Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука Добра»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Азбука Добра»
Возраст обучающихся:5-8лет.
Срок реализации: 1 год.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Азбука добра» разработана на основе:
ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года
-Письмо «О соблюдении законодательства РФ в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ» №19-1932/14-0-0 Комитета общего и профессионального образования администрации ЛО по состоянию на 09 сентября 2014г.
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам»- приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г.№1008
- Устав учреждения
-СанпиН 1.2.3685-21
При определении содержания данной дополнительной общеразвивающей программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.
При разработке дополнительной общеразвивающей были использованы:
Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Типовая программа «Социальное творчество», утвержденная по новым стандартам: г. Москва «Просвещение» 2011год, Д.В. Григорьев Б.В. Куприянов.
Цель:
Развитие и становление его личностных качеств, облагораживание души и сердца ребёнка.
Задачи:
Воспитательные:
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма;
- воспитывать у детей любовь к творческому труду;
-воспитать в ребёнке умения любить, сострадать, сопереживать, проявлять милосердие, творить добрые дела;
- подвести к осознанию ответственности за свои поступки, мысли
Образовательные:
-сформировать нравственные представления у детей о добре и зле, о явлениях общественной жизни;
- формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику);
- формировать в детях желание помогать людям, делиться своим творчеством с другими;
Развивающие:
- развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ поведения и поступков героев произведений;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- способствовать развитию творческих способностей и эстетического восприятия прекрасного.
Актуальность:
В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры школьников. Реалии современного общества таковы, что в настоящее время созрела проблема агрессивности детской среды, когда у подрастающего поколения нет навыков сотрудничества и конструктивного поведения в конфликтах.
Эти занятия должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого — не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества.
Отличительная особенность
В данной программе уточнена сущность понятия «творческая самостоятельность детей » в процессе овладения нравственными знаниями, разработана педагогическая технология формирования творческой самостоятельности детей в процессе занятий. Эти занятия должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого — не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества
Организационно-педагогические условия реализации
Формы обучения
обучение осуществляется в очной форме.
Формы аудиторных занятий образовательной деятельности обучающихся
Учебное занятие, игра, дискуссия, проектная работа, интервью
Возраст обучающихся
На основании локального нормативного акта дополнительная общеразвивающая программа «Азбука Добра» социально-педагогической направленности рассчитана для детей 5-7 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы 1год, 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Уровень программы: ознакомительный.
Материально-техническое обеспечение программы:
Оборудованный учебный класс(6,5х7м), который соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм;
Столы, стулья, шкафы;
Персональный компьютер (мультимедиа);
Диски (DVD, CD).
Принтер;
Ноутбук;
Экран
Возраст обучающихся
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана для детей 5-7лет, можно использовать как внеурочную деятельность.
Сроки реализации 1 год, 1 раз в неделю, 36 часов.
Форма обучения - очная.
Форма проведения занятий- аудиторная.
Форма организации учебной деятельности – является занятие, проводимое коллективным и групповым способами, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Формы аудиторных занятий: беседа, диалог, занятие-игра, праздник, ролевая игра, игра-путешествие, викторина
Учебно-тематический план
№ п\п | | Количество часов | | ||||
Раздел \ Тема | Всего | Теория | Практика | Формы текущего контроля и промежуточной аттестации | | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | е | | |
2. | «Бережливость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
3. | «Благодарность» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, тестирование | | |
4. | «Вежливость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
5. | «Помогаем другим» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
6. | « Верность» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, презентация | | |
7. | «Нет друга- ищи, а нашёл- береги» | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина | | |
8. | «Преданность друга» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
9. | «Гордость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
10. | «Доброта» | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина | | |
11. | «Давайте жить дружно» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
12. | «Гостеприимство» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
13. | «Забота о других» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
14. | «Единство» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
15. | «Мир красоты» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
16. | «Любовь» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
17. | «Любовь к животным» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
18. | «Любовь к маме» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
19 | Забота о других | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
20 | Благодарность (поделки) | 1 | 0.5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
21 | Вежливость, этикет | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
22 | Помощь другим | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
23 | Верность Сказка) | 1 | 0,5 | 0,5 | обсуждение | | |
24 | Подарок другу | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
25 | Как подарить | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа | | |
26 | Гордость, чем гордимся? | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа обсуждение | | |
27 | Доброта | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
28 | Давайте жить дружно | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
29 | Гостеприимство, приглашение в гости | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа Практическое выполнение | | |
30 | Заботимся о других | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение | | |
31 | Забота о старших | 1 | 0,5 | 0.5 | Беседа, обсуждение | | |
32 | Забота о младших | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа Практическое выполнение | | |
33 | Единение | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, обсуждение | | |
34 | Мир красоты, рисуем лица | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
35 | Любовь, ненависть | 1 | 0,5 | 0,5 | обсуждение | | |
36 | Любить животных | 1 | 0,5 | 0,5 | обсуждение | | |
37 | «Любовь к Родине» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
38 | Рисунок о ВОВ, Любовь к Родине | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
39 | Рассказ о блокаде Ленинграда | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, обсуждение | | |
40 | Любовь к Родине, поделка | 1 | | 1 | Беседа, Практическое выполнение | | |
41 | Рассказ о героях ВОВ | 1 | 1 | | Беседа, обсуждение | | |
42. | «Любознательность» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
43 | «Любознательность» викторина | 1 | | 1 | Практическое выполнение | | |
44 | «Секреты мастерства» | 1 | 0,5 | 01 | Практическое выполнение | | |
45 | «Секреты мастерства» | 1 | 0,5 | 001 | Практическое выполнение | | |
46 | «Милосердие» на примере зимующих птиц | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
47 | «Милосердие» поделка кормушка | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
48. | «Мудрость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
49. | «Мудрость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
50. | «Нежность» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
51. | «Нежность» поделка маме | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
52. | «Ответственность» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
53. | «Отзывчивость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровая программа | | |
54. | «Скромный человек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина | | |
55. | «Сострадание» | 1 | 0,5 | 0.5 | Тестирование | | |
56. | «Умение видеть хорошее» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
57. | «Умение прощать» | 1 | 0,5 | 0,5 | | | |
58. | «Умение сотрудничать» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
59. | «Храбрость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация | | |
60 | «Поиски прекрасного» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
61 | «Правдивость» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
62 | «Скромность» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
63 | «Служение людям»» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое выполнение | | |
64 | «Стремление к свету» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
65 | «Стремление к совершенству» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическое выполнение | | |
66 | «Судьба» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | | |
67 | «»Счастье» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическое выполнение | | |
68 | «Трудолюбие» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическое выполнение | | |
69 | «Кем быть» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическое выполнение | | |
70 | «Уважение» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическое выполнение | | |
71 | Итоговое занятие: Праздник «Вместе весело шагать» | 2 | 0 | 2 | Практическое выполнение | | |
| Итого | 72 | 33,5 | 38,5 | | | |
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| Содержание программы | | | | | ||
| | | | | |
1.Вводное занятие.
Теория: беседа
2. «Бережливость»
Теория: Беседа, чтение рассказа «Васин ранец»
Практика: игра «Фея бережливости», творческое задание «Наука бережливости»
3. «Благодарность»
Теория: беседа о дружбе, заставить ребят задуматься над ценностями- дом, взаимопонимание, любовь, чтение сказки «Кто вырастил яблочко»
Практика: игра «Птица благодарности», творческое задание «Спасибо природе»
4. «Вежливость»
Теория: «Вежливый кролик» мексиканская сказка, вопросы и задания по сказке.
Практика: творческое задание «Приветливые люди», игра «Школа вежливости»
5. «Помогаем другим»
Теория: чтение сказки «Как домовой Настеньке помог», вопросы и задания.
Практика: творческое задание «Помогаем людям», «Взаимопомощь», сценка «Для тех, кто нуждается»
6. «Верность»
Теория: беседа, сказка «Пуговица и рукавица»
Практика: рис. «Верные рукавички», творческое задание «Верные друзья»
7. «Нет друга -ищи, а нашёл- береги»
Теория: рассказ «Самое страшное», беседа.
Практика: стихи и песни про друзей.
8. «Преданность друга»
Теория: чтение рассказа «Заира и Амир», обсуждение.
Практика: игра «Верные друзья», творческое задание «Верность идеалам», сценка «два друга»
9. «Гордость»
Теория: сказка «Лепесток и цветок», вопросы и задания к сказке.
Практика: игра «Непослушный лепесток», творческое задание «Что мы умеем»
10. «Доброта»
Теория: «Даром ни одно доброе дело не пропадает», обсуждение сказки.
Практика: игра «Добрый дождик», твор. задание «Доброе дело»,
11. «Давайте жить дружно»
Теория: «Так или не так» чтение рассказа, обсуждение.
Практика: «Мои друзья», «Пойми меня» игры.
12. «Гостеприимство»
Теория: чтение сказки «Пчела и тыквенный цветок»
Практика: игра «Гостеприимные цветы», творческое задание «В гостях у тыквы».
13. «Забота о других»
Теория: рассказ «Незримая забота»
Практика: игра «Учимся заботиться», сценка «Заботливая пара».
14. «Единство»
Теория: «Коровы врозь – тигру в радость» чтение и вопросы к сказке «Властители леса».
Практика: игра «Чудо единства», творческое задание «Муравьи - помощники»
15. «Мир красоты»
Теория: сказка Г. Андерсена «Есть же разница»
Практика: игра «Колечко красоты», творческое задание «Как украсить мир»
16. «Любовь»
Теория: «Капелька росы» беседа, обсуждение сказки
Практика: игра «Фея любви», рис. «Дом для феи любви»
17. «Любовь к животным»
Теория: чтение и обсуждение сказки «Золотая свобода», сказка «Крылатый пленник»
Практика: игры «Наши питомцы», «Две птицы»;рисунок «Ухаживаем за животными», творческое задание «Мальчик и воробушек»
18. «Любовь к маме»
Теория: чтение , обсуждение сказки «Новогодняя сказка»,
Практика: игра «Подарок для мамы», творческое задание «Сочиняем песенку», рисунок «Дерево любви»
19.Забота о других
Теория: рассказ «Незримая забота»
Практика: игра «Учимся заботиться», сценка «Заботливая пара».
20.Благодарность
Теория: беседа, чтение и работа со сказкой «Журавль».
Практика: игра «Солнечные подарки», аппликация.
21.Вежливость. Этикет
Теория: беседа, чтение сказки «Сердобольный подсолнух»
Практика: игра «Щедрые звёздочки», рис. «Новый подсолнух», творческое задание «Учимся делиться».
22.Помощь другим
Теория: беседа о добрых и злых поступках
Практика: игра «Коврик мира», игра «Сказка»
23.Верность
Теория: чтение рассказа «Заира и Амир», обсуждение.
Практика: игра «Верные друзья», творческое задание «Верность идеалам», сценка «два друга»
24.Подарок другу
Теория: чтение сказки «Девочка и ромашка», ответы и вопросы.
Практика: творческое задание «Сказочные друзья», рисунок «Друг цветок»
25.Как подарить подарок
Теория: чтение рассказа «Про сову», обсуждение по вопросам.
Практика: творч. задание «Добрый поступок», игра «Кто быстрее», рисунок « Солнце доброты»
26.Гордость, чем гордимся?
Теория: беседа, чтение сказки «Две лягушки»,
Практика: игра «Семья », рис. «Упорство и труд», творческое задание « герои».
27.Доброта
Теория: беседа
Практика: творческое задание «Находим хорошее», игра «Хорошее качество».
28. Давайте жить дружно
Теория: обсуждение стихотворения «Волчонок»
Практика: викторина «Кто с кем дружит»
29.Гостеприимство, приглашение в гости
Теория: чтение сказки «Как ива научилась улыбаться», вопросы и задания.
Практика: сценка «Царевна - Несмеяна», рис. «Радостный портрет»
30.Заботимся о других
Теория: чтение и обсуждение сказки «Волчья ягода»,
Практика: игра «Заботливый хозяин», творческое задание «Заботливый мир»
31.Заботимся о старших
Теория: рассказ «Незримая забота»
Практика: игра «Учимся заботиться», сценка «Заботливая пара».
32.Забота о младших.
Теория: беседа
Практика: поделка
33.Единение
Теория: «Коровы врозь – тигру в радость» чтение и вопросы к сказке «Властители леса».
Практика: игра «Чудо единства», творческое задание «Муравьи - помощники»
34. Мир красоты, рисуем лица
Теория: «Цветок кактуса»
Практика: «Красивые руки и глаза» игра; рисунок «Красивые поступки».
35.Любовь, ненависть
Теория: «Сказка про слона, про костёр и про белую уточку »
Практика: игра-путешествие «Колечко дружелюбия»
36.Любить животных
Теория: чтение и обсуждение сказки «Золотая свобода», сказка «Крылатый пленник»
Практика: игры «Наши питомцы», «Две птицы»;рисунок «Ухаживаем за животными», творческое задание «Мальчик и воробушек»
37.«Любовь к Родине»
Теория: чтение и работа со сказкой «Про княгиню»,
Практика: игры «Думаем о Родине», «Думаем о княгине», рис. «Для любимой Родине»
38. Рисунок о ВОВ, Любовь к Родине
Практика: рисуем рисунок
39.Рассказ о блокаде Ленинграда
Теория: беседа, презентация
40. Любовь к Родине
Практика: беседа, показ поделки
Теория: изготовление открытки
41.Рассказ о героях ВОВ
Практика: беседа, презентация
Теория: ответы на вопросы, перессказ
42. «Любознательность»
Теория: сказка «Птенец выпал из гнезда», беседа
Практика: игры «Любознательные друзья», «Любознательные птенцы», рис. «Мы путешествуем»
43.Любознательность
Практика: викторина
44.Секреты мастерства
Теория: Беседа по народной армянской сказке «Ремесло дороже золота».
Практика: творческое задание «Творчество и профессия», сценка «Живые инструменты»;
45.Секреты мастерства
Теория: беседа про зимующих птиц
Практика: из чего изготавливают кормушки
46. «Милосердие»
Теория: беседа по сказке «Птичка»
Практика: игра «Солнышко милосердия»,рис. «День милосердия ».
47. «Милосердие»
Практика: аппликация «Зимующие птицы»
48. «Мудрость»
Теория: болгарская сказка «Мальчик и злая медведица»
Практика: игра «Мудрый совет», рис. «Частица мудрости», творческое задание «Поможем людям»
49.Мудрость
Теория: беседа, сказка Г. Андерсена «Сидень»
Практика: игра «Птица надежды», сценка «Верим и надеемся», рис. «Крылья надежды».
50. «Нежность»
Теория: чтение сказки «Фея сновидений», беседа
Практика: игры «Нежное слово», «Круг нежности», рис. «Нежность»
51.Поделка маме «Нежность»
Практика: аппликация «Букет для мамы»
52. «Ответственность»
Теория: чтение и обсуждение притчи «Старик и яблоня»
Практика: рис. «Посадим деревцо», творческое задание «Кто ответственный», игра «За что мы отвечаем»
53. «Отзывчивость»»
Практика: сказка «Ветерок»
Теория: творческое задание «Помогаем в беде», игра «Отзывчивый колобок».
54. «Скромный человек»
Теория: итальянская сказка «Пастух из Кальтанисетты»,
Практика: творческое задание «Самый скромный», рис. «Золотая статуя», игра «Золотая рыбка», сценка «Скромность и щедрость».
55. «Сострадание»
Теория: сказка «Цена деньгам», вопросы и ответы по сказке.
Практика: игра «Добрый лесник», творческое задание «Фея сострадания»
56. «Умение видеть хорошее»
Теория: чтение сказки «Воробьи», беседа
Практика: творческое задание «Находим хорошее», игра «Хорошее качество».
57. «Умение прощать»
Теория: чтение и обсуждение сказки «Тысячецвет».
Практика: игры «Примерение», «Добрый ручеёк», рис. «Когда земля прощает нас»
58. «Умение сотрудничать»
Теория: беседа, чтение и обсуждение сказки «Лесные певцы»
Практика: игры «Строим дом», «Полезное дело», рис. «Наш сад».
59. «Храбрость»
Теория: сказка «Храбрая лягушка», беседа
Практика: игра «Колечко храбрости», творческое задание «Школа храбрости», рис. «Добрые путешественники».
60. «Поиски прекрасного»
Теория: чтение и ответы по вопросам к сказке «Жук – философ и другие»
Практика: игра «Чем мы прекрасны»,творческое задание «На чём мы поедем».
61. «Правдивость»
Теория: корейская сказка «Честный мальчик»
Практика: игра «Сердечко честности», рис. «Солнышко правдивости», творческое задание «Честные люди».
62. «Скромный человек»
Теория: итальянская сказка «Пастух из Кальтанисетты»,
Практика: творческое задание «Самый скромный», рис. «Золотая статуя», игра «Золотая рыбка», сценка «Скромность и щедрость» .
63. «Служение людям»
Теория: беседа, чтение и работа со сказкой «Журавль».
Практика: игра «Солнечные подарки», рис. «Благодарим за труд».
64.«Стремление к свету»
Теория: беседа, чтение и обсуждение сказки «У солнышка в гостях»
Практика: игры «Кто светит людям», «Светлые мысли и дела», рис. «Домик для солнышка»
65. «Стремление к совершенству»
Теория: чтение сказки «Поющая корова»
Практика: игра «Куда мы полетим», рис. «Путешествие на крыльях».
66. «Судьба»
Теория: чтение сказки «Недовольный осёл», беседа.
Практика: творческое задание «Талант и профессия», игра «Чья судьба лучше», рис. «Подарок феи судьбы».
67. «Счастье».
Теория: чтение сказки «Як».
Практика: творческое задание «Счастье и радость», игра «Кто нам дарит счастье», рис. «Исполнение мечты»
68. «Трудолюбие»
Теория:
Практика:
69. «Кем быть»
Теория: беседа о профессиях, чтение отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть»
Практика: игры «А вам слабо», «Хочу научиться», упр. «Очень хочется трудиться».
70. «Уважение»
Теория: беседа, чтение сказки «Добрая собака»
Практика: игра «Учимся уважать», рис. «Достойные поступки», творческое задание «Молодые и старые»
71. «Итоговое занятие»
Практика: Праздник «Вместе весело шагать».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы и методы, технологии обучения
Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности учащихся: индивидуальная (индивидуально - групповая), групповая (работа в группе), фронтальная (работа по подгруппам).
Содержание программы предполагает виды занятий: беседа, викторина, пересказ, наблюдение, открытое занятие, творческая мастерская, занятие-игра, презентация, инсценирование сказок.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. В содержании занятия большее количество времени занимает практическая часть –занятие- игра.
Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, игровые, исследовательские.
Технологии обучения: игровые технологии, дифференцированное обучение, технология модульного обучения, здоровьесберегающие технологии
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «Азбука добра» обучающиеся смогут:
Личностные результаты:
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
-умение выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
Метапредметные результаты:
- учатся собирать и анализировать материалы из различных источников;
-овладение логическими действиями, построение рассуждений;
- осознанно строить речевое высказывание;
-уметь работать в парах и группах;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- формирование умений слушать и вступать в диалог;
-формирование умений ставить вопросы;
-формирование умений строить устный рассказ
-развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
Предметные результаты:
-Развитие интереса об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции и нравственных общечеловеческих установок;
-о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения;
-о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности;
- о правах и обязанностях гражданина России
-способность организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
-обогащение знаний, относящихся к гуманитарным наукам
-осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
Результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Система оценки результатов освоения общеразвивающей программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации игрового задания.
Результативность обучения проверяется путём тестирования, участием в викторинах.
Формы подведения итогов.
На основании пункта 10 части 3 статьи 28 и части 1 58 273 –ФЗ система оценки результатов освоения общеразвивающей программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации.
Результативность обучения проверяется путём тестирования, отслеживаются путем открытых уроков, бесед, упражнений, тренингов, тестирования, самостоятельной работы, КПД.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Д.В. Григорьев «Внеурочная деятельность школьников»
А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах(для занятий с детьми младшего и среднего возраста)», М, 2003.
А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.
А.А. Лопатина, М.В. Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких», М., 2004.
Рогулева Л.А. Программа курса по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь в гармонии» для учащихся 1-4 классов \\ Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.
Савинова Е.Е. и др. Программа курса «Азбука Гармонии» по духовно-нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов \\ Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004
Методика воспитательной работы (под ред. В.Л. Сластёнина). - М., 2004
Психологический климат в коллективе. - Аникеев Н.П.-М., 1989.
В.И Петрова, Н.М.Трофимова «Азбука нравственного взросления.
А.И. Дедушка «Как научить детей дружбе»
О.Н. Рудякова «Как сохранить здоровье школьников»
Литература для детей:
А. Лопатина, М. Скребцова «Искусство видеть мир», М., 1997
А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука мудрости», М., 1997
М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах», Мн.:, 2003
Календарный учебный график
№ | Месяц | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | сентябрь октябрь | 09.09 | Вводное занятие | 1 |
2 | 14.09 | «Бережливость» | 1 | |
3 | 16.09 | «Благодарность» | 1 | |
4 | 21.09 | Вежливость | 1 | |
5 | 23.09 | Помогаем другим | 1 | |
6 | 28.09 | Верность | 1 | |
7 | 30.09 | «Нет друга- ищи, а нашёл- береги» | 1 | |
| | | | |
8 | 05.10 | «Преданность друга» | 1 | |
9 | | 07.10 | «Гордость» | 1 |
10 | ноябрь | 12.10 | «Доброта» | 1 |
11 | 14.10 | «Давайте жить дружно» | 1 | |
12 | 19.10 | «Гостеприимство» | 1 | |
13 | 21.10 | «Забота о других» | 1 | |
14 | 26.10 | «Единство» | 1 | |
15 | 28.10 | «Мир красоты» | 1 | |
| | | | |
16 | 02.11 | «Любовь» | 1 | |
17 | 09.11 | «Любовь к животным» | 1 | |
18 | 11.11 | «Любовь к маме» | 1 | |
19 | декабрь | 16.11 | Забота о других | 1 |
20 | 18.11 | Благодарность. Поделки | 1 | |
21 | 23.11 | Вежливость. Этикет | 1 | |
22 | 25.11 | Помощь другим. Рассказ, рисунок | 1 | |
23 | 30.11 | Верность, обучающий мультфильм | 1 | |
| | | | |
24 | 02.12 | Подарок другу. Поделка | 1 | |
25 | 07.12 | Как подарить подарок | 1 | |
26 | 09.12 | Гордость. Чем гордимся? | 1 | |
27 | январь | 14.12 | Доброта, поделки | 1 |
28 | 16.12 | Давайте жить дружно, на примере мультфильма | 1 | |
29 | 21.12 | Гостеприимство, приглашение в гости | 1 | |
30 | 23.12 | Заботимся о других | 1 | |
31 | 28.12 | Заботимся о старших | 1 | |
32 | 30.12 | Заботимся о младших | 1 | |
| | | | |
33 | 11.01 | Единение, рассказ о животных | 1 | |
34 | 13.01 | Мир красоты, рисуем лица | 1 | |
35 | 18.01 | Любовь. Ненависть. | 1 | |
36 | | 20.01 | Любовь к животным. | 1 |
37 | февраль | 25.01 | Любовь к Родине. Презентация | 1 |
38 | 27.01 | Рисунок к ВОВ | 1 | |
| | | | |
39 | 01.02 | Рассказ о блокаде Ленинграда | 1 | |
40 | 03.02 | Любовь к Родине. Поделки | 1 | |
41 | 08.02 | Рассказ о ВОВ | 1 | |
42 | 10.02 | Любознательность | 1 | |
43 | март | 15.02 | «Любознательность» | 1 |
44 | 17.02 | «Секреты мастерства» | 1 | |
45 | 22.02 | «Секреты мастерства» поделки | | |
46 | 24.02 | «Милосердие» как помочь птицам | 1 | |
| | | | |
47 | 01.03 | Милосердие. Поделка. | 1 | |
48 | 03.03 | «Мудрость» | 1 | |
49 | 10.03 | «Мудрость» рассказ | 1 | |
50 | апрель | 15.03 | «Нежность» | |
51 | 17.03 | «Нежность» | 1 | |
52 | 22.03 | «Ответственность» поручение | 1 | |
53 | 24.03 | «Отзывчивость» | 1 | |
54 | 29.03 | «Скромный человек» | 1 | |
55 | 31.03 | «Сострадание» | 1 | |
| | | | |
56 | 05.04 | «Умение видеть хорошее» | 1 | |
57 | | 07.04 | «Умение прощать» | 1 |
58 | | 12.04 | «Умение сотрудничать» | 1 |
59 | май | 14.04 | Храбрость | 1 |
60 | 19.04 | Поиски прекрасного | 1 | |
61 | 21.04 | Правдивость | 1 | |
62 | 26.04 | Скромность | 1 | |
63 | 28.04 | Служение людям | 1 | |
| | | | |
64 | 03.05 | Стремление к свету | 1 | |
65 | 05.05 | Стремление к совершенству | 1 | |
66 | 10.05 | Судьба | 1 | |
67 | 12.05 | Счастье | 1 | |
68 | | 17.05 | Трудолюбие | 1 |
69 | 19.05 | Кем быть | 1 | |
70 | 24.05 | Уважение | 1 | |
71 | 26.05. | Итоговое занятие: Праздник «Вместе весело шагать» | 2 |
Приложение
Приложение 3
Притча
В одной стране был обычай отрубать руки всякому, кого уличат в краже. Попался раз в этом знатный вельможа, царский любимец. Не мог царь отступить от старинного обычая и велел наказать преступника.
Но вот, накануне казни, является во дворец маленькая девочка, дочь этого вельможи, и просит со слезами допустить ее к царю. Царедворцы исполнили ее просьбу. Девочка упала на колени перед грозным владыкой. “Великий государь, — сказала она в страхе, — отец мой присужден остаться без рук. Так вот, отрубите мои руки”.
У царя были свои дети, и ему понравилось, что маленькая девочка так любит отца. “Пусть будет так, как ты просишь, — сказал царь. — Но ты можешь отказаться от казни, хоть бы и в самую последнюю минуту”.
На другой день девочку повели на двор казни. Среди двора стояла обрызганная кровью плаха, а возле — палач с мечом. Побледнела девочка, смутилась на минуту... но скоро овладела собой, подошла к плахе и протянула свои ручонки. Палач крепко привязал ее руки к плахе ремнями. Девочка не проронила ни слова. Палач поднял меч, а она закрыла глаза... Меч сверкнул и опустился, не задев и края пальцев.
“Царь прощает отца твоего за любовь великую твою!” — объявил посланный от царя. Отворились двери тюрьмы: бежит к дочери отец, целует ее руки, слезами их обливает. На другой день царь объявил народу указ об отмене на веки жестокого обычая. А на дворе казни, по царскому приказу, поставили столб с мраморной доской, и на нем золотыми буквами написали, как дочь готова была отдать свою жизнь за жизнь отца; и в конце прибавили такие слова: “Счастливы отцы, у которых такие дети!
УРОК ПЕРВЫЙ . БЕРЕЖЛИВОСТЬ
Игра «Фея бережливости»
Разделите детей на группы и раздайте им игрушки. Некоторые игрушки должны быть в хорошем состоянии, другие - поломанные. Каждая группа от лица своих игрушек должна рассказать о том, как им живется.
Затем попросите детей представить, что к ним в гости пришла фея бережливости и дала им несколько хороших советов, как научиться беречь игрушки. Дети должны рассказать о том, как фея помогла игрушкам, которые не берегут, научить своих хозяев бережливости.
Если дети не могут придумать сами, как помочь тем или иным игрушкам, они должны позвать фею бережливости (воспитателя), чтобы она посоветовала им, как научиться беречь игрушки.
Затем все вместе дети составляют несколько самых главных законов бережливости.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Чем, по-вашему мнению, новые вещи отличаются от хорошо сбереженных старых вещей?
- Расскажите о том, как к вам на помощь приходили хорошо сбереженные вами, вашими родителями или вашими друзьями вещи.
-Расскажите, кто в вашей семье самый бережливый и почему.
Прочитайте детям сказку:
ВАСИН РАНЕЦ. А.Лопатина
"Прыг-дзинь", — монетка выкатилась из ранца и покатилась по мостовой.
- Прощай, монетка, — крикнул ранец ей вслед и грустно вздохнул.
- Сегодня у меня опять потеря. Снова мой хозяин будет меня ругать. А в чем я виноват? Невозможно все сберечь, если тебя постоянно швыряют куда попало. То на гвоздь напорешься в заборе, то угол прожжешь возле костра.
- Мама, — я просто умираю от голода, — этот ранец потерял мою монетку, и я ничего не смог купить себе на завтрак! — закричал Вася, вернувшись домой.
Мама внимательно посмотрела на ранец:
- Да, вид у него отвратительный! Весь в пятнах и дырах, и работает хуже некуда. Вчера ручку твою потерял, позавчера — перочинный ножик, а сегодня последнюю монетку. Плохо он служит тебе — видно, придется его уволить.
- Да, мамочка, — подхватил шутку Вася, обрадовавшись, что мама не ругает его за потерю, — и тетрадку мою давай тоже уволим. Она размазала какую-то грязь на странице и получила плохую отметку.
- Ты прав, тетрадка твоя никуда не годится, — согласилась мама, — да и учебник весь грязный и потрепанный. Его тоже нужно уволить. А посмотри, как выглядит твоя куртка: один карман порван, из другого ржавая проволока торчит. Разве подходит такая плохая куртка моему сыну?
- Нет, совсем не подходит. Можно эту выкинуть, а мне новую купить, — предложил Вася.
Радостно вбежал Вася в свою комнату и с размаху швырнул ранец в угол, а затем отодвинул валяющиеся на полу игрушки, карандаши, книжки и добавил:
- И вас мы выкинем, если будете плохо работать и валяться, где попало.
Вдруг в глазах у Васи все закружилось , и он почувствовал, что куда-то стремительно падает. Когда мальчик пришел в себя, то увидел, что лежит на полу , а возле него стоит незнакомый седой старичок с ящиком , полным самых разных инструментов
- Вы кто? - хотел спросить Вася, и не смог произнести ни слова.
Но старичок словно услышал его и произнес:
- Я, Вася, мастер сломанных вещей. Обычно я прихожу только к старым вещам, у которых нет хозяина и помогаю им обрести новую жизнь. Я попал к тебе, потому что твои вещи не выдержали и позвали меня, не смотря на то, что у них есть хозяин. И это случилось впервые в моей жизни.
- Он нам не хозяин! Он нас рвет, бросает и пачкает, ругает и обижает! — раздались со всех сторон крики, и поднялся невообразимый шум.
- Тише, успокойтесь, я постараюсь вам помочь, —успокоил старичок вещи и добавил:
- Вот видишь, Вася, терпению твоих вещей пришел конец. А ведь вещи, обычно, очень терпеливы. Даже не знаю, что делать!
- Мастер, поменяйте меня и Васю местами, — пусть
он поработает ранцем, а я, став мальчиком, приведу
все его вещи в порядок, — раздался из угла голос Васиного ранца.
- Хорошо, — согласился мастер, — даю тебе три
дня сроку. За это время Вася, надеюсь, изменится и
поймет, как тяжело ранцу, когда его не берегут.
С этими словами мастер исчез, а Вася, не успев опомниться, вдруг почувствовал, что лежит весь грязный и порванный в углу, а на кровати спит мальчик как две капли воды похожий на него.
В этот момент в комнату вошла мама с больше коробкой в руках и сказала сама себе:
- Пока Вася спит, соберу-ка я его рваные и испорченные вещи и выброшу их, все равно они уже никуда не годятся. Жаль, что мой Вася ничего не бережет. Мама собрала с пола порванные книжки и сломанные игрушки, а сверху положила Васин ранец. Вася, конечно, не мог ей крикнуть, чтобы она его не выкидывала, и с ужасом представил, как окажется в грязном мусорном баке. Но в этот момент мальчик на кровати открыл глаза и сказал:
- Не надо, мама, ничего выкидывать, все эти вещи я почищу и починю.
И он тут же принялся за дело.
Наблюдая за сыном, мама не верила своим глазам. А настоящий Вася, чистый и зашитый своим новым хозяином, стал терпеливо ждать, когда пройдет три дня и он снова станет мальчиком.
Самое неприятное случилось на третий день, когда хозяин Васи дежурил в школьной столовой. Вася дремал на подоконнике, как вдруг его схватил какой-то мальчишка и закричал другому:
- Смотри, Васькин ранец валяется, давай им в футбол поиграем.
- Ты, что, — возразил ему товарищ, — он же чистый, мы его испачкаем.
- Ну и что, на прошлой неделе Васька сам играл в футбол своим ранцем. Вот смеху было.
Мальчишки выбежали во двор и принялись весело пинать ранец. Вася почти сознание потерял от боли. Застежка на нем сломалась, ударившись о камень, лямка затрещала и оторвалась. Хорошо еще, что в этот момент на крыльцо вышел учитель, и мальчишки, бросив ранец в кусты, убежали.
В кустах сидел голодный котенок. Он принялся царапать и драть ранец когтями, почувствовав запах бутерброда с сыром, который мама положила Васе на обед. Какой-то малыш из соседнего дома увидел это и помог котенку достать бутерброд. Потом малыш выкинул из ранца все учебники и начал запихивать в него котенка.
- Не царапайся, - уговаривал малыш котенка я тебя домой унесу, и ты у меня будешь жить в этом ранце.
К Васиному счастью, его новый хозяин в поисках своего ранца выбежал во двор и, увидев малыша с ранцем в руках, закричал:
- Ты почему взял мой ранец и порвал его? _ Ничего я не рвал, этот ранец ничей, потому что он в кустах валялся, — стал оправдываться малыш
Васин хозяин ничего не ответил. Молча, он сложил в ранец учебники и пошел домой. Весь вечер он усердно зашивал и чистил свой ранец, однако застежку так и не удалось отремонтировать: в доме не нашлось нужных инструментов. Так прошло три дня. Следующий день был воскресеньем. Как только Вася проснулся, он с радостью обнаружил, что снова стал мальчиком.
Дверь открылась, в комнату вошла мама и ласково сказала:
- Вставай скорее, сынок, после завтрака мы поедем покупать тебе новый ранец. Хотя ты и привел в порядок свой старый ранец, без застежки он все равно не сможет служить тебе.
- Нет, мама, — твердо возразил Вася, — давай лучше купим мне инструменты, и тогда я смогу починить застежку на ранце, и он прослужит мне еще очень долго.
С тех пор мастер сломанных вещей больше никогда не приходил к Васе, его ждали вещи, у которых не было хозяина.
Вопросы и задания к сказке:
- Представьте, что вы оказались на месте тех или иных Васиных вещей: ранца, тетради, книг т.д. Что вы предприняли бы, чтобы помочь Васе измениться?
- Перечислите инструменты, которыми пользовался Вася, когда чинил разные вещи.
- Какие из этих инструментов есть у вас дома? Умеете ли вы пользоваться ими?
- Есть ли у вас в доме вещи, к которым может прийти мастер сломанных вещей, и почему? Что необходимо предпринять, чтобы это не произошло?
Творческое задание «Наука бережливости»
Прочитайте детям пословицу: «Жизнь не мука, коль бережливость — наука».
Поделите детей на группы. Раздайте некоторым группам какие-либо новые вещи, а другим — вещи, прослужившие уже многие годы и очень хорошо сбереженные. Каждая группа должна перечислить преимущества жизни своих вещей.
Затем раздайте детям разные сломанные, порванные и потрепанные вещи. Дети должны посоветоваться и решить, как и чем можно помочь этим вещам. После этого с помощью педагога дети приводят в порядок все эти вещи. Попросите детей подарить отремонтированные вещи тому, кто в них нуждается.
Рисунок «Любимая вещь»
Попросите детей нарисовать несколько вещей, которые им особо дороги и подумать, что необходимо сделать, чтобы эти вещи как можно дольше им прослужили.
Задание на дом
Предложите детям самостоятельно или с помощью старших починить какую-либо дорогую для мамы (папы, бабушки и т.д.) вещь.