Дополнительная общеразвивающая программа детского общественного объединения школьного волонтерского отряда «Город доброты»

4
0
Материал опубликован 13 June 2023

Авторы – составители: Двинина А.Н., Савина И.А.








Дополнительная общеразвивающая

программа детского общественного объединения

школьного волонтерского отряда

«Город доброты»


Возраст обучающихся: 10-15 лет.

Срок реализации: 2 года.




Авторы-составители:

Двинина А.Н.

учитель начальных классов

Савина И.А.

учитель начальных классов








г. Мурманск

2021


Программа " Город доброты"

Содержание

1. Введение................................................................................................стр.2

2. Паспорт программы.............................................................................стр.4

4. Модель воспитательной программы....................................................стр.9.

5. Пояснительная записка ........................................................................стр.10

5.1. Основная идея.................................................................................стр.10

5.2. Цель программы, задачи................................................................стр.12

5.3. Способы достижения цели.............................................................стр.14

5.4. Направления программы................................................................стр.14

5.5. Подходы к воспитанию...................................................................стр.14

5.6. Принципы построения программы................................................стр.14

5.7. План поэтапной реализации программы.......................................стр.15

5.8. Планируемые результаты программы...........................................стр.16

5.9. Формы для организации деятельности..........................................стр.17

6.Содержание программы (ценности, задачи, прогнозируемый результат,

виды, формы деятельности, примерный перечень мероприятий.................стр. 18

7. Направления работы с родителями..............................................................стр.34

7.1. Планирование работы с родителями...............................................стр.37

8. Ресурсное обеспечение..................................................................................стр.40












«Доброта есть вечная высшая цель нашей жизни»

Л.Н. Толстой

1. Введение.

Люди, как и весь мир, бывают очень разными. Некоторые ходят медленно и вразвалку. Кто - то бегает вприпрыжку и ходит по бордюрам, блестя восторженными глазами. Кто - то рыжий, как огонек свечи, а кто - то – классический заяц - русак летом, кто - то строит песочные замки, а кто - то возводит небоскрёбы. Все мы разные, но всех нас объединяет одно - мы строим Город доброты. Город, в котором каждый сквер и улица помогают стать лучше и наполниться ярким светом радуги.

И, если подумать, какие же цветы спрятаны в наших детях, то мы бы, наверное, подумали, что где - то внутри у них спрятаны колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.

Как сделать пребывание детей в школе насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребёнку возможности скучать? Если дети будут вкладывать в подготовку мероприятий частичку своей души, своей фантазии, своего труда, тогда каждый день будет праздником, мечтой. Они всё могут! Ведь ребёнок не знает, что он чего-то не умеет, пока ему об этом не скажут.

Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в детском коллективе, в неформальном подростковом объединении. Приобретение социального опыта зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах, в которые он входит. Именно поэтому появление новых форм вовлечения учеников в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует программа дополнительного образования детей волонтѐрского движения.

Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Волонтерство — это место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Волонтерское движение в образовательных учреждениях имеет огромное нравственно - воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Программа «Город доброты» – комплексная программа развития детского волонтерского движения, основная идея которой – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне.




"ГОРОД ДОБРОТЫ" это:



Д - дружба, добро, добровольность;

О - отзывчивость, открытость;

Б - благородство, благодарность, бережное отношение к себе и к окружающим;

Р - радость, работа;

О - оберегать, осуществлять;

Т - толерантность, терпение, трудолюбие;

А - адекватность, аккуратность.












"ГОРОД ДОБРОТЫ"


2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Разделы программы

Краткое содержание

Дополнительная

общеразвивающая

программа

детского общественного

объединения

школьного

волонтерского отряда

«Город доброты»


Программа дополнительного образования детского общественного объединения волонтерского отряда «Город доброты» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);

Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

Закон РФ от 19.05.1995 № 82 - ФЗ (ред. от 20.21. 2017) «Об общественных объединениях» (ст.5)

Детское общественное объединение волонтерский отряда «Город доброты» - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых 04.02.2021г. (Приказ №13/2-ОД от 04.02.2021г.), объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Разработчики программы

Учителя начальных классов:

Двинина Анжелла Николаевна,

Савина Ирина Анатольевна.

Новизна программы

Развитие школьного добровольчества является неотъемлемой частью системы развития добровольчества в России, особенно в сфере воспитания детей и молодежи. Совершенствование системы школьного добровольчества позволит активизировать участие граждан в жизни общества, сформировать у молодежи бережное отношение к окружающей среде, повысить уровень сплоченности населения при решении социальных проблем, которые невозможно решить с помощью иных инструментов. Волонтерская деятельность в школе является важным ресурсом для реализации программы воспитания и социализации обучающихся, который поможет педагогам использовать новые форматы реализации детской инициативы, а также следовать общероссийским образовательным трендам. Вовлечение в волонтерство детей школьного возраста будет способствовать формированию у них ценностей социального служения, воспитанию социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей Российской Федерации. Распространение добровольческих практик в школе даст возможность сформировать позитивное отношение к волонтерству с юных лет, а также расширить лидерский кадровый ресурс для взрослого волонтерства. Волонтерская деятельность для школьника любого возраста — это своеобразное приключение в мир взрослых, взрослых профессий и дел, возможность самореализации в помощи другим, общение и социализация.

Педагогическая целесообразность программы


Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование активной гражданской позиции у обучающихся через создание позитивных установок на добровольческую деятельность.

Задачи программы:

обучающие:

- обучить подростков знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности;

-познакомить с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;

- обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов);

развивающие:

- развить у обучающихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;

- развить коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности;

- развить творческие способности, потребность в саморазвитии;

воспитывающие:

- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

- организация общественно полезных дел (волонтерских акций), дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;

- организацию деятельности, создающей условие для развития у детей  таких качеств, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться;

- поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения на сайте школы).

Прогнозируемые результаты

Личностные:

развитие нестандартного мышления, любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных акций волонтерского движения;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения помогать тем, кто в этом нуждается;

воспитание чувства доброты и желания помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации;

развитие самостоятельности суждений, независимости мышления.

Метапредметные:

анализировать предложенные возможные варианты верного решения конкретной задачи;

пропагандировать здоровый образ жизни.

Образовательные:

сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения проектного задания;

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения проектной задачи; использовать его в ходе самостоятельной работы;

включаться в групповую командную работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации программы: 2020 – 2022 уч.г. (2 года)


Исполнители основных мероприятий программы

Учащиеся 4 - 9 классов, классные руководители, родители обучающихся.

Педагогические методы, формы и технологии


Методы обучения и воспитания. 

В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса. 

При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения.

Формы организации учебного занятия. 

Возрастные особенности учащихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из детской литературы, детских мультфильмов. Для этого на занятиях используются различные видеоматериалы. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера. Предусмотрены: беседы, тренинги, игры, игры-путешествия, практикумы, викторины, презентации.

Педагогические технологии. 

В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии:

-игровое обучение,

-технология развития лидерских и диалогических способностей,

-технология развития межличностного общения в коллективе,

-интеграция в процессе создания коллективного творческого продукта,

-технология проектного обучения,

-здоровьесберегающая технология.


Условия реализации программы


Уровень сложности программы – базовый.

Контингент, для которых реализуется данная программа

возраст 10 -15 лет, в количестве не более 15 человек.

Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (136 часов). Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (СаНПиН 2.4.4. 3172 – 14).

Срок реализации программы – 2 года.

Материально-технические условия:

- используемое оборудование: индивидуальный компьютер, интерактивная доска, проектор.

Кадровые условия реализации программы: программа реализуется учителем высшей квалификационной категории, педагог прошел обучение по курсу «Современные технологии сопровождения деятельности детских общественных и волонтерских объединений» (36 часов), 2021год, ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования»; учителем первой квалификационной категории.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса. Основным принципом, на котором основывается программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития, принцип взаимосвязи знанием законов РФ и развитием направления добровольчества, что способствует развитию гражданской и творческой активности учащихся. Программные материалы нацелены на развитие ребенка и добровольчества.

Форма проведения занятий: коллективная (для изучения теоретического материала), групповая (при проведении практических занятий), индивидуальная.

При планировании и организации учебного процесса предусматриваются проведение теоретических и практических занятий с учащимися, организация самостоятельной работы учащихся.

Формы и содержание оценочных материалов


Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре, итоговая аттестация – по окончанию реализации программы, в мае.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, фото, материалы в СМИ, методические разработки.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: результаты промежуточной и итоговой (диагностические карты - Приложения №2, №3), проекты (протокол оценки проекта - Приложение №4), опросные и оценочные листы, дидактический материал (Приложение №5), итоговое открытое занятие, видео отчет, аналитические материалы по итогам проведения диагностики.

Оценочные и

методические материалы


Предполагаемые результаты и способы их проверки. Диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные листы, диагностические карты.

Формы и методы контроля: индивидуальный контроль, групповой контроль, визуальный контроль; игровые задания, самостоятельная творческая работа, просмотр выступлений, презентации, коллективная творческая работа.

Этапы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.



3. Этапы педагогического контроля

Этап

Дата контроля

Цель контроля

Формы контроля

Методы контроля

Уровни оценочных критериев

Текущий контроль

В течение учебного года

Выявление уровня освоения темы, раздела

Индивидуальные работы учащихся 

Тестированиедиагностическая карта

Высокий

Средний

Низкий

Промежуточный контроль

В конце учебного года

Выявление уровня освоения части программы

Индивидуальные работы учащихся 

Диагностические карты, тесты

Высокий

Средний

Низкий

Итоговый контроль

По окончании реализации программы

Выявление уровня освоения программы

Индивидуальные работы учащихся 

Тест, творческое задание

Высокий

Средний

Низкий




4.Пояснительная записка

4.1. Основание создания программы

Программа дополнительного образования детского общественного объединения волонтерского отряда «Город доброты» имеет социально-педагогическую направленность, знакомит детей с добровольческим движением, направлена на включение подростков в социально-значимую деятельность.


Программа дополнительного образования детского общественного объединения

волонтерского отряда «Город доброты» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);

Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Закон РФ от 19.05.1995 № 82 - ФЗ (ред. от 20.21. 2017) «Об общественных объединениях» (ст.5)

Детское общественное объединение волонтерский отряда «Город доброты» - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых 04.02.2021г. (Приказ №13/2-ОД от 04.02.2021г.), объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

4.2. Вид программы: общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа.




4.3. Актуальность программы

Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданской ответственности. Дети и молодежь являются той аудиторией, которая больше всего нуждается в современных, интерактивных технологиях, формирующих активную гражданскую позицию. Эффективными формами развития общественных инициатив и гражданственности, укрепления личности человека в российском обществе выступают добровольчество и реализация волонтерских проектов. Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в том числе гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что волонтерство является одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения. Добровольчество сегодня — это институт развития общественной и гражданской активности населения, технология повышения социальной ответственности граждан, развития личности, метод оказания адресной помощи различным социальным группам. Сегодня развитие добровольчества среди детей приобрело системный характер. Это связано как с растущим желанием детей участвовать в волонтерских мероприятиях, так и с реализацией последовательной государственной политики. С появлением «Российского движения школьников» в школах внедряются федеральные программы, реализуются совместные проекты с крупнейшими общественными, волонтерскими организациями в рамках направления «Гражданская активность».

Укрепление культуры волонтерства, как естественной части жизни россиян, требует создания условий, при которых реализация внутренней потребности человека участвовать в социальной активности возможна в любом возрасте, профессии или месте проживания. Особенно важно формировать данную культуру с детства, с первых лет взросления человека. Таким образом, наличие в школе волонтерского отряда и действующих мер поддержки активности детей – принципиальная задача сферы образования. Для общеобразовательных организаций применение

добровольческих практик дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей добровольчества в воспитательной работе, возможности использования синергетического эффективности от активности обучающихся. Вместе все это помогает «делать прививку от равнодушия» молодежи, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, формируя у граждан культуру социальной активности с юности.



4.4. Новизна программы

Развитие школьного добровольчества является неотъемлемой частью системы развития добровольчества в России, особенно в сфере воспитания детей и молодежи. Совершенствование системы школьного добровольчества позволит активизировать участие граждан в жизни общества, сформировать у молодежи бережное отношение к окружающей среде, повысить уровень сплоченности населения при решении социальных проблем, которые невозможно решить с помощью иных инструментов. Волонтерская деятельность в школе является важным ресурсом для реализации программы воспитания и социализации обучающихся, который поможет педагогам использовать новые форматы реализации детской инициативы, а также следовать общероссийским образовательным трендам. Вовлечение в волонтерство детей школьного возраста будет способствовать формированию у них ценностей социального служения, воспитанию социально ответственной личности на основе духов но-нравственных ценностей Российской Федерации. Распространение добровольческих практик в школе даст возможность сформировать позитивное отношение к волонтерству с юных лет, а также расширить лидерский кадровый ресурс для взрослого волонтерства. Волонтерская деятельность для школьника любого возраста — это своеобразное приключение в мир взрослых, взрослых профессий и дел, возможность самореализации в помощи другим, общение и социализация.



4.5. Педагогическая целесообразность программы

Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.


4.6. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование активной гражданской позиции у обучающихся через создание позитивных установок на добровольческую деятельность.

Задачи программы:

обучающие:

- обучить подростков знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности;

-познакомить с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;

- обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов);

развивающие:

- развить у обучающихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;

- развить коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности;

- развить творческие способности, потребность в саморазвитии;

воспитывающие:

- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

- организация общественно полезных дел (волонтерских акций), дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;

- организацию деятельности, создающей условие для развития у детей  таких качеств, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться;

- поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения на сайте школы).

4.7. Прогнозируемые результаты:

личностные:

развитие нестандартного мышления, любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных акций волонтерского движения;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения помогать тем, кто в этом нуждается;

воспитание чувства доброты и желания помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации;

развитие самостоятельности суждений, независимости мышления.

метапредметные:

анализировать предложенные возможные варианты верного решения конкретной задачи;

пропагандировать здоровый образ жизни.

образовательные:

сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения проектного задания;

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения проектной задачи; использовать его в ходе самостоятельной работы;

включаться в групповую командную работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:

развитие коммуникативных способностей;

опыт ответственного взаимодействия;

лидерские навыки;

исполнительская дисциплина;

защита и отстаивание прав и интересов;

делегирование полномочий;

инициативность.

4.8. Педагогические методы, формы и технологии

4.8.1. Методы обучения и воспитания. 

В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

4.8.2. Формы организации образовательного процесса. 

При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения.

4.8.3. Формы организации учебного занятия. 

Возрастные особенности учащихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из детской литературы, детских мультфильмов. Для этого на занятиях используются различные видеоматериалы. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера. Предусмотрены: беседы, тренинги, игры, игры-путешествия, практикумы, викторины, презентации.

4.8.4. Педагогические технологии. 

В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии:

-игровое обучение,

-технология развития лидерских и диалогических способностей,

-технология развития межличностного общения в коллективе,

-интеграция в процессе создания коллективного творческого продукта,

-технология проектного обучения,

-здоровьесберегающая технология.


4.9. Мониторинг и анализ результатов

Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:

анкетирование всех участников программы;

выпуск отчетных буклетов;

выпуск рубрики в газете «Школьная радуга»;

анализ результатов проведенных мероприятий;

мониторинг достижений волонтѐров.

4.10. Принципиальные основы деятельности взрослого:

Обеспечение безопасности ребенка;

Достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;

Организация совместной деятельности «Взрослый – ребенок»;

Продуманная логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;

Максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.


4.11. Принципиальные основы деятельности ребенка:

Добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;

Реализация личных способностей ребенка;

Значимость деятельности ребенка;

Положительный результат участия в Программе.



4.12. Направления волонтерской деятельности

«Город доброты» строится по следующим направлениям:

1. Социальное - воспитание гражданственности, патриотизма (строительство Аллеи Памяти)

2. Духовно-нравственное - воспитание нравственных чувств и этического сознания (улица Милосердия, фонтан Дружбы)

3. Спортивно-оздоровительное - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (площадка Здоровья)

4.Экологическое -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (Чистый город: акции по сбору батареек, крышек «ДоброТы», высадке деревьев, уборке территории, сбор макулатуры)

5.Общекультурное - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (просветительская деятельность)

Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов волонтерской деятельности.


4.13. Основными формами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

Социальное патронирование пожилых людей, инвалидов.

Спортивная и туристическая подготовка.

Интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий).

Досуговая деятельность (организация свободного времени молодежи).

Оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым людям.

Экологическая защита.

Встречи с интересными людьми.

Групповые занятия волонтеров.

Анкетирование.

Изготовление плакатов, видео.

Выпуск буклетов.

Выпуск статей в газету.

Оформление информационного стенда.

Акции волонтеров.

Листовки.

Игровые программы.

Тренинги.

Разработка проектов.

Выступления.

Проекты.

Мастер-классы.

Дискуссии.

Диспуты.


4.14. Основные принципы волонтерской деятельности:

Солидарность с принципами и целями волонтерской деятельности.

Добровольность — каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению.

Безвозмездность и сознательность — труд волонтера не оплачивается.

Добросовестность — волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца.

Социальная значимость — востребованность и соответствие актуальным потребностям общества.

Личностная значимость — добровольческая деятельность должна носить значимый характер для личностного развития волонтера, способствовать удовлетворению личностно значимых, социально позитивных потребностей и должна учитывать индивидуальные особенности волонтеров.


5. Методическое обеспечение программы


Программа разработана с учѐтом трѐх основных компонентов деятельности современного педагога:

гуманизация педагогического процесса

индивидуализация и дифференцированный подход

демократизация

Эти компоненты дают возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокулярной ситуации, сложившейся в детском коллективе, а также дает возможность каждому подростку — члену волонтѐрского объединения раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива.

Главным для руководителя является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.


6. Этапы реализации программы

Срок реализации программа — 2 года.

Условно еѐ можно разделить на три этапа:

1 этап — начальный

Включает в себя формирование добровольческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, проведение тренинговых занятий, расстановку приоритетов деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности во взаимодействии со структурой детского школьного самоуправления.

2 этап — основной

Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение воспитанников в социально — значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.

3 этап — заключительный

Подведение итогов проделанной работы за год. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности волонтерского отряда.


7. Содержание программы


Раздел 1. «Волонтерство – что это такое? Личность волонтера»

Цель раздела – на первом теоретическом занятии дать слушателям представление о волонтерской деятельности, как об одном из видов социального служения. Для того, чтобы понять сущность добровольческого движения, необходимо получить вводное представление об истоках возникновения волонтерства в нашей стране и в других странах мира. Важным моментом для понимания специфики такого вида деятельности, как волонтерство, является знакомство с основными принципами, лежащими в основе его создания и функционирования. Сформировать у обучающихся представления о мотивах, лежащих в основе занятия волонтерской деятельностью у молодежи. На практическом занятии у слушателей курса в процессе изучения данной темы должно сложиться представление о том, как волонтерская работа способствует формированию полезных социальных, практических и профессиональных навыков. Лидерам молодежных организаций очень важно представлять, как участие молодежи в волонтерских проектах способствует развитию ее лидерского потенциала. 


Основные понятия:

Волонтер, доброволец, добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность. Мотивы волонтерской деятельности, самореализация личностного потенциала, личные качества волонтера, социальная значимость, социальные и практические навыки, лидерский потенциал молодежи, самовыражение и самоопределение, личностные и профессиональные компетенции волонтера. Личные качества волонтера. Компетенции, формирующиеся в процессе участия в добровольческой деятельности.

Волонтерство, как средство развития лидерского потенциала молодежи.

Ключевые вопросы:

Что такое волонтерство?

Какова его роль в решении общественных проблем в современном обществе?

Как зарождалось волонтерское движение?

Какие организации в России можно считать его предшественниками?

Как определяет волонтерство? 
Каково значение участия молодежи в волонтерском движении?
Какие принципы лежат в основе волонтерской деятельности?

Как они реализуются на практике?

Какие мотивы участия в волонтерской деятельности наиболее сильные?
Какие социальные навыки развиваются при активном участии в волонтерской деятельности?

Какие практические навыки приобретают участники социальных мероприятий?

Какие качества личности присущи волонтеру?


Раздел 2. «Волонтерство в мировом масштабе и на уровне города»

Цель раздела – на первом теоретическом занятии дать слушателям представление о волонтерской деятельности в России и других странах, а также анализ системы волонтерской деятельности в Мурманской области. Важным моментом для понимания специфики такого вида деятельности, как волонтерство, является освоение основных принципов, лежащих в основе его создания и функционирования. На практическом занятии у слушателей курса в процессе изучения данной темы должно сложиться представление о том, как волонтерская работа способствует формированию полезных социальных, практических и профессиональных навыков. Лидерам молодежных организаций очень важно представлять, как участие молодежи в волонтерских проектах способствует развитию ее лидерского потенциала. 

Основные понятия:

Волонтер, доброволец, добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность. Мотивы волонтерской деятельности, самореализация личностного потенциала, личные качества волонтера, социальная значимость, социальные и практические навыки, лидерский потенциал молодежи, самовыражение и самоопределение, личностные и профессиональные компетенции волонтера. Добровольческое движение и этапы его развития.

Ключевые вопросы:

Какие волонтерские движения существуют в современном обществе?

Как зарождалось волонтерское движение в России и в других странах?

Какие организации в России можно считать волонтерскими движениями?

Какие волонтерские организации существуют в Мурманске?


Раздел 3. «Направления волонтерской деятельности в России»

Цель раздела - расширить представление слушателей о направлениях волонтерской деятельности, которые реализуются в нашей стране, ознакомление обучающихся с наиболее актуальными для молодежи формами и направлениями волонтерской деятельности: гуманитарное направление, историко-просветительское направление, экологическое направление и др. (на теоретическом занятии по данной теме используются наглядности, видеоматериалы и брошюры, по волонтерской деятельности, выпущенные в иных регионах России). Чтобы проверить правильность восприятия и интерпретации содержания теоретического материала, проводятся практическое занятие в форме благотворительной акции, мастер-класса, интерактивной выставки с участием в городских и общешкольных мероприятиях.

Основные понятия:

Социально незащищенные группы населения, профилактика асоциальных явлений, пропаганда здорового образа жизни, взаимодействие с медицинским персоналом, толерантность общества, сохранение природного и культурного богатства, экологические проекты, волонтеры в сфере искусства, краеведческая деятельность, интернет-добровольчество.

Ключевые вопросы:

Какие существуют направления деятельности волонтерских организаций?
В чем проявляется специфика каждого из рассмотренных направлений деятельности волонтерских организаций?
Почему персонал домов-интернатов для престарелых нуждается в помощи волонтеров?
Как отражается участие детей-сирот в добровольческой деятельности на их социализации?
Какие виды работ волонтеры выполняют в рамках выбранного направления деятельности?

Раздел 4. «Структура волонтерского отряда и мотивация волонтерской деятельности»

Цель раздела - расширить представление слушателей об организации волонтерской деятельности, ее структуре и распределении функциональных обязанностей в отряде, глубже понять миссию волонтерской деятельности и позицию себя как лидера. Для вовлечения новых волонтеров и поддержания стимула работы волонтеров первого года обучения изучаются и внедряются на практике различные методы поощрения (благодарственные письма, ведение волонтерских книжек, устная благодарность на общешкольных мероприятиях, вовлечение в участие краевых, межрегиональных и всероссийских слетах волонтеров, организация выездных дней здоровья с частичной или полной компенсацией затрат).

Основные понятия:

Структура волонтерского отряда, мотивация волонтерской деятельности, делегирование полномочий, функциональные обязанности, личностная мотивация, права и обязанности.

Ключевые вопросы:

Какие существуют структуры волонтерских организаций?
Как делегируются полномочия в волонтерском отряде?
Какие методы мотивации волонтерской деятельности знаете?
Как вовлечь и ввести в курс дела нового волонтера?


Раздел 5. «Технологии организации волонтерской деятельности»

Цель изучаемой темы – освоение технологий организации волонтерских мероприятий от этапа инициирования, до этапа подведения итогов и анализа результатов. В начале работы над темой разбираются этапы подготовки и реализации мероприятия, затем идет ознакомление обучающихся с конкретными технологиями (агитация и привлечение участников, проведение мониторинга, проведение собеседования и др.). Организаторы волонтерской деятельности (уровень знаний, умений и навыков). Группы потенциальных добровольцев (практическое занятие с использованием технологии привлечения волонтеров). Проведение собеседования с потенциальными участниками мероприятия, разобрать: алгоритм, проблемные ситуации, разрешение проблемных ситуаций. Разработать механизм видов и способов поощрения волонтеров.


Основные понятия:

Внутренний мониторинг, технологии привлечения волонтеров, стратегии набора волонтеров, стихийный набор, целенаправленный набор, алгоритм собеседования, проблемные ситуации на собеседовании, формы поддержки волонтеров.

Ключевые вопросы:

Кем может быть организована волонтерская деятельность?
Какие группы людей являются потенциальными участниками волонтерского движения?
От чего зависит стратегия набора волонтеров?
Какие существуют методы привлечения добровольцев в проект?
Что является целью проведения собеседования?
Какие этапы включает в себя алгоритм проведения собеседования?
Каковы возможные пути поощрения волонтера?

Раздел 6. «Игровые технологии в работе волонтера»

Цель раздела – выяснить роль игры в работе волонтера, научиться использовать игровые технологии в общении.

Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение. Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры - кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников

Основные понятия:

Игра – адаптация. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Познавательная игра. Хорошие и плохие вопросы. Коллективное творческое дело.

Ключевые вопросы:

Какая роль игры в волонтерском движении?

Какие виды игр можно применить в волонтерской деятельности?

Какие принципы отбора игроков существуют?

Что такое хорошие и плохие вопросы?

Что такое коллективное творческое дело?

Какие условия необходимы для проведения коллективных творческих дел?




Учебный план


Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1

Раздел 1. «Волонтерство – что это такое? Личность волонтера»


8

3

5

Тестирование, диагностика, анкетирование


Раздел 2. «Волонтерство в мировом масштабе и на уровне города»


15

4

11

Тестирование,

мониторинг.


Раздел 3. «Направления волонтерской деятельности в России»


49

13

36

Диагностика.

Хорошие и плохие вопросы.

2

Раздел 4. «Структура волонтерского отряда и мотивация волонтерской деятельности»


12

6

6

Анкетирование,

тестирование.


Раздел 5. «Технологии организации волонтерской деятельности»


36

12

24

Мониторинг

собеседование,

тестирование.


Раздел 6. «Игровые технологии в работе волонтера»


16

5

11

Мониторинг,

диагностика.


Итого

136

43

93





Учебно-тематический план к программе волонтерского движения

«Город доброты»

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

1 год

2 год

1 год

2 год

Вводное занятие. Техника безопасности.

Санитарно - гигиенические требования. Возникновение и развитие волонтерского движения.

2

1


1


Конференция «Волонтерство в мировом масштабе и на уровне города».

2

1


1


Тренинг «Знакомство. Узнаем друг друга». Анкетирование. Выборы актива отряда.

2

1

1



Выборы названия, девиза, эмблемы, клятвы волонтерского отряда.

2

2




Изучение нормативно — правовых документов.

2

1


1


Занятие «Учимся сотрудничать».

2

1


1


Знакомство с планом работы добровольческого отряда.

1

1




Статья в газету «Школьная радуга».

1



1


Просветительская деятельность волонтеров. «Информирование учащихся школы о бесконтрольном пребывании детей и подростков в темное время суток».

2


1


1

Акция «Крышечки ДоброТы» совместно с Центром экологических инициатив "Чистая Арктика" г. Мурманск.

2


1


1

Акция «Собери батарейку».

2


1


1

Просветительская деятельность в школе

«Безопасность превыше всего» 1-4 класс.

2

1


1


Акция «Бумажный бум»

совместно с Центром экологических инициатив "Чистая Арктика" г. Мурманск.

2


1


1

Мастер-класс «Крафтовая открытка». Мастер-класс реализуется в рамках проекта «Вторая жизнь вещей».

4

1

1

1

1

Региональный праздник

«Волонтеры-дошколята Заполярья».

2

1

1



Акция «Помоги братьям меньшим».

Участие в тематическом конкурсе «Синичкин день», изготовление экокормушки, проводимый волонтерским клубом Союза юных мурманчан. Презентация о зимующих птицах.

2


1


1

Практическая деятельность, изготовление кормушек.

2


1


1

Размещение кормушек (крепление в парке)

2


1


1

Тренинг «Мир вокруг нас»

2

1


1


Акция «Территория ДОБРА»

«Просто старушка» Рассказ В. Осеевой занятие о толерантном отношении друг к другу, о готовности помогать другим, уметь принимать помощь от других.

1

1




Квест «Добрые люди». Проведение квеста совместно волонтерами общественного молодежного движения "Новые люди"

4



2

2

Просмотр короткометражного фильма «Послезавтра». Обсуждение экологических проблем «Как мы можем помочь планете».

2



2


Участие во всероссийской акции «#БумБатл». (Акцию проводит АНО «Национальные приоритеты» в рамках реализации нацпроекта «Экология» при поддержке Минприроды России, Минпросвещения России и Минобрнауки России).

4


2


2

Оформление стендов в школе «Герои Отечества».

2


1


1

Акция Всемирный день борьбы со СПИДом «По дорогам жизни».

3

1


1

1

Акция «Доброе сердце» (помощь бездомным животным). Составление плана добрых дел.

2


1


1

Сбор средств, продуктов питания для оказания помощи брошенным животным.

2


1


1

Разработка агитационных флаеров, буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом образе жизни.

2


1


1

Акция «На пороге НОВЫЙ ГОД!»

Составление плана добрых дел.

2


1


1

Творческая мастерская (изготовление подарков).

2


1


1

Поздравление и вручение подарков людям с ограниченными физическими и умственными возможностями.

1


1



Мониторинг «Качества личности».

2

1


1


Областной конкурс молодежного творчества «Круче всех». ДК им. Кирова.

3




3

Круглый стол «Методы мотивации в волонтерской деятельности».

2

1


1


Квест «Юный пешеход». (1-4 классы)

2


1


1

Социальный проект «Доброе сердце». Сбор игрушек и гигиенических принадлежностей для Дома малютки.

2


1


1

Акция «Крышечки ДоброТы» совместно с Центром экологических инициатив "Чистая Арктика" г. Мурманск.


2


1



1

Тестирование «Уровень сотрудничества».

1

1




Акция «Доброе сердце» (помощь бездомным животным). Составление плана добрых дел.

2


1


1

Сбор средств, продуктов питания для оказания помощи брошенным животным.

2


1


1

Акция «Как живѐшь книга?» Составление плана добрых дел.

2


1


1

Объявление конкурса на самого аккуратного пользователя школьных учебников. С присвоением поощрительных призов.

2


1


1

Проверка, оценка внешнего вида учебников. Оказание помощи в ремонте учебников.

2


1


1

Торжественное награждение с присвоением звания «Самый аккуратный пользователь учебников».

2


1


1

Оказание помощи в ремонте книг в библиотеке детского дома.

2


1


1

Тренинг «Эффективное общение волонтерских отрядов».

1

1




Мастер – класс «Здоровым быть модно!»

(создание стенгазеты «Здоровый образ жизни»)

2


1


1

Взаимодействие с городской организацией волонтеров.

2


1


1

Акция «Ветеран живет рядом».

2





Акция «8 МАРТА - самый светлый праздник». Составление плана добрых дел.

2


1


1

Творческая мастерская (изготовление подарков).

2


1


1

Поздравление ветеранов с праздником 8 Марта.

(Создание видео- буклета)

2


1


1

Акция «Осторожно -ДОРОГА!» Составление плана добрых дел.

2

1


1


Разработка сценария. Распределение ролей.

2

1


1


Репетиция театрального представления. Изготовление реквизита.

2


1


1

Выступление, организация игр и конкурсов для детей.

2


1


1

Акция «Помоги птицам». Международный день птиц. Изготовление и вывешивание скворечника.

2


1


1

Взаимодействие с городской организацией волонтеров.

2


1


1

Акция «Георгиевская ленточка». Составление плана добрых дел.

2

1


1


Поздравление ветеранов ВОВ. Вручение памятных подарков.

2


1


1

Акция «Письмо солдату». Составление плана добрых дел.

2


1


1

Мастер – класс «Треугольное письмо».

2


1


1

Проведение общешкольного конкурса «Письмо солдату».

2

1


1


Акция «Чистый двор». Субботник.

2


1


1

Всероссийская акция «Сад памяти»

2


1


1

Акция «31 Мая – Всемирный день без табака».

2

1


1


Акция по сбору пластика при поддержке ЭкоСистемаСервис.

2


1


1

Конкурс рисунков «Мир детства» в День защиты детей.

2





Акция «Зеленый рекорд». Высадка деревьев в парках города.

2


1


1


Итого

136

23

45

20

48


Мониторинговая карта программы


Программа "Город Доброты" реализуется в процессе апробации и первого этапа внедрения образовательных стандартов.


Исследования

Инструментарий

- уровень сформированности духовно- нравственной культуры учащихся;

- готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

- активное использование воспитательного потенциала регионально - культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

- приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей малой родине;

- толерантное отношение друг к другу, милосердия, готовности оказать помощь, путём активного вовлечения школьников в ученическое самоуправление;

- развитие нравственно- духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

- приобщение детей к здоровому образу жизни;

- проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П.Капустина, Л.Фридман)

- диагностика межличностных отношений "Настоящий друг" (методика А.С.Прудникова)

- изучение представлений учащихся о нравственных качествах "Незаконченная история или моё отношение к людям" (меетодика Н.Е.Богуславской)

- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г.Макеевой)

- диагностика и исследование нравственной сферы школьника "Что такое хорошо и что такое плохо" (методика Г.М.Фридмана)

- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р.Калининой)

- диагностический диспут поэтическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок, разбор ситуаций)

- диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А.Тыртышной)

- диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

- удовлетворённость родителей воспитательным процессом



t1686676822aa.png


Список литературы

Для педагога:

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003

2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009

3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009

4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006

5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

6. Березина А.Н./,. Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» 2013г

7. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005

8. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012

9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005

10. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3

11. Волохов А.В. Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011

12. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3

13. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011

14. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007

15. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

16. Пуговкин А.А. «Технологии работы вожатых с детскими общественными организациями», Н.Новгород, издательство «Педагогические технологии», 2010 год.

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

18. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников».

19. Фришман И.И. «Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодежи», Москва, 2009 год.

Для учащихся:

1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю.Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

2.Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004

3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008

4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003

5. Фришман И.И., «Шаги навстречу», издательство «Педагогические технологии», Москва, 2009 год.








Приложение


Мониторинг участников волонтерского движения

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.)


1.         Делится новостями о своих успехах.

2.         Оказывает эмоциональную поддержку.

3.         Добровольно помогает в случае нужды.

4.         Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5.         Не завидует другу.

6.         Защищает друга в его отсутствие.

7.         Терпим к остальным друзьям своего друга.

8.         Хранит доверенные ему тайны.

9.         Не критикует друга публично.

10.     Не ревнует друга к остальным людям.

11.     Стремится не быть назойливым.

12.     Не поучает, как нужно жить.

13.     Уважает внутренний мир друга.

14.     Не использует доверенную тайну в своих целях.

15.     Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16.     Не предает в трудную минуту.

17.     Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18.     Понимает состояние и настроение друга.

19.     Уверен в своем друге.

20.     Искренен в общении.

21.     Первым прощает ошибки друга.

22.     Радуется успехам и достижениям друга.

23.     Не забывает поздравить друга.

24.     Помнит о друге, когда того нет рядом.

25.     Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.




Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.


Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной)



Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

-   мне интересно учиться

- я люблю читать

-   мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

-   я всегда выполняю домашние задания

-   я стремлюсь получать хорошие отметки




2. ТРУДОЛЮБИЕ:

-   я старателен в учебе

-   я внимателен

-   я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

-   мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу




3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

-   к берегу землю

-   к берегу растения

-   к берегу животных

-   к берегу природу




4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

-   я выполняю правила для учащихся

-   я добр в отношениях с людьми

-   я участвую в делах класса и школы




5. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

-   я аккуратен и опрятен

-   я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

-   мне нравится красивое вокруг меня




Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция


По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень



Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)


А) Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1.   Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2.   Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3.   Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4.   Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5.   Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6.   Если бы я был на месте учителя, я …


Б) Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …


В) Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.



Тест "Уровень сотрудничества в детском коллективе"


Инструкция коллективу.

Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус(–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.

Список утверждений:

Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.

Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.

Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.

У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.

После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.

Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.

Классному руководителю с нами интересно.

Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.

Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.

Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.

Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.

Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.

Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.

Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.

В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.

Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.

Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.

При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.

Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.

В нашем классе ребята всегда и во всем правы.


Ключ, обработка и интерпретация результатов

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:

-   (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

-   (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

-   (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

-   (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

-   (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

-   (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

-   (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

-   (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера , авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

-   (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

-   (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.

Важно: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа считают результаты:

-   низкий – ниже 60%,

-   нормальный – в интервале 60-80%,

-   высокий – в интервале 80-100%.

Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.



Тест «Я — Лидер» (А.Н. Лутошкин)

С помощью этого теста вы можете оценить свои лидерские способности.
Инструкция: 

«Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен «0».

Образец карточки ответов расположен ниже.


Вопросы:

Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

Я знаю, как преодолевать трудности.

Люблю искать и пробовать новое.

Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

Все знакомые относятся ко мне хорошо.

Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.

Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

Я хорошо планирую своё время и работу.

Я легко увлекаюсь новым делом.

Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

Ни один человек не является для меня загадкой.

Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

Для меня важно достижение цели.

Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

У меня всегда всё получается.

Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

Не существует проблемы, которую я не могу решить.

Принимая решение, перебираю различные варианты.

Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

Я никогда не поступал так, как другие.

Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

Я никогда не поступал так, как другие.

Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

При организации дел я учитываю мнение товарищей.

Я нахожу выход в сложных ситуациях.

Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

Никто и никогда не испортит мне настроение.

Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

Решая проблемы, использую опыт других.

Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

Я умею контролировать работу моих товарищей.

Умею находить общий язык с людьми.

Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.


После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма

Сумма



РЕЗУЛЬТАТЫ


Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.


Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что были даны неискренние в самооценке ответы.










13

Программа школьного волонтерского отряда

"Город доброты"


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации