12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яблочкина Марина Ивановна599
Награждена нагрудным знаком "Почетный работник воспитания и просвещения РФ" (2021г.). Победитель конкурса на присуждение премий Губернатора Иркутской области «Лучший учитель» (2020г.). Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ (2013г.).
Россия, Иркутская обл., Ангарск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
3

Дополнительная профессиональная программа СТАЖИРОВОЧНОЙ СЕССИИ «Использование современных педагогических технологий и инструментов в географическом образовании в условиях реализации ФГОС» для учителей географии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Дополнительная профессиональная программа

СТАЖИРОВОЧНОЙ СЕССИИ

«Использование современных педагогических технологий и инструментов в географическом образовании в условиях реализации ФГОС»

36 часов

(очная форма обучения)

Ангарск – 2019



Программа стажировочной сессии рассмотрена на совете МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования» протокол № 1 от 02 сентября 2019 года.

Разработчики программы:

Грошева Алёна Сергеевна – учитель географии, заместитель директора по НМР МАОУ «Ангарский лицей №1», Ерёмкина Елена Андреевна – учитель географии высшей квалификационной категории МАОУ «Ангарский лицей №1», Яблочкина Марина Ивановна – учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №6»



I. Общая характеристика программы

Цель программы: совершенствование профессиональных компетенций учителя географии в части освоения и применения, современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Программа разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017)

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)

Приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;

Устава МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования».

Содержание программы стажировочной сессии построено на основе требований к содержанию дополнительных профессиональных программ:

Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

Рекомендаций Минобрнауки РФ от 22.05.2001 «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений».


Наименование программы

Наименование выбранного профессионального стандарта, ОТФ и (или) ТФ

Уровень квалификации ОТФ и (или) ТФ

«Использование современных педагогических технологий и инструментов в географическом образовании в условиях реализации ФГОС»



Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)


ТФ Общепедагогическая функция. Обучение

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящих за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика

А/01.6

6

ТФ Общепедагогическая функция. Обучение

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогически технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

А/01.6

6



К освоению программы допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование, занимаемая должность – учитель географии.



Планируемые результаты освоения программы

Результатом освоения ДПП стажировочной сессии является совершенствование компетенции «осваивать и применять современные психолого-педагогически технологии»

В результате освоения ДПП слушатель должен уметь:

осуществлять современный подход к проектированию и реализации учебных занятий по предметной области в соответствии с требованиями ФГОС.

разрабатывать дидактический материал к учебным занятиям по географии;

В результате освоения ДПП слушатель должен знать:

об особенностях современных подходов к обучению;

сущности современных методик и технологий обучения;

основных преимуществах использования исследовательских технологий в преподавании;

принципах и методах исследовательского обучения, особенностях проектирования внеурочной деятельности; 



II. Содержание программы

2.1. Учебный план

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

1.

Современные ориентиры для географического образования


6

4

2

Беседа

2

Новые инструменты в географическом образовании как основа реализации ФГОС


6

5

1

Беседа

3

Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии


6

4

2

Практическая работа

4.

Технология организации исследовательской деятельности школьников

6

4

2

Беседа

5

Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность.

6

5

1

Практическая работа

6.

Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: полевая практика, образовательные экспедиции

4

3

1


7.

Итоговая аттестация

2


2

Зачет


Итого

36

25

11



2.2. Календарный учебный график

Для реализации дополнительной профессиональной программы предусмотрена очная форма обучения.

Календарные сроки реализации дополнительной профессиональной программы стажировочной сессии устанавливаются МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования» и авторами программы в соответствии с потребностями слушателей на основании плана-графика (в осенние каникулы).

Дополнительная профессиональная программа реализуется в очной форме обучения по 6 часов в день.

Реализация дополнительной профессиональной программы по очной форме обучения:

п /п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

Неделя осенних/весенних каникул

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

1.

Состояние и перспективы развития географического образования в России


6







2.

Современные лаборатории и мастерские для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью по географии


6







3.

Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии


6







4.

Технология организации исследовательской деятельности школьников

6







5.

Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность.

6







6.

Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: полевая практика, образовательные экспедиции

4







7.

Итоговая аттестация

2








Итого

36









2.3. Содержание тем учебного плана

Тема

Формы работы

Комментарии


Состояние и перспективы развития географического образования в России


Лекция, презентация, практикум

Основные понятия темы: концепция географического образования, ФГОС ООО,

Цели: формирование знаний о современных направлениях развития в географическом образовании

Содержание: Современная Концепция развития школьного географического образования в России. Роль и значение современного географического образования и просвещения. Возможности географического образования для развития личности в современной школе. Ключевые проблемы, цели и задачи обучения географии в школе. Каким должен быть идеальный образ, или «портрет выпускника основной школы», исходя из ФГОС ООО? Как эту задачу решает учитель географии в учебной и внеурочной работе?

Предполагаемый результат: знание Концепции развития школьного географического образования, основные направления реализации Концепции.

Современные лаборатории и мастерские для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью по географии


Лекция, презентация, практикум

Основные понятия темы: современные геоинформационные системы, БПЛА (квадрокоптер), 3D моделирование и создание 3D панорам

Цели: формирование навыков работы с современным оборудованием и информационными системами в географическом образовании

Содержание:

современные геоинформационные системы (QGIS, Google Earth и другие), преимущества и недостатки программного обеспечения, основные функции, особенности работы;

беспилотные летательные аппараты (квадрокоптер);

3D моделирование и создание 3D панорам

Предполагаемый результат: создание полноценной карты в ГИС

Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии


Лекция, презентация, практикум

Основные понятия темы: образовательная среда, психологическая безопасность

Цели: формирование знаний об инновационных технологиях в формировании психологически безопасной образовательной среды

Содержание:

Существующие диагностические материалы «психологической безопасности» и их правильное использование.

Алгоритмы действий учителя географии при формировании безопасной образовательной среды.

Анализ и оценка педагогических технологий и подходов с точки зрения формирования психологически безопасной образовательной среды

Предполагаемый результат: владение методами и приемами по формированию психологически безопасной образовательной среды на уроках географии.

Технология организации исследовательской деятельности школьников

Лекция, презентация, практикум

Основные понятия темы: исследование, исследовательское обучение, исследовательская деятельность

Цель: формирование знаний организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности школьников

Содержание:

Исследовательская деятельность школьников

Этапы для исследований: постановка проблемы, гипотезы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, выводы.

Профессиональное педагогическое сопровождение в исследовательской деятельности с обучающихся для развития УУД

Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность

Лекция, презентация, практикум

Основные понятия темы: проект, метод проекта, проектная деятельность

Цель: формирование знаний форм и методов педагогического сопровождения в проектной деятельности с обучающимися.

Содержание:

Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС.

Формы и методы необходимые для организации проектной деятельности.

Профессиональное педагогическое сопровождение проектной деятельности с обучающихся.

Предполагаемый результат: Знание форм и методов проектной деятельности.

Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: профильная практика, образовательные экспедиции

Лекция, презентация, практикум

Основные понятия темы: профильная практика, образовательные экспедиции

Цели: формирование знаний о формах и методах организации занятий по географии за пределами школьного пространства

Содержание:

Цели, задачи, формы организации профильной практики;

Структура и содержание профильной практики;

Образовательные, проектные технологии, используемые на практике;

Образовательные экспедиции, как одна из форм активной и практической деятельности;

Предполагаемый результат: знание особенностей организации профильных практик, образовательных экспедиций.

Итоговая аттестация: Зачет (2 часа).

III. Формы аттестации и оценочные материалы

Освоение дополнительной профессиональной программы заканчивается итоговой аттестацией слушателей. Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу стажировочной сессии и прошедшим итоговую аттестацию, выдается сертификат, подтверждающий обучение по дополнительной профессиональной программе.

Вид итоговой аттестации по программе: зачёт

Назначение - для проведения (текущей, промежуточной, итоговой) итоговой аттестации

Наименование раздела учебного курса, дисциплины, модуля (текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация):

- Состояние и перспективы развития географического образования в России (текущий контроль) – беседа;

- Современные лаборатории и мастерские для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью по географии (промежуточная аттестация) - создание продукта (карта, модель);

- Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии (текущий контроль) – практикум;

- Технология организации исследовательской деятельности школьников - (текущий контроль) – беседа;;

- Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность - (текущий контроль) – практикум;

- Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: профильная практика, образовательные экспедиции - (итоговая аттестация) - зачет.



Паспорт комплекта оценочных средств:

Наименование раздела \программы

Назначение

Форма аттестации

Критерии оценки

Состояние и перспективы развития географического образования в России


текущий контроль

беседа

Участие в беседе активное/пассивное

Современные лаборатории и мастерские для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью по географии


промежуточная аттестация

Создание продукта (карта, модель)

Продукт получен/ не получен

Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии


текущий контроль

практикум

Участие в практикуме активное/пассивное

Технология организации исследовательской деятельности школьников

текущий контроль

беседа

Участие в беседе активное/пассивное

Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность

текущий контроль

беседа

Участие в беседе активное/пассивное

Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий: профильная практика, образовательные экспедиции

текущий контроль

зачёт

Программа освоена/ не освоена



Беседа по теме занятия: «Состояние и перспективы развития географического образования в России»

Вопросы для обсуждения:

Какова роль и значение современного географического образования и просвещения в России. Отметьте ключевые проблемы, цели и задачи обучения географии в школе. Изучите основные направления реализации концепции. Какова ваша роль в географическом просвещении молодежи?

Какие бы вы предложили пути пропаганды географических знаний? Можно ли рассматривать в единстве вопросы географического образования, географического просвещения и выбора школьником будущей профессии? Какие для этого процесса подходят организационные формы?

Какие личностные качества должны быть сформированы у школьника в результате обучения?

Практическая работа по теме: «Инновационные технологии в формировании психологически безопасной образовательной среды на уроках географии»

Упражнения выполняются в группах по 4-5 человек.

Упражнение 1. Уважаемые коллеги попробуйте предложить свои рефрейминги на такое качество, как…

Качества

Рефрейминги

ленивый

энергосберегающий







Упражнение 2. Оцените и объясните технологию с точки зрения психологической безопасности.

Название и краткая характеристика

Оценка

1.Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.


2.Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.


3.Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.



4.Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.





5.Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.




Упражнение 3.
«Колесо безопасности эмоционального компонента»

Каждый сектор необходимо оценить по 10-бальной системе;

Предложить название для трёх секторов

t1675348412aa.png

Беседа по теме: «Технология организации исследовательской деятельности школьников»

Вопросы для обсуждения:

Исследовательская и проектная работа в чём разница?

Какова структура исследовательской работы?

Какие трудности испытывает педагог в организации исследовательской деятельности обучающихся?

Практическая работа по теме: «Формы и методы обучения, выходящие за рамки учебных занятий. Проектная деятельность»

Практическое задание. Используя кластеры, представьте графически: какие универсальные действия необходимы учащимся для реализации различных этапов проектирования (выберите не менее трех этапов). Если вам проще пользоваться таблицей для структурирования информации, то используйте таблицу. Определите, к какому виду относится каждое из универсальных учебных действий, использованных вами (познавательное, регулятивное, личностное, коммуникативное).

Итоговый зачёт представляет собой защиту проектного продукта: конспекта урока с использованием современных технологий, проект программы профильной практики, образовательной экспедиции, рецензия и комментарии к исследовательской работы учащегося.


VI. Организационно-педагогические условия реализации программы

Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, семинарские/практические занятия, консультации, определенные учебным планом.

Реализация программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Программа обеспечивается учебно-методическим комплексом и материалами по всем дисциплинам (модулям).

Внеаудиторная работа слушателей сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Материально-технические обеспечение дополнительной профессиональной программы: проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки.


Список литературы

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Источник: «Российская газета»; федеральный выпуск № 5976 от 31.12.2012г.

Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.

Громова Л. А., Организация проектной и исследовательской деятельности школьников 5-9 классы.-М.: Вентана-Граф, 2015.-160с.

Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС.- Санкт-Петербург:КАРО, 2015.-176с

Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы/ Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014.-160с.

Леванова Е.А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании / — «МПГУ», 2017г.

Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС 5-11 классы.-М.:ВАКО, 2016.-208с.

Обухов А.С Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать?//Исследовательская работа школьников. 2003.№4.С.18-23.

Регуш Л. А. Безопасность обучения школьников // Психологи­ческая куль тура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182-185.

Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании//Исследовательская работа школьников. 2004. №1.С22-32.

Янушевский В.Н. методического пособия «Методика и организация проектной деятельности в школе 5-9 классы». – М.: Владос, 2015.-126с.

Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с. https://www.litres.ru/























Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.