Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлые пальчики» с использованием технологий проектной и волонтёрской деятельности
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Весёлые пальчики»
Уровень программы: ознакомительный
Направленность: художественная
Возраст детей: 8-11 лет
Срок реализации: 24 ч
Автор-составитель: Берестовая Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования, соответствие занимаемой должности, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» Алексеевского городского округа. Белгородская область, Алексеевский городской округ, город Алексеевка
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлые пальчики» разработана для обучающихся, интересующихся исследовательской, прикладной, проектной и волонтёрской деятельностью.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «О направлении информации».
Для разработки программы использованы методические рекомендации по подготовке к уроку «Кукольный театр» авторской рабочей программы Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова «Технология» (Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива»/ Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2011).
Актуальность
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к содержанию образования и к личности человека. Технологии личностно-ориентированного обучения, индивидуального подхода, требуют новых методов и подходов, которые формируют активную, самостоятельную позицию обучающихся в обучении; способствуют самореализации творческого потенциала и формированию готовности к предстоящей творческой деятельности; развивают проектные, рефлексивные, самооценочные умения и навыки, познавательный интерес; реализуют принцип связи обучения с жизнью. Итог, сегодня нужна неконфликтная, открытая, творческая личность, которая умеет работать в команде.
К таким методам можно отнести метод проектов, который в настоящее время относится к педагогическим технологиям XXI века, а также организация системной добровольческой (волонтёрской) деятельности.
Таким образом, возникла необходимость в разработке такой программы с использованием технологий проектной и волонтёрской деятельности, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а на их применение, приобретение новых знаний и умений путём самообразования и получения опыта строить человеческие отношения, творить, реализовывать свои проекты на будущее.
Классификация общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Весёлые пальчики» разработана для учреждений дополнительного образования детей.
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности программы
Программа направлена на формирование оргдеятельностных качеств обучающихся – способности осознания целей проектной и волонтёрской деятельности, умению поставить цель и организовать её достижение. А также креативных (творческих) качеств: умению использовать различные приёмы и навыки работы с бумагой, тканью, пряжей и другими подручными материалами, гибкости своего ума, наличие своего мнения в творческой самореализации, коммуникативных качеств.
Кукольный театр – прекрасная возможность для детей проявить себя. Кроме того, кукольный театр включает в себя несколько областей, или видов деятельности, давая возможность проявиться самым разным талантам. Это и выбор сюжета, и умение рассказчика, и талант художника, и умение шить, вязать, мастерить. А также желание оказать бесплатную безвозмездную помощь на добровольной основе, руководствуясь собственными побуждениями.
Программа «Весёлые пальчики» соединяет в своём содержании работу обучающихся над исследованием материала по теме проекта «Кукольный пальчиковый театр», практическое выполнение проекта в различных техниках (бумагопластика, вязание, шитьё) и реализацию проекта. Подготовка, защита творческого проекта в виде спектакля и акция «Подари сказку», подарок набора игрушек «Кукольный театр» для воспитанников детских садов – является обоснованием самого проекта.
Обучающиеся знакомятся с историей добровольчества, изучают технологию организации и проведения коллективного творческого дела, учатся работать в командах и реализовывать свои первые инициативы.
Главный принцип волонтерского движения: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Этот принцип понятен и близок тем, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. В результате своей волонтёрской деятельности у ребят кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, появляется гордость, самоуважение. Ему важно знать, что он кому-то нужен, что его деятельность оказывает реальную помощь.
Тесная связь теории и практики стимулирует обучающихся к творчеству и социальной деятельности, формирует устойчивый интерес к самостоятельным исследованиям.
Адресат программы
Данная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста (8-11 лет). На занятия принимаются все желающие дети с разными умениями и навыками, пришедшие по интересу или просто дети, которые имеют желание заниматься по данному направлению.
В возрасте 8-11 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный отклик у ребёнка.
Важный путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций.
Организация образовательного процесса
Учебная программа рассчитана на 24 ч с детьми младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по два академических часа с перерывом между занятиями 10 – 15 минут. Численный состав групп 5-7 человек.
Форма обучения: очная.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения проектной и волонтёрской (добровольческой) деятельностью как самостоятельно, так и в группе, и технологическими знаниями и умениями.
Задачи программы:
- формировать умение организовывать проектную деятельность (составлять план работы и работать над изделием в мини-группах по алгоритму, распределять роли при выполнении изделия, выполнять эскиз, оформлять изделия в едином стиле);
- формировать активную жизненную позицию и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
- формировать умение проводить презентацию групповой работы и оценивать результат по заданным критериям;
- познакомить с театром как видом искусства и средой получения разного вида информации;
- познакомить с разными видами театральных кукол;
- научить изготавливать пальчиковых кукол;
- показать возможности выполнения различных театральных пальчиковых кукол на основе разных технологий (бумагопластика, шитьё, вязание);
- сочетать в оформлении изделий различные виды материалов для создания задуманного образца;
- совершенствовать навык оформления изделия по собственному замыслу;
- раскрыть содержание терминов и понятий: театр, театр кукол, программа, сцена, занавес;
- познакомить с особенностями профессиональной деятельности людей, занятых в кукольном театре (кукольник, кукловод, художник-декоратор);
- обучить рациональному использованию материалов и правильной организации труда;
- развивать самостоятельность, усидчивость, аккуратность;
- развивать творческие способности и стремление обучающихся к творческому познанию и самовыражению;
- способствовать формированию интереса к проектно-исследовательской деятельности;
- формировать опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
- развивать эстетический вкус и чувства прекрасного;
- прививать интерес к культуре своей Родины, эстетическое отношение к действительности;
- формировать культуру общения и поведения в социуме, взаимопомощь, добросовестность, самоконтроль.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | № темы | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
8 | 6 | 2 | | |||
1. | 1. | Введение. Кукольный театр. | 2 | 2 | - | Педагогическое наблюдение, беседа |
2. | 2. | Определение темы и цели проекта. Выполнение предпроектного исследования. | 2 | 1 | 1 | Опрос, педагогическое наблюдение |
3. | 3. | Распределение ролей в группе, выбор материалов, необходимых для работы, определение их стоимости. Выполнение эскизов. | 2 | 1 | 1 | Опрос, педагогическое наблюдение, обсуждение |
4. | 4. | Волонтёрская деятельность. Добровольность. | 2 | 2 | - | Опрос, педагогическое наблюдение |
Раздел II. Практическая реализация проекта | 12 | 2 | 10 | | ||
5. | 1. | Выполнение работы над изделием к проекту. Основа-колпачок для куклы. Куклы для спектакля. | 4 | 1 | 3 | Опрос, педагогическое наблюдение, самооценка, обсуждение |
6. | 2. | Выполнение работы над изделием к проекту. Изготовление костюмов для куклы. | 4 | - | 4 | Опрос, педагогическое наблюдение, самооценка |
7. | 3. | Выполнение работы над изделием к проекту. Сцена, занавес. | 4 | 1 | 3 | Опрос, педагогическое наблюдение, самооценка |
Раздел III. Зашита проекта | 4 | 1 | 3 | | ||
8. | 1. | Подготовка презентации проекта. Оценивание и обсуждение работы. | 2 | 1 | 1 | |
9. | 2. | Презентация проекта. | 2 | - | 2 | Защита и презентация творческого проекта |
| | Итого: | 24 | 9 | 15 | |
Содержание программы
Раздел I. Исследование и разработка проекта (8 ч)
Тема 1. Введение. Кукольный театр.
Теория. Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра. Беседа на тему: «Особенности театра кукол».Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (кукольник, режиссер, художник-декоратор, кукловод). Виды театральных кукол (перчаточные куклы, пальчиковые куклы, куклы настольного театра, марионетки, куклы-великаны). Сцена, занавес, афиша.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, беседа.
Тема 2. Определение темы и цели проекта. Выполнение предпроектного исследования.
Теория. Тема проекта. Поиск и формулировка проблемы. Актуальность, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы. Гипотеза. Объект исследования. Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.Методы исследования: наблюдение, поиск и изучение литературы, анализ. Алгоритм работы над проектом.
Практика. «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)». Анализ различных источников информации (книги, интернет-ресурсы).
Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 3. Распределение ролей в группе, выбор материалов, необходимых для работы, определение их стоимости.Выполнение эскизов.
Теория. Что такое команда? Как работать в команде? Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Распределение ролей в группе. Выбор материалов: бумага, ткань, фетр, пряжа. Стоимость продукта проекта, выбор наиболее экономичного. Эскизы персонажей.
Практика. Заполнение технологической карты. Выполнение эскизов выбранных персонажей.
Формы контроля:педагогическое наблюдение, опрос.
Тема 3. Волонтёрская деятельность. Добровольность.
Теория. Происхождение понятия «волонтёр», «доброволец». Волонтёрство в России. Детские и молодёжные добровольческие организации. Социальные акции. Общие принципы волонтёрской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Кодекс добровольцев в России.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос.
Раздел II. Практическая реализация проекта (12 ч)
Тема 1. Выполнение работы над изделием к проекту. Основа-колпачок для куклы. Куклы для спектакля.
Теория. Виды пальчиковых кукол. Основа-колпачок. Знакомство с технологией изготовления в зависимости от выбранного материала. Техника безопасного труда при работе с инструментами и различными видами материалов. Шаблоны, схемы, трафареты.
Практика. Изготовление основы-колпачка для кукол.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, самооценка.
Тема 2. Выполнение работы над изделием к проекту. Изготовление костюмов для куклы.
Практика. Декоративное оформление кукол для пальчикового театра.
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, самооценка.
Тема 3. Выполнение работы над изделием к проекту. Сцена, занавес.
Теория. Сцена. Занавес. Виды занавеса (раздвижной, подъёмный, нераздвижной). Афиша.
Практика. Работа по плану над изделием «Сцена и занавес».
Формы контроля: опрос, педагогическое наблюдение, самооценка.
Раздел III. Зашита проекта (4 ч)
Тема 1. Подготовка презентации проекта. Оценивание и обсуждение работы.
Теория. Учимся презентации. Подготовка отчета и презентации. Система оценки проектных работ. Критерии оценки.
Практика. Самоанализ и самооценка выполненного проекта, заполнение таблицы. Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.
Формы контроля: самооценка, коллективный анализ работы, обсуждение.
Тема 2. Презентация проекта.
Формы контроля: защита и презентация творческого проекта.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение обучающимися определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
- понимать значение такого вида искусства, как театр;
- выделять виды театральных кукол;
- выполнять эскизы пальчиковых кукол;
- изготовлять основу-колпачок для куклы с помощью различных техник (бумагопластика, шитьё или вязание) по выбору обучающихся;
- различать виды занавесов;
- выполнить работу над изделием «Кукольный театр» (сцена и занавес);
- создавать изделия по одной технологии, комбинировать при их оформлении различные материалы;
- применять навыки работы с бумагой, тканью, нитками;
- создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственным эскизам;
- самостоятельно выбирать способы оформления изделия;
- объяснять значение терминов и понятий: театр, театр кукол, кукольник, художник-декоратор, кукловод, сцена, занавес;
- знать историю волонтерского движения в России и в мире, основные направления деятельности и формы работы волонтёров, права и обязанности волонтёров.
Личностные результаты:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
- интерес к поисково-исследовательской деятельности с учётом собственных интересов;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- этические нормы – сотрудничества, взаимопомощи, ответственности – при выполнении проекта;
- потребность соблюдать правила безопасного пользования инструментами и материалами для качественного выполнения изделия;
- представление о значении проектной деятельности;
- понимание ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
- потребности в творческой деятельности;
- увеличение желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;
- способности учитывать при выполнении изделия интересы, склонности и способности других учеников.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
- работать над проектом по заданному алгоритму (постановка цели, составление плана, определение задач каждого этапа работы, распределение ролей);
- обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- выбирать средства для выполнения изделия и проекта (под руководством педагога);
- корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или замене материалов;
- действовать в соответствии с определённой ролью;
- прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта;
- оценивать качество работы.
познавательные:
- выделять из текстов информацию о кукольном театре, профессиональной деятельности кукольника, художника-декоратора, кукловода, пальчиковых куклах;
- высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты;
- проводить защиту проекта по заданному плану;
- проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
- осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям.
коммуникативные:
- слушать собеседника, понимать и принимать его точку зрения;
- находить точки соприкосновения различных мнений;
- приводить аргументы за и против при совместных обсуждениях;
- осуществлять попытку разрешения конфликтных ситуаций при выполнении изделия;
- проявлять инициативу в ситуации общения;
- строить монологические высказывания и вести диалог на заданную тему;
- учиться договариваться, учитывая интересы партнёра и собственные интересы;
- осуществлять взаимопомощь при взаимодействии в паре, группе.
В результате изучения программы учащиеся должны обладать следующими ключевыми компетенциями:
Ценностно-смысловые компетенции:
- осознавать свою роль и предназначение;
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Учебно-познавательные компетенции:
- организация взаимодействия, учащегося и преподавателя, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
- умение осуществлять целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по изготовлению изделий, творческих проектов, владение технологией вязания;
- умение работать со справочной литературой, инструкциями (чтение сем, технологических карт по изготовлению изделий);
- самостоятельно изготавливать различные виды изделий, используя разные техники;
- умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (защита проектной работы, презентация готового изделия).
Информационные компетенции:
- владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах; систематизация, анализ и отбор информации;
- владение навыками работы с различными носителями и источниками информации (книгами, учебниками, мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.);
- критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.
Коммуникативные компетенции:
- включаться в коллективные обсуждения, проявлять инициативу и активность в работе;
- предлагать помощь и сотрудничество товарищам, учитывать их мнение, уметь договариваться с окружающими, иметь собственное мнение;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
- умение представить себя устно, владение стилевыми приемами оформления готового изделия (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта и т.п.).
Общекультурные компетенции:
- познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
- знание истории возникновения и развития кукольных театров в России, использовать полученные сведения в своей работе;
- получение навыков социально-значимой волонтёрской деятельности в разных сферах жизни;
- приобретение практических умений по оказанию адресной помощи сверстникам и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- владение эффективными способами организации свободного времени.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Формы контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля освоения программы
Текущий контроль | Итоговый контроль | ||
-выполнение проблемно-поисковых заданий; -подготовка материала к проектной работе; -выполнение определённых этапов работы над проектом | -опрос, беседа, педагогическое наблюдение, самооценка | -представление проектной творческой работы | -защита творческих работ, самоанализ, самооценка, коллективный анализ работ, открытое занятие |
Формы творческих продуктов проектной деятельности:
- материальный продукт (макет сцены и занавеса, пальчиковые куклы);
- творческий продукт (спектакль, инсценировка по мотивам сказок);
- информационный продукт (компьютерная презентация, доклад).
Методы отслеживания результативности овладения учащимися программы:
- педагогическое наблюдение за детьми в процессе работы;
- опрос;
- коллективные и самостоятельные творческие работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- защита творческого проекта (спектакль для воспитанников детского сада);
- акция «Подари сказку» (подарок для воспитанников детского сада - готовый набор игрушек для кукольного театра);
- самоанализ и коллективный анализ проектной работы.
Критерии оценки должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.
Критерии | Баллы |
Соответствие замыслу | |
Композиция | |
Цветовое решение | |
Самостоятельность | |
Оригинальность (творческий замысел) | |
Технология (соблюдение техники работы с различными материалами) | |
Аккуратность | |
Проведение презентации (артистизм, выразительность выступления) | |
Всего баллов: | |
Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5 баллов.
Оценка результатов:
40 – 37 баллов – высокий уровень: работа соответствует заданной теме. Соблюдение техника работы с материалами. В работе присутствует разнообразие образов, оригинальность решения, особая смысловая нагрузка, отражающая наблюдательность и фантазию ребёнка, необычное и интересное цветовое решение.
36 – 29 баллов – средний уровень: работа соответствует заданной теме не в полной мере. Не в полной мере соблюдена техника работы с материалами. В работе не всегда присутствует разнообразие образов, оригинальность решения, особая смысловая нагрузка, отражающая наблюдательность и фантазию ребёнка, необычное и интересное цветовое решение.
28 – 21 балл – низкий уровень: работа не соответствует заданной теме. Не соблюдается техника работы с материалами. Не выражена оригинальность решения и смысловая нагрузка работы. Не интересное цветовое решение.
2.2. Условия реализации программы
Календарный учебный график
№п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Раздел I. Исследование и разработка проекта (6 ч) | |||||
1 | | Введение. Кукольный театр. | 2 | Организационное учебное занятие, беседа, | Педагогическое наблюдение, беседа |
2 | | Определение темы и цели проекта. Выполнение предпроектного исследования. | 2 | Комбинированное учебное занятие, практическая работа под руководством педагога, дискуссия | Педагогическое наблюдение, опрос |
3 | | Распределение ролей в группе, выбор материалов, необходимых для работы, определение их стоимости. Выполнение эскизов. | 2 | Комбинированное учебное занятие, практическая работа под руководством педагога | Педагогическое наблюдение, опрос |
4 | | Волонтёрская деятельность. Добровольность. | 2 | Комбинированное учебное занятие, дискуссия | Педагогическое наблюдение, опрос |
Раздел II. Практическая реализация проекта (12 ч) | |||||
5 | | Выполнение работы над изделием к проекту. Основа-колпачок для куклы. Куклы для спектакля. | 2 | Комбинированное учебное занятие, практическая работа под руководством педагога | Опрос, педагогическое наблюдение, самооценка |
6 | | Выполнение работы над изделием к проекту. Основа-колпачок для куклы. Куклы для спектакля. | 2 | Практическая групповая работа | Опрос, педагогическое наблюдение, самооценка |
7 | | Выполнение работы над изделием к проекту. Изготовление костюмов для куклы. | 2 | Комбинированное учебное занятие, практическая работа под руководством педагога | Опрос, педагогическое наблюдение, самооценка |
8 | | Выполнение работы над изделием к проекту. Изготовление костюмов для куклы. | 2 | Практическая групповая работа | Опрос, педагогическое наблюдение, самооценка |
9 | | Выполнение работы над изделием к проекту. Сцена, занавес. | 2 | Коллективное творчество | Опрос, педагогическое наблюдение, самооценка |
10 | | Выполнение работы над изделием к проекту. Сцена, занавес. | 2 | Коллективное творчество | Опрос, педагогическое наблюдение, самооценка |
Раздел III. Зашита проекта (4 ч) | |||||
11 | | Подготовка презентации проекта. Оценивание и обсуждение работы. | 2 | Коллективное творчество под руководством педагога | Самооценка, обсуждение, коллективный анализ работы |
12 | | Презентация проекта. | 2 | Контрольное занятие | Защита и презентация творческого проекта |
Методическое обеспечение образовательной программы
Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих основных принципах:
- целостности и гармоничности (соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой);
- гуманизации (признания личности ребёнка с её достоинствами и недостатками, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания);
- деятельностного подхода (знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности);
- наглядности (использование пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;
- креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребёнка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности).
Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно подготовки, способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное и личностно-ориентированное обучение.
Среди разнообразных направлений в области педагогических инноваций наиболее адекватными поставленным целям являются:
- «обучение в сотрудничестве»;
- метод проектов;
- метод проблемного изложения;
- проектно-ориентированное обучение.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения:
- проблемно-поисковый метод (педагог помогает в решении проблемы);
- проектно-конструкторские методы (создание моделей, обучение по алгоритму, выполнение творческих коллективных проектов);
- словесные методы (объяснение и разучивание терминов, условных обозначений, беседа, консультация, диалог, учебные дискуссии);
- методы практической работы (изготовление изделий, зарисовка схем, подготовка и участие в защите проекта);
- наглядный метод (демонстрация образцов изделий, иллюстрация, схемы, таблицы).
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
Типы учебных занятий:
- комбинированное занятие;
- занятие сообщения и усвоения новых знаний;
- занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков на практике;
- творческая мастерская, коллективное творчество;
- контрольное занятие.
Программа предусматривает проведение занятий в различных формах:
- работа детей в группах;
- в парах;
- индивидуальная работа;
- работа с привлечением взрослых.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Исследование и разработка проекта | Для чего? (назначение, польза) | - нужно всем или мне |
Что делать? (объект) | - изделие или информация; - какая конструкция изделия или форма подачи; - какие материалы; - зарисовки, схемы, эскизы; - выбор лучшего варианта; | |
Как делать? (технология изготовления изделия) | - выбор технологической последовательности; - возможные конструкторско-технические проблемы; - как решить эти проблемы; - инструменты; | |
Этап 2. Практическая реализация проекта | Воплощаем замысел | - распределение ролей, обязанностей; - изготовление изделия или подготовка информации; - дополнения, исправления; |
Этап 3. Защита проекта (презентация) | Что сделали и как? | - что решили делать и для чего; - как рождался образ; - какие проблемы возникали; - как решались проблемы; - что получилось. |
Роль педагога при выполнении проектов изменяется от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а направляет деятельность обучающихся:
- консультирует;
- мотивирует;
- наблюдает.
Роль обучающихся при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах обучающийся:
- выбирает и принимает решения;
- выстраивает систему взаимоотношений;
- оценивает.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-практическое оборудование |
Материалы для работы: пряжа; ткань; нитки для шитья и вышивания (мулине); различная фурнитура (глазки, носики, пуговицы, кнопки и т. д.); клей универсальный прозрачный «Кристалл»; клей ПВА; цветная бумага, картон; наполнитель (холлофайбер). Инструменты для работы: набор крючков; ножницы; набор швейных игл; иглы для скрепления вязаных изделий; маркировочные булавки; мини плоскогубцы для рукоделия. |
Информационно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Список использованной литературы |
Олейник О. В., Кабанюк Л. П. Проектная деятельность: методика обучения. 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2014. Роговцева Н. И. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Перспектива". 1-4 классы: пособие для учителей/общеобразоват. Учреждений / Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. - М.: Просвещение, 2011. Шипилова Н. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс / Н. В. Шипилова, Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. |
Электронные образовательные ресурсы |
Интернет-ресурсы для педагогов: http://www.edu.ru– Федеральный портал «Российское образование»; http://nsportal.ru/cvrmagdagachi/v-pomoshch-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya- в помощь педагогам дополнительного образования; http://dop-obrazovanie.com– сайт о дополнительном образовании. http://festival.1september.ru/articles/512814/ - Яннова И.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских. http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24077b1/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf - Яковлева Н.Ф. Я47 Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб.пособие. – 2-е изд., стер.- М.: ФЛИНТА, 2014. https://infourok.ru/elektronnoe-uchebnoe-posobie-po-kursu-osnovi-proektnoy-deyatelnosti-895795.html- Электронное учебное пособие по курсу «Основы проектной деятельности». https://moeobrazovanie.ru/detskoe_volonterstvo.html - Детское волонтёрство. Интернет-ресурсы для детей: Бумажный кукольный театр из бумаги своими руками.Источник: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpage365.ru%2Fbumazhnyj-kukolnyj-teatr-iz-bumagi-svoimi-rukami-legko-kupit-a-luchshe-skachat-besplatno-i-raspechatat.html Описание вязания игрушек для пальчикового театра.Источник: https://hiamigurumi.ru/2018/03/igrushki-dlya-palchikovogo-teatra.html Пальчиковые куклы своими руками.Источник: https://www.pinterest.ru/amp/pin/550846598150579864/ Пальчиковый театр.Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5076921/rubric/5363237 Пальчиковый театр из фетра своими руками. Выкройки, шаблоны, мастер-классы.Источник: https://handsmake.ru/palchikovyy-teatr-iz-fetra.html Пальчиковый театр своими руками. Источник: https://neshitoff.livejournal.com/318325.html Пальчиковые куклы «Топотушки».Источник: https://fotostrana.ru/public/post/234154/1598858014/ Театр на столе. Источник: https://www.pinterest.de/pin/355080751857067446/ |