Дополнительное образование в школе как фактор эффективного развития личности обучающихся
Дополнительное образование в школе как фактор эффективного развития личности обучающихся.
Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»
Воспитание на современном этапе развития представляет собой многоплановый долговременный процесс формирования личности в тесном взаимодействии семьи, школы, окружающей среды, средств массовой информации и т.д.
Одной из структурных единиц воспитательной системы с широким спектром воспитательных функций является дополнительное образование (кружки и секции по интересам). Именно они способны решить ряд педагогических задач, которые ФГОС ставит перед образовательными учреждениями.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - это программа, реализующаяся за пределами ФГОС и направленная на решение задач общего развития и формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создания основы для осознанного профессионального выбора. Построение программ осуществляется по принципу: «Все из жизни, все для жихни!»
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых) нацеливает на организацию деятельности таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности с учетом выдающихся способностей и задатков (в том числе по их выявлению и поддержке), возрастных особенностей.
Значительное внимание уделяется дополнительному образованию на уровне государства: Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (31.03.2022 № 687-р).
Всестороннее развитие личности обучающегося происходит не сиюминутно, это непрерывный процесс освоения новых знаний, приобретения опыта, как теоретического, так и практического. Наше образовательное учреждение реализует дополнительные программы различных направлений с учетом востребованности (проводим ежегодный мониторинг среди детей и родителей) и возможностей школы. Далее разрабатывается учебный план на учебный год. Пример плана на 2021 – 2022 учебный год приведен ниже.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №
__________
Приказ № «Д» от 01.09.2021.
Учебный план
дополнительного образования на 2021 – 2022 учебный год
Направление | Название программы | ФИО руководителя | Кол-во часов в неделю | Класс |
Художественно-эстетическое | «Юный художник» |
| 4 | 1 «А», 5 «А», 8 «В» |
«Теремок» | | 1 | 4 «В» | |
«Музыкальная шкатулка» | | 1 | 5 «А» | |
«Страна рукоделия» | | 1 | 2 «Б» | |
Естественнонаучное | «Юный эколог» | | 1 | 4 «Б» |
«Экознайка» | | 1 | 9 «А» | |
«Клуб почемучек» | | 1 | 1 «А» | |
Физкультурно-спортивное | «Юный волейболист» | | 2 | 8 «Б», 10 «А» |
«Спортивные игры» | | 3 | 7 «Б», 9 «Б» | |
«ЮИД» | | 1 | 6 «Б» | |
«Красный, желтый, зеленый» | | 1 | 2 «В» | |
Военно-патриотическое | «Защитник» | | 2 | 10 «А» |
«Юный патриот» | | 1 | 6 «Г» | |
Социально-педагогическое | «Новичок в 5 классе» | | 3 | 5 «А», 5 «Б», 5 «В» |
«В мире профессий» | | 1 | 11 «А» | |
«Занимательная грамматика» | | 1 | 4 «А» | |
«Юный финансист» | | 2 | 2 «Б», 6 «Б» |
Информацию об имеющихся и реализуемых программах в образовательном учреждении, а также о сайтах, где можно получить информацию о функционирующих кружках, спортивных секциях, объединениях учреждений дополнительного образования других ведомств размещаем на официальном сайте ОУ, информационных стендах школы, в разделе «Объявления» на платформе Дневник.ру. Пример приведен ниже.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69
г. ВОРОНЕЖА
Сведения
о действующих школьных кружках
Название кружка |
«Юный художник» |
«Юный патриот» |
«Юный эколог» |
«Экознайка» |
«Юный волейболист» |
«Спортивные игры» |
«Защитник» |
«Клуб почемучек» |
«Занимательная грамматика» |
«ЮИД» |
Красный, желтый, зеленый» |
«Юный финансист» |
«Новичок в 5 классе» |
«Страна рукоделия» |
«Музыкальная шкатулка» |
«В мире профессий» |
«Теремок» |
сайт Управления образования и молодежной политики – вкладка «Подведомственные организации» http://образованиеврн.рф/?page_id=13279
сайт Управления культуры – вкладка «Муниципальные учреждения культуры» https://kultura.govvrn.ru/
сайт Управления физической культуры и спорта – вкладка «Список подведомственных учреждений физической культуры и спорта администрации городского округа город Воронеж» - https://voronezh-city.ru/administration/structure/list/74
При организации работы по вовлечению обучающихся в полезную внеучебную занятость уделяем много внимания такой категории обучающихся, как «группа риска» и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Соседство с Центром дополнительного образования «Реальная школа» также способствует вовлечению обучающихся нашего ОУ в полезную занятость. Многолетние партнерские отношения с данным центром позволяют значительно расширить круг возможностей для эффективного всестороннего развития обучающихся.
Но, не стоит забывать древнюю мудрость «Можно подвести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». И это задача преподавателя увлечь, заинтересовать, повести за собой.
Результатом такой деятельности является сокращение числа детей, совершающих неправомерные действия и поступки (правонарушения и преступления). Победы в конкурсах и олимпиадах различных уровней также свидетельствуют о пользе дополнительного образования обучающихся.
Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Огаркова Елена Александровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна