Дополнительная профессиональная программа стажировчной сессии «Использование современных педагогических технологий и инструментов в географическом образовании в условиях реализации ФГОС» для учителей географии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Дополнительная профессиональная программа
СТАЖИРОВОЧНОЙ СЕССИИ
«Использование современных педагогических технологий и инструментов в географическом образовании в условиях реализации ФГОС»
36 часов
(очная форма обучения)
Ангарск – 2019
Программа стажировочной сессии рассмотрена на совете МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования» протокол № 1 от 02 сентября 2019 года.
Разработчики программы:
Грошева Алёна Сергеевна – учитель географии, заместитель директора по НМР МАОУ «Ангарский лицей №1», Ерёмкина Елена Андреевна – учитель географии высшей квалификационной категории МАОУ «Ангарский лицей №1», Яблочкина Марина Ивановна – учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №6»
I. Общая характеристика программы
Цель программы: совершенствование профессиональных компетенций учителя географии в части освоения и применения, современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)
Приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;
Устава МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования».
Содержание программы стажировочной сессии построено на основе требований к содержанию дополнительных профессиональных программ:
Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
Рекомендаций Минобрнауки РФ от 22.05.2001 «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений».
Наименование программы | Наименование выбранного профессионального стандарта, ОТФ и (или) ТФ | Уровень квалификации ОТФ и (или) ТФ |
«Использование современных педагогических технологий и инструментов в географическом образовании в условиях реализации ФГОС» | Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) | |
ТФ Общепедагогическая функция. Обучение Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящих за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика | А/01.6 6 | |
ТФ Общепедагогическая функция. Обучение Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогически технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | А/01.6 6 |
К освоению программы допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование, занимаемая должность – учитель географии.
Планируемые результаты освоения программы
Результатом освоения ДПП стажировочной сессии является совершенствование компетенции «осваивать и применять современные психолого-педагогически технологии»
В результате освоения ДПП слушатель должен уметь:
осуществлять современный подход к проектированию и реализации учебных занятий по предметной области в соответствии с требованиями ФГОС.
разрабатывать дидактический материал к учебным занятиям по географии;
В результате освоения ДПП слушатель должен знать:
об особенностях современных подходов к обучению;
сущности современных методик и технологий обучения;
основных преимуществах использования исследовательских технологий в преподавании;
принципах и методах исследовательского обучения, особенностях проектирования внеурочной деятельности;
II. Содержание программы
2.1. Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекции | Практические занятия | ||||
1. | Современные ориентиры для географического образования | 6 | 4 | 2 | Беседа |
2 | Новые инструменты в географическом образовании как основа реализации ФГОС | 6 | 5 | 1 | |
3 | Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии | 6 | 4 | 2 | Практическая работа |
4. | Технология организации исследовательской деятельности школьников | 6 | 4 | 2 | Беседа |
5 | Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность. | 6 | 5 | 1 | Практическая работа |
6. | Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: полевая практика, образовательные экспедиции | 4 | 3 | 1 | |
7. | Итоговая аттестация | 2 | | 2 | Зачет |
| Итого | 36 | 25 | 11 | |
2.2. Календарный учебный график
Для реализации дополнительной профессиональной программы предусмотрена очная форма обучения.
Календарные сроки реализации дополнительной профессиональной программы стажировочной сессии устанавливаются МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования» и авторами программы в соответствии с потребностями слушателей на основании плана-графика (в осенние каникулы).
Дополнительная профессиональная программа реализуется в очной форме обучения по 6 часов в день.
Реализация дополнительной профессиональной программы по очной форме обучения:
№ п /п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | Неделя осенних/весенних каникул | |||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | |||
1. | Состояние и перспективы развития географического образования в России | 6 | | | | | | |
2. | Современные лаборатории и мастерские для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью по географии | 6 | | | | | | |
3. | Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии | 6 | | | | | | |
4. | Технология организации исследовательской деятельности школьников | 6 | | | | | | |
5. | Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность. | 6 | | | | | | |
6. | Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: полевая практика, образовательные экспедиции | 4 | | | | | | |
7. | Итоговая аттестация | 2 | | | | | | |
| Итого | 36 | | | | | | |
2.3. Содержание тем учебного плана
Тема | Формы работы | Комментарии |
| ||
Состояние и перспективы развития географического образования в России | Лекция, презентация, практикум | Основные понятия темы: концепция географического образования, ФГОС ООО, Цели: формирование знаний о современных направлениях развития в географическом образовании Содержание: Современная Концепция развития школьного географического образования в России. Роль и значение современного географического образования и просвещения. Возможности географического образования для развития личности в современной школе. Ключевые проблемы, цели и задачи обучения географии в школе. Каким должен быть идеальный образ, или «портрет выпускника основной школы», исходя из ФГОС ООО? Как эту задачу решает учитель географии в учебной и внеурочной работе? Предполагаемый результат: знание Концепции развития школьного географического образования, основные направления реализации Концепции. |
Современные лаборатории и мастерские для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью по географии | Лекция, презентация, практикум | Основные понятия темы: современные геоинформационные системы, БПЛА (квадрокоптер), 3D моделирование и создание 3D панорам Цели: формирование навыков работы с современным оборудованием и информационными системами в географическом образовании Содержание: современные геоинформационные системы (QGIS, Google Earth и другие), преимущества и недостатки программного обеспечения, основные функции, особенности работы; беспилотные летательные аппараты (квадрокоптер); 3D моделирование и создание 3D панорам Предполагаемый результат: создание полноценной карты в ГИС |
Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии | Лекция, презентация, практикум | Основные понятия темы: образовательная среда, психологическая безопасность Цели: формирование знаний об инновационных технологиях в формировании психологически безопасной образовательной среды Содержание: Существующие диагностические материалы «психологической безопасности» и их правильное использование. Алгоритмы действий учителя географии при формировании безопасной образовательной среды. Анализ и оценка педагогических технологий и подходов с точки зрения формирования психологически безопасной образовательной среды Предполагаемый результат: владение методами и приемами по формированию психологически безопасной образовательной среды на уроках географии. |
Технология организации исследовательской деятельности школьников | Лекция, презентация, практикум | Основные понятия темы: исследование, исследовательское обучение, исследовательская деятельность Цель: формирование знаний организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности школьников Содержание: Исследовательская деятельность школьников Этапы для исследований: постановка проблемы, гипотезы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, выводы. Профессиональное педагогическое сопровождение в исследовательской деятельности с обучающихся для развития УУД |
Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность | Лекция, презентация, практикум | Основные понятия темы: проект, метод проекта, проектная деятельность Цель: формирование знаний форм и методов педагогического сопровождения в проектной деятельности с обучающимися. Содержание: Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС. Формы и методы необходимые для организации проектной деятельности. Профессиональное педагогическое сопровождение проектной деятельности с обучающихся. Предполагаемый результат: Знание форм и методов проектной деятельности. |
Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: профильная практика, образовательные экспедиции | Лекция, презентация, практикум | Основные понятия темы: профильная практика, образовательные экспедиции Цели: формирование знаний о формах и методах организации занятий по географии за пределами школьного пространства Содержание: Цели, задачи, формы организации профильной практики; Структура и содержание профильной практики; Образовательные, проектные технологии, используемые на практике; Образовательные экспедиции, как одна из форм активной и практической деятельности; Предполагаемый результат: знание особенностей организации профильных практик, образовательных экспедиций. |
Итоговая аттестация: Зачет (2 часа).
III. Формы аттестации и оценочные материалы
Освоение дополнительной профессиональной программы заканчивается итоговой аттестацией слушателей. Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу стажировочной сессии и прошедшим итоговую аттестацию, выдается сертификат, подтверждающий обучение по дополнительной профессиональной программе.
Вид итоговой аттестации по программе: зачёт
Назначение - для проведения (текущей, промежуточной, итоговой) итоговой аттестации
Наименование раздела учебного курса, дисциплины, модуля (текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация):
- Состояние и перспективы развития географического образования в России (текущий контроль) – беседа;
- Современные лаборатории и мастерские для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью по географии (промежуточная аттестация) - создание продукта (карта, модель);
- Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии (текущий контроль) – практикум;
- Технология организации исследовательской деятельности школьников - (текущий контроль) – беседа;;
- Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность - (текущий контроль) – практикум;
- Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: профильная практика, образовательные экспедиции - (итоговая аттестация) - зачет.
Паспорт комплекта оценочных средств:
Наименование раздела \программы | Назначение | Форма аттестации | Критерии оценки |
Состояние и перспективы развития географического образования в России | текущий контроль | беседа | Участие в беседе активное/пассивное |
Современные лаборатории и мастерские для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью по географии | промежуточная аттестация | Создание продукта (карта, модель) | Продукт получен/ не получен |
Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии | текущий контроль | практикум | Участие в практикуме активное/пассивное |
Технология организации исследовательской деятельности школьников | текущий контроль | беседа | Участие в беседе активное/пассивное |
Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность | текущий контроль | беседа | Участие в беседе активное/пассивное |
Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: профильная практика, образовательные экспедиции | текущий контроль | зачёт | Программа освоена/ не освоена |
Беседа по теме занятия: «Состояние и перспективы развития географического образования в России»
Вопросы для обсуждения:
Какова роль и значение современного географического образования и просвещения в России. Отметьте ключевые проблемы, цели и задачи обучения географии в школе. Изучите основные направления реализации концепции. Какова ваша роль в географическом просвещении молодежи?
Какие бы вы предложили пути пропаганды географических знаний? Можно ли рассматривать в единстве вопросы географического образования, географического просвещения и выбора школьником будущей профессии? Какие для этого процесса подходят организационные формы?
Какие личностные качества должны быть сформированы у школьника в результате обучения?
Практическая работа по теме: «Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии»
Упражнения выполняются в группах по 4-5 человек.
Упражнение 1. Уважаемые коллеги попробуйте предложить свои рефрейминги на такое качество, как…
Качества | Рефрейминги |
ленивый | энергосберегающий |
| |
| |
| |
Упражнение 2. Оцените и объясните технологию с точки зрения психологической безопасности.
Название и краткая характеристика | Оценка |
1.Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. | |
2.Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. | |
3.Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения. | |
4.Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений. | |
5.Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. | |
| |
Упражнение 3.
«Колесо безопасности эмоционального компонента»
Каждый сектор необходимо оценить по 10-бальной системе;
Предложить название для трёх секторов
Беседа по теме: «Технология организации исследовательской деятельности школьников»
Вопросы для обсуждения:
Исследовательская и проектная работа в чём разница?
Какова структура исследовательской работы?
Какие трудности испытывает педагог в организации исследовательской деятельности обучающихся?
Практическая работа по теме: «Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность»
Практическое задание. Используя кластеры, представьте графически: какие универсальные действия необходимы учащимся для реализации различных этапов проектирования (выберите не менее трех этапов). Если вам проще пользоваться таблицей для структурирования информации, то используйте таблицу. Определите, к какому виду относится каждое из универсальных учебных действий, использованных вами (познавательное, регулятивное, личностное, коммуникативное).
Итоговый зачёт представляет собой защиту проектного продукта: конспекта урока с использованием современных технологий, проект программы профильной практики, образовательной экспедиции, рецензия и комментарии к исследовательской работы учащегося.
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, семинарские/практические занятия, консультации, определенные учебным планом.
Реализация программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Программа обеспечивается учебно-методическим комплексом и материалами по всем дисциплинам (модулям).
Внеаудиторная работа слушателей сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Материально-технические обеспечение дополнительной профессиональной программы: проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки.
Список литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Источник: «Российская газета»; федеральный выпуск № 5976 от 31.12.2012г.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
Громова Л. А., Организация проектной и исследовательской деятельности школьников 5-9 классы.-М.: Вентана-Граф, 2015.-160с.
Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС.- Санкт-Петербург:КАРО, 2015.-176с
Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы/ Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014.-160с.
Леванова Е.А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании / — «МПГУ», 2017г.
Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС 5-11 классы.-М.:ВАКО, 2016.-208с.
Обухов А.С Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать?//Исследовательская работа школьников. 2003.№4.С.18-23.
Регуш Л. А. Безопасность обучения школьников // Психологическая куль тура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182-185.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании//Исследовательская работа школьников. 2004. №1.С22-32.
Янушевский В.Н. методического пособия «Методика и организация проектной деятельности в школе 5-9 классы». – М.: Владос, 2015.-126с.
Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с. https://www.litres.ru/