Дополнительная общеобразовательная общеразвающая программа «Медиа-центр РДШ76»
Государственное образовательное автономное учреждение
дополнительного образования Ярославской области
«Центр детей и юношества»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОАУ ДО ЯО
«Центр детей и юношества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Медиа-центр РДШ76»
Направленность программы – социально-педагогическая
Возраст учащихся: 10 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Бобровницкая Виктория Юрьевна, педагог дополнительного образования отдела художественно-эстетического творчества
Ярославль,
2020
Оглавление
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план программы 7
Содержание программы 8
Обеспечение программы 10
Список источников 13
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информационно-медийное направление Российского движения школьников является одним из четырех главных направлений деятельности данного движения.
В Ярославской области деятельность Ярославского отделения Российского движения школьников сопровождает ресурсный центр по направлению «Сопровождение деятельности Ярославского отделения Российского движения школьников», каковым является ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества». На его базе действует медиа-центр регионального отделения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиа-центр РДШ76» разработана в рамках реализации целей и задач работы регионального ресурсного центра.
Программа предназначена для учащихся 10 – 17 лет, проявляющих интерес к деятельности информационно-медийного направления Российского движения школьников.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными требованиями к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе на основании Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), а так же с учетом наработанного опыта педагога.
Программа представляет собой один из вариантов решения задач медиаобразования старшеклассников в условиях учреждения дополнительного образования детей.
За основу концептуальную основу программы принято определение ЮНЕСКО: «Медиаобразование – направление в образовании с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа), с целью формирования культуры общения с медиа, развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [27]. Предметом медиаобразования выступает умение обращаться с медиатекстами (печатными, устными, визуальными, аудиовизуальными) и средствами коммуникации, транслирующими их.
Отсюда следует, что формирование знаний о современных средствах массовой коммуникации и умений работать с ними, умение адекватно воспринимать информацию СМИ становится важной частью всестороннего образования подростков и молодёжи. Сегодня говорят о необходимости формирования в процессе медиаобразования определенной медиакультуры современного человека, которая включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия. В этом и заключается основная подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном пространстве.
В этом контексте медиаобразование – это развитие личности, в плане её способности воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать новые знания в области медиа, заниматься творчеством на стыке техники и искусства.
Известный российский теоретик медиаобразования А.В Фёдоров рассматривает педагогическую деятельность в этом направлении как «целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования масс-медиа» [26, с. 35]. Иначе говоря, это организованный и устойчивый процесс обучения, как производству масс-медиа, так и грамотному пользованию ими.
Он также выделяет актуальные направления медиаобразования в России: 1) медиаобразование будущих профессионалов сферы социально-культурной деятельности, 2) медиаобразование будущих педагогов и педагогов в процессе повышения квалификации, 3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, 5) самостоятельное непрерывное медиаобразование.
Как видим, задача развития современного медиаобразования ставится и перед учреждениями дополнительного образования. Поэтому остро становится вопрос создания дополнительных образовательных программ, создающих условия для включения подростков и молодёжи в процессы восприятия и создания медиапродукции, развития навыков восприятия информации и умения свободно обращаться с информационными потоками в ходе самостоятельной творческой деятельности.
Направленность программы – социально-педагогическая. Авторский компонент программы заключается в том, что содержание программы не имеет прецедентов, поскольку опыт организации работы Российского движения школьников в учреждении дополнительного образования только накапливается и подобных программ в данный момент не существует.
Цель программы – содействие развитию медиаобразования учащихся посредством их знакомства с деятельностью в сфере информационно-медийного направления.
Задачи программы:
знакомить школьников с содержанием и мероприятиями информационно-медийного направления работы РДШ, возможностями реализации личностных и коллективных интересов и целей в его деятельности;
расширять представления учащихся в области теории и терминологии масс-медиа, языка и форм средств массовой коммуникации;
создавать условия для освоения учащимися практических навыков создания медиапродуктов в различных форматах;
развивать творческий потенциал учащихся, индивидуальное и критическое мышление, а также стимулировать социальную активность учащихся;
активизировать стремление учащихся к самообразованию в данной сфере;
создавать психологически комфортную атмосферу творческого объединения, способствующую активизации творческого мышления и социальной активности учащихся.
Программа направлена на развитие умений учащихся ответственно, творчески и критически адаптироваться в информационном обществе и владеть различными формами творческого самовыражения при помощи современных коммуникационных технологий. Известный теоретик медиаобразования И.В. Жилавская так понимает практическая значение знакомства подростков со сферой медиа: «Работая над ученическими материалами газет, текстами для теле- и радиопрограмм, комментируя статьи профессионалов на сайтах СМИ, подростки, молодежь учатся вырабатывать самостоятельность мышления путем сравнения различных источников информации, фактов и мнений, им прививается культура диалога, способность услышать аргументы оппонента. [5]
Отличительной особенностью программы является использование в качестве основной технологии – технологии проектной деятельности, в частности реализация медиаобразовательных проектов. Под медиаобразовательным проектом (медиапроектом) понимается медиаобразовательная деятельность, в определённый период времени, направленная на создание конкретного, уникального медиапродукта – газеты, журнала, Интернет-сайта и т.д. Приоритетной целью медиапроекта является развитие способностей учащихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно среде.
Ожидаемые результаты:
представления учащихся о современных медиа, основах журналистики и массовых коммуникаций;
получение учащимися опыта создания медиапродуктов;
степень развития творческой и личной инициативы учащихся, а также умений создавать собственные и коллективные медиапродукты;
развитие коммуникативных и социальных качеств учащихся, формирование у них личностных качеств, необходимых для продуктивной работы;
степень сформированности творческой и дружеской атмосферы в объединении.
Программа «Медиа-центр РДШ76» рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год– 180. Групповые занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 3 часа. Работа над медиа-проектами осуществляется в малых группах или индивидуально, на что отводится 2 академических часа.
Количество учащихся в группах – 8-12.
Обучение по программе не требует предварительного отбора учащихся, набор в образовательное объединение ведется по принципу добровольности.
Форма итоговой аттестации –
Результатами реализации программы можно считать:
сформированное представление учащихся об основных понятиях, принципах и способах работы масс-медиа;
понимание учащимися специфики и психологии деятельности средств массовой коммуникации;
способность учащихся ориентироваться в мире медиа;
динамика в освоении учащимися навыков работы с медиатекстами, способов выражения собственной позиции, критического анализа медиасообщений;
владение определенным уровнем коммуникативных и социальных навыков, самостоятельности в творческом выражении посредством медиаресурсов;
сформированность творческого объединения с благоприятным творческим и психологическим климатом.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Наименование раздела (тем) | Кол-во часов | ||
теория | практика | ВСЕГО | ||
1. | Вводное занятие «Информационно-медийное направление РДШ» | 1 | 2 | 3 |
2. | Основы журналистской деятельности | 9 | 27 | 36 |
2.1. | Печатные СМИ | 6 | 12 | 18 |
2.2 | Интернет-журналистика | 3 | 15 | 18 |
3. | Мультимедийная журналистика | 3 | 18 | 21 |
3.1. | Лонгрид – новый формат СМИ | 3 | 9 | 12 |
3.2. | Сервисы по работе с информацией | - | 9 | 9 |
4. | Теле- и фотожурналистика | 3 | 21 | 24 |
5. | Работа над медиа проектом (в малых группах) | - | 72 | 72 |
6. | Участие в мероприятиях Ярославского отделения РДШ, конкурсах и фестивалях СМИ | - | 21 | 21 |
7. | Итоговое занятие «Медиа-центр: итоги» | - | 3 | 3 |
Итого: | 16 | 164 | 180 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дополнительная образовательная программа предусматривает несколько направлений в организации работы с учащимися, каждое из которых решает определённые задачи формирования медиакультуры учащихся.
Познавательно-информационное направление включает в себя освоение учащимися основ журналистской деятельности в различных средствах массовой информации, теории и терминологии масс-медиа, языка средств массовой информации, а также знакомство с социальным предназначением журналистики, технологиями, этикой и психологией журналисткой деятельности.
Данное направление позволяет оучащимся познакомиться со спецификой работы журналиста и теорией журналистики, а также с обширными творческими возможностями, предоставляемыми современными коммуникационными технологиями.
Аналитически-исследовательское направление ориентировано на формирование представлений у учащихся о феномене масс-медиа в информационном обществе, о многообразии современных средств массовой коммуникации, позитивных и негативных аспектах, их деятельности, способах и формах их работы, значении в общественной жизни и влиянии на массовое сознание.
Это направление работы предусматривает активную деятельность в процессе исследования СМК и наработки личностного опыта учащихся в интерпретации и осмыслении содержания медиа-изданий, а также умения ориентироваться в медиасреде.
Творческо-практическое направление заключается в предоставлении возможности учащимся приобрести практические навыки самостоятельного создания и публикации медиатекстов в различных форматах, а также в развитии их способности медиавосприятия, критического мышления, умения ориентироваться в потоке информации и оценивать качество и достоверность информационных сообщений.
В этом направлении основной акцент делается на разработку учащимися собственных или коллективных медиапродуктов (в зависимости от года обучения), практическом освоении способов поиска информации, создания и тиражирования медиатекстов.
Раздел 1. Вводное занятие «Информационно-медийное направление РДШ»
Теория. Цели и задачи информационно-медийного направления деятельности РДШ. Мероприятия в рамках работы данного направления.
Практика. Работа с сайтом www.РДШ.рф. Просмотр промо роликов об информационно-медийном направлении РДШ. Анализ опыта работы в этом направлении других регионов.
Раздел 2. Основы журналистской деятельности
Теория. Печатные СМИ: виды, особенности функционирования, организация работы. Газета как вид СМИ. Интернет-журналистика в современном мире. Особенности веб-публикаций.
Практика. Упражнения на развитие коммуникативных умений. Создание текстов в разных жанрах журналистики.
Раздел 3. Мультимедийная журналистика
Теория. Лонгрид – новый формат СМИ: виды, строение, содержание. Основы работы на платформе Tilda. Сервисы по работе с информацией.
Практика. Разработка и создание лонгридов. Практикум по изучению платформы Tilda. Работа с сервисом Canva, Главред и т.д.
Раздел 4. Теле- и фотожурналистика
Теория. Особенности тележурналистики. Работа корреспондента в кадре. Структура и композиция телерепортажа. Особенности репортажной фотографии. Фоторепортаж – специфика жанра.
Практика. Работа по созданию видеороликов. Съемка фоторепортажей в соответствии с редакционным заданием. Работа с видео- и фотоматериалами. Просмотр фрагментов телепередач.
Раздел 5. Работа над медиа проектом
Практика. Разработка и реализация медийного проекта: газета, цикл публикаций на сайте или в группах в социальной сети «В Контакте», лонгридов, фоторепортажей или видеосюжетов.
Раздел 6. Участие в мероприятиях Ярославского отделения РДШ, конкурсах и фестивалях СМИ
Практика. Работа в качестве пресс-центра мероприятия Ярославского отделения РДШ: интервью с участниками, сбор информации, проведение пресс-конференций, съемка видеосюжета и т.п.
Раздел 7. Итоговое занятие «Медиа-центр: итоги»
Практика. Анализ деятельности за год по методу групповой и личной рефлексии.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение
При организации образовательного процесса используются различные формы и методы работы.
Познавательно-информационное изложение материала осуществляется, прежде всего, через систему бесед, тренингов, упражнений, игровых и творческих заданий, разбора работ, анализа текстов СМИ и т.д.
Аналитические и исследовательские задачи реализуются преимущественно через активные и исследовательские методы – дискуссионные обсуждения, семинары с использованием иллюстративных материалов, групповые обсуждения, деловые игры, творческие лаборатории, анализ материалов СМИ, обзорные беседы, решение проблемных ситуаций и т.д.
Творческо-практическая работа – через проектный метод, в частности творческие медиапроекты, где комплексно сочетаются различные методы и приемы практической и творческой деятельности.
В целом основными приемами и методами, используемыми в ходе реализации программы, будут:
знакомство с базовыми понятиями;
теоретические сообщения,
практические задания,
ролевая игра,
беседа,
коллективная и индивидуальная работа;
создание проблемной ситуации, ее решение;
решение творческих задач,
творческие задания;
проблемный анализ;
творческая лаборатория,
групповая рефлексия;
дискуссия,
мозговой штурм,
проектирование,
работа с опорными конспектами,
анализ практического материала,
анализ творческих продуктов,
просмотр телепередач и кинофильмов,
самоанализ и рефлексия.
Диагностика освоения программы и индивидуального продвижения учащихся предусматривает постоянный текущий контроль в форме наблюдений, фиксации индивидуальной работы учащихся, анализа творческих продуктов (выполнение творческих заданий, участие в разработке и самостоятельная разработка медиапроектов, публикации и пр.).
Для диагностики состояния детского творческого объединения проводятся социометрические исследования, опросы с использованием методики незаконченных предложений, анкетирование и т.д.
Дидактическое оснащение программы:
карточки с заданиями;
наборы раздаточного материала;
записи телепередач и кинофильмов,
подборки материалов прессы,
литература по темам.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
учебный класс;
маркерная доска;
несколько компьютеров с выходом в Интернет,
принтер,
сканер;
фотоаппараты,
диктофоны,
видеокамера,
канцелярские материалы,
игровые атрибуты.
Мониторинг образовательных результатов
Задачи | Критерии | Показатели | Форма (метод) отслеживания результатов |
расширять представления учащихся в области теории и терминологии масс-медиа, языка и форм средств массовой коммуникации; | Уровень осведомленности учащихся в области медиа | высокий (100 – 90 % правильных ответов на вопросы теста) средний (89 – 70%) низкий (69 и ниже) | Тестирование Контрольное задание |
развивать умения учащихся индивидуально и/или в малых группах разрабатывать и реализовывать проекты, умения ставить цели и добиваться результата, находить входе деятельности способы решения различного рода проблем | Уровень развития умения учащихся индивидуально и/или в малых группах разрабатывать и реализовывать проекты | Степень самостоятельности в разработке обучающимся индивидуального проекта | Шкала самооценки и оценки педагога «творческой свободы» |
Количество и разнообразие реализованных проектов учащимися индивидуально, в составе малой группы и/или всего коллектива | Статистика Анализ продуктов деятельности | ||
«Успешность» реализованного проекта, качество проектного продукта | Рейтинг, Статистика результативности участия проектов в различных конкурсах | ||
создавать условия для освоения учащимися практических навыков создания медиапродуктов в различных форматах | Степень самореализации учащихся в процессе создания медиапродуктов | Качество и количество разработанных медиапродуктов | Анализ продуктов деятельности Статистика |
Победы и призовые места в конкурсах и фестивалях, связанных с деятельностью объединения | |||
создавать психологически комфортную атмосферу творческого объединения, способствующую активизации творческого мышления и социальной активности учащихся | степень сформированности творческой и дружеской атмосферы в объединении | Психологическая атмосфера в коллективе Вклад каждого в общее дело | Социометрические тесты Наблюдение Система рейтинга |
5. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аникина М.Е. Молодежные издания // Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007.
Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие [Текст] / Е.А. Баранова. – М.: Издательский центр «Юрайт-восток», 2017. – 272 с.
Бобровницкая, В.Ю., Интерактивные технологии при определении результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы [Текст] / В.Ю. Бобровницкая // Современные технологии обучения и воспитания в образовательном процессе: материалы II Международного форума педагогов-инноваторов. 25 ноября 2014 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. – С. 435-438.
Бобровницкая, В.Ю., Медиаобразование в учреждении дополнительного образования – зона ближайшего развития [Текст] / В.Ю. Бобровницкая // Знак: проблемное поле медиаобразования. Научный журнал. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2017. – № 1 (23). – 188с. – С. 35 – 40.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под редакцией Е.Н. Степанова [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
Галкин, С. И. Художественное конструирование газеты и журнала [Текст] / С.И. Галкин. – М., 2008. – 215 с.
Горский, В.А. Технология проектирования программы дополнительного образования детей [Текст] / В.А. Горский // Профильная школа. – 2005. – № 1. – С.20 – 22.
Гущина, Т.Н. Воспитываем творческую личность и индивидуальность [Текст] – М.: АРКТИ, 2012. – 160 с.
Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. – Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.
Журналист в поисках информации Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов [Текст] / Под ред. А.К. Симонова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Галерия, 2004. – 180 с.
Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей [Текст]: учебное пособие – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 186 с.
Калин С.П. Материалы для проведения занятий по обучению руководителей проектной деятельности [Текст] // Практика административной работы в школе. – 2006. – №6. – С. 37 – 39.
Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учебное пособие [Текст] / А.А.Калмыков, Л.А. Коханова – М.: Юнити, 2005. – 383 с.
Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения [Текст] / М.Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2001. – 319 с.
Ковган Т.В. Журналистика для начинающих. 8-9 классы. Учебное пособие [Текст] / Т.В. Ковган. – М. Просвещение, 2019. – 128 с.
Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие [Текст] / А.В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 192 с.
Концепция развития дополнительного образования детей» (утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726-р) // Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы). Методическое пособие для системы повышения квалификации / Составитель Л.Н. Буйлова. – М.: Издательство Перо, 2014. – 324 с.
Корепанова, М.В. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавренец – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
Корконосенко, С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование: Учеб. пособие [Текст] / С.Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, –2004. – 82 с.
Лукина, М. М. Технология интервью Учебное пособие [Текст] / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.
Лукина, М.М. СМИ в пространстве Интернета: Учеб. Пособие [Текст] / М.М. Лукина. – М., 2005. – 87 с.
Мультимедийная журналистика [Текст] / под ред. Шомовой С.А., Качкаевой А. Г – М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2017.– 486 с.
Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы [Текст] / Е.В. Мурюкина. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 200 c.
Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корко-носенко. -- М.: Аспект Пресс, 2004.— 287 с.
Педагогический контроль в процессе воспитания: Методические рекомендации [Текст] / Под ред. Е.Н. Степанова – М.: Сфера, 2008. – 160 с.
Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» [Электронный ресурс]. // http://www.mediagram.ru/
Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики «Медиаобразование» [Электронный ресурс]. // http://edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=6096
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4.07.2014 года № 41) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70731954/
Сборник программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в школе» [Текст]. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 116 с.
Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. техн., 2005. – 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
Стечкин, И. В. Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал [Текст] // И.В. Стечкин, Д. А.Олеринская, Л. А. Круглова. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 40 с.
Телевизионная журналистика / Под. ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А.А. Тертычный. – М., 2000. – 144 с.
Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект-Пресс, 2007.
Тулупов В.В. Уроки журналистики: учебное пособие [Текст] / В.В. Тулупов. – М.: Издательский центр «Юрайт-восток», 2020. – 106 с.
Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И.А. Фатеева. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 года № 497). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71044750/
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ) – М.: Эксмо, 2015. – 300 с.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А.В. Федоров. – Таганрог: Кучма, 2004. – 340 с.
Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиажурналистика / А.В. Федоров. – М.: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. – 400 с.
Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. – М.: 2006.
Человек и информационное общество (Образовательный центр) [Электронный ресурс] // http://www.phis.org.ru/education
Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология [Текст] / Н.Е. Щуркова – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
Электронный ресурс. Лаборатория ТСО и медиаобразования ИСМО РАО //http://mediaeducation.ru/
ЮНПРЕСС: Агентство медиаобразовательных проектов для детей и молодежи на материале прессы (Москва) [Электронный ресурс] // http://www.ynpress.ru
Юровский, А.Ю.. Репортаж как жанр тележурналистики. Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/reportazh_kak_zhanr_telezhurnalistiki/6-1-0-167
17