12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Владимировна Айнулова45
методист по дополнительному образованию МБОУ "Приморский ЦО"
Россия, Ленинградская обл., Приморск


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРИМОРСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»





ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

протокол №

.

УТВЕРЖЕНА

Приказом

МБОУ «Приморский ЦО»

Пр . № ______ - од от г.










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

естественнонаучной направленности

«Юный эколог»





Автор: педагог дополнительного образования

ФИО: Айнулова Ольга Владимировна

Срок реализации программы: 1 год обучения













г. Приморск








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественнонаучной направленности разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (Утверждена Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р);

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности (письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 01 апреля 2015 года №19-2174/15-0-0);

- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 18ноября 20125 года №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (внеурочные разноуровневые программы)»;

--Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам (протокол от 18 марта 2019 года № 3);

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»


При определении содержания данной дополнительной общеразвивающей программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.

Цель дополнительной общеразвивающей программы:

способствовать воспитанию творческой, социально – активной личности через развитие экологической культуры обучающихся путем их вовлечения в исследовательскую и практическую деятельность, направленную на решение экологических проблем местного значения.

Задачи:

Образовательные

-Пополнить разносторонние сведения об окружающей среде, тесных экологических связях, о влиянии хозяйственной деятельности на человека и окружающую среду и мерах ее охраны.

- Выработать навыки наблюдения и практического исследования в природе, расширение кругозора.

- Развить умение самостоятельно работать с дидактическим материалом, с библиографическими источниками, пользоваться различными приборами, проводить эксперименты и анализировать полученные результаты.


Воспитательные

- Формировать нравственные, эстетические качества, этические нормы поведения в природе и обществе.

- Выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, чётко определить права и обязанности по отношению к ней.

- Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

- Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

- Приобщить детей к здоровому образу жизни.

- Сформировать навыки работы в команде;


Развивающие

- Развить у школьника познавательный интерес к изучению краеведческих проблем биолого-экологического содержания;

- Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных заданий, развивая интеллектуальные способности, применяя принцип индивидуальности и дифференцирования.


Педагогическая целесообразность программы.

Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности


Актуальность дополнительной общеразвивающей программы программа «Юный эколог» естественнонаучной направленности:

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанный на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.


Новизна  данной программы заключается в практической направленности деятельности обучающихся. Участие обучающихся в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и  стремление к активной деятельности в природе, способствует активизации краеведческих исследований. Часто  именно в такой работе у ребят закладываются основы  профессиональных умений и навыков.  Именно исследовательская деятельность может помочь обучающимся выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению. На занятиях осуществляются межпредметные связи с биологией, географией, химией, технологией, изобразительным  искусством.

Отличительные особенности  данной программы заключаются в том, что проблемы охраны природной среды рассматриваются в многоаспектном характере: биологическом, социально-экономическом, гигиеническом и т.д. Человек и природа не противопоставляются друг другу, а выступают как единое целое, подчиняющиеся одним и тем же законам природы. Также программа отличается разнообразием форм работы с детьми, что позволяет не только получать знания, но и стимулировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе, активно формировать мировоззрение и собственную позицию  к природоохранной деятельности. Также содержание программы обеспечивает эмоционально-положительный настрой учащихся.


Возраст обучающихся

Программа «Юный эколог» направленности рассчитана на детей 11-13 лет.


Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» естественнонаучной направленности:

Программа рассчитана на 1 год обучения: 3 часа в неделю (108 часов в год)

Форма обучения - очная

Форма проведения занятий – аудиторная

Форма организации учебной деятельности является занятие, проводимое коллективным и групповым способами, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Формы аудиторных занятий: беседа, практическая работа, дискуссия, самостоятельный поиск информации, экскурсии, походы, круглые столы, участие в экологических акциях, исследовательская деятельность.


Формы проведения итогов: участие в конкурсах исследовательских работ различного уровня, представление индивидуального или группового исследовательского проекта.

Планируемые результаты

освоения образовательной программы


Метапредметные: умение планировать и проводить наблюдения в природе, фиксировать результаты наблюдений, работать с различными источниками информации, оценивать результаты свои и товарищей.

Предметные: выявление особенностей взаимоотношений организмов в природе, их наблюдение, выявление возможностей моделирования взаимоотношений организмов в искусственных сообществах.

Личностные:

- формирование личностных качеств, таких как терпение, наблюдательность, аккуратность, любознательность, коммуникабельность;

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

- формирование эстетического отношения к живым объектам в их взаимодействии;

- реализация интересов, склонностей, возможностей обучающихся для успешной реализации индивидуальных особенностей;

- осознание учащимися значимости знаний о взаимоотношениях организмов в природе для сохранения природных объектов, для создания продуктивных искусственных сообществ.


Учебно-тематический план


Раздел /Тема

Кол – во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение




1.1.


Экология предмет: интересно или нет

4


4


0


1.2.

Экология и мы

4

3

1

2.

Мой дом




2.1.

Дом, где мы живем

4

2

2

2.2.

Твердые бытовые отходы

4

2

2

2.3.

Практическая работа

6

2

4

3.

Вода-источник жизни




3.1.

Вода в моем доме

4

2

2

3.2

Вода в жизни растений

4

2

2

3.3.

Вода в жизни животного мира

4

2

2

3.4

Вода и здоровье человека

4

2

2

3.5

Берегите воду

4

2

2

3.6

Практическая работа

6

2

4

4.

Воздух и здоровье




4.1.

Воздух и здоровье человека

4

2

2

4.2.

Биоиндикация воздуха

4

2

2

4.3.

Пыль в нашем доме

4

2

2

4.4.

Практическая работа

6

2

4

5.

Энергосбережение




5.1

Энергия в нашем доме

4

2

2

5.2

Советы по энергосбережению

4

2

2

5.3.

Практическая работа

6

2

4

6.

Шум




6.1.

Влияние шума на здоровье человека

4

2

2

6.2

Практическая работа

3

1

3

7.

Наше здоровье и продукты питания




7.1

Вредные пищевые добавки

4

2

2

7.2.

Влияние вредных добавок на здоровье человека

4

2

2

7.3

Советы по правильному питанию

2

1

1

7.4

Практическая работа

5

1

4

8.

Итоговое занятие

2

0

2


ИТОГО

104





Содержание программы.



Введение

Экология предмет: интересно или нет

Теория: Определение понятия экология. Основные задачи. Что изучает.


Экология и мы

Теория: Влияние экологических факторов на жизнь и здоровье человека.

Практика: просмотр видеофильма.


Мой дом

Дом, где мы живем

Теория: Почему важно соблюдать дома чистоту и порядок.

Практика: Тест «Чистота моего дома»

Твердые бытовые отходы.

Теория: Классификация ТБО. Сортировка. Утилизация.

Практика: Эксперимент «Что будет, если каждый обучающийся бросит бумажку»


2.3.Практическая работа.

Исследовательская работа по пройденной теме: сбор информации, обобщение, представление своих работ.


Вода-источник жизни

Вода в моем доме

Теория: Свойства воды. Как вода приходит в дом. Очистные сооружения.

Практика: практическая работа на определение запаха, цвета и свойств воды.


3.2.Вода в жизни растений

Теория: как вода влияет на жизнь растений.

Практика: опыты


3.3.Вода в жизни животного мира

Теория: Как вода влияет на жизнь животного мира. Как животные заботятся о чистоте.

Практика: мини-сочинение


3.4.Вода и здоровье человека

Теория: Как состав воды влияет на здоровье человека.

Практика: Просмотр видеофильма.


3.5.Берегите воды!

Теория: зачем экономить воду. Советы по экономному использованию воды.

Практика: создание буклетов, листовок «Берегите воду!»


3.6. Практическая работа.

Исследовательская работа по пройденной теме: сбор информации, обобщение, представление своих работ.


Воздух и здоровье

Воздух и здоровье человека

Теория: Чем мы дышим. Состав воздуха. Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека.

Практика: Экскурсия.


4.2.Биоиндикация воздуха.

Теория: Что такое биоиндикация. Виды.

Практика: Определение загрязненности воздуха возле школы, дома.

4.3.Пыль в нашем доме

Теория: Что может содержать пыль. Как влияет пыль на здоровье человека.

Практика: Тест


4.4. Практическая работа.

Исследовательская работа по пройденной теме: сбор информации, обобщение, представление своих работ.


Энергосбережение.

5.1.Энергия в нашем доме.

Теория: как энергия приходит в дом. Зачем экономить энергию.

Практика: просмотр видеофильма.


5.2.Советы по энергосбережению.

Теория: основные советы как беречь электроэнергию дома и в классе.

Практика: создание листовок «Берегите энергию!»


5.3. Практическая работа.

Исследовательская работа по пройденной теме: сбор информации, обобщение, представление своих работ.


Шум

6.1.Влияние шума на здоровье человека

Теория: что такое шум. В чем он измеряется. Как влияет на здоровье человека.

Практика: мини-сочинение


6.2. Практическая работа.

Исследовательская работа по пройденной теме: сбор информации, обобщение, представление своих работ.


Наше здоровье и продукты питания.

7.1.Вредные пищевые добавки.

Теория: ГМО. Таблица добавок группы Е. что нам может сказать этикетка продукта. Знакомство со штрих-кодом на этикетке.

Практика: изучение этикеток различных продуктов.


7.2.Влияние вредных добавок на здоровье человека.

Теория: к каким болезням приводят различные пищевые добавки.

Практика: мини-сочинение «Чем я питаюсь»


7.3.Советы по правильному питанию

Теория: как правильно питаться и вести здоровый образ жизни.

Практика: создание брошюры, листовок с вредынми добавками и советами по правильному питанию.


7.4. Практическая работа.

Исследовательская работа по пройденной теме: сбор информации, обобщение, представление своих работ.























Формы организации образовательной деятельности обучающихся

Занятия проводятся всем составом объединения.


Формы занятий:

- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются наглядным материалом, презентациями, видеофильмами.

- практические занятия, где обучающиеся применяют полученные знания на практике, делают опыты, создают брошюры, листовки с рекомендациями по изученной теме.

- практическая работа – исследовательская деятельность по пройденной теме, где обучающиеся собирают информацию по определённой теме, обобщают ее, проводят исследования и представляют свою работу перед остальными участниками обучения или перед родителями.

- итоговое занятие, завершающее курс подразумевает семинар, на котором обучающиеся защищают свои исследовательские работы.


Методы проведения занятий: словесные, наглядно-иллюстративные, игровые, практические, исследовательская деятельность, экскурсии.


Оценка результатов

Выполнение программы отслеживается путем проведения диагностики, которая проводятся 2 раза в год (итоговая) и промежуточная по итогам изученной темы.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контрольколлективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.
























Литература для педагога.



1. Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. –СПб.: «Паритет», 2002

2.Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.

3.Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005

4.Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009.

5. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.

6. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления). / Авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.

8. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.

9. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007.

10 .Ганичкин, А, Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. - М. : Оникс, 2006.

11. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников / И. В. Цветкова. - М., 2000. - С. 18.Шустова, И. Б. Азбука. Звери и птицы России / И. Б. Шустова. - М. : Дрофа, 2006. - (Дошкольник. Мир природы).

.























Приложение

Календарный учебный график



Месяц

Неделя

Тема

Количество часов

Сентябрь

12.09.2018

Экология предмет: интересно или нет.

2

13.09.

Экология предмет: интересно или нет.

1


19.09

Экология предмет: интересно или нет.

Экология и мы

1

1




20.09

Экология и мы

1

26.09.

Экология и мы

2

27.09

Мой дом. Дом, где мы живем.

1

Октябрь

03.10

Дом, где мы живем.

2

04.10

Дом, где мы живем.

1

10.10

Твердые бытовые отходы

2

11.10

Твердые бытовые отходы

1

17.10

Твердые бытовые отходы

Практическая работа

1

1

18.10

Практическая работа

1

24.10

Практическая работа

2

25.10

Практическая работа

1

Ноябрь

7.11

Практическая работа

Вода – источник жизни. Вода в моем доме.

1

1

8.11

Вода в моем доме.

1

14.11

Вода в моем доме.

2

15.11

Вода в жизни растений

1

21.11

Вода в жизни растений

2

22.11

Вода в жизни растений

1

28.11

Вода в жизни животного мира

2

29.11

Вода в жизни животного мира

1

декабрь

5.12

Вода в жизни животного мира

Вода и здоровье человека

1

1

6.12

Вода и здоровье человека

1

12.12

Вода и здоровье человека

2

13.12

Берегите воду

1

19.12

Берегите воду

2

20.12

Берегите воду

1

26.12

Практическая работа

2

27.12

Практическая работа

1

Январь

9.01

Практическая работа

2

10.01

Практическая работа

1

16.01

Воздух и здоровье. Воздух и здоровье человека

2

17.01

Воздух и здоровье человека

1

23.01

Воздух и здоровье человека

Биоиндикация воздуха

1

1

24.01

Биоиндикация воздуха

1

30.01

Биоиндикация воздуха

2

31.01

Пыль в нашем доме

1

Февраль

6.02

Пыль в нашем доме

2

7.02

Пыль в нашем доме

1

13.02

Практическая работа

2

14.02

Практическая работа

1

20.02

Практическая работа

2

21.02

Практическая работа

1

27.02

Энергосбережение. Энергия в нашем доме

2

28.02

Энергия в нашем доме

1

Март

6.03

Энергия в нашем доме

Советы по энергосбережению

1

1

7.03

Советы по энергосбережению

1

13.03

Советы по энергосбережению

2

14.03

Практическая работа

1

20.03

Практическая работа

2

21.03

Практическая работа

1

27.03

Практическая работа

2

28.03

Шум. Влияние шума на здоровье человека

1

Апрель

3.04

Влияние шума на здоровье человека

2

4.04

Влияние шума на здоровье человека

1

10.04

Практическая работа

2

11.04

Практическая работа

1

17.04

Наше здоровье и продукты питания. Вредные пищевые добавки

2

18.04

Вредные пищевые добавки

1

24.04

Вредные пищевые добавки

Влияние вредных добавок на здоровье человека

1

1

25.04

Влияние вредных добавок на здоровье человека

1

Май

1.05

Влияние вредных добавок на здоровье человека

2


2.05

Советы по правильному питанию

1


8.05

Советы по правильному питанию

Практическая работа

1

1


15.05

Практическая работа

2


16.05

Практическая работа

1


22.05

Практическая работа

Итоговое занятие

1

1


23.05

Итоговое занятие

1



Итого:

104





12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.