Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10»
301846, Тульская область, город Ефремов, улица Менделеева, 4
тел/факс (48741) 41049
E-mail: petrushina71@mail.ru
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №_________
Утверждаю
Директор
МКОУ «СШ №10»
Петрушина Н.С.
Приказ№______________
от «____»________20_____года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Разноцветные краски»
нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст воспитанников от 2-3 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Парахина Дина Викторовна
Воспитатель дополнительного образования
Ефремов 2022г
Пояснительная записка.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нам взрослым, необходимо пробудить в ребёнке положительные эмоции и чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании, побуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей ребёнка в рисовании, возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Направленность программы «Разноцветные краски» художественно-эстетическая, познавательная.
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с воспитанниками от 2-3 лет в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Актуальность.
Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.
Новизна
Новизной и отличительной особенностью программы
«Разноцветные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка - не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по программе:
Развивает уверенность в своих силах.
Способствует снятию детских страхов.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Цель: Обучение приемам нетрадиционной техники рисования.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.
Развивать творческие способности детей.
Образовательные:
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Развивать творческие способности детей.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
Структура занятий:
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, воспитатель обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. Дети обучаются работать с различными инструментами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и так далее). Для формирования игровой ситуации использовать прием «многослойного» рисования, то есть повторного обращения к рисунку, что вызовет у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.
На третьем этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.
Сроки реализации кружковой программы:
Программа кружка «Разноцветные краски» предназначена для детей 2-3лет и рассчитана на 1 год обучения.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Разноцветные краски», проводится во вторую половину дня 1 раз – в неделю (четверг).
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 8 - 10 минут.
Методы обучения:
- Словесный (рассказ-объяснение, беседа,);
- Наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий);
-Практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков).
Планируемые результаты:
- создают дети образы, используя различные изобразительные материалы и техники;
– формируются изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;
- развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность;
- проявляется творческая активность и развитие уверенности в себе.
Перспективное планирование по изобразительной деятельности
в первой младшей группе
(использование нетрадиционных техник рисования)
Месяц | Тема | Техника | Задачи | Форма время |
Сентябрь 1 | «Мой чудесный детский сад» | | Уметь слушать речь взрослого, проявляться положительные эмоции в процессе игры, различать здание детского сада и помещение группы, ориентироваться в помещении групповой комнаты; рассматривать картинки, воспринимать красоту окружающих предметов, выполнять движения вслед за педагогом. | |
2 | «Волшебная кисточка» | Рисование кисточкой | Учить проводить линию на бумаге кисточкой, понимать значение красок и кисточки; воспитывать интерес к изображенному на рисунке предмету. | |
3 | «Разноцветные пальчики» «Ягодки на тарелочке» | Рисование пальчиками Рисование пальчиками | -познакомить детей с красками, материалами, с помощью которых можно создавать изображение; формировать умение правильно набирать краску на пальчик; -способствовать развитию внимания, наблюдательности, мелкой моторики рук; -вызвать интерес к изобразительной деятельности. -продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование пальчиками, формировать умение наносить ритмично точки на ограниченном пространстве; -способствовать развитию цвето-восприятия (красный); -побуждать к проявлению самостоятельности при выполнении работы. | Занятие 10мин |
Октябрь 1 | «Осеннее деревце» | Рисование пальчиками | -продолжать знакомить детей с изобразительными материалами; совершенствовать умение рисовать пальчиками; -способствовать развитию мелкой моторики рук, чувства цвета и ритма; -воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы. | Занятие 10минут |
2 | «Лучики для солнышка» | Рисование карандашами | Совершенствовать знания детей назначения карандаша, различать желтый цвет, уметь проводить карандашом прямые линии разной длины, воспитывать любовь к выполненной работе | Занятие 10минут |
3 | «Яблоки» | Рисование пальчиками | Учить детей различать и называть желтый цвет, упражнять в рисовании округлых форм, совершенствовать умение рисовать пальцами, работать аккуратно. | Занятие 10минут |
4 | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | -совершенствовать умение рисовать пальчиками, показать приёмы получения точек и коротких линий; -способствовать развитию чувства ритма, эстетического восприятия изображаемых явлений; - вызвать интерес к процессу рисования, воспитывать аккуратность. | Занятие 10минут |
Ноябрь 1 | «Зернышки для цыплят» | Рисование пальчиками (ватные палочки) | -продолжить формирование умения рисовать точки пальчиком; -способствовать развитию умения различать желтый цвет; -воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброту. | Занятие 10минут |
2 | «Ковер из осенних листьев» | Рисование карандашами | Учить детей слушать взрослого и сверстников, проявлять интерес в чтении стихов, знать о сезонных изменениях в природе, отвечать на вопросы взрослого; находить желтый цвет, правильно держать карандаш в правой руке | Занятие 10мин |
3 | «Веселые мухоморы» | Рисование ватными палочками | -познакомить с нетрадиционной техникой рисования-ватной палочкой; -развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и ритма; -воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. | Занятие 10минут |
4 | «Лесенка» | Рисование карандашами | Учить детей различать длинные и короткие линии, проводить карандашом длинные и короткие прямые линии, проявлять положительные эмоции в процессе рисования. | Занятие 10минут |
Декабрь 1 | «Падающий снег» | Рисование ватными палочками (пальчиками) | -продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками, формировать умение рисовать точки, распределяя их по всему листу; -развивать внимание, творческое воображение; --воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы. | Занятие 10минут |
2 | «Платье в горошек» | Рисование ватными палочками | Уметь распознавать красный цвет, проявлять положительные эмоции в процессе занятия, иметь представление о разных частях тела человека, видах одежды и обуви. | Занятие 10минут |
3 | «Украсим елку» | Печать поролоновыми штампами | -познакомить с техникой печати штампами, показать прием получения оттиска; формировать умение располагать рисунок на ограниченном пространстве; -развивать эстетическое восприятие, творческое воображение; -вызвать интерес к изобразительной деятельности. | Занятие 10минут |
4 | «Салют» | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей работать с красками нанося их пальцами на бумагу делая отпечаток, определять цвет красок, рассматривать картинки, называя изображения на рисунке, ориентироваться в правилах игры. | Занятие 10минут |
Январь1 | «Сшили Тане сарафан» | Печать поролоновыми штампами (ватными палочками) | -продолжать знакомить с техникой печати штампами, показать прием получения оттиска; совершенствовать умение располагать рисунок на ограниченном пространстве; -развивать эстетическое восприятие, воображение; -воспитывать аккуратность, точность. | Занятие 10минут |
2 | «Осьминожки» | Рисование ладошками | -познакомить с нетрадиционной техникой рисования- ладошками; -развивать мелкую моторику рук, цвето-восприятие; -воспитывать интерес к рисованию, желание изображать объект, дополнять рисунок мелкими деталями (камушки, водоросли). | Занятие 10минут |
3 | «Снежная улица» | Рисование кисточкой | Учить детей ритмичными мазками располагать снежинки в определенных местах листа, развивать у детей способность создавать сюжетно-игровой замысел. | Занятие 10минут |
Февраль1 | «Цветик-семицветик» | Рисование ладошками | -продолжить формирование умения рисовать с помощью ладошек; -развивать цвето-восприятие, творческое воображение; -воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту полученного изображения. | Занятие 10минут |
2 | «Рисование шарфика» | Печать поролоновыми штампами | Учить правильным приемам закрашивания красками, не выходя за контур, закреплять умение идентифицировать цвета, называть их, развивать желание рисовать. | Занятие 10минут |
3 | «Мыльные пузыри» | Рисование бросовым материалом | Продолжать учить рисовать карандашом округлые формы, принимая правильную позу при рисовании. | Занятие 10минут |
4 | «Подарим клоуну шарики» | Печать поролоновыми штампами | -совершенствовать умение получения оттиска с помощью штампа; -развивать мелкую моторику рук, умение соотносить предметы по цвету; -побуждать детей сделать приятный сюрприз другому человеку. | Занятие 10минут |
Март 1 | «Веточка мимозы» | Рисование ватными палочками | -продолжить формирование умения рисовать с помощью ватных палочек; -развивать цвето-восприятие, творческое воображение; -побуждать детей сделать приятное близкому человеку. | Занятие 10минут |
2 | «Рыбки в аквариуме» | Рисование оттисков печатками из картофеля | -познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля; -способствовать развитию умения ориентироваться на листе бумаги; -воспитывать отзывчивость и доброту. | Занятие 10минут |
3 | «Цветочек для мамочки» | Рисование карандашами | Закреплять знание цветов, различать их. Продолжать учить рисовать карандашом прямые линии, знать строение цветка, уметь делать отпечатки пальцами, иметь желание поздравить маму с праздником. | Занятие 10мин |
4 | «Плачущие сосульки» | Рисование карандашами | Закреплять знание синего цвета, происходящие в природе весной изменения, правильно держать карандаш, уметь рисовать короткие штрихи, правильно держать позу при рисовании. | Занятие 10минут |
Апрель1 | «Весенняя капель» | Рисование пальчиками | -формировать умение рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек; -развивать мелкую моторику рук, цвето-восприятие, творческое воображение; -воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природных явлений. | Занятие 10минут |
2 | «Ласковое солнышко» | Рисование пальчиками (оттиск печатками из картофеля) | -познакомить детей с понятием «лучик», формировать умение рисовать пальчиками короткие линии. Круг, глаза, нос. рот; -развивать мелкую моторику рук; -побуждать проявлять в работе самостоятельность, инициативу. | Занятие 10минут |
3 | «Заборчик» | Рисование кисточкой | Продолжать учить правильно держать кисточку, рисовать кистью прямые линии, развивать интерес к рисованию. | Занятие 10минут |
4 | «Волны» | Рисование карандашами | Продолжать учить различать синий цвет, упражнять в рисовании волнистых линий, развивать образное мышление, закреплять умение рисовать карандашом, приучать к совместным действиям под музыку. | Занятие 10минут |
Май1 | «Праздничный салют» | Рисование штампами | -формировать умение рисовать салют с помощью штампов; -развивать умение располагать изображение по всему листу бумаги; -воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту изображаемых явлений. | Занятие 10мин |
2 | «Одуванчик-желтый сарафанчик» | Рисование штампами | -совершенствовать умение рисовать с помощью штампов; -развивать эстетическое восприятие изображаемых явлений; -воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы. | Занятие 10минут |
3 | «Солнечные зайчики» | Бросовый материал | Совершенствовать умение работать с красками, различать желтый цвет, закреплять умение рисовать округлые формы. Воспитывать усидчивость. | Занятие 10минут |
4 | Мониторинг | | | |
Материально-технические условия
Технические средства
Аудио и СD;
Музыкальный центр;
Проектор;
Компьютер;
Интерактивная доска;
Аквариум
Оборудование и материалы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
• акварельные краски, гуашь;
• простые карандаши, ластик;
• печатки из различных материалов;
• наборы разнофактурной бумаги;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки, губки;
• коктейльные трубочки;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти;
• место для выставки детских работ;
• мольберты;
• стул детский;
• детские столы;
• демонстрационная (интерактивная) доска;
• дидактический материал в соответствии с темами занятий;
• различные игрушки;
• наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
Литература
1. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999
2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.
3. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
5. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова, М.,1961 г.
6. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М. 2007
7. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.
8. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова, 1991 г.
9. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.
10. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.
11. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. М., 1992 г.
12. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007
13. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, 2007
14. Энциклопедия рисования, В. Запаренко, СПб, 2000
15. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 2, Пищикова Н.Г., М, 2008
16. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - З, Пищикова Н.Г., М, 2008
17. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008
18. Рисование с детьми З-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008
19. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999
20. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2- М.: Издательство Скрипторий 2003», 2008
21. Лыкова И.А. Цветные ладошки
22. Интернет ресурсы.