Проект «Дополнительные занятия физкультурно-оздоровительной направленности как средство формирования мотивации младших школьников к занятиям физической культурой»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Дополнительные занятия физкультурно-оздоровительной
направленности как средство формирования мотивации младших школьников к занятиям физической культурой»
Подготовил:
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
г. Лангепас
“Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли.
Оставаясь в покое, я почти не могу думать;
необходимо, чтобы моё тело находилось в движении,
и тогда ум тоже начинает двигаться”
Ж.Ж. Руссо
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Физическое воспитание в школе должно формировать у учащихся с раннего возраста устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Естественный путь к достижению этой цели – привитие интереса к физической активности и понимание того, что она обеспечивает развитие двигательных способностей и является эффективным средством воспитания здорового образа жизни.
Данная программа является одним из способов реализации повышения физической активности обучающихся младших классов (1-4 классов) начальной школы. Данный курс нацелен привить интерес школьников к систематическим дополнительным занятиям физкультурно- оздоровительной направленности, углубить и расширить знания в области физической культуры, подготовить учеников к предстоящим соревнованиям различного уровня, и к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Реализация программы позволит добиться на основе дополнительных занятий не только повышения уровня физической активности учащихся, их физического развития, улучшения и сохранения здоровья, но и будет способствовать тому, чтобы такие занятия носили не эпизодический, а систематический характер. Следует подчеркнуть, что дополнительные занятия не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьников, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку школьников и стимулирующим правильную организацию их свободного времени.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная физическая активность. Физическая активность является одним из ключевых аспектов здорового образа жизни. Она делает человека не только физически более привлекательным, но и существенно улучшает его здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь активной ее части.
Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная физическая активность может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.
Это обусловлено: 1) создавшимися условиями жизни, характером самообслуживания и способом передвижения, 2) необходимостью усвоения большого объёма знаний, 3) увеличением времени на восприятие возросшего количества информации.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность во внеурочное время. В связи с этим задача привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом становится более актуальной.
Двигательный режим школьника складывается, в основном, из утренней физ.зарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.
Дополнительные занятия физкультурно-оздоровительной направленности позволяют расширить рамки уроков, высвобождают урочное время для решения других задач, одновременно приучая школьников к дополнительным занятиям физической культурой. Это может быть достигнуто на основе повышения у учащихся устойчивой мотивации к физической активности за счет улучшения теоретических знаний, успехов в соревнованиях, положительной динамики показателей физического развития.
При систематических дополнительных занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Необходимость данного проекта обоснована низким уровнем развития физической активности младших школьников.
Инновационная направленность педагогического проекта заключается:
Проект разработан в соответствии с ФГОС НОО, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер.
Разработан в ходе исследования учебно-методических пособий по совершенствованию физической активности младших школьников.
Определены закономерности, отражающие повышение мотивации физической активности школьников и внедряется в практику система, способствующая этой мотивации.
Обоснована процедура диагностики результативности физической активности обучающихся на основе использования шести показателей физического здоровья обучающихся младших школьников (подтягивание из виса лежа на низкой перекладине; поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин.; прыжок в длину с места; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье; бег 30м.; бег 1000м.).
Новизна данного проекта заключается в систематизированном подходе проведения дополнительных занятий физкультурно-оздоровительной направленности и внедрения в практику системы сдачи норм ГТО, способствующей мотивации физической активности.
Данная программа будет способствовать:
привитию устойчивого интереса к занятиям физической культуры и спорта;
укреплению здоровья и закаливание организма;
развитию основных двигательных качеств и физической работоспособности;
повышению мотивации физической активности школьников;
динамике прироста индивидуальных показателей физической подготовленности;
результативности в спортивных соревнованиях различного уровня и сдачи нормативов норм ГТО.
Рабочая гипотеза: с повышением физической активности улучшатся показатели физического развития обучающихся младшего школьного возраста.
Цели и задачи проекта.
Цель педагогического проекта разработка и реализация дополнительной образовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности с целью повышения физической активности обучающихся младшего школьного возраста.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме формирование физической активности в процессе воспитания школьников.
Способствовать формированию у младших школьников потребности в регулярных дополнительных занятиях физической культурой и спортом.
Содействовать развитию двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, скоростно-силовых, координационных качеств).
Определить и реализовать на практике направления работы в области мотивации физической активности учащихся.
Способствовать приобретению и совершенствованию умений и навыков правильного выполнения физических упражнений.
Повысить уровень физической подготовленности младших школьников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Пути и методы достижения цели проекта
Методологической основой исследования являются:
теория личностно-ориентированного обучения (Е.С. Полат, И.С. Якиманская, С.Н. Митин);
системный подход к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский).
концепция природосообразности и гуманизации образования (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили).
положения о закономерностях развития личности (Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
исследования о роли физической культуры в формировании личности (В.К. Бальсевич.К.Я. Виленский, П.Ф. Лесгафт, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик);
идеи проблемного обучения в психолого-педагогических исследованиях в отношении одарённых детей (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, Д. Рензулли, А.И. Савенков);
концепции валеологического подхода к школьному образованию (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.И. Прокопенко, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева);
концепция формирования физической культуры человека (Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров);
положения о необходимости построения педагогического процесса на основании тендерного подхода (Ш.Берн, Н.Н. Куинджи, Л.Г. Татарникова,).
концепции:
интегративной сущности физических упражнений, связанной с их моторной и неизменно духовными сторонами (С.В. Дмитриев, 1988; Д.Д. Донской, 1996; И.М. Козлов, 1996, и др.).
определения главных направлений развития физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (Ю.М. Николаев, 1998) и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Традиционно-педагогические методы:
Педагогический эксперимент.
Педагогическое тестирование.
Анкетирование.
Моделирование.
Проектирование.
Словесные методы.
Методы наглядного воздействия
Метод мотивации (создание ситуации успеха)
Специфические методы физического воспитания:
методы строго регламентированного упражнения: каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: методы обучения двигательным действиям; методы воспитания физических качеств;
игровой метод (использование упражнений в игровой форме): двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме). Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Реализация исследовательского опыта основывается на следующих дидактических принципах:
Принцип деятельности - заключается в том, что на занятии ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
Принцип межпредметной связи с учебными предметами.
Принцип целенаправленности реализуется в программе путем комплексного решения задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития обучающихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям и формированию активного отношения к жизни.
Принцип доступности прослеживается в соответствии учебного материала программы возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности обучающихся.
Принцип систематичности и последовательности состоит в получении знаний, умений и навыков в системе и их последовательном усвоении.
Принцип наглядности обеспечивается применением в программе разнообразных средств обучения (иллюстраций, показа, наглядных пособий).
Принцип сознательности и активности заключается в активном овладении школьниками знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы.
Принцип практической направленности состоит в умении применять изученные двигательные действия на практике и в жизни.
Принципы индивидуализации и дифференциации.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
принцип учета уровней физической подготовленности обучающихся;
принцип учета возрастных особенностей, обучающихся;
принцип междисциплинарной интеграции.
Проект педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Практическая значимость педагогического проекта состоит в том, что:
разработана и внедрена в практику дополнительная образовательная программа физкультурно – оздоровительной направленности;
разработан сборник подвижных игр и комплексов упражнений для развития двигательных качеств;
создано методическое обеспечение: подобраны и систематизированы специальные упражнения, направленные на развитие двигательной активности.
Материал проекта распределен во времени с учетом достаточности для качественного изучения учащимися материала и получения запланированных результатов. Проектом определена такая последовательность изучения, которая является наиболее «коротким путем» в достижении поставленных курсом целей и задач.
Содержание дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 270 часов, состоит из 5 разделов и в рамках внеурочной деятельности по физической культуре, в течение всего периода обучения, обучающиеся принимают активное участие в соревнованиях различного уровня по разным видам спорта: лёгкой атлетике, в «Весёлых стартах», сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Темы и материал курса соответствуют возрасту, интересам, образовательным потребностям и уровню физической подготовки учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы подготовки | 1 год | 2год | 3 год | 4 год |
1 | Теоретическая подготовка | В процессе занятий | |||
2 | Легкая атлетика и подвижные игры | 18 | 23 | 28 | 30 |
3 | Спортивные и подвижные игры | 30 | 25 | 20 | 18 |
4 | Лажная подготовка и подвижные игры | 14 | 16 | 16 | 16 |
5 | Контрольные нормативы | 4 | 4 | 4 | 4 |
ВСЕГО | 66 | 68 | 68 | 68 |
Используемые технологии:
Информационно-коммуникационные технологии;
технология личностно-ориентированного обучения;
здоровьесберегающие;
На содержание проекта оказали влияние следующие факторы:
индивидуальные особенности детей;
физиологические показатели здоровья младших школьников;
материально-техническая база школы.
Формы и методы контроля:
На основе нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» взяты тесты.
Главной целью тестирования является то, что ученик начинает соревноваться сам с собой. Одновременно соревновательный момент становится важным для всех. А интересно соревноваться тогда, когда у тебя есть какой-то шанс победить. Тогда и возникает мотивация. Тестирование помогает создать ситуацию критической самооценки. Правильно выбранная позиция ученика, определяет его дальнейшее продвижение к цели, и моя роль, как учителя, показать ребёнку выгодную позицию поведения по отношению к себе. И на этом этапе моя задача помочь ребёнку, преодолев страх, тревожность перед решением своих внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам может обеспечить себе успех. А его двигательная активность, любое его проявление, всегда найдут поддержку и одобрение со стороны учителя.
Схема работы представляю следующим образом:
Проводится диагностика физической подготовленности учащихся путём использования системы тестов.
Для каждого ученика создается ситуация критической самооценки путём сравнивания результатов тестирования с нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Для каждого обучающегося составляется индивидуальный карта. В ней фиксируются все результаты тестовых испытаний, где видны положительные и отрицательные стороны уровня того или иного физической качества.
Обеспечивается реализация программы путём создания ситуации успеха для каждого школьника.
Налаживается контроль и самоконтроль выполнения индивидуальных заданий.
Обязательные тестовые упражнения:
Прыжок в длину с места.
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине.
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин.
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.
Бег 30м.
Бег 1000м.
Механизм реализации проекта
В соответствии с логикой исследования работа по разработке и реализации программы проводилась в несколько этапов.
Этап | Сроки | Задачи | |
I | Подготовительный | Июнь - август 2018 | 1.Изучение опыта работы общеобразовательных школ по организации работы, направленной на повышение двигательной активности младших школьников выявление противоречий и нерешенных задач. 2.Подбор и разработка диагностических материалов, используемых для определения уровня физической подготовленности 3.Разработка критериального аппарата. |
II | Проектно- диагностический | Август 2019-2020 | 1.Определение содержания курса. 2.Разработка программы элективного курса, методического обеспечения его реализации. 3.Прохождение внутренней и вешней экспертизы. 4.Создание условий для реализации программы элективного курса. 5.Осуществление первичной диагностики по выявлению целевой аудитории. 6.Анализ ресурсов. Мониторинг учебной деятельности обучающихся. |
III | Практический | Сентябрь 2020- май 2021 | 1.Внедрение в практику работы программы элективного курса 2.Создание ситуации успеха. 3.Проведение открытых занятий, мастер-классов по программе элективного курса. 4. Проведение эксперимента. |
IV | Аналитический | Май – август 2022 | 1.Анализ и обработка результатов мониторинга и полученных данных. 2.Выявление совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы по формированию базовых навыков в сфере профессиональной коммуникации. 3.Статистическая обработка и обобщение результатов, корректировка образовательной программы, формулировка основных выводов. 4. Распространение полученного опыта в профессиональном педагогическом сообществе. |
Ресурсы
Ресурсное обеспечение процесса развития физической активности школьников в свете мотивации является достаточной:
спортивный зал;
имеется весь необходимый инвентарь для качественного проведения занятий по всем разделам программы;
оборудована лыжная база;
школьники имеют возможность посещать спортивную площадку ОУ №___;
Кадровые ресурсы – учителя физической культуры, фельдшер, социальный педагог по здоровье-сбережению, психолог, классные руководители.
Материально-технический ресурс – спортивные залы образовательного учреждения и помещения, приспособленные для проведения дополнительных занятий по физической культуре. Программное обеспечение для нововведения: рабочие учебные программы образовательной области «Физическая культура» на основе государственных образовательных стандартов.
Информационно-методическая среда: теоретико - практические, учебно-методические семинары, педагогическая мастерская, единая методическая тема.
Учебно-методический комплекс - в кабинете преподавателей физической культуры имеются все необходимые учебные пособия, как для реализации данного курса, так и в целом для обеспечения преподавания предмета, постоянно пополняемый учителем, методическая литература.
Научно-методические ресурсы: учебные программы специализированных курсов повышения квалификации педагогических работников школы.
Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера.
Партнеры проекта
Апробация и внедрение программы осуществляется в течение 2014-2020 гг. в ходе организации и проведения опытно-экспериментальной работы. Результаты проводимого исследования обсуждаются на заседаниях педагогических советов образовательного учреждения, на заседании городского методического объединения (2014- 2020 гг.).
Партнерами для реализации данного проекта стали педагоги и специалисты образовательных учреждений (социальный педагог по здоровье-сбережению, психолог, фельдшер), родители. Интегрированные занятия по различным темам доказали возможность привлечения специалистов и спортсменов разных видов спорта для реализации данного проекта.
Опыт может быть воспроизведен как на уровне данного образовательного учреждения, так и на муниципальном уровне. Привлечение педагогов может создать целостную программу по формированию двигательной активности младших школьников, в рамках которой будет происходить реализация целей данного курса.
Целевая аудитория. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического проекта – обучающиеся 1-4 классов. Обучающихся условно разделила дополнительно на несколько групп (категорий):
дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Поэтому необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
Занятия планируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возрастом задания усложняю. На каждом занятии при выполнении заданий соблюдается дидактический принцип «от простого к сложному». Упражнения усложняются в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Для этого используются различные приемы обучения: рассказ, показ, имитация с предметом, стоя на месте, в движении.
Оценивая педагогическую целесообразность и возможность введения данного курса, ориентируемся на формирование умений и способов решения важнейших практических задач.
Ожидаемые результаты проекта
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
понимать влияние физических упражнений на физическое развитие человека; определять частоту сердечных сокращений при физической нагрузке;
выполнять различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, передвижений на лыжах, элементы спортивных игр, играть в подвижные игры; соревновательные упражнения
самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
соотносить свои результаты с показателями нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
улучшить результативность при получении значков отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
анализировать и оценивать результаты, находить возможности и способы их улучшения (под руководством учителя);
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
устанавливать зависимость частоты сердечных сокращений от физической нагрузки;
устанавливать взаимосвязь между занятиями физической культурой и воспитанием характера человека.
соотносить физические упражнения с развитием определенных физических качеств и группировать их;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
договариваться и приходить к общему решению;
дополнять или отрицать суждение, приводить примеры
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
понимание позитивного влияния физической культуры на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), физической культуры и здоровья как факторов успешной учёбы и социализации;
понимание личной ответственности за своё поведение в командных соревнованиях, в подвижных играх (на основе правил и представлений о нравственных нормах);
способность проявлять волю во время выполнения физических упражнений, трудолюбие, упорство в развитии физических качеств;
понимание причин успеха в физической культуре; способности к самооценке.
Учащиеся получат возможность для формирования:
мотивации к овладению умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
мотивации к систематическому наблюдению за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
Результаты апробации дополнительной образовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности
«Первый шаг к успеху!»
Повышение мотивации обучающихся при посещении дополнительных занятий физкультурно-оздоровительной направленности способствует включению школьников в процесс физического саморазвития.
Повышение интереса к предмету «физическая культура» и качества знаний:
2018-2019г -90%
2019-2020г -92%
2020-2021г -96%
Положительная динамика показателей физического развития обучающихся, занимающихся по данной программе.
Увеличение количества обучающихся, участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы (от 88% до 97%).
Увеличение количества обучающихся участвующих в тестировании Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО:
Тестирование Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО | ||||
Года участия | Кол-во участников | Золотой значок | Серебряный значок | Бронзовый значок |
2018-2019 | 14 | 2 | 4 | 3 |
2019-2020 | 76 | 3 | 13 | 5 |
2020-2-19 | Записалось 105 |
Социальный эффект
Обучающимися приобретен опыт наблюдения за состоянием своего организма по внешним признакам утомления и по ЧЧС.
Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, ученики вырабатывают в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Перспективы дальнейшего развития
инновационного педагогического проекта
Могут заключаться в его распространении на разных уровнях:
институциональном (в рамках школьных методических мероприятий);
муниципальном (в рамках городских мероприятий: декада молодых специалистов ОУ города, ГМО, конференции, круглые столы, педагогические мастерские, мастер-классы);
региональном (в рамках окружных конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, курсов повышения квалификации, вебинаров);
федеральном (публикации в сборниках научных статей, сетевых сообществах учителей биологии, фестивали педагогических идей).
Также представляется возможным:
реализовать данный курс в рамках внеурочной деятельности и секции дополнительного образования для обучающихся общеобразовательных учреждений нашего микрорайона;
создать личный Web-сайт, который позволит организовать дистанционное обучение по данному курсу (по мере необходимости).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Комплексная программа по физической культуре, В.И. Лях. М., Просвещение, 2010 год;
Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры школьников. - Самара, 1994.
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. О .В.Белоножкина и др.
Волгоград: Учитель,2007 год;
Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе.1-4
классы. М.: «ВАКО», 2004, (Педагогика. Психология. Управление).
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя // М.: ООО«Фирма «Издательство АСТ». М., 2010. С. 13-17
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.:
Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. – С. 69-73.
Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика, Г.А.Колодницкий, Москва, «Просвещение»,2011год;
Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е изд. –М.: ФиС, 2000. С.190-192, 195-199.
Справочник учителя физической культуры //авт.-сост.П.А.Киселев, С.Б.Киселева. – Волгоград: Учитель, 2008.
Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии/ Ю.А.Янсон. – Ростов -на -Дону: «Феникс», 2005. - 432 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009 год.
Интернет-ресурс: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО https://www.gto.ru/norms, https://www.gto.ru/#gto-method