12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Потамошнева Наталья Алексеевна80745 Учитель начальных классов, ВКК. Россия, Воронежская обл., Воронеж Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Дополнительное образование в школе как фактор эффективного развития личности обучающихся.
Дополнительное образование в школе как фактор эффективного развития личности обучающихся.
Гёте И.
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»
Воспитание на современном этапе развития представляет собой многоплановый долговременный процесс формирования личности в тесном взаимодействии семьи, школы, окружающей среды, средств массовой информации и т.д.
Одной из структурных единиц воспитательной системы с широким спектром воспитательных функций является дополнительное образование (кружки и секции по интересам). Именно они способны решить ряд педагогических задач, которые ФГОС ставит перед образовательными учреждениями.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - это программа, реализующаяся за пределами ФГОС и направленная на решение задач общего развития и формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создания основы для осознанного профессионального выбора. Построение программ осуществляется по принципу: «Все из жизни, все для жихни!»
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых) нацеливает на организацию деятельности таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности с учетом выдающихся способностей и задатков (в том числе по их выявлению и поддержке), возрастных особенностей.
Значительное внимание уделяется дополнительному образованию на уровне государства: Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (31.03.2022 № 687-р).
Всестороннее развитие личности обучающегося происходит не сиюминутно, это непрерывный процесс освоения новых знаний, приобретения опыта, как теоретического, так и практического. Наше образовательное учреждение реализует дополнительные программы различных направлений с учетом востребованности (проводим ежегодный мониторинг среди детей и родителей) и возможностей школы. Далее разрабатывается учебный план на учебный год. Пример плана на 2021 – 2022 учебный год приведен ниже.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №
__________
Приказ № «Д» от 01.09.2021.
Учебный план
дополнительного образования на 2021 – 2022 учебный год
Направление | Название программы | ФИО руководителя | Кол-во часов в неделю | Класс |
Художественно-эстетическое | «Юный художник» |
| 4 | 1 «А», 5 «А», 8 «В» |
«Теремок» | | 1 | 4 «В» | |
«Музыкальная шкатулка» | | 1 | 5 «А» | |
«Страна рукоделия» | | 1 | 2 «Б» | |
Естественнонаучное | «Юный эколог» | | 1 | 4 «Б» |
«Экознайка» | | 1 | 9 «А» | |
«Клуб почемучек» | | 1 | 1 «А» | |
Физкультурно-спортивное | «Юный волейболист» | | 2 | 8 «Б», 10 «А» |
«Спортивные игры» | | 3 | 7 «Б», 9 «Б» | |
«ЮИД» | | 1 | 6 «Б» | |
«Красный, желтый, зеленый» | | 1 | 2 «В» | |
Военно-патриотическое | «Защитник» | | 2 | 10 «А» |
«Юный патриот» | | 1 | 6 «Г» | |
Социально-педагогическое | «Новичок в 5 классе» | | 3 | 5 «А», 5 «Б», 5 «В» |
«В мире профессий» | | 1 | 11 «А» | |
«Занимательная грамматика» | | 1 | 4 «А» | |
«Юный финансист» | | 2 | 2 «Б», 6 «Б» |
Информацию об имеющихся и реализуемых программах в образовательном учреждении, а также о сайтах, где можно получить информацию о функционирующих кружках, спортивных секциях, объединениях учреждений дополнительного образования других ведомств размещаем на официальном сайте ОУ, информационных стендах школы, в разделе «Объявления» на платформе Дневник.ру. Пример приведен ниже.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69
г. ВОРОНЕЖА
Сведения
о действующих школьных кружках
Название кружка |
«Юный художник» |
«Юный патриот» |
«Юный эколог» |
«Экознайка» |
«Юный волейболист» |
«Спортивные игры» |
«Защитник» |
«Клуб почемучек» |
«Занимательная грамматика» |
«ЮИД» |
Красный, желтый, зеленый» |
«Юный финансист» |
«Новичок в 5 классе» |
«Страна рукоделия» |
«Музыкальная шкатулка» |
«В мире профессий» |
«Теремок» |
сайт Управления образования и молодежной политики – вкладка «Подведомственные организации»
сайт Управления культуры – вкладка «Муниципальные учреждения культуры»
сайт Управления физической культуры и спорта – вкладка «Список подведомственных учреждений физической культуры и спорта администрации городского округа город Воронеж» -
При организации работы по вовлечению обучающихся в полезную внеучебную занятость уделяем много внимания такой категории обучающихся, как «группа риска» и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Соседство с Центром дополнительного образования «Реальная школа» также способствует вовлечению обучающихся нашего ОУ в полезную занятость. Многолетние партнерские отношения с данным центром позволяют значительно расширить круг возможностей для эффективного всестороннего развития обучающихся.
Но, не стоит забывать древнюю мудрость «Можно подвести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». И это задача преподавателя увлечь, заинтересовать, повести за собой.
Результатом такой деятельности является сокращение числа детей, совершающих неправомерные действия и поступки (правонарушения и преступления). Победы в конкурсах и олимпиадах различных уровней также свидетельствуют о пользе дополнительного образования обучающихся.