Дополнительное образование в условиях пандемии
Дополнительное образование в условиях пандемии
В отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования не имеют сетевых платформ и инструментов, применяемых для организации учебного процесса в системе общего образования. В результате, каждое учреждение дополнительного образования столкнулось с необходимостью самостоятельного выбора пути перенесения своей деятельности в виртуальный формат.
Следует отметить, что создание системы непрерывного дистанционного учебного процесса для дополнительного образования – задача крайне сложная. Для эффективного обучения детей творчеству в виртуальном формате требуется совокупность правильной административной тактики и высокого профессионализма, а также находчивости педагогических работников.
Коллектив МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР выбрал следующие направления деятельности для организации дополнительного образования в режиме сложной эпидемиологической ситуации:
- ведение обучения в дистанционной форме;
- повышение квалификации педагогических работников через участие в дистанционных профессиональных конкурсах, мастер-классах и вебинарах;
- организация и проведение тематических онлайн-смен в каникулярное время;
- организация и проведение дистанционных выставок работ обучающихся в сети Internet;
- организация и проведение дистанционных районных мероприятий;
- обеспечение активного участия обучающихся в дистанционных творческих мероприятиях различного уровня;
- обеспечение активного участия победителей районных конкурсов в дистанционных мероприятиях окружного и областного уровней.
В нашей образовательной организации в качестве вспомогательного ресурса для организационных задач задействован мессенджер WhatsApp. Детско-родительские чаты используются для рассылки раздаточных материалов; напоминаний о занятии; домашних заданий; и получение обратной связи.
Ещё одной информационно-образовательной платформой стала социальная сеть «ВКонтакте». На сегодняшний день нами создано три сообщества в данной социальной сети: информационно-просветительское сообщество; сообщество по организации познавательно досуга обучающихся в каникулярное время; сообщество для проведения районных интеллектуальных игр. Так же на официальной странице нашего учреждения создана рубрика «Онлайн-методкабинет» под хэштегом «ЦВР_в_помощь_педагогу», где в последнюю пятницу каждого месяца размещается каталог с активными ссылками на методические разработки наших педагогов, которыми может воспользоваться каждый.
С начала учебного года коллективом Центра организовано и проведено 11 районных дистанционных мероприятий, в которых приняли участие 979 обучающихся образовательных организаций Байкаловского МР.
Ежемесячно проводится работа в рамках социально-педагогического проекта «Будь здоров!» и краеведческого проекта «Не забывайте о Победе, не забывайте о войне». Взаимодействие с общеобразовательными учреждениями и социальными партнёрами организовано через электронную почту, официальный сайт учреждения и мессенджер WhatsApp.
Необходимость перехода на проведение мероприятий в дистанционной форме привела к поиску новых путей и возможностей для организации работы в этом направлении. Непростой и важной задачей стало сохранение воспитательной ценности, основной сути и доступности мероприятий.
Менее всего изменениям подверглись творческие мероприятия. На районный конкурс художественного слова для учащихся начальных классов «Читалочка» принимались видеоматериалы с выступлением участников, исполняющими наизусть одного произведение. В конкурсе приняло участие рекордное количество – 42 человека. В номинации «Поэзия» первое место заняла Рыжкова Валерия (МКОУ Краснополянская СОШ), в номинации «Проза» - Спирина Екатерина (МАОУ «Байкаловская СОШ»). Видео выступлений победительниц было направлено для участия в областном этапе конкурса.
Аналогично проводился районный конкурс юных чтецов «Живая классика» - соревновательное мероприятие для учащихся 5-11 классов по чтению вслух (декламации) отрывка из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. Третье место в конкурсе занял Докучаев Глеб (МКОУ Нижне-Иленская СОШ), а первое-второе место поделили Фенинец Карина (МКОУ Ляпуновская СОШ) и Скоморохов Глеб (МКОУ Городищенская СОШ). Видео выступлений победителей будет направлено для участия в областном этапе этого традиционного и масштабного всероссийского конкурса.
Конкурс детского стихотворного творчества «Неопытное перо» проводился в привычном заочном формате. В данный момент создаётся электронный сборник, в котором будет опубликовано более ста произведений юных поэтов Байкаловского района. Лучшими, по мнению членов жюри, в этом году были признаны авторы: Солдатов Кирилл, Иванов Семён, Борисов Дмитрий, Абросов Александр, Койнова Софья, Давыдова Светлана (учащиеся Байкаловской школы), Рыжкова Валерия, Юдинцева Влада, Соснина Злата (учащиеся Краснополянской школы).
Районный дистанционный конкурс «Юные исследователи природы - 2020» состоял из двух испытаний: конкурс виртуальных фотовыставок на тему: «Рекордсмены среди даров природы» и конкурс опытническо-исследовательских работ и проектов. Материалы для участия в конкурсе принимались по электронной почте.
Сложнее оказалась ситуация с проведением спортивных мероприятий. Районная спортивная игра для младших школьников «Семь гномов» и районный этап всероссийского фестиваля «Весёлые старты» проводились аналогичным образом. Были разработаны программы соревнований с чёткими указаниями по организации и проведению. Руководители команд проводили соревнования в школе в соответствии с положением, во время соревнований велась фото и видеосъёмка для подтверждения предоставленных результатов. Заполненные отчёты-протоколы с результатами школьного этапа принимались для участия на районном уровне.
Для организации и проведения районной интеллектуальной игры «Брейн-ринг» было создано одноимённое сообщество в социальной сети «ВКонтакте». Участникам было необходимо вступить в данное сообщество, создать командную беседу для обсуждения ответа на вопрос и в назначенное время иметь доступ к выходу в интернет с личного устройства. В часовом интеллектуальном поединке между восьми команд победила МАОУ «Байкаловская СОШ», вторыми стали обучающиеся МКОУ Шадринская СОШ, Нижне-Иленская команда заняла почётное третье место.
Ситуация перехода работы дополнительного образования в дистант демонстрирует ценность практической деятельности и очного общения. Мы с нетерпением ждём встречи с нашими обучающимися и возврата в привычный, традиционный режим работы.
Автор: Иванова Олеся Анатольевна, зам. директора по организационно-массовой работе МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР