Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по предмету «Декоративно-прикладное творчество»

1
0
Материал опубликован 3 February 2020

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей

детская школа искусств «Школа ремесел»

Администрации Муромцевского муниципального района Омской области

















Дополнительная предпрофессиональная образовательная

программа по учебному предмету

«Декоративно-прикладное творчество»























Муромцево 2019

Содержание


I. Пояснительная записка


II. Учебно–тематический план



III. Содержание учебного предмета. Годовые требования



IV. Требования к уровню подготовки обучающихся



V. Формы и методы контроля, система оценок



VI. Методическое обеспечение учебного процесса



VII. Список рекомендуемой литературы и средств обучения.



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе.

Предпрофессиональная образовательная программа учебного предмета «Декоративно-прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональной программам в области изобразительного искусства.

Учебный предмет «Декоративно-прикладное творчество» является базовой составляющей при изучении предметов в области изобразительного искусства.

Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Программа включает в себя задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. Дети, на протяжении всего курса обучения, знакомятся с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

В программе предлагаются различные формы проведения занятий, которые разрабатываются с учетом возраста детей: просмотр тематических фильмов, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.


Срок реализации учебного предмета.

Программа рассчитана на 3 года обучения - со 2 по 4 класс. Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели.


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа с учетом самостоятельной домашней работы.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации.

Вид учебной работы, аттестации

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации


Всего часов

год обучения

1

2

3


Аудиторные занятия

34

68

34

136

Самостоятельная работа

17

34

15

68

Максимальная учебная нагрузка

51

102

51

204

Вид промежуточной аттестации

просмотр


просмотр

просмотр



Форма проведения учебных занятий.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляет 1 час на 1 и 3 году обучения, 2 часа на 2 году обучения аудиторных занятий.


Цели и задачи учебного предмета.

Цели:

- формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

- формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

обучающие:

сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;

познакомить с различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;

научить основным практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;

научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;

научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

воспитательно-развивающие:

пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству;

раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ученика;

формировать творческое отношение к художественной деятельности;

развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

приобщить к народным традициям;

воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.


Методы обучения.

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

исследовательские (исследование свойств и возможностей различных материалов).

Программа предлагает следующую схему проведения занятий:

Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.

Освоение приемов работы в материале.

Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.


Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. При подготовке к уроку можно пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями.


Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Декоративно-прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы учащиеся получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках декоративно-прикладного творчества.


Содержание программы включает следующие разделы:

Народная игрушка. Куклы обережки.

Ткачество. Плетение поясов и панно (плоских изделий).

Мелкая пластика. Игрушка из соленого теста, глиняная игрушка.

Валяние из шерсти. Сувенирная брошь, панно.

Роспись по дереву. Роспись плоских изделий (лопатки, досточки).

Мягкая сувенирная игрушка.

Вышивка.

Искусство росписи ткани – батик.


Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.


II Учебно-тематический план.

Название раздела. темы.

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Максимальная учебная нагрузка

1 год обучения

1

Вводная беседа.

1

-

1

2

Мелкая пластика. Лепка из соленого теста.

11

4

7

3

Русское народное ткачество. Ткачество. Плетение поясов.

12

4

8

4

Русское народное творчество. Куклы обережки.

15

5

10

5

Роспись по дереву. Сувенирная лопатка или расческа.

12

4

8


Итого:

51

17

34

2 год обучения

1

Мелкая пластика. Глиняная игрушка

24

8

16

2

Валяние из шерсти. Брошь.

24

8

16

3

Ткачество. Плетение сувенирного панно (сумочки).

30

10

20

4

Роспись по дереву. Сувенирная досточка.

24

8

16


Итого:

102

34

68

3 год обучения

1

Искусство росписи ткани – батик.

12

4

8

2

Мягкая сувенирная игрушка.

12

4

8

3

Вышивка.

15

5

10

4

Валяние из шерсти. Панно.

12

4

8


Итого:

51

17

34


Всего:

204

68

136





III СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.


Содержание программы на 1-й год обучения.


I четверть.

1. Вводная беседа.

Виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Роль ДПИ в жизни человека. Народные ремесла и промыслы России. Демонстрация изделий, репродукций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.

Материалы и инструменты. Общие организационные сведения. Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила.


2. Мелкая пластика. Лепка из соленого теста.

        Основные теоретические сведения.

Краткие сведения о истории народных керамических промыслов. Основные современные промыслы русской художественной керамики: гжельский фарфор, скопинская майолика, дымковская игрушка, каргапольская игрушка, абашевская игрушка.

Инструменты, приспособления для лепки фигур и для росписи. Технология изготовления изделий из соленого теста.

Практические  работы.

Выполнение эскизов игрушек с поиском цветового и орнаментального решения. Изготовление фигурок животных, птиц из соленого теста. Создание образа, передача пропорций. Роспись изделий в соответствии с эскизом.

Материал: мука, соль, гуашь.

Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков. Изготовление игрушки из соленого теста.


II четверть.

3. Русское народное ткачество. Ткачество. Плетение поясов.

Основные теоретические сведения.

История ткацкого ремесла. На основе образцов знакомство с видами ткачества. Значение пояса в народной одежде, их разновидности. Технология выполнения поясов (на берде, на дощечках, на спице и др.), виды плетения. Материалы, необходимые для изготовления поясов. Цветовая гамма, орнамент.

Практическая работа.

Выполнение пояса в технике «дерганье». Подбор пряжи в соответствии с цветовым замыслом. Подготовка и выполнение в материале. Использование кистей и помпонов для отделки пояса.

Материал: ножницы, пряжа.

Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков. Изготовление круглых и плоских поясов.



III четверть.

4. Русское народное творчество. Куклы обережки.

     Основные теоретические сведения.

Краткие сведения об истории традиционной народной игрушки, куклы – обережки. Обережное значение куклы.

Материалы для выполнения кукол - обережек: пряжа, ткани, тесьма, кружева, вата, синтепон. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления для выполнения куклы. Технология соединения деталей между собой.

     Практические  работы.

Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Раскрой элементов куклы из лоскутков. Технология соединения деталей между собой. Использование прокладочных материалов. Изготовление кукол – обережек.

Материал: ткань, ножницы, нитки, пряжа, игла.

Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков. Изготовление творческой сувенирной куклы.


IV четверть.

5. Роспись по дереву. Сувенирная лопатка или расческа.

        Основные теоретические сведения.

Краткие сведения о народной росписи по дереву: Урало-Сибирская, Мезенская, Полхов-Майдан, Городец. Приемы стилизации реальных форм, элементы декоративного решения. Художественные особенности росписи по дереву: построение композиции, колоритное решение рисунка, технические приемы.

Практические работы.

Инструменты и приспособления для росписи. Грунтовка лопатки клеем ПВА. Декоративная роспись с применением техники, соответствующей замыслу. Создание композиции с изображением растительных стилизованных форм. Закрепление росписи на дереве лаком.

Материал: досточка, гуашь, кисти, клей.

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов росписи.


Обязательный минимум знаний, умений и навыков учащихся.

1 класс.

Виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Основные сведения об истории разных видов ДПИ и народных промыслов. Глиняная игрушка: Дымково, Филимоново; лаковая миниатюра: Федоскино, Палех, Мстера; роспись по дереву: Урало-Сибирская, Мезенская, Полхов-Майдан, Городец; ткачество, плетение поясов.

Основы изготовления народных кукол-обережек из пряжи и ткани.

Технология выполнения изделий из соленого теста.

Технология выполнения росписи по дереву.

Технология плетения поясов.


Содержание программы на 2-й год обучения.

I четверть.

1. Мелкая пластика. Глиняная игрушка.

        Основные теоретические сведения.

Краткие сведения об истории народных промыслов: Дымково, Каргополь, Филимоново. Цветовая гамма и особенности росписи игрушек.

Инструменты, приспособления для лепки фигур и для росписи. Технология подготовки глины и изготовления игрушек.

Практическая  работа.

Выполнение эскизов игрушек с поиском цветового и орнаментального решения. Изготовление фигурок животных, птиц из глины. Создание образа, передача пропорций. Роспись изделий в соответствии с эскизом.

Материал: глина, гуашь.

Самостоятельная работа: Закрепление пройденного материала. Выполнение сувенирных глиняных игрушек без росписи.


II четверть.


2. Валяние из шерсти. Брошь.

        Основные теоретические сведения.

Краткие сведения об истории и технологии выполнения изделий в технике валяния из шерсти. Современные способы валяния из шерсти и использование изделий в быту. Сухое и мокрое валяние.

Инструменты, приспособления необходимые для выполнения изделий.

Практические  работы.

Разработка эскиза броши в технике мокрого валяния. Выполнение в материале с подбором цветовой гаммы в соответствии с идеей.

Материал: шерсть, жидкое мыло, целлофан с фактурой, иглы для валяния.

Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков. Выполнение цветка.


III четверть.

3. Ткачество. Плетение сувенирного панно (сумочки).

Основные теоретические сведения.

Повторение сведений по истории ткацкого ремесла. Ткачество в современном мире. На основе образцов знакомство с видами ткачества панно и сувенирных изделий. Технология выполнения плоских изделий на раме. Материалы, необходимые для изготовления поясов. Цветовая гамма, орнамент.

Практическая работа.

Выполнение ткачества на раме с использованием полос из ткани. Подбор в соответствии с цветовым замыслом. Подготовка и выполнение в материале. Использование декоративных элементов для отделки.

Материал: ножницы, ткань.

Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков. Изготовление коврика.

IV четверть.

4. Роспись по дереву. Сувенирная досточка.

    Повторение  основных теоретических сведений. История росписи по дереву. Свободная роспись. Художественные особенности росписи по дереву: построение композиции, колоритное решение рисунка, технические приемы.

Практические работы.

Инструменты и приспособления для росписи. Грунтовка доски клеем ПВА. Декоративная роспись с применением техники, соответствующей замыслу. Создание композиции с изображением растительных стилизованных форм. Закрепление росписи на дереве лаком.

Материал: досточка, гуашь, клей, кисти.

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов росписи.



Обязательный минимум знаний, умений и навыков учащихся.

2 класс.

История народных глиняных промыслов. Технология выполнения изделий из глины (глиняной игрушки).

Истории и технологии выполнения изделий в технике валяния из шерсти (сухое и мокрое валяние).

Основные композиционные законы выполнения росписи плоских изделий.

Значение орнаментальных символов в русском народном творчестве.

История и технология выполнения тканых изделий (на станке, на раме).


Содержание программы на 3-й год обучения.

I четверть.

1.       Искусство росписи ткани – батик.

Беседа. Основные теоретические сведения

Представление о традиционных способах декорирования ткани с применением росписи. История развития этого ремесла. Материалы и инструменты. Красители, применяемые в технике батика. Технические свойства красителей. Резервирующие составы. Способы нанесения и закрепления краски. Технология применения различных красителей, способы их закрепления на ткани, техника свободной росписи. Рекомендации по составлению композиции: ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости, общее движение, характер линий, выбор цветового решения.

Роспись ткани без применения резервирующего состава.

Варианты росписи ткани: свободная роспись, графика по ткани, аэрография, работа штампами и по трафарету, эффект «дождевых капель», посыпка сухим красителем. Роспись по-сырому, роспись «сухая кисть».

Практическая работа: Выполнение панно в абстрактном стиле.

Материалы и инструменты: акриловые краски для ткани, поролон, палитра, вода, пяльцы (рама), ткань, материал для трафаретов, зубная щетка, гербарный материал, сухие красители, кисти.

Самостоятельная работа: Разработка композиционного и цветового решения росписи.


II четверть.

2. Мягкая сувенирная игрушка.

        Основные теоретические сведения.

История сувенирной швейной игрушки, современная игрушка. Рабочее место. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы. Виды применяемых швов. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек. Последовательность изготовления игрушек.

Практическая  работа.

Выбор материала в соответствии с замыслом. Раскрой, пошив игрушки.

Материал: ткань (фетр), ножницы, нитки, игла.

Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков. Изготовление сувенирной игрушки небольшого размера с небольшим количеством деталей.


III четверть.

3. Вышивка.

Основные теоретические сведения.

Традиционные виды вышивки в народном костюме и быту. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Использование вышивки для отделки современных изделий.

Практическая работа.

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Выполнение эскизов композиции вышивки небольшого коллективного панно.

Упражнения по выполнению простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Вышивка «гладь», «крест». Определение техники выполнение коллективного панно.

Перевод рисунка на ткань. Вышивка модулей панно в соответствии с эскизом. Составление коллективного панно, оформление изделия.

Материал: ткань, нитки макраме, иголка.

Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков. Вышивка салфетки, футляра.


IV четверть.

4. Валяние из шерсти. Панно.

Основные теоретические сведения.

Повторение сведений об истории и технологии выполнения изделий в технике валяния из шерсти. Современные способы валяния из шерсти и использование изделий в быту.

Инструменты, приспособления необходимые для выполнения изделий.

Практические  работы.

Разработка эскиза коллективного панно. Выполнение панно в материале с подбором цветовой гаммы в соответствии с идеей.

Материал: шерсть, жидкое мыло, целлофан с фактурой, иглы для валяния.

Самостоятельная работа: Закрепление полученных навыков. Выполнение изделия в технике мокрого валяния.



Обязательный минимум знаний, умений и навыков учащихся.

3 класс:

Основные технологические процессы изготовления мягкой игрушки.

Традиционные виды вышивки в народном костюме и быту. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке и технология ее выполнения.

Искусство росписи ткани, технология ее выполнения (роспись ткани без применения резервирующего состава и свободная роспись).

Технология выполнения панно в технике мокрого валяния.


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.

Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.

Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом.

Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.

Умение работать с различными материалами и в разных техниках.

Умение изготавливать игрушки из различных материалов.

Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

Навыки конструирования и моделирования игрушек из ткани.

Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.

Навыки росписи по дереву.

Навыки изготовления объемных изделий из глины, и заполнения их узором.

Навыки ткачества поясов и плоских изделий.

Навыки валяния из шерсти.

Навыки вышивки.

Навыки выполнения батика.



V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.

Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация проводится в форме творческих просмотров работ учащихся по итогам четвертей за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения.

Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.

4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.



VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания.

Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:

- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ выполнения работы;

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ выполнения заданного.




VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина. М, 1993

Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989

Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010

Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010

Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975

Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. Северный паломник, 2008

Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009

Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005

Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство»,1984

Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994

Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988

Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007

Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / Сост. Теличко А.А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008

Русские художественные промыслы. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010

Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006

Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985

Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская игрушка”


Список учебной литературы.

Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез, 2007

Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез, 2007

Клиентов А. Народные промыслы. М.: Белый город, 2010

Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. М.: Белый город, 2010

Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003

Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел. М.. Изд-во Эксмо, 2003

Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. М.: АСТ, 1998


Средства обучения.

На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий:

натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках;

образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия;

устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;

электронные образовательные ресурсы - сетевые образовательные ресурсы, слайд-презентации;

материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами по изучаемому виду декоративно-прикладного творчества.




17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации