Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательный английский»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ЧАМЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ
Принята на заседании
Педагогического совета МБУ ДО «ЦДТ» Протокол №1 от 29 августа 2024г. | Утверждаю Директор МБУ ДО «ЦДТ» _________ И.Г. Прончатова Приказ № 63 от 29 августа 2024г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ»-1
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 8-12лет
Срок реализации программы: 1 год (144 часа)
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Автор-составитель: Разуваева Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ»
Структура программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...........................................................................................3
ОБУЧЕНИЕ
Цели и задачи программы.............................................................................................7
Учебно-тематический план ...........................................................................................9
Содержание программы..............................................................................................10
Календарный учебный график.....................................................................................13
Календарно-тематическое планирование программы.....................................................14
Планируемые результаты освоения образовательной программы....................................17
Оценочные материалы.................................................................................................18
ВОСПИТАНИЕ
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей......................................................19
Формы и методы воспитания.........................................................................................21
Условия воспитания, анализ результатов.......................................................................22
Календарный план воспитательной работы ...................................................................23
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы, методы, приемы и педагогические технологии..................................................24
Информационное и методическое обеспечение программы............................................25
Материально-техническое обеспечение программы......................................................26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ................................................................................................27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательный английский» разработана в соответствии с нормативными документами Российской Федерации:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
-СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Приказ Министерства образования республики Мордовия от 04.03 2019г. №211 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09 2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития системы дополнительного образования детей»;
- Устав МБУ ДО «ЦДТ» Чамзинского муниципального района;
- Локальный акт МБУ ДО «ЦДТ» «Положение о разработке, порядке утверждения реализации и корректировки общеобразовательных программ».
Актуальность программы продиктована потребностями современного мира.
Программа творческого объединения «Увлекательный английский» является общеразвивающей и определяет комплексный подход к изучению иностранного языка на раннем этапе, предусматривающий его использование как инструмента для решения развивающих, познавательных и практических задач обучения.
Обучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как занятия на иностранном языке развивают ребёнка всесторонне. Изучая иностранный язык, воспитанники развивают и тренируют память, волю, внимание, трудолюбие; расширяется кругозор и творческий потенциал, развиваются познавательные интересы.
Новизна программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей: навыков свободного общения и прикладного применения английского языка.
Педагогическая целесообразность программы заключается в важности создания условий для формирования у обучающихся общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального и духовно-нравственного развития. В процессе её реализации у детей закладывается правильное произношение, накапливается лексический запас, формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, её культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Отличительные особенности данной программы.
В данной программе изучение английского языка связано с различными предметами:
математикой (счет);
музыкой (разучивание и исполнение песен);
рисованием различных предметов, животных, английские названия которых воспитанники выучили;
трудом (изготовление мини — проектов и поделок, связанные с тематикой занятий).
Программа реализуется через сочетание теоретических и практических занятий. Подобный подход в процессе обучения английскому языку обеспечивает развитие эмоциональной, психологической, интеллектуальной сфер личности ребенка. В совокупности усиливается мотивация ребенка к изучению английского языка.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Программа «Увлекательный английский» разработана для обучающихся 8-12лет. Состав группы –15 человек. Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с различным уровнем подготовленности.
Объем и сроки реализации программы
Программа ««Увлекательный английский» реализуется в течение одного года. Она рассчитана на 144 часа в год.
Форма и режим занятий
Количество часов в год | Количество часов в неделю | Периодичность занятий в неделю | Продолжительность занятия |
144 часа | 4 часа | 2 раза | 2 часа |
Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Формы работы кружка:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
проектная деятельность;
конкурсы;
викторины;
тесты;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Особенностью данной программы является широкое использование игр для обучения иностранному языку, поддержка высокой активности каждого ребенка. Каждое занятие строится как занятие общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий.
Форма подведения итогов реализации
Отслеживание результатов обучения английскому языку по данной программе проводится с помощью различных форм: обучающих, логических и лексических игр, проведения проектных и творческих работ.
В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, программа может реализовываться с применением дистанционных технологий и электронного обучения.
ОБУЧЕНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков посредством английского языка;
-учить детей практически использовать языковые знания и умения в различных формах проведения занятий: стихи, считалочки, рифмовки, занимательные игры, песенки и сказки.
Задачи программы:
Образовательные:
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (образование, традиции, праздники и т.д.);
способствовать приобщению учащихся к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках.
Развивающие:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
Воспитательные:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Всего часов | Из них | ||||
теория | практика | ||||||
Вводное занятие. | 2 | 2 |
| ||||
Давайте познакомимся! | 22 | 11 | 11 | ||||
Я и моя семья | 16 | 8 | 8 | ||||
Мы рисуем радугу. | 16 | 8 | 8 | ||||
Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо уметь считать! | 12 | 6 | 6 | ||||
Все профессии важны, все профессии нужны. | 16 | 8 | 8 | ||||
В мире животных. | 12 | 6 | 6 | ||||
Растения: цветы, овощи, фрукты, деревья. Времена года. | 18 | 9 | 9 | ||||
Я знаю английский. | 16 | 8 | 8 | ||||
Учебно-воспитательные мероприятия | 12 | 6 | 6 | ||||
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | ||||
Итого: | 144 | 73 | 71 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие (2часа).
Знакомство с целями и задачами программы, режимом работы объединения. Правила поведения, инструктаж по технике безопасности в объединении. Тест для вводного контроля ЗУН.
2. Давайте познакомимся! (22 часа).
Теория: Слова приветствия и прощания на английском языке. Знакомство.
Вопрос: «What’s your name?», «How are you?», «How old are you?», «Where are you from?», «Who are you?». Личные и притяжательные местоимения. Глагол: to be (быть, являться), to have (иметь). Введение модального глагола: саn (уметь, мочь). Счет от 1 до 10. Путешествие по англоязычным странам.
Лексический материал:
Hello! — Здравствуйте! Hi! — Привет!
Good morning! — Доброе утро! Good afternoon (evening)! — Добрый день (вечер)! Nice to meet you/ Nice to see you — Рад знакомству с вами!
Welcome! — Добро пожаловать!
What’s your name? — Как вас зовут? My name is Leonard. — Меня зовут Леонард.
Let me introduce myself. — Разрешите представиться.
Практика: стихотворение «Hello!». Ролевая игра «Знакомство» и «Как ты поживаешь?». Разговор по телефону. Конкурс рисунков: «Моя любимая достопримечательность англоязычной страны».
3. Я и моя семья (16 часов).
Теория: Введение лексики по теме «Моя семья». Введение глаголов движения, действия; наречия «well», «very well». Правописание глаголов в 3-м лице единственном числе во времени PresentSimple. Употребление частицы «to» перед глаголами.
Лексический материал: a mother, a father, a grandmother, a grandfather, a sister, a brother, an aunt, an uncle, a son, a daughter, a friend, a family, love, fine, thanks, a cousin, a grandmother, a grandfather. Использование модального глагола can.
Практика: Проект «Родословное древо». Рисунок «Моя семья». Монологическая речь «Моя семья».
4. Мы рисуем радугу (16 часов).
Теория: Введение лексики по теме «Цвета». «What colour is …?». Введение глагольной формы «can't» и «сannot». Предлоги места. Описательные прилагательные. История и традиции празднования Нового года и Рождества в России и мире.
Лексический материал: grey, black, green, brown, yellow, white, red, blue, pink, brown.
Практика: Игра «Цветик-семицветик». Изготовление новогодних открыток. Изучение песни «Jingle, Bells».
5. Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо уметь считать! (12 часов).
Теория: Введение лексики – счет до 100. Вопрос «How many?» Введение лексики по теме «Дни недели».
Лексический материал: twenty; thirty; forty; fifty; sixty; seventy; eighty; ninety; hundred. Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday.
Практика: Игра «Лото». Таблицы Шульте.
6. Все профессии важны, все профессии нужны (16 часов).
Теория: Введение лексики по теме «Профессия». Вопрос: «What is your job?» «What's the matter? ». Учимся задавать вопросы!
Лексический материал: engineer, teacher, sportsman, policeman, lawyer, journalist, driver, doctor, businessman, actor, cook, housewife, cosmonaut, seller, builder, postman, fireman, pilot.
Практика: Игра «Guess the jobs» — угадайте профессии.
7. В мире животных (12 часов).
Теория: Закрепление лексических единиц по теме «Животные».
Лексический материал: a cat, a frog, a dolphin, a penguin, a dog, a mouse, a horse, a cow, a chick, a hare, a monkey, a pony, a camel, a kitten, zoo, a duck, a crocodile, an elephant, a fish, a parrot.
Грамматический материал: I like…, I love… I hate… Животные слова исключения мн.число.
Практика: Рассказ о любимом животном.
8. Времена года (18 часов).
Теория: Введение лексики по теме «Времена года», «Месяцы».
Лексический материал: Winter: December, January, February; Spring: March, April, May; summer: June, July, August. Autumn или fall: September, October, November.
Практика: Составление рассказа «Моё любимое время года». Стихотворение «Hello, Spring!».
9. Я знаю английский! (28 часов).
Теория: Обобщение пройденного материала.
Лексический материал: Повторение пройденного материала через лексические игры: «Знатоки английских слов», «Умники и умницы».
Грамматический материал: Грамматическая карусель «We love English».
Практика: Юный переводчик (чтение и перевод художественной литературы на иностранном языке)
10. Учебно-воспитательные мероприятия (12 часов).
Цель: сплотить детский коллектив и создать условия на совместную деятельность единым коллективом.
Задачи:
- формировать нравственную культуру детей;
-способствовать развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания;
- организация творческих мероприятий на сплочение детского коллектива.
Содержание мероприятий: Подготовка и проведение конкурсов, викторин, развлекательных игр, бесед, организация экскурсий.
11.Итоговое занятие (2 часа).
Подведение итогов работы объединения за год.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
-количество учебных недель – 36;
-количество учебных дней – 252;
-продолжительность каникул:
осенние каникулы с 26 октября 2024г. по 4 ноября 2024г.;
зимние каникулы с 28 декабря 2024г. по 8 января 2025г.;
весенние каникулы с 22 марта 2025 г. по 30 марта 2025г.;
летние каникулы с 31 мая 2025 г. по 31 августа 2025 г.
-дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2024 г. по 31.05.2025 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ занятия | № раздела /темы | Раздел \Тема | Всего часов | Теория | Пра ктика | Плани руемая дата | Фактическая дата | Формы контроля |
Вводное занятие. | 2 | 2 | ||||||
1 | Знакомство с целями и задачами программы, режимом работы объединения. Правила поведения, инструктаж по технике безопасности в объединении. Тест для вводного контроля ЗУН. | 2 | 2 | Вводный контроль ЗУН. | ||||
Давайте познакомимся! | 22 | 11 | 11 | |||||
2 | 2.1 | 2 | 1 | 1 | ||||
3 | 2.2 | Знакомство. «What’s your name? » «How are you? » | 2 | 2 | 2 | |||
4-5 | 2.3 | «How old are you?»– I’m …. Счетот 1 до 10. | 4 | 2 | 2 | |||
6 | 2.4 | Путешествие по англоязычным странам. «Where are you from?» | 2 | 1 | 1 | |||
7-8 | 2.5 | Личные и притяжательные местоимения. «Who are you?» | 4 | 2 | 2 | |||
9 | 2.6 | Глагол-связка: to be (быть, являться). | 2 | 2 | 2 | |||
10 | 2.7 | Глагол: to have(иметь). | 2 | 1 | 1 | |||
11 | 2.8 | Я могу все! Введение модального глагола: саn (уметь, мочь). | 2 | 1 | 1 | |||
12 | 2.9 | Итоговое занятие по теме «Давайте познакомимся!» | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль | ||
3. | Я и моя семья. | 16 | 8 | 8 | ||||
13 | 3.1 | Введение лексики по теме «Моя семья». | 2 | 1 | 1 | |||
14 -15 | 3.2 | А что мы делаем хорошо? Введение глаголов движения, действия; наречия «well», «very well». | 4 | 2 | 2 | |||
16 | 3.3 | Правописание глаголов в 3-м лице ед.ч.PresentSimple. | 2 | 1 | 1 | |||
17 | 3.4 | Употребление частицы «to» перед глаголами. | 2 | 1 | 1 | |||
18 | 3.5 | Проект «Родословное древо». | 2 | 1 | 1 | |||
19 | 3.6 | Составление рассказа о своей семье. | 2 | 1 | 1 | |||
20 | 3.7 | Итоговое занятие по теме «Я и моя семья». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль | ||
4. | Мы рисуем радугу | 16 | 8 | 8 | ||||
21-22 | 4.1 | Введение лексики по теме «Цвета». «What colour is …?» | 4 | 2 | 2 | |||
23 | 4.2 | Я могу, а он не может! Введение глагольной формы «can't» и «сannot». | 2 | 1 | 1 | |||
24 | 4.3 | Игра «Цветик-семицветик». | 2 | 1 | 1 | |||
25 | 4.4 | Предлоги места. | 2 | 1 | 1 | |||
26 | 4.5 | Описательные прилагательные. | 2 | 1 | 1 | |||
27 | 4.6 | История и традиции празднования Нового года и Рождества. | 2 | 1 | 1 | |||
28 | 4.7 | Итоговое занятие по теме «Мы рисуем радугу». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль | ||
5. | Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо уметь считать! | 12 | 6 | 6 | ||||
29-30 | 5.1 | Считаем до 100. Введение лексики. | 4 | 2 | 2 | |||
31 | 5.2 | Учимся – играя! | 2 | 1 | 1 | |||
32 | 5.3 | Решаем примеры! «How many?» | 2 | 1 | 1 | |||
33 | 5.4 | Введение лексики по теме «Дни недели». | 2 | 2 | 2 | |||
34 | 5.5 | Итоговое занятие по теме «Счет». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль | ||
6 | Все профессии важны, все профессии нужны. | 16 | 8 | 8 | ||||
35-36 | 6.1 | Введение лексики по теме «Профессия». | 4 | 2 | 2 | |||
37 | 6.2 | «What's your job?» | 2 | 1 | 1 | |||
38-39 | 6.3 | «What's the matter?» | 4 | 2 | 2 | |||
40-41 | 6.4 | Учимся задавать вопросы! | 4 | 2 | 2 | |||
42 | 6.5 | Итоговое занятие по теме «Профессия». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль | ||
7. | В мире животных. | 12 | 6 | 6 | ||||
43-44 | 7.1 | Введение лексических единиц по теме «Животные». | 4 | 2 | 2 | |||
45 | 7.2 | Грамматический материал: I like…, I love… I hate… | 2 | 1 | 1 | |||
46 | 7.3 | Рассказ о любимом животном. | 2 | 1 | 1 | |||
47 | 7.4 | Животные -слова исключения мн.ч. | 2 | 1 | 1 | |||
48 | 7.5 | Итоговое занятие по теме «В мире животных». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль | ||
8. | Времена года | 18 | 9 | 9 | ||||
49 -50 | 8.1 | Введение лексики по теме «Времена года». | 4 | 2 | 2 | |||
51-52 | 8.2 | Введение лексики по теме «Месяцы года». | 4 | 2 | 2 | |||
53 | 8.3 | Закрепление знаний по теме через кроссворды. | 2 | 1 | 1 | |||
54 | 8.4 | Составление рассказа «Моё любимое время года». | 2 | 1 | 1 | |||
55 | 8.5 | Закрепление материала через дидактический материал. | 2 | 1 | 1 | |||
56 | 8.6 | Стихотворение «Hello, Spring! | 2 | 1 | 1 | |||
57 | 8.7 | Итоговое занятие – закрепление по теме «Времена года». | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль | ||
9. | Я знаю английский! | 16 | 8 | 8 | ||||
58-59 | 9.1 | Английский в играх | 4 | 2 | 2 | |||
60-61 | 9.2 | Конкурсы знатоков английских слов. | 4 | 2 | 2 | |||
62-63 | 9.3. | Грамматическая карусель. | 4 | 2 | 2 | |||
64-65 | 9.4 | Юный переводчик. | 4 | 2 | 2 | |||
66-71 | 10. | Учебно-воспитательные мероприятия | 12 | 6 | 6 | |||
72 | 11. | Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения за год. | 2 | 1 | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на достижение учащимися следующих результатов:
1.В сфере коммуникативной компетенции:
1.1. языковые представления и навыки, основанные на принципе устного опережения:
- речевые клише как элементы речевого этикета;
- лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики
первого года обучения;
1.2. говорение:
- элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях;
- диалог с вопросами;
- монологические высказывания с описаниями предметов, картинок;
1.3. аудирование:
- понимание на слух речи учителя и других учащихся;
- восприятие основного содержания несложных видеотекстов, аудио текстов и песен на знакомом учащимся языковом материале);
2. В познавательной сфере:
2.1. формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке:
- использование основных коммуникативных типов предложений;
- умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных монологических высказывание по изученной тематике.
3. В ценностно-ориентационной сфере:
3.1. восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Согласно «Положению об аттестации обучающихся детских творческих объединений МБУ ДО «ЦДТ» в Центре проводится вводный, промежуточный и итоговый мониторинг обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) воспитанниками объединения «Увлекательный английский». Задания для проведения вводной, промежуточной и итоговой аттестации разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей в группе.
Способы определения результативности:
педагогическое наблюдение;
результаты промежуточного тестирования на предмет усвоения материала;
защита проектов;
участие воспитанников в мероприятиях (соревнованиях, конкурсах);
решение задач поискового характера;
активность обучающихся на занятиях.
Формы аттестации: опрос, тестирование, самостоятельная работа, презентация творческих работ, защита проектов, инсценировка сказок.
ВОСПИТАНИЕ
Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р), является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности».
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых (конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
— российского национального исторического сознания на основе исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти предков;
— принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
— уважения к жизни, достоинству, свободе мировоззренческого выбора каждого человека, к национальному достоинству и религиозным чувствам представителей всех народов России и традиционных российских религий, уважения к старшим, к людям труда;
— уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию;
— сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья (своего и других людей), соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
— установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья;
— уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях;
— ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества;
— понимания специфики регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в современном российском обществе.
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в соответствии с приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года».
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от:
- поставленных целей и задач, обусловленных познавательно-развивающей деятельностью объединения;
- возрастных и личностных особенностей детей и подростков, посещающих объединение;
- предполагаемых промежуточных и конечных результатов.
Формы воспитания:
учебное занятие,
беседа,
дискуссии
коллективные игры
ролевые игры (деловые)
тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
викторины
системы последовательных заданий
проекты
демонстрация
упражнение с объяснением и исправлением ошибок
метод многократного повторения
«делай как я»
Методы воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения, словесные) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, инструктаж, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (практические) –педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на базе учреждения дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, беседы с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур, используются в виде усреднённых и анонимных данных.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Дата проведения | |
Беседа «Дорожная безопасность». | Сентябрь | |
Конкурс рисунков «Символ мира и добра», посвящённый Международному дню мира. | Сентябрь | |
Конкурс рисунков: «Моя любимая достопримечательность англоязычной страны». | Октябрь | |
Праздник осени. | Октябрь | |
Участие в месячнике пожилых людей. | Октябрь | |
Праздник любви и благодарности «День матери». | Ноябрь | |
Проект «Родословное древо». | Ноябрь | |
Осенние каникулы (мероприятия по плану). | Ноябрь | |
Образовательный квест «Рождественское настроение». | Декабрь | |
Творческий конкурс «Новогодний фейерверк». | Декабрь | |
Праздник новогодней ёлки для обучающихся ЦДТ. | Декабрь | |
Внеклассное мероприятие «Волшебники добра». | Январь | |
Новогодние каникулы (мероприятия по плану). | Январь | |
Акция «Покормите птиц зимой». | Январь | |
Викторина «This magic world of Disney». | Февраль | |
Акция «Старость в радость». | Февраль | |
Внеклассное мероприятие «The 8 of March». | Март | |
Творческий конкурс «Экология. Дети. Творчество». | Март | |
Праздник Масленицы. | Март | |
Весенние каникулы (мероприятия по плану). | Март | |
Экскурсия в ДШИ. | Апрель | |
Творческий конкурс «Люблю тебя, мой край родной». | Апрель | |
Игра-викторина «Удивительный мир космоса». | Апрель | |
Акция «Бумаге- вторую жизнь!». | Апрель | |
Праздник «День Земли». | Апрель | |
Участие в Акциях ко Дню Победы: «Голубь Мира», «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Сад памяти», «Письма Победы». | Апрель-май | |
Интеллектуальная игра «Полиглот». | Май | |
Беседа «Безопасное лето». | Май | |
Итоговый праздник «Дом, в котором мы живём». | Май | |
Лагерь активистов дополнительного образования. | Июнь |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИИ
Занятия включают в себя и теоретическую и практическую части. Теоретические сведения (30% от общего количества) даются на соответствующих занятиях перед новыми видами деятельности обучающихся. Теоретические сведения – это объяснение нового материала. В процессе обучения в тесной взаимосвязи реализуются такие методы как: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные. Выбор методов зависит от психофизиологических, возрастных особенностей обучающихся, от темы и формы занятия. Основные типы занятий - практические работа индивидуальная, групповая, фронтальная.
В течение всего периода обучения по программе «Увлекательный английский» предлагается система занятий, построенная на основе учебно-тренировочных занятий, показательных и демонстрационных выступлений, периодического участия в конкурсах муниципального, республиканского, российского уровня, позволяющая учащимся демонстрировать полученные знания, навыки, и умения в процессе обучения.
Методика проведения занятий предполагает создание ситуации успеха для каждого ребенка, радости от преодоления трудностей и получение удовлетворения от выполненной творческой работы. Этому также способствуют совместные обсуждения результатов исследования, созданных проектов, создание положительной мотивации, поощрения. Обучающимся предоставляется право выбора тем мини - проектов, форм выполнения (индивидуальная, парная, групповая). Реализация обучающимися мини-проектов дает возможность обучающимися, начинающим «с нуля», так и тем, кто владеет определенными знаниями успешно осваивать изучаемый материал. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
ИНФОРМАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Увлекательный английский» включает в себя обеспечение образовательного процесса согласно учебно-тематическому плану различными методическими материалам.
Программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
В программе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы:
— учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска.
Оборудование:
грамматические и тематические таблицы по изучаемым явлениям;
карточки с играми и заданиями;
карточки для изучения основной лексики;
тексты для работы на занятиях;
мультимедийное оборудование;
компьютерные диски с играми на изученные лексические темы;
тесты для отслеживания результатов освоения программы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Лучшие английские сказки. /адапт. текста, сост. коммент. и слов Е.А. Лебедевой, Москва: ООО «Издательство АСТ», 2021 -128с.:ил.
Английский с нуля. / С.А. Матвеев. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2023 -368 с.:ил.
Английский язык в сказках. Белоснежка и семь гномов /Н.Шутюк-М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2014. -12 с.:ил.
Английский язык в сказках. Три поросенка. /Н.Шутюк-М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2014. -12 с.:ил
Верещагина, И.Н. Английский язык – Учебник для 1 класса для школ с углубленным изучением английского языка. – 2010, 11- е издание.
Верхогляд В.А. Английские стихи для детей:Кн.для чтения на англ. яз. В младших классах. /В.А. Верхогляд-М.: 2010. -12 с.; ил.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. –Стандарты второго поколения.
Захарченко, И. А. Начнем учить английский, Ростов Н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета 2011.
Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: 2010-2012г.
Кулиш В.Г., Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2013. – 78 с.
Крижановская, Т. В. Английский язык: для детей 5-6 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2012.
Пучкова,Ю.Я. Игры на уроках английского языка : Метод. пособие / Ю.Я. Пучкова –М. : ООО « Издательство Астрель» , 2012.-78с.
Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. М.: «Просвещение» ,2011. 176с.
Для подготовки материалов к занятиям используется Интернет-ресурс:
https://mordovia.pfdo.ru/app/the-navigator/navigator - Портал ПФДО Республики Мордовия. Навигатор в мире дополнительного образования.
https://www.novakid.ru/ - сайт «Английский для детей».
http://englishforme.ucoz.ru/ - сайт «Английский язык для детей и их родителей».
https://eng-game.foxford.ru/ - Бесплатная игра-тренажер по английскому языку.
http://videouroki.net - портал «Видеоуроки в сети Интернет».
http://abc-english-grammar.com - проект Audio-Class (языки со звуком).
https://solncesvet.ru/ - международный педагогический портал «Солнечный свет».