Статья «Компетентность педагога в дополнительном образовании»
Деятельность педагога-организатора — это всегда большая ответственность. Какой бы ни была деятельность учреждений специалиста - технической, художественной, туристско-краеведческой или спортивной – главное, что должен помнить педагог-организатор – это ответственность за жизнь и здоровье детей.
Чтобы профессионально выполнять свою работу, педагогу-организатору необходимо знание основных законов о вопросах образования, педагогики, психологии и физиологии, методики организации творческой деятельности. Специалист должен учитывать особенности развития интересов и потребностей детей в школах или детских садах. Сотрудничество с детскими коллективами, организациями и ассоциациями поможет специалисту обмениваться опытом в творческой деятельности.
Деятельность педагога-организатора в дополнительном образовании включает в себя:
1. Содействие развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), педагогизации социальной сферы.
2. Организация работы детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.
3. Руководство работой по одному из направлений деятельности учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.
4. Привлечение к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.
По мере изменения социально-экономических условий изменился ценностный и социальный смысл деятельности организаторов детского движения, их функции, цели, задачи, содержание, технологии, отношения с членами детского объединения. Переосмысливается само понятие «организатор детского общественного объединения» как тип педагога-воспитателя.
Таким образом, необходимо создание такой системы подготовки организаторов детского общественного объединения, в которой нашли бы отражение все тенденции времени и достижения науки, связанные с модернизацией и развитием профессионального образования, стратегиями современного воспитания.
Система подготовки педагога - организатора детского общественного объединения является подсистемой общей системы образования, поэтому принципы, на которых она строится — это конкретизация общих принципов, определяющих построение и функционирование системы образования в целом.
Воплотить эти принципы в конкретную структуру системы подготовки педагога-организатора детского объединения можно в том случае, если будут реализованы организационно-педагогические принципы, включающие:
· взаимодействие государственных и общественных структур в организации системы подготовки кадров руководителей детского общественного объединения. Исторический отечественный и зарубежный опыт убеждает, что государство, являясь гарантом реализации и защиты прав детей, демонстрирует заинтересованность в развитии детского общественного движения как школы гражданского становления личности, создавая нормативно-правовую базу для деятельности детских общественных формирований, осуществляя серьезные системные мероприятия, направленные на подготовку кадров руководителей. Только с поддержкой государственных структур возможно определение приоритетных направлений в подготовке и переподготовке организаторов детских общественных объединений, разработка и внедрение новых форм и методов в современное воспитание;
· принцип открытости системы, означающий расширение сферы образовательных услуг по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов-организаторов детского движения в различных типах образовательных учреждений, с использованием электронных средств информации;
· принцип преемственности, предполагающий модернизацию и укрепление имеющихся структур по подготовке организаторов детских общественных объединений как педагогов-воспитателей наряду с созданием учреждений нового типа, реализующих потребности общества в новом типе квалифицированных кадров для детского общественного движения;
· принцип комплексности и гибкости образовательного процесса, базирующийся на большой вариативности и модульности обучения, позволяющий с учетом образовательного уровня сегментировать кадровый состав на необходимый уровень и формы образования в соответствии с практической деятельностью;
· принцип научной, методической и технологической обеспеченности всех типов учреждений, входящих в систему подготовки, переподготовки организаторов детских общественных объединений. Как показал исторический опыт, выделение этого принципа является важным для организации и функционирования системы и требует, вместе с тем, создание в ее структуре специальных учреждений, ответственных за реализацию этого принципа на непрерывной основе;
· принцип гуманистической направленности, означающий приоритет субъектного подхода к кадрам, воспитывающим молодое поколение в соответствии с идеалами добра, истины, справедливости; воспринимающими каждого ребенка как самоценную личность гражданского общества.
Для проектирования, анализа сложных систем и поддержки широкомасштабных проектов (региональных) развития культуры, состоящих из координационных действий всех учреждений культуры и образования, требуется создание и использование информационных технологий видов деятельности, на которые мы указывали выше. Это достаточно сложно, но необходимо.
Одним из основных проектов нашей образовательной организации
В рамках реализации Закона об Образовании, федерального проекта «Успех каждого ребёнка», проект «Радуга» реализуется с 1997 года и охватывает 37 территорий Оренбургской области.
Целью проекта является организация этнокультурного воспитания учащихся в многонациональном регионе.
В рамках проекта организовано сотрудничество со многими организациями:
Управление по делам национальностей и казачеству по
Оренбургской области
Министерство образования Оренбургской области
ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области
Национальные общественные организации и центры г. Оренбурга, а также СМИ
Проект охватывает следующие этапы:
I. Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Многонациональное Оренбуржье». Конкурс идет уже 9 лет. Лауреатами и дипломантами конкурса в 2021 году стали 156 учащихся, которые представили исследовательские работы по следующим направлениям:
«Я живу в многонациональном крае»;
«Национальные традиции»;
«Национальные герои»;
«Национальные праздники вчера и сегодня»;
«Родной язык в среде межнационального общения»;
«Мои соседи»;
«Культура моего народа»;
«Национальный костюм»;
«Многообразие национальной кухни»;
«Предания моей семьи»;
«Народное творчество вокруг нас»;
«Мой дом – моя крепость».
Данный проект направлен на обмен культурными традициями, и на создание единой этнической атмосферы.
II. Областной дистанционный тур по этнографии «Родник чистой души»:
Количество участников областного дистанционного тура по этнографии «Родник чистой души» по годам:
2017 – 504
2018 – 495
2019 – 573
2020 – 923
2021 – 1205
По представленным цифрам мы видим рост числа детей, интересующихся этнографией и этническим составом региона, что говорит об успехе проекта.
III. Областной детский фольклорно – этнографический фестиваль «РАДУГА»
Более 350 учащихся из 22 территорий Оренбургской области приняли участие в фестивале в 2021 г.
Фестиваль включает в себя следующие номинации:
1.«Декоративно-прикладное творчество». Представляются изделия, отражающие традиции народных ремесел и промыслов Оренбургской области.
2. «Фольклор». Участники представляют песенные, хореографические инструментальные и обрядовые традиции Оренбургской области в исторически достоверном виде с учетом диалектных и стилевых особенностей.
3. «Народный костюм». Предоставляется материал с описанием реконструкции народного костюма, выполненная с учетом локальных особенностей, традиционных материалов, а также костюмы, сохраняющие традиционные особенности и колорит национального костюма.
Этнографический фестиваль «Радуга» представляет собой образующую основу всего проекта, так как охватывает практически всю область, и способствует обмену культурными ценностями и традициями.
Участники из разных районов Оренбургской области: Соль-Илецкого городского округа, Акбулакского, Асекеевского, Беляевского, Бугурусланского, Грачевского, Новосергиевского, Оренбургского, Сакмарского, Саракташского.
Одной из неотъемлемых частей этнографического направления также является проведение этнографических занятий в каникулярный период.
IV. Областная профильная смена «Оренбургский этнохоровод» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на социализацию и адаптацию учащихся к жизнедеятельности в условиях полиэтнического общества, формирование этнокультуры учащихся.
Данный проект занимается успешным решением сразу ряда задач:
- развитие детских этнографических коллективов;
- создание условий для этнокультурного образования детей;
- обобщение и распространение опыта лучших этнографических коллективов;
- пропаганда и возрождение этнической культуры народов Оренбуржья;
- укрепление межнациональных связей.
Проект показал успешность своей реализации в Оренбургской области, и продолжит свою работу в 2022 году по тем же направлениям.
Таким образом, можно сделать вывод что реализация этнографического проекта «Радуга» направлена на установление атмосферы сотрудничества в нашем многонациональном регионе, что приводит к повышению компетентности педагогов-этнографов в регионе.