Дополнительная общеобразовательная программа «Увлекательный английский»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического/методического совета Директор МКУ ДО
от «____»___________________20 г. «Дом творчества»
Протокол № ____________________ Черкашина Т.В.
«___»__________20 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
культурологической направленности
«Увлекательный английский»
Возраст обучающихся: 8 - 12 лет
Срок реализации: 4 года
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Пермякова Надежда Станиславовна,
педагог дополнительного образования
р.п.Качуг, 2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Увлекательный английский» разработана в соответствии с современной нормативной базой в области дополнительного образования в РФ:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года N 196, которым утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Устав Учреждения.
Данная программа имеет культурологическую направленность.
Актуальность программы обусловлена требованиями современного общества. Обучение иностранному языку несёт в себе огромный языковой потенциал и общее развитие ребёнка. В современном мире знание английского языка необходимо многим специалистам в различных областях. Английский язык – это язык международного общения, способ усвоения мирового опыта. Кроме того, с помощью английского языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения. В процессе общения на уроке, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора вырабатываются:
-дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре, стимулируется общее речевое развитие младших школьников,
-развивается их коммуникативная культура,
-формируются основы гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции.
Новизна данной программы заключается в том, что она способствует реализации принципов обучения иностранному языку в рамках компетентностного подхода к лингвистическому образованию. Процесс обучения предусматривает использование разных типов занятий, приёмов обучения, ИКТ, дополнительной литературы, множества игровых приемов, что сделает процесс обучения интересным и будет способствовать повышению уровня учебной мотивации учащихся. Важно то, что в процессе обучения будет акцентироваться внимание на использовании основ «живого», современного разговорного языка, доступного на данном возрастном этапе.
Данная программа способствует также успешному обучению английскому языку в школе, причем не дублирует школьную программу, а дополняет ее, создает возможности для применения творческих способностей детей.
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды для развития способностей, творческого потенциала и самореализации каждого ребенка. В соответствии с идеей используются следующие технологии: технология развивающего обучения, коммуникативного обучения, личностно-ориентированного обучения, технология использования в обучении игровых методов. При этом, сообразно возрасту обучающихся, игровые технологии являются ведущими. Применяются лексические, фонетические, грамматические игры, индивидуальные и групповые игры, настольные и ролевые игры, игры-соревнования. Для создания ситуации успеха в подведении итогов изучения темы (раздела) часто применяется метод проектов. При этом выбор проекта (краткосрочный, долгосрочный) идет от желания ребенка, его потребностей, что соответствует ведущим принципам дополнительного образования. Средства обучения достаточно разнообразны: это визуальные (наглядные материалы, плакаты, картинки и карточки, настольные игры), аудитивные (аудиозаписи для прослушивания), аудио-визуальные (обучающие видео, обучающие мультфильмы).
Программа учитывает возрастные особенности детей 8-12 лет: это дети младшего школьного возраста и дети, перешедшие в среднее звено. Ведущей деятельностью для детей 8-10 лет все еще является игровая, отсюда приоритет игровых методов, которые постепенно сменяются на коммуникативные (10-12 лет). Для детей данной возрастной группы необходимо сформировать и поддерживать устойчивый интерес к изучению английского языка, поэтому важна внешняя сторона оформления содержания. Пособия должны быть яркими, внешне привлекательными, многие выполняются совместно с обучающимися. Мальчики и девочки при этом имеют возможность реализовывать собственные интересы. Выбор аудитивных и аудио-визуальных средств обучения опирается на сферу актуальных интересов детей каждого возрастного этапа. Так, для детей первого-второго года обучения это в основном мультфильмы, песенки; для детей третьего-четвертого года обучения фото знаменитостей, кадры из фильмов, ролики из соцсетей. При комплектовании групп учитывается возраст и уровень владения языковыми умениями детей, индивидуально-психологические и физические особенности детей, возможности их совместимости.
Данная программа является программой базового уровня, однако в случае необходимости возможна организация индивидуальной работы с ребенком. В этом случае составляется индивидуальный образовательный маршрут с адаптацией программы к особенностям обучающегося (корректируется объем освоения для каждого раздела программы, виды контроля, степень помощи педагога с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, испытывающего трудности). Для детей, опережающих свою возрастную группу, возможно составление индивидуального образовательного маршрута продвинутого уровня, с углублением изучаемых тем, расширением словарного запаса по каждой теме, увеличением степени самостоятельности выполняемых работ.
Цель данной программы - развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком, на основе формирования устойчивого интереса к изучению английского языка.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование навыков правильного произношения;
- формирование коммуникативных навыков: умение вступать в контакт по общению и поддерживать его;
- формирование словарного запаса;
- расширение кругозора детей, знакомство их со страной и культурой изучаемого языка.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных качеств ребенка: память, мышление, воображение, речь;
- развитие творческого потенциала учащегося;
- развитие познавательной активности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к культуре изучаемого языка;
- воспитание толерантного отношения к другим людям: партнерам по общению (педагогу и товарищам по коллективу), людям другой национальности, людям, воспитанным в другой культуре;
- воспитание личностных качеств: целеустремленности, упорства, усидчивости, стремления преодолевать трудности.
Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на учащихся со средними способностями, но также дает возможность для развития потенциала тех, кто увлечен английским языком. Так как в современном мире дети испытывают постоянные большие нагрузки, данная программа позволяет снимать напряжение, так как является почти развлекательной. Предусмотрена индивидуализация видов работ, что позволит каждому учащемуся находиться в ситуации успеха, не бояться изучения иностранных языков.
Принципы, лежащие в основе программы:
- принципы гуманизации и демократизации;
- принцип природосообразности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- принцип научности (наличие теоретической основы и методологической базы);
- принцип наглядности (достаточная иллюстрированность);
- принцип единства (целостность и взаимосвязанность получаемых знаний и представлений).
Возраст учащихся, занимающихся по программе, от 8 до 12 лет.
Программа реализуется в течение 4 лет. Сроки реализации: 2020-2024 год.
Она предполагает использование следующих форм обучения:
- беседа с игровыми элементами;
- учебная сюжетно-ролевая игра;
- лексическая игра;
- театрализация, инсценирование;
- игра-путешествие;
- виртуальное путешествие;
- викторины, соревнования, конкурсы, состязания;
- краткосрочные и долгосрочные творческие проекты.
Практически на каждом занятии должны проводиться фонетические и речевые разминки. Большая часть учебных тем подкрепляется разучиванием небольших стихотворений, рифмовок, песенок, соответствующих изучаемой тематике. Кроме того, используется большое количество обучающих мультфильмов на английском языке.
В основе работы по программе лежат групповые занятия. Наполняемость групп составляет до 10-12 человек. Это позволяет включить каждого ребенка в образовательный процесс и вместе с тем создает условия для вовлечения всех детей в разные виды деятельности: индивидуальную или фронтальную работу, работу по подгруппам или парам.
Режим занятий:
1, 2, 3 и 4 года обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов в год для каждого года обучения – 144 часа.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов:
Личностные результаты:
- формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Метапредметные результаты:
- умение взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение лингвистического кругозора;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Данные личностные и метапредметные результаты формируются и закрепляются по завершении каждого года обучения.
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере: Речевая компетенция:
В говорении: вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; способность составлять небольшое монологическое высказывание о себе на основе содержательной опоры.
В аудировании: способность понимать содержание кратких высказываний, построенных на изученном языковом материале; понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном материале.
Б. В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, словосочетаний, простых предложений;
-умение распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
-умение действовать по образцу;
-умение пользоваться транскрипцией;
-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
-представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
-приобщение к культурным ценностям другого народа.
Г.В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций;
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
К концу обучения по программе 1 года обучения учащиеся должны:
знать английский алфавит, уметь читать слова по правилам открытого и закрытого слога; знать числительные 1-10; уметь отвечать на простейшие вопросы, владеть основами английской грамматики: формы глагола to be в простом настоящем времени (Present Simple), множественное число существительных (базовые случаи), личные и притяжательные местоимения, употребление неопределенного артикля, модального глагола can.
К концу обучения по программе 2 года обучения учащиеся должны:
уметь читать слова по правилам открытого и закрытого слога, а также буквосочетания с гласными и согласными буквами; знать числительные 1-100; уметь отвечать на простейшие вопросы, владеть основами английской грамматики: времена Present Simple и Present Continious, множественное число существительных (исключения), личные и притяжательные местоимения, указательные местоимения, притяжательный падеж существительных, употребление неопределенного артикля a/an, модального глагола can/can`t, предлоги места.
К концу обучения по программе 3 года обучения учащиеся должны:
уметь читать и употреблять слова и выражения в полной и краткой форме; уметь образовывать порядковые числительные; уметь отвечать на вопросы, владеть основами английской грамматики: времена Present Simple и Present Continious, Past Simple, множественное число существительных, личные, притяжательные, указательные местоимения, притяжательный падеж существительных, употребление неопределенного артикля a/an, модальных глаголов can, have to, must и их отрицательные формы, предлоги времени, сравнительная и превосходная степень прилагательных.
К концу обучения по программе 4 года обучения учащиеся должны:
уметь читать и употреблять слова и выражения в полной и краткой форме; уметь образовывать порядковые числительные; читать различные буквосочетания гласных и согласных, уметь отвечать на вопросы, владеть основами английской грамматики: времена Present Simple и Present Continious, Past Simple (со знанием неправильных глаголов), Future Simple, множественное число существительных, личные, притяжательные, указательные местоимения, притяжательный падеж существительных, употребление неопределенного артикля a/an, определенного артикля the, модальных глаголов can, have to, must и их отрицательные формы, предлоги места и времени, сравнительная и превосходная степень прилагательных.
Формы подведения итогов реализации
Особенностью программы является ориентация на создание ситуации успеха, достижение личностно значимых результатов, рост собственных достижений каждого ребенка. При оценивании результатов важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его индивидуальный прогресс. Необходимо крайне деликатно осуществлять оценивание результативности достижений детей и давать возможность каждому проявить себя, чтобы не утратить мотивацию для дальнейшей работы по изучению английского языка. При этом можно использовать участие в краткосрочных и долгосрочных творческих проектах, участие в отчетных концертах Дома творчества с представлением исполнения стихов, песенок, инсценировок и т.д. на английском языке.
Контроль и анализ освоения программы осуществляется следующим образом: для каждого раздела программы предусмотрено выполнение контрольного задания, которое может быть устным, письменным, комбинированным, по образцу либо творческим, индивидуальным или коллективным (см.учебно-тематический план на каждый год обучения). В случае необходимости контрольное задание может быть изменено. Выполнение каждого задания оценивается по заданным критериям в баллах. В течение года все результаты заносятся в сводную диагностическую таблицу (приложение 2). Данные диагностические таблицы разработаны на каждый год обучения. В конце учебного года высчитывается итоговый результат освоения программы в процентах на каждого обучающегося.
Учебно-тематический план первого года обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Давайте познакомимся! | 4 | 2 | 2 | Инсценировка знакомства |
2 | Английские буквы и их друзья – ученики: | | Проект «Моя любимая буква» | ||
Знакомство с буквами | 20 | 10 | 10 | ||
Буквы и алфавит | 20 | 10 | 10 | ||
Чтение букв. Правила чтения. | 8 | 2 | 6 | ||
Итого | 48 | 22 | 26 | ||
3 | Я и моя семья. Мы и мир вокруг: | | Презентация портрета семьи с описанием. | ||
| Члены семьи | 8 | 4 | 4 | |
| Готовимся к Рождеству | 8 | 6 | 2 | |
| Зимние развлечения | 12 | 4 | 8 | |
| Итого | 28 | 14 | 14 | |
4 | Мой дом: | | Проект «Мой дом»: план с презентацией. | ||
| Комнаты | 8 | 4 | 4 | |
| Дом и сад | 2 | 1 | 1 | |
| Мебель | 6 | 3 | 3 | |
| Итого | 16 | 8 | 8 | |
5 | Любимая еда: | | Презентация проекта «Волшебный стол» | ||
| Я люблю… | 4 | 2 | 2 | |
| Я голоден | 4 | 2 | 2 | |
| Итого | 8 | 4 | 4 | |
6 | Животные: мои питомцы и не только. | 4 | 2 | 2 | Чтение стихов о животных. |
7 | Мои друзья игрушки. | 4 | 2 | 2 | Инсценировка «Моя любимая игрушка» |
8 | Что там за окном? Погода. | 8 | 4 | 4 | Инсценировка «Какая сегодня погода?» |
9 | Моя одежда: | | Инсценировка «Заботливая мама» | ||
| Предметы одежды | 4 | 2 | 2 | |
| Надень куртку! | 4 | 2 | 2 | |
| Итого | 8 | 4 | 4 | |
10 | Год и сезоны. | 4 | 2 | 2 | Коллективный проект «Времена года» (информационный стенд) |
11 | Мои выходные. | 8 | 2 | 6 | Составление текста о проведенном выходном. |
12 | 4 | 2 | 2 | Устное высказывание «Я хочу увидеть…» | |
| Итого | 144 | 68 | 76 | |
Содержание программы первого года обучения:
Раздел 1. Давайте познакомимся! Теория: фразы для приветствия, знакомства, прощания: Hello! How are you? Fine, thanks. I`m… And you? What is your name? My name is… Практика: формирование речевых навыков. Контроль: инсценировка знакомства (возможно с помощью кукол).
Раздел 2. Английские буквы и их друзья – ученики. Тема: Знакомство с буквами. Теория: Знакомство с буквами английского алфавита и звуками, которые они обозначают. Практика: заучивание букв через игровые виды деятельности. Постепенное формирование базового словаря (предметы быта, люди, животные, счет предметов). Тема: Буквы и алфавит. Теория: алфавитный порядок букв в английском языке. Практика: Заучивание песенок, рифмовок. Заучивание алфавита с помощью песенок. Закрепление базового словаря. Тема: Чтение букв. Теория: правила чтения. Чтение простых слов с изученными буквами. Знакомство со словами – обозначениями школьных принадлежностей. Школа и класс. Счет до 10. Основные цвета. Практика: закрепление словаря в речи. Употребление конструкции this is. Чтение буквосочетаний: sh, ch, th, ph. Контроль: индивидуальный творческий проект «Моя любимая буква» (нарисовать и выступить с объяснением).
Раздел 3. Я и моя семья. Мы и мир вокруг. Тема: Члены семьи. Теория: лексика по теме: члены семьи. Личные и притяжательные местоимения. Притяжательный падеж существительных. Практика: Конструкция I love… Описание членов семьи с использованием лексики: tall, short, fat, slim, kind, funny, young, old. I like… Конструкция What`s this? This is my mum`s… Тема: Готовимся к Рождеству. Теория: семейные праздники англоговорящих стран: День благодарения, Рождество. Подготовка к рождеству и Новому году; лексика по теме: подарки, Санта Клаус, его помощники, елка, сладости. Практика: Разучивание рождественских песенок. Тема: зимние развлечения. Теория: смена времен года, сезоны, совместные зимние развлечения (снежки, санки). Практика: рассказ о том, что ты любишь делать с семьей (конструкция I like…). Чтение гласных букв Aa, Ee, Ii, Oo в открытом и закрытом слогах. Контроль: по фото или нарисованному портрету семьи рассказать, кто есть в семье.
Раздел 4. Мой дом. Тема: Комнаты. Теория: лексика по теме: названия комнат. Практика: рассказ по картинкам, описание дома. Тема: Дом и сад. Теория: Лексика по теме. Практика: «заселять» героев в разные места дома и сада. Отвечать на вопрос, где они. Тема: Мебель. Теория: обстановка комнат, лексика по теме. Предлоги места. Практика: описывать местонахождение кого-л. или чего-л. Конструкции Where`s …? He`s… Описание обстановки в доме. Описание цветов мебели и предметов в доме. Чтение буквосочетаний th, ее. Контроль: в индивидуальном проекте «Мой дом» изобразить план своего дома, подписать комнаты, рассказать по плану.
Раздел 5. Любимая еда. Тема: Я люблю... Лексика по теме: фрукты, блюда. Множественное число существительных. Практика: описание любимых блюд с помощью конструкции I like… I don`t like… Тема: Я голоден. Теория: лексика по теме. Практика: описание состояния с помощью конструкции to be hungry. Чтение буквы Cc. Контроль: участие в коллективном проекте «Волшебный стол», нарисовать и подписать любимое блюдо.
Раздел 6. Животные: мои питомцы и не только. Теория: лексика по теме животные. Модальный глагол can и действия животных. Практика: описание внешнего вида и характера (Конструкция It is… It has…) Применение конструкции I can… Чтение буквосочетаний ee, ea, th, sh, ch, ph, wh, ng, ck, ir, ur. Контроль: чтение подготовленных стихов о животных.
Раздел 7. Мои друзья игрушки. Теория: лексика по теме. Предлоги места. Конструкции have got/has got. Лексика: части тела, лицо, волосы. Практика: описание игрушки, ее цвет, что у нее есть. Чтение буквы Yy. Контроль: участие в инсценировке «Моя любимая игрушка» на основе отработанных конструкций.
Раздел 8. Что там за окном? Погода. Теория: лексика по теме: солнечно, жарко, холодно, ветрено, дождливо. Практика: описание погоды с помощью конструкции It`s…today. Контроль: участие в инсценировке «Какая сегодня погода?» на основе отработанных конструкций.
Раздел 9. Моя одежда. Тема: Предметы одежды. Теория: лексика по теме. Конструкция I`m wearing…Практика: описание предметов гардероба, своего внешнего вида. Тема: Надень куртку! Теория: повелительное наклонение. Конструкции Put on your… Take off your… Практика: дать совет или просьбу по правильному выбору одежды по погоде. Контроль: участие в инсценировке «Заботливая мама» на основе конструкций Put on your… Take off your…
Раздел 10. Год и сезоны. Теория: названия 4 сезонов. Практика: описание сезонов по изученным конструкциям. Описание любимого времени года. Контроль: участие в коллективном проекте «Времена года» (рисунок, подпись).
Раздел 11. Мои выходные. Теория: лексика по теме: кино, парк, прогулки, лагерь, пляж. Практика: рассказ о любимом времяпровождении с помощью конструкции I like… Контроль: на основе опорных слов и выражений составить текст о проведенном выходном.
Раздел 12. Путешествуем! Теория: ознакомление с англоязычными странами (Великобритания), достопримечательностями и традициями. Виртуальное путешествие. Практика: выразить свои желания с помощью конструкции I want to see/ I want to visit… Контроль: поделиться своими желаниями о месте, где хотел бы побывать (устно).
Учебно-тематический план второго года обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Снова вместе! | 4 | 2 | 2 | Инсценировка диалога встречи. | |
2 | В школе и не только: | | Кроссворды, чайнворды, поиск слов. | |||
| Что у меня есть | 4 | 2 | 2 | ||
| Чем я занимаюсь | 4 | 2 | 2 | ||
| Читаю и считаю | 8 | 2 | 6 | ||
| Итого | 16 | 6 | 10 | ||
3 | Моя семья, мои близкие: | | Составление родословного древа «Моя семья» | |||
| С кем я живу | 4 | 2 | 2 | ||
| Семейное древо | 4 | 2 | 2 | ||
| Все про моих родных | 16 | 6 | 10 | ||
| Итого | 24 | 10 | 14 | ||
4 | Как вкусно! | | Составление текста «Что я люблю» | |||
| Я люблю… | 8 | 2 | 6 | ||
| Много еды | 4 | 2 | 2 | ||
| Завтрак, обед, ужин | 4 | 2 | 2 | ||
| Итого | 16 | 6 | 10 | ||
5 | Любимые игрушки и где они живут: | | Чтение стихов об игрушках. | |||
| Мои игрушки… | 8 | 4 | 4 | ||
| … И где они живут. | 6 | 2 | 4 | ||
| Чье это? | 6 | 2 | 4 | ||
| Итого | 20 | 8 | 12 | ||
6 | Друзья человека. | | Описание своего домашнего животного. | |||
| Мои питомцы | 8 | 4 | 4 | ||
| Какие бывают животные | 8 | 4 | 4 | ||
| Итого | 16 | 8 | 8 | ||
7 | Дом и все, что в нем. | 12 | 6 | 6 | Проект «Дом моей мечты» с презентацией. | |
8 | На выходных. | | Составление текста «О чем я мечтаю» | |||
| Чем занимаешься? | 8 | 2 | 6 | ||
| Идем гулять! | 8 | 2 | 6 | ||
| Итого | 16 | 4 | 12 | ||
9 | Как время летит… | 12 | 6 | 6 | Составление своего расписания. | |
10 | Снова в путь! | 8 | 4 | 4 | Устное высказывание «Я хочу посетить…» | |
| Итого | 144 | 60 | 84 | |
Содержание программы второго года обучения:
Раздел 1. Снова вместе. Теория: Фразы для приветствия, знакомства, прощания: Hello! How are you? Fine, thanks. I`m… And you? What is your name? My name is…Практика: использование данных конструкций в ситуации знакомства. Представление своих друзей друг другу. Контроль: участие в инсценировке диалога встречи.
Раздел 2. В школе и не только. Тема: Что у меня есть. Теория: Школьные предметы, школьные принадлежности. Практика: рассказываем о своих принадлежностях для учебы. Собираем портфель. Счет от 10 до 20. Тема: Чем я занимаюсь. Теория: школьные предметы, уроки, дисциплины. Практика: рассказать о любимых предметах. Тема: Читаю и считаю. Теория: повторение алфавита, обозначения и чтения букв. Гласные в открытом и закрытом слоге. Изученные буквосочетания. Цвета. Основные формы: круг, квадрат, треугольник. Практика: повторение правил чтения. Счет. Описание форм и цвета предметов. Конструкция What`s this? It`s... Контроль: лексические игры (кроссворды, чайнворды, поиск слов).
Раздел 3. Моя семья, мои близкие. Тема: с кем я живу. Теория: лексика по теме: члены семьи. Притяжательные местоимения. Практика: рассказ о своей семье с помощью конструкции This is my… Тема: Семейное древо. Теория: члены семьи. Практика: создание схематичного изображения семейного древа. Тема: Все про моих родных. Теория: Притяжательный падеж существительных. Множественное число существительных. Профессии. Практика: рассказ об основных сведениях о своих родных. Конструкция What`s she? Who is she? How old is she? Чтение буквы Аа в открытом и закрытом слогах. Контроль: составление родословного древа My family tree с подписями на английском и транслитерацией имен.
Раздел 4.Как вкусно! Тема: Я люблю… Теория: лексика по теме: фрукты, овощи, напитки. Практика: рассказывать о предпочтениях в еде. Конструкции My favourite food is… Тема: Много еды. Теория: Множественное число существительных. Правила чтения окончаний. Практика: употреблять названия продуктов во множественном числе. Местоимения many/much, some, аny. Конструкция Can I have some… Этикет. Тема: завтрак, обед, ужин. Теория: лексика по теме. Практика: простое настоящее время, глаголы в 3 лице (have/has). Чтение буквы Ii в открытом и закрытом слогах. Контроль: при помощи опор составить текст про любимые блюда.
Раздел 5. Любимые игрушки и где они живут. Тема: Мои игрушки… Теория: лексика по теме: названия игрушек. Притяжательные местоимения. Практика: называть свои игрушки и игрушки друга, брата…Тема: …И где они живут. Теория: лексика по теме: мебель, обстановка. Указательные местоимения. Предлоги места. Практика: Описание местоположения игрушек в комнате, доме. Употребление артиклей a/an, указательных местоимений this/that, these/those. Тема: Чье это? Теория: вопросительное слово «чей, чья, чье», построение вопросов. Практика: конструкции Whose is this …? It`s… Чтение буквы Оо в открытом и закрытом слогах. Контроль: чтение стихов о любимых игрушках.
Раздел 6. Друзья человека. Тема: Мои питомцы. Теория: лексика по теме животные: дикие и домашние. Модальный глагол can. Исключения при образовании множественного числа существительных. Практика: описание внешнего вида и характера (Конструкция It has got…It can…) Тема: Какие бывают животные. Теория: виды животных. Практика: рассказ о любом животном. Образование числительных от 20 до 50. Контроль: при помощи опор составить текст-описание своего домашнего животного.
Раздел 7. Дом и все, что в нем. Теория: лексика по теме: названия комнат, дома, сада, обстановка комнат, мебели. Предлоги места. Практика: описание местонахождения своего или к-л. предметов. Конструкции There is… There are… Контроль: презентация творческого проекта «Дом моей мечты» (нарисовать, описать).
Раздел 8. На выходных. Тема: Чем занимаешься? Теория: лексика по теме: хобби, свободное время, прогулки, погода, одежда, занятия. Практика: конструкция What are you doing? Are they sitting? Употребление настоящего длительного времени. Тема: Идем гулять! Теория: лексика по теме: занятия на природе, прогулке. Практика: описание времяпровождения на прогулке. Контроль: составление текста «О чем я мечтаю» (о том, как бы хотелось провести выходной, с использованием Present Continious).
Раздел 9.Как время летит! Теория: лексика по теме: год, время года, месяцы, дни недели. Практика: описание своих ежедневных дел. Употребление предлогов времени. Определение времени по часам. Конструкция It`s … o`clock. Контроль: составление примерного расписания (распорядка дня).
Раздел 10. Снова в путь! Теория: ознакомление с англоязычными странами (США, Канада), достопримечательностями и традициями. Виртуальное путешествие. Практика: выразить свои желания с помощью конструкции I want to see/ I want to visit… Контроль: Контроль: поделиться своими желаниями о месте, где хотел бы побывать (устно).
Учебно-тематический план третьего года обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Рады встрече! | 4 | 2 | 2 | Инсценировка диалога встречи. |
2 | Учусь и увлекаюсь. | 8 | 2 | 6 | Составление текстов о любимых предметах, хобби и т.д. |
3 | Моя семья, мои друзья: | | Портрет моего друга. | ||
| Как мы выглядим… | 12 | 4 | 8 | |
| …И что мы делаем. | 12 | 4 | 8 | |
| Итого | 24 | 8 | 16 | |
4 | Люди вокруг: мир профессий: | | План города, где я буду жить. | ||
| Кто работает по соседству. | 8 | 4 | 4 | |
| И что должен делать я. | 8 | 4 | 4 | |
| Итого | 16 | 8 | 8 | |
5 | Заходите на угощение. | 8 | 4 | 4 | Инсценировка чаепития/ званого ужина и т.д. |
6 | Такие разные животные: | | Составление классификации животных. | ||
| Что они делают. | 12 | 4 | 8 | |
| Как они выглядят. | 16 | 6 | 10 | |
| Итого | 28 | 10 | 18 | |
7 | Прошедший день: | | Рассказ о событиях, произошедших в прошлом. | ||
| Вчера я был… | 10 | 4 | 6 | |
| А в прошлом месяце… | 10 | 4 | 6 | |
| События из книг. | 8 | 2 | 6 | |
| Что я делал вчера… | 8 | 4 | 4 | |
| А в прошлом году… | 8 | 4 | 4 | |
| Итого | 44 | 18 | 8 | |
8 | Дорога зовет… | 12 | 6 | 6 | Устное высказывание «Я хотел бы посмотреть…» |
| Итого | 144 | 58 | 86 | |
Содержание программы третьего года обучения:
Раздел 1. Рады встрече! Теория: фразы для приветствия, знакомства, прощания, повседневного общения: What`s up? What`s new? How`s life? Практика: диалог знакомства/встречи, представление своих друзей друг другу. Контроль: участие в инсценировке диалога встречи с другом.
Раздел 2. Учусь и увлекаюсь. Теория: моя занятость (осенью: начало учебы). Лексика по теме: школьные предметы, школьные принадлежности. Практика: собираем портфель, повторяем счет от 10 до 20, цвета, основные формы: круг, квадрат, треугольник. Конструкции How old is he? What`s his phone number? What year is he in? Контроль: составление текстов о любимых предметах, хобби и т.д. на основе данных опор.
Раздел 3. Моя семья, мои друзья. Тема: Как мы выглядим… Теория: лексика по теме: члены семьи, друзья. Практика: конструкция What does he look like? What`s he like? Тема: … И что мы делаем. Теория: настоящее продолженное время, его применение и грамматика. Практика: описание своей занятости с использованием Present Continious. Конструкции типа What`s he doing? Числительные 30-100. Чтение буквосочетаний a+r, o+r. Контроль: краткосрочный творческий проект «портрет моего друга» (описание внешности одного из друзей, возможно с иллюстрированием).
Раздел 4. Люди вокруг: мир профессий. Тема: Кто работает по соседству. Теория: лексика по теме: учреждения, места работы, профессии людей. Притяжательный падеж существительных. Практика: описание местоположение в городе, деревне с помощью предлогов места, названий улиц. Тема: И что должен делать я. Теория: лексика по теме: домашние дела. Наречия частотности. Практика: употребление модального глагола have to. Чтение буквосочетаний i+r, e+r, u+r. Контроль: краткосрочный творческий проект «план города» (воображаемого, города мечты и т.п., с подписями улиц, площадей, административных зданий).
Раздел 5. Заходите на угощение. Теория: лексика по теме: разные блюда. Классификации: молочные продукты, фастфуд и т.п. Слова. обозначающие меры вместимости, емкости (packet, bar, kilo, loaf и т.д.) Практика: соблюдение этикета за столом. Конструкции Can you pass me …, please? Here you are! You are welcome! Употребление исчисляемых и неисчисляемых существительных. Чтение буквы Gg. Контроль: участие в инсценировке чаепития, званого ужина и т.п. при использовании изученных конструкций.
Раздел 6. Такие разные животные. Тема: Что они делают. Теория: лексика по теме: животные, дома, в зоопарке, в дикой природе. Практика: описание занятий (Конструкция What are they doing?) Тема: Как они выглядят. Теория: сравнительная степень прилагательных. Практика: сравнение животных по каким-либо признакам. Контроль: составление классификации животных (по разным основаниям, на выбор).
Раздел 7. Прошедший день. Тема: Вчера я был…Теория: лексика по теме: наречия времени. Образование порядковых числительных. Глагол to be в Past Simple. Практика: описание своего или чьего-л.местоположения день назад. Тема: А в прошлом месяце… Теория: дни недели, месяц, год. Практика: рассказ о том, где ты был месяц, год… назад с использованием конструкции I was… Чтение буквы Yy, буквосочетаний a+s, a+l. Тема. События из книг. Теория: лексика по теме: книги, сказки, стихи. Практика: употребление простого прошедшего времени: окончания глаголов, составление вопросительного и отрицательного предложений. Тема: Что я делал вчера… Теория: лексика по теме: досуг, прогулки, активный отдых, посещение публичных мест. Простое прошедшее время и неправильные глаголы. Практика: рассказ о своих делах, проведенных вчера. Употребление предлогов времени. Тема: А в прошлом году… Теория: неправильные глаголы в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях. Практика: описание своих дел, произошедших в прошлом. Превосходная степень прилагательных. Контроль: на основе опор составление рассказа о событиях, произошедших в прошлом, в простом прошедшем времени.
Раздел 8. Дорога зовет… Теория: ознакомление с англоязычными странами (Австралия, Новая Зеландия), достопримечательностями и традициями. Виртуальное путешествие. Практика: выразить свои желания с помощью конструкции I would like to see/ to know. Контроль: поделиться своими желаниями о месте, где мечтал бы побывать (устно).
Учебно-тематический план четвертого года обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вместе веселее! | 4 | 2 | 2 | Инсценировка диалога «Как ты провел каникулы?» |
2 | Вспоминаю все, что знаю. | | Составление текста по теме «школа, учеба». | ||
| Все припоминаю… | 8 | 2 | 6 | |
| …И снова учусь. | 12 | 6 | 6 | |
| | 20 | 8 | 12 | |
3 | Что я люблю: | | Составление анкеты о себе. | ||
| Мои личные вещи | 10 | 4 | 6 | |
| Мои хобби | 8 | 4 | 4 | |
| | 18 | 8 | 10 | |
4 | Дом и семья: | | Составление текстов загадок по теме. | ||
| Дом, милый дом. | 12 | 4 | 8 | |
| Близкие мне люди. | 12 | 4 | 8 | |
| | 24 | 8 | 16 | |
5 | Удивительные животные. | 12 | 4 | 8 | Составление текстов загадок по теме. |
6 | Мои будни и выходные. | | | ||
| Каждый день | 12 | 4 | 8 | Проект «Какой я хочу распорядок дня» |
| У природы нет плохой погоды. | 12 | 4 | 8 | Составление текста с описанием погоды в фильме (сериале, телепередаче). |
| Отдыхать тоже важно | 14 | 6 | 8 | Составление плана для вечеринки в честь дня рождения. |
| Гуляю по городу… и не только | 12 | 4 | 8 | Составление маршрута с выбранной целью. |
| | 50 | 18 | 32 | |
7 | Дальняя дорога | 16 | 8 | 8 | Проект «Каникулы моей мечты» |
| Итого | 144 | 56 | 88 | |
Содержание программы четвертого года обучения:
Раздел 1. Вместе веселее! Теория: фразы для приветствия, знакомства, прощания, повседневного общения. Практика: представление своих друзей друг другу. Знакомство с вновь прибывшими. Делимся впечатлениями: How did you spend your summer vacation? Контроль: участие в инсценировке «Как ты провел каникулы?»
Раздел 2. Вспоминаю все, что знаю. Тема: Все припоминаю… Теория: лексика по темам: я, моя семья, мои друзья, счет количественный и порядковый, цвета, формы. Практика: лексические игры на основе словаря по теме. Тема: …И снова учусь. Теория: лексика по теме: учеба, школа, класс, домашние задания, уроки. Неопределенные артикли a/an. Практика: игры и упражнения, составление общих и специальных вопросов и ответы на них. Чтение гласных букв в открытом и закрытом слогах, буквосочетания th. Контроль: на основе опор составить текст на тему учебы, школы.
Раздел 3. Что я люблю. Тема: Мои личные вещи. Теория: лексика по теме: мои личные вещи (спортивные принадлежности, одежда, обувь, гаджеты). Личные и притяжательные местоимения. Притяжательный падеж существительных. Практика: перечислить свои личные вещи. Конструкция I`ve got… Тема: Мои хобби. Теория: лексика по теме: коллекционирование, спорт. Практика: называть свои увлечения. Чтение гласных букв в открытом и закрытом слогах , буквосочетаний o+n, m, v. Контроль: составление анкеты о себе на основе заданного шаблона.
Раздел 4. Дом и семья. Тема: Дом, милый дом. Теория: лексика по теме: виды жилья, комнаты, обстановка, мебель. Практика: описание своего дома с помощью конструкций There is… There are… Употребление предлогов места, указательных местоимений this-these, that-those. Чтение буквосочетания оо. Тема: Близкие мне люди. Теория: лексика по теме: члены семьи, черты внешности и характера. Косвенный падеж личных местоимений. Притяжательный падеж существительных. Практика: описание членов своей семьи. Употребление модальных глаголов can, may, must. Сравнение членов семьи с помощью конструкции as..as. Чтение буквосочетаний ее, еа. Контроль: составление собственных текстов загадок по теме.
Раздел 5. Удивительные животные. Теория: лексика по теме: домашние животные, животные фермы, дикие животные. Смысловые глаголы, обозначающие действия животных. Практика: рассказ о животных, их внешнем виде, повадках, употребление простого настоящего времени в 3 лице единственном числе. Чтение буквосочетаний i+r, u+r.
Тема 6. Мои будни и выходные. Тема: Каждый день. Теория: лексика по теме: распорядок дня, определение времени по часам. Практика: перечисление повседневных ежедневных в будни и выходные. Употребление предлогов времени. Чтение буквосочетаний а+r, о+r. Тема: У природы нет плохой погоды. Теория: лексика по теме: времена года, погода, одежда по погоде. Практика: описание текущей погоды с помощью конструкции It`s… Употребление настоящего длительного времени. Чтение буквосочетаний s+h, c+h. Контроль: составление такого распорядка, о каком мечтаешь (индивидуальный краткосрочный проект). Тема: Отдыхать тоже важно. Теория: лексика по теме: выходные, праздники, день рождения, угощение. Практика: моделирование ситуации «за праздничным столом». Конструкции There is/ There are, How much/ How many…? Угощение: Would you like some…? Чтение букв Cc, Gg. Контроль: описание погоды по видео (фильм, сериал, передача). Контроль: участие в коллективном проекте «План вечеринки в честь дня рождения». Тема: Гуляю по городу… и не только. Теория: лексика по теме: город, деревня, улицы, дома, местоположение. Практика: спрашиваем дорогу с помощью конструкции How do I get.. (How to get)? Употребление определенного и неопределенного артикля. Простое прошедшее время. Чтение буквосочетания c+k. Контроль: составление маршрута с выбранной целью (по готовому плану города).
Тема 7. Дальняя дорога. Теория: лексика по теме: летние каникулы, летний лагерь, отдых на природе, путешествия. Практика: употребление простого будущего времени. Выражение собственных предпочтений, рассказ о планах на лето. Конструкции I am going to… I would like to… Контроль: индивидуальный проект «Каникулы моей мечты».
Условия реализации программы:
Занятия по программе проходят в отдельном кабинете, квадратной формы, столы для учащихся расставлены буквой «П» для полного взаимодействия всех обучающихся в группе. Перед детьми находится доска для написания мелом, над ней телевизор с функцией чтения с мр3. В кабинете достаточно места для размещения наглядных материалов. Заполнение наглядностью происходит постепенно, по мере изучения разделов, тем программы.
Необходимые материально-технические средства:
Доска меловая.
Доска маленькая пластиковая для написания маркерами с макетом часов.
Наглядные средства: наборы дидактических карточек (буквы, числа однозначные, двух- и трехзначные, животные, еда, профессии, части тела человека и т.д.), игрушки, схемы, плакаты, иллюстрации, рисунки.
Мультимедийные средства обучения: компьютер, телевизор с функцией чтения с мр3.
При необходимости программа может быть реализована в дистанционной форме. Учебные занятия могут быть представлены в форме обучающих видео с обязательными заданиями для самостоятельной работы и организацией обратной связи. Распространение обучающих видео может быть реализовано через YouTube канал, контроль обратной связи посредством мессенжеров. В случае дистанционной формы работы программа нуждается в сокращении содержательного компонента.
Список литературы для учителя:
Все правила английского языка с упражнениями/ С.А. Матвеев, Д.В.Положенцева. – Москва: Издательство АСТ, 2016.
Пирожкова А.О. Теория и практика обучения английскому языку в начальных классах: учебное пособие/ А.О.Пирожкова. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.
Полный курс английского языка для начальной школы./ Селянцева Н.В., Малышева О.А. – Москва, изд-во АСТ, 2019.
Литература для учащихся и родителей:
Ильченко В.В. Учим английский язык. 2 кл. – М.: ООО «Издательство «Эксмо»», 2017.
Ильченко В.В. Учим английский язык. 3 кл. – М.: ООО «Издательство «Эксмо»», 2017.
Ильченко В.В. Учим английский язык. 4 кл. – М.: ООО «Издательство «Эксмо»», 2017.
Карлова Е.Л. Я читаю по-английски!: учебник английского языка для младших классов/ Е.Л.Карлова. – М.: Суфлер; Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Дополнительная литература:
Андреева Н. Понятная английская грамматика для детей: 2 класс/ Н.Андреева. – 2-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2013.
Андреева Н. Понятная английская грамматика для детей: 3 класс. – М.: Эксмо, 2012.
Андреева Н. Понятная английская грамматика для детей: 4 класс/ Н.Андреева. – М.: Эксмо, 2012.
Зиновьева Л.А. Все фразы и диалоги/ Л.А.Зиновьева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
Никонова Н.К. Готовимся к урокам английского языка в начальной школе: метод.пособие. – 2-е изд., - М.: Айрис-пресс, 2005.
Предметные недели в школе. Английский язык. Составители О.Н.Подгорская, Е.К.Черничкина. – Волгоград, изд-во «Учитель», 2003.
Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие, Ю. Я. Пучкова. – М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004.
Ушакова О.Д. Английский в таблицах и схемах для младших школьников. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2012.
Электронные ресурсы:
http://www.bilingual.ru
http://www.englishforkids.ru
http://www.englishstory.ru
http://www.homeenglish.ru/children.htm
http://www.study-english.info
https://lim-english.com
https://english-study-cafe.ru
https://your-teachers.ru