Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по учебному предмету «Текстильная игрушка» на 1 год обучения

2
1
Материал опубликован 21 May 2019 в группе

Введение

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависят от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. К сожалению, молодое поколение очень мало знает о народной культуре. Уходят в прошлое живые свидетели нашей истории, которые могли бы поделиться с нами своими знаниями. Сейчас даже события 20 века воспринимаются детьми как нечто далекое, о котором рассказывают на уроках истории. Как же говорить с ними о более давней жизни…?

Обо всем этом могут рассказать сохранившиеся свидетели старины: предметы домашнего обихода, собранные не кем-то там, а самими детьми и их родителями, найденные на старых дачах в сундуках прабабушек, виденные много раз, но не «услышанные»… И еще — игрушки. Куклы, лошадки, саночки — те, которыми играли наши пра-пра…

Научно доказано, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребёнка. Поэтому издревле мать бережно формировала эмоциональную сферу ребёнка – основу для развития таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, любовь и сострадание, столь необходимых для его дальнейшей жизни в обществе. Далее наступал ответственнейший период социализации ребёнка, активного введения его в мир людей. И здесь на первый план выступал отец, на котором лежала ответственность за передачу детям навыков социального поведения, привития им тех или иных норм общественной жизни.

Наблюдая за тенденциями развития семейных отношений и исследуя микроклимат семей, можно сделать вывод, что функции семьи в современной России существенно изменились: изменилась роль матери; роль отца в организации семьи и воспитании детей извращена или недооценивается; неполные семьи стали нормой жизни; потеряны навыки родительского поведения. Родители всё больше перекладывают ответственность за воспитание своих детей на бабушек и дедушек, на воспитателя в детском саду, на учителя в школе. Нарушены биологически и социально обусловленные внутрисемейные связи, играющие огромную роль в нормальном процессе социализации ребёнка и обеспечивающие адекватность его включения в окружающий социум.

Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций от старших поколений – младшим. Одним из таких важных педагогических инструментов была рукотворная игрушка. Игрушка более всего близка сердцу ребенка, он понимает ее язык, тут не требуется особенных лекций. Используя различные подручные материалы, взрослые и дети мастерили самые разнообразные игрушки с помощью которых передавались различные навыки необходимые во взрослой жизни. Особое место среди них занимала лоскутная кукла. Мир традиционной народной культуры, неотъемлемой частью которого является кукла, целостен и гармоничен. Он подчинен ритмам земледельческого календаря, сменам времен года. От рождения до смерти человек жил жизнью природы. Кукла была своеобразным отражением архаичного мировоззрения, неизменным посредником в выстраивании отношений человека с потусторонним миром и силами природы. Куклы находились в центре многих календарных и семейных обрядов, таких как Масленица, Троица, Святки, Кузьминки. Не игрались без кукол свадьбы, не проходили родины, похороны и проводы. Куклы играли роль оберегов от порчи и сглаза. Они считались защитой детей, здоровья, символом достатка в доме, были наделены энергией рода, передаваемой из поколения в поколение. В народной среде кукла с младенчества была не просто подружкой, игрушкой и участницей детских забав. Современная этнопедагогика единодушна во мнении о том, что кукла осознавалась нашими предками как мощный инструмент не только воспитания, но и коррекции детей, ибо кукла рассматривалась как средство, способное исцелить душу и тело ребенка. Воспитанию девочки в семье отводилась особая роль. С самых малых лет ее готовили к тому, что она должна стать хранительницей очага, матерью, должна владеть всеми необходимыми женскими знаниями и рукоделиями. Каждая мать стремилась подготовить свою дочь к взрослой жизни, облегчить ей переход в нее. И тут на помощь приходила кукла. Девочка училась пеленать, нянчить, обшивать свою «дочку». На примере куклы девочка постигала различные тонкости семейных взаимоотношений, куклу обязательно включали в приданое невесты, как залог ее женского совершенства.

Но что современная мать может дать в руки своей дочке? Реклама навязывает нам бездушных Барби с готовым приданым, виртуальных Тамагочи с ненасытным аппетитом. Конечно, нельзя полностью отрицать готовые игрушки. Многие из них созданы добрыми людьми и хорошими художниками. Но все должно быть в разумном соотношении. Сегодня народная игрушка становится подлинно целительным средством воспитания. Ее образ формировался веками, она изначально призвана нести детским душам добро.

Внимательные родители и педагоги предлагают детям игрушки из природных экологически чистых материалов, выполненные в духе национальной тематики. Это прививка от беспамятства, желание соответствовать типу своей культуры. Конечно, на рынке эти игрушки довольно дороги, но не надо забывать и о том, что игрушка, сделанная своими руками, будет особенно дорога вашему ребенку, останется с ним, как воспоминание на долгие годы.

Для введения в программу занятий по рукоделию традиционной куклы был использован прием, бытовавший в некоторых губерниях России и служивший для мягкого, гармоничного приучения маленьких девочек к посильному труду: «куклы на выхвалку». Они включают в себя несколько кукол разной степени сложности, соответствующей возрастным способностям ребенка. Так же программа предполагает изготовление современных кукол, создавая которые, ребенок развивает фантазию, вкус, вносит свой – авторский вклад в каждое изделие, развивая тем самым свои творческие способности.

  

  

Пояснительная записка

Образовательная программа «Текстильная игрушка»  по содержанию является художественно-эстетического направления; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – трехгодичной.

Новизна  данной программы состоит в том, что она  охватывает большинство старинных и современных технологий изготовления текстильной куклы, не ограничиваясь определенными материалами или стилем. Позволяет в многообразии кукольного мира испробовать все и выбрать наиболее близкий ребенку вид творчества.  Занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Актуальность программы в том, что она дает ребенку большое количество новых тактильных ощущений при работе с тканями. Улучшает моторику и развивает воображение ребенка. В процессе обучения происходит знакомство с различными тканями, их технологическими и практическими особенностями. Изучаются и практикуются различные виды ручных швов, методы обработки, правила кроя. Дети учатся простейшему построению выкроек и воплощают собственные образы в  текстиле. В результате дети учатся создавать игровые элементы самостоятельно.

Практическая значимость обусловлена тем, что все занятия направлены на развитие у обучающихся самостоятельного творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Обучающийся должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Каждое изделие неповторимо и для каждого ребенка свой уровень сложности, не предусматривающий сравнения «у меня «лучше» или «хуже», что позволяет каждому воспитаннику выразить себя, давая возможность почувствовать себя успешным творцом, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей.

Отличительные особенности. Отличительной особенностью данной образовательной программы является её вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с современной жизнью. Все образовательные разделы предусматривают усвоение не только теоретических знаний. Практические занятия способствуют  развитию у детей творческих способностей, умение создавать авторские изделия по собственному замыслу. Общее развитие ребенка происходит в сочетании с личностно–ориентированным подходом к каждому, учитывающим особенности его возрастного, психологического, физического развития, а также степень одаренности и работоспособности. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Распределение подачи учебного материала по годам строится как по возрастному принципу, так и по степени сложности. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Результатом увлекательных занятий являются не только поделки, но и невидимые для глаз развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, логики мышления.

По цели обучения программа является прикладной. Дает навыки и умения в области изготовления кукол, пошива костюма куклы, знакомит с историей края; формирует специалиста, владеющего искусством кукольного мастерства как традиционных кукол, секреты изготовления которых передаются из поколение в поколение, так и современных авторских кукол; теоретические знания по предмету и умения применять их на практике; развивает художественную одаренность ребенка, направленную на выявление таланта.

По форме организации учебного процесса программа является комплексной, так как предусматривает изучение изготовления славянских народных и современных кукол; истории костюма и технологии его изготовления, этнографии; изучение быта крестьян, их обрядов и обычаев, фольклора, краеведения; истории России и края; прикладному народному творчеству.

Делая кукол, необходимо применять многие умения и знания. Можно на кукле научиться многому, на что не хватает времени, когда хочется попробовать все – шить саму куклу и одежду для нее через это изучить народный костюм. Это будет по-настоящему, потому что не надо придумывать новые крои, одежда была такой, какой ее носили много лет назад. Сплести для нее пояс, и это тоже целый мир и наука. Узоры, цвета, особенности женских и мужских поясов, все это возможно изучить и использовать в одежде куклы. Бисер – плетение украшения, вышивка, ткачество – все это имеет место быть и жить в наряде куклы, и можно все это освоить по-настоящему, только намного быстрее. Вышивка – невозможно создать истинную народную куклу без умения вышить ей фартучек, очелье или подол поневы. Вязание – костюм кукол предусматривает необходимость умения вязать – вяжутся лапти, шали, жилеты и многое другое.

Цель программы - развить в ребенке творческий подход к рукоделию и созданию функциональных предметов игры самостоятельно. С помощью изучения исторических примеров, копирования приемов мастеров и последующей самостоятельной работы над образами с использованием полученных знаний. 

Задачи:

Образовательные:

·        содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

·        знакомить с историей появления народной куклы;

·        формировать знания, умения, практические навыки в изготовлении кукол;

·        формировать знания, умения, практические навыки в изготовлении народного и современного костюма куклы;

·         Обучение техническим способам выполнения игрушек из текстиля.

·         Знакомство с технологией шитья, оборудованием, безопасными методами

работы с инструментом.

·         Знакомство с возможными способами декорирования готовых изделий.

Развивающие:

·        развить внимание, память, наблюдательность, аккуратность, мелкую моторику рук;

·        развить образное и вариативное мышление, любознательность, фантазию, эстетический вкус, творческое воображение воспитанников;

·        сформировать устойчивый интерес в изучении истории своей Родины, народной культуры;

·        сформировать интерес у ребенка к творчеству и поддерживать его в течение всего срока обучения;

·        развитие компетентности в сфере самостоятельной творческой деятельности, умений видеть проблему и намечать пути ее решения.

Воспитательные:

·        привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

·        воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца;

·        воспитание гармонически развитой личности через приобщение к народной культуре;

·        воспитание чувства товарищества, взаимопомощи при выполнении работы;

·        воспитание экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

 

Данная программа рассчитана на учащихся 9-15 лет, по 4 часа в неделю в первом и втором годах обучения и по 6 часов в неделю на третьем году обучения. Количество учащихся в группе от 4 до 10 человек.

 

Задачи на каждый год обучения.

Первый год обучения:

·        формирование детского коллектива, создание доброжелательной комфортной обстановки сотрудничества в объединении;

·        включение познавательного интереса к изучению создания кукол;

·        ознакомление с типами народных кукол: обереговая, обрядовая и игровая;

·        ознакомление с основными видами современных кукол;

·        освоение изготовления простых кукол под руководством педагога;

·        воспитание аккуратности, вкуса, усидчивости, эстетического восприятия народной игрушки.

Второй год обучения:

·        сплочение детского коллектива, включение в активную деятельность;

·        развитие познавательного интереса к изучению создания и истории кукол;

·        ознакомление с конструктивными основами изготовления традиционных кукол;

·        ознакомление с конструктивными основами изготовления современных кукол;

·        освоение изготовления простых кукол самостоятельно, и технически сложных – под руководством педагога;

·        воспитание культуры поведения, взаимопомощи, вкуса, эстетического восприятия народного костюма.

Третий год обучения:

·        активная деятельность учащихся, помощь в создании индивидуального маршрута в творческом раскрытии;

·        формирование общественной активности учащихся;

·        формирование знаний конструктивных основ изготовления традиционных кукол;

·        формирование знаний конструктивных основ изготовления современных кукол;

·        освоение самостоятельно изготовления кукол без помощи педагога;

·        воспитание творческой инициативы, собранности, требовательности к себе, коммуникабельности и самостоятельности.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Первого года обучения:

·        формирование детского коллектива, создание доброжелательной комфортной обстановки сотрудничества;

·        приобретут познавательный интерес к изучению создания кукол;

·        ознакомятся с типами кукол: обереговая, обрядовая и игровая;

·        освоят изготовление простых кукол под руководством педагога;

·        научатся аккуратности, усидчивости, разовьют вкус и эстетическое восприятие народной игрушки.

Второго года обучения:

·        сформируется активная деятельность учащихся;

·        разовьют познавательный интерес к изучению истории и созданию кукол;

·        ознакомятся с конструктивными основами изготовления традиционных кукол;

·        освоят изготовления простых кукол самостоятельно, и технически сложных – под руководством педагога;

·        ознакомятся с основными календарными и христианскими праздниками, костюмом крестьян, историей;

Третьего года обучения:

·        разовьют активную деятельность, общественную активность, творчески раскроются;

·        узнают конструктивные основы изготовления традиционных кукол;

·        научатся самостоятельно изготавливать кукол, без помощи педагога;

·        станут творчески инициативны, собранны, требовательны к себе, коммуникабельны и самостоятельны.

Конечные результаты обучения:

·        знания истории появления народной куклы;

·        знания, конструктивных основ изготовления традиционных и современных кукол;

·        умение самостоятельно изготовить народную и современную куклу;

·        умение самостоятельно изготовить народный и современный костюм куклы;

·        выработается интерес и любовь к истокам славянской культуры;

·        выработается эстетическое восприятие, способность эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

 

По уровню освоения материала программа является:

Первый год обучения – ознакомительный

Второй год обучения – базовый

Третий год обучения – углубленный

 

На первом году обучения дети 9-11 лет занимаются с нагрузкой 4 часа в неделю, всего за год 136 часов. Ознакомительный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающихся, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности освоении программы, мотивация на дальнейшее обучение на базовом уровне. В частности дети получают элементарные знания видов кукол и национальной культуры, а так же навыки изготовления, учатся создавать простых кукол, у них формируется познавательный интерес к предмету, формируется коллектив. Дети, уже на первом году обучения, создают элементарные изделия.

На втором году обучения дети 11-13 лет занимаются с нагрузкой 4 часа в неделю, всего за год 136 часов. Базовый уровень – основополагающий, системообразующий, предполагает освоение основных знаний и умений по профилю предмета, предполагает освоение навыков на уровне практического применения. В частности дети учатся создавать более сложные изделия, требующие определенных навыков, знаний и умений.

На третьем году обучения дети 13-15 лет занимаются с нагрузкой 6 часов в неделю, всего за год 204 часа. Углубленный уровень предполагает достижения повышенного уровня образованности, сформированность необходимых навыков для исследовательской деятельности и умений для предотворения своих авторских идей в творческий продукт. В частности дети учатся самостоятельно изготавливать и разрабатывать авторские куклы, самостоятельно подбирая выкройку, цветовую гамму изделия, разрабатывают костюм и являются в результате авторами незаурядных, сложных по замыслу и технике исполнения работ.

Продолжительность занятия (академического часа) 40 минут с перерывом в 10 минут. Текущий просмотр работ проводится по итогам каждой четверти учебного года. Экзаменационный просмотр по итогам 3 года обучения.

Сведения о затратах учебного времени

Распределение по уровням и годам обучения

Годы обучения

Ознакомительный уровень (1-й год обучения)

Всего часов

Базовый уровень (2-й год обучения)

Всего часов

Углубленный уровень (3-й год обучения)

Всего часов

Четверти

1

2

3

4

 

1

2

3

4

 

1

2

3

4

 

«Текстильная игрушка»

32

32

40

32

136

32

32

40

32

136

48

48

60

48

204

Формы контроля

просмотр

просмотр

просмотр

просмотр

 

просмотр

просмотр

просмотр

просмотр

 

просмотр

просмотр

просмотр

Итоговая работа

 

 

Организационно-педагогические условия

реализации программы

Освоение материала по программе построено по принципу от простого к сложному. Образовательный процесс по данной программе носит развивающий характер, т.е. направлен на стимулирование творческой активности ребенка, на развитие индивидуальных, природных задатков детей, реализацию их способностей и самовыражения, для этого в обучении используются личностно-ориентированные технологии обучения.

На занятиях создается комфортный, неформальный характер психологической атмосферы радости, удовольствия, соучастие детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических знаний. Ребенку дается возможность самостоятельно оценить свою работу, ее результат, видеть достоинства и недостатки. При обсуждении результатов акцентируется внимание на том, что получилось, т.е. дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым, создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход во время занятий дети перенесут в дальнейшем на все виды общественно-полезной деятельности.

Организация обучения происходит на добровольных началах – дети – родители – педагоги. Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года в форме: индивидуальных бесед, консультаций, приглашение на праздники, на тематические и отчетные выставки.

Программа предусматривает занятия, как для индивидуального, так и для группового и коллективного исполнения. Техника изготовления костюма кукол требует кропотливого, индивидуального по технике исполнения труда каждого изделия, поэтому педагог должен заниматься с каждым ребенком индивидуально. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены.

При реализации программы используются различные методы:

·        Словесные: лекции, беседы.

·        Наглядные: просмотр репродукций, слайдов, фото, образцов изделий и схем.

·        Практические: изготовление изделий и образцов.

Основными элементами проведения занятия являются:

·        формирование проблемы (педагогом)

·        поиск путей ее решения (педагог и ребенок)

·        совместная практическая деятельность: oт педагога – ребенку, от педагога и ребенка, от ребенка и ребенка

·        практическая деятельность ребенка под наблюдением (консультацией) педагога

·        самостоятельная работа учащихся

·        оценка результативности (ребенком и педагогом)

В учебно-воспитательный процесс, включены экскурсии в музеи, на выставки, встречи с народными умельцами и мастерами декоративно-прикладного творчества.

Формы аттестации. Отслеживание результатов реализации программы проходит в три этапа: текущий, промежуточный и итоговый.

Критерии оценки. По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, при этом работа выразительна, подход к работе творческий; умеет завершать свою работу самостоятельно.

• 4 (хорошо) – ставится при умение учащегося передавать личное отношение к работе, но делает незначительные ошибки.

• 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению заданий, работа содержит значительное количество ошибок.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Занятия должны проводиться в светлом, достаточно просторном помещении. У каждого ребенка должно быть свое рабочее место и набор необходимых инструментов. Необходим шкаф для хранения материалов и незаконченных изделий, оборудования и методической литературы. Стенды для размещения методических пособий, образцов кукол и мини образцов конструктивных основ куклы. Литература по куклам: освещающая основные приемы изготовления кукол; знакомящая с историей развития кукол; содержащая фотообразцы изделий.

 

 

 

Учебно-тематический план первого года обучения

 

 

 

п/п

 

 

Название тем выполняемых работ

Общее количество часов

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

1 четверть.

Раздел 1. Традиционная народная игрушка.

 

 

 

1.1

Вводное занятие. Типы народных кукол.

3

1

2

1.2

Обрядовые куклы. Куклы обереги.

9

3

6

1.3

Игровые куклы.

9

3

6

1.4

Русский народный костюм.

27

9

18

 

 

 

 

 

 

Итого:

48

16

32

 

2 четверть.

Раздел 2. Мягкая игрушка.

 

 

 

2.1

Работа с тканью. Простейшие ручные швы.

6

2

4

2.2

Игрушка из фетра.

12

4

8

2.3

Игрушка из носка.

12

4

8

2.4

Мягкая игрушка из ткани.

18

6

12

 

Итого:

48

16

32

 

 

 

 

 

 

3 четверть.

Раздел 3. Лоскутная игрушка.

 

 

 

3.1

Техники лоскутного шитья.

6

2

4

3.2

Мелкая лоскутная пластика (шитье на руках)

9

3

6

3.3

Объемные декоративные элементы. Основные технологические приемы соединения простых лоскутных элементов (шитье на швейной машинке).

15

5

10

3.4

Лоскутная игрушка.

30

10

20

 

Итого:

60

20

40

 

4 четверть.

Раздел 4. Современная текстильная игрушка.

 

 

 

4.1

Виды современных текстильных кукол.

4

2

2

4.2

«Кофейные» игрушки с росписью

15

5

10

4.3

Куклы «Тильды»

27

9

18

4.4

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого:

48

16

32

 

 

Содержание разделов и тем.

Первый год обучения.

1 четверть.

Раздел 1. Традиционная народная игрушка.

1.1. Вводное занятие. Типы народных кукол.

Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места.  История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Информация о типах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов. Ознакомление с видами образцов кукол. Тест «Виды кукол».

Материалы: образцы кукол, фотоматериалы, видеоматериалы, материалы для изготовления кукол.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков.

1.2. Обрядовые куклы. Куклы обереги

Знакомство с традиционной игрушкой начинается с самых простых изделий из обычного носового платка. Следующее изделие – это игрушка из ниток, позволяет закрепить навыки в завязывании узлов, научиться простейшим приемам плетения и оплетания. Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси, рассказ о народных праздниках. Знакомство с новыми видами кукол, их историей и предназначением. Простые куклы: «Отдарок на подарок», «Зайчик на пальчик», «Бессонница», «Кувадки», «От колик», «Пеленашки», «День и ночь», «Ангел скоропомощник», «На здоровье», «Мартинички», «Крестец», «Масленица», «Лихорадки-Лихоманки», «Птичка». Изготовление кукол под руководством педагога.

Материалы: различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, утюг, нитки, синтепон.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков.

1.3.  Игровые куклы

История зарождения тряпичной игровой куклы. Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками, наполненная эстетическими чувствами, приносит в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом - главное сохранение древних традиций создания рукотворных кукол. «Кулема», «Узелковая», «Бабочка». Подбор материала. Изготовление кукол.

Материалы: различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, утюг, нитки, синтепон.  

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков.

1.4.  Русский народный костюм

Знакомство с понятиями одежда, костюм. Одежда древних славян. Одежда для девочки и девушки: рубаха, сарафан, головной убор, обувь, украшения, пояс. Одежда для мальчика и юноши: рубаха, порты, головной убор, обувь, пояс. Ткани и материалы, цвета, крой, вышивка. Изготовление куклы «На выхвалку» - «Простоволоска». Изготовление рубахи. Изготовление сарафана. Изготовление женского головного убора. Изготовления пояса.

Материалы: различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, утюг, иглы, нитки, синтепон.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков.

 

2 четверть.

Раздел 2. Мягкая игрушка.

2.1. Работа с тканью. Простейшие ручные швы.

Основные признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей. Определение признаков и свойств тканей. Работа с образцами тканей.

Швы вперед иголка, назад иголка, петельный, стебельчатый, тамбурный. Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных, стебельчатых  стежков.  Выполнение образцов простейших швов.

Материалы: различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, утюг, иглы, нитки.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков.

2.2. Игрушка из фетра.

История возникновения игрушек из фетра. Основные свойства фетра. Стежки и строчки, применяемые при изготовлении игрушек из фетра. Показ образцов. Выбор готовых выкроек. Изготовление игрушек. Доработка, украшение готового изделия. Оценка работы.

Материалы: фотографии  работ, фетр, синтепон, ножницы, карандаш, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д. для украшения.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков.

2.3. Игрушка из носка.

История возникновения игрушек из носок. Показ образцов. Изготовление животных по готовым схемам. Paзpeзaeм пo готовой cхeмe нocoк нa нyжныe дeтaли и cшивaeм их, нe зaбывaя ocтaвлять мaлeнькиe oтвepcтия для нaбивки. Зaтeм paвнoмepнo набиваем кaждyю дeтaль cинтeпoнoм.

Материалы: мaхpoвыe, тpикoтaжныe, кaпpoнoвыe, хлoпчaтoбyмaжныe носки, нoжницы, клeй, кapтoн, иглa c бoльшим yшкoм, cинтeпoн для нaбивки дeтaлeй, пyгoвицы paзных paзмepoв и цвeтoв,швeйныe нитки и paзнoцвeтныe нитки мyлинe, cтpaзы, бycины, лeнты и бaнтики для yкpaшeния.

Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков.

2.3. Мягкая игрушка из ткани.

Познакомить с мягкой игрушкой из ткани. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам изготовления куклы  «Слоник».

Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, Ирис, шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.

Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.

 

3 четверть.

Раздел 3. Лоскутная игрушка.

3.1. Техники лоскутного шитья. Рабочее место, его организация. Инструменты, материалы, приспособления и оборудование для обучения в технике лоскутного шитья.Гармоничное сочетание тканей по фактуре, цвету. Цветовое решение изделий. Использование прокладочных материалов. Ручные и машинные швы, используемые в технике лоскутного шитья. Правила безопасности труда. Эскиз, его разновидности, назначение, способы и правила выполнения. Понятие о чертеже, схеме, их различия. Размеры, правила измерения. Шаблон. Применение шаблонов, готовых выкроек. Подготовка материалов к работе. Использование шаблонов для раскроя элементов орнамента. Подбор тканей по фактуре и цвету. Изучение свойств прокладочных материалов, применяемых в технике лоскутного шитья.

Материалы  и  оборудование: презентация, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные. Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.

3.2. Мелкая лоскутная пластика (шитье на руках). Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья (мозаика из полос). Лоскутная мозаика. Виды лоскутного шитья. Правила безопасности труда. Базовые формы, применяемые в технике лоскутного шитья. Шитьё из полос. Шитьё из квадратов. Шитьё из прямоугольных треугольников.

Материалы  и  оборудование: презентация, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные. Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.

3.3. Объемные декоративные элементы. Основные технологические приемы соединения простых лоскутных элементов (шитье на швейной машинке).

Заправка швейной машинки. Раскрой полосок, соединение деталей стачным швом. Отработка ровного шва по булавкам, регулирование величины стежка. Отработка приемов влажно-тепловой обработки. Разбор приемов соединения квадратов в полотно на примере мотива. Расчет деталей для кроя. Этапы влажно-тепловой обработки при шитье из квадратов. Индивидуальный инструктаж. Построение схемы сборки в тетради. Прошив узлов «Шахматка». Подбор ткани по принципу темная, светлая. Поэтапное соединение квадратов по схеме и выполнение приемов влажно-тепловой обработки. Подравнивание блока-образцов по контрольному шаблону. Просмотр и оценка качества выполненной работы. Соединение треугольников на примере одного из узоров (из двух цветов). Схема узора. Правила раскроя при сшивании деталей и влажно-тепловой обработке. Приемы шитья «в гирлянду». Зарисовка схемы узора. Поэтапная работа по пошиву блока-образца. Просмотр и оценка качества работы.

Материалы  и  оборудование: презентация, швейная машина, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные.

Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.

3.4. Лоскутная игрушка.

Изготовление игрушки «Зайчик», «Котик». Заправка швейной машинки. Раскрой полосок, соединение деталей стачным швом. Отработка ровного шва по булавкам, регулирование величины стежка. Отработка приемов влажно-тепловой обработки. Разбор приемов соединения квадратов в полотно на примере мотива. Расчет деталей для кроя. Этапы влажно-тепловой обработки при шитье из квадратов. Индивидуальный инструктаж. Построение схемы сборки в тетради. Поэтапная работа по пошиву блока-образца. Просмотр и оценка качества работы.

Материалы  и  оборудование: образцы, работы других учащихся, швейная машина, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные.

Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.

4 четверть.

Раздел 4. Современная текстильная игрушка.

4.1. Виды современных текстильных кукол.

Знакомство с историей и видами текстильных кукол. Показ презентации с видами народных славянских кукол, современных кукол, авторских. Цветовое решение. Правила и последовательность изготовления текстильных кукол. Основные правила соединения куклы. Знакомство с декоративными элементами. Научиться определять и называть виды текстильных кукол.

Материалы  и  оборудование: презентация, методический материал, работы учащихся, цветовой круг, образцы тканей, выкройки.

Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.

       4.2. «Кофейные» игрушки с росписью.

История создания кофейной игрушки. Простая игрушка, выполненная из одной или двух деталей. Наполнение деталей синтепоном, соединение между собой. Подготовка кофейного состава. Особенности технологии изготовления кофейных игрушек. Отделка готовых игрушек, правила нанесения красок. Выполнение эскиза мордочек. Изготовление игрушек, простые  кофейные игрушки: зайчик, мишка, котик.

Материалы  и  оборудование: образцы, работы других учащихся, швейная машина, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, кофе, корица, ванилин, клей ПВА, кисть, краски акриловые.

Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.

4.3. Куклы «Тильды»

Познакомить с современной игрушкой Тильда, развитие кругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению текстильной игрушки. Соединение деталей куклы. Эскиз будущего костюма для куклы, подбор ткани, раскрой и пошив одежды для куклы.

Материалы  и  оборудование: интернет ресурсы, работы других учащихся, швейная машина, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки швейные, ленты, тесьма и. т. д.

Самостоятельна работа: закрепление и продолжение работы по заданной теме.

4.4. Итоговое занятие

Итоговое занятие. Закрепление и обобщение знаний. Просмотр. Анализ выполненных работ за год. 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1.Войнатовская Елена,Авторская текстильная кукла: мастер-классы и выкройки от Nkale.-Питер, 2013,128с.

2.Берстенева Е.В, ДогаеваН..Кукольный сундучок.-Белый город, 2010,112с.

3.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М., 2007

4.Дильмон Тереза, Полный курс женских рукоделий.-М:Эксмо,2006,698с

5.Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – М.: Ладога 100, 2007

6.Лебедева Т.В. 55 моделей авторских кукол.- Ростов н/Д: Владис, 2014

7.Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. Пособие для руководителя кружков. - М.: Просвещение, 1983, 160с.

8.Мудрагель Лидия,  Куклы большие и маленькие. Копии старинных кукол своими руками.-Питер,2014,128с.

9. Мудрагель Лидия, Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекционирование, изготовление,Питер, 2014 г,128с.

10.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.

11.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет»,2006

12.Куклы мира, Аванта+, 2007 ,184с.

13.Финнангер Тоне, Тильда. Герои волшебных сказок,-М: Арт-родник, 2014, 160с.

14.Финнангер Тоне, Тильда. Летняя коллекция.- М:Арт-родник, 2014, 68с.

 

Для детей:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. - М: Рольф, 2001, 187с.

2.Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город

3. Войнатовская Е.Г., Чердачные куклы: мастер-классы и выкройки от Nkale,-Питер, 2014, 29с.

4. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера - М.: 1993, 196с .

5. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г

6. Зайцева О.Л.,Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика, папье-маше, создание тканых фактур и различных аксессуаров для кукол.-М:АСТ,2011,111с.

7. Татьянина Т.И. , Бисер. Наряды для куклы.- М: Астрель, 2011, 79с

8. Хеффорд Аннет, Куклы своими руками. Вязаные модели.- М: БММ, 2011, 112с.

9.Финнангер Тоне, Тильда. Герои волшебных сказок,-М: Арт-родник, 2014 г, 160с.

10.Финнангер Тоне, Тильда. Летняя коллекция.- М:Арт-родник, 2014, 68с.

Интернет ресурсы:

1.      http://www.dollplanet.ru/toys/tilda-toni-finnanger/

2.      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D1%8E%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B0

3.      http://leonardo.ru/articles/28/mishki_teddi/

4.      http://www.livemaster.ru/topic/114696-master-klass-po-sozdaniyu-klassicheskogo-mishki-teddi-chast-1-raskroj

5.      http://www.fitopark.eu/macrame/1-macrame-uroki.htm

6.      https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EA%F3%EF%E0%E6

 Средства обучения

-    материальные:    учебные    аудитории        оборудованные,    столами    и    стульями, инструментами, материалами, наглядными пособиями, мебелью

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные:  изделия народного творчества, выполненные в разных материалах;

- электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозапись.

 

Комментарии

Интересная работа!Спасибо!

21 May 2019

Похожие публикации