Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «3D» (5–11 класс)
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования Кыштовского района
Дом детского творчества
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«3D»
Возраст учащихся: 11 -18 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Черникова Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
с. Кыштовка, 2017 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «3D» разработана на основе нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Устава МКУ ДО ДДТ.
Направленность программы – социально-педагогическая
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления детей, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности учащихся выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа «3D» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт, также программой предусмотрено творческое развитие учащихся посредством инновационных форм работы – постановка композиций теневого шоу и композиций, с использованием неоновых костюмов.
Актуальность программы
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, важно «привлекать детей к участию в социально значимых, познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении».
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Комплексные занятия по программе «3D» смогут стать одной из таких форм работы. Ведь в программу входят разные по направлению деятельности формы работы – неоновое шоу, театр теней, но «ведущим» направлением деятельности является волонтерская работа.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, оказанием помощи пожилым и ветеранам и т.д. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Обучение по данной программе сможет внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе освоения программы. По принципу “равный равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Занятия по программе «3D» помогут ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим.
Уровень сложности – стартовый.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она отражает современные идеи и актуальные направления патриотического воспитания детей и молодежи. В данной программе соединены разные направления воспитательной деятельности от пропаганды здорового образа жизни, физического и творческого развития личности, трудового и экологического воспитания до формирования гражданской позиции подрастающего поколения, через включение детей в социально-значимую деятельность.
Программа «3D» сочетает в себе приоритетные направления деятельности, которые в совокупности дополняют друг друга. Именно в этом ее новизна и оригинальность по сравнению с уже существующими программами.
Данная программа включает в себя следующие аспекты деятельности:
1. Театральная студия «Шоу теней»
Играть и работать со своей тенью очень интересно и увлекательно. Дети находят для себя что-то новое, непознанное. И в обычной жизни они становятся более внимательны к окружающему миру. Театр теней даёт ребёнку возможность воплотить в жизнь все свои фантазии, нереальные герои вдруг появляются на экране и оживают.
Для работы над теневым спектаклем, где актёрами являются сами дети, на первом этапе необходимо брать самые простые сюжеты и небольшие по продолжительности. Планируется постановка музыкальных композиций духовно-нравственного направления. Таким образом, привлечение учащихся к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей и самореализации творческого потенциала личности.
Данное направление способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
2. «Волонтерское движение»
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Данное направление предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Занятия по данному направлению формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях. Также внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.
При реализации содержания направления «Волонтерское движение» учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка.
3. Постановка танцевальных композиций «Неоновое шоу».
Что такое неоновое шоу? Это воплощение космических и волшебных фантазий детей. Это море уникального неонового света и яркое артистическое представление со специальным светящимся реквизитом. Неоновое шоу – это гармония музыки и света, воплощенная в завораживающем танце.
Мы задались целью создать нечто совершенно уникальное и яркое. Наши попытки привели к тому, что в Кыштовском районе создано первое шоу современных технологий – «Неоновое шоу». Это станет настоящим техническим прорывом, благодаря которому учащиеся творческого объединения «3D» смогут создавать спектакли и перформансы в полной темноте. Благодаря современным технологиям, учащиеся смогут воплотить в реальность то, что возможно было воссоздать только на экране компьютера. Костюмы поражают гибкостью линий, которые в полной темноте из привычного неона рождают неповторимые образы.
К тому же, световое шоу не требует установки какого-либо специфического оборудования, а гибкий подход к постановке, позволяет подготовить номер для сцены любого формата и размера: от маленьких до больших. Световое шоу не требует полной темноты (достаточно легкого затемнения), поэтому в вечернее время его можно проводить даже на улице. Кроме того, шоу абсолютно безопасно, и зритель может наблюдать его, находясь в непосредственной близости от учащихся исполняющих постановку.
Неоновое шоу выглядит ярко, современно и интересно.
Адресат программы:
Участниками программы являются дети в возрасте 11-18 лет. Программа «3D» адресована всем желающим и не предполагает специального объема стартовых знаний, необходимых для освоения программы. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.
Объём и срок освоения программы:
Программа «3D» разработана на 288 часов. Срок реализации программы 2 года.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав группы – постоянный.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога:
гуманизация педагогического процесса;
индивидуализация и дифференцированный подход;
демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме; а также дать возможность каждому учащемуся раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и как часть коллектива.
Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
Условно программу можно разделить на три этапа:
1 этап — начальный. Включает в себя формирование детского творческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого учащегося, распределение социальных ролей внутри объединения.
2 этап — основной. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение учащихся в социально —значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
3 этап — заключительный. Подведение итогов проделанной работы за год. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы.
По результатам 1 года обучения в 2017-2018 учебном году, и в связи с введением в программу нового направления – «Неоновое шоу», были внесены коррективы в учебный план 1 года обучения с 2018-2019 уч.года.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин. Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий. Оптимальная наполняемость группы – 10 человек. Программа рассчитана на 2 года обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом между занятиями в 10-15 мин (академический час равняется 45 минутам).
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для формирования нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности учащихся в процессе апробации новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
Личностные:
- воспитать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к жизни;
- воспитать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость;
-формировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
- воспитать потребность в добровольческой деятельности, сформировать отношение к социальному служению как к норме жизни;
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать интеллектуальные и творческие задатки и способности у детей;
- привить интерес к истории России, воспитать чувство патриотизма и гражданственности на примере участников и ветеранов Великой Отечественной Войны, формировать коммуникативную культуру;
-формировать общественную активность, реализацию в социуме.
Метапредметные:
- сформировать первичные организаторские умения и навыки, развить лидерские качества;
- развить коммуникативные качества, умение работать в команде;
- развить уверенность в себе;
- сформировать навыки сценического мастерства;
- расширить опыт общения, развить навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
- предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
- развить рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности.
Предметные:
- обучить психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
- обучить методикам проведения некоторых досуговых форм;
- познакомить с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- обучить основам работы с различными видами информации;
- познакомить с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
- обучить методике социального проектирования;
- расширить навыки работы с информацией.
Содержание программы
Учебный план
1 года обучения
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
всего |
теории |
практики |
||||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика. |
2 |
1 |
1 |
Тест |
||
1. |
Акция «Страна детства» |
8 |
1 |
7 |
||
2. |
Акция «Дом без одиночества» к Международному Дню пожилых людей |
4 |
1 |
3 |
||
3 |
Раздел 1. Шоу теней. Театрализованная постановка «Герой нашего времени» |
24 |
1 |
23 |
Выступление |
|
3.1. |
Изготовление бутафории и реквизита. Распределение ролей. |
4 |
1 |
3 |
||
3.2 |
Работа над репертуаром |
16 |
16 |
|||
3.3 |
Сводная репетиция |
2 |
2 |
|||
3.4 |
Генеральная репетиция |
2 |
2 |
|||
4. |
Волонтерская акция «Территория возможностей» |
6 |
1 |
5 |
||
5. |
Акция «День неизвестного солдата» |
4 |
4 |
|||
6. |
Акция «День Героев Отечества» |
4 |
4 |
|||
7. |
Акция «Мы - граждане России!» |
4 |
4 |
|||
8. |
Раздел 2. Неоновое шоу. |
24 |
1 |
23 |
Выступление |
|
8.1 |
Работа над репертуаром. Распределение ролей. |
18 |
1 |
17 |
||
8.2 |
Сводная репетиция |
4 |
4 |
|||
8.3 |
Генеральная репетиция |
2 |
2 |
|||
9 |
Раздел 3. Социальный проект «Молодежь – детям». |
20 |
2 |
18 |
Проведение фестиваля |
|
9.1 |
Подготовительный этап |
4 |
2 |
2 |
||
9.2 |
Основной этап |
12 |
12 |
|||
9.3 |
Заключительный этап |
4 |
4 |
|||
10 |
Раздел 4. Неоновое шоу |
18 |
1 |
17 |
||
10.1 |
Работа над репертуаром. Распределение ролей. |
14 |
1 |
13 |
||
10.2 |
Сводная репетиция |
2 |
2 |
|||
10.3 |
Генеральная репетиция |
2 |
2 |
|||
11 |
Акция «Георгиевская ленточка» |
4 |
1 |
3 |
||
12 |
Раздел 4. Шоу теней. Театрализованная постановка ко Дню защиты детей |
16 |
1 |
15 |
Выступление |
|
12.1 |
Изготовление бутафории и реквизита. Распределение ролей. |
2 |
1 |
1 |
||
12.2 |
Работа над репертуаром |
12 |
12 |
|||
12.3 |
Сводная репетиция |
2 |
2 |
|||
12.4 |
Генеральная репетиция |
2 |
2 |
|||
13 |
Акция «Мы – за здоровый образ жизни!» |
4 |
1 |
3 |
||
Итоговое занятие «Мир меняют люди» |
2 |
2 |
Тест |
|||
Итого |
144 |
12 |
132 |
Содержание учебного плана
1 года обучения
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика.
Теория: Знакомство с программой, акциями, музыкальными композициями, проектом «Молодежь – детям», запланированными на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Распределение обязанностей между участниками группы.
Практика: Проведение стартовой диагностики - проверка знаний учащихся на начало года.
Тема 1. Акция «Страна детства».
Теория: Знакомство с идеей акции. Инструктаж ТБ при проведении акций и массовых мероприятий. Определение формата мероприятия.
Практика: Разработка и организация игровых площадок, на которых дети окунутся в мир сказок и мультфильмов, веселых игр и эстафет.
Тема 2. Акция «Дом без одиночества» к Международному дню пожилых.
Теория: Знакомство с историей и традицией праздника «Всемирного дня пожилых». Знакомство с идеей акции. Инструктаж ТБ при проведении акций.
Практика: Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей. Поздравление пожилых, престарелых, одиноких людей на дому. Оказание посильной помощи пожилым, престарелым, одиноким людям в решении бытовых вопросов по уборке и подготовке к зиме домов и квартир.
Раздел 1. Шоу теней. Театрализованная постановка
«Герой нашего времени»
Тема 3.1 Изготовление бутафории и реквизита. Распределение ролей.
Теория: Знакомство с музыкальной композицией, её сценарием. Распределение ролей между участниками группы.
Практика: Создание совместно с детьми декораций и реквизита.
Тема 3.2 Работа над репертуаром
Практика: Отработка музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита. Репетиция отдельных картин в разных составах с музыкальным оформлением. Репетиция всей музыкальной композиции целиком. Уточнение темпоритма постановки. Индивидуальная отработка навыков исполнения и постановки роли.
Тема 3.3 Сводная репетиция.
Практика: Закрепление навыков исполнения роли. Сводная репетиция с музыкальным сопровождением, уточнение темпоритма музыкальной композиции. Анализ исполнения музыкальной композиции. Отработка связок между отдельными картинами и сценами, работа с реквизитом и выносными декорациями. Внесение коррективов.
Тема 3.4 Генеральная репетиция.
Практика: Проверка готовности всего коллектива к исполнению музыкальной композиции. Определение продолжительности музыкальной композиции, проверка общей готовности актеров и наличие всех необходимых декораций, реквизитов, аксессуаров, деталей костюмов.
Тема 4. Волонтерская акция «Территория возможностей»
Теория: Знакомство с идеей акции. Инструктаж ТБ при проведении уличных акций. Распределение обязанностей.
Практика: Оформление плакатов. Социологический опрос. Изготовление буклетов. Проведение акции «Территория возможностей».
Тема 5. Акция «День неизвестного солдата»
Практика: Проведение акции «День неизвестного солдата»: посещение ветеранов, героев ВОВ, общение с пожилыми людьми, сбор их биографии, истории самых значимых военных событий и сведений о полученных наградах, оказание помощи в быту. Публикация собранной информации на фронтовых письмах-листовках.
Тема 6. Акция «День Героев Отечества»
Практика: Сбор информации о Героях – земляках. Изготовление фронтовых треугольников-листовок с небольшим очерком о Герое - земляке и его подвиге. Проведение акции «День Героев Отечества» в исторических и памятных местах села - площади, улицах, названных во славу Героев СССР и России, раздача прохожим фронтовых треугольников-листовок с небольшим очерком о Герое и его подвиге.
Тема 7. Акция «Мы - граждане России!»
Практика: Заготовка ленточек-триколор. Изготовление буклетов с информацией о основных символах Российского государства. Проведение акции «Мы - граждане России!».
Раздел 2. Неоновое шоу.
Тема 8.1 Работа над репертуаром. Распределение ролей.
Практика: Знакомство с музыкальной композицией, её сценарием. Распределение ролей между участниками группы. Отработка музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Репетиция отдельных картин в разных составах. Репетиция отдельных картин в разных составах с музыкальным оформлением. Репетиция всей музыкальной композиции целиком. Уточнение темпоритма постановки. Индивидуальная отработка навыков исполнения и постановки роли.
Тема 8.2 Сводная репетиция.
Практика: Закрепление навыков исполнения роли. Сводная репетиция с музыкальным сопровождением, уточнение темпоритма музыкальной композиции. Анализ исполнения музыкальной композиции. Отработка связок между отдельными картинами и сценами. Внесение коррективов.
Тема 8.3 Генеральная репетиция.
Практика: Проверка готовности всего коллектива к исполнению музыкальной композиции. Определение продолжительности музыкальной композиции, проверка общей готовности учащихся и исправности всех деталей костюмов.
Раздел 3. Социальный проект «Молодежь – детям».
Тема 9.1 Подготовительный этап
Теория: Знакомство с проектом. Определение цели, задач и значимости проекта, разработка идеи, выбор оптимального варианта решения проблемы, составление плана работы над проектом.
Практика: Распределение обязанностей между участниками группы. Составление алгоритма работы над проектом. Анкетирование учащихся школ района.
Тема 9.2 Основной этап
Практика: Составление карты увлечений современных детей. Разработка и подготовка мастер-классов, тренингов. Репетиции творческих номеров. Составление информационных буклетов. Подготовка творческих площадок.
Тема 9.3 Заключительный этап
Практика: Проведение творческих площадок, тренингов, мастер-классов, творческих выступлений на базах школ. Анализ и подведение итогов реализации проекта.
Раздел 4. Неоновое шоу.
Тема 10.1 Работа над репертуаром. Распределение ролей.
Практика: Знакомство с музыкальной композицией, её сценарием. Распределение ролей между участниками группы. Отработка музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Репетиция отдельных картин в разных составах. Репетиция отдельных картин в разных составах с музыкальным оформлением. Репетиция всей музыкальной композиции целиком. Уточнение темпоритма постановки. Индивидуальная отработка навыков исполнения и постановки роли.
Тема 10.2 Сводная репетиция.
Практика: Закрепление навыков исполнения роли. Сводная репетиция с музыкальным сопровождением, уточнение темпоритма музыкальной композиции. Анализ исполнения музыкальной композиции. Отработка связок между отдельными картинами и сценами. Внесение коррективов.
Тема 10.3 Генеральная репетиция.
Практика: Проверка готовности всего коллектива к исполнению музыкальной композиции. Определение продолжительности музыкальной композиции, проверка общей готовности учащихся и исправности всех деталей костюмов.
Тема 11. Акция «Георгиевская ленточка»
Теория: Беседа на тему: «Георгиевская ленточка, ее цветовая гамма, правильное использование». Знакомство с идеей акции. Инструктаж ТБ при проведении уличных акций.
Практика: Изготовление Георгиевских ленточек. Проведение Акции «Георгиевская ленточка» на улицах села, раздача прохожим Георгиевских ленточек. Рассказ прохожим о правильном использовании Георгиевских ленточек.
Раздел 4. Шоу теней.
Театрализованная постановка ко дню защиты детей
Тема 12.1 Изготовление бутафории и реквизита. Распределение ролей.
Теория: Знакомство с музыкальной композицией, её сценарием. Распределение ролей между участниками группы.
Практика: Создание совместно с детьми декораций и реквизита.
Тема 12.2 Работа над репертуаром.
Практика: Отработка музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита. Репетиция отдельных картин в разных составах с музыкальным оформлением. Репетиция всей музыкальной композиции целиком. Уточнение темпоритма постановки. Индивидуальная отработка навыков исполнения и постановки роли.
Тема 12.3 Сводная репетиция.
Практика: Закрепление навыков исполнения роли. Сводная репетиция с музыкальным сопровождением, уточнение темпоритма музыкальной композиции. Анализ исполнения музыкальной композиции. Отработка связок между отдельными картинами и сценами, работа с реквизитом и выносными декорациями. Внесение коррективов.
Тема 12.4 Генеральная репетиция.
Практика: Проверка готовности всего коллектива к исполнению музыкальной композиции. Определение продолжительности музыкальной композиции, проверка общей готовности актеров и наличие всех необходимых декораций, реквизитов, аксессуаров, деталей костюмов.
Тема 13. Акция «Мы – за здоровый образ жизни!»
Теория: Беседа на тему: «Здоровый образ жизни». Знакомство с идеей акции. Инструктаж ТБ при проведении акций.
Практика: Оформление плакатов: «Здоровье молодежи - богатство края!», «Откажись от курения - оставь свою ладонь!». Социологический опрос «Отношение учащихся к формированию здорового образа жизни». Изготовление буклетов по профилактике вредных привычек. Изготовление браслетов «Я за здоровый образ жизни». Проведение акции «Мы за здоровый образ жизни!».
Тема 14. Итоговое занятие «Мир меняют люди»
Практика: Подведение итогов за год. Анализ проведенных акций. Планирование на следующий учебный год. Итоговая диагностика. Чаепитие.
Содержание программы
Учебный план
2 года обучения
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
всего |
теории |
практики |
||||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика. |
2 |
1 |
1 |
Тест |
||
1. |
Раздел 1. Социальный проект «Добро – это просто!» |
12 |
1 |
11 |
Анализ достигнутых результатов |
|
1.1 |
Подготовительный этап |
2 |
1 |
1 |
||
1.2 |
Основной этап |
4 |
4 |
|||
1.3 |
Заключительный этап |
6 |
6 |
|||
2. |
Социальная акция «День добра и уважения» к Международному Дню пожилых людей |
6 |
1 |
5 |
||
3 |
Раздел 2. Неоновое шоу. |
24 |
24 |
Выступление |
||
3.1 |
Работа над репертуаром. Распределение ролей. |
18 |
18 |
|||
3.2 |
Сводная репетиция |
4 |
4 |
|||
3.3 |
Генеральная репетиция |
2 |
2 |
|||
4. |
Волонтерская акция «Территория возможностей» |
6 |
1 |
5 |
||
5. |
Акция «День неизвестного солдата» |
4 |
4 |
|||
6. |
Акция «День Героев Отечества» |
4 |
4 |
|||
7. |
Акция «Российская ленточка» |
4 |
4 |
|||
8. |
Раздел 3. Шоу теней. Театрализованная постановка «Герои Отечества» |
24 |
1 |
23 |
Выступление |
|
8.1 |
Изготовление бутафории и реквизита. Распределение ролей. |
4 |
1 |
3 |
||
8.2 |
Работа над репертуаром |
16 |
16 |
|||
8.3 |
Сводная репетиция |
2 |
2 |
|||
8.4 |
Генеральная репетиция |
2 |
2 |
|||
9. |
Неделя Добра |
6 |
1 |
5 |
||
10. |
Раздел 4. Неоновое шоу. |
24 |
24 |
Выступление |
||
10.1 |
Работа над репертуаром |
18 |
18 |
|||
10.2 |
Сводная репетиция |
4 |
4 |
|||
10.3 |
Генеральная репетиция |
2 |
2 |
|||
11 |
Раздел 5. Шоу теней. Театрализованная постановка «Весна» |
24 |
1 |
23 |
Выступление |
|
11.1 |
Изготовление бутафории и реквизита. Распределение ролей. |
4 |
1 |
3 |
||
11.2 |
Работа над репертуаром |
16 |
16 |
|||
11.3 |
Сводная репетиция |
2 |
2 |
|||
11.4 |
Генеральная репетиция |
2 |
2 |
|||
12 |
Акция «Георгиевская ленточка» |
2 |
2 |
|||
Итоговое занятие «Мир меняют люди» |
2 |
2 |
Тест |
|||
Итого |
144 |
7 |
137 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика.
Теория: Знакомство с программой, акциями, музыкальными композициями, запланированными на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Распределение обязанностей между участниками группы.
Практика: Проведение стартовой диагностики - проверка знаний учащихся на начало года.
Раздел 1. Социальный проект «Добро – это просто!».
Тема 1.1 Подготовительный этап
Теория: Знакомство с проектом. Определение цели, задач и значимости проекта, разработка идеи, выбор оптимального варианта решения проблемы, составление плана работы над проектом.
Практика: Распределение обязанностей между участниками группы. Составление алгоритма работы над проектом. Анкетирование учащихся школ района.
Тема 1.2 Основной этап
Практика: Разработка и подготовка акций, мероприятий, классных часов для учащихся начального звена. Репетиции творческих номеров. Составление информационных буклетов.
Тема 1.3 Заключительный этап
Практика: Проведение акций, мастер-классов, мероприятий. Анализ и подведение итогов реализации проекта.
Тема 2. Социальная акция «День добра и уважения» к Международному Дню пожилых людей
Теория: Знакомство с историей и традицией праздника «Всемирного дня пожилых». Знакомство с идеей акции. Инструктаж ТБ при проведении акций.
Практика: Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей. Поздравление пожилых, престарелых, одиноких людей на дому. Оказание посильной помощи пожилым, престарелым, одиноким людям в решении бытовых вопросов по уборке и подготовке к зиме домов и квартир.
Раздел 2. Неоновое шоу.
Тема 3.1 Работа над репертуаром. Распределение ролей.
Практика: Знакомство с музыкальной композицией, её сценарием. Распределение ролей между участниками группы. Отработка музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Репетиция отдельных картин в разных составах. Репетиция отдельных картин в разных составах с музыкальным оформлением. Репетиция всей музыкальной композиции целиком. Уточнение темпоритма постановки. Индивидуальная отработка навыков исполнения и постановки роли.
Тема 3.2 Сводная репетиция.
Практика: Закрепление навыков исполнения роли. Сводная репетиция с музыкальным сопровождением, уточнение темпоритма музыкальной композиции. Анализ исполнения музыкальной композиции. Отработка связок между отдельными картинами и сценами. Внесение коррективов.
Тема 3.3 Генеральная репетиция.
Практика: Проверка готовности всего коллектива к исполнению музыкальной композиции. Определение продолжительности музыкальной композиции, проверка общей готовности учащихся и исправности всех деталей костюмов.
Тема 4. Волонтерская акция «Территория возможностей»
Теория: Знакомство с идеей акции. Инструктаж ТБ при проведении уличных акций. Распределение обязанностей.
Практика: Оформление плакатов. Социологический опрос. Изготовление буклетов. Проведение акции «Территория возможностей».
Тема 5. Акция «День неизвестного солдата»
Практика: Проведение акции «День неизвестного солдата»: посещение ветеранов, героев ВОВ, общение с пожилыми людьми, сбор их биографии, истории самых значимых военных событий и сведений о полученных наградах, оказание помощи в быту. Публикация собранной информации на фронтовых письмах-листовках.
Тема 6. Акция «День Героев Отечества»
Практика: Сбор информации о Героях – земляках. Изготовление фронтовых треугольников-листовок с небольшим очерком о Герое - земляке и его подвиге. Проведение акции «День Героев Отечества» в исторических и памятных местах села - площади, улицах, названных во славу Героев СССР и России, раздача прохожим фронтовых треугольников-листовок с небольшим очерком о Герое и его подвиге.
Тема 7. Акция «Российская ленточка»
Практика: Заготовка ленточек-триколор. Изготовление буклетов с информацией о основных символах Российского государства. Проведение акции «Российская ленточка».
Раздел 3. Шоу теней.
Театрализованная постановка «Герои Отечества»
Тема 8.1 Изготовление бутафории и реквизита. Распределение ролей.
Теория: Знакомство с музыкальной композицией, её сценарием. Распределение ролей между участниками группы.
Практика: Создание совместно с детьми декораций и реквизита.
Тема 8.2 Работа над репертуаром
Практика: Отработка музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита. Репетиция отдельных картин в разных составах с музыкальным оформлением. Репетиция всей музыкальной композиции целиком. Уточнение темпоритма постановки. Индивидуальная отработка навыков исполнения и постановки роли.
Тема 8.3 Сводная репетиция.
Практика: Закрепление навыков исполнения роли. Сводная репетиция с музыкальным сопровождением, уточнение темпоритма музыкальной композиции. Анализ исполнения музыкальной композиции. Отработка связок между отдельными картинами и сценами, работа с реквизитом и выносными декорациями. Внесение коррективов.
Тема 8.4 Генеральная репетиция.
Практика: Проверка готовности всего коллектива к исполнению музыкальной композиции. Определение продолжительности музыкальной композиции, проверка общей готовности актеров и наличие всех необходимых декораций, реквизитов, аксессуаров, деталей костюмов.
Тема 9. Неделя Добра
Теория: Знакомство с идеей проведения мероприятий в рамках Недели добра. Инструктаж ТБ при проведении уличных акций, мероприятий.
Практика: Составление плана мероприятий в рамках Недели Добра. Сбор информации о вреде алкогольных напитков, табакокурения, наркотиков. Изготовление информационных буклетов. Подготовка и проведение мероприятий для учащихся, а также жителей села.
Раздел 4. Неоновое шоу.
Тема 10.1 Работа над репертуаром. Распределение ролей.
Практика: Знакомство с музыкальной композицией, её сценарием. Распределение ролей между участниками группы. Отработка музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Репетиция отдельных картин в разных составах. Репетиция отдельных картин в разных составах с музыкальным оформлением. Репетиция всей музыкальной композиции целиком. Уточнение темпоритма постановки. Индивидуальная отработка навыков исполнения и постановки роли.
Тема 10.2 Сводная репетиция.
Практика: Закрепление навыков исполнения роли. Сводная репетиция с музыкальным сопровождением, уточнение темпоритма музыкальной композиции. Анализ исполнения музыкальной композиции. Отработка связок между отдельными картинами и сценами. Внесение коррективов.
Тема 10.3 Генеральная репетиция.
Практика: Проверка готовности всего коллектива к исполнению музыкальной композиции. Определение продолжительности музыкальной композиции, проверка общей готовности учащихся и наличия всех необходимых деталей костюмов.
Раздел 5. Шоу теней.
Театрализованная постановка «Весна»
Тема 11.1 Изготовление бутафории и реквизита. Распределение ролей.
Теория: Знакомство с музыкальной композицией, её сценарием. Распределение ролей между участниками группы.
Практика: Создание совместно с детьми декораций и реквизита.
Тема 11.2 Работа над репертуаром.
Практика: Отработка музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита. Репетиция отдельных картин в разных составах с музыкальным оформлением. Репетиция всей музыкальной композиции целиком. Уточнение темпоритма постановки. Индивидуальная отработка навыков исполнения и постановки роли.
Тема 11.3 Сводная репетиция.
Практика: Закрепление навыков исполнения роли. Сводная репетиция с музыкальным сопровождением, уточнение темпоритма музыкальной композиции. Анализ исполнения музыкальной композиции. Отработка связок между отдельными картинами и сценами, работа с реквизитом и выносными декорациями. Внесение коррективов.
Тема 11.4 Генеральная репетиция.
Практика: Проверка готовности всего коллектива к исполнению музыкальной композиции. Определение продолжительности музыкальной композиции, проверка общей готовности актеров и наличие всех необходимых декораций, реквизитов, аксессуаров, деталей костюмов.
Тема 12. Акция «Георгиевская ленточка»
Теория: Беседа на тему «Георгиевская ленточка, ее цветовая гамма, правильное использование». Знакомство с идеей акции. Инструктаж ТБ при проведении уличных акций.
Практика: Изготовление Георгиевских ленточек. Проведение Акции «Георгиевская ленточка» на улицах села, раздача прохожим Георгиевских ленточек. Рассказ прохожим о правильном использовании Георгиевских ленточек.
Тема 13. Итоговое занятие «Мир меняют люди»
Практика: Подведение итогов за год. Анализ проведенных акций. Планирование на следующий учебный год. Итоговая диагностика. Чаепитие.
Планируемые результаты
В результате освоения программного материала 1 года обучения учащиеся объединения «3D» будут
знать:
понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
правила составления информационного буклета;
методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
как правильно организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров.
уметь:
владеть навыками планирования и самоанализа;
организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
проанализировав собственную роль, найти способы воплощения актёрского образа.
В результате освоения программного материала 2 года обучения учащиеся объединения «3D» будут
знать:
понятие, виды, алгоритм работы над социальным проектом;
как правильно организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, музыкальной композиции.
общие правила при проведении Акций;
методику организации и проведения массового мероприятия, мастер-класса, акции;
уметь:
владеть навыками планирования и самоанализа;
организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
проанализировав собственную роль, найти способы воплощения актёрского образа;
ориентироваться в пространстве при постановке теневого театра;
использовать неоновый свет, ориентироваться в пространстве при постановке музыкальных композиций в светодиодных костюмах.
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение:
Для занятий в творческом объединении «3D» необходим кабинет, который отвечает всем требованиям безопасности и санитарии, с возможностью полного затемнения при постановочных работах.
Средства обучения:
принтер;
сканер;
костюмы с неоновой лентой;
Аккумуляторные батарейки для неоновых костюмов (8 шт. на 1 костюм)
экран для постановки теневых спектаклей;
ноутбук;
видеопроектор.
Дидактический материал:
кодекс и памятка волонтера.
социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья;
презентации по теме занятия;
иллюстрации;
личная книжка волонтера;
раздаточный материал (буклеты, календари, тиражированные с
использованием собственных ресурсов);
методические карточки игр и тренинговых занятий, разработанных на протяжении деятельности;
информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов, мультимедийных презентаций.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов усвоения программы «3D» предполагает:
индивидуальное наблюдение при выполнении практических приемов учащимися;
результаты итоговой диагностики;
результаты участия в конкурсах различного уровня;
отслеживание посещаемости по журналу.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
защита творческих работ;
открытое занятие;
театрализованная постановка;
танцевальная постановка;
отзывы;
итоговый отчет.
Оценочные материалы 1 года обучения
Тест по методике М. Рокича. (Приложение 1)
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана М.И. Рожковым). (Приложение 2)
Анкета "Патриотизм". (Приложение 3)
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой). (Приложение 4)
Оценка сплоченности группы (Приложение 5)
Практикум «Шоу теней» (Приложение 6)
Оценочные материалы 2 года обучения
«Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потемкиной (Приложение 1А)
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана М.И. Рожковым). (Приложение 2А)
Опросник «Социально-психологическая готовность к волонтерской деятельности» кандидата психологических наук А. А. Шагуровой (Приложение 3А)
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой). (Приложение 4А)
Практикум «Неоновое шоу» (Приложение 5А)
Практикум «Шоу теней» (Приложение 6А)
Методические материалы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учащихся в группе.
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:
разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
связи теории с практикой (практике отводится около 90% учебного времени);
систематичности и последовательности;
доступности и посильности;
сознательности и активности;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных, практических задач;
обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности, в условиях межличностного общения;
обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
частично-поисковый или эвристический;
игровой;
исследовательский.
Методы воспитания:
формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничество, позволяющее педагогу и учащемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования;
свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление работы, степень сложности задания и т.п.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: трудовая акция, уличная акция, информационная акция, «трудовой десант», тренинг, рассказ, объяснение, беседа, диспут, встреча с интересными людьми, выставка, игра, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, рейд, спектакль, танец, пример (рассказ, показ, обсуждение).
На занятиях по программе «3D» используются следующие элементы педагогических технологий:
группового обучения,
дифференцированного обучения,
проблемного обучения,
исследовательской деятельности,
коммуникативной технологии обучения,
коллективно творческой деятельности,
игровой деятельности,
здоровьесберегающей технологии.
Список литературы:
Для педагога:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
6. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
10. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
11. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
15. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
16. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
17. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996
18. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
Для учащихся:
1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004 .
2.Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.