Дополнительная общеобразовательная программа «Волонтерское движение "Центр Добра"»

0
0
Материал опубликован 4 March

Пояснительная записка

Направленность программы - социально – педагогическая

Уровень освоения программы-дополнительный общеобразовательный

Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной программы: В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной игражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально- экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенныхкаким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельностьнеизмеримо вышедля личности подростка навязаннойизвне. Ктомуже, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Волонтерское движение в школе охватывает детей разных возрастов. Программа предусматривает для ребят выполнение посильной, общественно-полезной деятельности. Они могут заниматься сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей сирот, пожилых людей, раздачей подарков ветеранам войны,оказанием помощи по дому. Крометого волонтерскоедвижениев школе предполагает участие школьников в социально-значимых проектах и акциях, например,посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах, проводят среди сверстников работу( под руководством медработника) по профилактике курения, алкоголизма, наркомании, пропаганде здорового образа жизни.

Цель дополнительной программы: развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения их к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно- образовательных, просветительских и др. проектах и программах).

Задачи программы:

Подготовкалидеровдляработывсредесверстников

Создание в учебном заведении условий, позволяющих подросткам своими силами вести работу, направленную на формирование здорового образа жизни.

Организациядосуга учащихсякакодногоиззвеньевпрофилактическойработы

Обеспечениеподдержкиволонтёрскогодвижениясостороныпедагогическогоколлективаиродительского актива учебного заведения.

Новизна и направления деятельности программы: поддержкаразличныхсоциальныхкатегорийнаселения; экологическое направление;

пропагандаздоровогообразажизни.

Миссия волонтерского отряда – внестивклад в физическоеи нравственноеоздоровлениеобщества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию –это то, чемдолженобладать волонтердляуспешнойработы.Всеэто будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговыхзанятиях, учебахи сборах. Благо,чтоволонтерыпросто вынуждены применять всесвои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.

Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Во- вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написаниестатейвгазету. Всеэто будетспособствоватьформированиюсоциальной компетентности.

Категории обучающихся (возраст) по программе: 7-11 классы

Формы и режим занятий:

Основныеформыпроведениязанятий-очная:

беседысо специалистами;Изготовлениеплакатов,видеоОформлениеинформационногостенда

экскурсии;ВыпускгазетыЛистовкиИгры.ВикториныСпортивныемероприятия

встречислюдьмиинтересныхпрофессий;

игры:ролевые,компьютерные,настольные,семейные;

просмотрыкинофильмов,мультимедиа,видеофильмов;

литературныекомпозиции,инсценирование;

устныежурналы,викторины;Акцииволонтеров

проектно-исследовательскаядеятельностьучащихся

Режим занятий: занятияпроводятся1часвнеделюпо45минутпосредам.

Сроки реализации программы:1год(34часа)

Содержание программы

Учебно-тематический план

 

 

п/п

Название мероприятия

Количество часов

1.

Участие в акции«Дети вместо цветов».

Обустройство пунктов сбора крышечек и батареек

1

2.

Выпуск агитационных экологических листовок.Участие в

сборе школьных принадлежностей для детей из малоимущих семей.

1

3.

Рейд по закрашиванию призывов к употреблению

наркотиков

1

4.

Участие в городской спартакиаде

1

5.

Сбор макулатуры. Выпуск агитационных экологических

листовок по сбору макулатуры

1

6.

Участие в выпуске школьной газеты. Просмотр

мотивационных фильмов об экологии

1

7.

Рейд по закрашиванию призывов к употреблению

наркотиков

1

8.

Вывоз макулатуры. Участиевакции «Сдай макулатуру

спаси дерево!»

1

9.

Вывоз крышечек, утилизация собранных батареек

1

10.

Просмотр видеофильмов, посвященных здоровому образу

жизни

1

11.

Рейд по закрашиванию призывов к употреблению наркотиков

1

12.

Выпуск агитационных листовок «Мы за ЗОЖ»

1

13.

Написание статьи о ЗОЖ для школьной газеты

1

14.

Беседа «Сортировка мусора– почему это так важно»

1

15.

Рейд по закрашиванию призывов к употреблению

наркотиков

1

16.

Проведение минуток здоровья для учащихся начальных

классов «Здоровоесердце»

1

17.

Акция«Новогодние подарки-малышам» длямалышей из Дома малютки

1

18.

Акция«Спортиздоровье», конкурс плакатов

1

19.

Рейд по закрашиванию призывов к употреблению

наркотиков

1

20.

Вывоз крышечек,утилизация собранных батареек

1

21.

Участие в городских акциях и мероприятиях

1

22.

Участие в выпуске школьнойг азеты.Рассказ о проделанной

волонтерской работе

1

23.

Рейд по закрашиванию призывов к употреблению

наркотиков

1

24.

Участие в городских акциях и мероприятиях

1

25.

Минутки здоровья для учащихся начальной школы «Береги

зрение смолоду»

1

26.

Участие в челлендже Trashtag

1

27.

Рейд по закрашиванию призывов к употреблению

наркотиков

1

28.

Сбор макулатуры.Выпуск агитационных экологических

листовок по сбору макулатуры

1

29.

Вывоз макулатуры.Участие в акции «Сдай макулатуру

1

 

спаси дерево!»

 

30.

Участие в городских субботниках

1

31.

Рейд по закрашиванию призывов к употреблению

наркотиков

1

32.

Участиев акциях, посвященныхДнюПобеды

1

33.

Вывозкрышечек,утилизациясобранныхбатареек

1

34.

Подведениеитоговработыволонтерскогодвижения.Анализ

работы.Составлениепланаработынаследующий год.

1

 

Содержаниедополнительнойобщеразвивающейобразовательнойпрограммы

 

3.Планируемые(ожидаемые)результатыпрограммы:

 

Ожидаемыерезультаты:

Формированиездоровогожизненногостиля,активнойгражданскойпозициии правовойграмотности успешной личности человека через привлечение к профилактической работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности

формирование устойчивых установок , как у самих волонтеров, так и у тех ребят с кем они занимаются

развитиенавыковисовершенствованиезнаний, которыепригодятсяребятамдлявзрослойжизни

подготовкадетейкблагополучнойсоциальнойадаптациивсовременномобществе.

Волонтёрство(попропагандеЗОЖ)-этодоступный,массовыйспособпрофилактикивредныхпривычек и асоциального поведения в обществе.

Условиядляорганизацииволонтерскогодвижения

Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

Использование разнообразных форм организации деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.

ЛичностныеУУД:

-участиевигровойдеятельности,умениедонестисвоюпозициюдодругих: оформлять свою устную речь

-составлятьрассказынаосноверисунков

-расширениекругозораомирепрофессий.вситуацияхобщенияисотрудничества,опираясьна общие простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

-расширениекругозорао мирепрофессии

-заинтересоватьвразвитиисвоихспособностей;

-способностьдобыватьновуюинформациюизразличныхисточников Познавательные УУД

заинтересоватьвразвитиисвоихспособностей;

-способностьдобыватьновуюинформациюизразличныхисточников

-расширениекругозораомирепрофессий, Коммуникативные УУД:

-слушатьипониматьречьдругих Регулятивные УУД:

-определятьцельдеятельностинауроке.

-умениедонестисвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюустнуюречь

-учитьработатьпопредложенномуплану.

-участиевразличныхвидахигровой,изобразительной,творческойдеятельности; По окончании изучения курса

Учащиесяполучатвозможность:

-владетьинформациейоразнообразиимирапрофессий;

-владетьспециальнойтерминологией;

-пониматьзначимостьтрудалюдейвжизничеловекаиобщества;

-выделятьиерархиюпонятий,вычленятьболееширокиеиболееузкиепонятия,находитьсвязи между родовыми и видовыми понятиями;

-объективнооцениватьсвоисобственныесилы,возможности,выделятьиопиратьсянасвои позитивные качества;

-устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;

-самостоятельнодобыватьновуюинформациюприпомощидополнительнойлитературы;

-устанавливатьотношениявтрудовыхгруппах;

-организовыватьсвоюработуиработутоварищей;

-самостоятельноподготовитьразвёрнутоеописаниепрофессии,определитьспособности,которые необходимы людям данной профессии.

5.Иныекомпонентыпрограммы Формы аттестации

-промежуточная-проводитсяпоитогамобучениязаполугодие.Кпромежуточной аттестациидопускаются все обучающиеся, занимающиеся по дополнительной общеобразовательной программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия. Форма проведения промежуточной аттестации -игровая форма. Сроки проведенияпромежуточной аттестации -декабрь.

-итоговая-представляетсобойоценкукачестваусвоенияобучающимися содержаниядополнительной общеобразовательной программы по итогам учебного года. К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся, закончившие обучение по дополнительной общеобразовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию. Форма проведения итоговой аттестации — творческий проект по теме: «Кем и каким я хочустать».

Срокипроведенияитоговойаттестации–май.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации