа,видеофильмов;
литературныекомпозиции,инсценирование;
устныежурналы,викторины;Акцииволонтеров
проектно-исследовательскаядеятельностьучащихся
Режим занятий: занятияпроводятся1часвнеделюпо45минутпосредам.
Сроки реализации программы:1год(34часа)
Содержание программы
Учебно-тематический план
№п/п |
Название мероприятия |
Количество часов |
1. |
Участие в акции«Дети вместо цветов». Обустройство пунктов сбора крышечек и батареек |
1 |
2. |
Выпуск агитационных экологических листовок.Участие в сборе школьных принадлежностей для детей из малоимущих семей. |
1 |
3. |
Рейд по закрашиванию призывов к употреблению наркотиков |
1 |
4. |
Участие в городской спартакиаде |
1 |
5. |
Сбор макулатуры. Выпуск агитационных экологических листовок по сбору макулатуры |
1 |
6. |
Участие в выпуске школьной газеты. Просмотр мотивационных фильмов об экологии |
1 |
7. |
Рейд по закрашиванию призывов к употреблению наркотиков |
1 |
8. |
Вывоз макулатуры. Участиевакции «Сдай макулатуру– спаси дерево!» |
1 |
9. |
Вывоз крышечек, утилизация собранных батареек |
1 |
10. |
Просмотр видеофильмов, посвященных здоровому образу жизни |
1 |
11. |
Рейд по закрашиванию призывов к употреблению наркотиков |
1 |
12. |
Выпуск агитационных листовок «Мы за ЗОЖ» |
1 |
13. |
Написание статьи о ЗОЖ для школьной газеты |
1 |
14. |
Беседа «Сортировка мусора– почему это так важно» |
1 |
15. |
Рейд по закрашиванию призывов к употреблению наркотиков |
1 |
16. |
Проведение минуток здоровья для учащихся начальных классов «Здоровоесердце» |
1 |
17. |
Акция«Новогодние подарки-малышам» длямалышей из Дома малютки |
1 |
18. |
Акция«Спортиздоровье», конкурс плакатов |
1 |
19. |
Рейд по закрашиванию призывов к употреблению наркотиков |
1 |
20. |
Вывоз крышечек,утилизация собранных батареек |
1 |
21. |
Участие в городских акциях и мероприятиях |
1 |
22. |
Участие в выпуске школьнойг азеты.Рассказ о проделанной волонтерской работе |
1 |
23. |
Рейд по закрашиванию призывов к употреблению наркотиков |
1 |
24. |
Участие в городских акциях и мероприятиях |
1 |
25. |
Минутки здоровья для учащихся начальной школы «Береги зрение смолоду» |
1 |
26. |
Участие в челлендже Trashtag |
1 |
27. |
Рейд по закрашиванию призывов к употреблению наркотиков |
1 |
28. |
Сбор макулатуры.Выпуск агитационных экологических листовок по сбору макулатуры |
1 |
29. |
Вывоз макулатуры.Участие в акции «Сдай макулатуру– |
1 |
|
спаси дерево!» |
|
30. |
Участие в городских субботниках |
1 |
31. |
Рейд по закрашиванию призывов к употреблению наркотиков |
1 |
32. |
Участиев акциях, посвященныхДнюПобеды |
1 |
33. |
Вывозкрышечек,утилизациясобранныхбатареек |
1 |
34. |
Подведениеитоговработыволонтерскогодвижения.Анализ работы.Составлениепланаработынаследующий год. |
1 |
Содержаниедополнительнойобщеразвивающейобразовательнойпрограммы
3.Планируемые(ожидаемые)результатыпрограммы:
Ожидаемыерезультаты:
Формированиездоровогожизненногостиля,активнойгражданскойпозициии правовойграмотности успешной личности человека через привлечение к профилактической работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности
формирование устойчивых установок , как у самих волонтеров, так и у тех ребят с кем они занимаются
развитиенавыковисовершенствованиезнаний, которыепригодятсяребятамдлявзрослойжизни
подготовкадетейкблагополучнойсоциальнойадаптациивсовременномобществе.
Волонтёрство(попропагандеЗОЖ)-этодоступный,массовыйспособпрофилактикивредныхпривычек и асоциального поведения в обществе.
Условиядляорганизацииволонтерскогодвижения
Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Использование разнообразных форм организации деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
ЛичностныеУУД:
-участиевигровойдеятельности,умениедонестисвоюпозициюдодругих: оформлять свою устную речь
-составлятьрассказынаосноверисунков
-расширениекругозораомирепрофессий.вситуацияхобщенияисотрудничества,опираясьна общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
-расширениекругозорао мирепрофессии
-заинтересоватьвразвитиисвоихспособностей;
-способностьдобыватьновуюинформациюизразличныхисточников Познавательные УУД
заинтересоватьвразвитиисвоихспособностей;
-способностьдобыватьновуюинформациюизразличныхисточников
-расширениекругозораомирепрофессий, Коммуникативные УУД:
-слушатьипониматьречьдругих Регулятивные УУД:
-определятьцельдеятельностинауроке.
-умениедонестисвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюустнуюречь
-учитьработатьпопредложенномуплану.
-участиевразличныхвидахигровой,изобразительной,творческойдеятельности; По окончании изучения курса
Учащиесяполучатвозможность:
-владетьинформациейоразнообразиимирапрофессий;
-владетьспециальнойтерминологией;
-пониматьзначимостьтрудалюдейвжизничеловекаиобщества;
-выделятьиерархиюпонятий,вычленятьболееширокиеиболееузкиепонятия,находитьсвязи между родовыми и видовыми понятиями;
-объективнооцениватьсвоисобственныесилы,возможности,выделятьиопиратьсянасвои позитивные качества;
-устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;
-самостоятельнодобыватьновуюинформациюприпомощидополнительнойлитературы;
-устанавливатьотношениявтрудовыхгруппах;
-организовыватьсвоюработуиработутоварищей;
-самостоятельноподготовитьразвёрнутоеописаниепрофессии,определитьспособности,которые необходимы людям данной профессии.
5.Иныекомпонентыпрограммы Формы аттестации
-промежуточная-проводитсяпоитогамобучениязаполугодие.Кпромежуточной аттестациидопускаются все обучающиеся, занимающиеся по дополнительной общеобразовательной программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия. Форма проведения промежуточной аттестации -игровая форма. Сроки проведенияпромежуточной аттестации -декабрь.
-итоговая-представляетсобойоценкукачестваусвоенияобучающимися содержаниядополнительной общеобразовательной программы по итогам учебного года. К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся, закончившие обучение по дополнительной общеобразовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию. Форма проведения итоговой аттестации — творческий проект по теме: «Кем и каким я хочустать».
Срокипроведенияитоговойаттестации–май.