12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса Соколова44
0

Статья «Система дополнительного образования школы как средство развития обучающихся с особыми образовательным потребностями»

Система дополнительного образования школы как средство развития обучающихся с особыми образовательным потребностями.

Соколова Л.А.,

заместитель директора по УВР

МБОУ «Цнинская СОШ № 2»

Тамбовского района

Государственная система помощи детям с особыми образовательными потребностями в нашей стране действует давно: созданы и успешно функционируют сотни коррекционных образовательных учреждений, школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы – интернаты для одаренных детей. В последнее время все чаще обращается внимание на практику инклюзивного образования – включения детей с ОВЗ в процесс обучения в массовой школе, прохождения ими общеобразовательной программы с учетом гибких подходов к обучению. Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить высокое качество образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития учащихся.

Особое место среди других детей занимают одаренные дети. Их результаты в обучении становятся достоянием для всей школы, приносят школе успех, повышают ее рейтинг среди других учебных заведений.

По мнению зарубежных и отечественных психологов одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 
Основные характеристики одаренности четко сформулировал отечественный психолог Натан Семенович Лейтес:

высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности;

высокая мотивация к той или иной деятельности;

высокий уровень креативности (способности к творчеству).

Наличие у ребенка даже одного из трех качеств свидетельствует о его одаренности! 
В своем послании к Федеральному собранию РФ Дмитрий Медведев отметил: "Необходимо создать общенациональную систему поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей».

При работе с одаренными детьми необходимо знать, что они обладают особым типом обучаемости, он может проявляться, как в более высокой скорости и легкости в обучении, по сравнению с другими детьми, так и в замедленном темпе обучения. Не каждый учитель способен разглядеть одаренного ребенка и создать индивидуальную программу работы с ним, которая привела бы к развитию, а не угасанию его природных задатков.

В настоящее время в нашей стране применяется три ведущих варианта обучения одаренных детей:

– раздельное обучение (специальные образовательные учреждения для одаренных детей),

совместно-раздельное обучение – специальные группы (классы) для одаренных детей в традиционном образовательном учреждении,

совместное обучение – обучение одаренных вместе со сверстниками.

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения особую значимость приобретает внеурочная деятельность по различным направлениям. Предлагаются различные модели организации внеурочной деятельности в ОУ.

В настоящее время расширилась система олимпиад и конкурсов школьников, различного рода ученических конференций и семинаров, отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио). 
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сформулирована новая цель современного отечественного образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 
Огромное значение, в этом направлении, имеет 
использование образовательного потенциала учреждений дополнительного образования (УДО). 
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с особыми образовательными потребностями своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования, сформированные компетенции могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

Нельзя не сказать и об изменившейся тенденции в выборе образовательных технологий.

Требования ФГОС нового поколения фиксируют системно-деятельностный подход как ведущий в достижении результатов образования, формирования универсальных учебных действий учащихся. На первый план выступают технологии деятельностного типа, ИКТ, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения. Работа в группах, проектная, исследовательская деятельность, активные формы и инновационное содержание призваны повысить качество образования, в том числе и в процессе педагогического сопровождения различных категорий детей с особыми образовательными потребностями. 
Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 
Таким образом, дополнительное образование детей МБОУ «Цнинская СОШ №2» Тамбовского района по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами.

Многие дополнительные образовательные программы нашей школы являются прямым продолжением предметных образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические навыки. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования в дальнейшем активно используется в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности детей за пределами времени, отведенного на основные школьные предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по различным направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют кружки, спортивные секции, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями.

Педагоги дополнительного образования работают в режиме поиска, имеют свободу выбора действий, творчества. Они сами конструируют программы, сценарии, занятия. Однако педагоги имеют право пользоваться типовыми и авторскими программами дополнительного образования, отобразив данный факт в пояснительной записке своей программы.

МБОУ «Цнинская СОШ № 2» использует различные формы дополнительного образования. Это и детское общественное объединение - волонтерский отряд «Мы вместе!». Плодотворно ведет свою работу школьное научное общество «Элита», целью которого является создание в школе условий для саморазвития, самореализации личности ребёнка, выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников. Стали традиционными в школе проведение ежегодной научно-практической конференции и отчетного мероприятия педагогов дополнительного образования на базе школы и ее филиалов.

Обучающиеся школы принимают активное участие в творческих и интеллектуальных конкурсах:

-муниципальный этап всероссийского конкурса «Дорога глазами детей», принимали участие 24 человека, (Диплом участника);

-муниципальный этап всероссийского конкурса «Красота божьего мира», участие принимали 9 человек (Дипломы I степени, II степени, III степени, 6 дипломов участников);

-муниципальный этап всероссийского конкурса «Звёздочки Тамбовщины» 12 человек (2 Диплома II степени, 4- III степени, – 4 человека, 6 дипломов участников);

-муниципальный этап Всероссийского конкурса изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Палитра ремёсел», участие приняли 5 человек (Диплом I степени, 2 диплома II степени)

-муниципальный этап Всероссийского конкурса Литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы» приняли участие 9 человек (Диплом I степени).

Воспитанники объединения «Юный художник» и «Экологический мониторинг» принимали участие в Региональном этапе Всероссийской олимпиады научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос», олимпиада «Созвездие» (2 диплома II степени).

Обучающиеся объединения физкультурно-спортивной направленности «Игра - здоровье, спорт» принимают активное участие в спортивных соревнованиях различного уровня. В районном турнире по баскетболу юноши заняли III место, девушки II место; в районных соревнованиях по волейболу юноши заняли II место.

В районном конкурсе «Лучший туристический маршрут Притамбовья» приняли участие обучающиеся объединения «Экологический мониторинг» (Диплом II степени).

В филиале в с.Донское активно участвуют в конкурсах: вокально-фольклорная группа «Истоки», в районном этапе областного конкурса «Звездочки Тамбовщины» заняли 2 место, а в конкурсе «Звонкие голоса России» - 1,2,3 место и стали участниками регионального этапа.

Ансамбль народных инструментов «Карусель» занял 1 место в конкурсе фольклорных коллективов «Хоровод традиций» муниципального уровня и 2 место регионального этапа. Третий год коллектив участвует еще и в показе школьной моды, занимая при этом 1 место в муниципальном и региональных этапах Всероссийского конкурса юных дизайнеров, модельеров, театров моды и костюма «Молодежная Мода – Новый Стиль Отношений»

Танцевальный коллектив «Настроение» в муниципальном этапе Всероссийский конкурс детских хореографических коллективов «Здравствуй, Мир!» занял 2 место и стал лауреатом регионального конкурса «В ритме века».

Объединение дополнительного образования «Экологические проблемы села Донское» - участники региональных конкуров: « Юннат -2015». Согласно ФГОС нового поколения в рамках внеурочной деятельности реализуются программы в 1-4 классах: «Уроки милосердия», в рамках которого дети участвуют в конкурсе поделок «Пасхальный сувенир». В рамках объединения «Великая Отечественная война» работает клуб «Патриоты Тамбовщины», который ведет поисковую работу по сбору фотографий участников Вов, проведены мероприятия посвященные Дням воинской Славы России, работает на постоянной основе волонтерский отряд по оказанию помощи ветеранам.

Программы дополнительного образования реализуют педагоги дополнительного образования и учителя-предметники школы. Также организовано сетевое взаимодействие между школой и учреждениями дополнительного образования Тамбовского района и г.Тамбова.

Создан банк программ дополнительного образования, которым пользуются все педагоги школы. Обучение ведется в очной форме и доступно каждому ребенку школы по его интересам.

В школе функционирует методическое объединение педагогов дополнительного образования, на заседаниях которого рассматриваются актуальные вопросы развития дополнительного образования школы. Целью деятельности методического объединения является создание условий для творческой работы и повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования. Заседания МО с показом открытых мероприятий и занятий стали традиционными и проходят как на базе школы, так и на базе филиалов.

Ежегодно педагоги дополнительного образования участвуют в различных конкурсах муниципального и регионального этапов, добиваясь высоких результатов.

Информационные ресурсы:

Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С.Лейтес, Н.Л.Карпова, О.Л.Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005

Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Д.А.Медведева Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.11.2009

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.