Дополнительная общеразвивающая программа «Школа экопросвещения ПРО»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК»
РАССМОТРЕНА и рекомендована к реализации научно-методическим советом ФГБОУ «МДЦ «Артек» Протокол №____ от ____________ 2023 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора ФГБОУ «МДЦ «Артек» от «___» ________2023 г. №_____ |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа экопросвещения ПРО»
Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф,
2023 год
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа экопросвещения ПРО» позволит расширить у обучающихся уже имеющиеся знания по различным вопросам, связанными с взаимоотношениями человека и природы, усвоить системные экологические знаний, умений и навыков природоохранной деятельности, разумного потребления природных ресурсов, минимизации отходов через приобщение к культуре раздельного сбора вторичных ресурсов для переработки, а также повысить осознанность молодых людей о необходимости сохранения ресурсов, поскольку в современном мире существует необходимость воспитывать у детей принципы гуманного отношения к природе, способность самостоятельно принимать решения и поддерживать экологический баланс в природе, а также способствовать формированию экологической культуры.
Авторская программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 июля 2022 г. № 629 г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Паспорт национального проекта «Образование»;
- Паспорт национального проекта «Экология»;
- Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года от 30 апреля 2012 г.
Программа позволяет организовать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение в порядке, установленном локальными нормативными актами МДЦ «Артек». В рамках программы допускается работа по индивидуальным образовательным маршрутам с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Для обучающихся с ОВЗ образовательный процесс по программе реализуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Обучение по программе для иностранных граждан осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами МДЦ «Артек».
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Школа экопросвещения ПРО»: естественнонаучная.
Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в грамотных молодых людях с базовыми знаниями в сфере экологии, в которой не последнее место занимают познания в сфере безотходного производства и переработки вторичных ресурсов. В настоящее время экологическое просвещение является неотъемлемой частью образования в связи с нарастающей необходимостью сохранения природный ресурсов и окружающей среды в целом. Экологическое просвещение охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является важной частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности.
У обучающихся есть возможность благодаря оборудованию «Мастерской переработки пластиковых вторичных ресурсов» познавать окружающий мир через технологии безотходного производства пластика и раздельного сбора отходов, вооружившись знаниями о том, как человечество сможет сохранить экосистему Земли. Обучающиеся научатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, научатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества, в которой нет места расточительству и хищническому, безответственному потреблению ресурсов.
Актуальность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать инструменты для переработки пластика и получении готового изделия. Весь процесс ребята изучают в ходе занятий, после чего могут полностью его воспроизвести.
Кроме того, обучающиеся получают основные знания о природных стихиях, глобальном потеплении, осознанном потреблении, экологическом следе, маркировках, добровольчестве, концепции «Ноль отходов» и мн. др., всесторонне обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, в рамках практических занятий, посредством творческих заданий по созданию экологических социальных проектов через групповую, стратегическую деятельность, как в помещении, так и на природе, обучающиеся смогут освоить на практике основные методики изучения объектов живой природы. Узнают, как через культуру раздельного сбора вторичных ресурсов с последующей переработкой можно добиться сохранения природных ресурсов и приумножения их. Материалы, полученные в процессе реализации программы, помогут обучающимся лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое и критическое мышление.
Педагогическая целесообразность программы. Настоящая программа предусматривает: расширение научного кругозора обучающихся в области экологии, в том числе ботаники и биологии; формирование устойчивого интереса к технологии организации экологической грамотности и среды у обучающихся через приобщение к культуре раздельного сбора вторичных ресурсов; получение знаний о всеобъемлющей пользе от безотходного производства и переработки вторичных ресурсов. Общеразвивающая программа «Школа экопросвещения ПРО» способствует развитию у обучающегося критического, стратегического, логического, аналитического и экологического мышления, приобретению навыков работы в проектных группах для исследования влияния различных факторов на состояние окружающей среды и формированию социальных экологических проектов, а также удовлетворению познавательных интересов, расширению уровня информированности в области экологии и новейших технологий по переработке вторичных ресурсов и безотходному производству.
Отличительные особенности программы от существующих программ в данной сфере является комплексный подход к рассмотрению экологии, начиная с тех процессов, которые естественно происходят в природе до антропогенного воздействия на окружающую среду. Обучающиеся будут заниматься освоением методов и подходов к определению степени загрязнения окружающей среды, получением базовых знаний по мониторингу положения относительно уровня культуры раздельного сбора вторичных ресурсов в своём городе либо селе, осознанием ситуации и готовности включиться, начиная с себя, изучением процессов развития в России культуры раздельного сбора вторичных ресурсов и их переработки. Используя потенциал «МДЦ «Артек» (ферму, конюшню, экологические тропы, прибрежную зону, мастерскую переработки, территорию лагерей и школы) обучающиеся могут реализовать свои знания непосредственно на местах, также они смогут обрести неоценимый опыт общения с природой, обучиться проектной деятельности, приобщиться к волонтёрскому движению за чистоту того места, где живут, учатся и отдыхают, пройдут различные экскурсии с экскурсаводами и педагогами ФГБОУ МДЦ «Артек». Главной отличительной особенностью программы является, также, интеграция передового опыта отечественного экологического просвещения в деятельность ФГБОУ «МДЦ «Артек», а именно, благодаря взаимодействию и партнёрству с различными Всероссийскими и региональными организациями. Данная программа имеет возможность реализовываться на высоком методическом и теоретическом уровне с помощью разработанных совместно со специалистами презентаций, методических рекомендаций, приложений, базовых материалов, в которых содержится огромный пласт знаний относительно целого комплекса вопросов в сфере экологического просвещения и безотходного производства, раздельного сбора вторичных ресурсов и их переработки в России.
Новизна программы заключается в том, что она имеет инвариантную и вариативную часть, в которую добавлены темы для модулей и мастер-классов, в интегрированном характере деятельности. В ходе её изучения, обучающиеся получат теоретические знания и практические навыки в сфере экологии, ботаники и биологии, в том числе, в сфере безотходного производства и культуры переработки вторичных ресурсов. Обучение будет проходить как в помещении, так и на природе. Благодаря проектной деятельности, обучающиеся впервые смогут применить полученные знания в рамках решения различных кейсов.
Адресат программы: дети без особой подготовки; с разным уровнем общего развития, мотивации; желающие заниматься. Допускается работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития.
Уровень освоения программы: стартовый.
Объем программы: 24 часа.
Наполняемость групп: до 30-ти человек.
Возраст обучающихся: 10-17 лет.
Форма занятий. Реализация программы предусматривает сочетание следующих форм занятий: очная, заочная и групповая. Предусмотрена возможность индивидуальных занятий (по желанию обучающихся).
Режим занятий. Занятия групповые, проводятся 6 занятий по 2 академических часа проводятся согласно темам инвариантной части (как самостоятельный образовательный блок) и 6 занятий по 2 академических часа согласно темам вариативной части программы (как целиком, так и по отдельности), согласно темам для обучающихся, успешно освоивших программу (темы берутся из перечня модулей). Предполагается проведение мастер-классов для детей, не задействованных в реализации программы.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: способствовать формированию экологически ответственного поведения и приобщить к экологической культуре для обеспечения устойчивого развития общества.
Задачи:
Обучающие:
дать обучающимся знания, умения и навыки в природоохранной сфере;
дать обучающимся знания, умения и навыки в сфере раздельного сбора вторичных ресурсов;
дать обучающимся знания, умения и навыки в сфере взаимодействия общества и природы;
дать обучающимся знания, умения и навыки в сфере этичного и экологичного производства;
дать обучающимся знания о преимуществах и недостатках разных способов обращения с отходами;
научить обучающихся использовать конструктивные, развивающие возможности Интернета, что позволяет стать активными гражданами, решающими глобальные проблемы общества – в том числе и экологические проблемы;
научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки, полученные в рамках программы;
научить правильному использованию ресурсов и сортировке отходов, чтобы снизить количество мусора и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду;
научить методам защиты природы и живых организмов от негативного влияния человека;
ознакомить со списком доступных для обучающегося действий, направленных на внедрение и развитие раздельного сбора вторичных ресурсов, ответственного потребления и сокращения количества мусора в быту;
познакомить обучающихся с концепцией «Ноль отходов» и циклической экономикой;
познакомить обучающихся с парками Крыма на территории ФГБОУ «МДЦ «Артек»;
познакомить обучающихся с проблемой отходов, раскрыть такие понятия, как: переработка вторичных ресурсов, раздельный сбор, захоронение отходов, сжигание отходов, загрязнение окружающей среды;
познакомить с технологиями раздельного сбора и переработки вторичных ресурсов;
познакомить с темами глобального потепления и парникового эффекта;
познакомить с расчётом экологического следа на человека (включающего углеродный, водный след и т.д.) и способами его уменьшения – экологическими привычками;
расширить знания о понятиях леса и климата, воды и ее свойствах в природе и в жизни человека, флоре и фауне;
расширить понимание этичного и экологичного производства;
расширить представления обучающихся о месте человека в природе и единстве всего живого.
Развивающие:
вдохновить обучающихся на активную деятельность по решению проблемы отходов в своем городе;
вдохновить обучающихся на ведение осознанного здорового и экологичного образа жизни;
развивать коммуникативные способности обучающихся с учётом их индивидуальности, реализовать потребности обучающихся в содержательном и развивающем досуге;
развивать у обучающихся эстетические чувства, чувства бережного отношения к окружающей природе;
развить у обучающихся потребность в практической деятельности по решению проблем окружающей среды местного значения (организация раздельного сбора отходов, разработка проектов, связанных с агитацией о пользе безотходного производства);
способствовать развитию внимания, памяти, исследовательских компетенций;
способствовать формированию критического и стратегического мышления;
формировать и развивать у обучающихся навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы.
Воспитательные:
воспитывать чувство бережного отношения к окружающему миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
способствовать укреплению здоровья обучающихся через общение с природой и участие в различных мероприятиях на свежем воздухе;
способствовать формированию экологичного мышления и ведению осознанного образа жизни;
способствовать формированию экологической культуры;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
1.3. Учебный план
Учебный план
* в последовательность изучаемых разделов и тем инвариантной части могут встраиваться разделы/темы из вариативной части.
1.4. Содержание программы
Инвариантная часть
Тема 1. Вводное занятие. Понятие экология. Экомаркировки: Обучение распознаванию маркировок и знаков, которые изображены на товарах
Теория. Организационная часть. Знакомство с группой. Анкетирование. Ознакомление с учебным планом программы. Первичный инструктаж по технике безопасности (правила поведения в помещении, правила работы с инструментами, гигиена труда). Понятие экологии, необходимость изучения предмета в современных условиях, место экологии в ряду естественных наук. Совместное существование человека и природы. Антропогенное воздействии на природу. История развития экологических идей, развитие экологических движений в России. Природные стихии, влияние человека на них. Современные глобальные экологические проблемы. Способы решения экологических проблем. Экологические привычки. Осознанное потребление. Раздельный сбор отходов. Наиболее распространенные способы обращения с отходами (захоронение, сжигание, переработка). Характеристики отходов (стекло, металл, пластик, пищевые отходы, бумага, вещь ветошь) и способы их утилизации. Экологические маркировки, их виды и отличия.
Практика. Поиск способов решения экологических проблем с помощью деловой игры. Игра моделирует взаимодействие в системе «промышленное предприятие - окружающая среда». При производстве продукции предприятия потребляют различные природные ресурсы, а в окружающую среду при этом поступают отходы и выбросы. Обучающиеся будут работать в командах, каждая из которых представляет совет директоров предприятия, занятого производством товаров, необходимых для населения, поэтому его владельцы (команды игроков) заинтересованы в расширении производственных мощностей. Для этого им потребуются природные ресурсы: энергетические, водные, земельные и биоресурсы. Используя их, можно расширить свое производство и получить дополнительную прибыль. Цель игры - получить наибольшую прибыль, при этом сохранить экологический баланс не ниже 45%. Обанкротившиеся в ходе игры компании выбывают из текущей игры и считаются проигравшими. Поиск и проверка экологических маркировок на различной продукции.
Тема 2. Экологичное меню: полезное, этичное и здоровое питание на каждый день.
Теория. Все больше людей задумываются о своем здоровье и влиянии своего образа жизни на окружающую среду. Именно поэтому в последнее время становится все популярнее экологичное и этичное питание. Экологичное меню — это пища, которая произведена без использования химических удобрений и пестицидов, а также не содержит гормонов и антибиотиков. Этичное питание, в свою очередь, подразумевает уважение к животным и отказ от их жестокого обращения. При этом полезное питание — это не только экологичное и этичное, но и богатое витаминами и минералами, что положительно влияет на здоровье человека. При выборе экологичного меню необходимо учитывать сезонность продуктов, предпочитать местные производители, а также уменьшать потребление мяса и увеличивать количество овощей и фруктов в рационе. Такой подход к питанию не только полезен для здоровья, но и способствует сохранению природных ресурсов и благополучия животных.
Практика. Распределение на группы. Разработка в группах экологичного и этичного меню для повседневной жизни и праздничных дней. Презентация готового меню с уточнением о каждом составляющем этого меню.
Тема 3. Раздельный сбор вторичных ресурсов: сортировка и переработка.
Теория. Отходы - ресурс или мусор? Виды отходов (стекло, металл, пластик, пищевые отходы, бумага, вещь ветошь). Наиболее распространенные способы обращения с отходами (захоронение, сжигание, переработка). Характеристики вторичных ресурсов и способы их утилизации. Маркировки отходов. Символ переработки (петля Мебиуса), её история, значение и нанесение на материалы. Технологии формирования раздельного сбора отходов в России. Сортировка и переработка вторичных ресурсов. Этапы сортировки. Перерабатываемые и не перерабатываемые материалы. Знаки на пластиковых изделиях.
Практика. Распределение на группы и выбор страны для изучения в ней системы раздельного сбора отходов. Работа в командах по подготовке выступления про систему раздельного сбора отходов в выбранной стране. Работа в «Мастерской переработки пластика» и знакомство с оборудованием по переработке пластика и полным циклом переработки: отбор материала, измельчение на велошредере либо электрошредере, создание из флекса, готового продукта на инжекторе либо экструдере.
Тема 4. Эковолонтёрство: работа в команде ради общего будущего.
Теория. Экологическое волонтерство - добровольное и безвозмездное участие в работе или деятельности, направленных на решение экологических проблем. Разбор видов экологического добровольчества. Участие в городских мероприятиях (Лучше всего этот вид иллюстрируют регулярные городские события — апрельские субботники, посадки деревьев во дворах, ежемесячные акции сбора вторсырья, очистка берегов и водоемов в городе и другое.). Участие в волонтерских группах, членство в некоммерческих организациях, гражданских объединениях (К этому виду добровольчества можно отнести гражданскую активность в сфере экологии. Это системная работа, которая приводит к не быстрым, но ощутимым результатам.). Экоэкспедиции (Волонтеры ездят в экспедиции сажать деревья и восстанавливать леса, обустраивать экотропы в национальных парках и заповедниках, в национальные парки — вести учет редких животных или ухаживать за вольерами. Этот тип волонтерства менее массовый и более трудоемкий. От волонтера нередко требуются определенные навыки и знания.). Эковолонтерство в сети (В современных реалиях цифрового мира появились новые виды природного добровольчества, которые разворачиваются онлайн). Пробоно-эковолонтерство (пробоно — форма волонтерства, при которой профессионал в какой-либо области оказывает услуги полностью безвозмездно).
Практика. Формирование команд. Создание концепции экологического движения в школе, районе, городе или регионе. Презентация полученных концепций.
Тема 5. Шеринг-экономика: что такое экономика совместного потребления и концепция «Ноль отходов».
Теория. Проблема образования отходов в России. Способы утилизации отходов в России. Законы о решении проблемы отходов. Утилизация отходов. Правило 5R (refuse, reduce, reuse, recycle, rot - откажись, сократи, используйте повторно, перерабатывай, компостируй). Принципы циклической и прямолинейной экономики. Зелёная экономика - повышение благополучия общества и к уменьшению нагрузки на экосистему. Принципы Зелёной экономики (принцип устойчивости, справедливости и достоинства, управления и гибкости, здоровой планеты). Зелёная энергетика. Зелёная экономика и сельское хозяйство (технологии обработки почвы, автоматизация труда, сотрудничество между фермерствами и крупными производителями), транспорт (электрические автомобили, самокаты и велосипеды), технологии (мониторинг процессов в природе), финансы (грамотное налогообложение и инвестиции), туризм (сбережение природных ресурсов, сохранение культурного наследия), человек в зелёной экономике (сокращение отходов в повседневной жизни). Крым - центр зелёной экономики в России. Подведение итогов на тему экологии в жизни человека.
Практика. Сортировка отходов по контейнерам в соответствии с фракцией. Практическое применение знаний о видах отходов и раздельном сборе. Разделение на группы и подготовка проектов по улучшению экологической ситуации в городе с последующей презентацией и обсуждением практического применения решений в городах у обучающихся по возвращению домой.
Тема 6. Экотранспорт: как передвигаться по городу и миру.
Теория. Экологический транспорт – это вид транспорта, который не наносит вреда окружающей среде и природе. Он использует энергию, полученную из возобновляемых источников, таких как солнечная, ветровая, гидравлическая или биомасса. Экологический транспорт включает в себя электрические автомобили, гибридные автомобили, велосипеды, электроскутеры и другие транспортные средства. Разбор плюсов и минусов использования экологического транспорта. Рейтинг экологичности транспорта. Виды экологического транспорта. Поддержка и совместное использование экологичного транспорта.
Практика. Формирование команд. Создание маршрутов для путешествий с минимальным углеродным следом. Презентация маршрутов.
Вариативная часть
Модуль 1.
(для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Тема 7. Энергосбережение: внедрение технологий, позволяющих сберегать электроэнергию и природные ресурсы.
Теория. Энергосбережение – это совокупность мер, направленных на уменьшение потребления энергии без ущерба для качества жизни. Это важная тема в современном мире, где ресурсы становятся все более ограниченными, а потребление энергии негативно сказывается на окружающей среде.
Практика. Создание проекта на заданную тему. Знакомство с приемами и методами энергосбережения. Решение задач.
Тема 8. Водосбережение: внедрение системы бережного использования воды.
Теория. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Передовые принципы жизни XXI в. во всём мире. Влияние обустройства дома и бытовых привычек на благополучие планеты и всех её обитателей. Перечень полезных привычек и вещей в домах, помогающих сохранить природные ресурсы и чистоту воды.
Практика. Создание проекта на заданную тему. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. Решение задач.
Тема 9. Экопраздники: проведение мероприятий без вреда природе и человеку.
Теория. Практики проведения праздников без вреда природе и человеку. Многие мероприятия, такие как концерты, фестивали, спортивные соревнования и прочие, могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Одним из способов проведения мероприятий без вреда природе и человеку является использование экологически чистых технологий и материалов. Например, использование энергосберегающего оборудования и освещения, биоразлагаемых упаковок и посуды, а также использование возобновляемых источников энергии. Кроме того, проведение мероприятий без вреда природе и человеку может быть достигнуто путем использования общественного транспорта или организации специальных маршрутов для посетителей мероприятия. Это позволит снизить загрязнение воздуха и снизить трафик на дорогах.
Практика. Формирование команд. Создание концепции проведения экологического праздника. Презентация концепций.
Модуль 2.
Тема 7. Энергосбережение: внедрение технологий, позволяющих сберегать электроэнергию и природные ресурсы.
Теория. Энергосбережение – это совокупность мер, направленных на уменьшение потребления энергии без ущерба для качества жизни. Это важная тема в современном мире, где ресурсы становятся все более ограниченными, а потребление энергии негативно сказывается на окружающей среде.
Практика. Создание проекта на заданную тему. Знакомство с приемами и методами энергосбережения. Решение задач. Участие в экологических акциях и мероприятиях, нацеленных на экологическое просвещение обучающихся и сотрудников ФГБОУ «МДЦ «Артек», жителей Крыма и Российской Федерации, предлагаемых Проектным офисом, тематическими партнёрами и другими структурами и организациями, заинтересованными в развитии экологической культуры.
Тема 8. Водосбережение: внедрение системы бережного использования воды.
Теория. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Передовые принципы жизни XXI в. во всём мире. Влияние обустройства дома и бытовых привычек на благополучие планеты и всех её обитателей. Перечень полезных привычек и вещей в домах, помогающих сохранить природные ресурсы и чистоту воды.
Практика. Создание проекта на заданную тему. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. Решение задач. Участие в экологических акциях и мероприятиях, нацеленных на экологическое просвещение обучающихся и сотрудников ФГБОУ «МДЦ «Артек», жителей Крыма и Российской Федерации, предлагаемых Проектным офисом, тематическими партнёрами и другими структурами и организациями, заинтересованными в развитии экологической культуры.
Тема 9. Зелёный гардероб: устойчивая мода как безопасная альтернатива массовому потреблению.
Теория. Этичная мода – подход, который обеспечивает производство, эксплуатацию и утилизацию одежды, обуви и аксессуаров и сокращение количества мусора на планете без вреда для людей и окружающей среды. Этичное потребление - это не только о покупке одежды, но и о выборе брендов. Производство тканей и экологичные материалы. Экологичные бренди, из программы, стратегии, цели и результаты. Быстрая и медленная мода, сравнение, отличительные особенности, характеристики. Принципы медленной и быстрой моды. 15 правил экологичной моды.
Практика. Обучающиеся объединяются на команды, в которых из подручных материалов разрабатывают и представляют творческие работы под девизом «Вторая жизнь вещам».
Модуль 3.
Тема 7. Экопраздники: проведение мероприятий без вреда природе и человеку.
Теория. Практики проведения праздников без вреда природе и человеку. Многие мероприятия, такие как концерты, фестивали, спортивные соревнования и прочие, могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Одним из способов проведения мероприятий без вреда природе и человеку является использование экологически чистых технологий и материалов. Например, использование энергосберегающего оборудования и освещения, биоразлагаемых упаковок и посуды, а также использование возобновляемых источников энергии. Кроме того, проведение мероприятий без вреда природе и человеку может быть достигнуто путем использования общественного транспорта или организации специальных маршрутов для посетителей мероприятия. Это позволит снизить загрязнение воздуха и снизить трафик на дорогах.
Практика. Формирование команд. Создание концепции проведения экологического праздника. Презентация концепций.
Тема 8. Экопроекты: социальное проектирование экологических проектов.
Теория. Экологические социальные проекты – это проекты, направленные на решение экологических проблем и улучшение качества жизни людей. Они могут быть ориентированы как на конкретные территории, так и на глобальные экологические проблемы. Экологические социальные проекты могут быть направлены на решение проблемы переработки отходов. Например, организация сбора и переработки пластиковых бутылок и упаковок помогает снизить количество мусора и снизить загрязнение окружающей среды. Важным аспектом экологических социальных проектов является привлечение общественности к их реализации. Это может быть достигнуто путем проведения информационных кампаний, обучения и пропаганды экологических знаний. Участие общественности в реализации экологических проектов помогает повысить эффективность их реализации, а также создать более благоприятную экологическую среду для жизни людей. Кроме того, в рамках данной темы будет рассказано о Национальном проекте «Экология».
Практика. Формирование команд. Разработка экологических социальных проектов. Презентация.
Тема 9. Экокейсы: успешные экологические проекты.
Теория. Экологические социальные проекты – это проекты, направленные на решение экологических проблем и улучшение качества жизни людей. Они могут быть ориентированы как на конкретные территории, так и на глобальные экологические проблемы. Экологические социальные проекты могут быть направлены на решение проблемы переработки отходов. Например, организация сбора и переработки пластиковых бутылок и упаковок помогает снизить количество мусора и снизить загрязнение окружающей среды. Важным аспектом экологических социальных проектов является привлечение общественности к их реализации. Разбор успешных экологических практик на примере Всероссийских эковолонтерских организаций.
Практика. Формирование команд. Поиск и презентация экологических практик.
1.5. Планируемые результаты программы
По окончании освоения программы, обучающиеся будут знать:
– определения основных экологических понятий и терминологию, в том числе маркировку, связанную со сферой безотходного производства, раздельного сбора отходов и переработки вторсырья;
– о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);
– о рациональном использовании и охране водных и земельных ресурсов;
– современные проблемы охраны природы;
– причины глобального потепления и процессы, происходящие в природе;
– особенности и способы сохранения природных стихий;
– свой экологический след (в том числе водный и углеродный в отдельности) и способы его уменьшения - экологические привычки для ежедневного использования;
– экологические маркировки на продукции, их обозначения;
– принципы циклической и прямолинейной экономики, цель и задачи Зелёной экономики;
– концепцию «Ноль отходов» и правило 5П;
– флора и фауна Крымского полуострова;
– подход этичной и экологичной моды в жизни;
– концепцию осознанного и этичного потребления;
– методы и технологию раздельного сбора отходов, и эффективность безотходного производства;
– фракционный состав бытовых отходов и долю вторсырья в них;
– место и роль раздельного сбора и переработки вторичных ресурсов в переходе к циклической экономике.
Будут уметь:
– применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека;
– приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;
– элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
– видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;
– разрабатывать эффективные схемы управления отходами;
– рассчитывать свой экологический след (в том числе водный и углеродный);
– определять маркировку упаковки и ее экологичность;
– создавать сценарии развития отношений человека с отходами в будущем;
– применять мобильные приложения для проверки товаров на экологичность;
– решать различные кейсы;
– создавать социальные проекты;
– презентовать результат работы.
Будут владеть:
– навыком критического мышления относительно получаемой информации в сфере экологии;
– навыком стратегического мышления;
– навыком экологического мышления;
– навыком умения работы в команде;
– навыком разбора и составления социальных проектов;
– навыком определять экологические маркировки и знаки на материалах и упаковке;
– навыком рассчитывать экологический (водный, углеродный) след.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
Дата начала и окончания освоения программы | Номер и название тематической смены (согласно годовому графику) | Кол-во часов (в смене) | Режим занятий |
5 смена 04-05 мая по 24-25 мая | «Славе не меркнуть, традициям жить!» | 24 часа | По расписанию |
6 смена 28-29 мая по 17-18 июня | «Виват, Россия! Виват, Артек!» | 24 часа | По расписанию |
7 смена 21-22 июня по 11-12 июля | «Артек» в кадре» | 24 часа | По расписанию |
8 смена 15-16 июля по 4-5 августа | «Артек», добавь в друзья!» | 24 часа | По расписанию |
9 смена 08-09 августа по 28-29 августа | «Движение вверх» | 24 часа | По расписанию |
10 смена 01-02 сентября по 21-22 сентября | «Артек» - PRO образование» | 24 часа | По расписанию |
11 смена 25-26 сентября по 15-16 октября | «Артек» - мой добрый учитель» | 24 часа | По расписанию |
12 смена 19-20 октября по 08-09 ноября | «Страна, в которой мы живём» | 24 часа | По расписанию |
13 смена 12-13 ноября по 02-03 декабря | «От увлечения – к профессии» | 24 часа | По расписанию |
14 смена 06-07 декабря по 26-27 декабря | «МЫ - больше, чем Я!» | 24 часа | По расписанию |
15 смена 30-31 декабря по 19-20 января | «Новогодняя сказка «Артека» | 24 часа | По расписанию |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Количество |
| Персональный компьютер | шт. | 1 |
| Проектор | шт. | 1 |
| Экран | шт. | 1 |
| Электроудлинитель (пилот) | шт. | 1 |
| Точилка для карандашей | шт. | 6 |
| Цветной принтер (МФУ) | шт. | 1 |
| Степлер канцелярский | шт. | 4 |
| Ножницы | шт. | 12 |
| Линейка | шт. | 10 |
| Стеллаж | шт. | 4 |
| Комплект вёдер для раздельного сбора отходов | шт. | 2 |
| Щётка | шт. | 2 |
Велошредер | шт. | 2 | |
| Инжектор | шт. | 2 |
15. | Экструдер | шт. | 2 |
16. | Термопресс | шт. | 2 |
17. | Шатёр | шт. | 1 |
18. | Пресс формы | шт. | 2 |
19. | Электрошредер | шт. | 2 |
20. | Термопечь | шт. | 2 |
21. | Пэтбот | шт. | 1 |
Расходный материал из расчета на одну группу из 30-ти человек
№ п/п | Наименование | Технические характеристики | Единица измерения | Количество |
Расходные материалы | ||||
1. | Бумажные полотенца | | уп. | 4 |
2. | Салфетки | | уп. | 4 |
3. | Бумага офисная А4 | 80 г/м2 | пач. | 4 |
4. | Карандаши | простые HM | пач. | 4 |
5. | Карандаши | цветные мягкие | пач. | 20 |
6. | Фломастеры | | пач. | 10 |
7. | Гелевые цветные ручки | | пач. | 10 |
8. | Ластик | | шт. | 10 |
9. | Скотч | | шт. | 10 |
Кадровое обеспечение программы. Программу реализует педагог дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек». Реализовать дополнительную общеразвивающую программу «Школа экопросвещения ПРО» имеет право педагог с педагогическим образованием, имеющий практические навыки организации деятельности детей.
2.3. Формы аттестации
Порядок и периодичность проведения аттестации обучающихся проводится четыре раза за смену, используя разные виды контроля (входная диагностика, текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль).
Формы контроля ДОП: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, презентация проектов и защита рефератов.
2.4. Оценочные материалы
Оценочный лист |
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа экопросвещения ПРО» освоена на стартовом уровне, если обучающиеся: – узнали: – определения основных экологических понятий и терминологию, в том числе маркировку, связанную со сферой безотходного производства, раздельного сбора отходов и переработки вторсырья; – о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения); – о рациональном использовании и охране водных и земельных ресурсов; – современные проблемы охраны природы; – причины глобального потепления и процессы, происходящие в природе; – особенности и способы сохранения природных стихий; – экологические маркировки на продукции, их обозначения; – принципы циклической и прямолинейной экономики, цель и задачи Зелёной экономики; – концепцию «Ноль отходов» и правило 5П; – флору и фауна Крымского полуострова; – концепцию осознанного и этичного потребления; – методы и технологию раздельного сбора отходов, и эффективность безотходного производства; – фракционный состав бытовых отходов и долю вторсырья в них; – место и роль раздельного сбора и переработки вторичных ресурсов в переходе к циклической экономике; – научились: – применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека; – приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем; – элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности; – видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы; – разрабатывать эффективные схемы управления отходами; – рассчитывать свой экологический след (в том числе водный и углеродный); – определять маркировку упаковки и ее экологичность; – создавать сценарии развития отношений человека с отходами в будущем; – применять мобильные приложения для проверки товаров на экологичность; – решать различные кейсы; – создавать социальные проекты; – презентовать результат работы. – овладели: – навыком критического мышления относительно получаемой информации в сфере экологии; – навыком стратегического мышления; – навыком экологического мышления; – навыком умения работы в команде; – навыком разбора и составления социальных проектов; – навыком определять экологические маркировки и знаки на материалах и упаковке; – навыком рассчитывать экологический (водный, углеродный) след. |
2.5. Методические материалы
учебно-наглядные и методические материалы и пособия;
видео и слайд-презентации ко всем темам;
литература по вопросам экологии, биологии и ботаники, журналы, тематические папки;
картотека схем, рисунков, фотографий;
методико-дидактическое обеспечение;
пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога.
2.6. Список литературы и электронных источников
2.6.1. Список использованной литературы и электронных источников
Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. – М.: Владос, 2004.
Высоцкая, М.В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся: моногр. / М.В. Высоцкая. – М.: Гостехиздат, 2016.
ГН2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. – М.: Российский регистр опасных химических и биологических веществ Минздрава России, 2003 (Гигиенические нормативы).
Горбенко, Н. В. Методические рекомендации к учебному пособию С. Б. Шустова, Л.А. Шустовой, Н.А. Горбенко «Химические аспекты экологии» / Н.В. Горбенко, Е.И. Тупикин, С.Б. Шустов. – М.: Русское слово – учебник, 2015.
ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
ГОСТ 27593-88(2005). Почвы. Термины и определения. УДК 001.4:502.3631.602: ОО4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки. – М.: Мир, 2016.
Национальный проект «Образование» / https://национальныепроекты.рф/projects/obrazovanie - дата обращения 04.04.2023
Национальный проект «Экология» / https://национальныепроекты.рф/projects/ekologiya - дата обращения 04.04.2023
Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года от 30 апреля 2012 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 июля 2022 г. № 629 г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
Самкова, В. А. Экология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа по учебному курсу / В.А. Самкова. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.
СанПин 2.16.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений».
СанПин 4630-88. «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения».
Серия всероссийских экоуроков «Разделяй с нами» / http://разделяйснами.рф. – дата обращения 04.04.2023.
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Экокласс. Уроки по раздельному сбору отходов и безотходному производству / https://ecoclass.me/lk/lessons/. – дата обращения 04.04.2023.
2.6.2. Список литературы и электронных источников, рекомендованной обучающимся
Буковский, Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов / Е.М. Буковский. – М.: АРКТИ, 2005.
Гусейнов, А.Н. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде. 10-11 классы. Практикум с основами экологического проектирования / А.Н. Гусейнов, В.П. Александрова, Е.А. Нифантьева. – М.: ВАКО, 2015.
Дзятковская, Е.Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. – М.: Просвещение, 2012.
Интегрированные уроки и внеурочная деятельность эколого-биологического содержания. Использование ресурсов интеграции и социально-педагогического партнерства в образовательном учреждении для реализации ФГОС. – М.: Перспектива, 2013.
Колотилина, Л. Н. Ресурсосбережение. 6-11 классы. Внеурочные занятия по экологии / Л.Н. Колотилина, Ю.А. Севрук. – М.: ВАКО, 2015.
Комплект плакатов «Экология»: 4 плаката с методическим сопровождением. – М.: СПб. [и др.]: Питер, 2016.
Муравьев, А.Г. Экологический практикум / А.Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова. – М.: Крисмас+, 2012.
Николаева, С.Н. Как лесник заботится о лесе. Плакат / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Николаева, С.Н. Лес – многоэтажный дом. Плакат / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.