Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Прикладное искусство и творчество»
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ЕКАТЕРИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»
Принята Утверждаю на педагогическом совете И. о. директора КГБУСО «ЕДДИ»
24.05.2018 протокол № 19 Н.Г. Бутурлин
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Прикладное искусство и творчество»
Срок реализации 3 года.
Возраст детей – 8-18 лет.
Козачинская Н.М.
Зав. отделением
социально – трудовой реабилитации
с. Екатериновка
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Цель дополнительной общеразвивающей образовательной программы (ДООП)
3. Информационная карта программы
4. Планируемые результаты освоения обучающимися ДООП
5. Формы аттестации и учета достижений обучающихся по ДООП
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Программа образования
2. Программа коррекционной работы
3. Программа воспитания
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Учебно-тематический план
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
3. Образовательные технологии
4. Программно-методическое обеспечение ДООП
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития.
Получение детьми - инвалидами дополнительного образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации.
Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.
Требования к программе разработаны на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и содержащегося в нём Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Обеспечение реализации прав детей - инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов в обществе, приобщение «особого» ребенка к основам декоративно-прикладного творчества в раннем возрасте - один из самых простых, доступных и увлекательных способов гармоничного развития личности.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Прикладное искусство и творчество» далее (Программа) ориентирована на детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включает в себя разделы декоративно-прикладного творчества. При создании программы учитывались общие педагогические и дидактические подходы, обязательный минимум содержания по декоративно-прикладному творчеству. Данная программа реализуется как отдельный курс, адаптирована для обучения детей с нарушениями интеллекта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Программа разработана для обучения детей с нарушениями интеллекта в условиях КГБУСО «Екатериновский детский дом – интернат для умственно отсталых детей». Начало обучения начинается с 8-10 летнего возраста, что обусловлено психофизическими особенностями развития детей с нарушениями интеллекта.
Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательной деятельности, отсутствия интереса к окружающему. Им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия. Такие дети не умеют пользоваться полученными знаниями в практической деятельности . Творческие проявления у них либо отсутствуют, либо находятся на крайнем уровне развития. Почти у всех детей наблюдается резко выраженные недостатки произношения. Часто речь отсутствует. Нарушение моторно-двигательной сферы затрудняет обучение их практической деятельности. Программа учитывает специфические особенности моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью, ведущие мотивы и потребности, характер ведущей деятельности, тип общения и его мотивы, социальные ситуации развития детей. Формирование навыков различных видов деятельности является важным звеном в системе коррекционно - обучающей работы. Занятия декоративно – прикладным творчеством направлены на закрепление развивающих, воспитательных, коррекционных задач с использованием нетрадиционных приёмов и техник.
При составлении программы были использованы разные виды ручного труда
• Лепка
• Аппликация
• Художественное конструирование (бумага, ткань, бросовый материал, природный материал и т.д.)
• Бисероплетение
• Оригами
• Оформительские работы (оформление праздников, изготовление атрибутов, подготовка выставочных работ)
Многообразие приёмов, техник и стилей исполнения работ в каждом виде продуктивной деятельности отражено в модели программы. Реализация программы способствует разностороннему развитию сенсорно-перцептивной сферы (восприятие цвета, формы и величины, ориентация в пространстве), внимания, психомоторному развитию (мелкая моторика рук, общая координация движений), эмоционально - волевой сферы (уменьшение тревожности и агрессии, развития интереса к ручной деятельности, тенденции к целенаправленным действиям). Это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии личности ребёнка, поведении и общении, социализации его в целом (участие в праздниках, конкурсах, и в выставках прикладного творчества, формирование опыта совместного творчества при выполнении коллективных заданий).
Новизна программы заключается в разработке и реализации индивидуального дополнительного образования детей с нарушениями интеллекта по декоративно-прикладному творчеству в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей. Отличительная черта программы – использование нетрадиционных материалов: бросового материала, природных материалов. Работа с различными по фактуре и размеру материалами способствует развитию тактильных ощущений, а развитие моторики, благотворно влияет на развитие речи ребёнка. Особенность программы заключается в том, что на третьем году обучения в первом полугодии дети занимаются только оригами. Дети овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, они учатся общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, знакомит и закрепляет основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий..
2. Цель дополнительной общеразвивающей образовательной программы
Целью данной программы является создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей, социализации ребёнка - инвалида; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, расширение возможностей адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к новым социальным условиям.
Основные задачи:
1. дидактические
Формировать технические навыки работы с художественными материалами и инструментами;
Обучать наблюдению за действиями педагога, совершению действий по подражанию и показу;
Обучать ориентировке в пространстве листа;
Обучать определению свойства и качества материала;
Обучать анализу образца, сравнению с ним своей работы;
Обогащать представления детей о предметах и явлениях окружающего мира;
2. коррекционные
Способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
Корректировать восприятие пространства (наверху, внизу, слева, справа)
Корректировать недостатки зрительно-двигательной координации, мелкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений, сенсорного восприятия;
Развивать способность действовать согласно словесной инструкции.
3. Воспитательные
Воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
Формировать опыт совместного творчества при выполнении коллективных заданий; социализации ребёнка.
Развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам
Формировать навыки общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка
3.Информационная карта программы
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Форма организации – индивидуальная, групповая (не более 5 человек).
Возраст детей – 8-18 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (учебный час – от 30 до 40 минут, в зависимости от актуального состояния обучающегося).
В соответствии с медицинскими рекомендациями в середине занятия проводятся физкультминутки.
Занятия второго и третьего года обучения строятся на принципах повторения и расширения объёма знаний, усложнения техники выполнения поделок.
4. Планируемые результаты освоения ДООП
К концу первого года обучения воспитанники должны знать:
Название и назначение материалов;
Название, назначение ручных инструментов и приспособлений;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами;
уметь:
Анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материалы из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления)
Организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
К концу второго года обучения воспитанники должны знать:
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений.
Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;
Способы обработки различных материалов;
уметь:
Правильно пользоваться ручными инструментами;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок;
Бережно относится к инструментам и материалам;
Изготавливать изделия по образцу;
Правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда
К концу третьего года обучения воспитанники должны знать:
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений
Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;
Способы обработки различных материалов;
Иметь представление об истории возникновения оригами;
Названия базовых форм и приёмы их складывания
уметь:
Правильно пользоваться ручными инструментами;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок;
Бережно относится к инструментам и материалам;
Изготавливать изделия по образцу, наглядному показу, по схеме;
Плести простые украшения и поделки параллельным плетением.
5. Формы аттестации и учета достижений
Оценка достижения результатов ведётся по безотметочной системе
- по устным отзывам детей – инвалидов;
- по публикациям в средствах массовой информации;
- по отзывам родителей детей-инвалидов;
- по участию детей в конкурсах и проектах.
Основным инструментом оценки являются:
- итоговые выставки детского творчества;
- создание декоративных книг;
- участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству, развлечениях, досугах, праздниках;
- система заданий различного уровня сложности по усвоению учебных материалов программы.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Программа образования
Отбор содержания и учебно-тематическое планирование на учебный год основано на практическом опыте педагогов КГБУСО «ЕДДИ».
Примерное содержание программы 1 года обучения (66 часов).
№ | Название разделов и тем | Количество часов | |
Лепка. | 8 часов | ||
1. | Вводное занятие. Особенности работы с пластилином, основные приёмы лепки: раскатывание колбаски, сплющивание, прищипывание. Требования по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и личной гигиены на занятиях декоративно-прикладным творчеством. | 1ч. | |
2. | Аппликация плоская «Яблоко» | 1ч | |
3. | рисуем пластилином «Цветок», «Рыбка» | 2ч. | |
4. | Мозаика на пластилиновой основе «Овощи, фрукты» | 2ч. | |
5. | Лепка из отдельных частей «заяц, лиса» | 2ч. | |
Аппликация. | 18 ч. | ||
1. | Виды аппликации: плоскостная, полуобъёмная, предметная, сюжетная. Материалы для аппликации, виды бумаги, приёмы вырезания, приёмы работы с бумагой (сгибание, складывание, надрезание). Способы оформления аппликации | 2ч. | |
2. | «Осенние узоры» аппликация из листьев | 2ч. | |
3. | Аппликация из листьев «птица, бабочка, мышка» | 2ч. | |
4 | Бумажная мозаика | 4ч. | |
5. | Аппликация «снеговик, ёлочка» | 2ч. | |
6. | Снежинки | 2ч. | |
7. | Новогодняя газета | 2ч. | |
8. | Открытка новогодняя | 2ч | |
Художественное конструирование | 40 | ||
1. | «Жук, зайчик, собачка, кошка» объёмное конструирование на основе конуса, цилиндра | 8 ч. | |
2. | Конструирование игрушек с подвижными деталями «Домик, гриб, сердечко, самолёт, кораблик, цветы» | 10ч | |
3. | Открытка к 8 марта | 2 ч | |
4. | Книжка-блокнот | 2ч. | |
5. | Аппликация из ткани | 2ч. | |
6. | Аппликация из вырезок «Женщина весна» | 2ч. | |
7. | Изготовление пасхального сувенира, открытки | 2ч. | |
8. | Конструирование из бросового материала | 12 | |
| ИТОГО | 66 |
Примерное содержание программы 2 года обучения (66 ч.).
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
Лепка. | 8 ч. | |
1. | Вводное занятие. Повторить особенности работы с пластилином, основные приёмы лепки: раскатывание колбаски, сплющивание, прищипывание. Требования по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и личной гигиены на занятиях декоративно-прикладным творчеством. | 1ч. |
2. | Аппликация плоская-осень | 1ч |
3. | Объёмная лепка «сказка - колобок» | 4ч. |
4. | Барельеф из пластилина «букет осенний» | 2ч. |
Аппликация. | 18 ч. | |
1. | Повторить виды аппликации: плоскостная, полуобъёмная, предметная, сюжетная. Материалы для аппликации, виды бумаги, приёмы вырезания, приёмы работы с бумагой (сгибание, складывание, надрезание). Способы оформления аппликации | 2ч. |
2. | «Осенние узоры» обрывная аппликация | 2ч. |
3. | Аппликация из листьев | 3ч. |
4 | Торцевание на пластилиновой основе. | 2ч. |
5. | Новогодние аппликации | 2ч. |
6. | Снежинки | 2ч. |
7. | Новогодняя газета | 2ч. |
8. | Открытка новогодняя | 3ч |
Художественное конструирование | 40 | |
1. | Конструирование игрушек с подвижными деталями | 14 ч. |
4. | Открытка к 8 марта, 23 февраля | 5 ч. |
5. | Айрисфолдинг | 10 ч. |
6. | Работа с бросовым материалом | 10 ч. |
7. | Итоговая выставка работ | 1ч. |
| ИТОГО | 66 |
Примерное содержание программы 3 года обучения.
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
Оригами | 24 | |
1. | Ознакомление воспитанников с изделиями, которые планируется выполнить в течение первого полугодия. Знакомство с оригами. Название материалов для поделок (бумага), её свойства и виды. Сообщение правил поведения во время занятий оригами, требований к организации учебного места. Требования по ТБ труда на занятиях. Правила поведения и личной гигиены на занятиях декоративно-прикладным творчеством. | 2 |
2. | Практические работы. Изготовление базовых форм (треугольник, блин, книжка, дверь, воздушный змей, двойной треугольник, двойной квадрат, ромб, птица, рыба, катамаран). Изучение схем оригами. | 6 ч. |
3. | Изготовление поделок – игрушек: «Лягушонок, гриб, ирис, тюльпан, зайчик, кораблик, лодка, самолёт, домик, щенок, собака, кошка, уточка, гусь, лебедь, цыплёнок, курочка, петушок, сова, скворец, воробей, рыба, кит, карась, коробочка, сердечко, журавлик, ёлка …» | 14 ч. |
4. | Итоговая выставка работ в технике оригами | 2ч. |
Бисероплетение | 22 | |
5. | Вводное занятие. Ознакомление воспитанников с изделиями, которые планируется выполнить. | 1ч. |
6. | Практические работы. Сортировка бисера. Изучение схем. Низание бисера на проволоку, леску. | 2 ч. |
7. | Узкая цепочка. Параллельное низание. Ажурные браслеты. Украшения из бисера. Цветы. Плоские фигурки, герои сказок. | 19 ч. |
Оформительские работы | 20 ч. | |
8. | Работы по оформлению праздников, праздничных атрибутов, подготовка выставочных работ, оформление коридоров, групповых комнат и т.д. | |
| ИТОГО | 66 |
2. Программа коррекционной работы
Цель: коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
Задачи:
Способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
Корректировать восприятие пространства (наверху, внизу, слева, справа)
Корректировать недостатки зрительно-двигательной координации, мелкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений, сенсорного восприятия;
Развивать способность действовать согласно словесной инструкции.
На занятиях по АДОП в рамках коррекционной работы предусмотрены следующие виды деятельности:
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
Самомассаж ладоней.
Самомассаж пальцев рук.
Игры на узнавание предметов без зрительного контроля (тактильные ощущения).
Пальчиковая гимнастика
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
нанизывание колец на тесьму;
работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
сортировка монет;
перебор крупы;
работа со спичками;
работа с бумагой;
шнуровка на специальных рамках, ботинок;
завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
игры с песком, водой;
наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
закручивание шурупов, гаек;
игры с конструктором, кубиками;
рисование в воздухе;
рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.).
3. Программа воспитательной работы
Цель воспитательной работы: создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ментальными нарушениями, с учетом его психофизических возможностей для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции в общество.
Задачи воспитательной работы:
создание единого оптимального воспитательного пространства для ребенка – инвалида.
создание открытой воспитательной среды с использованием возможностей социума для обеспечения занятости воспитанников для дополнительного образования;
организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, созданию комфортных условий для обучения и воспитания детей;
формирование и совершенствование нравственных качеств личности, культуры поведения, умения использовать полученные знания в межличностном общении;
обучение и привитие прочных навыков самообслуживания;
формирование познавательной активности;
освоение навыков построения перспектив в формировании понятий жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Учебно-тематический план
Примерный тематический план 1 года обучения.
№ | Тема, раздел программы | Количество часов |
1 | лепка | 8 |
2 | аппликация | 18 |
3 | Художественное конструирование | 40 |
| всего | 66 |
Примерны тематический план 2 года обучения.
№ | Тема, раздел программы | Количество часов |
1 | лепка | 8 |
2 | аппликация | 18 |
3 | Художественное конструирование | 40 |
| всего | 66 |
Примерный тематический план 3-ий год обучения.
№ | Тема, раздел программы | Количество часов |
1 | оригами | 24 |
2 | бисероплетение | 22 |
3 | Оформительские работы | 20 |
| всего | 66 |
2. Организационно – педагогические условия реализации программы
Условия организации данного вида деятельности представляют собой:
дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок);
психолого - педагогические условия (коррекционно-развивающая
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм).
Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным годовым календарным графиком КГБУСО «ЕДДИ».
Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными психофизическими возможностями детей с ОВЗ, с учётом рекомендаций Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального образования по охране здоровья и предупреждения учебной перегрузки обучающихся.
Все занятия проводятся во второй половине дня. Их продолжительность 30 мин. В соответствии с медицинскими рекомендациями в середине занятия проводятся перерывы (5 минут), в ход занятия вводятся физкультминутки.
Продолжительность реализации программы – три года обучения.
Форма организации занятий: групповые и индивидуальные занятия.
Занятия проводятся два раза в неделю.
3. Образовательные технологии
Программа строится на следующих принципах общей педагогики:
Принцип доступности материала, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
Принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления
Принцип последовательности предусматривает строгую поэтапность выполнения практических заданий;
коррекционной педагогики:
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и воспитания предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования сохранных анализаторов и функций организма;
Принцип практической направленности обучения- предполагает занятия практической и продуктивной деятельностью;
Принцип наглядности – предполагает манипуляции с наглядными предметами;
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в соответствии с состоянием внимания, утомляемости и темпов работы каждого ребёнка.
Принцип мотивации – предполагает наличие побуждения, стремления у ребёнка по достижению цели
Принцип продуктивной обработки информации – создание условий, в ходе которых дети будут закреплять, отрабатывать ранее усвоенные навыки и умения через систему заданий, формирующих у них осмысленное отношение к выполняемой деятельности.
Принцип развития и коррекции высших психических функций
Условия проведения занятий.
Наиболее приемлемым и целесообразным с обучающимися является индивидуальный метод взаимодействия.
Целесообразно во время занятий посадить детей за одним столом, что бы педагог мог контролировать их деятельность. Такое расположение позволяет наладить эмоциональный контакт с каждым ребёнком, без чего не возможно обучение.
Все работы выполняются по образцу при непосредственной помощи педагога. Чёткий анализ задания, достаточное понимание цели, поэтапное выполнение помогает детям справиться с заданием. По окончании важно проанализировать поделку, сравнить с образцом, проговорить этапы выполнения задания.
Наблюдение за внутренним состоянием ребёнка.
На занятии важна динамика внимания обучающегося. Важно вовремя заметить, когда и как переключить его внимание. В силу особенностей психофизического развития обучающихся особое значение во время занятий имеет положительный эмоциональный фон.
Рекомендуемые типы занятий (по цели занятия):
Ознакомление с новым материалом;
Закрепление изученного материала,применение знаний и умений;
Обобщение и систематизация знаний;
Комбинированный урок.
Рекомендуемая типология занятий по составу проведения:
Беседа.
Самостоятельная работа.
Сочетание различных форм занятий.
Рекомендуемые формы занятий:
занятия - объяснения
занятия обобщения и систематизации знаний
контрольно - проверочные занятия
комбинированные занятия
итоговые занятия, контрольные занятия
занятия в игровой форме, в форме конкурса, викторины
занятия, опирающиеся на фантазию, занятие - сказка, занятия - путешествия и т.д.
творческая мастерская
конкурсы, познавательные игры, викторины, экскурсии
выставка творческих работ.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требования, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Требования к проведению занятия:
Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.
Задания должны способствовать раскрытию цели занятия и носить персонифицированный характер.
Каждое занятие должно быть, развивающим, коррекционным, воспитывающим.
На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом индивидуальных способностей, уровня подготовки учащихся.
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы, правила ТБ.
Методы обучения:
Словесный ( беседа, рассказ, объяснение, инструкция)
Наглядный метод ( показ иллюстраций, рисунков, предметов)
Практический (упражнения в выполнении тех или иных способов действий с инструментами и материалами вместе с педагогом и самостоятельно);
- совместные с педагогом действия по подражанию;
- действия по образцу
- действия по контурным изображениям, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов;
- выполнение работы после предварительного тактильного и зрительного обследования;
- предварительное рассматривание, называние предмета;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств.
Методы стимулирования и мотивации учения:
- игры дидактические:на развитие восприятия цвета, пространства, внимания, на развитие ручной моторики, тактильно-двигательного восприятия.
Методы воспитания:
Методы организации деятельности (стимуляция положительной мотивации художественной деятельности)
Показ готового продукта деятельности;
Использование занимательных упражнений;
Применение игровых ситуаций;
Использование нетрадиционных материалов, а так же нетрадиционных техник и приёмов исполнения;
Участие в оформлении поделками помещения группы, в выставках;
Методы стимулирования поведения детей (поощрение, порицание);
Метод оценки (в виде вербальных суждений, мимикой).
4. Программно – методическое обеспечение
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект, включающий:
дидактический материал и методические разработки;
раздаточный материал и наглядные пособия;
учебные стенды;
библиотека для педагога и воспитанников;
образцы изделий;
банк достижений воспитанников;
банк методических разработок;
банк компьютерных презентаций;
Материально-техническое обеспечение
Мастерская прикладного искусства оборудована одноместными столами, стульями, учебной доской с софитами. Мебель имеет маркировку, соответствующую ростовой группе. Для хранения поделок, дидактических материалов установлены шкафы. Оборудование кабинета соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Материалы и инструменты для занятий
Для выполнения работ имеются необходимые материалы, инструменты и приспособления:
Бумага чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, бархатная, картон цветной, упаковочный, открытки. Салфетки, фантики;
Ткань, иголка.
Различные оригинальные материалы (пуговицы, ракушки, камешки. бисер, блестки, бусины разного размера и формы)
Нитки для вязания.
Вата, синтепон, капрон.
Бросовый материал (коробки, пластиковые бутылки, баночки, компьютерные диски, фетр, поролон, кожа, проволока.)
Клей, ножницы, линейки, карандаши простые и цветные, краски, кисти, макетные ножи.
Литература:
Голицына Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. Скрипторий 2000
Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Баряева Л.Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта М.: Просвещение,2007. - 265с.
Беляева,Т.С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах школы для детей с ДЦП // Дефектология № 6, 1988.- с.13-17
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / М.: Просвещение, 1991. - 275с.
Косинова, Е.М. Пальчиковая гимнастика М. Издательство «Эксмо»,2003г, - 135с.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых СПб. Кристалл, 2000 - 165с.
Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”., № 2, с.33-43.
Обучение школьников с интеллектуальной недостаточностью основам работы с бисером» Н.Г. Минаева мордовский государственный педагогический пединститут.(воспитание и обучение детей с нарушением в развитии №4 2008г.)
Шабунина Ирина Александровна - Бумажные фантазии.
Б.Г. Гагарин. Конструирование из бумаги. Ташкент, 1988. — 33 с
Приложение №1
Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения - это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о способах работы с тем или иным материалом или об истории изготовления того или иного творческого проекта. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к ребенку. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить их в практической деятельности.
Практические работы.
При проведении практических работ в процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает ребенку о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у обучающегося имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
Самомассаж ладоней.
Самомассаж пальцев рук.
Нарушения тактильных ощущений можно преодолеть, включая в
занятия игры на узнавание предметов без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игры, органично добавляя их в занятия с целью обследования объектов которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления нарушений тактильных ощущений.
На одном занятии выполняется не более 3-4 упражнений. Весь комплекс упражнений на наших занятиях условно можно разделить на 3 составляющие:
Пальчиковая гимнастика (Приложение № 3,4). Этот вид упражнений широко распространен еще и в логопедической практике. Пальчиковые игры
важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры
это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
нанизывание колец на тесьму;
работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц,
кнопок, крючков, замков разной величины;
сортировка монет;
перебор крупы;
работа со спичками;
работа с бумагой;
шнуровка на специальных рамках, ботинок;
завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
игры с песком, водой;
наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
закручивание шурупов, гаек;
игры с конструктором, кубиками;
рисование в воздухе;
рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.).
Непосредственные занятия
В процессе изготовления художественных изделий большое внимание обращается на подбор поделок, над которыми работает ребенок. Успех ребенка в изготовлении изделий рождает в нем уверенность в своих силах, воспитывает готовность к проявлению творчества в любом виде труда, он преодолевает барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. В ходе занятий проводятся физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. Во время занятия обязательно должны соблюдаться ортопедические условия: правильная посадка, фиксация необходимых для работы предметов на столе. Для развития творческих способностей проводятся разные игры - упражнения, направленные на развитие воображения: «Найди фигуру», «На что похожа клякса», «Нарисуй геометрическую фигуру, на которую похож предмет» и т.д. Игры на развитие восприятия: «Дорисуй недостающие детали», дорисуй животное», «Что забыл нарисовать художник» и т.д. Игры на развитие сенсорных навыков «Веселые раскраски», «Цветные картинки», «Цветные загадки», «Волшебные красочки» и т.д.; на развитие творчества: «Слепи то, чего на свете не бывает», «Придумай несуществующее животное» и т.д.
Организация образовательного процесса
Специфика проводимых занятий заключается в следующем: каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делается небольшой массаж для рук. Это делается в игровой форме, совместно с педагогом, который читает стихотворный текст и показывает движения. Для этой цели был подобран комплекс доступных упражнений, разнообразных по содержанию и характеру движений, который записан для удобства на карточках и всегда под рукой. Нужное выбирается созвучно сезону, погоде и теме занятия. Затем обычно сообщается тема и цель занятия, либо проводится вступительная беседа, в конце которой задается вопрос: «Как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься?». После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки ребенок повторяет движения в воздухе вслед за педагогом. Когда работа достаточно сложная, в работе используется алгоритм в картинках, однако никогда нельзя замещать им объяснение, можно лишь дополнить процесс демонстрации, так как у детей преимущественно конкретное мышление и они не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (яблоко), на последующих занятиях, получая огурец или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что наибольшую трудность дети испытывают в круговых движениях, которые требуют определенного уровня сформированности движений кисти, обратно поступательные движения даются им легче. Не обязательно включать минутки отдыха в творческие занятия, так как память у детей кратковременная, и они могут забыть объяснение задания, однако если работа затянулась, и ребенок утомился, можно провести короткую физкультминутку, затем повторяя коротко задание продолжить практическую работу. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. Нельзя ни в коем случае осмеивать или ругать неудачные работы. Всегда нужно отмечать положительный сдвиг, похвалить ребенка.
Чтобы повысить интерес к работе, повысить эмоциональный настрой, включить ребенка в занятие, мы вводим элементы драматизации. Например, лепим колобка - вспоминаем и рассказываем в лицах фрагмент сказки. Очень важно выбрать удачное музыкальное сопровождение - для этих целей используется сборник песен из мультфильмов и диск с песнями В. Шаинского, там достаточно легко подобрать песенку, созвучную теме занятия, а под музыку работается веселее. Для этих же целей практически на всех занятиях используются стихи, загадки, поговорки, пословицы, народный фольклор.
Большое значение на занятии имеет наглядность. Наглядные пособия используются печатные и собственного изготовления. Необходимо чаще демонстрировать натуральные объекты природы - овощи, фрукты, которые можно подержать в руках, поиграть с ними, попробовать на вкус.
Приложение №2
Памятка для педагогов, работающих с ребенком с интеллектуальными нарушениями
Как поддержать ребёнка. Психологическая поддержка - это
процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Педагоги должны помнить, что от их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения будут зависеть уверенность, комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими людьми.
Поддерживать можно посредством:
отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей помощи», «Ты молодец» и т. п.;
прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;
мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.
Укрепление уверенности - самый надёжный способ уберечь ребёнка от глубоких психологических потрясений - укрепить его уверенность, что воспитатели всегда рядом и готовы помочь ему в любых неудачах и проблемных ситуациях. Слова поддержки: «Зная тебя, я уверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но я думаю, ты справишься».
Выражение одобрения - всегда очень полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя: «Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»; «Ты хорошо справился».
Положительная ориентация на других людей - если ребёнок воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Полезно обсуждать успехи других детей.
Поощрение дружеских отношений - поиск друга - важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой - будь то учебный класс или детское
творческое объединение.
Приложение №3
Упражнения для развития мелкой моторики рук
(пальчиковая гимнастика)
Дети бегут
Указательный и средний палец правой руки "бегают" по столу;
то же упражнение проводится пальцами левой руки;
то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук.
Коза и козлята
Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки; то же движение выполняется пальцами правой руки; то же движение выполняется пальцами обеих рук.
Очки
Образовать два кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.
Улитка
Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.
Лодочка
Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.
Солнечные лучи
Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.
Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.
Игра на рояле
Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
Приложение № 4
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ
(по В. В. Цвынтарному. Играем пальчиками и развиваем речь)
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Стул
Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Шарик Надуваем быстро шарик. Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение. |
Елка Елка быстро получается, Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. |
Корзинка В лес корзинку я беру Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку. |
Колокольчик Колокольчик все звенит, Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает. |
Собака У собачки острый носик, Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. |
Кошка А у кошки ушки Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. |
Мышка Серенький комок сидит Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. |
Зайка и ушки Ушки длинные у зайки, Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны |